Как можно провести формативное оценивание

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мастер – класс по теме :

«Приемы формативного оценивания»

Лапкина Марина Николаевна

учитель начальных классов

КГУ «Федоровская средняя школа»

Наглядная демонстрация эффективного использования приемов формативного оценивания ;

нацелить на практическое применение формативного оценивания на уроках, оценить эффективность использования ФО в практике учителей, совместно выявить проблемные моменты при ФО.

Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.

Показать на практических примерах использование формативного оценивания на разных этапах урока.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Участники : учителя начальных классов

Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»

Звучит песня «У друзей нет выходных»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе.

*** Психологический настрой на работу

Почти все у человека предназначено для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркало, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Теперь все, подарим улыбки, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, радостно, легко и тепло.

Упражнение «Взаимные презентации»

-Предлагаю нашу работу начать с упражнения «Взаимные презентации»

Инструкция : Сейчас мы разобьёмся на пары. Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнёра группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своём партнёре.

Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие важные вопросы:

Что я умею делать лучше всего;

Какие качества я наиболее ценю в людях?

Рефлексия. Что нового для себя вы узнали об этом человеке

Похвалить. Три хлопка.

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто провели взаимопрезентацию друг друга, но и были вовлечены в процесс самооценивания и взаимооценивания.

Итак, тема нашего мастер – класса: «Приемы формативного оценивания»

***Деление на группы. (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник)

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников » М. Барбер

Оценка результатов учебных достижений ребёнка существовала всегда и во всех типах школ. Оценка за многие годы является нормой обучения и осуществлялась многие годы по определённому алгоритму, определённым условиям, рамкам и нормам оценивания. Изменения, происходящие в содержании образования Республики Казахстан в рамках обновления за последние годы, предусматривают перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.

Видео «Формативное и суммативное оценивание»

Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. ( слайд 3)

Формативное оценивание используется в повседневной практике

Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе, несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

Знание и понимание учащимися целей обучения (Ребенок четко должен знать к какому результату он должен прийти)

Активное участие учащихся в процессе собственного познания

Знание и понимание учащимися критериев оценивания (разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех)

Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

*Организация формативного оценивания на уроке( Слайды)

Презентация «Приемы формативного оценивания»

Критерии подробного пересказа:

Назван ли писатель произведения и прозвучало ли название?

Не нарушена ли последовательность происходящих действий и событий?

Достаточно ли подробно передано содержание произведения?

Был ли пересказ произведения эмоциональным и выразительным ?

Критерии при чтении стихотворения наизусть:

Задание группам ( правила работы в группах)

1 задание «Разгадай кроссворд» ( приложение 1)

(Раздать листы с кроссвордами )

Время на выполнение : 3 минуты

— задание выполнено верно-

— допустили 1-3 ошибки-

2 задание «Составить дескриптор» ( приложение 2)

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Выполнить задание по дескриптору

ФО «Сигнальные карточки» ( «Да»- зеленый цвет; «нет»- красный цвет)

* Прочитать выразительно стихотворение

Разработка критериев оценивания:

1.Название стихотворения, автор

4. Громкость и темп речи

Давайте выделим положительные стороны формативного оценивания

Сравнение собственных достижений с эталоном.

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Издержки адаптационного периода.

Если у вас настроенье хорошее,

То дружно хлопайте в ладоши.

Данная тема актуальна всегда!

Если согласны, то крикните «ДА»!

Знанья, если пригодятся, если будешь применять,

Мы славно потрудились вместе с вами,

Но расставаться все ж пришла пора.

Закончить нашу встречу предлагаю

Громким троекратным «УРА!»

«По степени уважения к труду и по умению оценивать труд соответственно его истинной ценности — можно узнать степень цивилизации народа»- утверждал Н. А. Добролюбов

Если наши дети будут уважительно относится к труду и научатся правильно оценивать труд и свой, и других людей, то мы можем быть уверены в завтрашнем дне.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.

Первушкина Галина Васильевна

Учитель начальных классов, высшая категория.

Средняя школа имени Абая,

Жаркаинский район, Акмолинская область.

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников». М.Барбер

На сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Считаю, что одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный подход помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения.

Что же такое формативное оценивание?

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения

изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того,

формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс

и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный

процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формативное оценивание, проводимое в начальных классах, направлено на работу с каждым учеником, выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности навыков, умений, а также систематическое измерение образовательного прогресса учащихся, которое позволяет более точно и объективно оценивать достижения каждого ребенка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика.

Для меня формативное оценивание – процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения-н это ежедневное оценивание. При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям.

Первым шагом в применении формативного оценивания для меня стало целеполагание, так как убедилась, что конкретная цель – это путь к успеху.

Для того, чтобы цели урока стали целями учащихся, необходимо совместно сформулировать критерии успеха.

— используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);

— применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.

Планировать использование техник формативного оценивания необходимо в тех случаях, когда:

— изучен некоторый объем нового материала;

— необходимо сделать промежуточный вывод;

— некоторые ученики перестали реагировать на указания по выполнению задания.

Хочу предложить коллегам для использования на своих уроках

наиболее эффективные техники формативного оценивания в начальных классах

И зучени е нового материала

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся

показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен в (помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора (зеленый, желтый, красный). Учитель просит учащихся показывать карточками

сигналы, обозначающие их знание/понимание или незнание/непонимание материала.

Зеленый цвет : «Я могу. У меня все получилось»

Желтый цвет: «Я не совсем уверен. Мне требуется консультация».

Красный цвет: «Я не могу. Требуется помощь».

Учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол

каждой группы кладутся карточки с вопросами: Что нового вы се-

годя узнали? Какая информация была наиболее интересной?

Что было трудным? Что мешало работе и почему? Каждый из

учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги

пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от

каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

Закрепление, тренировка, отработка умений

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.задания, положительные эмоции и т.д.

Листы бумаги вывешиваются по

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.периметру класса. Все ученики встают,

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.ходят, смотрят, читают.

Ученики разрабатывают или предварительно записывают на карточке или стикере девять идей в отношении определенного вопроса.

Творческие работы учащихся, сочинения, эссе и т.д.

«Две звезды и желание»

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

Во время редактирования сочинения на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу.

Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая

рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника,

проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

Мини-тесты (небольшое количество заданий) призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знание конкретной

информации, определенного материала. На выполнение мини- теста отводится не более 5 минут времени урока. Ученики сдают учителю

листок, на котором написаны ответы на предложенные задания.

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.

Тестовые вопросы, составленные учениками

Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося

за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную

обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный

материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Обязательный элемент оценивания обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.

Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.

У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.

Учащиеся должны закончить предложение, например,

На уроке мне было важно и интересно…

Сегодня на уроке я понял…

Хотелось бы узнать…

( как в устной, так и письменной форме)

Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их обозначения.

красный – работа прошла интересно, помогла решить проблемы урока;

зеленый – совместная работа помогла нам пообщаться, лучше узнать способности друг друга;

желтый – дело было важно для тех, кто был в этом заинтересован, его мы обсуждали вместе. Каждый из присутствующих располагает карточки на доске или листе рядом с теми заданиями, которые были выполнены за урок. Список составляется заранее. После того как карточки расставлены, начинается анализ полученных результатов

— ежеурочно отслеживать успехи каждого ученика в классе;

— создает условия для активного участия учащихся в процессе собственного познания;

— дает возможность учащимся анализировать собственную работу;

— требует активного участия и способствует повышению мотивации учащихся;

— формирует коммуникативный процесс между учителем и учеником;

— стимулирует учителя к корректировке подходов преподавания с учетом результатов оценивания;

Опираясь на результаты формативного оценивания (самооценка, взаимооценка, оценка работы в группе, активность на уроке) легче применить суммативное оценивание.

Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому стараюсь вводить новые техники по мере их освоения. Не могу утверждать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов, но считаю прогрессом то, что в глазах моих учеников я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Разве это не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.

1. Форматвиное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров.– Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.

Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012.

Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Начальная школа Казахстана».

Пишет вам учитель начальных классов средней школы имени Абая

Первушкина Галина Васильевна.

С уважением и пожеланием творческих успехов в работе всем, кто читает и создаёт наш

Источник

Приемы и формы формативного оценивания

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Овчинникова Людмила Викторовна Портфолио Отчет В1.1

АО НЦПК «Өрлеу» РИПК СО II уровня

г. Алматы группа №30 21.11.2014 г.

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников».

Раздел 1: Обоснование фокуса

На первом этапе обучения «Лицом к лицу» слушателям было предложено провести коуч – занятия в период прохождения практики.

Цель моего коучинга создание условий для ознакомления с приемами и и нструментами формативного оценивания

познакомить с приемами и инструментами формативного оценивания, характеристикой, значимостью для эффективного обучения.

Ожидаю: узнают приемы и инструменты формативного оценивания, будут применять и использовать на уроках.

Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания

Я впервые проводила коуч-сессию и поэтому очень переживала. В самом начале провела тренинг «Подарок», который помог создать позитивный настрой.

Поделив участников занятия на группы, я предложила для выхода на тему просмотреть видеоролик «Опять двойка» из киножурнала «Ералаш». Очень важно для результативности занятия, чтобы на стадии вызова коллеги сами определили тему коуч-сессии, и они с этим успешно справились после применения приема КМ «Мозговой штурм».

На следующем этапе для того, чтобы дать возможность коллегам настроиться на тему, и для предоставления теоретических сведений, я показала презентацию «Формативное оценивание» (из ресурсов ЦПМ), которую учителя с интересом просмотрели, я это увидела по их глазам. Одна из коллег спросила, что дает нам применение приемов формативного оценивания. Я попросила коллег ответить на ее вопрос в конце коуч-сессии.

Для того чтобы мне выяснить, что учителя поняли, просмотрев презентацию о данной теме, в этом мне помогла беседа:

Просмотрев данную презентацию, всё ли вам понятно по данной теме?

— Используете ли вы эти приемы в своей практике?

Я заметила, что оценивание вызвало затруднение, но все равно оценка была

ОдО «Звездочки» поставлена. Коллегам я предложила

На следующем этапе группы выполняли задание: оценить формативно положительно, указывая на ошибки, анализируя причины ошибок и другие задания. Этот вид работы я применила для выявления глубины понимания темы коллегами.

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.( ОдО «Большой палец»).

осознали, что этим самым мы даем ему возможность поработать над ошибками и наметить пути их исправления. Наблюдая за ответами, я заметила, что не всем ясна роль комментариев.

Одна из коллег призналась, что не всегда дает комментарии работ учащихся, считая, что на это уходит много времени, и лучше за это время выполнить задание по теме, в которой допущена ошибка. Я не ожидала, что будет такое мнение, но потом сами учителя выручили меня – одна из коллег, опираясь на примеры из своей практики, убедила молодого учителя в том, почему обязательно надо комментировать работу учащихся. Мне было приятно наблюдать за процессом взаимообучения, и коллеги получают новые навыки друг от друга.

С помощью инструмента ОдО «Аплодисменты» коллеги были мотивированы на дальнейшую работу.

Далее в качестве эмоциональной разгрузки предложила посмотреть фильм «Записки из школьного дневника». Учителя сказали, что они увидели себя со стороны и поняли, что каждое слово учитель должен прежде чем написать, обдумать.

Я воспользовалась вопросами, которые были предложены нам при выполнении задания №6. Чтобы понять, достигнуты ли цели коуч-сессии, провела анкетирование, которое показало положительный результат занятия.

А итоги коучинг занятия я подвела при помощи приема критического мышления «Две звезды и одно пожелание».

Этот прием был удачно применен в процессе рефлексии. Проанализировав ее результаты, выяснила, какие пожелания сделали коллеги: «Всем учителям применять на уроках формативное оценивание», «Изучать дальше новые приемы формативного оценивания».

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня

В процессе коучинга, я считаю, удачно было реализовано задание на этапе

вызова, которое позволило активизировать коллег, мотивировать на дальнейшую работу. Коллеги узнали новые формы оценивания: « Кулак–ладонь », «Большой палец», «Аплодисменты», «Три хлопка», приемы: самооценивание, взаимооценивание, научились применять их. Они отметили, что обязательно будут применять приемы формативного оценивания на своих уроках, особенно одну из коллег привлекли смайлики и звездочки.

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.

Как можно провести формативное оценивание. картинка Как можно провести формативное оценивание. Как можно провести формативное оценивание фото. Как можно провести формативное оценивание видео. Как можно провести формативное оценивание смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как можно провести формативное оценивание.

В дальнейшем я планирую более тщательно, пошагово подбирать задания, которые помогут глубже вникнуть в тему. Для внедрения полученных знаний в практику посетить уроки коллег, чтобы убедиться в применении ими приемов ОдО. Данная тема очень обширная и на одном занятии я не смогла охватить и глубоко изучить все ее аспекты, поэтому планирую провести еще несколько занятий для достижения эффективного результата.

Программа курсов 2 уровня. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014г.

Руководство для учителя. с. 111-118 // АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2014г.

3.Реформаторская группа оценивания (2002a) Оценивание для обучения:10 принципов, Факультет образования университета Кембридж

Блэк П. и Уиллиам Д. (1989a) Оценивание и обучение класса, оценка в области образования: принципы, политика и практика 5 (1): 5-75.

Блэк П. и Уиллиам Д. (1998б) Внутри черного ящика: повышение стандартов посредством оценивания класса. Кинг колледж, Лондон, Школа образования (сейчас доступно на сайте NFER/Nelson)

Загвоздкин, В. К. Традиционные и современные формы оценки учителя и их эффективность. //http://centrobrrostov.ru

Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *