Как мусульмане относятся к евреям
Как мусульмане относятся к евреям
Ислам во многом выстроен на еврейских историях и традициях. Это произошло благодаря небольшой группе вероотступников – блестяще образованных раввинов, почему-то увидевших в исламе утешение и замену разрушенного Храма. Обогатив ислам своими знаниями, они превратили Иерусалим, ни разу не упомянутый в Коране, в святой город в глазах мусульман.
Как известно, основатель ислама Мухаммед начал свою проповедь в оазисах Аравии, и естественно, большая часть его близких сподвижников были арабами. Тем не менее среди них было некоторое число представителей других этнических и религиозных групп – например, персов и курдов. Было также и несколько евреев – например, Абдулла ибн-Салам, о котором говорится, что он был раввином из Ятриба в Аравии, и две из жен Мухаммеда.
Однако всего лишь поколение спустя, когда ислам стал стремительно распространяться во все стороны – когда убеждением, а больше силой меча, в рядах новой религии можно было найти уже тысячи бывших христиан и зороастрийцев, сирийцев, персов, коптов – кого угодно. Сколько было евреев, принявших тогда ислам? Ясно, что немного, точнее сказать не можем. Однако оказывается, что эта совсем небольшая группа людей сыграла немалую роль в формировании ислама.
Один из важнейших видов исламской литературы этих ранних веков (примерно VII–IX) – это так называемые исраилият, рассказы из Танаха, агады, мидрашей, а также из книг Нового Завета, использованные для толкования Корана. Понятно, что рассказы эти – а количество их воистину огромно – в основном вносили в исламский обиход принявшие ислам евреи и, в меньшей степени, христиане. Пожалуй, наиболее яркой личностью из этого круга представляется нам человек по имени Кааб аль-Ахбар.
Все, что мы о нем знаем, известно из мусульманских источников. Раввин родом из Йемена, он был современником Мухаммеда, но никогда его лично не видел. Имя его аль-Ахбар происходит, по-видимому, от ивритского слова «хавер», как называли себя те евреи, которые продолжали соблюдать законы ритуальной чистоты после разрушения Храма. Кааб обратился в ислам в Медине во времена второго халифа Умара, был близок к халифу, сопровождал его во многих путешествиях, в том числе и в Иерусалим, а в остальное время жил в сирийском городе Хомс, где поселилось немало аравийских евреев. От его имени (и от имени его родных) в обширной мусульманской литературе передается множество отрывков, агадот, пророчеств.
Из этих отрывков следует, с одной стороны, что Кааб и другие авторы исраилият, еврейских и христианских вливаний в мусульманскую мысль, были действительно широко образованны в устной Торе, включая в той или иной степени и мистическую литературу. С другой же стороны, они подвергали взятые из еврейства образы и идеи таким трансформациям, которые явно были результатом их собственного религиозного творчества, а не выучены в бейт-мидраше.
Есть знаменитый отрывок, предаваемый от имени Кааба, в котором Всевышний обращается к Иерусалиму, который так и называется здесь, Ирушалаим, что необычно для арабской литературы. «Слушайте, Ирушалаим, он же Байт-аль Микдас, и Скала, которая есть аль-Хайкаль (опять еврейское слово, означающие Храм. – Прим. ред.)! Я пошлю к вам слугу Своего Абд эль-Малика, и он отстроит вас и украсит вас, и вернет [Иерусалиму] былое величие. Я украшу его золотом, серебром и жемчугами, и соберу там творения Свои для воскресения из мертвых. Трон Мой поставлю Я на Скале, ибо Я – Г-сподь Б-г, а Давид – царь сынов Израиля».
Скала, которая здесь упоминается, – это тот самый скальный выступ, на котором стояла Святая святых иерусалимского Храма и вокруг которой был выстроен впоследствии Золотой Купол на Храмовой горе. Весь отрывок этот кажется взятым из еврейского текста, относящегося к мессианским временам – за исключением, естественно, упоминания халифа Абд эль-Малика. Особенно бросается в глаза упоминание царя Давида – явная аллюзия к Машиаху, которого ждут евреи.
От имени Кааба передается и много других отрывков, относящихся к Иерусалиму, причем Кааб часто ссылается на то, что взял эти тексты из Торы (или просто «из святых книг»). В письменной Торе ничего подобного обнаружить не удается, но отрывки эти перекликаются с хорошо известными образами из книг пророков. Например, с образами из книги Ишайягу, когда он описывает, что Иерусалим будет окружен стенами из золота, серебра и драгоценных камней, а на месте Храма вознесется купол из света. В другом рассказе говорится о том, что Храмовая гора есть источник воды для всего мира – это уже образ из пророка Иехезкеля.
Особенно задевает душу одна легенда, тоже передаваемая от имени Кааба. В этом тексте Иерусалим (образ Иерусалима в иврите – всегда женского рода) взывает к Б-гу, жалуется на разрушение Храма. Тот же утешает ее: не горюй, мол, ты не останешься одна, «Я пошлю тебе новую Тору, то есть Коран, и новый народ – народ Мухаммеда. Они будут защищать тебя, как орел защищает своих птенцов, как голубка защищает свое гнездо».
Кто мог создать такой образ, от которого у всякого еврея сердце выворачивается наизнанку от тоски? Очень не похоже, что араб-мусульманин – откуда бы ему так прочувствовать горечь Иерусалима от разрушения Храма? Но мог ли еврей выговорить такое, увидеть в исламе замену, которая утешит Иерусалим, осиротевший в дни галута? Даже представить себе это трудно. Но вот, видно, было ведь.
Описывается, как одна из жен Мухаммеда, еврейка Сафия (она стала женой его в 17 лет, будучи пленной-рабыней, но потом была освобождена из рабства и осталась с мужем уже добровольно) в конце жизни посетила Иерусалим. Где она выбирает себе место для молитвы? Конечно, на Масличной горе, традиционном месте еврейской молитвы, с видом на Храмовую гору.
Ладно, жены Мухаммеда, девочками вырванные из семьи и вряд ли получившие много еврейского образования. Но вот Кааб, Абдулла и другие раввины, хранившие и передававшие мусульманам древнюю традицию, – для нас они были, конечно же, вероотступниками. Интересно было бы понять, кем же они сами видели себя – евреями или мусульманами?
О двойственности их чувств свидетельствует и известный рассказ о том, как после взятия Иерусалима в 637 г. именно Кааб аль-Ахбар помог халифу Умару найти место разрушенного Храма, превращенное византийцами в свалку. Отыскав скалу, место Святая святых, Кааб советует халифу устроить мечеть с севера от нее, чтобы молящийся в ней был обращен одновременно и лицом к Храму, и лицом к Мекке. «Ты все тянешься к евреям», – осудил его Умар и устроил мечеть в южной части Храмовой горы, спиной к развалинам Храма.
Надо сказать, что отношение традиционного мусульманского богословия к Каабу и другим авторам исраилият неоднозначно. Сунниты в целом считают Кааба мудрецом и праведником, шииты – совсем наоборот, осуждая его «вредное еврейское влияние».
А мы, как мы можем по прошествии 13 веков оценить результат их деятельности? Получается, что Кааб и другие, обогатив ислам еврейскими традициями, своими руками привели к тому, чтобы Иерусалим, ни разу не упомянутый в Коране, стал считаться святым городом в глазах еще и мусульман. Как будто мало нам было евреев и христиан! Тем самым они в какой-то степени заложили религиозные корни нынешнего конфликта. Но может быть, добавив множество точек пересечения между нашими религиями и традициями, они дали нам и лучшие возможности взаимопонимания? Увы, пока это остается лишь надеждой.
(Источником приведенных цитат послужили несколько ученых трудов, в основном – статьи профессора Гюрлу Нечипоглу из Гарварда и профессора Офера Ливне-Кафри из Хайфы.)
Как мусульмане относятся к евреям
Не является секретом, что между мусульманами и евреями существует серьезное противостояние. Вражда эта настолько сильная, что когда в соседней с Израилем Сирии две мусульманские ветви, сунниты и шииты, нападают одна другую, во всем происходящем они все равно винят евреев. Как же так сложилось? Ведь если обратиться к истории, выяснится, что ислам базируется на основных постулатах иудаизма и является всего лишь еще одним вариантом авраамической религии. Да, по сути, и арабы являются представителями семитских народов, а их язык относится к группе семитских.
Данный вопрос требует серьезного рассмотрения. Чтобы увидеть истоки проблемы следует отправиться на несколько тысяч лет назад, во времена прародителя евреев Авраама. Согласно текстам Ветхого Завета, у Авраама и его жены Сары долго не было детей. Чтобы хоть как-то утешить супруга, она предложила мужу в качестве наложницы свою рабыню Агарь. От этой связи родился сын Измаил. Но учитывая, что Агарь не была еврейкой, то и сын от нее не мог претендовать на звание еврея, поэтому он стал прародителем арабов. Продолжателем же еврейского народа оказался следующий сын Авраама – Исаак.
И вот уже в продолжение тысяч лет мусульманские и иудейские теологи спорят, кто же из сыновей Авраама имеет большую божественную суть: Измаил или Исаак. Впрочем, согласно тех же ветхозаветных текстов, была предсказана вражда между потомками двух сводных братьев. Удивительно, что данное предсказание записано тысячи лет назад, когда ислама не существовало в принципе. Появление же на мировой арене этой религии лишь узаконило эту вражду.
Человек, обладающий знаниями истории на уровне школьного учебника, может задать вполне закономерный вопрос: «А как же уживались добрых полторы тысячи лет две антагонистически настроенные ветви семитского народа?» Ведь евреи-сефарды, в основном, как раз и проживали на территории мусульманских стран. Конечно же, для них существовали некоторые ограничения в правах и возможностях вести бизнес, но о полной ликвидации евреев как народа речи не шло. И вот здесь следует обратиться за помощью к теологам – знатокам религиозных книг и законов.
Если вчитаться в библейские тексты, то в них можно найти много примеров применения евреями насилия по отношению к другим народам. Пожалуй, наиболее жестоким случаем является уничтожение Ханаанских городов-государств вместе с их населением, чтобы освободить эти земли для евреев. Но что интересно. Все, о чем рассказывается в Библии, носит исключительно описательный характер. То есть, то, что произошло в отношении других людей или народностей, больше никогда не повторялось (по крайней мере, в аналогичном виде).
Сомневающиеся могут возразить: ведь жили же представители других религий в продолжение столетий вместе с мусульманами, при этом даже сохраняя свою веру. Мало того, те же сефарды в ряде случаев добивались в мусульманском окружении весьма значительных постов. Однако эти люди упускают из виду одну крайне важную деталь. Все иноверцы проживали в местах абсолютного владычества ислама и подчинялись его законам. При этом факта дискриминации по религиозному признаку никто не отменял. И это было законно, ведь так сказано в Коране.
Исламу потребовалось совсем немного времени, чтобы вновь собраться с силами и сообща начать новое наступление. Требовался только повод, и он нашелся в 1948 году. На территории Палестины, которую на протяжении полутора тысяч лет считали своей и евреи и мусульмане, образовалось независимое еврейское государство. Немедленно был собран едва ли не весь арабский мир, и армии сразу 5 мусульманских стран, кстати, самих совершенно недавно получивших независимость, вооружившись идеями джихада, отправились «усмирять» неверных. Чем это закончилось, все знают.
Но ведь те самые суры Корана, призывавшие, если не уговорами, то мечом обращать мир в ислам, никто не отменял. И проще всего воплощать данную идею за счет Израиля, являющимся лишь небольшим анклавом в окружении стран, исповедующих ислам. Подливает масла в огонь войны и ситуация с палестинскими беженцами, которые в период активной фазы противостояния вынуждены были покинуть места своего постоянного проживания. Собственно говоря, ислам как религию мало интересует судьба отдельных палестинцев, пусть и попавших в проблемную ситуацию. С появлением Израиля в мусульманском мире образовалась брешь, которую необходимо ликвидировать. А все аргументы, кто из сыновей Авраама был обетованным, это от лукавого.
Как мусульмане относятся к евреям
Отношения мусульман к евреям определяется Кораном и Сунной пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. «Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены». (Коран; 5,69)
Хадис переданный от Абу Хурайры гласит: “Люди Писания ( иудеи) читали Тору по-древнееврейски и толковали ее по-арабски мусульманам, в связи с чем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не верьте людям Писания и не обвиняйте их во лжи, а говорите: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам…” (Сахихи Аль-Бухари).
Согласно договору между мусульманами и иудеями, который был заключен после переселения в Медину кланы, исповедующие иудаизм, входят в состав уммы и обладают теми же правами и обязанностями, что и кланы верующих, до тех пор, пока “они следуют за мухаджирами и ансарами”.
Первым проявило свое враждебное отношение к мусульманам иудейское племя бану Кайнука, своими действиями нарушившее упомянутый выше договор и совершившее вооруженное выступление против пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они надеялись на своих единоверцев –племена бану Надир и бану Кайнука, однако те их не поддержали. За нарушение договора пророк изгнал все племя бану Кайнука из Медины.
Жестче всего мусульмане поступили с иудейским племенем бану Курайза, члены которого хотели поднять восстание в Медине, в то время когда ее осаждали язычники, боровшиеся против правоверных. Все мужчины этого племени были казнены, а женщины и дети проданы в рабство.
Стоит, однако, отметить, что не смотря на периодические конфликты иудеи по меркам средних веков не подвергались прессингу как таковому. Они могли свободно селиться по всей территории, находящейся под властью мусульман и обладали большим набором гражданских прав и свобод. Мусульмане всегда рассматривали иудеев как Людей Писания и их отношение к ним в идеале определялось этим статусом.
Особенно явственно это проявилось после того как пала мусульманская Испания и евреи в этой стране стали подвергаться преследованиям. Еще в 1454 году раввин Ицхак Сарфати из города Эдирне обратился к своим единоверцам с призывом переселяться из Испании в Османскую империю. Туда переехало множество евреев во время правления султана Баязида II. Известный европейский ориенталист Бернард Льюис писал: «Евреям не просто разрешили поселиться в Османской империи, но всячески помогали и поддерживали».
Христиане и евреи считались отдельными общинами, имеющими определённые права, хотя и урезанные по сравнению с мусульманами. Сейчас это могут может назвать дискриминацией, но следует знать, что в то время в странах, где государственной религией было христианство, у представителей других религий не было никаких прав, а в Испании мусульмане и иудеи были поставлены вне закона, и в отношении их даже договоры с испанскими королями времен Реконкисты не соблюдались. Под давлением инквизиторов испанские короли отказались от своих обязательств и изгнали все нехристианское население из Испании.
Евреи вносили посильный вклад в развитие тех арабских стран, в которых они жили. Например, в Египте они сделали многое для формирования современной культуры этой страны. Все египтяне знают имена певицы Лейлы Мурад, актера театра Якуба Тануа и актера кино Того Мизрахи, которые по национальности были евреями. В Ираке еврей занимал пост министра финансов.
То, что сегодня называется антисемитизмом, было несвойственно мусульманам вплоть до начала конфликта на территории Палестины. С тех пор как там началось вооруженное противостояние евреев стали обвинять в сотрудничестве с сионистами. Арабы категорически выступали против колонизации Палестины посредством создания в ней еврейского государства.
Незадолго до приятия резолюции ООН по этому вопросу представитель делегации Египта предупредил: «Сами того не ведая, вы разжигаете такую ненависть к евреям на Ближнем Востоке, которая будет сильнее чем та, что была в Германии».
Стоит отметить, что если в Европе антисемитизм имел крипторелигиозную мотивацию, то в мусульманских странах неприязнь к евреям имеет скорее политическую подоплеку в свете постоянных неудач мусульман в политической и военной борьбе против Израиля.
Правда о евреях в истории ислама. Лунный календарь
Зададим более примитивный вопрос: как мусульмане относятся к евреям? Ответ очень прост: нормально. Да, мы не довольны политикой Израиля по отношению к представителям ислама и вообще к неевреям и неиудеям, но к евреям как к людям, как к последователям одной из авраамических религий это отношения не имеет. Почему? Все кроется в нашей истории и вере.
Мусульмане и евреи. Предательство
Мусульман любят упрекать инцидентом с племенем Бану Курайза, обвиняя в излишней жесткости. Но давайте по порядку. В 622 году последователи Пророка (мир ему) заключили с этим племенем союзный договор. Удивительный для многих факт, но мусульмано-иудейское соглашение, отраженное в тексте, позже названном Мединской конституцией, лежало в основе первого исламского государства! Документ был основан на равенстве всех перед законом и принципах религиозного плюрализма.
Бану Круайза капитулировали, но одним из условий было то, что судить их должен был араб из союзного с ними племени Аус, вождь Саад ибн Муаз (да будет доволен им Аллах). И он рассудил, предложив наказать иудеев Бану Курайза по законам Торы. А она предписывала: за вероломство казнить всех совершеннолетних мужчин, а женщин и детей обратить в рабство. Следует отметить, что те, кто принял ислам, и их семьи были помилованы. Были отпущены и те из Бану Курайза, кто изначально не был причастен к вероломному предательству. Однако даже эта непростая страница истории взаимоотношений впоследствии не сняла с мусульман обязательств по защите иудеев.
Евреи в Халифате
Многие евреи принимали участие в управлении государством и занимали даже высокие посты. Их знали как ремесленников, врачей, переводчиков и, конечно, торговцев. Еврейские купцы смогли скопить большой капитал, будучи гражданами Халифата.
Интересный факт: до завоевания Иерусалима иудеям целых пятьсот лет было запрещено там селиться. Именно мусульмане открыли врата священного для них города. И впоследствии они бок о бок защищали его от крестоносцев. Причина ясна: при римском и византийском владычестве евреи были людьми второго сорта. Мусульмане освободили их от многовекового гнета.
Евреи в Андалусии
В 711-714 гг. мусульмане завоевали большую часть Пиренейского полуострова (фактически нынешней Испании и Португалии). По словам французского философа и историка Гюстава Лебона, отношение исламских правителей к местному населению было «справедливым». Исламские правители оставляли их имущество, церкви, законы, право быть судимыми собственными судьями. Условия, в том числе «уплата небольшой годовой дани», показались людям «столь легкими, что они без возмущений приняли их». Еврейские источники, в том числе Электронная еврейская энциклопедия, констатируют, что со взятием Гранады «арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию», функционировали «еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы». Получив возможность «заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро выдвинулись в торговле, ремеслах, земледелии, медицине и других областях». С Х века «начинается эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании».
Этот период совместной исламо-еврейской истории подробно еще в начале 20 века описал выдающийся историк-востоковед Адам Мец в своей блистательной работе “Мусульманский ренессанс”.
Евреи в Османской империи
Во времена Реконкисты евреи оказались изгнаны из Испании вместе с арабами. В 15 веке они нашли приют в Османской империи. По распоряжению султана Баязида 2-го, тысячи иудеев прибыли в турецкое государство. Здесь их приняли так, как они не могли и мечтать. Вот, что пишет известный европейский ориенталист Бернард Льюис: “Евреям не просто разрешили поселиться в Османской империи, но всячески помогали и поддерживали”. Показательно, что османы дали иудеям возможность развивать свое религиозное учение. Вчерашние испанские иудеи, поселившиеся в городе Цфат на севере нынешнего Израиля, создали там главный центр изучения Каббалы. А политика терпимости великого османского султана Сулеймана даже стала легендарной (смотрите в видео).
Это длилось вплоть до падения Османов. Даже когда в Блистательную Порту из Европы, где иудеев в судах обвиняли в использовании крови христианских детей для приготовления мацы, стали проникать антисемитские идеи, за них вступился султан Абдулмеджит. Он издал указ, в котором говорилось:
“Мы не можем позволить преследовать евреев и мучить их по ложным обвинениям. Их невиновность доказана”.
Только с провозглашением Турецкой республики многие евреи вынуждены были покинуть страну из-за националистической политики нового государства и сионистской пропаганды.
Отношение мусульман к евреям в 20 веке
То же происходило и в Советском Союзе. В оккупированных немцами регионах Северного Кавказа карачаевцы и черкесы скрывали в своих домах местных евреев, выдавая их за мусульман или вовсе пряча в подвалах. Также было в Крыму, в Белоруссии, везде, где рядом жили последователи ислама и иудеи.
Полтора тысячелетия истории показывают: тем, кто исповедует ислам, не свойственен антисемитизм. Скорее, это порождение именно западной цивилизации. Рядом с мусульманами евреи всегда чувствовали себя свободными и защищенными.
Все тот же Бернард Льюис написал:
В отличие от христианства, ислам не считает убийство его божественного основателя главной идеей веры и, в сущности, в качестве «одного из народов Библии» евреи хорошо уживались с мусульманами в Средние века и в период Оттоманской империи. В истории ислама нет ничего аналогичного изгнанию из Испании, инквизиции или еврейским погромам в России, не говоря уже о нацистском Холокосте.
Бернард Льюис, «Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм»
Антисемитизм в исламе
Факт принципиального отторжения антисемитизма в среде мусульман понимают даже многие современные евреи. Израильский поэт и общественный деятель Шмуэль Ерушалми пишет:
К сожалению, с усилением влияния западного империализма, а особенно с укреплением сионизма, в определенную часть мусульманского мира начали проникать и антисемитские идеи тоже. Но даже сегодня на фоне противостояния между еврейским израильским населением и окружающими арабами большинство мусульман не стали антисемитами или иудофобами.
О евреях в Коране или разоблачение противников Ислама
Антисемитизм означает осуждение и ненависть по отношению к людям из-за их семитской расы. Антисемитизм равнозначен фанатизму и расизму. Это зло, которому нет места ни в исламе, ни в исламском Священном Писании. Коран не допускает проявления ненависти к людям любой расы, национальности или цвета (кожи). В течение всей истории ислама мусульмане никогда не использовали аяты из Корана с целью оправдания антисемитизма. Преступные расистские акции, включая этнические «чистки», геноцид и холокост, которым подвергались евреи и неевреи за несколько минувших столетий, никогда не проводились под знаменами Корана.
Евреи были первыми среди тех, кто принял ислам (в Медине) и во времена средневековья, но евреи могли исповедовать свою религию и при исламском правлении. Очень печально, когда игнорируют 1430-летнюю историю и элементарную логику Корана и утверждают, что текущая политическая ситуация на Ближнем Востоке восходит корнями к аятам Корана.
Коран критикует тех евреев, которые отвернулись от подлинного откровения Аллаха, и предупреждает тех, которые презирали и высмеивали пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и послание Корана. Такая критика подобна критике иудеев, которая содержится и в других священных писаниях, включая Библию, и ее должны принимать все люди как напоминание и предупреждение против отклонения и отречения от подлинного откровения Аллаха. Такая критика никогда не истолковывалась учеными Корана как такая, которая возбуждает ненависть ко всем евреям, и ее не нужно путать с антисемитизмом.
Коран много говорит о Детях Израиля (Бани Исраил) и признает, что евреи (аль-яхуд) по своему происхождению являются потомками пророка Авраама через его сына Исаака и внука Иакова (мир им всем). Они были избраны Аллахом для миссии: «Мы возвысили их в знаниях над всеми [обитателями] миров” (Коран, Ад-Духан: 32). Аллах сделал многих из них пророками и даровал им то, чего Он не даровал многим другим: “[Вспомни,] как Муса сказал своему народу: «О народ мой! Помните милость, оказанную вам Аллахом, когда Он назначил среди вас пророков, сделал вас господами и даровал вам то, чего не даровал никому из обитателей миров” (Коран, 5: 20). Он также возвеличил их над другими нациями на земле и дал им многие блага: “О сыны Исраила! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над [прочими] народами мира”(Коран, 2:47).
Во-вторых, аяты, содержащие критику иудеев, подобную той, на которую Вы сослались (сура 5,60-64). В этих аятах критикуются иудеи и христиане, которые высмеивали пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его послание. Они осмеяли его призыв к молитве и упрекали его, хотя он призывал их к вере в то, что ниспослал Аллах ему и их пророкам. Они злобно отнеслись к нему и отвергли его, так как он не принадлежал к Детям Израиля (Коран, 2: 109; 4: 54).