Как мы выросли в ссср
Хруст советской булки: Кто и что потерял 30 лет назад вместе с Советским Союзом
Тех, что жил в СССР-II, почти не осталось, свидетелей СССР-III крайне мало. Мы помним СССР-III-бис
«Плач Ярославны» по СССР достиг совершенно неимоверной силы, причём все льют слёзы о своём. Такое впечатление, что тогда, 30 лет назад, наблюдалась так называемая «склейка» параллельных реальностей, и каждый из плакальщиков жил в своём, «альтернативном» СССР. Теория параллельных миров физиками ещё не доказана, а вот то, что на протяжении семи десятилетий было несколько совершенно разных стран с этим названием — факт.
«До основанья, а затем…», «Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем» — примерно такова была идеология СССР-I, с момента революции примерно до второй половины 30-х годов. Автор в курсе, когда именно была утверждена Декларация об образовании СССР, но это — несущественная деталь.
«Россия — вязанка хвороста в костёр мировой революции». Точно неизвестно чья именно это фраза, её приписывают Троцкому, но в его сочинениях таковая отсутствует. Тем не менее, действовали именно в этом ключе. Из страны через Коминтерн выкачивались гигантские деньги, частично они шли на финансирование различных компартий, но по большей части тупо разворовывались. Ничего не напоминает?
С конца 20-х страна начала меняться, усилиями Сталина, который в то время был всего лишь одним из числа коллегиального руководства СССР, запустили Индустриализацию, Коллективизацию и ряд других процессов. Противодействие сторонников «пожара» было крайне высоким, именно они и выплеснулось в событиях 1937−38 годов. Но сторонники построения социализма в отдельно взятой стране тогда победили, именно с этого момента можно говорить о СССР-II.
Страна с мощной государственной экономикой и не менее мощной частной (кооперативной) промышленностью — таким был «сталинский» Советский Союз. К 1939−40 годам нормально заработали колхозы, исчезли все проблемы с продовольствием, и, действительно, «жить стало лучше, жить стало веселей».
«Самым счастливым был 1940-й, вспоминаю его как какую-то сказку. Всего уже хватало, люди с оптимизмом смотрели в будущее, по выходным в парке играл духовой оркестр, родители танцевали. Мы знали, что выучимся и будем продолжать строить новую жизнь, красивую и светлую. В том числе для себя. Я уже была не совсем маленькой девочкой, помню, как взрослые обсуждали доходы стахановцев и прочих передовиков — людям дали возможность хорошо зарабатывать. Нас тогда подбили прямо на взлёте, вскоре началась война», — рассказывала Мария Ушакова.
Войну тянули все — и государство и частный бизнес, и те, кто сами по себе. Таковых тоже хватало, на селе оставалось более четырёх с половиной миллионов крестьян-единоличников, в городах трудились миллионы «кустарей-одиночек». Артели и кооперативы клепали ППШ и ППС, снаряжали гранаты, шили обмундирование, особо обеспеченные крестьяне покупали своим сыновьям и прочим родственникам танки и иное вооружение. Между прочим, весьма недешёвое, на 1941 год Т-34 обходился стране примерно в 300 тысяч рублей, через пару лет себестоимость снизили вдвое. Но всё рано это были ДЕНЬГИ. И они у людей были. Не у всех, конечно, но и таковых хватало.
Огромные потери Великой Отечественной предопределили скорый закат СССР-II, через десять лет после великой Победы страну было уже некому защитить.
«Выбили всё молодое поколение — сознательных строителей коммунизма. Или не коммунизма, но новой жизни точно. Они первыми шли в атаку, не жалели своих жизней, защищали Родину. А за их спинами набирали силу окопавшиеся в тепле и безопасности „тыловые крысы“. Они и вышли на сцену после войны. Фронтовиков всячески задвигали, да и настоящих коммунистов в партии осталось очень мало. Полегли они все или почти все», — рассказывал один ветеран ВОВ.
СССР-III начался с ХХ съезда, когда кукурузный «враг народа» полил грязью и великого Вождя, и всю страну. Кооперативный и мелкособственнический сектор экономики национализировали в худших традициях 1917 года, хотя никаких эксплуататоров уже давно не было, собственники заработали эти активы своим горбом. Всех «единоличников» загнали в колхозы, у крестьян отобрали приусадебные участки.
Закупки пшеницы за границей, народные волнения и более чем сомнительные международные авантюры.
После смещения «волюнтариста» стоит говорить всего лишь об СССР-III-бис. Леонид Брежнев, несмотря на всю свою энергию и колоссальную работоспособность, не решился вернуться на сталинские экономические позиции. Да и отсутствовала у него команда единомышленников, кроме Константина Черненко генсеку положиться было не на кого. А вдвоём многого не добиться.
Плюс ещё не очень умный, хотя и деятельный премьер, которому хитроумный «экономист» Евсей Либерман влил в уши вредительские идеи. В экономическую модель СССР, где во главу угла ставилось обеспечение населения всевозможными товарами и услугами, ввели понятие «прибыль». На работе заводов и фабрик «косыгинская реформа» отразилась самым отвратительным образом, все стали «гнать вал» и задирать цены.
Начавшееся при Хрущёве масштабное финансирование зарубежных «друзей», которые собрались строить коммунизм, достигло своего апогея, кто такой «друг СССР» Жан-Бедель Бокасса и кого он любил кушать, знают все. Зарубежные компартии, в том числе карликовая американская, жрали массу денег и отчаянно воровали. При этом в стране на многое не хватало денег.
Тем не менее, СССР-III-бис развивался поразительными темпами, это касалось всего — и благосостояния народа, и науки, и медицины с образованием, да и армия прогрессировала. В середине 70-х ввели в строй первую атомную теплоэлектроцентраль — Билибинскую АТЭЦ. Города планировали переводить на атомную энергию, сёла — тоже. Более того, всю выработку ГСМ на многочисленных НПЗ также собирались переделать на «мирный атом», что увеличило бы выход продукции минимум вдвое.
Строилось жильё, дороги, летали на Венеру и Марс наши космические аппараты, а Глеб Лозино-Лозинский конструировал свой космический самолёт. Он полетел, аппараты БОР-2 два раза побывали в космосе и успешно вернулись.
Однако вал проблем рос, причём на первое место вышли последствия ошибок «основателей» — Ленина и Сталина. На совести Ильича «национальный вопрос», построение СССР по союзному принципу стало самой большой ошибкой. Сталин, кстати, тогда был против, но его «вес» в партийной иерархии 1921−1922 годов был невелик. К 70-м годам в республиках сформировались мощные «национальные элиты», которые косо смотрели на Москву и явно хотели сами стать местными царьками и баями. Что впоследствии и произошло. Причём все ведь жили за счёт дотаций от РСФСР, Россия отрывала от себя, но кормила «братские республики». Зря.
Сталин в этом отношении тоже наделал ошибок, например, объявив амнистию всем прибалтийским «лесным братьям» и прочей шушере — крови эти деятели пролили просто море, аж немцы ужасались.
Но главные ошибки были сделаны в идеологии. Заклинаниям про «карлу-марлу» уже никто не верил, да и эти теории давно уже показали свою несостоятельность. Отход от марксизма наметился ещё при Сталине, но Вождь не успел окончательно добить теорию «основоположника».
При Брежневе ее, наоборот, довели до абсурда, «серый кардинал» Михаил Суслов, мало того, что не отличался умом и сообразительностью, был ещё и догматиком. А потом и откровенным маразматиком. Хотя честным, тут ничего не скажешь. Но от этого легче не было.
«Я — беспартийный коммунист, в КПСС вступать не буду. Нечего мне там делать, там „идейных“ давно не осталось. А просиживать штаны на партсобраниях и нести всякую чушь я не хочу», — говорил отец автора этого материала. И таких «беспартийных коммунистов» было много!
«Чувствую себя на партсобрании чужим, все читают какую-то (непечатное выражение) по бумажке, а сами думают только как бы наверх пролезть. Чтобы стать „профессиональным“ партийцем и не работать. Коммунистов оставались единицы», — рассказывал один старый рабочий.
Короткий период правления Андропова опустим, это непростое время, очень загадочное. Но в целом вполне в тенденциях СССР-III-бис. А вот Константин Черненко попытался создать СССР-IV. Была запущена программа «Малые дороги Нечерноземья», к ним — поддержка и возрождение деревень, где начали строить инфраструктуру. Включая рабочие места — фермы и малые перерабатывающие комплексы. В целом по стране провозгласили (и реализовали!) поддержку молодых семей и получили демографический бум. Прежде всего, в России.
Черненко был уже немолод, но очень крепок, этакий матёрый крестьянин-боровичок. Однако внезапно заболел и умер. И началась известная всем агония страны.
Мы опять немного не успели, как тогда, в начале 40-х. Несмотря на пробелы в пропаганде, молодёжь выросла отличная. В конце 80-х юноши и девушки с горящими глазами шли учиться, мечтали строить, творить, делать добро. А такие люди для врагов нашей страны были опасны.
Какой СССР помнят, кто именно и как? Тех, что жил в СССР-II, уже почти не осталось, свидетелей СССР-III тоже крайне мало. Мы все помним СССР-III-бис, а о СССР-IV многие даже не подозревают.
В бывших «братских республиках» с ностальгией вспоминают дотации «центра» — халява, однако. Но тут же начинают вопить, что они-де содержали Россию. Особенно недобитые прибалты.
Различные «творческие тилигенты», коих в СССР расплодили вне всякой меры — поэты, шуты-скоморохи, певуны и прочие клоуны — также льют слёзы по дармовщинке. Сейчас эти личности опять при деле, но халявы уже нет и приходится отрабатывать свой хлеб. А эти трудиться не любят.
Собственно, вот и всё — слышны лишь вопли националистов и «тилигентов». Редкие попытки объективного анализа нашего недавнего прошлого моментально «заклёвывают», да и появляются таковые всё реже. Увы, но уровень эрудиции и образования граждан РФ стремительно падает…
А те самые «склейки» в конце 80-х, действительно, наблюдались! Согласно ряду теорий, они появляются в так называемых «точках бифуркации» — когда история может пойти либо так, либо иначе. И появляется «параллельная ветка» реальности. Тогда ткань мироздания ещё непрочна, и миры могут контактировать. Так что не исключено, что есть «ветка», где СССР до сих пор живёт и здравствует.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Психологи, работающие с людьми, выросшими в Советском Союзе, отмечают, что из своего детства они вынесли множество сходных травм, обусловленных типичными для того времени особенностями воспитания. Какие ошибки советской идеологии мешают жить современным взрослым, рассказываем в нашем материале.
Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации. Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой «экзекуции» мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас. Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя «грязными», униженными и беззащитными.
Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку. Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи. Чем еще опасна подобная физическая расправа, мы уже писали здесь.
В СССР каждый гражданин должен был приносить обществу пользу, сидение же без дела и отдых считались тунеядством. За счет этого люди, становившиеся родителями, очень рано отдавали свое чадо в ясли и детские сады. Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой. В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут. Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога.
В более старшем возрасте ситуация практически не менялась. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Разумеется, и родителей того времени можно понять: вся их жизнь была нацелена на выживание, да и собственные травмы, переданные им от их старших членов семьи, не создавали благоприятную среду для сентиментальности. Кроме того, сам строй того времени диктовал людям, что некоторые эмоции испытывать нельзя, дабы не нарушать высокой сути советского гражданина. К примеру, всем хорошо известно выражение «мальчики не должны плакать». Но ведь от чувств избавиться нельзя, независимо от того, к какому полу, возрасту или статусу ты принадлежишь. Поэтому мальчики, как и девочки, могут и должны снимать напряжение с психики во время плача, несмотря на то, что некоторые отличия от представительниц прекрасного пола у них все же есть. Об этих интересных особенностях читайте по этой ссылке.
Исследовательская работа по истории на тему: «Мы, выросшие в СССР, не похожи на современных детей»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
«Мы, выросшие в СССР, не похожи на современных детей»
Снарская Анна Александровна
МКОУ Никольская СОШ, учитель
«Не перечеркивайте прошлого, без него
нет настоящего и будущего »
Это высказывание советского писателя Александра Фадеева стало стимулом для моей исследовательской работы.
Всё дальше и дальше уводит нас время от советского периода в жизни нашей страны, которое наши дедушки и бабушки считают очень трудным, но в то же время – счастливым.
Наверное, у каждого ребёнка есть своё представление о счастье. Но, тем ни менее, мне стало интересно узнать, почему старшее поколение так дорожит своими воспоминаниями о детстве и нередко упрекают нас, детей: «А, вот мы раньше, не такими были!»
— Какие не такие? Чем они отличались от нас? Что в них было такого, чего нет у нас?
Для моего исследования я обозначила проблему: «Чем советские дети отличались от современных детей?»
Зачем мне это нужно?Я уверена, что там, в СССР осталось, что-то важное, дорогое для старшего поколения, что нам, российским детям, наверное, обязательно пригодилось бы в жизни
Цель моего исследования : выявить, какими ценностями дорожит старшее поколение, дети 50-90-х годов XX века, и являются ли они ценностями для нас, детей XX I века.
На момент начала изучения этой проблемы, я понимала значимость и важность её для меня, но насколько она актуальна для нашего времени, я поняла только когда провела сравнительный анализ. Я уверена, что когда-нибудь российская школа вернется к положительному опыту советской школы. У нас просто нет иного пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.
После распада Советского Союза произошли не только территориальные изменения в нашей стране, но и изменился образ жизни бывших советских граждан. Но, наши мамы, папы, дедушки и бабушки еще помнят те времена, когда не ещё было Интернета, компьютера, мобильных телефонов. Большей частью их детства была улица с лавочками, на которой играли в прятки, классики, в «глухой телефон» или просто общались. Глядя сейчас, на молодое поколение 21 века, они видят разницу между советскими и российскими детьми. Нам, не жившим ни одного дня в СССР, порой трудно понять их советское детство.Что это? Это вечная проблема «отцов и детей» между разными поколениями?Думаю, что да. Но в то же время предполагаю, есть ещё что-то важное. Почему старшее поколение так дорожит своими воспоминаниями о детстве, и нередко упрекают нас, детей: «А, вот мы раньше, не такими были!»
Цель моего исследования : выявить, какими ценностями дорожит старшее поколение, дети 50-90-х годов XX века, и являются ли они ценностями для нас, детей XX I века.
Предмет исследования: отличие советских детей от современных детей.
1. Познакомиться с историческим периодом второй половины XX века СССР в учебной литературе и на основе художественных произведений советских писателей о жизни детей..
2. Провести опрос, взять интервью у жителей сёл Матвеевки, Никольска, родителей и педагогов школы,родившихся и выросшихв СССР.
3.Провести анкетирование учащихся МКОУ Никольская СОШ, составить диаграммы.
4. Провести сравнительный анализ жизни детей нашей страны в разные периоды. Сделать выводы.5. Обобщить данный исследовательский материал для выступления перед старшеклассниками и родителями.
«В послевоенное время жили очень бедно, порою в школу ходить было не в чем, одни валенки зимой на троих детей, один учебник на четверых, писали на обрывках старых газет; подвоза из деревень в соседнюю школу не было, ходили пешком даже в сильные морозы из деревень на расстоянии 5-7 километров; в школе не было горячего питания обедами, иногда был горячий чай с испечёнными пончиками, но школу бежали как на праздник, старались не пропускать».«Учились прилежно. Прошло уже более 50 лет, до сих пор помню таблицу умножения, многие стихи наизусть и пишу грамотно и красиво» «У нас был предмет чистописания, он требовал от нас усидчивости и концентрации внимания, благодаря ему у многих из нас до сих пор хороший подчерк» «Педагоги в советской школе давали хорошие знания по всем предметам. И их вполне хватало, чтобы мы, выпускники простой деревенской школы самостоятельно (без репетиторов и взяток) поступили в высшее учебное заведение. «Наш общеобразовательный уровень имел широкий кругозор. Наверное, не было среди нашего поколения, кто бы не читал Пушкина или не знал, кто такой Васнецов или Ленин»
Отношение к учителям.
Данные анкетирования школьников: все 100% отмечают, что к педагогам относятся хорошо, с уважением; но быть учителем не хотели бы – 70% (потому что не престижно, нужно много знать и ученики не слушаются). Родители (20% опрошенных) – считают, что не все учителя достаточно хорошо учат и что бывают излишне несправедливы. Данные администрации школы: далеко не все родителизанимаются вопросами воспитания, некоторые считают, что этими вопросами должна заниматься школа, не всегда адекватно реагируют на замечание педагогов, порой считают, что к их ребёнку педагоги относятся предвзято.
Увлечения детей, хобби
« Мы любили читать! Часто ходили в сельскую библиотеку, где было много интересных книг. Дома читали все, ни одного дня не представляли себя без книги. Особенно интересно было читать долгими морозными вечерами около русской печки, где весело потрескивали дрова. Это благодаря книгам мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит». «У нас у каждого был свой любимый литературный герой. Это – Павка Корчагин, Ульяна Громова и др.) Мы хотели на них походить» «Любили посещать деревенский клуб, где почти каждый день демонстрировался фильм. Стоил просмотр фильма всего лишь 5-10 копеек. Советское кино и служило нам моральной опорой, много фильмов было Великой Отечественной войне, о гражданской войне, со многих героев мы брали пример и старались быть достойными их». «Для детей издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник», где было много интересного для расширения своего кругозора».
Развлечения, игры, организация отдыха
«Мы зимой катались санках, на коньках, лепили снеговиков и играли в снежки, а летом ходили на рыбалку, купались в речке, а весной пускали кораблики из коры в ручейках»«Многие игры были богаты на выдумку: обычная бельевая резинка была развлечением девочек — прыгали на улице и дома, натянув резинку между двух стульев. В основном все игры были на свежем воздухе, что было полезно для здоровья. Играли в «прятки», «города», «третий-лишний», «казаки-разбойники», в «войнушку», где одни были «наши», а другие – «фашисты», в игры с мячом – «вышибалы», «краски», «цепи, кованые», «лапта», «чижик», «качели», «догоняшки», «салочки», Самым популярным занятием мальчишек была игра «в ножички». Но очень многие из них занимались спортом: висели на турниках, играли в футбол, пионербол. «Только у некоторых были проигрыватели и пластинки, а также фильмоскоп, по которому просматривали диафильмы, собираясь вечером всей семьёй. Мама читала, а нам детям разрешали крутить колёсико для смены кадра» «В летние месяцы мы проводили в пионерском лагере, путевки которые выдавались нашим родителям по месту работы в совхозе без ограничений. Лагерь оставил особые воспоминания: пионерские костры, «День Нептуна», молодые весёлые вожатые, купание целый день на озере! В пионерском лагере мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну, конечно, влюблялись. Были случаи, когда наиболее отличившиеся ребята школы ездили во Всесоюзный лагерь «Артек»
«С друзьями собирались на лавочках общались, рассказывали смешные и страшные истории, было очень весело»
« Я мечтала окрасивой кукле, так как у меня была только резиновая игрушка «Негр», о целой коробке сладостей. И сильно желала, чтобы моя мама жила вечно. Став постарше, мечтала о том, чтобы стать учителем или врачом и приносить людям пользу»
Отношение к семье и любви
«Выросли в многодетной семье, очень сильно ценили своих родителей, братьев и сестёр, до сих пор дружим. Считаю, семья должна строиться на любви и в ней должны быть дети». Муж с женой должны быть всю жизнь вместе: «и в горе и в радости».
«Воспитывали нас на строгости. За каждую провинность наказывали. Но тем ни менее всё равно шалили: из рогаток стреляли, иногда «срывали» уроки, мальчишки дрались друг с другом. Затрещину от отца или матери запросто мог получить. Но понимали, что это справедливо и не обижались. А многие теперь с благодарностью вспоминаем, что «человеком» сделали. Нам с детства прививали понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо»
«Были в наше время ребята, которые курили, очень редко выпивали, это, конечно, плохо, но у них не было зависимости, это просто бравада и желание выглядеть взрослее»
Педагоги школы отмечают: бесконтрольный интернет калечит детскую душу, большинство детей страдают интернет-зависимостью. Такие подростки никогда не променяют социальные сети и компьютерные игры на книги и учебники.
Родители (60%) отмечают, что не видят ничего плохого в том, что в праздник могут позволить детям бокал шампанского или пива.
«У детей нашего поколения была сильная вера в светлое будущее, мы мечтали жить при коммунизме. В СССР практически все дети были сначала октябрятами, затем пионерами. Это было почетно. Нам нравилось носить звездочки с портретом Ленина, на котором он был «маленький, с кудрявой головой».А потом нас принимали в пионеры на торжественной линейке, одетых в парадную школьную форму. Мы давали торжественную клятву, обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия» Нам вручили алый пионерский галстук. Мы чувствовали себя взрослыми детьми. Теперь у нас были сборы пионерские, много общественных дел, а это большая ответственность. Поручали быть вожатыми октябрят, которым мы читали книги про пионеров-героев. До сих пор звучит в памяти: «Дружина, равняйсь! Смирно! Знамя внести!» Барабанная дробь и вверх взметаются салюты! Будь готов! Всегда готов!» Всё это неповторимо и единит наше поколение.
А потом был комсомол, комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством. Но многие представители нашего поколения так и не успели вступить потому, что идеологию в нашей стране в связи с Перестройкой разрушили и все детские организации из школ исчезли»
Данные анкетирования школьников: 100% сожалеют, что теперь в школе нет детских общественных организаций, подобных как в советское время, на их взгляд жизнь была бы интереснее. Педагоги школы отмечают: Пионерская и комсомольская организации – это хорошо организованная воспитательная работа с детьми в советское время. Сейчас у детей нет единых целей, идей, только сотовые телефоны и Интернет, которые занимают практически всё свободное время. И родителей никто не спрашивал, сами дети принимали решение стать пионером или нет, а теперь на любое мероприятие с детьми – требуется родительское согласие. Совсем детей лишили самостоятельности и инициативы.
Воспитание коллектива коллективом
«В коллективе в основном царила дружба, взаимопомощь. Если одноклассник заболел, то обязательно навещали его, поддерживали и помогали догнать пропущенный материал. Помогая товарищу, лучше понимаешь»
«Если кто-то в классе сильно провинился, то весь класс объявлял бойкот, это имело огромное воздействие. В классе не боялись сказать правду в глаза и могли осудить. Поэтому, даже самые «отъявленные нарушители» прислушивались к мнению коллектива»
Данные анкетирования школьников: 41% детей готовы прислушаться к мнению класса, 29% – готовы поменять мнение в пользу коллектива. Остальные 59% считают, что чаще всего бывают, правы, а мнение коллектива их не интересуют. В трудную минуту – 59% учащихся полагаются только на себя; оказать помощь другому готовы – только 45%. При всём этом, 80% считают, что у них есть коллектив в классе.
Мнение родителей: « Жить в пользу коллектива в наше время, значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все, сначала в школе, потом на работе»
«В нашем социалистическом обществе очень ценился труд. И дети также приучались к труду: дежурили в классе по графику, ежедневно мыли полы, парты в классах, сами заготавливали дрова и топили печи дровами в школе» «Каждую осень в течение 2-3 недель оказывали помощь совхозу в уборке урожая (копали картофель, убирали турнепс)»
«Старшеклассники на совхозной ферме в коровнике ухаживали ежедневно над группой телят. И получали даже небольшую зарплату и премии за привес» «На школьном огороде сами сажали картофель, пропалывали, окучивали и выкапывали. Осенью сдавали и на эти деньги в школу приобрели первый магнитофон и первый телевизор» «Ежегодно классом собирали макулатуру и металлолом и на вырученные деньги покупали в школу светомузыку, микрофоны и др.. Таким образом, уже с детства мы знали цену труду»
Данные администрации школы: согласно российскому законодательству нельзя детей без их и родительского письменного согласия привлекать в школе к общественно-полезному труду. Это наказуемо законом.
Но другая половина детей (50%) – против.
«Мы готовы были отвечать за свои поступки и готовы к любым последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно откупиться от ментов или откосить от армии, практически не существовало. Наши родители всегда принимали сторону закона».
«После окончания 8 классов самостоятельно поехала в г. Красноярск, без помощи родителей поступила в техникум»
Данные анкетирования школьников: 87% опрошенных считают себя вполне самостоятельными детьми. Но на вопрос: как поступишь, если столкнёшься с проблемой, 78% ответили: обращусь к родителям. И только 9% ответили: попробую решить сам.
Мнение родителей: «Мы, в своём советском детстве были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом в 7 лет было для нас чем-то самим собой» разумеющимся. Нам родители порою не говорили, мы сами знали, что нужно делать по дому. А сейчас мы слишком опекаем своих детей, защищаем, поэтому и дети растут инфантильными, надеются на помощь родителей»
Воспитание нравственных качеств
На вопрос: с кого стараетесь взять пример, отвечают большинство (75%) – с родителей.
Все 100% опрошенных детей знают, как рождаются дети, эту информацию они доступно получают из средств массовой информации (75%), от друзей (20%), очень редко от родителей (5%).
Чувство патриотизма и интернационализма
«С каким чувством гордости за свою великую Родину мы пели песню: »Я, ты, он, она – вместе дружная семья». Как мы годились ею! Мы дружили и переписывались с детьми из других советских республик». «Для наших мальчишек: пойти служить в армию – было самой большой гордостью, намного больше, чем поступить в институт». «Мы очень гордились героическим прошлым нашей страны и искренне верили: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»
Ощущение заботы государства о человеке
«Мы росли и с детства понимали, что государство предоставит бесплатно образование, профессию, место работы, обеспечит жильём и медицинским обслуживанием. Была уверенность, что «завтра будет лучше, чем вчера».
Внешний вид учащихся
«Считаю, хорошо, что в школе была в советское время единая форма. Мы выглядели почти одинаково, никто не выделялся и чувствовали себя комфортно, потому что у многих не было особого достатка; форма дисциплинировала всех и мы были похожи на учеников». «У мальчиков была форма темно-синего цвета с белой рубашкой. Девочки ходили в одинаковых школьных формах коричневого цвета, конечно, воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, нозато мыумело справлялись с иголкой и ниткой. А на праздник мы надевали белый кружевной фартук, белые банты в косах»
Мнение родителей: 100% опрошенных считают, что их дети должны быть похожи на учащихся школы, а не ходить на занятия «в маечках и джинсах». К тому же форма обходится гораздо дешевле».
3. Заключение. Выводы:
На основе проведённого исследования мною составлена сравнительная таблица:
Являются ли они ценностями детей 21 века
Качественное получение знаний
Не каждый ребёнок с ответственностью подходит к получению знаний.
Завышенные требования к учителю
Предпочтение отдаётся просмотру фильмов по телевизору, компьютеру, Интернету. В результате скорость и качество чтения ниже.
Воспитывались на примерах положительных героев книг, фильмов
Воспитываются на примере отрицательных героях из мультфильмов, роликах в социальных сетях.
Развлечения, игры на свежем воздухе
Развлечения игры на свежем воздухе
Потребность в общении «вживую»
Потребность в общении, используют новые формы общения – социальные сети
Мечта о тои, чтобы принести пользу людям
Мечта о получении высокооплачиваемой работе
Семья – наивысшая ценность
Семья – является ценностью
Вера в светлое будущее
Нет особых идей и целеустремлённости
Детские общественные организации – октябрята, пионеры, комсомольцы – единили всех, сплотили
Завидуют взрослым, что у них были эти ценности
Общественное превыше всего. «Прежде думай о Родине, потом о себе»
« Жить в пользу коллектива в наше время, значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все, сначала в школе, потом на работе»
«Один за всех и все за одного»
Отсутствие сплочённости, проявление высокомерия
Труд – это ценность советского человека
Некоторое пренебрежение к труду
Высокий уровень ответственности
Боязнь взять на себя ответственность, инфантильность
Чувство патриотизма и интернационализма
Чувство патриотизма и интернационализма
Забота государства о человеке
Нет защищённости со стороны государства
Равенство во всём и в форме тоже
Поддерживают решение о школьной форме.
Высокие нравственные качества: доброта, щедрость, помощь слабым, уважение к старшим и др.
«В настоящее время – быть добрым – значит быть лохом. Во всём нужна выгода, расчёт, навар».
Мне лично пришлись по душе ценности советского человека. К сожалению, я убедилась, что при переходе от социалистического общества к капиталистическому в нашей стране, российские дети потеряли много ценного, что было свойственно советским детям. Но я уверена, что когда-нибудь российская школа вернется к положительному опыту советской школы. У нас просто нет другого пути, иначе Россия не выживет в этом жестоком конкурентном мире.
Своё начатое исследование хочу продолжить на следующий учебный год в форме исследовательского проекта по реализации внедрения советских ценностей в жизнь школы и в воспитание детей современными родителями.
1.Катаев В. «Сын полка», М.: Детская литература, 1978г.
2. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», М.: Детская литература, 1986г.
3. Осеева В. «Динка», М.: Детская литература, 1970г.