Как молиться за некрещеных усопших
О чем просят святого Уара: молитва и житие
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Молитва святому мученику Уару
Св.мч. Уар Египетский
Молитва первая
О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.
Молитва вторая
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.
Краткое житие
Сейчас по всей России памяти этого угодника Божия посвящено около 25 храмов, часовен, тогда как до 1917 г. был всего один придел памяти св. Уара. Ныне же множатся не только храмы: канон мученику можно найти едва не в каждой церковной лавке. И посвящен он молению об усопших, умерших без Крещения.
Уар (или Вар, по латыни – Varus) был военачальником римского императора Диоклетиана, неся службу в одной из Римских провинций, Египте. Тайный христианин, он, видя начавшиеся гонения на Церковь, скрывал свою веру, однако не раз помогал арестованным верующим, навещал их.
Один из таких визитов стал для воина своего рода переломным. Придя к семи христианским проповедникам, которые находились в темнице после пыток, он, как часто делал, подкупив стражей, принес им воды, пищи, омыл раны. Его поразила глубокая вера измученных людей. Уар обратился к ним, прося помолиться о нем самом. Давно желая мученического венца, он боялся не выдержать пыток. Мученики ответили ему словами Евангелия, давно Уару известными, но прозвучавшими как-то по-новому:
А ночью один из семи заключенных, измученный истязаниями, преставился, точно освобождая место для нового подвижника. Воспламенившись верой, Уар не ушел к утру из тюрьмы, но вместе с другими вышел на суд, где объявил о своей вере. Он умер через 5 часов пыток, получив мученический венец.
Поступок воина вызвал особую ярость судей: они не разрешили даже похоронить его тело, бросив псам. Лишь ночью вдовица, жительница Александрии, по имени Клеопатра, взяла мощи, которые ей позже удалось отвезти в Палестину. Здесь, построив церковь св. Уара, она поселилась сама.
Святой молитвенник о некрещеных усопших
Считать, что мученик имеет как бы особую благодать молиться за тех, кто умер вне церковного общения, начали благодаря одному его посмертному чуду. Глубоко любя святого, Клеопатра усердно просила его устроить судьбу своего единственного сына. Мать планировала для него карьеру воина, даже приобрела воинский пояс. Но ночью перед тем, как уезжать на службу, юноша внезапно умер. Ропот матери на любимого ею святого заставил его лично явиться ей с укорами:
«О женщина, что ты жалуешься на меня? Ужели я забыл твои услуги, какие ты оказала мне в Египте… Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама просила меня здесь, чтобы я испросил для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебе и твоему сыну?».
Именно так выглядят слова святого согласно его «Житию» свт. Димитрия Ростовского.
Однако, церковно-славянский текст их имеет важное отличие. Когда речь идет о родных Клеопатры, о которых молит Бога святой, он говорит следующее: «О жено, или забыл есмь добродетелей твоих, первое умолих Бога о роде твоем, поганом сущем, у них же ты положи мя во гроб, и отпущен быть им грех». «Погаными» (от латинского «pagani») именовали язычников, таким образом, святой вымолил помилование неверующим родным женщины.
Во все времена верующие, читая эти строки жития, обращали внимание, прежде всего, на Промысл Божий, устроивший полезное сыну вдовицы, хотя вопреки ее желанию. А вот на то, что Уар – молитвенник о нехристианах, обратили внимание намного позже, причем именно в нашей стране.
Почитание в России
Считается, что произошло это во время Смуты начала XVII в., когда в братоубийственных стычках гибло множество людей, включая не успевших принять Крещение младенцев (некрещенных взрослых тогда практически не было). Судьба этих детей часто заставляла родителей задумываться о том, кого из святых можно попросить об их упокоении. Так вспомнили о строках его «Жития», где упоминается его молитва о некрещеных.
И все же еще несколько веков существовал только один храмовый придел, посвященный святому – при Архангельском соборе Кремля. Его выстроили потому, что на память св. Уара пришлось рождение последнего сына царя Ивана IV, Димитрия, позже погибшего от рук убийц, причисленного к лику святых.
Совершенно изменилась ситуация с XX в. За годы гонений произошло массовое отпадение от веры некогда православной страны. Поколения людей рождались, умирали, не зная Бога. Да и теперь православные составляют отнюдь не большинство населения. Поэтому для многих верующих встал болезненный вопрос молитвы за умерших некрещенными, даже – за совершивших самоубийство. Все эти люди не могут поминаться церковно, но на келейной молитве все чаще начали обращаться к св. Уару.
Любовь людей к своим близким приводит и к возведению храмов мученика. Очень часто они появляются на кладбищах (такие церкви есть в Ивановской, Тверской областях, Новосибирске).
А вот храм поселка Вешки (Мытищенский район Московской области) (основан 29 июня 2003 г.) построен Екатериной Акхузиной как молитвенная память о ее отце.
Сама Екатерина говорит:
«Мой папа был мусульманин, но причем такой мусульманин, что он и не ходил в мечеть, по большому счету был атеистом. И никакие убеждения и доводы к вере его, к сожалению, не привели. Так он и умер. От онкологии, не придя к Богу… ».
Так как отец занимался бизнесом и оставил большое наследство, Екатерина решила потратить его на храм. Она утверждает, что по принятии этого решения она, как и ее супруг почувствовали – оно правильное.
О чем еще просят святого
Святого также можно просить:
Ради молений сродников Господь может помиловать неверующих усопших
Молитву святому подразделяют на келейную (то есть домашнюю) и церковную. По слову св. отцов, «келия устава не имать», то есть моление возможно как своими словами, так словами канонических молитв, канона. Современные священники советуют обязательно совершать моление о скончавшихся некрещенными келейно, надеясь на милость Божию. Ради молений православных сродников Господь может помиловать усопших.
Вместе с тем, еще оптинские старцы советовали соблюдать осторожность при молитве о самоубийцах. Совершивший этот грех предает себя в руки темных сил, так что и молящийся за него может попасть под действие врага. Прп. Лев Оптинский советовал такую краткую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Что же касается церковной молитвы мученику, то ему служатся молебны, особенно в храмах, ему посвященных. На них возносится моление с просьбой помолиться о умерших без Христа. Однако сами имена усопших не могут поминаться, так как членами Церкви они не были.
Священник Филипп Ильяшенко (Москва) говорит о молитве за умерших в неверии:
Молясь, подавая милостыню о наших близких, ушедших из этого мира, будем надеяться на Господа, лучше любого из людей знающего обстоятельства жизни каждого. А еще – помнить: лучшее, что можно сделать для усопшего – изменить свою жизнь, приблизиться к Богу.
Наталья Сазонова
Канон святому мученику Уару
Пе́снь 1
Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.
Яви́лся еси́ на высоте́ Христо́вы Це́ркве, Уа́ре, я́коже со́лнце све́тлое, блиста́ньми просвеща́я твои́х боре́ний, блаже́нне, земна́я исполне́ния.
Боже́ственныя любве́, всеблаже́нне, объя́т сла́дким раче́нием, отве́рглся еси́ себе́ и ко вся́кой му́це пло́тстей устреми́лся еси́, кре́пко подвиза́вся. Смы́сленно боже́ственных подви́жник ю́зами связа́в себе́, страстоте́рпче, и ле́стныя разори́л еси́ у́зы кре́пким терпе́нием мно́гих му́к.
Богоро́дичен: Пресу́щественное Сло́во во Твое́м чре́ве па́че сло́ва всели́ся, и роди́вся боголе́пно, му́ченическия ли́ки, Чи́стая, приведе́, с ни́миже песносло́вим Тя́.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́
Вше́л еси́ ра́зумом кре́пким в му́жественныя по́двиги, утверди́вся наде́ждами бу́дущих благи́х и му́чеников Христо́вых всему́дрыми, блаже́нне, поуче́нии. Во́инство святы́х страстоте́рпец, стра́ждущих зако́нне зря́, о́нех показа́л еси́ му́жескую кре́пость, примеша́яся многообра́зным, Уа́ре, му́кам.
В полце́ свяще́ннем, Уа́ре, я́ко до́блий во́ин, обре́лся еси́, и ссе́к мно́жество му́жества мече́м, му́дре, ра́тным, побе́дами сла́вимь
Богоро́дичен: Де́во Ма́ти Бо́жия, моего́ уны́ния глубоча́йшую тму́ и о́блаки страсте́й просвеще́нием, е́же в Тебе́, молю́ Тя́, благода́ти, отжени́. Седа́лен, гла́с 1
Стра́сти честны́х ви́дев му́чеников и те́х лобза́в у́зы любо́вию, на высоту́ восте́кл еси́ свиде́тельства, всечу́дне, на дре́ве бо пове́шен, ра́ны претерпе́л еси́, до́ндеже в ру́ки Госпо́дни ду́ха пре́дал еси́.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га, па́че ума́ и сло́ва, непреста́нно моли́ о воспева́ющих Тя́, пода́ти оставле́ние грехо́в на́ших все́х и исправле́ние жития́, ве́рою и любо́вию при́сно сла́вящим Тя́.
Крестобогоро́дичен: Зря́щи Тя́, Христе́, Всенепоро́чная Ма́ти, ме́ртва на Кресте́ просте́рта, вопия́ше: Сы́не Мо́й, Собезнача́льне Отцу́ и Ду́ху, что́ неизрече́нное Твое́ сие́ смотре́ние, и́мже спа́сл еси́ пречи́стых ру́к Твои́х, Ще́дре, созда́ние?
Пе́снь 4
Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.
Святы́ми я́звами удобря́емь, красне́йший яви́лся еси́, и Бо́гу, Уа́ре, возлю́блен, Венча́вшему тво́й ве́рх, досточу́дне.
На кресте́, сла́вне, растяза́емь и на земли́ простира́емь, лю́тыя боле́зни претерпе́л еси́. Те́м неболе́зненную жи́знь насле́довал еси́, веселя́ся.
Зако́нно ви́дяще боже́ственнии му́ченицы стра́ждуща тя́, блаже́нне, терпе́ния словесы́ укрепля́ху, с ни́миже стра́сти до́лгия соверши́в, ублажи́лся еси́.
Хвала́ми венча́ем боже́ственныя му́ченики, я́же венча́ благода́ть Боже́ственная Боже́ственными увязе́нии, низло́жших вра́жия высо́кая мудрова́ния.
Богоро́дичен: От ти́ны страсте́й, Влады́чице, возведи́, и стра́стных помышле́ний, отчужда́ющих мя́ Бо́га Еди́наго Чи́стаго, да ве́рою ублажа́ю Тя́.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.
Укрепля́ешися манове́ньми Боже́ственными и неосла́бная терза́ния терпи́ши до́блим смы́слом, Уа́ре, растерза́я го́рдаго се́рдце, зло́бу соде́лавшаго. Сла́вный му́ченик, ви́дя отпа́дающия на зе́млю своя́ пло́ти, ра́довашеся, ве́чнующая ума́ све́тлостию и Боже́ственная возда́ния предпрозира́я.
Пою́ Тя́, Го́споди Бо́же, и славосло́влю, и покланя́юся, благи́х сподобля́яся, угото́ванных Тебе́ возлю́бльшим, — му́ченик в страда́нии те́пле зовя́ше.
Богоро́дичен: Я́вльшися херуви́м и серафи́м я́ко вои́стинну святе́йши, Всенепоро́чная, вся́, ве́рно Тя́ ны́не освяща́ющия, освяти́ и спаси́ хода́тайством Твои́м.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.
Глаго́лов небре́гл еси́ пребеззако́ннаго врага́ и пла́мень претерпе́л еси́ нестерпи́мых боле́зней терпели́вно, многострада́льне Уа́ре, моле́бниче о хва́лящих тя́ ве́рою.
Не преста́ше мучи́тель пребезу́мный, ра́нами неми́лостивно сдробля́я тя́, до́ндеже в ру́ки Бо́жия свяще́нную твою́ ду́шу преда́л еси́, добро́тами просве́щшуся по́двиг твои́х.
Возвы́сился еси́, подо́бяся на дре́ве Христу́, и на то́м ви́ся, твою́ ду́шу пре́дал еси́ Бо́гу, тя́ венчава́ющу, страстоте́рпче, зако́нно до́блествовавша.
Богоро́дичен: Упра́ви, Влады́чице, в пучи́не лю́тых, обурева́емую всегда́ смире́нную ду́шу мою́, и к ти́хому приста́нищу напра́ви, несомне́нным ра́зумом Тя́ блажа́щую.
Конда́к, гла́с 4:
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре, Того́ испи́в ча́шу, и муче́ния венце́м увязе́ся, и со а́нгелы ликовству́еши: моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.
Пе́снь 7
Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Просвеще́на тя́ подвиго́в приложе́ньми, предо́брая Клеопа́тра, Уа́ре, ску́тала е́сть, обре́тши сла́ву тобо́ю, ве́ры досто́йну я́ве, ю́же показа́ те́пле в твое́ сконча́ние.
Излива́ющи на тя́ сле́зы, и ми́ры тя́ честны́ми помазу́ющи, сокрыва́ет тя́ под земле́ю всечестна́я жена́, погре́бшаго пре́лесть лука́вую и из гро́ба блиста́ньми просвеща́юща на́с.
Не престая́ше, преподо́бне, угожда́ющи тебе́ Христо́ву уго́днику, приснопа́мятная, до́ндеже яви́лся еси́ хода́тай е́й, му́дре, Ца́рствия небе́снаго, его́же сподо́бися тобо́ю с любе́знейшим сы́ном.
Богоро́дичен: Сокруше́на мя́ безчи́сленными согреше́нии, Де́во, хода́тайством Твои́м обнови́, уврачу́ющи мою́ ду́шу и сло́во подаю́щи, вопи́ти: благослове́на, Я́же Бо́га пло́тию ро́ждшая.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.
Ма́терних послу́шав, му́чениче, моле́б, небе́сному во́инству све́тло во́инствуя, о́трока честна́го и твоего́ неотсту́пна показа́л еси́ благосла́вия неизрече́нным милосе́рдием.
От Еги́пта тя́ бога́тство я́коже многоце́нное принесе́, му́чениче, разбогатя́щи многоце́нными дарми́, Клеопа́тра, целе́нии всю́ Палести́ну, любо́вию тя́ почита́ющую
Веселя́ся, по́двиги твоя́ соверши́л еси́, во́ине до́блий Вседержи́теля, и я́ко победи́тель от Него́ венча́лся еси́, Уа́ре всеблаже́нне, му́чеников вели́кая сла́во.
Богоро́дичен: Грехи́ прилага́ю ко грехо́м и бу́дущаго не бою́ся Стра́шнаго Суда́: победи́, Чи́стая, души́ моея́ ослепле́ние, и мольбо́ю Твое́ю обрати́вши, мя́ спаси́.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.
Кре́пость низложи́л еси́ ратобо́рца, Боже́ственною я́ве си́лою препоя́сався, страда́льче до́блий Уа́ре. Те́м тя́ хва́лим, врачева́ние оби́льное от твои́х моще́й, ве́рнии, почерпа́юще.
Я́ко све́т, я́ко у́тро, я́ко вели́кое со́лнце в земны́я простре́ся па́мять твоя́ концы́, светоно́сными просвеща́ющи сия́ньми твои́х честны́х по́двиг вся́, прехва́льне, и мра́к серде́ц отгоня́щи.
С тобо́ю сия́юща ви́девши сла́вою мно́гою своего́ сы́на чадолюби́вая, все́х Бо́га велича́ше; тебе́ же и́скреннейше, му́чениче, сла́вяще, велича́йшаго предста́теля, я́вственно обогати́вшися.
Земля́, на не́йже терпели́вейшее те́ло твое́, му́дре, лежи́т, боже́ственне освяти́ся, но да́ждь моли́твами твои́ми на́м разреше́ние грехо́в, жития́ исправле́ние, Уа́ре, и все́х неудо́бных избавле́ние.
Богоро́дичен: Я́влься, Де́во, из Тебе́ Госпо́дь, све́тлаго о́блака, еги́петския куми́ры вся́ческой па́губе предаде́; мно́жество же страстоте́рпцев Сего́ носи́ти сподо́би, Сего́ подража́тели честны́м Его́ страда́нием.
Некрещеные умершие
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Разлука длиною в вечность невыносима. Мы не можем смириться со смертью родного человека, принять ее факт. Близкие люди особенно чувствуют эту связь, все внутри восстает против смерти. И тем более мучительно из-за невозможности помолиться в Церкви за дорогого человека, умершего некрещеным. Но так ли жестко регламентировано посмертное состояние души некрещеного? Неужели ничего нельзя сделать нам, живым, чтобы помочь ему? Почему Церковь «отказывается» от этих людей и так ли это на самом деле? Мы обратились к опытным священникам с наиболее острыми вопросами о судьбе тех, кто в течение жизни не принял крещение.
Как молиться за некрещеных умерших
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» — это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.
Но, если бы ко мне пришел человек, близкий умершему, я бы нашел, что ему сказать. В первую очередь нужно дать утешение, надежду, чтобы он молился. Потому что не нам судить, а Господь будет решать участь человека. И как именно будет решаться Богом судьба некрещеных людей, нам неизвестно. Но мы знаем, что милосердие Божие безгранично.
Почему человек не был крещен: не хотел креститься или не успел? Или он жил в Китае, в Тибете, где ему никто про христианство не говорил? Была ли его жизнь добродетельна?
Святые отцы всегда рекомендовали делать дела милосердия в память о некрещеных близких: подавать милостыню, кормить нуждающихся и т. д., что является некоторым утешением для некрещеных людей на том свете. Видимо, это связано с притчей о девах, мудрых и юродивых, которым масла не хватило в светильниках. Так и мы своей любовью можем поделиться с теми, кому не хватило времени или чего-то еще, чтобы эту любовь здесь приобрести. И мы с помощью своей молитвы и милостыни пытаемся этой любовью поделиться с некрещеными умершими.
Как молиться за некрещеных умерших младенцев
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка
В чем вообще смысл заупокойной молитвы? Кратко: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. С этой точки зрения в молитве за умерших в младенчестве вообще необязательны, как о крещеных, так и о некрещеных.
В отношении крещеных младенцев даже существует особый чин отпевания; кроме того, совсем недавно Синод Русской Православной Церкви утвердил текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».
Практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва — это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Крещеных мы, помимо чина погребения, поминаем еще на литургии и панихидах, а поминая некрещеных младенцев, можем попросить священника совершить Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, и молиться своими словами.
Молитва за некрещеных умерших младенцев
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва
Недавно, в 2018 году, в Екатеринбурге Священный Синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Родительское горе требует церковного утешения, поэтому молитвы составлены именно для родственников младенца. Важно подчеркнуть, что это не чин отпевания. Это именно молитвы, которые носят характер утешения родственникам умершего некрещеным младенца и испрашивания у Господа благой участи для него. Конечно, мы знаем, что душа младенца не будет пребывать в месте мучений, так как она безгрешна, но точное место мы не знаем. Мы просим Господа упокоить младенца в обителях, которые лишь Ему известны. Как Податель всякого блага Господь, конечно же, дает тем детям, которые не увидели земного света, свой Свет.
Молитва — она как камертон: она настраивает душу человека. Поэтому мы и используем в ежедневном правиле утром и вечером молитвы, составленные великими святыми Православной Церкви — Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, которые уже своей жизнью показали правильность настроя своей души. От них мы принимаем образец воздыхания к Богу, чтобы наши души не увлеклись ни в излишние чувства, ни наоборот, в определенную сухость духовную.
Если человек живет церковной жизнью, то конечно, Господь примет любое его воздыхание от сердца, как бы оно ни звучало. Потому что Господь принимает любую молитву, но самое главное, чтобы она к Нему была обращена.
Молитва святому Уару за некрещеных умерших
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.
Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.
Молитва святому Уару за некрещеных умерших на русском
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Почему христиане почитают святого Уара как предстателя за некрещеных умерших? В житии мученика есть свидетельство о его явлении христианке Клеопатре, которая забрала его тело после истязаний и смерти и похоронила недалеко от горы Фавор в Палестине в семейной усыпальнице. Через несколько лет ежедневных молитв она решила построить храм в честь мученика. И после первой литургии в этом храме скоропостижно умер ее юный сын. Клеопатра молилась и строго постилась продолжительное время в надежде получить ответ от мученика Уара на вопрос, понятный нам и сегодня: за что? Уснув от крайней усталости в храме она увидела мученика и своего сына в сверкающих одеждах и святой Уар ответил ей в числе прочего: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице».
О, святой мученик Уар, достойный особенного удивления, подражанием Владыке Христу устремленный, Небесного Царя перед мучителем исповедал ты и за Него добровольно пострадал. И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения.
И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными (имена), поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердцем восславим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.
Как поминают некрещеных умерших?
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Если человек не крестился в течение жизни, не захотел соединить себя с Церковью Христовой, его в Церкви не поминают. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для умерших некрещеными. Их можно поминать, молясь келейно (то есть дома или в храме, но про себя) и творя дела милосердия для них. Святые отцы говорили о допустимости частного поминовения умерших, которые не могут быть помянуты в Церкви. Преподобный Феодор Студит, живший много веков назад, призывал молиться тайно: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Преподобный старец Лев Оптинский, наш соотечественник XIX века, не разрешал поминать за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), но благословил молиться за таких несчастных келейно: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Родственники расстраиваются из-за невозможности заказать сорокоуст или панихиду за своих сродников, умерших некрещеными. Но не стоит забывать, что самое главное, что мы можем сделать для усопшего нашего близкого человека, желая ему чем-то помочь, — это изменить самого себя. Именно для этого приходят христиане в храм Божий, чтобы, участвуя в таинствах (в первую очередь исповедуясь и причащаясь), трудиться над самым главным делом, ради которого нам и дана жизнь, — над спасением своей души. И этим усилием мы можем помочь не только себе и живым родственникам, но и усопшим. Эта мысль звучит в Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Это значит, что, предпринимая усилия для спасения собственной души, мы помогаем тем, кто дорог, кого любим. Если мы сможем изменить себя, переродиться духовно, тогда мы наиболее полно сумеем помочь другому человеку, как живому, так и умершему. У Бога нет мертвых — у него все живы.
Как отпевать некрещеного?
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка
Если речь о взрослом, то — никак. Отпевание — это священнодействие, несопоставимо меньшее по значению и по смыслу, чем таинства, которые совершаются по воле человека и при его жизни. Когда человек предстает перед Богом, его посмертная участь зависит от его собственного выбора. Отпевание на состояние души после смерти если и влияет, то отнюдь не так же, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования, которые совершаются с сознательным участием этого человека.
Если человек при жизни этого не сделал (не счел нужным, не собрался, не решился), то против его воли изменить состояние его души каким-либо религиозным ритуалом невозможно. Понятно, что у верующих близких есть потребность в молитве о душе близкого, в том числе и некрещеного, но пусть это будет молитва своими словами, милостыня, помощь нуждающимся, приносимая за душу умершего человека, но не церковное отпевание.
В храме же мы молимся о православных христианах.
Если говорить не об отпевании, а о панихиде, то есть практика (ни в каких церковных канонах не прописанная, но она этим канонам и не противоречит), когда мы хотим молиться о некрещеных, неважно, младенцах или взрослых, если у них есть крещеный умерший сродник, мы записываем его имя с оговоркой «со сродниками». Но подразумевать в первую очередь некрещеных мы не должны. Примет ли Господь такую молитву — Его святая воля. Если в глубине души будет надежда на то, что Он примет молитву обо всех сродниках, не только о крещеных, то «по вере вашей да будет вам».
Что делать, если человек умер некрещеным?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Хоронить. Без отпевания. Потому что отпевание служится только над членами Церкви Христовой, а некрещеного человека можно просто похоронить. Конечно, для родственников, особенно верующих, будет большим утешением, если они смогут похоронить по христианским традициям: нет ничего страшного в том, чтобы поставить крест на могиле, например. Молиться можно домашней, келейной молитвой, надеясь на милосердие Божие. Господь — Человеколюбец, Он хочет всем спасения. И мы не знаем, какой будет суд Божий.
Что мы можем делать, если человек умер некрещеным? Скорбеть. Проститься, похоронить. Молиться своими словами.
Если человек не желал крещения, не хотел его, то путь ему уготован один. Господь судит по сердцу человеческому. Не думаю, что человек, который был крещен, но в храм не ходил и в таинствах не участвовал, сильно отличается от некрещеного. Христиане подлежат погребению одним образом, а некрещеные — другим. За некрещеных нет молитвы в Церкви, их хоронят с почтением исходя из ситуации, остается только надеяться на милость Божию.
Если кто-то считает, что это церковное правило слишком жестоко и что оно якобы служит воспитательным целям и направлено на тех, кто еще жив, то они не понимают, о чем говорят. Не стоит воспринимать отпевание как необходимую процедуру для «прохода в рай» и считать, что если отпевать нельзя, то человек автоматически и гарантированно лишен Царствия Небесного.
Молитва о некрещеных умерших родителях
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
К сожалению, я не знаю текста молитвы именно о некрещеных родителях. Но молиться о них можно и нужно. Молиться самому, попросить друзей, священника — всех можно попросить. Думаю, не нужно много слов, достаточно краткой молитвы, например такой: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих». Или помолитесь словами других молитв о некрещеных. Текст можно посмотреть здесь.
Мы о некрещеных не молимся церковной молитвой, так как нельзя человека сделать посмертно членом Церкви. Что такое церковная молитва? Это когда несколько крещеных людей собираются, образуя таким образом Церковь, и молятся вслух о крещеных же людях. Это может происходить как в храме за литургией, так и дома или в походе. В такой форме не принято молиться за некрещеных, но существует возможность на молебне мученику Уару попросить его заступничества. Каждый молится за некрещеных про себя, когда и где может.
Молитва Льва Оптинского о некрещеных умерших
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Когда умирает близкий нам человек, особенно родной, вырастивший нас — мама, папа, бабушка или дедушка, — мы переживаем, если не можем молиться о них в Церкви. Это происходит, если они не приняли крещение в течение своей жизни. Но сердце верующего человека не может найти утешения в такой ситуации. Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы — именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.