Как можно уравновесить рычажные весы
Измерение массы тела на рычажных весах. 7-й класс
Разделы: Физика
Класс: 7
Цель урока: научить учащихся пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.
I. Проверка усвоения изученного материала.
1) Фронтальный опрос:
II. Изучение нового материала.
— Какие способы определения массы вы знаете?
Закрепление: вычислите массу тележки №2, если модуль ее скорости в 4 раза больше, чем модуль скорости тележки №1.
— Какие виды весов вам известны?
Изучите устройство и принцип действия рычажных весов (работа с учебником А.В. Перышкина «Физика 7 класс» стр. 47).
— Назовите главную часть весов?
— Каково условие равновесия весов?
— Как определить массу тела с помощью весов?
— Какие правила следует соблюдать при определении массы тела?
— Рассмотрите набор гирь и разновесов для лабораторных весов и ответьте на вопросы.
III. Выполнение лабораторной работы.
1) Внимательно прочитайте правила взвешивания.
2) Придерживаясь, правил, измерьте массу данных вам тел.
3) Результаты измерений запишите в таблицу.
4) Индивидуальные задания.
Вариант 1. Измерите массу песка находящегося в коробке.
Вариант 2. Измерите массу жидкости находящейся в стакане.
5) Запишите вывод: что вы измеряли и чему научились.
IV. Домашнее задание.
Предложите и опишите способ определения массы одной капли воды с помощью лабораторных весов.
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и измерять с их помощью массу тел.
Приборы и материалы: весы, разновес, взвешиваемые тела разной массы.
Порядок выполнения работы:
1. Изучите правила взвешивания на рычажных весах:
а) перед взвешиванием необходимо уравновесить весы;
б) взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую (для левшей наоборот);
в) взвешиваемое тело и гири кладут на чашку осторожно, чтобы не испортить весы;
г) жидкие, сыпучие, горячие тела необходимо ставить на чашки весов так, чтобы при этом их не испачкать;
д) масса взвешиваемых тел не должна превышать максимальную массу, на которую рассчитаны весы;
е) мелкие гири нужно брать пинцетом, крупные – бумажкой, чтобы не изменить их массу;
ж) уравновешивать взвешиваемое тело начинают гирями большей массы, затем более мелкими, иначе может не хватить мелких гирь.
1. Измерьте массу нескольких твёрдых тел.
2. Определите абсолютную погрешность измерения весами.
3. Запишите результаты измерений в таблицу 19, учитывая погрешность измерений.
5.* Дополнительное задание. Придумайте и составьте план опыта по взвешиванию жидкости.
1) взвешиваем сосуд;
2) наливаем в него жидкость;
3) уравновешиваем весы и получаем массу жидкости и массу тары;
4) от общей массы отнимаем массу сосуда.
Измерьте массу жидкости и запишите результат измерений.
m (вместе) = 120 г.
m (тары) = 12 г.
m (жидкости) = 120-12 = 108 г.
Вывод: были допущены погрешности и результаты не совпали.
Как поступить, чтобы измерить массу капли воды точнее?
Необходимо уменьшить количество капель и вычислить их среднюю массу.
Экспериментально проверьте высказанную вами гипотезу о точности измерения массы капли воды. Результаты запишите.
Накапали по 6 капель, потом еще 6 и усреднили результат.
m = 2, 4 г.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов?
В каких единицах она измеряется (перечислите все)?
8,4 т = ___________ кг 500 мг =____________ г
0,5 т = ___________ кг 120 мг = ____________ г
125 г = ___________ кг 60 мг = _____________ г
100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = ___________________________ г
20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = ___________________________ г
На какую чашку весов кладут:
Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.
Результаты измерений запишите в таблицу:
Гири, которыми тело было уравновешено
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? масса
8,4 т = 8400 кг 500 мг =0,5 г
0,5 т = 500 кг 120 мг = 0,12 г
125 г = 0,125 кг 60 мг = 0,06 г
100 г + 20 г + 1 г 500 мг + 200 мг = 121, 7 г
20 г + 10 г +1 г + 200 мг + 100 мг = 31,3 г
На какую чашку весов кладут:
взвешиваемое тело? левую
Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.
Результаты измерений запишите в таблицу:
Гири, которыми тело было уравновешено
Вывод: масса тела приближенно равна сумме масс грузиков, уравновешивающих весы.
Знакомство с рычажными равноплечими весами
Использование рычажных равноплечих весов в образовательной деятельности помогает осуществить деятельностный подход к познавательной активности ребенка, удовлетворить эту активность в форме поисковой, исследовательской деятельности.
Весы применяются в разделе ФЭМП при ознакомлении детей с величиной предметов, когда перед вами стоит задача сформировать представления о весе предметов и способах его измерения.
Использование рычажных равноплечих весов в образовательной деятельности помогает осуществить деятельностный подход к познавательной активности ребенка, удовлетворить эту активность в форме поисковой, исследовательской деятельности.
Весы применяются в разделе ФЭМП при ознакомлении детей с величиной предметов, когда перед вами стоит задача сформировать представления о весе предметов и способах его измерения.
Знакомя детей с весами, можно решить множество разнообразных задач:
– дети учатся сравнивать предметы «по тяжести» (тяжелые-легкие), подбирать равные и неравные по весу предметы, взвешивая их на ладони и выстраивая сериационный ряд. Соответственно, у них развивается глазомер и «барическое чувство»;
– у детей формируется умение понимать независимость веса от размера предмета, от формы, т.е. понимать инвариативность массы;
– с помощью разновесов, прилагаемых в комплекте к весам, дети научатся определять вес предмета, используя их как условную мерку или эталон веса.
Весы можно использовать в индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работе.
Как же знакомить детей с весами? С чего начать?
Надо помнить о том, что весы – это прибор. Поэтому детей надо сначала знакомить со строением этого прибора и с правилами работы.
Педагог может предложить детям три предмета: металлический шарик, резиновый мячик, комок бумаги.
Необходимо «на глаз» определить, какой из предметов тяжелее, а затем взвесить их на руках. Проверить результаты опытов с помощью прибора.
Весы достаются в полуразобранном виде, и предлагается посмотреть, из чего они состоят. Педагог рассказывает о том, что весы стоят на подставке или основании, к ней крепится стойка, а на стойку сверху одевается рычаг. На концы рычага вешаются чаши. Детям предлагается самим собрать весы.
Педагог знакомит с правилами работы с весами. Чтобы весы показывали точный вес предметов, их надо уравновесить. Для этого на рычаге есть специальные гирьки. Их надо сдвигать, пока стрелка у весов не совпадет с делением на стойке. Теперь весы готовы к работе. С весами надо обращаться бережно. Предметы класть по очереди, сначала на одну, а затем на другую чашу. А чашу снизу придерживать рукой.
Педагог предлагает проверить результаты взвешивания при помощи весов, говоря о том, что весы служат для более точного определения веса предмета. А детям они помогут сравнивать по весу (тяжести) предметы. Если чаша весов опуститься ниже, то предмет тяжелее.
Опыт 1. Взвешивание предметов разных по размеру, сделанных из разных материалов
– Что больше по размеру? А что тяжелее?
– Как вы думаете, почему металлический шарик, который меньше по размеру, тяжелее резинового мячика, который больше.
Опыт 2. Взвешивание предметов разных по размеру, сделанных из разных материалов
– Что больше по размеру? А что тяжелее?
Выложите предметы от самого тяжелого до самого легкого.
– Почему маленький металлический шарик, оказался тяжелее большого бумажного комка?
Обязательно дайте возможность детям самостоятельно сделать выводы!
Опыт 3. Взвешивание двух предметов, сделанных из одного материала, одинаковых по форме, но разных по размеру
– Как вы думаете, что будет тяжелее, если сравнивать предметы, сделанные из одного материала, но разные по размеру?
Сравнение деревянного маленького цилиндр и деревянного большого цилиндра.
Сравните предметы по форме,по размеру. Какой цилиндр будет веситьбольше? Проверить предположения детей.
– Какой мы можем сделать вывод?
Опыт 4. Взвешивание двух одинаковых предметов, сделанных из одного материала, но разной формы
Сравнение 2 кусков пластилина одинакового по форме и по размеру. Как вы думаете, одинаковый ли вес у предметов? Проверить предположения детей.
Предлагает одному ребенку вылепить из пластилина колбаску, а другому шарик.
– Как вы думаете, теперь этот пластилин весит одинаково?
Проверить предположения детей. (Весы уравновешиваются.)
– Почему вес предметов остался одинаковым? (Дети делают вывод о том, что они ничего не убавили и не прибавили к кускам пластилина, только поменяли форму.)
– Какой мы можем сделать вывод? (Тяжесть предмета не зависит от того, какой формы предмет.)
Дети на протяжении всех опытов могут фиксировать результаты на бумаге или на электронном планшете.
По итогам этих опытов, предложить детям ответить на вопросы:
Правильно ли я говорю, что…
– …тяжелее – это всегда больше по размеру?
– …если предметы сделаны из одного материала, то тяжелее – это больше по размеру?
– …вес предмета зависит от формы?
– …вес предмета зависит от размера?
Опыт 5. Взвешивание жидкостей
– Как вы думаете, можно ли взвесить жидкости? Как это сделать? (Воду надо налить в контейнер и поставить на весы.)
В точно такой же контейнер налить растительное масло. Как вы думаете, что больше весит? Давайте проверим. (Дети взвешивают на весах контейнеры. Вода перевешивает.)
– Почему контейнеры одинаковые по размеру, но тот который с водой тяжелее?
Опыт 6. Использование разновесов для взвешивания сыпучих веществ
– Что надо делать, если для каши необходимо отмерить 30 гр. крупы? (предположения детей)
Предложить детям комплект разновесов, познакомить с правилами обращения с ними.
– Как вы думаете, если мне надо отмерить 30 гр. крупы, сколько и каких гирек мне надо взять?
Положите на одну чашу весов эти гирьки, а на другую надо насыпать крупу. До каких пор вы будете насыпать крупу? Пока весы не уравновесятся. (Дети выполняют задание.)
– Сколько крупы вы отмерили? (Дети отвечают.) Следовательно, данное количество крупы весит 30 гр.
Для закрепления данного материала весы даются детям для самостоятельной деятельности.
Использование чашечных весов в познавательной деятельности ребенка помогает ему систематизировать, углубить, обобщить личный опыт, осознать связи и зависимости изучаемых объектов, материалов, занимая при этом субъектную позицию в обучении.
По QR-коду и мобильному приложению Вы сможете просмотреть фильм, как в интересной и необычной форме можно использовать весы с набором разновесов образовательной деятельности дошкольников.
Вы также можете ознакомиться с фильмом, перейдя по прямой ссылке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Измерение массы тела на рычажных весах
Описание разработки
Цель работы: изучить устройство рычажных весов, набора гирь и отработать приемы пользования ими и с их помощью определять массу тел.
Оборудование: весы с гирями, брусок деревянный, груз 100 г, пластмассовое тело (1 шт.).
Работа имеет большое практическое значение, так как при ее выполнении формируются приемы обращения с одним из наиболее распространенных измерительных приборов — рычажными весами. Полученные навыки взвешивания потребуются ученикам не только для выполнения других лабораторных работ, но и в повседневной жизни.
Вначале ученики рассматривают набор гирь и определяют е го состав, количество
гирь, масса которых указана в граммах, количество миллиграммовых разновесов, порядок размещения гирь и пинцета в укладке. Усваивают, что гири и разновесы переносят на весы пинцетом, который удерживают в руке загнутыми концами вверх.
Затем знакомятся с весами. Подвешивают их к штативу и уравновешивают. Для экономии мелких гирь равновесия добиваются кусочками бумаги. Весы считаются уравновешенными, если их указатель занимает строго вертикальное положение.
Первым определяют массу груза. Здесь ученикам поясняют, что взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири — на правую.
Взвешивание начинают, используя гири большой массы. Вначале на весы кладут гирю наибольшей массы, при которой тело еще перевешивает. Затем добавляют более мелкую, но такую, при которой тело еще перевешивает. Поочередно добавляют более мелкие гири до тех пор, пока весы не уравновесятся. Массу тела определяют по сумме масс всех гирь, которые пошли на то, чтобы его уравновесить. Определив массу тела, гири пинцетом возвращают в укладку.
Правила взвешивания закрепляют, предложив ученикам измерить массу металлического бруска.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, нероняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжёлые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горючие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
Мелкие гири нужно брать только пинцетом.