Как мольер изображает тщеславие буржуазии
Вопрос №10. Тема буржуазии в творчестве Мольера ( «скупой», «мещанин во дворянстве»)
Вопрос №9.Социально-философская проблематика «Дон Жуана» Мольера. Проблема метода в комедии.
образ главного героя в пьесе Мольера «Дон Жуан».
первой реально поставленной пьесой Мольера является «Дон Жуан» (1664 г.). Сюжет был заимствован Мольером у испанского драматурга Тирсо де Молины. Но Молина обращал внимание на религиозную тематику, а Мольер – на социальную. Дон Жуан предстаёт запоздалым представителем либертинажа с его погоней за удовольствиями. Герой Мольера – типичный французский аристократ XVII века. Дон Жуан свободен от социальной ответственности и откровенно презирает любые занятия. Особенно презрительно он относится к третьему сословию и его патриархальным устоям. Главная характеристика героя – нигилизм. Дон Жуан у Мольера – очень симпатичный человек, открыто демонстрирующий свой цинизм, не лицемер. У героя Мольера свободный, во всём сомневающийся ум. Дон Жуан живёт здесь и сейчас. В конце пьесы Дон Жуан избирает путь лицемерия – единственный способ уйти от ответственности и проблем. Но тут его настигает кара Божья. Но и за гробом Дон Жуан продолжает сеять неудобства и пороки.
В комедии Мольера много комических положений и фарсовых ситуаций. Мольер нарушает единство действия и времени. «Дон Жуан» написан в прозе. Такой свободой комедия Мольера предвещала просветительскую комедию.
Буржуазные и дворянские нравы в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии «Мещанин во дворянстве» он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал своему принципу «исправлять людей, развлекая их». Вот и постарался великий комедиограф в своем произведении высмеять мещанина Журдена, одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни по происхождению, ни по воспитанию.
Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной строгости, умения подчинять свои желания и свое поведение требованиям разума.
Желая полностью разоблачить мелкобуржуазные нравы, Мольер еще больше осложняет основной мотив: Журден, во всем перенимающий привычки дворян, решает, по примеру придворных, ухаживать за настоящей маркизой Дорименой. Дорант же, стремясь поживиться за счет наивного буржуа, подыгрывает герою и внушает ему, что маркиза к нему неравнодушна. Это обстоятельство лишь подталкивает Журдена к активным и нередко комичным действиям. А проходимец граф берется всячески ему помогать.
Высмеивая буржуазные и дворянские нравы, автор в то же время с искренним сочувствием и симпатией изображает людей из народа. Народность творчества Мольера проявляется и в языке комедии, и в положительных характеристиках, которыми он наделяет простых людей. В произведении используются пословицы, поговорки, народные песни и поверия. Писатель с огромным мастерством применяет просторечия, остроты, которые придают произведению неповторимое очарование.
Таким образом, создавая комедию, призванную изначально развлечь короля, Мольер на самом деле написал яркое и острое сатирическое произведение, в котором выступил с решительной критикой и откровенной пародией на весь буржуазный и дворянский свет.
своеобразие поздней драматургии Мольера (комедии «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной»).
комедия «Скупой» была поставлена на сцене в 1668 г. В этой комедии происходит поворот Мольера к изображению городской жизни. Мольер одним из первых уловил возросшее влияние города и «дворянства мантии». В комедии «Скупой». Мольер использует сюжет, идущий от Плавта, и трансформирует его согласно современности. Мольеровский Гарпагон – плод своего века. В его образе акцент делается на социально обусловленных чертах. Пушкин акцентирует у мольеровского Скупого одну доминантную черту. Но у Мольера обстановка пьесы позволяет проявлять скупость с разных сторон. Главный побудительный мотив персонажа – деньги, это главное мерило его жизни. Деньги извращают его характер – он становится равнодушным к семейным обязанностям, дети для него – орудие обогащения. Он хочет жениться на невесте своего сына, думая, что сможет искупить деньгами отсутствие душевной теплоты. Мольер показывает разрушение патриархальных ценностей. В семье Гарпагона плетутся интриги. Решить вопрос могут только деньги. Через общечеловеческое Мольер зондирует социальные проблемы. Гарпагон в общении с заёмщиками показан жёстким ростовщиком. В городе он предстаёт как значительное лицо. В поздних пьесах Мольера происходит расшатывание классицистической однозначности.
Пьеса «Мещанин во дворянстве» является неопределённой по жанру. С одной стороны, это комедия характеров, но Мольер включает в комедию множество пантомимных сцен. Мольер активно экспериментирует с разными жанровыми образцами. Это вызвано тем, что идеологическая комедия не может развиваться. Но этот ход возвращает Мольера к фольклорным истокам. В пьесе происходит столкновение Журдена со вторичными персонажами. В массе персонажей Мольера интересует коллективная характеристика среды третьего сословия. В позднем творчестве Мольера характеры становятся более просты. Журден – герой, выламывающийся из своей среды. Его стремления в комедии доведены до гротеска, но это поведение отражает рост самосознания третьего сословия, возвышение «дворянства мантии». Дворянство начинает нищать, терять имущественные привилегии. Смешное желание возвыситься до дворянина нарушает семейный порядок. Журден становится семейным тираном, но при этом остаётся добрым и наивным человеком, чем и пользуется его окружение. Основная идея пьеса – нужно быть тем, кто ты есть. Мольер возвращается к теме лицемерия. Но слепота Журдена временная и поддаётся излечению.
В позднем творчестве (1670-е гг.) Мольер обращается к теме городской жизни. Его персонажи становятся разнообразнее. Жизнь города – единый организм, в основе которого – принцип здравого смысла. В комедии «Мнимый больной» главный герой Арган попадает в ситуацию короля Лира. Он хочет почувствовать любовь и заботу домашних. Его поведение порождает раскол в семье, исток мещанской трагедии. Жена Аргана Беллина стремится возвыситься благодаря интригам. Комизм пьесы строится на внешних приёмах. Лицемерие становится более лёгким.
Ряд поздних комедий Мольера довольно широк («Учёные женщины», «Плутни Скопена» и т.д.). В последние годы своей жизни Мольер постоянно вызывал недовольство. Слухи в адрес Мольера были призваны показать его безнравственность. На одном из представлений «Мнимого больного» Мольер скончался от сердечного приступа. Его запретили хоронить на освящённой земле. Его похоронили за церковной оградой с соблюдением христианских обрядов. На рубеже XVII – XVIII веков Мольер стал выразителем новых идей.
В комедии «Мещанин во дворянстве» достаётся и мещанину, и дворянину. Как автор изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии? (Мольер Ж. Б.)
В пьесе «Мещанин во дворянстве» Мольер показывает не только сатирический образ буржуа, но и великолепно высмеивает дворянство. В этой яркой комедии автор изображает представителей простого народа более умными, находчивыми и достойными счастья.
Главный герой комедии сын купца Журден — богат, но не образован. Он стыдиться своего низкородного происхождения и страстно желает скрыть собственные недостатки. Ему кажется, что сделать это можно быстро, всего лишь заплатив деньги учителям и получив несколько уроков.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Наивному и доверчивому богачу невдомёк, что образованность и безупречное воспитание — это итог многолетнего труда и соответствующего образа жизни. Он также думает. Что деньги решат для него вопросы уважения, любви, титулов и славы.
Журден мечтает войти в круг высшего общества. Однако окружающие за счёт богача плебейского происхождения готовы только сделать вид, что признали в нем несуществующие достоинства. Собственное тщеславие и чужая лесть затуманивают очи Журдена так сильно, что он не замечает, как люди ведут с ним игры и вводят в обман. Смешное для окружающих стремление легко и быстро превратиться в аристократа делает образ героя комичным, и он становится поводом для насмешек у слуг, портных, учителей. Нехватка интеллекта не позволяет Журдену понять, что учителя дают ему ложные знания. Цель героя любыми средствами стать аристократом приводит не только к ому, что он сам становится посмешищем, но и опасности подвергаются его близкие. Он хочет выдать дочь замуж, учитывая только собственные интересы.
Одновременно Мольер высмеивает и представителей высшего общества. Он разоблачает паразитирующую знать на примере авантюриста Доранта. Если у Журдена есть только деньги и мечта о титуле, то Дорант имеет только один графский титул. Хотя Дорант красив, имеет хорошие манеры и учтивость, но перед нами предстает авантюрист. За энную сумму он готов пойти на подлость. Он не скупиться на любезности для Журдена, восхваляет его манеры, «безукоризненные» наряды, обещает замолвил словечко за Журдена на приеме у короля — и всё это лишь для того, чтобы занять денег. Высокое происхождение не мешает графу быть бессовестным. Набрав немалую сумму взаймы, он и не думает перестать просить деньги у доверчивого Журдена.
Ещё одна представительница дворянства в комедии — маркиза Доримена, в которую влюбляется Журден. Беспринципный Дорант тоже неравнодушен к маркизе, но ему нечего предложит ей. Поэтому он преподносит подарки от Журдена, скрывая, что это вовсе не его дары. Граф лишь использует случай, делая вид, что помогает Журдену получить расположение маркизы.
Таким образом, автор комедии высмеивает не только необразованных буржуа, но и представителей высшего общества, где есть непорядочные люди. Внешняя привлекательность, культурность и происхождение порой весьма обманчивы. Мольер показал представителей аристократии алчными, бессовестными, готовыми на подлость ради денег.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id87179
какие вопросы можно задать автору произведения «Мещанин во дворянстве»??
2.Какими приемами сатирического изображения своих персонажей пользуется автор?
Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков.
3.Чем можно объяснить поступки господина Журдена? Глуп ли он? В нормальном ли состоянии?
Герой комедии, господин Журден, преклоняется перед дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отец был купцом.
4. В чем вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему?
Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
5. В ком и в чем ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера?
Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.
7.Почему «Мещанин по дворянстве» не только сатирическое нравоучение, но и забавная комедия?
Господин Журден предстает перед нами ребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое, приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, что теперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянству предстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность простака во все блестящее и броское. Приверженность Журдена к «наукам» тешит его самолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть среди знатных особ.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
1. Прочитайте комедию Мольера «Мещанин во дворянстве» полностью. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцен из комедии (по выбору). Как вы понимаете заглавие этой комедии? Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?
В заглавие комедии Мольер выносит главную проблему пьесы: разбогатевший мещанин Журден хочет купить дворянский титул, но его попытки выглядеть знатным и преуспевающим нелепы и комичны. Драматург высмеивает людей, которые замахиваются на статус, которому явно не соответствуют.
Мольер взял за основу комедии реальную практику конца 17 века, когда дворянский титул можно было приобрести за деньги. Тщеславные мещане часто пользовались такой возможностью, при этом часто попадали в неловкие ситуации.
2. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
В комедии высмеивается и разбогатевший мещанин Мольер, и разорившийся дворянин, граф Дорант.
Дорант живёт за счёт Журдена, берёт у него в долг, явно не планируя отдавать. Граф играет на тщеславии глупого Журдена, изображает из себя особу, приближенную ко двору и способную ввести Журдена в высший свет. Жена Журдена понимает, что граф обманывает их, но муж не прислушивается к её словам, ослеплённый желанием получить дворянский титул.
Тщеславие буржуазии проявляется уже в первых сценах, когда Журден занимается с учителями музыки. танцев и философии. Сразу вспоминается поговорка: не в свои сани не садись. Далее Журден не замечает глупости и нелепости «посвящения в мамамуши» опять же из-за своего тщеславия.
4. В чём вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чём ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера?
Журден теряет здравый смысл, когда речь заходит о получении дворянского титула. В такие моменты его легко одурачить, что и делает Дорант, выманивая деньги. Журден сам рад обманываться, что и доказывают сцены посвящения в мамамуши и брака Люсиль.
Госпожа Журден, в отличие от мужа, ведёт себя разумно, не гонится за титулами, живёт естественной для своего положения жизнью. Клеонт, возлюбленный Люсиль, не обладает дворянским титулом и богатством, но является достойным человеком, честным и благородным.
5. В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чем он нарушает правила классицизма, а в чем следует им?
Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приемы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игру со словами, например тарабарщину, «турецкую речь»и т. д.). Почему «Мещанин во дворянстве» не только сатирическое нравоучение, но и забавная комедия? Какие сцены вам представляются особенно смешными?
Мольер придерживается следующих правил классицизма:
— единство места, времени и действия;
— пять действий;
— противопоставление добра и зла;
— нравственный урок;
— ориентация на античные образцы.
Мольер нарушает правила классицизма, привнося в литературную комедию черты народного театра (фарс, переодевание) и создавая персонажам сложные характеры.
Комедия забавна, так как в ней изображается человек. попадающий в нелепые ситуации из-за собственного тщеславия. Особо смешной мне показалась сцена, когда Дорант вспоминает о своём долге Журдену, но, вместо того чтобы отдать его, просит ещё, для круглого счёта.
Изображение буржуазии в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве».
«Мещанин во дворянстве» является одним из поздних произведений Мольера: она была написана в 1670 году. Основной темой комедии является попытка буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу». Герой комедии, господин Журден, преклоняется перед дворянством, пытается рядиться в дворянскую одежду, нанимает себе учителей музыки, танцев, фехтования и философии и не хочет признаваться, что его отец был купцом. Журден заводит дружбу с дворянами, пытаясь разыгрывать роль галантного поклонника дамы-аристократки. Причуды героя грозят бедами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за маркиза и отказывает человеку, которого она любит. Только остроумная выдумка помогает влюбленным преодолеть это препятствие.
Комизм главного героя заключается в его невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Смешон его безвкусный наряд, шляпа, которую он надевает для занятии танцами поверх ночного колпака, его наивные рассуждения во время уроков. Так, с великим удивлением узнает он, что вот уже сорок лет говорит прозой. Мольер сравнивает своего героя с вороной в павлиньих перьях. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлены трезвость и здравый смысл его жены, госпожи Журден. Однако она сама далека от всяких культурных интересов, грубовата. Весь мир ее замкнут в кругу домашних дел. Здоровое начало проявляется у нее в желании помочь счастью дочери и в контакте с умной служанкой.
Веселая, смешливая Николь также критически, как и Дорина в «Тартюфе», относится к предрассудкам своего хозяина. Она тоже стремится защитить любовь его дочери от отцовского самодурства. Важную роль играют в пьесе двое слуг — она и Ковьель, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль.Они вносят в комедию жизнерадостный тон. У Ковьеля в переизбытке талант и остроумие импровизатора, блистательный талант превращать жизнь в театр, сочинять рядом с обычной жизнью вторую, карнавальную жизнь. Именно Ковьель, подглядев в Журдене страсть изображать знатное лицо, придумал забавный маскарад с турецким Мамамуши, в результате чего развязка комедии получила благополучный финал, а само действие комедии-балета переходит в карнавальное веселье. Тему любви и ссор Николь и Ковьеля Мольер превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их господ. В качестве развязки намечаются две свадьбы.
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена), времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи). В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.
В комедии имеются и черты классической комедии Иатлии – комедии дель арте. Недаром одного из героев, аналогичного Фигаро – слуга Ковьель – в одной из постановок пьесы был наряжен в традиционную куртку слуги из комедии дель арте и действовал как бы в двух планах — бытовом и театральном. Помимо этого, маску, по сути, носит еще один герой комедии – сам господин Журден. Мольер любил извлекать комический эффект из несовпадения маски и человеческого лица, к которому она примеривается. У Журдена маска дворянина и сущность мещанина, несмотря на все усилия героя, никак не совпадают.
Вместе с тем, в пьесе проявляются и отступления от типичной классицистической комедии. Так, не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному. Но, разумеется, главное отличие – это наличие балетных номеров, столь органично вплетенных в сюжет, что сам Мольер назвал свою пьесу комедией-балетом, где каждый балетный номер – органическая часть развивающегося комедийного действия.
Балетные выходы не только не ослабляют реалистичности сюжета а, наоборот, сатирически оттеняют характеры и действие пьесы. «Мещанин во дворянстве» написан автором именно как комедия-балет и требует облегченного жанрового решения, поэтому сложно найти равновесие между сатирой и легкостью, и многие попытки ее поставить приводили либо к пережиму в сатирических красках, либо поверхностности. Тем не менее, яркость и необычность произведения делает его одним из самых популярных на мировой сцене.
Все герои данной мольеровской пьесы, в силу жанра, наделены артистизмом. Танцевальному ритму подчинена, например, сцена ссоры и примирения Клеонта и Люсиль, оттеняющим фоном которой служат репризы слуг Ковьель и Николь, повторяющих слова своих господ в другом речевом стиле – бытовом. В такт тексту герои, то в гневе удаляются друг от друга, то устремляются один за другим, то кружат, убегая, то, наоборот, приближаются. Пьеса сама диктует героям своеобразный танец.
Господин Журден предстает перед нами ребенком, у которого горят глаза от возможности узнать что-либо новое, приходящего в истинный восторг от окружающих новшеств, например, от того, что теперь он знает, что всю жизнь говорил прозой. И его страсть к дворянству предстает не как расчет практичного буржуа, а как безобидная влюбленность простака во все блестящее и броское. Приверженность Журдена к «наукам» тешит его самолюбие, дает возможность выйти за пределы мещанского быта и побыть среди знатных особ.
У этого простодушного человека действительно была фантазия. Поэтому господин Журден, почтенный буржуа и глава семейства, с такой легкостью вступает в последний, буффонадный акт комедии и так свободно действует в причудливом маскараде посвящения его в сан Мамамуши. Герой легко перешагнул грань, отделяющую реальное действие от условного маскарада, и тем самым жанровое единство спектакля достигалось в полной мере.
Герои пьесы наделены столь характерными чертами, что без труда могут быть отнесены к героям, наделенным отрицательными чертами и описанным сатирически, или положительным, которые сами остроумны.
Так, сатирически описаны учителя, на первый взгляд искренне преданные своему делу: учитель фехтования Анри Роллан, наделенный воинской отвагой, достаточной для сокрушения целой армии врагов; учитель философии Жорж Шамар, мудрец и стоик, бесстрашно бросающийся в атаку на своих соперников, отстаивая философию, учителя изящных искусств — Робер Манюэль и Жак Шарон. В итоге же выясняется, что вся преданность – это жажда получить с нерадивого и неспособного ни к чему ученика несколько лишних монет, отсуда и лицемерные похвалы Журдену, и яростная защита собственной профессии, во многом за счет принижения чужой.
Жестко сатирически описаны черты Доранта и Доримены. Автор противопоставляет простодушного, но искреннего и порядочного, Журдена, тем, на кого он столь страстно желает походить: высшее общество, изысканное внешне, но беспринципное, жадное, лживое, не гнушающееся низкой лестью и прямой ложью, чтобы получить деньги. На примере этих господ Мольер осуждает Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с тем социальным массивом, который будет формироваться в знаменитое французское «третье сословие».
Остроумны реплики, которыми обмениваются участники спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Многие из этих реплик вошли в повседневную речь, стали крылатыми словами. Мольеровское изображение буржуа получило свое дальнейшее развитие в той глубокой и полной обрисовке буржуазных типов, которую можно встретить у реалистов XIX века, особенно у Бальзака.
Будучи пьесой необычного жанра, несмотря на кажущуюся накатанность, пьеса трудна в постановке. Переведенная в план бытовой и психологической комедии, она не выдержит сравнения с пьесами, написанными на сходные темы драматургами-реалистами, будь то Бальзак или Островский. При попытке усилить сатиру теряются бесподобные интонации Мольера-комедиографа. Мольер начинал как импровизатор, и сама пьеса-балет оказывается скорее летящей импровизацией, чем грозным обличением, наподобие «Тартюфа». Таким образом, только через раскрытие мольеровского стиля преподнесения жанра может быть полностью раскрыта мольеровская сатира.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав