Как мозг создает реальность курпатов

Как мозг создает реальность курпатов

Друзья, президент Высшей школы методологии Андрей Курпатов ответил на лучшие вопросы пользователей TheQuestion! Как понять, что для нас «важно», определить свой «интеллектуальный прогресс» — читайте ответы Андрея Курпатова.

Как понять, какое дело для нас действительно важно? Ведь «важность», как и интерес, вещь непостоянная?

Понять, что тебе «важно», очень просто. Если вашему мозгу что-то по-настоящему важно, то нужно лишь приглядеться к собственному поведению: чем вы спонтанно интересуетесь, чему вы уделяете больше всего времени (если вас к этому не принуждают обстоятельства), что вас, так сказать, «заводит»? Если «важное» в вашей жизни есть, то вы точно его таким образом обнаружите. Но возможно, что «важного» у вас пока нет. В вашем мозге, как говорят нейрофизиологи, ещё не сформировалась соответствующая «доминанта». Как её сформировать? Через других людей.

Общайтесь с другими людьми, которые увлечены тем или иным делом. В Санкт-Петербурге я основал интеллектуальный кластер «Игры разума», где мы создаём проекты, направленные на развитие, творчество, науку. И мы постоянно видим, как к нам приходят молодые люди, которые не знают, чем бы они хотели заниматься в жизни.

Современный театр движется в сторону визуализации, к непосредственному контакту со зрителем. Как это объясняется с точки зрения психологии?

Мы приматы, и физиологически нуждаемся в телесном контакте друг с другом. Но главное существо, которое мы теперь постоянно тискаем — это не наши любимые, родные или друзья, а телефон. Между людьми встала Сеть. Нам не хватает настоящего человеческого участия. Поэтому современное искусство становится всё более «тактильным»: перфомансы, интерактивные выставки, театральные постановки с вовлечением зрителя. Кроме того, мозг современного человека избалован визуальными спецэффектами — 3D, VR, дополненная реальность. И чтобы вызвать у зрителя эмоцию, театр ищет способы к нему «прикоснуться».

Согласны ли вы, что сегодня искусству необходимо создавать более универсальный язык, чем национальные?

Проблема не в национальном языке. Тренды и культурные технологии распространяются в современном мире мгновенно. Музыканты, артисты и режиссёры стали транснациональными, как корпорации. Больше нет нужды в Дягилевских «Русских сезонах», чтобы с кем-то «делиться опытом». Проблема в другом: меняется мозг потребителей творческого контента.

Мы переживаем информационную интоксикацию, у нас ожирение от впечатлений. А трудно обрадовать человека сладким, если у него на завтрак, обед и ужин один чистый сахар. Поэтому главная задача современного театра — пробиться к зрителю, эмоционально до него достучаться, вызвать в нём живой и настоящий отклик. Ведь театр без античного «катарсиса» — это уже не театр, а буффонада.

Если человек создан был эволюцией для борьбы, то с чем сейчас стоит бороться обществу нашей страны?

Не только обществу нашей страны, но и всему человечеству нужно бороться с глупостью. Проблема, правда, в том, что глупости нельзя испугаться. По крайней мере, с той же силой, с какой пугает несущийся на вас грузовик. А она ведь пострашнее грузовика. Впрочем, и осознать собственную глупость — ещё та задачка! В результате, мы все и ходим довольные, что умны и прекрасны, только вот жизнь при этом нас почему-то не радует. И это, согласитесь, противоречие.

Как вы связаны с Академией смысла и что это такое?

«Академия смысла» — это проект, который мы реализуем в рамках Высшей школы методологии. Современные научные данные о мозге позволили понять, каким образом думает и принимает решения наш мозг. Но «понять что-то» и «научиться чему-то» — это не одно и тоже. И поэтому мы разработали систему интеллектуального образования нового формата. «Академия смысла» учит тому, как использовать интеллектуальные ресурсы мозга, чтобы создавать подробные карты реальности и принимать эффективные решения. Обучение проходит в три этапа, каждый из которых состоит из 16-ти занятий. На каждом занятии группа из шести человек под руководством ментора осваивает определённые интеллектуальные навыки, тренируется, выполняет упражнения. В результате выпускник Академии способен с максимальной эффективностью использовать свой интеллектуальный ресурс. Моя роль методологическая: создание технологии, обучение менторов, подготовка всех необходимых заданий и материалов к занятиям.

Какими критериями руководствоваться при оценке собственного мышления, а именно правильности принятия решения?

Нужно понять главное: мыслит в нас не сознание, а сам наш мозг. Сознание — это просто луч внимания, который высвечивает лишь отдельные активные участки мозга. Но реальная активность мозга значительно выше: он постоянно что-то там у себя внутри крутит, продумывает, принимает решения. Если вы хотите использовать свой интеллектуальный ресурс на полную мощность, вы должны взять под контроль этот свой реальный мыслительный процесс. Тогда вы сможете направлять его на решение важных для вас задач.

Об отношениях сознания и мозга, поскольку их очень сложно осознать, я написал книгу «Красная таблетка». Но одной книги, к сожалению, недостаточно — нужна практика, причём в рамках групповой работы. Именно с этой целью мы и создали «Академию смысла» — систему интеллектуального образования нового формата, основанную на самых современных данных нейрофизиологии.

Как научить себя дожидаться второго куска зефира?

«Зефировый тест» — это изобретение выдающегося психолога Уолтера Мишела. Суть теста состоит в том, что ребёнок, который способен в течение длительного времени контролировать своё желание съесть зефир (или другую сладость), зная, что ему за это дадут вторую порцию, окажется более успешным в жизни. Мишел считает, что справиться с искушением можно одним единственным образом: тренировать, как он его называет, «холодный мозг». С точки зрения нейрофизиологии речь идёт о развитии лобных долей мозга, которые отвечают за формирование образа будущего. Иными словами, чем лучше вы умеете просчитывать последствия своих действий, тем вам проще контролировать свои влечения.

Есть «финансовая грамотность», которая даёт вполне дельные инструкции. Какие ваши книги нужно прочитать, чтобы приблизиться к «мыслительной грамотности»?

Впрочем, одних только книг для интеллектуального образования, к сожалению, недостаточно — нужна практика. Практические занятия по развитию эффективного мышления проходят в рамках проекта, который так и называется: интеллектуальное образование нового формата «Академия смысла».

Подвергаете ли вы критике свои собственные убеждения? Кто или что помогает открывать новое?

Что такое «убеждения»? Если это наши представления о жизни, то, конечно, они меняются и должны меняться у всякого нормального человека. Плохо, если мозги превращаются в кость, а вы на чём-то застреваете раз и навсегда. Нам следует быть внимательными к жизни, познавать её, интересоваться. А если так, то все «убеждения» временны и не нужно переоценивать их значимость. Если же понимать под «убеждениями» наши базовые ценности, то определяются генетически и поменяться не могут. Например, все мы нуждаемся в понимании и поддержке со стороны других людей, а потому другие люди — это важно. И нам нужно всю жизнь учиться любить, помогать и понимать тех, кому мы небезразличны.

Как быть с грядущей массовой безработицей с приходом искусственного интеллекта? Как будет развиваться ситуация в России?

Массовая безработица — это вовсе не фантазии футурологов, и она совсем рядом. Например, в Китае ежегодно автоматизируется 20% производств. Совсем скоро люди будут экономике не нужны. Уже сейчас на биржах торгуются роботы, а такие сети как Макдональдс способны полностью избавиться от персонала. Совсем скоро исчезнут профессии бухгалтера, юриста, логиста, продавца и т. д. Не за горами и то время, когда даже врачей заменит знаменитый IBM Watson.

По всей видимости, на какое-то время останутся профессии, которые связаны с живым общением. Всё-таки мы, как ни крути, социальные животные, и нуждаемся в том, чтобы нас понимали, поддерживали, как-то развлекали и чему-то учили. По всей видимости, именно такие профессии исчезнут последними — перед тем, как мы окончательно погрузимся в технологическую сингулярность. А по заверениям Рэймонда Курцвейла, это случится уже в 2049 году. Реалистичный ли это план? Да. Будет ли он реализован? Вот тут вопрос. Возможно, на пути к сингулярности нас ждёт большая война, системный кризис, теологическая катастрофа или ещё что-нибудь в этом роде.

Как определить наличие своего интеллектуального прогресса?

Мышление — это самый ценный и самый ограниченный ресурс в современном мире. Поэтому определить собственный «интеллектуальный прогресс» просто: если количество и качество людей, которым вы нужны, постоянно увеличивается, то можете быть уверены, что вы интеллектуально развиваетесь. Если же вы как были никому не нужны, так и не нужны теперь, то имеет смысл задуматься о том, как бы улучшить механизмы своего мышления.

Если человек в своём коллективе не успешен в интригах, значит ли это, что он создает менее сложные интеллектуальные объекты?

Главный принцип работы мозга — создание интеллектуальных объектов. И зрительные образы, и мелодии, которые вы слышите, и ваши представления о других людях — всё это продукт работы мозга. Эти интеллектуальные объекты производятся в разных областях мозга. И разные зоны мозга у разных людей развиты по-разному. У вас может быть блестящий музыкальный или математический интеллект, а вот представления о других людях вы можете создавать ошибочные. В этом случае, интриги вам будут, возможно, и не по зубам. Но это не помешает вам написать гениальную оперу или доказать гипотезу Пуанкаре, как Григорий Перельман. Так что, всё тут не так однозначно.

По какому принципу создается психологический портрет личности? Как составить портрет собеседника во время разговора с ним?

Что же, тут действительно есть несколько хитростей. Во-первых, никогда не верьте своему первому впечатлению, оно всегда ошибочно. Во-вторых, не думайте, что у человека есть некая «личность», которая определяет его поведение. Социальные психологи давно доказали, что это не так. Наше поведение определяется набором обстоятельств — именно эти обстоятельства вам и следует выявлять. В-третьих, учитесь детализировать информацию и выявлять факты. Например, человек говорит вам, что он учился на инженера. Так узнайте у него, почему он выбрал эту профессию, где учился, работал ли по специальности, а если нет, то почему. Вы удивитесь тому, сколь многое можно узнать, расспрашивая человека о таких «незначительных», казалось бы, вещах.

Источник

Как наш мозг формирует реальность

Что такое мышление?

Мышление – это способность создавать интеллектуальные объекты посложнее из интеллектуальных объектов попроще

Психический аппарат позволяет создавать модели реальности, которые необходимы для выживания. Окружающий мир разные биологические существа воспринимают по-разному. Амеба, инфузория-туфелька, птица, хищник моделируют мир по-своему. Мы, люди, тоже моделируем окружающую действительность, но мы моделируем не только физический мир, как это происходит с животными, но и абстрактный. Например, деньги – это нечто, во что мы верим и что мы реконструируем. Реконструкция денег у ребенка, у взрослого, у экономиста, у руководителя огромной компании – будет разной, они представляют себе разные вещи, когда говорят о деньгах.

Мы моделируем этот мир, где все объекты созданы нашим интеллектуальным аппаратом и даже наша личность – это модель. В мозге личности нет. Личность – это понятие юридическое.

Наши представления о мире зависят от того, в каком мире мы живем. Если человека не помещать в социум, то он, к сожалению, будет очень похож на животное.

До какого времени есть возможность развиваться?

Человеческий мозг развивается до 25-27 лет, после этого у него еще сохраняется способность к нейропластичности. Остаются и «окна возможностей», в которые мы должны успеть научиться что-то делать. Окна возможностей» – это время, в которое определенные клетки мозга, если они востребованы внешней средой, сохраняют свой функционал, а иначе они умирают и «окна» закрываются. Например, если не освоить речь до 10 лет, то ее будет невозможно освоить уже никогда. Иностранные языки, которые учат потом, будут опираться на ту базу, которую сформирует речевой центр. Именно он обрабатывает лингвистическую информацию, даже новые непонятные слова на родном языке.

А как наш мозг строит будущее?

Способность конструировать будущее формируется в мозге только после 21 года. В детстве ребенок не может представить «завтра», «послезавтра», «следующим летом». Когда в 18 лет человек выбирает себе профессию, он не может себе представить, что он с ней будет жить. Поэтому в мире сдвигается возраст получения специального образования. Сразу молодой человек не может себя представить работающим врачом, например.

Источник

Чертоги разума. Как мозг человека создает свою реальность

Как мозг создает реальность курпатов. картинка Как мозг создает реальность курпатов. Как мозг создает реальность курпатов фото. Как мозг создает реальность курпатов видео. Как мозг создает реальность курпатов смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как мозг создает реальность курпатов.

Что такое человек? В чем смысл жизни? Кто виноват и что делать?

Рано или поздно подсознание выталкивает наружу эти вечные вопросы. Они возникают, казалось бы, неожиданно, но, на самом деле, всегда были с вами. И если вы задумались о них — значит, ваше время пришло.

Это глубинные вопросы, на которых зиждется вся жизнь человечества. Для того чтобы ответить на них, существуют сотни и тысячи различных толкований и объяснений. Как минимум, все мировые религии пытаются донести свою точку зрения и предлагают различные варианты на любой вкус. Вне зависимости от того, какое толкование вам ближе всего по душе, это лишь поверхностная часть. Настоящие ответы кроются в нашей голове.

В отличие от большинства сайтов, которые предлагают вам раскрыть все «тайны и секреты мироздания», иногда за чисто символическую плату мы поступим с вами самым негуманным способом. Вам придется делать выводы самим, при этом, потратив не один час на расшатывание всех ваших представлений о себе и об окружающей реальности.

Материал состоит из трех частей:

1. Документальный фильм BBC — The Brain with David Eagleman (Что такое реальность?), — представленный в любительском переводе.

3. «Является ли Вселенная «компьютерной симуляцией?» — дебаты, посвященные Айзеку Азимову, в американском музее естественной истории. Модератор Нил Деграсс Тайсон.

Часть 1. Что такое реальность?

Документальный фильм BBC, в котором нейробиолог Дэвид Иглман объясняет особенности работы человеческого мозга. Как процессы внутри килограмма нервной ткани определяют нашу сущность, создают чувства, ценности, убеждения и надежды.

Часть 2. Чертоги разума

Как мозг создает реальность курпатов. картинка Как мозг создает реальность курпатов. Как мозг создает реальность курпатов фото. Как мозг создает реальность курпатов видео. Как мозг создает реальность курпатов смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как мозг создает реальность курпатов.

Андрей Курпатов — врач-психотерапевт, знакомый аудитории как телеведущий авторской программы «Доктор Курпатов». Писатель, создатель системной поведенческой психотерапии и методологии мышления.

Ознакомительный вариант «книги для интеллектуального меньшинства», как ее называет сам Андрей Владимирович, доступен на нашем сайте. Если у вас нет возможности купить полную версию, но очень хочется, напишите на электронный адрес: iwts@iwts.ru

Часть 3. Является ли наша Вселенная «компьютерной симуляцией»?

Ежегодные дебаты в рамках научной конференции имени Айзека Азимова. Шесть ученых во главе с Нилом Деграссом Тайсоном обсуждают, что же собой представляет наша реальность, и имеет ли место эта фантастическая, на первый взгляд, теория о симуляции нашей Вселенной.

Декарт спросил бы вас: «Откуда вы можете знать, что вас не дурачит некий злой гений, создавая ваше представление о мире, окружающем нас?» Действительно, откуда нам знать, что мы живём не в симуляции, вроде Матрицы? Достаточно ли данных у ученых 21 века, чтобы выдвинуть весомые аргументы «за» и «против»? Почему мы чувствуем необходимость думать, что идея симуляция реальности может быть оправданной?

Всем фанатам игры Sims посвящается. Перевод видео предоставлен сообществом Citizen Scientist.

Источник

«Наш мозг хочет простенько и пошленько». Андрей Курпатов о том, как заставить себя думать

«Все мы нелогичны, непоследовательны и переменчивы, а наш мозг всегда стремится выбирать задачи попроще», — считает Андрей Курпатов, популярный психотерапевт, автор многочисленных книг, руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка, спикер форума HI-TECH NATION 1 ноября.

Генеральный партнер события — Альфа-Банк (Беларусь)
Партнеры — Великий камень, компания Айрон, консалтинговая компания Административный Ресурс
Юридический партнер — Алейников и Партнеры
Образовательный партнер — IT-колледж Digital Unicorn

Мы собрали цитаты Андрея, в которых он рассказывает, как натренироваться вести себя по-другому, почему общение с людьми, а не с гаджетами полезно для мозга и почему бизнесмены учатся быстрее других людей.

«Сознание может думать все, что ему заблагорассудится, но реально нашим поведением заправляет мозг — тот набор конкретных нервных связей, которые сплелись в соответствующий нейронный, как говорят нейрофизиологи, ансамбль. Мы всегда пляшем под дудку этого ансамбля своих нервных клеток, совершенно того не осознавая. То есть головой-то мы, вроде бы, все понимаем. Но вот мозг требует, чтобы мы следовали проверенным стратегиям.

Нам кажется, например, что мы мыслим логически, а наша интеллектуальная деятельность — это осознанный процесс построения логических конструкций. Но это не так: человек нелогичен, непоследователен и переменчив во взглядах. Наше мышление и связанное с ним поведение — это одно сплошное когнитивное искажение, не говоря уже о субъективизме, обусловленном специфическим жизненным опытом каждого из нас».

«Мозг не способен решать несколько задач одновременно, в противном случае человек упускает важные детали. Например, если мы ведем автомобиль и разговариваем по телефону, мозг концентрируется только на одном действии. Мозг действует по принципу экономии, поэтому, сталкиваясь с двумя задачами, он, естественно, выбирает ту, что проще. Он делает все возможное и невозможное, чтобы не перегружать себя интеллектуальной работой».

«Понимать собственную ограниченность — это начало всякого понимания. Понимание, что вы чего-то не понимаете, делает вас на порядок умнее. Это рождает в вас поисковую активность, и вы начинаете видеть факты, грубо говоря, включаете правое полушарие, которое пытается соотносить все, что вы думаете, с реальностью. И вот эта поисковая активность, ощущение того, что вы чего-то не понимаете, не знаете, но вам продолжает быть интересно, — самая важная вещь».

«Есть три вещи, которые нужно научиться делать до 25 лет, потому что это критическая точка и тот возраст, когда заканчивается миелинизация фундаментальных отделов мозга. Во-первых, нужно развивать усидчивость — „тормозить свои импульсы и концентрироваться на задаче“; во-вторых, расширять социальные связи, ведь „чем они сложнее, тем более сложные модели реальности вы сможете строить“; в-третьих, освоить навыки работы с информацией. Сейчас мы часто получаем информацию в готовом, „пережеванном“ виде, а нужно учиться вынимать, структурировать и превращать в знание».

Как мозг создает реальность курпатов. картинка Как мозг создает реальность курпатов. Как мозг создает реальность курпатов фото. Как мозг создает реальность курпатов видео. Как мозг создает реальность курпатов смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как мозг создает реальность курпатов.Фото с сайта yandex.net

«Нужно ограничивать информационное потребление и взаимодействие с другими людьми „по делу“, а общаться с ними просто потому, что они вам реально интересны и важны.

Искренняя заинтересованность в другом человеке — это сложный навык, который, вы удивитесь, тренирует наш мозг. Если этот навык утрачивается, то мы глупеем, хотя и не замечаем этого. А чем хуже с мозгом, тем и жизнь хуже. В общем, настало время менять гаджеты на людей — не ради них, а ради самих себя».

«Откажитесь на несколько дней от интернета, банковских карточек, гаджетов и прочей техники с электронной начинкой — и вы узнаете, на какую жизнь способен теперь ваш мозг. Результат, поверьте, будет шокирующим. Скорее всего, вы не сможете даже связаться со своими близкими и друзьями, потому что банально не знаете номеров их телефонов. Цифровизация невероятно упрощает нашу жизнь. Впрочем, она упрощает жизнь не столько нам, сколько нашему мозгу. А это, в свою очередь, упрощает наш мозг. С интеллектуальной функцией мозга происходит примерно то же самое, что с телом космонавта, который многие месяцы находился в невесомости: мышцы атрофируются, и ему требуется помощь экзоскелета».

«Все хорошее — сложно. Чем сложнее, тем, как правило, точнее и лучше. Но мозг хочет простенько и пошленько. Раньше книги читали, а сейчас можно просто картинки посмотреть. Мозг стремится к простоте и примитивности, к очень быстрому восприятию образов, и наша задача — видеть сложное.

Как нам заставить мозг выйти из колеи, в которую он сам себя с таким усердием загнал? Путь один — сомнение в очевидности происходящего. Когда у нас все начинает складно и ладно получаться, мы склонны уверовать в свою правоту и непогрешимость, а также в знание истины. Реальность, с которой мы имеем дело, куда сложнее, чем мы можем себе представить».

«Если ты используешь имеющиеся у тебя возможности, перед тобой неизбежно открываются новые. А если ты их не используешь, то остаешься на том же самом месте, а потому появление новых возможностей просто технически выглядит маловероятным. Волшебник в голубом вертолете, к сожалению, посещает людей только в алкогольном делирии».

«Память активно формируется при многократном повторении пройденного материала из-за того, что в мозге устанавливаются более прочные нейронные связи, чем при разовом прочтении. Похожий эффект достигается из-за стресса, поэтому бизнесмены могут быстрее учиться: они живут в постоянном риске».

«Попытки придумывать „цель“ — это тоже оксюморон. Цель — это то, к чему стремятся. Она возникает как результат наличия стремления. И у вас или есть стремление, или его нет. Все! Цель без действительного стремления — это фикция».

Как мозг создает реальность курпатов. картинка Как мозг создает реальность курпатов. Как мозг создает реальность курпатов фото. Как мозг создает реальность курпатов видео. Как мозг создает реальность курпатов смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как мозг создает реальность курпатов.Фото с сайта sciencepop.ru

«Человек может думать как центрист, конструктор или рефлектор. Центрист видит фактические отношения между предметами и явлениями. Когда он смотрит на проблему, он задает вопрос „Что происходит на самом деле?“ Конструктор пытается ответить на вопрос „Как это можно концептуализировать?“ и мыслит логически. К этому типу, например, можно отнести Илона Маска. Рефлектор умеет определять самое важное и рассматривает реальность через личный опыт.

Объединение этих типов мышления и умение искать ответы на все три вопроса могут помочь человеку стать успешным в любой профессиональной сфере».

«Человек может принять непривычные для него решения, если ответственность за последствия несет кто-то другой. Поведением человека управляют не только мировоззренческие установки, но и обстоятельства».

Такого комплексного предложения на рынке еще нет. Всего за 50 BYN/месяц платформа предоставит вам:

Не забудьте подписаться на наш telegram-канал и на наш канал в Дзене.

Источник

Как думает мозг

Предыдущие части: 1 | 2 | 3

Очень трудно изменить
точку зрения людей, например, на сознание,
и я наконец выяснил почему.
Причина в том, что каждый является
экспертом в области сознания.
Дэниел Деннет

Теперь давайте зададимся вопросом. Мы с вами посмотрели, как работают некоторые искусственные интеллекты. Пусть даже они узкие и «слабые» — в чем проблема, если мы сами набор таких же? Тут проблемы обнаружить действительно не удается.

Но почему, если мы смотрим на проявления нашего интеллекта (биологического) и работу искусственного, нам все-таки кажется, что они сильно, если не радикально отличаются?

Думаю, что такое впечатление складывается потому, что искусственный интеллект занимается какими-то глупостями, а еще потому, что действует предельно расточительно и нелогично. Сколько лидару нужно всего сделать, чтобы создать карту реальности вокруг автомобиля? Это ужас что такое!

Человек-водитель не будет разглядывать всех людей на прилегающих улицах, определять скорость движения всех автомобилей на расстоянии трех футбольных полей вокруг. А лидар все это делает и еще, вы не поверите, изучает цвет каждого светофора на перекрестке, то есть буквально всех, смотрящих во все стороны! Нормальный, нет?

Ощущение не только избыточности, но и избыточной тупости, правда? Вы вообще можете себе представить, чтобы хоть кто-то из нас делал нечто подобное, если, конечно, его под дулом пистолета к этому не принудят?

Ну, положим, лица на фотографиях Google Street View мы с вами различить и замазать сможем, а с грудью и ягодицами уж тем более справимся. Но к этому нас, надо сказать, сотни тысяч лет эволюция готовила. Это результат специфических настроек в нашем мозгу и плюс научение еще.

Как мозг создает реальность курпатов. картинка Как мозг создает реальность курпатов. Как мозг создает реальность курпатов фото. Как мозг создает реальность курпатов видео. Как мозг создает реальность курпатов смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как мозг создает реальность курпатов.Иллюсрация: Alfred Gescheidt / Getty Images

Но вся прочая работа искусственных интеллектов — она какая-то совсем античеловеческая. Мы так не думаем, как это они делают! Мы точно делаем это иначе! Умнее!

С другой стороны, мы просто не в курсе? На самом деле наш мозг, конечно, строит пространственные модели реальности, как и лидар. И делает это на постоянной основе!

А наш мозжечок, например, производит, по сути, те же действия, что и все эти бесчисленные умные датчики в автомобилях: круиз-контроль и прочие такие штуки. Огромный объем работы!

Или вот, например, речевые центры Брока и Вернике — разве не совершают они те же действия по распознаванию речи, как это делают Siri с Алисой?

Разумеется, наш мозг постоянно занимается распознаванием речи, но, если она нам родная, мы просто не осознаём этого. Если же вы плохо знаете какой-то язык, то вы чувствуете, как, общаясь с носителем этого языка, только тем и заняты, что распознаёте его речь — пытаетесь понять, где в этом звуковом потоке начинаются и заканчиваются отдельные слова и что они, эти слова, учитывая контекст, могут значить.

Нам кажется, что мы мыслим логически, а наша интеллектуальная деятельность — это осознанный процесс построения логических конструкций. Но это не так: человек нелогичен, непоследователен и переменчив во взглядах

Наш мозг все это делает, и постоянно — мы просто не в курсе! А самое главное, мы совершенно не замечаем множества дефектов своих моделей реальности — и это не только огромные информационные пробелы, но еще и бесконечные иллюзии восприятия и понимания.

Нам кажется, например, что мы мыслим логически, а наша интеллектуальная деятельность — это осознанный процесс построения логических конструкций. Но это не так: человек нелогичен, непоследователен и переменчив во взглядах.

Наше мышление и связанное с ним поведение — это одно сплошное когнитивное искажение, не говоря уже о субъективизме, обусловленном специфическим жизненным опытом каждого из нас.

Но тут можно возразить: если всё так, то как же получается, что столь ненадежное существо умудряется быстро и ловко решать множество сложнейших задач, а искусственному интеллекту нужно проделать для этого огромный объем работы и использовать невероятное количество вычислительных мощностей?

Этот ларчик открывается достаточно просто: дело в нашей с вами ограниченности. Звучит это, наверное, несколько дико, но давайте рассмотрим эту кажущуюся парадоксальной точку зрения.

Эволюция заставляет нас искать и поглощать калории, а также информацию. Но вот среда изменилась — и того и другого стало в избытке, и мы страдаем от ожирения, как физического, так и информационного

Биологическая эволюция миллионы лет готовила наш мозг к решению считаного, на самом-то деле, и весьма незначительного количества задач, необходимых для нашего выживания. Соответственно, настройки, которые в нас, так сказать, вшиты, достаточно примитивны.

Например, эволюция заставляет нас искать и поглощать калории, а также информацию. Но вот среда изменилась — и того и другого стало в избытке, и мы страдаем от ожирения, как физического, так и информационного.

Проще говоря, наш мозг не может сам по себе остановиться, хотя мы сознательно понимаем, что хватит. Нет, он ест и скроллит, пока сил хватает. Это разумно? Нет.

В общем, мы были неплохо созданы под конкретные задачи. Но реальных задач у нас было немного, поэтому и хвастаться нашим «суперкомпьютером» вряд ли стоит.

Да, в нас есть настройки под конкретные задачи — на какие объекты и какой последовательностью действий реагировать. Мы с этими настройками рождаемся и дальше тренируем их в процессе последующего онтогенеза (своего индивидуального развития), адаптируясь к конкретным условиям жизни — в монгольских степях или джунглях Амазонии.

Причем проходим, по сути, все фазы: от примитивного реагирования, ничего не видя и не понимая, до более и более сложного поведения, пока не решим, что, мол, всё, достаточно учиться и тренироваться — мы и так лучше всех.

Как это нам удается? Просто потому, что у него есть программа — предустановки, прописанные в нашем ДНК.

Как мозг создает реальность курпатов. картинка Как мозг создает реальность курпатов. Как мозг создает реальность курпатов фото. Как мозг создает реальность курпатов видео. Как мозг создает реальность курпатов смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как мозг создает реальность курпатов.Ускоренный филогенез в эмбиогенезе Иллюстрация из книги «Четвертая мировая война»

С нашим мозгом, уже после рождения, происходит примерно то же самое: мы проходим путь его последовательного развития из бессмысленной массы нейронов в сложную структуру нервных связей, обуславливающих жизнь и деятельность взрослого человека.

Теперь давайте чуть-чуть добавим самоиронии:

нашему расчудесному мозгу требуется 25 лет на его формирование!

Знаете, по сравнению даже с нынешними «слабыми» искусственными интеллектами, наш с вами — биологический — страдает существенными задержками развития.

Ко всему этому, вероятно, следует добавить еще несколько «чувствительных» деталей. Например, то, что биологическая эволюция не мелочится и жертвы ее никогда не пугали. Так что количество ее неудачных опытов, как нетрудно догадаться, прохаживаясь по палеонтологическому музею, значительно превосходит число успехов и прорывов.

Сам принцип естественного отбора — это наличие жертв: слабые, неспособные, не умеющие адаптироваться существа должны сгинуть, не оставив потомства. И это логично, но от искусственного интеллекта мы по каким-то загадочным причинам ждем не только мгновенной умности, но и безошибочности работы.

Каждая автомобильная авария с автомобилем, управляемым автопилотом, становится предметом подробнейшего разбирательства и главной новостью на местных телеканалах. Конечно, это же ужас какой! При этом о том, что ДТП с участием обычных автомобилей не попадают в новости из-за того, что их слишком много и это до того обыденно, что «не новость», почему-то никто не задумывается.

Нам легко войти в положение человека, убившего другого человека своей машиной, даже если он был пьян, обкурен или просто невнимателен. Но умную машину мы готовы осудить, даже если она невиновна

К настоящему моменту автомобили с автопилотом разных компаний и производителей намотали пробег в миллионы километров, многократно обогнули земной шар. А много ли вы слышали историй об убийстве человека машиной с автопилотом.

Исследователи компании Axios самым серьезным образом подошли к изучению статистики дорожных происшествий в Калифорнии с участием робомобилей. С 2014 по 2018 год удалось насчитать 38 таких ДТП. И что же? Выяснилось, что во всех случаях, кроме одного, когда действительно произошел сбой алгоритма автопилота, виновником ДТП был человек.

Но, несмотря на это, информация о подобных ДТП, прошедшая через СМИ, неизменно приводит к резкому снижению доверия публики к технологиям автопилотирования. Забавно, правда?

Нам легко войти в положение человека, убившего другого человека своей машиной, даже если он был пьян, обкурен или просто невнимателен. Но умную машину мы готовы осудить, даже если она невиновна. Да, мы просто кладезь когнитивных искажений…

Правда в том, что уже сейчас прекрасно работающий искусственный интеллект совершенно не похож на нас — на своего создателя. Ни в фас, ни в профиль. Однако же он делает ровно то, что делает наш с вами мозг, причем в каждом отдельном случае значительно лучше него (или, по крайней мере, лучше и лучше с каждым днем).

Искусственный интеллект — это, в действительности, некий искусственный мозг, а не «интеллект» в привычном для нас понимании этого слова

Когда-то считалось, что научить машину распознавать человеческие лица — это что-то за гранью фантастики: нельзя, невозможно, никогда не получится. Однако сейчас интеллектуальные системы распознавания лиц справляются с этой задачей лучше людей, и уж точно значительно лучше меня (всегда страдал от этой проблемы).

А на вопрос, каким образом им это удается, ответ будет прост до неприличия: они научились. Как и мы с вами в свое время, только у нас были эволюционные настройки, предуготованность к распознанию лиц, соответствующие области мозга в зрительной коре, а у него — нет.

Почему эта задача, применительно к искусственному интеллекту, ранее считалась невыполнимой? Потому что разработчики думали: какие алгоритмы ввести в систему, чтобы научить ее распознавать лица или, например, отличать морду собаки от кошки?

Но разве у нас есть «сознательные» правила на этот случай? Разве у нас самих не происходит все это на подсознательном уровне? Разве мы не называем этот навык интуитивным? Хотя никакой интуиции не существует, и это всегда результат не осознаваемой нами работы нашего же мозга.

Да, мы не знаем (сознательно), по каким принципам мы узнаём людей в лицо, мы не знаем (сознательно), что позволяет нам так быстро и «просто» отличить кошку от собаки. Так кого мы можем этому научить?

Правда в том, что мы сами не понимаем того, как наш мозг решает эту, да и подавляющее большинство других жизненных задач. Наш мозг делает это на тех уровнях своей организации, куда наше самодовольное и самоуверенное сознание никогда не заглядывало и, даже при всем желании, заглянуть не может.

Проще говоря, искусственный интеллект — это, в действительности, некий искусственный мозг, а не «интеллект» в привычном для нас понимании этого слова. Точнее, даже не мозг, поскольку он является интегральным органом, а пока лишь искусственная нервная ткань: огромное множество отдельных сетей, работающих — до поры до времени — независимо друг от друга.

Но как мы видим, они — эти отдельные пока искусственные интеллекты — уже начали собираться в агрегации и работать совместно. Именно так, должен сказать, происходило и в процессе эволюционного филогенеза, то есть исторического развития, нашей с вами нервной системы.

Прах от праха

Изначально у наших предков — у всяких кишечнополостных, например, — нервная система была «диффузной» (впрочем, была и есть — они так ею и пользуются). Это значит, что нервные клетки и их небольшие скопления располагаются в разных частях тела животного и не соединены в единый функциональный комплекс.

Наконец, третий этап — это «трубчатая нервная система», которая характерна для хордовых. То есть все позвоночные, начиная с самых примитивных форм (например, ланцетника) и заканчивая человеком, обладают «трубкой» центральной нервной системы, которая оканчивается в головном конце объемной ганглиозной массой.

Дальше уже в рамках развития этой «трубки» происходили такие процессы:

В каком-то смысле искусственный интеллект переживает сейчас свой филогенез и экспериментирует в сторону усложнения. Даже биологическая эволюция, как вы, наверное, знаете, не была линейной, и все виды животных, которые обитают сейчас на планете Земля, являются, по сути, вершинами своих генетических линий.

Поэтому, реконструируя таким образом логику эволюции нервной системы, мы реконструируем логику исторического формирования своей нервной системы, которую считаем, разумеется, идеальной. Но это мы так считаем…

Мы зачастую абсолютно неспособны решить задачу, с которой легко справляются пчёлы или какие-нибудь сойки, или, наконец, шимпанзе

Если у вас будет желание, очень рекомендую ознакомиться с книгой замечательного ученого-этолога Франса де Вааля с провокационным названием «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?».

Автор книги — ученик нобелевских лауреатов Николаса Тимбергена и Конрада Лоренца, а также автор революционной и уже ставшей хрестоматийной работы «Политика у обезьян» — ненавязчиво, но доходчиво сбивает спесь с нашего представления о своем невероятном величии.

Наша нервная система хороша для решения тех задач, которые мы были принуждены решать в рамках своей среды обитания и для удовлетворения своих потребностей. Но мы зачастую абсолютно неспособны решить задачу, с которой легко справляются пчёлы или какие-нибудь сойки, или, наконец, шимпанзе.

Мы пытаемся приспособить искусственный интеллект под свои нужды — и это понятно, зачем еще нам его создавать? Но правда в том, что мы создаем некий «интеллект» (что бы это ни значило), который уже живет своей жизнью, активно эволюционирует — и не факт, что не добьется в этом тех же успехов, что и наш вид, подвергший все остальные тотальному межвидовому геноциду.

«Нам надо прекратить изображать из себя великих творцов, которые сохраняют контроль над тем, что мы делаем, и начать думать о своей будущей роли. Возможно, нас ожидает та же судьба, что постигла смиренную митохондрию, простую клетку, которая была когда-то давным-давно поглощена большей клеткой. Она отказалась от самостоятельной жизни, чтобы стать электростанцией для своего носителя, в то время как носитель перестал самостоятельно вырабатывать энергию, чтобы сосредоточиться на других задачах. Оба извлекли пользу из этого процесса симбиогенеза. Не происходит ли то же самое с нами?»

Сьюзан Блэкмор, психолог, профессор Университета Плимута

Тот феномен, который мы по сложившейся традиции обозначаем словосочетанием «искусственный интеллект», не предполагает человекоподобия по существу, а уж тем более во внешнем облике.

Неудивительно, что попытка воспроизвести человеческое существо из металла, транзисторов и проводов, эдакого Голема, но на новый — технологический — манер, разумеется, была обречена на неудачу.

Но была ли подобная стратегия в принципе верной?

Если верить еврейской мифологии, сделанный праведником Лёвом глиняный истукан был оживлен мистическими силами Каббалы. То есть дух был сказочным образом внесен в эту куклу. Ожидать же от инженеров тех же чудесных мистических сил как минимум странно.

Конечно, ничего «такого» мы внести в машину, оснащенную каким угодно мощным искусственным интеллектом, не можем. Она или создаст какие-то специфические, интересующие нас эффекты, или нет. Мы же не герои ближневосточного фольклора и даже не герои из вселенной Marvel.

И с чего мы вообще взяли, что, создавая искусственный интеллект, мы должны кудесничать на манер древнееврейского Иеговы?

Как выясняется, идти старым, добрым, проверенным путем эволюции — последовательно, от меньшего к большему — куда более разумно, чем указывать искусственному интеллекту, каким он должен быть и, главное, каким образом ему этого следует добиться.

В конце концов, эволюционные принципы действительны сами по себе, а субстрат, на котором они себя проявляют, не так уж и принципиален. Вполне возможно, что на кремниевом или каком-то другом ненуклеотидном субстрате все будет происходить даже лучше и быстрее.

С учетом тех технологических возможностей, которыми мы уже располагаем, в этом, мне кажется, можно даже не сомневаться.

1 Не то чтобы я как-то пропагандировал или опровергал «биогенетический закон», просто использую как образ.

2 Правда в том, что до 25 лет молодые люди не представляют свое будущее, а лишь в лучшем случае как-то его себе воображают — без здравомыслия и осознания возможных последствий.

3 Кстати сказать, у человека рудименты «узловой нервной системы» сохранились, но представлены только в вегетативном отделе нервной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *