Как монголы хоронили своих воинов
О обрядах захоронения монголо- татарских воинов
О обрядах захоронения «монголо- татарских» воинов
Нашествие Батыя миниатюра
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Попробуем разобраться в вопросе обряда захоронения монголо- татарами своих воинов, сделаем небольшой обзор на эту тему, и приведем разные мнения.
Захоронение в сидячем положении, а место захоронения маскируют травой: «Когда же он умрет, то, если он из знатных лиц, его хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посредине ее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом, а другого коня съедают и набивают кожу соломой и ставят ее повыше на двух или четырех деревяшках, чтобы у него была в другом мире ставка, где жить, кобыла, чтобы получать от нее молоко и даже иметь возможность умножать себе коней, и кони, на коих он мог бы ездить, а кости того коня, которого они съедают за упокой его души, они сожигают. И часто также женщины собираются для сожжения костей за упокой душ людей……
“У их могил нет курганов. Вытаптывают [могилу] лошадьми, чтобы [она] была похожа на ровное место» (Хэй-да ши-люэ (Краткие сведения о черных татарах)).
Как видим воинов – джучидов хоронили в курганах, если верить казахстанским археологам, имея ввиду стремление властей Казахстана, как и на Украине к переписыванию и удревнению своей истории. Но как известно Казахстан появился на только в 1936 году, на подаренных Россией территориях.
Обряды захоронений у «монгол – татар» менялись. В период язычества – одно, а в период принятия Ордой ислама и после – другое: «Погребальная яма с боковой нишей. Тело завернули в ковер, который заменил у нас в последние 20 лет кошму. По нашим древним традициям поверхностную ярко украшенную кошму (нынче ковер) после похорон держат раскрытой ночью на открытом воздухе под звездами, до этого ею нельзя пользоваться. … Яму с телом прикрывали деревянными столбами «бет а;аш», поверх ложили сено и только потом землю.» (Погребальный обряд монголов Чингис-хана https://forum-eurasica.ru/topic/5436. )
Захоронения, которые относят к «монгол – татарским» находят: «Останки монгольских воинов Батыя найдены при раскопках форта Райковец (1948г). Из отчета УАН СССР: «Сотни скелетов защитников и врагов обнаружены где заставала смерть». …
В Воронежской области вскрыто захоронение Олень-Колодезь (1996г) богатого монгола с характерной амуницией и артефактами конца XIII века. В Национальном Музее Истории Азербайджана экспонируются находки 20 монгольских захоронений экспедиции Казиева 1946-1953 гг. на реке Кура.» («Тайна вторжения Батыя: где захоронения монголов? https://asiarussia.ru/blogs/22778/)
Есть конечно и другие единичные данные по захоронениям «монголо- татар», но их количество на территории исторической Руси для такого грозного нашествия, и уничтожения большого числа городов и селений, явно мало.
Сравним с захоронениями племен фатьяновцев, которым 4000 лет и более, их находят, несмотря на то, что они своих умерших погребали в грунтовых могильных ямах, однообразное устройство которых было общим для всех фатьяновских племен ….».
Необходимо отметить, что признаков, которые свидетельствуют о погребения фатьяновцев, могильники не имеют. Все они были открыты совершенно случайно при земляных работах, а «монголо – татарских» почти не находят, прошло менее 800 лет ( сравните с 4000 лет )
Похороны в Монголии, традиции и обряды.
Погребальные обряды древней Монголии
В древности монголы вели кочевой образ жизни, а потому были свободны от многих предрассудков.
Но были и другие традиции проведения похорон. Часто они зависели от положения, которое умерший занимал при жизни.
Великих воинов хоронили в земле, а по месту захоронения несколько раз гнали табун лошадей. Лошади затаптывали могилу, поэтому враги не могли ее найти и осквернить память покойного. Согласно поверьям, так похоронили самого Чингисхана.
Священников, монахов и лам бальзамировали. Останки хранились при монастырях в специальных комнатах. Причем мумии было принято сберегать в сидячем положении.
Был в древней Монголии и такой обычай: покойного помещали на повозку с лошадью и отпускали в степь. Где тело упадет с повозки, там и будет ему могила. Иногда обращались к ламам. Те медитировали и сообщали родственникам, где и когда похоронить умершего.
Когда могилой усопшего становилась не земля и не пламя, а степь под открытым небом, через время родственники должны были вернуться на это место и посмотреть, что стало с останками. Если их съели животные, значит, человек был благочестивый и его душа уже направилась в загробный мир. А если звери или птицы не притронулись к телу, считалось, что за покойным есть тяжелый грех.
Похороны в современной Монголии
Похороны в современной Монголии
Тело просто бросают со скалы или оставляют на склоне горы. С одной стороны, это часть древней культуры. Но, накладываясь на современное общество, этот обычай беспокоит правоохранительные органы: такие экзотические похороны больше напоминают действия преступников, решивших избавиться от трупа.
К теме о монгольских погребениях..
— а мы два года назад недоумевали, откуда такое странное отношение у укровоенов к раненым и мертвым (своим и чужим)?
Оригинал взят у maximus101 в Зороастризм у монголов
Интересно, что еще в начале 20 века в Монголии сохранялись зороастрийские представления о погребальной обрядности, и это при том, что монголы зороастрийцами формально не являлись, они практиковали буддизм и шаманизм.
На данный момент сложно сказать, какая религиозная система (буддизм или шаманизм) позволила сохранить эти зороастрийские представления. Существует мнение, что зороастрийский обряд выставления (выбрасывания) трупов пришел в Монголию из Тибета вместе с ламаистским буддизмом, и сейчас в Тибете практикуется «воздушное погребение», когда трупы скармливают птицам. Но стоит отметить, что и на Дальнем Востоке (на Амуре, в Корее), а также у лесных народов севера (якуты, чукчи и др.) обряд выставления трупов сохранялся очень долго.
Рассказы русских путешественников 19 и начала 20 века дают хорошее представление о погребальных практиках в Монголии (и у монгольских народов, например, у калмыков). Русские очевидцы отмечали важную роль собаки (священного животного у зороастрийцев) в погребальных ритуалах.
Н.П.Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. Монголия и страна тангутов»:
«Путешественник встречает более отвратительные сцены на кладбище, которое лежит возле самой Урги. Здесь трупы умерших не зарываются в землю, но прямо выбрасываются на съедение собакам и хищным птицам.
Статья содержит фото и описание жестоких сцен, поэтому:
Потрясающее впечатление производит подобное место, усеянное грудами костей, по которым, как тени, бродят стаи собак, исключительно питающихся человеческим мясом. Не успеют бросить сюда свежий труп, как его уже начинают терзать эти собаки, вместе с воронами и коршунами, так что через час или много два ничего не остается от мертвеца. Буддисты даже считают хорошим признаком, если труп будет скоро съеден – иначе человек, по их понятиям, не был при жизни угоден богу. Ургинские собаки до того привыкли к подобной поживе, что в то время когда труп несут на кладбище по улицам города, то вместе с родственниками за покойником неминуемо следуют собаки, часто из его собственной юрты.»
Д. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно-статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903.
«О больных калмыки заботятся мало, труднобольного часто бросают при перекочевке. Умершего не хоронят, а бросают на съедение волкам и собакам, и если труп долго не съедается, то покойника считают большим грешником и на молитвы по нем дают ламе денег. Поминки справляют на 40 день и через год, платя также ламе деньги. Траур носят 7 дней, траурный цвет белый.»
И.Майский «Современная Монголия: Отчёт Монгольской экспедиции, снаряжённой Иркутской конторой Центрального союза потребительских обществ «Центросоюз», 1921 г.
«Иногда бывает, что семья, наскучившая уходом за каким-нибудь дряхлым стариком или безнадёжным больным, не дожидаясь момента наступления смерти, выносит на «кладбище» и оставляет там ещё не умершего, а лишь умирающего человека. Тогда кладбищенские собаки собираются в кружок около полутрупа – получеловека и, щёлкая зубами, ждут превращения его в полный труп, так как до наступления смерти они обычно не приступают к своему кровавому пиру.
Эти собаки-людоеды очень злы и свирепы, и представляют серьёзную опасность для пешеходов, так как иногда, если бывают очень голодны, бросаются и на живых людей. Участвовавший в нашей экспедиции забайкальский казак, посещавший уже не раз Монголию, рассказывал мне, что несколько лет назад он ехал верхом с двумя товарищами в окрестностях Урги. Впереди на некотором расстоянии шёл китаец. На дороге был небольшой увал, за которым китаец скрылся. Когда казаки тоже подъехали к увалу, они заметили далеко внизу свору собак, но китайца не было. Подскакав ближе, они увидели, что китаец был разорван собаками и жадно ими пожирался. Только когда всадники сделали два выстрела из винтовок, собаки разбежались.»
Этот отрывок хорошо раскрывает зловещую суть зороастрийского обряда “сагдид” (взгляд собаки), именно собака должна была определить умер человек или нет. Считалось также, что собака своим взглядом отгоняет демонов (дэвов).
Хитун С.Е.:
«. Город Урга был окружён кучами отбросов. На эту свалку монголы выносили умерших. Собаки были священными санитарами: по ритуалу умерший должен быть съеден собаками, если он угоден богам. Собаки тысячами жили на этих кучах в диком состоянии. По ночам лай этой тысячи тысяч собак сливался в шум, подобный резкому воющему ветру во время морского прибоя. Горе заблудившемуся пешеходу ночью на этой свалке.»
Обручев В.А.От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай.
«Население все помои и отбросы выносило из дворов и жилищ на улицу, и только обилие бродячих собак, игравших роль санитаров, предохраняло улицы от окончательного загрязнения, так как всё съедобное, включая и экскременты, поедалось. Но эти собаки, всегда голодные, были не безопасны для людей; одинокий и безоружный прохожий ночью на окраинах города легко мог сделаться жертвой стаи собак, привыкших к человеческому мясу, так как монголы оставляли своих покойников в степи на съедение хищным животным и птицам.
Отмечу ещё одну достопримечательность из окрестностей Урги. Это падь (сухая долина) Хундуй в горах правого склона долины Толы. В эту падь монголы выносили своих покойников и по обычаю оставляли их там на съедение собакам, которые населяли норы по соседству. Когда я намеревался прогуляться вдоль этого склона, чтобы осмотреть выходы горных пород, консул посоветовал мне не заходить в эту падь во избежание нападения собак. По его словам, несколько лет тому назад русская подданная бурятка, заехавшая верхом в эту падь, была съедена собаками, которые стащили её с лошади. Лошадь прибежала в консульство без седока, а посланные на поиски казаки нашли только клочки одежды.»
Погребальные практики монголов почти полностью соответствуют зороастрийским наставлениям, записанным в Авесте. Это важность поедания трупов священными животными (у монголов это были прежде всего собаки, у тибетцев чаще птицы), и особое отношение к собаке у монголов вообще, как свидетельствуют русские очевидцы, собак нельзя было отстреливать даже после их многочисленных нападений на живых людей.
Ниже, тексты Авесты:
Видевдат (Закон против дэвов)
Фрагард 6
«Предотвращение осквернения земли и воды останками.
Создатель живых творений плотских, Праведный! Куда тело мужа праведного нам отнести? О Ахура Мазда, где положить?
И сказал Ахура Мазда:
«В высочайшем месте, Спитама Заратуштра, где достоверно известно, что есть поедающие труп собаки или поедающие труп птицы.»
Фрагард 5
Разнесение скверны животными
«И сказал Ахура Мазда:
«Мертвечина, унесенная собакой, унесенная птицей, унесенная волком, унесенная ветром, унесенная мухой, не становится грехом для человека.»
Собачья стая в Урге, столице Монголии.
Фрагард 13
Собака
«Собаку создал, о Заратуштра,
Я, Ахура Мазда,
с собственной одеждой, с собственной обувью,
бдительную, острозубую,
получающую подношение мужа, дла защиты живых творений.
Так Я, Ахура Мазда, поставил собаку с телом великой силы, крепостью разума Аши, крепостью живых творений.»
«Кто убьет из этих собак овчарку, сторожевую, охотничью, обученную его душа отлетит от будущей жизни, крича и воя громче, чем воет волк, бродящий в высокогорном лесу.
Никакая другая душа не поддержит после смерти его душу в (ином) мире криком или воем, и две собаки, стерегущие Мост, не поддержат после смерти (его душу) криком и воем.»
. На беду в следующем году в долине Бильгих действительно случилась засуха и падёж скота, что было, конечно, приписано факту зарывания трупа Немчинова в землю. Ламы целый месяц служили молебны на проклятом месте и только после этого «несчастье прекратилось».
Автор далее описывает аналогичный случай, свидетелем которому был сам. Тело умершего ребёнка, сына русского торговца, собирались похоронить по христианскому обычаю, однако окрестные монголы категорически воспротивились этому, заявив, что если такое «осквернение места» произойдёт, они выроют тело и отдадут на съедение зверям и птицам. Пришлось везти тело за 170 вёрст и хоронить в месте, специально отведённом для этого властями.»
Как монголы хоронили своих воинов
Где погребения монголов, Зин?
Не хотела я обращаться к этой теме, но наши альтернативщики непременно требуют продемонстрировать им погребения монголов на территории Руси. Думаю, что этот материал поможет понять одну из сторон жизни монголов времён Монгольской империи.
Сначала из википедии (перевод текстов сегодня полностью с гуглем и не причёсанный
Думаю, что многие знают и про башни молчания.
Абхазы и адыги тоже практиковали такой способ захоронения:
» Статья посвящена анализу одного из наиболее ярких обрядов абхазо-адыгского язычества культа «воздушного» погребения. На основе исторических документов, архивных источников и переводной литературы «воздушное» погребение представлено как явление, характерное для культуры абхазов и адыгов в рамках обозримой исторической эпохи вплоть до середины XIX века. Культурологический подход, выбранный исследователем, позволил выявить типологию обряда «воздушного» погребения, определить его стабильные и мобильные, общие и локальные элементы.» Отсюда
Итак, как хоронили своих мёртвых монголы:
Подземное захоронение монголов под открытым небом
После революции 1921 года монголы начали менять свои погребальные обряды.
Атеисты, такие как Суксбаатар и другие представители Коммунистической партии, ученые и «герои» нового поколения были похоронены на кладбище по имени алтан ölgiï (золотая колыбель) в северо-восточной части Улан-Батора.
После революции, особенно в 30-х годах, началась сильная кампания против традиционных верований и суеверий. Я не мог найти декрет, закон или что-либо подобное, что запрещало традиционное так называемое «под открытым небом» захоронение, но оно не было разрешено. Только очень старые люди, в основном в сельской местности, были тайно похоронены традиционным способом до конца 60-х годов.
Шаг за шагом были внедрены европейские практики похорон, процесс, ускоренный советским влиянием. Один из последствий изменения социализма был действительно серьезным вторжением в кочевую жизнь. Устоявшаяся форма существования стала все более и более важной, и в степи были установлены относительно большие города. Это одна из основных причин, по которой многие кочевые традиции были потеряны, в том числе и жертвенное захоронение под открытым небом, о котором я сейчас расскажу более подробно.
Помимо погребения под открытым небом в Монголии существовали другие похороны, такие как кремация, бальзамирование и «захоронение воды», еще одна форма погребения под открытым небом.
Выбор одной из этих похоронных процедур зависит главным образом от социального положения, причины смерти и географического положения.
В основном были забальзамированы люди, известные как «Реинкарнации Будды» и другие высокопоставленные лица ламаистической церкви. Такие тела обычно были похоронены в гробах в сидячем положении, как будто в молитве.
Когда люди умирали от инфекционных заболеваний, их кремировали, чтобы уменьшить опасность эпидемии.
Иногда трупы Ламы также кремировали, чтобы позволить их духу подняться прямо на небеса без какого-либо осквернения духа. Это связано с тем, что монгольские люди считают, что огонь очищает все.
Монголы имеют разные обычаи, чтобы похоронить детей в возрасте до 3 лет, потому что их души считались невиновными и чистыми.
Интересно также, как они касались тел казненных людей.
Но сегодня это не тема моей газеты. Я хочу рассказать вам больше о «изгоняющем» или «жертвенном захоронении под открытым небом».
Нелегко перевести монгольскую терминологию на английский язык, потому что у нас нет ни обычаев, ни подходящего выражения для нее в Европе. На монгольском языке существует много разных обозначений, например, например, «ilä orusiGulxu» во Внутренней Монголии и «sul’a orusiGulxu» во Внешней Монголии. Согласно европейскому пониманию «похоронить» означает поместить тело в землю, но это не то, что сделали монголы, и то, что описывают монгольские термины. Например:
«Ilä» или «sul’a» могут означать открытый, свободный, незанятый или видимый.
«Ködägäläkü», другое выражение для той же процедуры означает «сдавать труп в степи» [2].
Нужно сказать, что монгольские погребальные обряды были под влиянием кровавых шаманских жертвоприношений, таких как убийства лошадей, животных и даже людей, прежде чем положить их в могилы дворян.
В XVI веке, когда Алтан-хан (1543-83) установил ламаизм в Монголии как официальную государственную религию, было принято следующее решение (так называемое Ärdäniïn Tobci):
«Бывшее монгольское государство допускало убийство вдов, крепостных, слуг, лошадей и других животных. Теперь вы должны дать таких животных нуждающимся людям.
Не прекращайте жизнь других живых существ, когда кто-то умирает. Если человек продолжает убивать людей, как прежде, он должен лишиться собственной жизни.
Если человек продолжает убивать лошадей и других животных, все его имущество должно быть конфисковано »[3].
Монголы считали, что душа умершего может вернуться. Таким образом, у лам были следующие задачи: молиться, направлять дух на небеса и предлагать пищу (белые или молочные блюда и мясо), кадить на огне и делать другие вещи, чтобы защитить оставшуюся семью от несчастий и болезней, дух или другие злые духи могут причинить семье.
Некоторые монголы помещали голубые камни в одно или два места на кровать, в которой кто-то умер и оставил их там три дня, чтобы не дать злым духам преследовать кровать.
Монгольская пословица по этому обычаю «в жизни покрывает ваши личные части, в смерти ваше лицо» (amidaa nuucaa, öwäl nüürää) [6].
На него не разрешалось смотреть и не открывать лицо трупа, и ему не разрешалось трогать труп, особенно лицо трупа. Если глаза или рот не были закрыты, только закрытому родственнику или ламе было разрешено закрыть их.
Сначала этот человек, так называемый «гробовщик», должен был пробежать рукой по плечевому лезвию, чтобы другие мужчины не смогли ему помочь. Для женщин было запрещено помогать в этой работе или участвовать в церемонии захоронения.
Мужские трупы были размещены на правой стороне юрты, которая обычно является женской стороной, с правыми руками под их головами. Женские трупы были помещены на левой стороне юрты, с мужской стороны, с левыми руками под их головами. [8]
Монголии считают, что в следующем мире все обращено вспять, и именно поэтому они размещают трупы на стороне юрты, соответствующей противоположному полу.
За несколько дней до того, как «изгонял» мертвое тело, семья погибших сожгла фимиам и масляные лампы и наблюдала за трупом. Более подробная информация об этих днях, о том, что происходило и что делали ламы, можно найти в статьях, например, Познеева, Хайсига, Хаслунда, Саркози, Бартольда и других.
В дни перед тем, как положить труп в степь, все собаки в соседних садах должны были «завязаться, чтобы не допустить их падения на тело до нужного времени» [9].
Когда настало подходящее время, труп обычно помещали на тележку (tärgä), вытащенную лошадью или коровой. Затем покойники из семьи следовали за повозкой на захоронение клана или семьи, которое было необитаемой территорией отдельно от районов, используемых кочевниками. Эти места были священными и посещались только на похороны.
В других районах, особенно в Южной Монголии, труп был помещен на спину лошади и, дойдя до места похорон, лошади заставили скакать до тех пор, пока труп не был сброшен.
Некоторые камни были поставлены рядом с головой, чтобы позже узнать место захоронения. Затем был сделан огонь, чтобы пожертвовать избранными кусками мяса (ягненка) и белыми блюдами (cagaan idää).
Внесение труп в степь предназначалось для жертвоприношения его хищным животным. Согласно монголам, это последний добродетельный поступок, который может выполнять человек. Эта идея намного старше ламаизма и демонстрирует действительно сильный шаманский элемент духовной мысли.
Когда животные, такие как стервятники и дикие собаки, ели тело, они не ели других животных, которые могли жить немного дольше. Когда животные очень быстро съели труп, это означало, что душа была невиновной и чистой и достигла небес, откуда она могла возродиться. Когда дух быстро разместил новое тело, мир человека оставался чистым и чистым.
Вот почему людям пришлось пересмотреть труп через три дня, чтобы проверить, поднялась ли душа на небеса. Другими возможными посещениями были 7, 14, 21 и 49-й дни после захоронения.
Если что-то осталось от трупа, это означало, что душа не была допущена на небеса, все еще считалась находящейся в трупе и поэтому не могла найти новое тело. Это требовало возвращения ламы, чтобы читать больше молитв о мертвых и показать духовному пути на небеса.
Вернемся к самой церемонии погребения:
Церемония захоронения должна была состояться рано утром в день, одобренный ламой.
Предполагалось, что порог защищает людей, и поэтому он считается препятствием для того, чтобы дух покинул юрту, чтобы достичь следующего мира.
Поэтому у монгольцев была особая традиция выносить трупы из юрты, а не через порог. Они подняли решетчатую секцию стены справа от двери юрты и вытащили труп через отверстие. Если они жили в доме, они вытащили труп через окно. Если бы окна были слишком высоки для этого, как в современных зданиях, они ставили небольшие ветви, например, ивы, на пороге и несли тело над ними. Когда они пересекли веточки, они сломали их, чтобы дух мог покинуть дом без каких-либо дополнительных препятствий.
По пути лама молился. По достижении «отбрасывания» место «гробовщик» и лама опустили труп и положили его на землю. Голова должна была указывать на север, где монголы предполагали следующий мир. Эта вера намного старше ламаизма и известна из древней монгольской и других центральноазиатских мифологий. Согласно этой вере, тело было помещено на его левую сторону, с левой рукой под его головой, и это была правая рука перед лицом, закрывающая глаза, нос и рот. Это называется «львиная позиция» (arslangyn chewlelt), которая считается хорошим предзнаменованием. Все это связано с древней верой в то, что правая сторона тела была черной (плохой или злой), а левая сторона белая (хорошая или полезная).
Согласно другому варианту «положения льва» левая рука была помещена под лицо, а правая рука под задним и ноги были согнуты на коленях. Иногда труп был помещен в положение, подобное ребенку до рождения.
В некоторых местах камень был поставлен под голову трупа как своего рода подушка.
Как я уже говорил, местами «отбрасывания» были отдаленные, необитаемые районы. Хищнические животные этих районов привыкли к этим погребальным обрядам. Хаслунд описал это очень ярко: «. хищные птицы собрались над нашими головами в стаях, которые становились все толще и толще, а дикие собаки осмеливались приблизиться к дистанции в несколько сотен ярдов, откуда свисали языки, они внимательно следили за ходом подготовки ». [10]
После сдачи трупы в степь похоронная процессия вернулась домой. Похоронная тележка не была немедленно возвращена в аил. Он остался за пределами айла, опрокинулся и только после семи дней вернулся и снова использовал его. Животное, которое вытащило телегу, также не использовалось в течение недели.
Когда похоронная процессия вернулась домой, ей пришлось пройти между двумя огнями, сжигая прямо напротив входа в юрту умершего. Считалось, что эти пожары приводят злых духов от участников процессии и их животных.
Это очень короткое описание погребального обряда под открытым небом монголов.
Старые традиции и ламаистическая религия стали очень популярными во Внешней Монголии за последние пять лет. Я бы сказал, что они возрождены. Я не знаю, как будут развиваться ритуальные обряды в будущем, но это важный вопрос, и я намерен внимательно следить за ним.
[1] Haslund, H.: Mongolian Journey, London 1949, p. 172
[2] Lessing, F. D.: Mongolian-English Dictionary, Bloomington 1973, p. 477
[3] S. Püräwjaw: Mongol dax’ sharyn shashny xuraanguï tüü, Ulaanbaatar 1987, p.30
[4] Sárközi, A.: A Bon funeral rite in lamaist Mongolia, in: Synkretismus in den Religionen Zentralasiens, Wiesbaden 1987, p. 120
[5] Lessing, F. D.: op. cit., 902
[6] Mongolyn dsan aalyn tojm, Liaoning 1990, p. 324
[7] Mongolyn yos zanshlyn ix taïlbar tol’, Ulaanbaatar 1992, p. 460
[8] Mongolyn zan aalyn toïm, op. cit., 327
[9] Haslund, H.: op.cit., 167
[10] Haslund, H.: op. cit., 173
Я думаю, что после этого многие вопросы должны отпасть.