Как музыка связана с окружающей жизнью

Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

Как музыка связана с окружающей жизнью. картинка Как музыка связана с окружающей жизнью. Как музыка связана с окружающей жизнью фото. Как музыка связана с окружающей жизнью видео. Как музыка связана с окружающей жизнью смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как музыка связана с окружающей жизнью. Светлана Лукьяненко
Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

Консультация «Природа в музыке, музыка в природе»

А что же такое музыка? Музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого

Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность.

В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо – природа чувств, например.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен. Приведу лишь некоторые произведения на весеннюю тему:

И. Гайдн. Времена Года, ч. 1

Ф. Шуберт. Весенний Сон

Г. Свиридов. Весенняя кантата

А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

В. А. Моцарт «Приход весны» (песня)

Р. Шуман «Весенняя» симфония

Э. Григ «Весной» (фортепианная пьеса)

Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (весенняя сказка)

П. И. Чайковский «То было раннею весной»

С. В. Рахманинов «Весенние воды»

И. О. Дунаевский «Журчат ручьи»

Астор Пьяццолла. «Весна» (из «Времена года в Буэнос-Айресе»)

И. Штраус. Весна (Frhling)

И. Стравинский «Весна священная»

Г. Свиридов «Весна и колдун»

Д. Кабалевский. Симфоническая поэма «Весна».

. и так можно продолжать еще долго.

Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:

а) Подражание голосам природы (М. Мессиан, картины природы, чувства, вызванные образами природы: французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др. ;

в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;

г) Отражение голосов природы в современной музыке, «новое подражание» электронными (техническими) средствами музыки.

Рассмотрим «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Композитор Пётр Ильич Чайковский избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

«У камелька». Январь:

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек,

«Масленица». Февраль:

«Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир. «

«Песня жаворонка». Март:

«Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны»

«Подснежник». Апрель:

А подле сквозистый

«Белые ночи». Май:

«Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!»

«Баркарола». Июнь:

«Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять»

«Песнь косаря». Июль:

«Раззудись, плечо Размахнись рука!

Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»

«Жатва». Август:

«Охота». Сентябрь:

«Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. «

«Осенняя песнь». Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят. «

«На тройке». Ноябрь:

«Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши. «

«Святки». Декабрь:

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали. «

«Песня жаворонка». Март.

(аудио и видео приложение)

(аудио и видео приложение)

«КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ» К. СЕН-САНСА

Камиль Сен-Санс Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. У Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный.

«Слон» (Аудио и видео приложение)

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», Теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, Развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

«Лебедь» (аудио и видео приложение)

Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, – знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Человек – это единое целое с природой. Он не сможет без неё существовать. Главная задача человека – сохранить и приумножить её богатства. А на данный момент природа очень нуждается в заботе.

Олицетворяя природу, музыка способна заставить человека задуматься о её судьбе.

Как музыка связана с окружающей жизнью. картинка Как музыка связана с окружающей жизнью. Как музыка связана с окружающей жизнью фото. Как музыка связана с окружающей жизнью видео. Как музыка связана с окружающей жизнью смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как музыка связана с окружающей жизнью.Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыке «7 цветов у радуги, а в музыке 7 нот» Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Конспект комплексного занятия по музыке. Интеграция образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка» Интеграция образовательных областей: Здоровье, Художественное творчество, Физическая культура, Социализация, Коммуникация, Труд. Цель :.

Конспект занятия по музыке «Музыка и природа» Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Музыка». Тема: «Музыка и природа» Подготовительная группа Тема: «Музыка.

Консультация для педагогов и воспитателей «Природа сильнее» Взаимодействуя с детьми, мы часто противимся их природе. Особенно мальчишеской, хотя активным девочкам тоже приходится не просто в мире.

Консультация для родителей «От шума к музыке» Уважаемые родители! Приобретая «музыкальные» игрушки (это те игрушки, что шумят, пищат, звенят и пр., можно не только давать детям удовлетворять.

Консультация для родителей по экологии «Природа-семья, ребенок» Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Природа – семья, ребенок». «Человек стал человеком, когда услышал шёпот.

Консультация для родителей «Приобщение к музыке ребенка в семье» Музыкальное развитие оказывает огромное воздействие на развитие малыша: у него формируется эмоциональная сфера, также совершенствуется мышление,.

Зачем ребенку музыка? Консультация для родителей Зачем ребенку музыка? Мы все хотим видеть своих детей образованными людьми и уделяем много внимания умственному воспитанию, порой забывая.

Источник

Статья «Взаимосвязь музыки и природы»

Изучая взаимосвязь музыки с окружающим миром нельзя пройти мимо природы. Как же изображается окружающая нас среда в музыке? Как видят композиторы природу? Что ответит на эти вопросы нужно начать с самого начала.

Мир полон разнообразных звуков, которые мы, пытаемся каждый день разобрать, понять, анализировать. Как только мы слышим звук, то пытаемся осознать: что звучит? Как звучит? Где звучит? Наблюдения за звуковыми явлениями природы помогают ребенку в восприятии музыкальных произведений.

Музыка вокруг нас. Музыка везде. Трели птиц ранним утром, шелест листьев на ветру, раскаты грома, капли дождя барабанят по стеклу и крыше, бегущий ручей, шум волн в океане, хруст выпавшего снега, продолжать можно бесконечно долго. Это все и многое другое создаёт природа. Звуки, приятные нашему слуху. Звуки, которые помогают расслабляться.

Композиторы используют в своих произведениях названия природных явлений. Одним из самых известных и мировых произведений является «Гроза». Данная музыкальная картина была создана рукой знаменитого композитора Бетховена. Четвертая часть симфонии, где звуками «изображена» картина летней грозы. Данное произведение известно как мальчикам и девочкам, так и взрослым. Под влиянием данного произведения мы легко можем воссоздать в своей голове картину грозы, с ее величественными раскатами и ливнем, который усиливается с каждой минутой, шелест листьев на ветру, который срывает их с деревьев.

Источник

Истоки. Музыка и природа

Как музыка связана с окружающей жизнью. картинка Как музыка связана с окружающей жизнью. Как музыка связана с окружающей жизнью фото. Как музыка связана с окружающей жизнью видео. Как музыка связана с окружающей жизнью смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как музыка связана с окружающей жизнью.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 2

Истоки. Музыка и природа

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

Ход урока:

Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Всё, что звучит в природе и есть музыка…»
И. Гердер

— Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.

1. Музыкальный эксперимент

— Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

— Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню. и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке,- «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.

Учитель включает записи звуков природы.

— Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)

Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?

Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как.

Откуда берётся музыка?

Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес.

Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели, сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только глухо и низко?

2. Работа с учебником

— А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 9, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика. )

На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря. )

Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

3. Вокально-хоровая работа

— Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.

4. Беседа о музыкальных инструментах

Каждый музыкальный инструмент, с его неповторимым звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют каждое по-своему, то уж тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.

Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей, и надежд.

— Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Итог урока:

— Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы и изобразительного искусства, например, Парфенон, «Мону Лизу», «Руслана и Людмилу»?

Истоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные её грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такой внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 14. Выскажите своё мнение.

Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.

Заслушиваются ответы учащихся.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Где музыка берёт начало (фонограммы «плюс» и «минус») муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, mp3;
Звуки природы. Дождь в лесу, mp3;
Звуки природы. Песни лягушек, mp3;
Звуки природы. Ручей в лесу, mp3;
Звуки природы. Шум моря, mp3;
Звуки природы. Южный соловей, mp3;
3. Конспект урока, docx.

Как музыка связана с окружающей жизнью. картинка Как музыка связана с окружающей жизнью. Как музыка связана с окружающей жизнью фото. Как музыка связана с окружающей жизнью видео. Как музыка связана с окружающей жизнью смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как музыка связана с окружающей жизнью.

Как музыка связана с окружающей жизнью. картинка Как музыка связана с окружающей жизнью. Как музыка связана с окружающей жизнью фото. Как музыка связана с окружающей жизнью видео. Как музыка связана с окружающей жизнью смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как музыка связана с окружающей жизнью.

Описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща»

Произведение «Берёзовая роща» было написано в 1879 году. На полотне изображён яркий, лучезарный и, сверкающий солнечными лучами, день. Вокруг всё спокойно и тихо, в душе селится некая неописуемая радость и восторг.

Так мастерски изображён уголок берёзового леса, поглощённого игрой «зайчиков», что невольно становишься свидетелем необычного представления – солнечные лучи вплетаются в висящие ветви берёз и «катаются» на них, обдуваемые лёгким летним ветерком. И, кажется, что, если прислушаться, то можно услышать шелест листьев и пение птиц, стрекотание кузнечиков в высокой и мягкой траве. Наполненность контрастом зелёного цвета и его оттенков, позволяет ближе воспринять всю глубину и пышность берёзового леса.

Ручей своим свежим и прохладным потоком уводит нас в глубину полотна, туда, где его уже не видать. Однако ощущение свежести и чистоты резко создаёт контраст между летним зноем и спасительной прохладой чистых вод ручья.

Описание картины Леонардо да Винчи «Джоконда»

Леонардо да Винчи, гений Ренессанса, был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором, исследователем естествознания и талантливым изобретателем.

Каштановые волосы, разделённые на пробор посредине и гладко зачёсанные к вискам, ниспадают красивыми мягкими локонами на плечи.

Прозрачная вуаль наброшена на голову и вьётся поверх плечей. Платье изначально зеленоватого цвета с глубоким вырезом оживлено более светлыми рукавами, которые когда-то, должно быть, были жёлтыми.

Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на неё, тем больше возрастает её воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков. Из статьи С. Н. Рериха «Мона Лиза».

Описание картины И. Айвазовского «Чёрное море»

Картина «Чёрное море» создана И. К. Айвазовским в 1881 году. Она является одним из самых значительных произведений художника. Крамской признавал «Чёрное море» «одной из самых грандиозных картин», какие он видел.

Рождаясь где-то на горизонте, большие валы волн словно движутся на нас, создавая особый, торжественный строй полотна. Художник восхищается мощью морской стихии. Крошечный силуэт рыбачьей лодки далеко на горизонте напоминает нам о присутствии в этой стихии человека.

Полотно написано в строгой, сдержанной колористической гамме – здесь преобладают зеленовато-серые и свинцово-серые оттенки. В центре полотна цвет сгущается до черноты и напоминает о бездонных глубинах. Это придаёт картине ещё более возвышенное звучание.

Описание картины К. Юона «Купола и ласточки»

Картина написана на тему зодчества древних городов. Полотно было создано в 1921 году.

С необычной точки зрения, выбранной живописцем, и купола, и другие здания приобретают неожиданный вид. Художник словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полёта, с высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками.
На среднем плане изображены строения лавры – церковь и башня, где-то вдали – провинциальные дома небольшого города, утопающие в зелени, и едва заметный дым паровоза.

На переднем плане – золотые кресты куполов на фоне ярко-синего неба, облака и птицы. Всё вокруг ликует, радуясь весеннему теплу. Живописец словно не хочет видеть неприглядность и бедность окружающей человеческой жизни – он замечает только солнце и кресты, возносящиеся к вечному небу.

Источник

Как музыка связана с окружающей жизнью

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье [2]

Испокон веков музыка считалась одним из самых сильных по влиянию на человека искусств. Люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки. Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. [4]

Тема нашей исследовательской работы: «Влияние музыки на человека и окружающий мир».

Проблема исследования: выявить условия воздействия музыки на эмоциональное и психофизиологическое состояние учащихся.

Цель нашей исследовательской работы: выяснить, что различающиеся виды музыки имеют разное воздействие на эмоциональное и психофизиологическое состояние учащихся.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить научную литературу по теме исследования.

2.В ыяснить, какие музыкальные стили привлекают учащихся.

3.Провести с учащимися класса анкетирование.

4.Подготовить экспериментальный материал (приложение).

5.Сделать выводы на основании полученных результатов

6.Подвести итоги всей исследовательской работы.

Методы исследовательской работы: анализ литературы, наблюдение за учащимися и окружающим миром, фотографирование, обобщение и систематизация полученных сведений.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы исследования можно использовать на классных часах, в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.

Глава 1 Общие сведения о музыке, звуке

Что такое музыка, звук

Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!

Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Музыка хранит в себе много загадок и тайн.

Сила звука, зависит от величины амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда, тем звук сильнее, и, наоборот, чем меньше размах колебаний, тем меньше сила звука.

Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120-130 децибел. Болевой порог – 125дб.

Тембром, или окраской звука, называют то его свойство, благодаря которому можно отличить друг от друга звуки одной высоты и силы, но издаваемые разными источниками. Если взять одну и ту же ноту на трубе, скрипке и рояле, в каждом случае получается свой характерный звук, отличающийся своей окраской, неповторимостью звучания.

Мы живем, учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое.

Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть, она и есть тот самый универсальный язык, с помощью которого могут без переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.

Откуда у музыки такое могущество воздействия на людей? И что несет она с собой, когда обрушивает на слушателя громоподобный поток звучаний или ласкает слух тихим, нежным напевом.

Откуда взялась музыка

Предположений о том, как музыка стала частью нашего мира, более чем достаточно. Выдвинутая Чарльзом Дарвином теория эволюционного отбора утверждает, что музыка развилась как способ демонстрации отличной формы для привлечения потенциальных партнеров. А может, она появилась как способ успокаивать и обучать своих малышей. Возможно, была ценным средством самоопределения и социального взаимодействия, которым могли воспользоваться племена и семьи. Или музыка развилась из праязыка, позволявшего передавать необходимые сигналы еще до того, как у людей появились слова и предложения.

Как же родилась и развивалась та музыка, которую теперь мы называем классической?

С одной стороны, рождением музыки правильнее было бы считать то время, когда первобытный шаман впервые завел танец вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе притопыванием ног и хлопками рук. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в область сплошных догадок и теоретических построений. Поэтому периодизацию классической музыки принято начинать примерно с 1000 года — с эпохи позднего Средневековья, вплоть до 1600 года — до Возрождения.

Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианское пение), традиционное литургическое песнопение римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Является основой ранних форм европейской полифонии. Огромное влияние на все сферы жизни в то время имела церковь. Поэтому нет ничего удивительного, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны по сей день и заслуженно считаются одними из красивейших образцов вокальной музыки.

После Ренессанса музыка, как и другие виды искусства, вступает в период, называемый барокко. Это название произошло от итальянского выражения «perola barocca» — «жемчужина неправильной формы». И в этом есть определенная логика: формы от простых и прямолинейных переходят к сложным и вычурным, и именно они считаются теперь красивыми.

По сравнению с другими периодами развития музыки, тот, что принято называть классическим, как ни странно, является коротким — всего лишь с 1750 по 1830-е годы. Но в данном случае «короткий» вовсе не является синонимом к слову «незначительный».

В современном мире существует огромное количество видов музыки. Они имеют разный темп, ритм, гармонию, время возникновения.

Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, активизируя работу мозга и укрепляя иммунную систему.

Этническая (народная) музыка поднимает настроение и положительно влияет на эмоциональное состояние, а рэп, наоборот, может стать причиной плохого настроения и эмоционального упадка.

Поп Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Джаз, блюз, рэгги: Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Например, частота основного ритма композиции «Дип Пепл» «Smoke on the water» от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. [8]

Учащиеся старших классов после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?»

Известны случаи, когда слушание музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет. Но, в тоже время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.

Выводы по первой главе

Изучив научно-популярную, справочную литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

— после 30-ти минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии.

— после прослушивания рок — композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв.

— человеческий голос также является мощным инструментом. Пение и особенно церковные песнопения дают возможность человеку привести в гармонию душевное и психическое состояние.

— музыка лечит не только тело, но и душу. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность: патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств.

Глава 2 Как музыка помогает человеку и влияет на него, какие способности развивает

2.1. Влияние музыки на человека в плане работы и творчества

Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И, да и нет! И это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность.

И наоборот, воздействие музыки на человека, настраивающегося на работу, а не слушающего ее непосредственно во время работы, в большинстве случаев положительное. И лишь немногие, не придают ни какого значения музыке, как чему-то вдохновляющему.

В 2005 году, ученые из Великобритании выяснили, что спортсменам во время тренировок прослушивание музыки помогает увеличить результативность на двадцать процентов. Получается что влияние музыки на психику человека подобно допингу, применяемому некоторыми спортсменами. Вот только в отличии от запрещенных веществ музыка не нанесет вред здоровью и не проявится в антидопинговых тестах.

Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать, во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов медленную музыку. Офисным же работникам (ну или тем, кто занят на удаленной работе), считающим, что музыка помогает человеку в работе совет такой – если музыка во время работы вам действительно необходима, желательнее слушать ту, которая не содержит слов.

О том, что музыка нам строить и жить помогает, свидетельствуют результаты опроса проведенного среди специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена LinkedIn (социальная сеть для установления деловых связей и расширения профессиональных контактов). 71% участников заявили, что ощущают положительное воздействие музыки на их продуктивность и производительность труда.

2.2. Как музыка влияет на настроение человека

То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди, первым делом переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот зарядить энергией.

По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль на оптимизм и жизнелюбие.

Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.

Какое бы настроение вы не хотели задать с помощью музыки важно выбрать те композиции и мелодии, которые вам нравятся, и которые будут ласкать ваш слух. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.

Ученые из Гонконга выяснили, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Их продолжительные наблюдения доказали что без каких-либо специальных упражнений для памяти, память человека улучшались пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой.

Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Она может выступать в роли интеллектуального катализатора, усиливающего интуитивное познание внутренних свойств явлений. Музыкальное влияние устраняет категоричность суждений слушающего, стирает стереотипы и преодолевает максимализм мышления.

Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Но ее интегрирующее действие проявляется не только на глобальном, но и на межличностном уровне. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров. Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов.

Музыка возвышает эстетические потребности человека. Например, религиозная музыка дарит чувство покоя, помогает не только справляться с болью, но и поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Музыка И.С. Баха вызывает в воображении религиозные символы, в особенности символ Храма, взывает к гармонии. Подобным образом воздействует и музыка Г. Генделя. Очевидно, что возвышение эстетических потребностей за счет музыки первоначально связано с получением положительных эмоций от той или иной музыки, с развитием музыкального вкуса на основе изучения произведений выбранного музыкального направления, с углублением знаний о любимом роде музыки. Потребность в получении положительных эмоций связана с поиском той музыки, которая может наиболее полно отвечать запросам потенциального слушателя. Та музыка, которая ближе всего человеку, которая более всего приносит ему комплекс положительных эмоций, обладает притягательной силой для человека, способствуя устойчивой повторяемости ее слушания.

Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Психологи часто приводят пример о поссорившихся супругах, оказавшихся на грани развода, яростно споривших о чем-то на кухне и вдруг услышавших игру на фортепиано их дочери. Она играла сонату Йозефа Гайдна. Отец и мать, очарованные звуками музыки, молчали несколько минут. и помирились.

Музыка влияет на человека, на его психическое состояние. Она не однородна. Ее можно классифицировать по разным основаниям. Отсюда и многообразие ее воздействий. В свою очередь психические состояния от различной музыки могут существенно изменяться как в сторону повышения психоэмоционального тонуса, так и в сторону понижения. При этом человек испытывает положительные или отрицательные эмоции.

Американские исследователи писали о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали то, что музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. В ходе эксперимента ученые так же установили что:

1. Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал.

2. Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям.

3. Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух.

4. Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление.

5. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.

6. Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе.

7. Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.

Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Выводы по второй главе

На основе личных наблюдений, можно сделать следующие выводы:

— Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться.

— Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления, коммуникативные способности и навыки межличностного общения. Музыка возвышает эстетические потребности человека.

— Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Также м узыка влияет на человека, на его психическое состояние. Психические состояния от различной музыки могут существенно изменяться как в сторону повышения психоэмоционального тонуса, так и в сторону понижения. При этом человек испытывает положительные или отрицательные эмоции.

— Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.

Глава 3 Экспериментальное исследование

3.1. Проведение эксперимента «Влияние музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека, а также, какую музыку слушают учащиеся нашего класса»

После изучения обозначенной темы, мы решили провести мини-исследование на учащихся нашего класса с целью изучения влияния музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека, а также какую музыку слушают учащиеся нашего класса. Путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов: для выяснения музыкальных предпочтений; для определения времени затрачиваемого на слушание музыки; для чего вообще нужна музыка и другие вопросы. В нашем классе 29 человек.

В результате опроса были получены следующие данные.

1.Любишь ли ты слушать музыку?

2.Какой стиль музыки ты предпочитаешь?

Классическая музыка – 10

3.Что для Вас есть музыка?

Отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем – 6

Хобби, увлечение – 10

Люблю танцевать – 8

4.Для чего нам нужна музыка?

Помогает в труде – 18

5.Влияет ли музыка на Ваше настроение и чувства?

6.Если Вы хандрите и пребываете в плохом настроении, помогает ли Вам музыка его поднять?

7.Какое количество времени в сутки ты слушаешь музыку?

8.Какую музыку вы слушаете: классика, поп музыка или рок музыка?

Выводы по третьей главе

Результаты анкетирования показывают, что учащиеся увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, и их музыкальные предпочтения разнообразны. Для многих музыка – жизнь. И они не могут без нее. Считают, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.

Но, большинство ребят предпочитают слушать поп музыку. Отсюда можно сделать вывод: дети предпочитают классике другие направления музыки. Мы думаем, что это от того, что мы сейчас живём в современном мире.

В своей работе мы изучили влияние музыки на человека и окружающий мир. Познакомились с происхождением музыки, различными стилями музыки.

Слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

Список используемых источников и литературы

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 2000.

Уильямсон В. Мы – это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом. – 2014.

Молодежный интернет – журнал « Влияние музыки на организм».

Анкета «Что для нас музыка?!»

Инструкция: Ниже приведен ряд вопросов, на которые Вам необходимо ответить, либо выбрать варианты предложенных ответов.

Любишь ли ты слушать музыку? Ответ: ______________

Какой стиль музыки ты предпочитаешь?

Ваш вариант __________________

Что для Вас есть музыка?

отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем

ваш вариант __________________

Для чего нам нужна музыка?

Ваш вариант _________________

Влияет ли музыка на Ваше настроение и чувства? Ответ: ____

Если Вы хандрите и пребываете в плохом настроении, помогает ли Вам музыка его поднять? Ответ: ____________________

Какое количество времени в сутки ты слушаешь музыку?

— От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.

Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.

Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов».

Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского.

Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.

Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.

Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова.

Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.

От гастрита излечивает «Соната №7» Бетховена.

В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).

Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.

Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.

Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.

Бессонницу можно вылечить сюитой «пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.

Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

пианино очищает щитовидную железу;

барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;

флейта очищает и расширяет легкие;

арфа гармонизирует работу сердца;

виолончель благотворно действует на почки

цимбалы «уравновешивают» печень;

баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

кларнет улучшает работу кровеносных сосудов;

труба эффективна при радикулитах и невритах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *