Как мотивировать детей в лагере
Мотивация программы детского лагеря
Как известно, вожатить в лагерь приезжают не обязательно крутые педагоги и убеленные сединами методисты. К счастью, приезжают, в основном, энтузиасты молодежного возраста, исполненные горячим желанием поработать на этой ниве. Хотя определенные знания психологии и педагогики нужны обязательно, не у всех есть возможность подковаться до лагеря или хотя бы приехать вовремя на тренинг. Поэтому когда Администрация лагеря начинает требовать «к завтрашнему дню» сдать «отрядную мотивацию», то очень многим кажется, что с ними либо не по-русски говорят, либо просто посылают «не знаю куда», как говорится, принести «не знаю что». Хотя при ближайшем рассмотрении все становится не так страшно.
Вам известно выражение, что можно привести коней к воде, но нельзя заставить их пить. Применительно к лагерю: можно привезти детей в лагерь, но не суметь заинтересовать их программой лагеря.
Однако! Коней можно заставить пить, если в пищу им добавить соли – тогда они будут пить много и охотно. Если в лагере всё вызывает интерес, то дети так или иначе возьмут предложенные знания, и возможно эти знания повлияют на их дальнейшую жизнь.
Итак, мотивация – это «соль» программы лагеря.
Мотивировать, или пробуждать интерес, можно и нужно не только детей, но и своих соратников и просто попутчиков, причем ежедневно, ежечасно и на разных уровнях. Самое главное – не пересолить.
Естественно, у каждой программы есть цель и она замечательная: показать правильный стиль жизни и т.д., но детям вы так не скажете, а скажете, например: «Мы с вами отправимся в Путешествие на поиски своего сердца. Как в любом путешествии нам нужен будет багаж, но мы с вами будем путешествовать почти налегке. Мы оставим все вредные привычки, вредность и лень, а возьмем с собой Знания, Любовь и Дружбу».
Затем вы вручаете каждой команде симпатичные сумочки (чемоданчики, рюкзачки, пр.), которые они частично украшают сами (название команды), частично лишь заполняют (ежедневные баллы за спортивные достижения, пунктуальность и пр.) – и вот скучная таблица баллов превращается в увлекательное собирание багажа. А если тройка лучших награждается Путешествием за пределы территории лагеря, да еще с кем-нибудь интересным и крутым (например во главе с общелагерным любимцем – спортинструктором), то даже если вы баллы не переименуете в «таланты» или «цветики», все равно успех обеспечен.
Для поддержания интереса к «научным» знаниям, которые будут даваться молодежи, можно использовать стенд – «мировоззрение», на котором поместятся статьи или свидетельства, стихи или песни – все, что говорит о правильных отношениях человека с другими и с самим собой.
Как приглашение к самовыражению можно предложить чистый лист ватмана с названием, например «Радость сердца» и «Слезы сердца» (Крик души», «Стена плача» «Жилетка», «Приколись» и пр.), куда тинэйджеры смогут писать, что им нравится или что не нравится в лагере.
При мотивировании молодежи можно делать ставку на интеллект, ролевые игры, спорт, ночные игры, прочие нестандартные мероприятия, причем и подход должен быть нестандартным. Проведите несложный и увлекательный психологический тест в начале смены, чтобы выяснить, что больше всего подходит для ваших тинэйджеров и отстройте свою программу «в прямом эфире».
Методические указания и рекомендации «Модель системы стимулирования и поощрения детей в детском оздоровительном лагере»
Система стимулирований и поощрений в детском оздоровительном лагере.
Цель системы стимулирования: создание условий в летнем оздоровительном лагере для обеспечения и повышения уровня заинтересованности детей в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
Принципы применения поощрений: применение мер поощрения, установленных в лагере, основано на следующих принципах:
— единство требований и равенства условий применения поощрений для всех детей в лагере
— стимулирование эффективности и качества деятельности.
Основные виды стимулирования детей в лагере «Эволюция»
участие ребенка в планировании, разработке и проведении мероприятий;
организация соревнования между отрядами.
Творческое стимулирование и развитие рационализаторства
Творческое стимулирование и развитие рационализаторства —
стимулирование, основанное на обеспечении потребностей ребенка в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении (повышение квалификации, приобретение и развитие необходимых навыков).
Участие в работе творческих групп;
участие в конкурсных программах индивидуального и коллективного характера.
Вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях*;
объявление благодарности ребенку (родителям) за личные достижения*
публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений;
размещение фотографий на почетном стенде лагеря;
рост горизонтального и вертикального статуса ребенка;
создание ситуации успеха ребенка.
Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями:
-ритуалы и традиции отряда и лагеря.
* Благодарность директора ДЭБЦ «Натуралист» (Благодарственное письмо) объявляется обучающимся лагеря за конкретные достижения, связанные с успехами в научной, общественной, спортивной деятельности; за организацию и проведение мероприятий лагеря (концертов, праздников, конкурсов, соревнований и т.п.).
Ходатайство об объявлении благодарности может быть представлено начальником лагеря, организатором или педагогом (воспитателем) с указанием конкретных достижений обучающегося.
Благодарственное письмо директора ДЭБЦ «Натуралист» родителям объявляется:
— родителям обучающегося, достигшего высоких показателей в научной деятельности, спорте, творчестве, общественной деятельности;
— родителям, оказавшим большую помощь и поддержку в организации общелагерных мероприятий.
Грамотами и дипломами поощряются обучающиеся лагеря, ставшие победителями или призерами в общелагерных, районных, региональных и Всероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и др.
Система индивидуального рейтинга обучающихся лагеря
В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего летний оздоровительный лагерь «Эволюция»
Ребята получают значки за активное участие в каждом направлении деятельности научно-фантастического центра «Возрождение»: естественно- научном, художественно- эстетическом, спортивно-оздоровительном, социально- педагогическом. У каждого ребенка есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый юный исследователь может достигнуть определённого звания в научном центре. Значки вклеиваються в журнал или в личную зачетную книгу. По окончания смены значки переводяться в «валюту лагеря»- ЭВО.В конце смены лагеря организовывается ярморка-продажа, где каждый ребенок может купить на свои «ЭВО» сладкий приз, игрушку или поделку, сделанную детьми в лагере.
Наименование органа самоуправления, выдающего значки
Система мотивации и стимулирования в лагере
В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего социально-оздоровительный лагерь ГБУ «ЦСПСД г.Арзамаса» по программе «По радуге детства».
Бонусы ребята получают за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый житель может достигнуть определённого звания по результатам окончания смены.
За активное проявление себя в чём-то участники смены получают бонус определённого цвета. Таким образом, каждый житель Радужного города в течение смены собирает свою Радугу достижений, получая разнообразные жетоны.
Красный – активность в общелагерных мероприятиях;
Оранжевый – активность в отрядной деятельности;
Жёлтый – активность в спорте;
Зелёный – активность в труде;
Голубой – чистоплотность, опрятность;
Личные результаты каждого отмечаются ежедневно на собрании улицы и результаты заносятся в «Радужный банк». За нарушение дисциплины и невыполнение правил снимается по одному бонусу в каждом виде деятельности.
Ежедневно каждый участник может получать бонусы разных цветов.
Самым успешным жителям Радужного города вручаются грамоты, и благодарственные письма родителям.
Учёт бонусов ведётся счетоводами, которые ежедневно осуществляют мониторинг достижений, подводят итоги на собраниях Хозяйственного комитета лагеря.
Методические рекомендации по осуществлению стимулирования и поощрений в детском оздоровительном лагере
Система стимулирований и поощрений в детском оздоровительном лагере.
Цель системы стимулирования: создание условий в летнем оздоровительном лагере для обеспечения и повышения уровня заинтересованности детей в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
Принципы применения поощрений: применение мер поощрения, установленных в лагере, основано на следующих принципах:
— единство требований и равенства условий применения поощрений для всех детей в лагере
— стимулирование эффективности и качества деятельности.
Основные виды стимулирования детей в лагере «Эволюция»
участие ребенка в планировании, разработке и проведении мероприятий;
организация соревнования между отрядами.
Творческое стимулирование и развитие рационализаторства
Творческое стимулирование и развитие рационализаторства —
стимулирование, основанное на обеспечении потребностей ребенка в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении (повышение квалификации, приобретение и развитие необходимых навыков).
Участие в работе творческих групп;
участие в конкурсных программах индивидуального и коллективного характера.
Вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях*;
объявление благодарности ребенку (родителям) за личные достижения*
публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений;
размещение фотографий на почетном стенде лагеря;
рост горизонтального и вертикального статуса ребенка;
создание ситуации успеха ребенка.
Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями:
-ритуалы и традиции отряда и лагеря.
* Благодарность директора ДЭБЦ «Натуралист» (Благодарственное письмо) объявляется обучающимся лагеря за конкретные достижения, связанные с успехами в научной,
общественной, спортивной деятельности; за организацию и проведение мероприятий лагеря (концертов, праздников, конкурсов, соревнований и т.п.).
Ходатайство об объявлении благодарности может быть представлено начальником лагеря, организатором или педагогом (воспитателем) с указанием конкретных достижений обучающегося.
Благодарственное письмо директора ДЭБЦ «Натуралист» родителям объявляется:
— родителям обучающегося, достигшего высоких показателей в научной деятельности, спорте, творчестве, общественной деятельности;
— родителям, оказавшим большую помощь и поддержку в организации общелагерных мероприятий.
Грамотами и дипломами поощряются обучающиеся лагеря, ставшие победителями или призерами в общелагерных, районных, региональных и Всероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и др.
Система индивидуального рейтинга обучающихся лагеря
В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего летний оздоровительный лагерь «Эволюция»
Ребята получают значки за активное участие в каждом направлении деятельности научно-фантастического центра «Возрождение»: естественно- научном, художественно- эстетическом, спортивно-оздоровительном, социально- педагогическом. У каждого ребенка есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый юный исследователь может достигнуть определённого звания в научном центре. Значки вклеиваються в журнал или в личную зачетную книгу. По окончания смены значки переводяться в «валюту лагеря»- ЭВО.В конце смены лагеря организовывается ярморка-продажа, где каждый ребенок может купить на свои «ЭВО» сладкий приз, игрушку или поделку, сделанную детьми в лагере.
«Мастер искусств»- назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
«Магистр творчества»- назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные достижения в области творчества, театрального мастерства, художественной деятельности, танцев
5-10 значков-«Муза лагеря»
За личные достижения в области творчества, театрального мастерства, художественной деятельности, танцев
За активную помощь в организации лагерных мероприятий художественно- эстетического направления
Орган самоуправления «Департамент науки»
назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные достижения в исследовательской деятельности, за высокие результаты участия в интерактивных играх, квестах, мастер- классов естественно- научного направления
10 и более-«Гений науки»
За личные достижения в исследовательской деятельности, за высокие результаты участия в интерактивных играх, квестах, мастер- классов естественно- научного направления
За активную помощь в организации лагерных мероприятий естественно- научного направления
Орган самоуправления « Департамент СМИ»
назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные достижения в журналистике, ведение фоторепортажей, оформление лагерного стенда
5-10 значков «Спец.корр»
10 и более- «Золотое перо»
За личные достижения в журналистике, ведение фоторепортажей, оформление лагерного стенда
За активную журналистскую деятельность, ведение репортажей с места проведения общелагерных мероприятий,работы с сайтом учреждения
Орган самоуправления « Департамент спорта»
назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные высокие результаты участия в спортвно- оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, играх.
5-10 значков- «Мастер спорта»
10 и более-«Олимпиец»
За личные высокие результаты участия в спортвно- оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, играх.
За помощь в организации лагерных спортивно- оздоровительных мероприятиях
Манипулирование и мотивация
Содержание
Как мотивировать подопечных
Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся. Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь ребенка к чему-либо. Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю, что здесь речь идет о чем-то позитивном. Разве плохо то, что у ребенка появляется стимул? Если же я понимаю, что сам являюсь объектом мотивации, то у меня может возникнуть ощущение, что мной манипулируют, не столько побуждая к действию, сколько с помощью ловких трюков, навязывая определенную модель поведения. Именно потому, что речь идет о человеческом поведении, данная проблема является особенно щекотливой.
Отчасти искусство мотивации состоит в том, чтобы в конечном счете никто ничего не потерял. Вы достигаете своих целей, создавая мотивацию у других. Если, например, у вас есть подопечные, вы надеетесь, что стимулируя их определенным образом, добьетесь от них лучших показателей в деятельности. Те же, которых как-то побуждают к тому или иному действию, должны либо вообще не замечать мотивации (и таким образом, просто радоваться своим успехам) или считать ее позитивной поддержкой, усиливающей их удовлетворение результатами своей деятельности. В силу того, что граница между поддержкой и манипуляцией довольно зыбкая, искусство мотивации невозможно зафиксировать в виде строгого набора правил. Вместо этого здесь основу искусства мотивирования составляют ряд направляющих принципов и опыт, полученный в результате их применения на практике.
Кого можно мотивировать?
Объектом ваших усилий может стать любой ребенок, ибо любого можно подвергнуть мотивирующему воздействию, и это можете сделать вы. На самом деле мотивация начинается с вас самих. Самомотивация — весьма важный процесс, но несмотря на то, что она в чем-то совпадает с мотивацией других, ее лучше всего рассматривать отдельно, вместе с другими навыками самосовершенствования, такими, как, например, самоутверждение.
Мотивация — это очень мощный инструмент воздействия, сфера влияния которого выходит далеко за пределы традиционных представлений о ней как средстве стимуляции подопечных к деятельности. С ее помощью, например, можно изменить настроение подопечных, если скучно проходит лагерная смена. Или заставить подопечного более упорно достигать поставленных целей, а команду детей действовать более сплоченно. В чем же суть проблемы? При циничном взгляде на мотивацию она представляется в виде некоей утонченной манипуляции детьми; другими словами, мотивация есть способ заставить других делать то, что хочешь, при этом, в идеальном случае, они не должны этого даже осознавать. Например, ваши подопечные будут более активно участвовать в любой деятельности, если им внушить, что он о них очень заботится. Поэтому, очень важно всеми правдами и неправдами убедить их в этом. Однако неискренняя, показная мотивация будет «работать» до определенного момента, но в конечном счете потерпит крах. Чтобы мотивирующее воздействие было глубоким и длительным, оно должно стать чем-то большим: что-то вроде награды за труд всем участникам этого процесса. Безусловно, вожатые, как правило, хотят, чтобы подопечные, побуждаемые к действию, получали настоящее удовлетворение от своей деятельности. По-настоящему успешная мотивация не может только на словах апеллировать к чувствам и желаниям стимулируемых подростков — в ней должно быть заложено действительное, неподдельное участие в них как личностях.
Самые большие трудности в создании мотивации возникают при работе с индивидуумом. Ситуации могут быть самыми разными. Это может быть подтягивание аутсайдера или помощь ребенку с низкой самооценкой. Или, наоборот, вам придется иметь дело с талантливым индивидуумом, не нашедшем должного применения своим талантам. Какой бы ни была специфика ситуации для мотивации, отправной точкой должна быть мысль о том, что вы имеете дело с отдельной личностью.
Мотивационная гигиена
Изучение принципов начнем с нескольких слов о том, как их использовать:
Принципы мотивирующей организации деятельности
Мотивы поведения подопечных
Рассмотрим основные мотивы, влияющие на поведение подопечных.
1. Самоуважение. Эта потребность может выражаться как в погоне за признанием со стороны окружающих в связи с хорошо выполненной деятельностью, так и в желании быть независимым и свободным. Она может лежать в основе стремления к компетентности или к успеху в деятельности, а также стремления добиться престижного положения.
Этот вид потребности связан с тем, как развивалось чувство самостоятельности у ребенка. В зависимости от того, как относились родители к проявлению этого чувства — поощряли его, хвалили за него или же, напротив, мешали своей неумелой опекой или бранили, ребенок превращается в ребенка, либо уверенного в себе, либо сильно зависимого от мнения окружающих и неспособного взяться за дело, успех которого не обеспечен.
Как бы то ни было, путь развития потребности в самоутверждении связан с тем, как будут вырабатываться высшие качества — такие как справедливость, солидарность, мягкость, самоуважение и уважение к окружающим. Эта потребность находит также выход в удовлетворении эстетических запросов — в поисках упорядоченности, красоты, равновесия.
2. Потребность в немедленной обратной связи. Стремление к умеренному риску у подопечных с высокой потребностью в достижениях тесно связано и желание немедленно получить обратную связь. Дети, ориентированные на достижения, стремятся к такой деятельности, когда их она оценивается часто и по конкретным критериям.
3. Потребность в удовлетворении от завершения деятельности. Дети с высокой потребностью в достижениях считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение. Они не ждут наград.
4. Потребность в поглощении поставленной задачей. Если подростки с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации. Они не могут остановиться или сделать работу наполовину и не чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий. Хорошим примером часто являются спортсмены. Они «люди наоборот» — чувствуют себя комфортно только под большой нагрузкой. Такая преданность своему делу часто отражается на внешних проявлениях их личности, что зачастую негативно сказывается на тех, кто имеет с ними дело. Дети с высокой потребностью в достижениях часто воспринимаются другими как недружелюбные или как «одинокие волки». Они могут быть очень спокойными и редко хвастаются своими достижениями. Но они далеко не всегда сохраняют хорошие отношения с другими людьми.
5. Мотив принадлежности играет очень важную роль в поведении подростка.
6. Мотив безопасности. Безопасность является производным фактором от риска, но можно, а иногда и удобно рассматривать его отдельно. Безопасность — сильное воздействие на поведение многих детей. И хотя простому мотиву безопасности уделялось много внимания, роль сложного, подсознательного мотива безопасности все еще требует более глубокого осмысления.
7. Мотив статуса. Наряду с мотивом безопасности динамичной подростковой группе особенно присущ мотив статуса, или престижа.
В обычном понимании статус можно определить как относительное положение, которое ребенок занимает в группе. В соответствии с этим определением как только встречаются два подростка, возникает статусная иерархия, даже если у обоих статус изначально был одинаковый. Символами статуса ребенок пытается отразить только относительное положение в статусной иерархии.
8. Потребность во власти выражает естественную склонность детей доминировать, оказывать влияние на других, пользоваться у них авторитетом.
9. Мотивы любопытства, деятельности и желания манипулировать. Эти мотивы часто приводят детей к беде, но их поддержание по мере взросления может оказаться весьма полезным. Если бы эти мотивы подавлялись или сдерживались, все общество стало бы очень инертным, что справедливо и на уровне детского лагеря. Когда детям не позволяют следовать мотивам любопытства, желания манипулировать и деятельности, у них исчезает мотивация к деятельности.
10. Мотив привязанности. Любовь, привязанность представляют собой очень сложную форму общего мотива. Сложность частично связана с тем, что во многих случаях любовь имеет сходство с первичными мотивами, хотя в других она больше похожа на вторичные мотивы. В частности, мотив привязанности, с одной стороны, тесно ассоциируется с первичным сексуальным мотивом, а с другой — со вторичным мотивом принадлежности. По этой причине привязанность иногда относят ко всем трем категориям мотивов, а иногда вообще не признается как отдельный мотив.
Привязанность заслуживает особого внимания из-за того, что ее значение в современном мире постоянно возрастает. Судя по всему, есть большая доля правды в таких выражениях, как «любовь движет миром» и «любви все возрасты покорны».
11. Пассионарность и креативность. Стремление подростка к новому, к изменению привычного, традиционного, «нарушению инерции назовем пассионарностью (от лат. passio — страсть). Проявление творческой, деловой, общественной активности вызывают соответствующие эмоциональные состояния: увлеченность, энтузиазм, восторженность и т. п. С пассионарностью связаны такие черты характера ребенка, как смелость, воля, настойчивость, целеустремленность. В пассионарном состоянии группа детей оказывается особенно восприимчивой как к благородным, так и к низменным целям.
Что движет подопечными: типология мотивов
Разнообразие потребностей ребенка обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение ребенка, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.
Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Ребенок пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).
Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает его быть активным и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (например, на вожатого и т. п.). Этот мотив побуждает быть активным и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.
Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого ребенок развивается и совершенствуется.
Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание быть активным и действовать так, как делал это герой (кумир, вожатый и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.
Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить ровесниками, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия.
Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Ребенку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов подростку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Например, он занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает ребенка проявлять физическую и интеллектуальную активность).
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:
Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное стимулирование), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида быть активным и развиваться. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.
Когда удается актуализировать у ребенка мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые вожатые умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим подопечным на возможность развиваться и совершенствоваться.
Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Ребенок с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же ребенка не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Выделим четыре фактора:
Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Ребенок не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.
Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные дети, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют свои обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.
Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении ребенка к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.
Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится подростку.
Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. В случае действия негативной мотивации ребенка побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации. Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на ребенка, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать ребенка к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Действующие и потенциальные мотивы
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность ребенка, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность ребенка и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.
Динамичность иерархии мотивов
Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния детей). Например, подопечного побуждают к деятельности требования вожатого и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.
Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому ребенку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее. Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.
Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность ребенка детерминируют только два мотива.
Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Следовательно, общий уровень мотивации зависит:
Опираясь на указанную закономерность, вожатый, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:
Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации подопечных.