Как мыть велосипед в домашних условиях
Как правильно мыть велосипед
Велосипед – это комплекс движущихся частей. Под воздействием грязи, пыли и мусора эти детали начинают разрушаться, поэтому мыть и чистить велосипед нужно не только после поездки под дождём, но регулярно – в зависимости от типа и частоты езды. Это сэкономит вам стоимость целого набора запчастей велосипеда.
Если вы не уверены, что правильно ухаживаете за велосипедом, изучите наше подробное руководство, чтобы обеспечить бесперебойность работы «железного коня» на долгие годы.
Когда и чем мыть велосипед
Самый очевидный момент – когда велосипед грязный: к колёсам прилипли комья глины, на раме брызги из лужи. Однако чистки только после сильного загрязнения будет недостаточно.
Шоссейный велосипед нужно мыть ежемесячно. Горный или кроссовый – раз в две недели при катании в сухих условиях и после каждой поездки по грязи.
Цепь чистим через 1-2 поездки и каждые 100-150 км обезжириваем и повторно смазываем.
Источник: velomesto.com
Для чистки велосипеда вам понадобятся предметы домашнего обихода:
Как мыть велосипед
В этом блоке мы проведём «генеральную мойку» велосипеда, а про регулярную чистку будет сказано чуть ниже.
Шаг 1. Подготавливаем фронт работ
Налейте в два чистых ведра тёплую воду и средство для мытья посуды, можно Fairy. Перемешайте до образования пены. Разложите в удобной доступности щётки, губки и тряпки.
Шаг 2. Подготавливаем велосипед
Снимите колёса и прислоните велосипед к стене или поместите его на специальную подставку, если такая есть. Намочите весь велосипед, чтобы удалить грязь, прежде чем тереть его губками и тряпками.
Шаг 3. Чистим цепь
Чтобы сохранить натяжение цепи для облегчения чистки, используйте держатель цепи. Если его нет, выполните этот шаг перед снятием колёс.
Нанесите на цепь обезжириватель (а также на кассету, переключатели и передние звёзды), подождите 5-10 минут, чтобы он попал на каждое звено, и затем смойте слабой струёй воды. Если цепь всё ещё грязная, нанесите на неё небольшое количество средства для мытья посуды и отмойте звенья шероховатой стороной губки.
Затем снова сполосните водой.
Шаг 4. Чистим трансмиссию
Окуните щётку с жёсткой щетиной в ведро с водой и потрите передние, а также задние звёзды. Затем смойте слабой струёй воды и повторите процедуру, если грязь осталась. После этого капните средство для мытья посуды на кассету, вновь потрите щёткой и ополосните.
Шаг 5. Чистим раму
Окуните чистую, мягкую губку во второе ведро с чистой водой. Протрите раму сначала со средством, а затем без него. До труднодоступных мест рамы доберитесь щёткой. Если у вас ободные тормоза, колодки можно очищать абразивной стороной губки.
Шаг 6. Чистим колёса
Для ободов и покрышек рекомендуем использовать мягкие щётки среднего и большого размера, то есть не зубные, а бытовые. Окуните щётку в ведро, которое вы использовали для мытья рамы. Начиная с клапана велосипедной камеры, протрите обод по всей его поверхности, пройдитесь по спицам и втулке и повторите это для другой стороны колеса. Не забудьте сполоснуть водой.
Если у вас дисковые тормоза, протрите ротор мягкой стороной чистой губки и старайтесь не допускать попадания мыльного средства на роторы и тормозные колодки. Для очистки роторов можно использовать специальный очиститель для ротора или медицинский спирт.
Шаг 7. Завершаем мытьё
Протрите весь велосипед и его компоненты сухой чистой тканью или дайте высохнуть на солнце. Смажьте цепь, когда установите колёса. Дайте смазке пять минут, чтобы впитаться, а после уберите излишки тряпкой, иначе избыточная смазка будет притягивать больше грязи к трансмиссии.
Если вы хотите, чтобы байк выглядел как с витрины, используйте полироль для велосипеда – он придаст дополнительный блеск. На сухую чистую тряпку нанесите немного полироля и протрите раму, а также другие блестящие детали. Избегайте попадания средства на тормоза.
Как и чем мыть цепь
Остановимся на этом моменте подробнее, ведь именно велосипедная цепь загрязняется быстрее и проще всего.
Источник: bicycling.com
Для начала подберите правильную смазку – она поможет продлить срок службы трансмиссии.
Есть два типа смазки: влажная и сухая. Влажную смазку лучше использовать для езды в мокрых условиях. Она более устойчива к дождю, но к ней сильнее прилипают грязь и песок, поэтому после смазывания очень важно убрать излишки.
Сухая смазка больше подходит для сухой погоды. Грязь и песок меньше прилипают к цепи, но смазка легко смоется, если вы попадёте под дождь.
Регулярная чистка цепи не отнимет много времени. Достаточно после каждой поездки чистить звенья либо твёрдой щёткой, либо тряпкой. Для более тщательного ухода есть специальная машинка для чистки цепей.
Эту процедуру стоит проводить раз в несколько месяцев или чаще, если у вас горный велосипед:
Можно ли мыть велосипед на автомойке
Многие думают, что это хорошая практика. Но мы не советуем прибегать к помощи автомоек, поскольку струя воды там слишком сильна. Есть риск повредить краску рамы, особенно если уже есть сколы, и загнать мельчайшую грязь и воду во внутренние компоненты велосипеда. Это оставит детали без смазки и наполнит их влагой, что со временем приведёт к коррозии.
Можно ли мыть велосипед Кёрхером
Кёрхер (Kärcher) – это производитель техники для уборки и очистки. Есть в их ассортименте и специальные мойки высокого давления для велосипедов. Такой аппарат может упростить уход за байком, если выбрать наименьший класс давления и правильно подойти к процессу мойки велосипеда.
Подобные минимойки выпускает и велосипедный бренд Muc-Off.
Мобильные велосипедные мойки должны иметь достаточно мощный аккумулятор, чтобы очистить как минимум два велосипеда, и у них должно быть подходящее давление, чтобы удалить стойкую грязь, не снимая краску с рамы. Такие аппараты состоят из резервуара для воды, шланга, насадки, регулирующей давление, и аккумуляторной батареи.
Некоторые портативные мойки производятся с функцией забора воды из ёмкости – из бочки, канистры или ведра.
Где мыть велосипед
Редко какой жилой комплекс может похвастаться зоной, где можно воспользоваться шлангом, чтобы помыть велосипед на улице. У жителей частных домов с этим проблем не будет, а что делать обитателям многоэтажек?
Что касается второго варианта, мы рекомендуем сначала на улице удалить крупную грязь, а также обезжирить и почистить трансмиссию, чтобы потом не пришлось тратить много времени на уборку ванной комнаты. Не забудьте также постелить на пол душа или дно ванной резиновый коврик: это защитит поверхность от царапин и вероятных сколов.
После чего выполняйте пошагово все действия из инструкции, описанной выше.
Для уличной очистки при отсутствии шланга или портативной мойки, если хотите упростить процесс, используйте садовый распылитель – большой опрыскиватель ёмкостью от 5 до 16 литров. Такой пульверизатор обойдётся около 700 рублей.
Как не навредить велосипеду при мойке
1.Не используйте для всех деталей байка одну тряпку и щётку, чтобы не замарать раму смазкой для трансмиссии. Для каждого элемента велосипеда должна быть отдельная губка или тряпка.
2. Не используйте абразивную губку или жёсткую щётку для обработки рамы.
3. Если на велосипеде есть ощутимый слой грязи, не начинайте сразу вытирать его, иначе можно поцарапать покрытие велосипеда. Сначала смойте грязь слабым напором воды из шланга.
4. Не мойте свой велосипед шлангом высокого давления или в режиме «струя», поскольку вода попадёт внутрь и испортит подшипники.
5. Не погружайте велосипед или его составные части полностью в воду, будь то ванна или водоём. В этом случае вода ещё быстрее попадёт туда, где ей не нужно быть.
6. Избегайте распыления воды из шланга непосредственно на вилку или амортизатор, если у вас горный велосипед.
Как мыть велосипед зимой
Зимняя езда сильнее, чем можно подумать, приводит к износу компонентов велосипеда из-за песка и реагентов, которыми посыпаются дороги. Кроме того, чрезмерная влажность может удалить важную смазку из трансмиссии, что также ускорит износ цепи, кассеты, передней звезды и переключателей.
Вот почему лучше всего мыть велосипед сразу после суровых зимних поездок или, по крайней мере, перед тем, как снова выезжать на нём.
Лёд и снег тают в тёплой квартире, а образовавшаяся вода не только загрязняет жилище, но и проникает в велосипед. Выход тут прост: находясь на улице, удалите щёткой как можно больше рыхлого снега, льда и соли, прежде чем занести велосипед внутрь. Дома протрите цепь и проверьте все движущиеся части.
Используйте смазку, которая предназначена для плохой погоды. И хотя так придётся больше времени тратить на уход за цепью, лучше вытирать излишки смазки, чем быстро испортить трансмиссию. Если у вас нет возможности посвящать байку столько времени, воспользуйтесь спреями для защиты цепи. Muc-Off и другие бренды продают подобные спреи, которые предотвращают прилипание дорожной грязи.
Зимой чаще, чем летом, необходимо обезжиривать цепь и обновлять смазку. Чтобы меньше зимней грязи попадало на раму, оборудуйте свой велосипед крыльями большого покрытия.
Как ухаживать за велосипедом на регулярной основе
Чистка велосипеда после каждой поездки занимает не более пяти минут. Регулярный небольшой уход сделает генеральную мойку велосипеда быстрой и нетрудной, а также продлит жизнь его составных частей.
Для регулярной чистки велосипеда даже не нужна вода и все те инструменты, которые перечислены выше. Вам понадобятся 2-3 тряпки (для цепи, для рамы) и щётка. Тканью для «чистых» мест протрите раму от пыли, а для «грязных» – цепь, ролики и передние звёзды. Щёткой, если требуется, протрите кассету.
Готово! Теперь ваш велосипед будет исправно и долго работать. И как вам наверняка известно, чистый велосипед – это быстрый велосипед.
Н е поленитесь выделить 30 минут на этих выходных, чтобы как следует оторваться и испачкать ваш велосипед. Также просмотрите представленные ниже несложные инструкции, составленные профессионалами, чтобы избежать элементарных ошибок.
Каждый моет свой велосипед по-разному. Опираясь на свой опыт, могу предложить свой способ, выявленный путем проб и ошибок. На мой взгляд, он наиболее эффективен. Обычно, на то, чтобы мой байк засверкал как новенький, у меня уходит меньше 25 минут. Вы можете распечатать эти инструкции для справки, пользуясь ими во время чистки своего велосипеда. Итак, начнём.
Как помыть цепь
Благодаря чистой велосипедной цепи, вам будет легче переключать передачи. Если она грязная, этот процесс будет проходить медленнее, а также это повлечет износ вашей трансмиссии.
Как помыть задние звёздочки и механизм переключателя
Помойте задние звёздочки щеткой с тёплой водой.
Снова воспользуйтесь небольшим количеством обезжиривающего средства при необходимости. Для того, чтобы добраться до труднодостижимой грязи на звездочках, используйте плоскую отвертку или тонкую палочку. Осторожно вычистите её. Помните, что грязь притягивает грязь, поэтому чем тщательнее вы поработаете на этой стадии, тем позже вам придётся опять чистить их в будущем.
В завершение, аккуратно протрите сухой тряпкой, чтобы ликвидировать все остатки. На этой стадии очень важно, чтобы не осталось ни грамма обезжиривающего средства. В зависимости от того, насколько скрупулезно вы поработаете, тем лучше будут переключаться передачи.
Переходим к механизму переключателя. Здесь стоит использовать щётку, чтобы очистить крупные куски грязи.
Затем протолкните туда аккуратно узкую отвертку, чтобы удалить всю забившуюся грязь. Убедитесь, что очистили обе стороны механизма.
И наконец, нанесите немного обезжиривателя, и с помощью старой зубной щётки удалите остатки.
Как помыть передний механизм
Воспользуйтесь щеткой при очистке грязи с переднего механизма. Зубная щётка понадобится, чтобы добраться до труднодостяжимых мест.
С помощью куска ткани протрите внутри механизма, пропуская её между деталями.
Особо бережно отнеситесь к раме вашего велосипеда
Возьмите чистую тряпку и протрите раму тёплой водой. Моющие средства лучше не использовать, т.к. любое из них содержит соль, которая может испортить впоследствии раму, если его не до конца вымыть.
Мытье всего велосипеда
Обязательно стоит быстро пройтись чистой тряпкой по ободам, чтобы избавиться от любой грязи, которая может попасть в тормозные колодки.
Тормозные колодки часто вообще не моются, однако не стоит забывать пройтись по ним зубной щёткой.
Кроме того, при очистке своих тормозных колодок проверьте, не нуждаются ли они в замене, и нет ли никаких прилипших металлических частиц, которые необходимо удалить. Осторожно избавьтесь от них с помощью маленькой отвертки. Если поверхность тормозного блока стала блестящей, воспользуйтесь наждачной бумагой для придания ей шероховатости. Наконец, протрите тёплой водой с помощью тряпки педали и другие части велосипеда.
Ваш велосипед нуждается в полировке
Полируя раму, вы предохраняете её от излишнего загрязнения. Также не лишним будет отполировать седло.
Последняя стадия: нанесите масло на движущиеся части
Если все комплектующие сухие, можно наносить масло.
То же самое относится к переднему колесу. Не надо наносить много, большая часть смазки сама переместится с цепи во время движения.
Руками нанесите масло на передний и задний механизмы. Постарайтесь смазать каждый болтик.
Перейдите к рулю. Необходимо добавить масло в каждый болт тормозного рычага и переключателя передач. Как обычно, используйте кусок ткани для удаления излишков.
В завершение нанесите немного масла на открытые пружины в тормозах (но не в тормозные колодки!) и на тросики вблизи корпуса в местах, где они двигаются.
Смажьте маслом все остальные детали, которые скрипят, опробуйте их провернув, и сотрите все излишки.
Самые частые ошибки и ещё немного советов
Если вы хотите усовершенствовать процесс очистки вашего велосипеда, легче всего это сделать на велостоянке. Её можно купить, либо сделать самому. Огромные дебаты ведутся (да, люди спорят по поводу очистки велосипеда), стоит ли поливать байк из напорного шланга, как это делают профессионалы. Правда в том, что такой шланг может повредить подшипники и раму. Поэтому, если вы не уверены в своих возможностях, лучше использовать губку. Это может помочь продлить жизнь вашему велосипеду.
Если вам в ближайшее время предстоит очередная процедура чистки велосипеда, я бы посоветовал помыть тормоза и тросики переключения передач, а также смазать их. Для подробных инструкций посмотрите наше обучающее видео.
Лично я не рекомендую снимать цепь, чтобы помыть её. Это может её повредить. Вы отлично её отмоете даже не снимая.
Не обязательно приобретать все это оборудование, но оно может значительно облегчить вам задачу. Поэтому, если вы все же решились разориться на чистящие средства, убедитесь, что вы не зря потратили деньги. Обычно покупать через интернет немного дешевле, нежели в магазине.
Как чистить велосипед от грязи
Постоянная борьба с грязью – это общая судьба всех велосипедистов нашей страны. Полностью не спасут от неё ни крылья, ни любые другие приспособления. Поэтому, так или иначе, грязь покрывает велосипед, а в совокупности с водой проникает в различные узлы, где ничего, кроме смазки, быть не должно. Мы рассмотрим различные действия по уходу за велосипедом.
1. Автомойка
2. Попросите снизить давление моечного аппарата (на профессиональных моечных аппаратах такая возможность имеется).
3. Если «мойка» не очень дорогая и регулировки давления нет, попросите мыть велосипед с определённого расстояния.
4. Договоритесь с автомойщиком или администратором, чтобы помыть самому. Как правило, они идут навстречу, особенно после объяснения цены велосипеда (можно преувеличить), ведь кто откажется от того, чтобы на них поработали, да ещё и денег дали.
2. Мойка возле дома
Идеально, если у вас свой дом, тогда проблем точно не будет. Если дом многоквартирный, то выход тоже имеется. Найдите неиспользуемый кусок земли недалеко от дома или место, куда стекает вода после дождя, возьмите с собой губку, старую зубную щётку, ведро с водой, добавив туда средство для мытья посуды. Такого набора вам будет достаточно, чтобы привести велосипед в чистый вид.
1. Губкой с водой смываете всю наружную грязь.
2. Зубной щёткой прочищаете все труднодоступные места (особенно переключатели, часть рамы, находящейся за передними звёздами, заднюю втулку, последним делом задний блок звёзд и передние звёзды).
3. Ждёте, пока велосипед подсохнет.
4. Уже дома почистите цепь сухой тряпкой, после чего смажьте её (чем лучше всего смазывать цепь, читайте в нашей статье: «Как смазывать и ухаживать за цепью»).
5. В случае наличия амортизационной вилки протрите места между гориллой вилки и её ногами с помощью тряпки, убрав оттуда всю оставшуюся грязь.
3. Чистка трансмиссии (звёзды, цепь, переключатели)
Самый неприятный процесс, который мало кому нравится, но который необходим. Если вы ездили долгое время и не протирали грязь, наверняка она там уже прочно обосновалась, и для её удаления требуется помощь специальных средств.
На автомойке
Здесь вам вновь могут помочь быстро убрать грязь с помощью химии для двигателя. Она разъест даже многолетнюю застаревшую замасленную грязь. После мойки высоким давлением ваша трансмиссия будет блестеть, как новая.
Дома с помощью подручных средств
Вам необходима вода, старая зубная щётка, стиральный порошок (необязательно Тайд) или абразивное средство для мытья раковин, ванн или плит (Пемо-люкс, например). Поскольку стиральный порошок обладает хорошим абразивным действием, вы сможете полностью вычистить трансмиссию почти до блеска.
1. Смочите водой все элементы трансмиссии.
2. Посыпьте всё порошком.
3. Почистите щёткой, периодически смачивая её водой.
(В случае застаревшей грязи процедуру требуется повторить более одного раза)
4. После чистки обязательно смажьте цепь и подвижные части переключателей.
4. Чистка после долгого отсутствия ухода за велосипедом
Многие велосипедисты не заморачиваются уходом за велосипедом, поскольку ездят каждый день в любых условиях и обслуживают велосипед уже в конце сезона. Это удобно, поскольку не болит голова по поводу ежедневного/еженедельного «ковыряния» с велосипедом. Однако такая эксплуатация минимум раз в год несёт за собой приложение больших усилий для придания велосипеду первозданного вида. Проще всего отдать свою «рабочую лошадку» в руки механиков, которые переберут все узлы.
Если такой вариант не для вас, то нужно запастись терпением, временем и необходимым инструментом. Наша статья «Какие инструменты нужны каждому велосипедисту» поможет вам определиться со списком необходимых инструментов.
1. Сходите на автомойку – пусть собьют всю застарелую грязь. Иначе вы замучаетесь её смывать. Попадание воды в узлы в данный момент никак не повредит, в любом случае всё придётся разбирать.
2. После этого требуется разобрать, почистить и смазать все узлы, в которых имеются подшипники: рулевая колонка, каретка, втулки, ролики переключателей.
3. В случае наличия амортизационной вилки требуется, как минимум, снять штаны, прочистить их, смазать (о виде смазки и её количестве можно узнать на сайте производителя вашей вилки).
4. Чистить тросы и оплётку переключения бессмысленно, поэтому нужно их просто поменять.
5. Переключатели смазать в местах подвижных соединений его частей.
6. Снять покрышки, ободную ленту, протереть внутреннюю поверхность обода тряпкой, вылить воду (после мойки и езды по воде она туда в любом случае попадёт) и дать высохнуть.
7. Можно капнуть по капельке масла в соединение спицы и ниппеля.
8. В конце смажьте и протрите от излишков смазки цепь.
5. Что делать при наличии амортизационной вилки
С жёсткой вилкой всё просто, а вот амортизационные требуют определённого ухода.
Вилки без масла в штанах
Например, большинство, особенно бюджетных, вилок Zoom, SR Suntour, RST (кстати, вилки Magura довольно стойкие к попаданию воды внутрь). Проблема в том, что пыльники на них не предназначены для работы в дождь и никак не защищают от попадания внутрь вилки воды. А уж если вы помыли велосипед мойкой высокого давления, будьте уверены, что воды в штаны вилки попало достаточно.
1. В случае продолжительной езды в дождь обязательно снимите штаны вилки, почистите и смажьте консистентной смазкой (желательно специально предназначенной для вилок).
2. Даже если под дождём вы не ездили, грязи внутри всё равно может быть достаточно. Покажут вам это ноги вилки, которые через какое-то время будут в чёрной консистентной субстанции.
!После каждой поездки протирайте ноги вилки сухой тряпкой, чтобы не стереть рабочую поверхность ног.
Дело в том, что в воздухе находится много пыли, которая прилипает к смазке, тонким слоем находящейся на ногах вилки. Они взаимодействуют, в результате чего получается размазывание уже грязной смазки по всей рабочей поверхности ног вилки. При попадании внутрь происходит «сход» рабочей поверхности ног вилки
Вилки с маслом в штанах
Например, RockShox, Fox. Сальники на них сдерживают масло, находящееся в штанах вилки, от выхода наружу. Плюс не пускают влагу, которая попадает на них снаружи. Всё это позволяет проводить чистку и смазку вилки один-два раза в сезон. При долгом использовании вилки в неблагоприятных условиях или при частой мойке под высоким давлением всё же лучше не медлить с её переборкой. Но если такие случаи разовые в течение сезона, можно сильно не беспокоиться.
На видео ещё один вариант мытья велосипеда, а также несколько советов по его чистке
Как правильно мыть велосипед и можно ли это делать?
Грязь она не только запачкает постиранную форму, но еще способствует быстрому выходу из строя трущихся частей велосипеда, а это дополнительные расходы.
Причиной тому является тот факт, что грязь на вашем велосипеде – это песок, глина, земля и другие абразивные элементы, которые очень быстро «сотрут» цепь, звезды, колодки, диски и другие трущиеся части. Грязь проникает внутрь всех тросиков, переключателей, роликов и от этого трансмиссия также начинает работать плохо при сильном загрязнении.
Два основных варианта:
Можно ли мыть велосипед керхером?
Можно, но осторожно. Не мойте под сильным напором такие элементы как:
В обратном случае они намного быстрее придут в негодность, так как напор может выбить смазку и оставить там воду.
Мойка велосипеда в ванной/душе?
Мы считаем, что это решение не на каждый раз. После мойки вам прийдется отмывать ванную, путь до ванной в квартире, а также решать проблему с потенциальным засором. Так что лучше ванную оставить для себя;)
Основные этапы правильной мойки
Получаем идеально чистый велосипед.
Компактные мойки «с собой».
Итог: Чистый велосипед, который радует глаз и приятен в катании.