Как можно систематизировать круг детского чтения

Понятие о круге детского чтения и читательских интересах детей

Формирование круга детского чтения как проблема существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что не должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

В России вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (Н. И. Новиков) и подробно разработаны в XIX веке в трудах В. Г. Белинского, Н. И. Чернышевского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтенияввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку.

Круг детского чтения (КДЧ) – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение)и воспринимают дети: «Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В круг детского чтения входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы)». Еще недавно творчество самих детей в КДЧ не включалось, впервые от этой традиции отказались И. Н. Арзамасцева и С. А. Николаева.

Круг детского чтения дошкольников особенно быстро меняется.Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.

Содержание круга детского чтениязависит от следующих причин: 1) от возраста читателя, его пристрастий и предпочтений, так как уже в дошкольном детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка, определенному виду литературы (поэзия, к определенному автору или книге; 2) от знаний и представлений взрослого человека о детской литературе (чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку); 3) от состояния и уровня развития самой литературы; 4) от состояния фондов общественных и семейных библиотек. (чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения).

Формирование круга детского чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения. Исходными при формировании круга детского чтения являются следующие подходы или принципы,сформированные в научно-методический и учебной литературе:

1) психологические принципы (учет возрастных особенностей детей; учет особенностей восприятия детей);

2) педагогические принципы (доступность; наглядность; занимательность, динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений);

3) литературоведческие (включение в круг детского чтениявсех видов литературы: прозы, поэзии, драмы;разных видов словесного искусства: фольклора, литературы; разнообразие жанров);

4) историко-литературные (включение произведений мирового фольклора и литературы с учётом как истории детской литературы, так и ее современного состояния; включение художественно значимых произведений, авторами которых являются дети; тематическое многообразие).

Жаровое и тематическое многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы. Читательские интересы (склонности) дошкольников реализуют принцип избирательности при чтении. Избирательность чтения довольно ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Например, одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников и т. п. Знать о возникающих литературных склонностях ребенка необходимо для того, чтобы развивать их.

Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; она включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересыи потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом.

В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, «формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Литературные пристрастия детей дошкольного возраста включают и сказки,народные и авторские: «Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума». Этими возможностями привлекал и привлекает жанр сказки наших отечественных и зарубежных писателей,отдававших и отдающих ему щедрую дань: А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олешу, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмакову, Дж. Родари, А. Линдгрен, А. Милна и других.

Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей. Познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе вошли в детскую литературу, стали ее неотъемлемой частью. Они интересны современному ребенку, в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу. Любимыми произведениями детей стали стихи С. Я. Маршака о создании вещей («Откуда стол пришел», «Книжка про книжку» и др., энциклопедическая книга Б. С. Житкова «Что я видел», произведения В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого. Н. М. Павловой, Н. И. Сладкова и др.

Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый тип книги – веселую книгу для детей. Веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умения шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др.

По мере общего и литературного развития ребенка для него становятся доступными произведения с более сложным идейным и образным строем. Это и рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка», «Девочка и грибы», «Лев и собачка», «Филиппок» и др., и «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, и стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, и сказки А. М. Горького, и рассказы М. М. Зощенко, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, Р. Погодина и др. Проникновение в их содержание требует от детейнапряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Как можно систематизировать круг детского чтения. картинка Как можно систематизировать круг детского чтения. Как можно систематизировать круг детского чтения фото. Как можно систематизировать круг детского чтения видео. Как можно систематизировать круг детского чтения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно систематизировать круг детского чтения.Фотоотчет об участии в областном фестивале детского чтения «Страна читающего детства» С 15-18 сентября 2018 года проходил областной фестиваль детского чтения под названием «Страна читающего детства», в котором приняли участие.

Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Как можно систематизировать круг детского чтения. картинка Как можно систематизировать круг детского чтения. Как можно систематизировать круг детского чтения фото. Как можно систематизировать круг детского чтения видео. Как можно систематизировать круг детского чтения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно систематизировать круг детского чтения.Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Источник

Круг детского чтения, принципы его формирования.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Круг детского чтения, принципы его формирования.

Круг детского чтения это литература, которая должна быть прочитана в соответствующем возрасте.

В круг детского чтения входят:

— произведения, прямо адресованные детям (стихи Барто);

-произведения, написанные для взрослых, но нашли отклик у детей; (сказки Пушкина, стихи Есенина)

— детское литературное творчество.

Как известно, каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: четырехстрочные потешки и пестушки в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Произведения для круга детского чтения:

— проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

— авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;

— научно-популярные жанры (энциклопедии);

— произведения литературы народов мира.

— детская игра, игрушки;

— природа, животный мир;

— взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

От чего зависит круг детского чтения:

Круг детского чтения индивидуален.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

Принципы формирования детского круга чтения:

4. Историко – литературные

1. Педагогические принципы:

— воспитательной ценности произведения.

1.1. Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение,

«которое создает условия для возникновения активной работы мысли слушателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи — проникновению в замысел писателя».

Книги должны быть иллюстрированы,

Иллюстрация помогает понять происходящее, объясняет то, чего нет в жизненном опыте малышей, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание.

1.2. Наглядностьясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие.

Но И.Н. Тимофеева наблюдала и описала интерес ребенка к черно-белым иллюстрациям, после чего сделала вывод: «. цвет сам по себе, независимо от того, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воздействия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое — к рассудку»

Еще один вид наглядности в детской книге — портрет писателя или поэта.

Из двух книг одного и того же автора лучше ввести в круг чтения ту, где есть портрет ее создателя, рассматривание которого поможет настроиться на восприятие произведения.

1.3. Занимательность сюжета — один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как:

1.4. Динамичность Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, связь которых не может установить ребенок, неинтересен детям.

2. Психологические принципы:

2.1. Возрастные особенности детей.

3. Литературоведческие принципы: включение в круг детского чтения:

всех видов литературы: эпоса (прозы), лирики (поэзии), драмы;

разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова);

Разнообразных жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман- сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).

4. Историко-литературные принципы:

1) наличие в кругу детского чтения произведений родной и мировой литературы,

2) тематическое многообразие произведений,

3) многообразие авторских имен.

Это позволит дошкольнику познакомиться с многообразием подходов к изображению событий, происходящих в природе и мире или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься, как единственно верный по отношению к изображаемому

Правильно сформированный круг детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти- тухти»; Е.Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам же в большей степени будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б.Житков «На воде»; «Арий камень» и другие произведения моряка и писателя С.Сахарнова;

Источник

Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование

Глава 7. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Умение правильно формировать круг детского чтения (КДЧ) — основа профессиональной деятельности воспитателя дошкольно­го учреждения. Не обладая этим умением, нельзя вырастить та­лантливого читателя в ребенке.

Формирование КДЧ как проблема существует давно. Еще в ан­тичную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что не должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поко­лением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Осо­бой заботой взрослых было историческое чтение, так как без зна­ния истории страны нельзя стать достойным гражданином. Посто­янно шли споры о том, что считать детским произведением, ка­ким критериям оно должно соответствовать.

В России вопросы КДЧ были подняты в XVIII в. (И. Посошков, Н.Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В.Белин­ского, Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, Л.Толстого, К.Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занима­ющийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литерату­ры и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагоги­ческую и психологическую подготовку, так как КДЧ формирует­ся с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком худо­жественного произведения. Тот, кто занимается вопросами КДЧ. должен постоянно следить за тенденциями развития детской ли­тературы, детского книгоиздательства, уметь дать верную крити­ческую оценку новинкам книжного рынка, знать, где можно получить информацию о том, что публикуется для детей определен­ного возраста. Ему самому нужно быть компетентным читателем, верить в силу воздействия художественного слова на человека и понимать, что формирование КДЧ — процесс, требующий к себе серьезного и кропотливого отношения.
Запомните: круг детского чтения — это круг тех произведе­ний, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В КДЧ входят фольк­лор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы). Еще недавно творчество самих детей в КДЧ не включалось, впервые от этой традиции отказались И.Н.Арзамасцева и С.А.Николае­ва. Впоследствии правомерность существования этого раздела в КДЧ подтвердилась издательским вниманием к тому, что созда­ют дети (С пол итак К. К России. Книга стихов и графики.— М.: РИФ-РОЙ, 2000; Вайпан Г. Незнайка в каменном городе. — М.: Издательский дом «Юстицинформ», 2000; и др.). Публикация произведений юных авторов теперь становится нормой, которая свидетельствует о подвижности понятия «круг детского чтения». Неустойчивость КДЧ была отмечена Н. М. Демуровой, авторитет­ным исследователем английской детской литературы: «. круг дет­ского чтения — понятие весьма нестабильное, оно подвержено различным изменениям и то сжимается, то расширяется, втяги­вая в свои пределы одни имена и жанры и параллельно выводя из них другие».
Особенно быстро меняется КДЧ дошкольников. Здесь факти­чески каждому году жизни ребенка соответствуют свои произве­дения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.

От чего зависит содержание КДЧ?

• От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в дошкольном детстве проявляется интерес ребенка к определен­ному жанру (сказка), определенному виду литературы (поэзия), к определенному автору или книге. Запомнившиеся им произведе­ния дети дошкольного возраста могут слушать без устали.

• Особую роль в формировании КДЧ играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку дошкольник ни богатыми знаниями, ни обширной информацией обладать не может в силу объективных причин, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литерату­ре. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.

• От состояния и уровня развития самой литературы. Предпоч­тение реалистической литературе в 50 — 80-е гг. XX в. отдавалось детьми потому, что иная литература в те годы в России не издава­лась. Попытка вернуть в детское чтение игровые произведения обэриутов не увенчалась успехом: их стихи переизданы не были.

Однообразие литературы сделало однообразным КДЧ. Совре­менная детская литература для дошкольников практически не раз­рабатывает историческую тему; в ней нет хороших реалистиче­ских произведений. В детском чтении рубежа XX—XXI вв. преоб­ладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспи­танию разностороннего читателя.

• От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать КДЧ.

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения малышу в настоящий период, мы обязательно должны думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной дея­тельности.

Создание КДЧ предполагает руководство детским чтением. По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необхо­димости квалифицированной помощи ребенку. Для дошкольно­го детства эта проблема не стоит, так как дошкольник не обла­дает всеми необходимыми возможностями, чтобы решать ее са­мостоятельно.

КДЧ не может и не должен быть одинаковым для всех детей дошкольного возраста. Наряду с чтением в детском саду, содер­жание которого зависит от образовательной программы, выпол­няемой в дошкольном учреждении, существует домашнее, семей­ное чтение. Домашнее чтение — это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской ли­тературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность дет­ского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя. Но при этом есть целый ряд произведений, ставших обязательными в КДЧ, без которых нормальное дошкольное детство непредставимо. Это клас­сические произведения, прошедшие взыскательную проверку многими поколениями читателей: народные сказки, произведе­ния Ш.Перро, Х.К.Андерсена, К.Чуковского, юмористические рассказы Н.Носова и В.Драгунского и т.д. Не прочитанные вовремя, они не станут основой культурного развития личности ре­бенка.

Формирование КДЧ является серьезным теоретическим и прак­тическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зре­ния.

В. Г. Белинский, первым взявшийся за комплексное исследо­вание этой проблемы, был филологом, поэтому в первую очередь требовал от детских писателей качественного художественного текста, который не следует приносить в жертву дидактике. Но именно В.Белинский одним из первых понял, что детям свой­ственно особое восприятие произведения, таким образом, указав на психологическую сторону проблемы формирования КДЧ. Он рассуждал о роли книги в воспитании ребенка и подчеркивал за­висимость дурного воспитания, «нравственного уродства» чело­века от подбора книг для детского чтения. Неправильно выбран­ная книга приведет не только к разрушению эстетических чувств читателя, но и к искажению его нравственных представлений о действительности и своем месте в ней.

В.Белинский и его последователи Н.Чернышевский и Н.Доб­ролюбов никогда не разделяли содержание книги, ее восприятие и воздействие на ребенка. Сохраняя их позицию, важно понять: процесс формирования КДЧ имеет комплексный характер, в кото­ром должны участвовать филологи, педагоги, психологи.

Опираясь на определение принципа, данное С. И. Ожеговым, — «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки», рассмотрим принципы формирования КДЧ.

Исходными при формировании КДЧ являются психологиче­ские, педагогические, литературоведческие, историко-литератур­ные подходы или принципы.

1) учет возрастных особенностей детей;

2) учет особенностей восприятия детей.

1. Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость Ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концен­трацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизиологической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

2. Восприятие художественного произведения — это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слу­шающего).

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго сохраняет возрастные особенности воспри­ятия.

Ребенок-дошкольник глубже воспринимает событийную сто­рону произведения, меньше обращает внимания на описания, детали текста. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труд­нее прозу. Его восприятию свойственна наивность. Он не любит плохого конца в произведениях, изменяет его или, предчувствуя плохой конец, просит не читать дальше. Пример тому — рассказ В.Драгунского «Не пиф, не паф».

Ребенку-дошкольнику свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в тексте он дале­ко выходит за пределы самого текста: одушевляет неодушевлен­ное, не соотносит описываемые события с реальным временем, изменяет произведение по-своему, делая его героем самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг.

Восприятие — это процесс, тесно связанный с возрастом ре­бенка, особенностями его мышления, читательским опытом. До­школьник с его наглядно-действенным (1 — 3 года) и наглядно-образным (4 — 5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ допол­няют друг друга в сознании малыша.

Очень часто на восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и он понимает произведение в зависимости от личного нравствен­ного опыта. Так, старшие дошкольники осуждают Каштанку, ушед­шую от сытой и звездной жизни, которую ей обеспечил клоун, к стружкам и помоям в доме прежнего хозяина (А. Чехов «Каштанка»). Они же оправдывают старуху, не имеющую пределов в жела­нии богатства и власти, грубо попирающую старика: тридцать лет жили, ничего не нажили, за что же его любить (А. Пушкин «Сказ­ка о рыбаке и рыбке»).

Исследователи (В.Белинский, Л.Выготский, О.Никифорова и др.) выделяют в процессе восприятия несколько стадий. Первой, по В.Белинскому, является стадия «восторга» — непосредствен­ного, эмоционального, сердечного восприятия текста. За нею сле­дует стадия «истинного наслаждения», когда произведение вос­принимается рассудочно, когда происходит анализ и обобщение прочитанного, т.е. художественные эмоции, как говорил Л.Вы­готский, становятся «умными» эмоциями. Последней является ста­дия воздействия текста на личность, преобразования ее.

На первом этапе восприятия произведения ведущим психиче­ским процессом является воображение. На стадии обдумывающе­го восприятия — мышление. Оно углубляет первоначальное эмо­циональное постижение текста, преобразует его в интеллектуаль­ное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представ­ляя, воображая и обдумывая происходящее в книге, читатель пре­образует текст относительно себя самого, становится соавтором, сотворцом художественного мира книги.

Для того чтобы ребенок прошел все стадии восприятия и по-настоящему понял текст, необходимо бережно, осторожно, не разрушая возникших эмоций, вести его к этому пониманию с помощью аналитических бесед по тексту произведения.

Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания гра­мотного читателя, необходимо знать: литература как вид искусст­ва лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональ­ная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. В режи­ме дня малыша должно быть специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Нельзя читать на ходу, во время еды, в транспорте, нельзя читать во имя чего-то. Нельзя постоянно читать одну и ту же книгу, один и тот же жанр (напри­мер, сказки). Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи, выбирать надо те произведения, языковая основа ко­торых будет доступна маленькому слушателю, а содержание — интересным. Нельзя заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда он устал, желает смены деятельности. На ночь или перед послеобеденным сном в дошкольном учреждении нельзя читать произведения, возбуждающие психику ребенка.

Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели.

3) занимательность, динамичность сюжета;

4) воспитательная ценность произведений.

Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение, «которое созда­ет условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи — проникновению в замы­сел писателя». Содержание произведения будет доступно ребенку тогда, когда прежде всего доступными будут язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответство­вать уровню психического и интеллектуального развития ребенка и в то же время будет несколько опережать этот уровень. Одним из показателей доступности книги для малыша будет интерес к ней и желание слушать ее чтение.

Наглядность обусловлена необходимостью углублять восприя­тие детей, не умеющих самостоятельно читать текст. Книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объяс­няет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание. В. Конашевич говорил, что иллюстрация может выступать «комментатором текста, пояс­няя или дополняя фабулу», внося подробности и т.д.

Требования, которые предъявляются к книжной наглядно­сти, — ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие. Иллюстрация долж­на быть цветной, а цветовая гамма — соответствовать реально­сти. Но И.Н.Тимофеева наблюдала и описала интерес ребенка к черно-белым иллюстрациям, после чего сделала вывод: «. цвет сам по себе, независимо от того, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воз­действия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое — к рассудку»2.

Еще один вид наглядности в детской книге — портрет писате­ля или поэта. Из двух книг одного и того же автора лучше ввести в круг чтения детей ту, где есть портрет ее создателя, рассматрива­ние которого поможет детям настроиться на восприятие произве­дения, а чувство, возникшее при «знакомстве» с автором, при­близит текст к ребенку, станет основой для дальнейшего общения с ним.

Занимательность сюжета — один из существенных принци­пов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность. Дошкольник пока еще не облада­ет способностью долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некоей тай­ной, напряженностью повествования. Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, связь которых не может установить ребенок, неинтересен дошкольникам.

Воспитательная ценность произведений как принцип (в тради­ционной методике — критерий) — это вопрос, на рубеже XX— XXI вв. не имеющий однозначного решения. В традиционных ме­тодиках развития речи и методических пособиях по ознакомле­нию детей с художественной литературой (В. Федяевская, Н. Кар­пинская, В.Гербова, М.Алексеева, В.Яшина и др.) под воспита­тельной ценностью произведений понимаются их идейная направ­ленность, позитивное воздействие на ребенка при формировании нравственных качеств личности, наличие дидактики в художествен­ном тексте. В некоторых методиках (например, М.Алексеева, В.Яшина) идейная направленность детской книги является пер­востепенным критерием отбора книг для детского чтения, тогда как мастерству писателя, художественной ценности произведе­ния отведено второе место.

Современные авторы (детский писатель и критик Л.Яковлев) отрицают идею воспитания чего-либо с помощью литературы, призывая воспринимать детскую литературу полноправной частью литературы как вида искусства, не делать ее приложением к педа­гогике.

История не только русской, но и зарубежной детской литера­туры свидетельствует: педагогические идеи в художественном тек­сте — ее специфическая черта. И в том, что литература восприни­мается детьми как одна сплошная педагогика, виновата не она. На протяжении XX в. ее старательно делали учебником жизни для маленьких детей и дидактическим материалом для различных ме­тодик. В этом преуспели как писатели, поэты, так и авторы раз­личных методических пособий. Задача настоящего времени — вер­нуть детской литературе статус искусства. Тогда ее воспитатель­ное воздействие будет восприниматься детьми без посредников-взрослых, благодаря силе художественного слова, и окажется бо­лее действенным и результативным.

1) наличие в КДЧ всех видов литературы: проза (эпос), поэзия (лирика), драма;

2) наличие разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова);

3) разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, народные детские песенки, страш­ные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворе­ния и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, ро­ман-сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).

1) непременное наличие в КДЧ произведений как русской лите­ратуры, так и литературы народов мира. Обязательно следует обращать внимание не только на историю литературы, на произ­ведения, прошедшие читательский отбор, но и на современную литературу, т. е. литературу, которая создается на глазах ныне жи­вущего поколения;

2 ) тематическое многообразие произведений : А.С.Макаренко говорил о тематической всеядности детской литературы. Она ве­дет разговор с читателем обо всем, и все темы должны быть в детском чтении: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаи­моотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных от­ношений; интернациональная тема; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема; человек и техногенный мир и др. Все эти и другие темы должны быть представлены ребенку и как вечные, и как остросовременные. Если, например, тема вой­ны в годы войны трактуется как тема героическая, как тема защи­ты Отечества, то сегодня она звучит как тема неприятия войны как события, калечащего психику человека, лишающего детей детства, сеющего разрушения, приносящего несчастья (М.Яснов «Перевод с чеченского». См. приложение к главе). Человек нового века должен понять безнравственность любой войны, должен от­стаивать, защищать мир на земле. Такое отношение к войне лите­ратура формирует у ребенка с детства. Все это еще раз говорит о том, что, выбирая книгу ребенку, нужно чутко прислушиваться к запросам времени. Как требование времени звучит Заявление ЮНЕСКО «Какие книги нужны детям» (1977): «Детям нужны книги, которые вызвали бы озабоченность за Землю, нашу ма­ленькую планету, на которой мы все живем». И это требование нельзя не учитывать;

3) многообразие авторских имен, которое покажет ребенку мно­гообразие подходов к изображению чего-либо (например, тема природы в творчестве разных авторов) или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно вер­ный по отношению к изображаемому (см. изображение смерти героя в произведении В. Бианки «Снежная книга», в сказке С. Коз­лова «Правда, мы будем всегда?» и стихотворении С.Махотина «Щенок», где трагическое разрешение конфликта находится за пределами реалистического повествования. Для читателя-ребенка герои этих произведений не гибнут. Они исчезают. Мир из реалистического становится сказочным. Общий подход к теме у раз­ных авторов — свидетельство бережного отношения к психике ре­бенка).

Каждый автор привносит в литературу не только свое виде­ние проблемы, но и свой жизненный и профессиональный опыт. В связи с этим одна и та же тема развивается как многоаспектная. В природоведческой литературе Н.Романова пишет о мелких и мельчайших видах, Ю.Линник — о мимикрии, Ю.Дмитриев — о тех живых существах, которые находятся рядом с человеком и являются его соседями по планете. Все это аспекты одной и той же большой, современно звучащей и нужной ребенку темы при­роды. Эта литература дает ребенку знания, утверждает его в мыс­ли: разговоры о любви к природе при отсутствии знаний о ней пусты и бессмысленны.

Правильно сформированный КДЧ предполагает учет половых (гендерных) различий детей. Это не значит, что мальчики и де­вочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, дол­жен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о жен­ском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти-тухти»; Е.Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчи­кам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б.Житков «На воде»; «Арий камень» и другие произведения моряка и писателя С. Сахарнова; Н. Сурьянинова «Чудеса из железа: произведение о кузнечного дела мастерах» и др.). Социологические исследования показывают, что сейчас де­вочки читают больше, чем мальчики. Об этом также не следует забывать, давая рекомендации родителям о том, что выбирать для чтения детям.

Надо учитывать и предложение К. Д. Ушинского о сезонном прин­ципе в подборе литературы для чтения.

Кроме принципов формирования КДЧ существуют критерии отбора книг для детского чтения. Критерий — это мерило, при­знак. Исходные положения (принципы) должны быть фундамен­тальными, признаки могут меняться. В разное время предлагались Разные критерии оценки текста. Так, у В. Белинского это художе­ственность, доступность, знание детской психологии теми, кто пишет книги для детей. У Н.Добролюбова это народность, реализм, глубокое идейное содержание, доступность художественной формы. К. Ушинский говорил о разнообразии тематики, а Толстой выдвигал всего один критерий — художественность.

Редяевская дополняла классиков, обращая внимание на необходимость давать детям произведения, связанные с их личным 1Ь1том. В методических пособиях, созданных в XX в., авторы не разграничивают принципы и критерии отбора книг для детского чтения, считая самыми главными идейную направленность и пе­дагогическую (воспитательную) ценность произведения. Многое из того, что ранее существовало как критерий, сейчас устоялось и воспринимается как принцип (доступность).

Важным критерием отбора произведений для чтения детям дол­жно быть качество текста: содержание, в котором отражены уни­версальные ценности человеческой жизни, и его художественное исполнение, которое свидетельствует о мастерстве и таланте писа­теля, о понимании им природы детства.

В КДЧ должны входить произведения, проникнутые гумани­стическими идеями, несущие вечные ценности добра, справед­ливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Это должны быть идеи нравственные, но не нра­воучительные. Литература для детей не должна ставить перед со­бой задачу исправления нравов. Она должна изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достиже­ния, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое цен­ности истинные и что — ложные. Она должна научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выво­ды. Она должна развить его ум и душу.

Она говорит с ним об этом. Говорит давно, смело и серьезно. В зависимости от возраста находит формы разговора, делает его интересным, напряженным, чтобы душа трудилась, чтобы по­мнилось. Осталось одно: нам, взрослым, научить детей вслуши­ваться и воспринимать сказанное художником. Попробуем понять свою задачу, а вместе с нею и идейно-художественную сущность произведений, которые время определило как классические.

«Поучение» Владимира Мономаха (1117) нельзя отнести толь­ко к детской литературе, хотя в нем впервые в искусстве слова того времени звучит прямое обращение к читателю: «Дети мои или иной кто. » Но можно с уверенностью сказать, что именно оно определяет те нравственные идеалы, которые станут неиз­менными, не подвергающимися пересмотру на всем протяжении развития детской литературы: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир. Имей душу чистую и непорочную. Трудись, не будь ленивым».

Прежде чем сформулировать какую-либо заповедь, В. Моно­мах размышляет и вместе с ним приглашает размышлять других, не следовать сказанному слепо: только тот, кому люба будет «гра­мотка» его, пусть «примет ее в сердце свое». Итак, думай, думай над тем, что несет книга тебе, читателю.

Произведение А. Погорельского «Черная курица, или Подзем­ные жители» написано семью веками позже (1829), адресовано конкретному ребенку, племяннику автора Алеше Толстому. Это уже типичная детская книга, где в сказочной форме, в расчете на детское восприятие решаются, как это ни парадоксально, совсем не детские вопросы. Эта книга с «запасом на вырост», она столь глубока по содержанию, что при каждом новом ее чтении, при чтении ее каждым новым поколением детей открываются не только новые грани детского характера, но и те новые вопросы, над ко­торыми призван думать читатель: что такое жизнь взаймы? Как долго будет длиться ее сладость? И какова цена такой жизни? Можно ли избежать искушения? Может ли ложь быть причиной несчастий? А ребенок десяти лет — клятвопреступником? Можно ли жить, не трудясь? И т.д. И если мы вдумаемся в эти вопросы, ответим на них, увидим, с помощью каких поэтических средств они решаются, то поймем, как высок художественный уровень этого произведения.

Для А. Погорельского важна не только идея. Нехитрую исто­рию десятилетнего шалуна, которого высекли за вранье и выдум­ки, он поднимает до уровня глубокой психологической литерату­ры, и произведение для детей по качеству художественного тек­ста ни в чем не уступает произведениям для взрослых. Автор экс­периментирует с жанром, соединяя повесть и сказку. Он ищет новые для детской литературы приемы («. и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись. «»). Он вводит новые художе­ственные образы: ребенок с растерзанным сердцем. Он описывает тончайшие изменения в детской душе, как не делал никто до него и не скоро сделает после. Увлекая читателей новизной при­емов, автор хорошо понимает: открытая дидактика, на манер федоровской1, малоинтересна ребенку. Ему нужна фантазия писа­теля, преображенная в яркие, запоминающиеся, необычные сю­жеты и образы. У А. Погорельского урок жизни преподает не столько автор, сколько волшебное существо — Чернушка и ко­роль подземного мира, а также совесть героя, названная здесь внутренним голосом. Автор избирает именно те художественные образы и приемы, которые психологически и эстетически воз­действуют на ребенка и развивают его. Именно это и важно. Ибо эстетическая глухота, неразвитость вкуса, сердца ведут к глухоте нравственной, и тогда уже не усваиваются никакие, даже самые правильные поучения.

И сложные вопросы жизни, пребывания человека среди людей, и необычность художественной формы адресованы как ре­бенку, так и взрослому. И они не только повод для размышлений, Но и показатель качества текста, степени принадлежности его к настоящей литературе, которая должна быть одинаково интересна читателю любого возраста, ищущему и находящему для себя то, что удовлетворит его ум и душу. И это еще один критерий отбора книг для детского чтения.

Формируя круг детского чтения, следует обратить внимание также на то, что детской литературе свойственен феномен множе­ства. Проявляется он по-разному. Одни и те же писатели создают большое количество произведений, где звучит родственная тема, действуют одни и те же герои, повторяются сюжеты, использу­ются одинаковые художественные приемы, и в какой-то момент читателю начинает казаться, что «писатели принялись отрабаты­вать количественную «норму»». У каждого писателя свои причи­ны такого творческого поведения: бедность у Л. Чарской, просьбы читателей продолжить цикл у А. Волкова, узнаваемость и привле­кательность героя у С.Михалкова, коммерческий успех у Э.Ус­пенского, Г. Остера. Писатель такого рода может остаться в исто­рии литературы и читательской памяти, ассоциируясь с чем-либо: А.Волков — с историей Изумрудного города, С.Михалков — с образом дяди Степы, Э.Успенский не разделим с Чебурашкой. Но не всегда таким произведениям уготована долгая жизнь.

Есть в истории детской литературы множества другого плана, где разные авторы эксплуатируют один и тот же сюжет, как про­изошло с историей деревянного человечка у К.Коллоди, А.Тол­стого, Е.Данько, А. Кумма и С.Рунге, Л. Сон, Л. Владимирского. Менялись страны, авторы, сюжеты, идеи, но, переходя от одно­го писателя к другому, неизменным оставался детский любимец Буратино. Есть еще один неожиданный феномен множества: дело деда Н. Носова продолжает его внук Игорь Носов, который, буду­чи уже в зрелом возрасте, выпускает серию новых приключений Незнайки (например: Остров Незнайки. — М., 2000; Незнайка и карнавальный костюмчик. — М., 2001), а восьмилетний читатель и почитатель Незнайки — москвич Гриша Вайпан сочиняет книжку «Незнайка в Каменном городе», которую иллюстрирует такая же юная художница — тринадцатилетняя Екатерина Смирнова (М., 2000). Следует также указать и на книгу Б.Карлова «Новые при­ключения Незнайки: Остров Голубой Звезды: Роман-сказка для детей и взрослых» (СПб., 1999).

В таких ситуациях возникают интересные произведения, запоми­нающиеся герои. Но в целом это литература многословия, где значи­мыми с художественной точки зрения бывают первые 1 — 2 произ­ведения. Ценность остальных неравнозначна. История деревянного человечка ассоциируется с именами К. Коллоди и А. Толстого, осталь­ные произведения широкому кругу читателей почти неизвестны.

При формировании КДЧ это следует учитывать, чтобы одно­образие не выработало у детей стойкого неприятия литературы.

В настоящее время широкое распространение получила религи­озная литература, но введение ее в КДЧ должно быть сугубо се­мейным делом.

Начиная с XVIII в. в России существует адаптированная, т.е. приспособленная для детского чтения, книга. Процесс приспособ­ления идет разными путями: книга сокращается, пересказывается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку. В этом процессе участвуют сами авторы (А.Толстой переработал свой роман «Петр I» и другие произведения специально для детей). К нему привлекаются известные мастера. Например, произведение Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» пересказал К. Чу­ковский. Адаптация — процесс сложный. Здесь очень важно сохра­нить колорит произведения, авторскую манеру письма, дух време­ни, в которое создавалось произведение. Сейчас появилось много адаптированных мифов, библейских легенд. Надо следить за тем, чтобы адаптация была выполнена людьми, не чуждыми литерату­ре, владеющими словом, знанием особенностей ребенка, воспри­нимающими эту работу ответственно, совестливо, нравственно, людьми, не способными на подделку. Надо, чтобы критерием оценки таких книг были слова К. Чуковского из ненапечатанного преди­словия к «Вавилонской башне. »: «Мы старались сделать библей­ский сюжет, порой очень сложный и запутанный, доступным для детей и в то же время в меру своих сил и возможностей сохранить простой и безыскусственный стиль величавого подлинника».

Таким образом, многоаспектность проблемы формирования КДЧ свидетельствует о необходимости самому взрослому челове­ку быть грамотным читателем, владеть практикой оценки художе­ственных произведений, принципами и критериями их отбора.

Ребенок дошкольного возраста постигает литературу только с помощью взрослого. Естественно, что восприятие литературы ма­лышом и взрослым неодинаково, вкусы и пристрастия разные. Формируя КДЧ, воспитатели и родители должны попытаться стать на точку зрения ребенка и выбирать не только «правильную» ли­тературу. Необходимо учитывать индивидуальные потребности де­тей и в то же время руководить развитием этих потребностей, вкуса, читательского интереса. Навязывание той книги, которая интересна только взрослому, именно навязывание, а не убежде­ние ребенка в том, что книга будет интересна и полезна ему; аргумент силы, а не сила слова и читательского авторитета взрос­лого, не формы и методы, привлекающие ребенка к чтению, могут вызвать у ребенка отторжение книги, могут привести к воспита­нию эстетически глухого, нечитающего поколения.

Не следует также гнаться за количеством прочитанных книг. Важ­но не это. Важны качество постижения содержания, смысла читае­мого, умение оперировать знаниями, полученными из книги, при­обретение положительных эмоций, желание продолжить чтение и переживание прочитанного. Именно это, а не количество прочи­танных книг ведет к накоплению нравственного и читательского опыта как ребенка, так и взрослого, читающего вместе с ним.
Выводы
1. Формирование КДЧ — сложный процесс, требующий от взрослых знания истории и современного состояния детской ли­тературы, детского чтения, психологии возраста и ответственно­го отношения к делу. В дошкольном учреждении нельзя называть кругом чтения то, что не имеет системы и научного обоснования.

2. Формирование КДЧ должно базироваться на психологиче­ских (учет возрастных особенностей; учет особенностей восприя­тия), педагогических (доступность, наглядность, занимательность, динамичность, воспитательная ценность произведений), литера­туроведческих (включение в КДЧ всех видов литературы: прозы, поэзии, драмы; разных видов словесного искусства: фольклора, литературы; разнообразие жанров) и историко-литературных (вклю­чение произведений мирового фольклора и литературы с учетом как истории детской литературы, так и ее современного состоя­ния; включение художественно значимых произведений, автора­ми которых являются дети; тематическое многообразие) принци­пах.

3. Кроме принципов (основных, базовых положений) суще­ствуют критерии отбора книг для детского чтения. Существенны­ми критериями (мерилом, оценкой) являются качество художе­ственного текста и одинаково высокий интерес к нему детей и взрослых.

4. КДЧ не является постоянной категорией. Его содержание зависит от состояния детской литературы и детского чтения; от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; от компе­тентности взрослых, решающих задачу формирования КДЧ; от общественных потребностей и педагогических установок.
Подумайте над тем, можно ли согласиться с мыслью Н. С. Кар­пинской, которая, выдвигая педагогические требования к отбору художественных произведений для детского чтения, писала: «В первую очередь должны быть предусмотрены произведения советских писателей, так как они отвечают задачам, стоящим пе­ред советской дошкольной педагогикой: знакомят детей с теми явлениями, вызывают те чувства, которые необходимы для до­стижения целей коммунистического воспитания».
Приложение
М. Яснов

Перевод с чеченского
Пес вбежал — и ткнулся носом,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *