кафедра дипломатии мгимо какие предметы
Кафедра дипломатии
заведующий кафедрой
контакты
Информация
Кафедра дипломатической службы (первоначальное название) была создана в 1973 г. Специфика предмета требовала объединения в рамках кафедрального коллектива ученых-теоретиков и опытных профессионалов-практиков. Первым руководителем кафедры стал чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. В.С.Лавров. Впоследствии кафедру поочередно возглавляли чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. И.Г.Усачев, чрезвычайный и полномочный посол В.А.Виноградов, чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. А.И.Степанов, д.ист.н., профессор В.М.Матвеев, заслуженный деятель науки, д.полит.н., профессор Т.В.Зонова, чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. И.А.Мелихов.
С 2015 г. заведующим кафедрой является чрезвычайный и полномочный посол, заслуженный работник дипломатической службы РФ, д.полит.н., профессор А.Н.Панов.
Своим главным назначением кафедра рассматривает участие в подготовке специалистов-международников, способных успешно работать в системе МИД России, госаппарате, международных организациях, структурах частного сектора. В связи с этим, первоочередной задачей видится разработка фундаментальных и прикладных проблем, подготовка учебников, учебных и справочных пособий по широкому спектру направлений дипломатической деятельности. Уделяя в рамках учебного процесса должное внимание теоретическим аспектам тематики, кафедра нацелена, прежде всего, на преподавание инструментальных дисциплин, необходимых для практической работы. Ведется непрерывная работа над обновлением учебных программ и разработкой новых курсов, как обязательных, так и факультативных.
Кафедра тесно сотрудничает с Министерством иностранных дел России. По ее линии проводится «Дипломатический модуль» с участием руководящего состава МИД, вызывающий значительный интерес со стороны студентов. Дипломатические работники привлекаются также для участия в кафедральных курсах с отдельными лекциями. Во взаимодействии с департаментами центрального аппарата и загранучреждениями МИД кафедра осуществляет руководство преддипломной практикой студентов, готовящихся к трудоустройству в министерстве. Сотрудники кафедры регулярно заслушивают и оценивают отчеты практикантов.
Кафедра деятельно проводит внеаудиторную работу со студентами, в частности, по линии курируемой ею Московской международной модели ООН им. В.И.Чуркина и Дипломатического клуба им. А.Г.Карлова.
Наряду с этим, большое внимание уделяется научной работе, носящей весьма насыщенный и разнообразный характер. Результаты исследований, проводимых сотрудниками кафедры, прикрепленными к ней аспирантами и соискателями, публикуются в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях — как периодических, в том числе входящих в международные реферативные базы данных, так и непериодических (монографии, сборники научных трудов, материалы конференций и др.). На кафедре ведется плодотворная работа над диссертационными исследованиями на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по историческим, политическим, социологическим и экономическим наукам. Профессорско-преподавательский состав активно участвует в конференциях, заседаниях экспертных групп, круглых столах и других научно-практических мероприятиях — как внутрироссийских, так и международных.
Последнее обновление — апрель 2020
Выбор программы: дипломатия в МГИМО
На самом деле, большинство бывших абитуриентов описывают поступление в МГИМО как давно запланированный шаг, нечто, к чему они стремились и готовились, как минимум, несколько лет, мечтая о карьере дипломата и готовясь к сложному вступительному экзамену. Но в моем случае все было не совсем так — изначально я планировал связать дальнейшую жизнь с юриспуденцией и рассматривал МГИМО лишь как хороший запасной вариант. Не то, чтобы я думал, что у меня не будет шансов поступить туда — довольно успешное ЕГЭ их оставляло, — но я плохо представлял себе этот университет, за исключением постоянно ассоциирующихся с ним стереотипов — дипломаты, МИД, дорогие машины, иностранные языки. Собственно, это и был единственный вуз, где я не подавал на юридический факультет как таковой. Есть факультет международного права, но специальность там довольно узкая. Однако после того как я относительно успешно сдал вступительный экзамен, приемная комиссия МГИМО была первой, из которой мне позвонили, и мое отношение изменилось. Я решил, что не стоит пренебрегать предоставленной возможностью получить образование в самом престижном, на мой взгляд, университете России, несмотря на то, что я прошел и в другие вузы, куда подавал документы.
По сути, университет, в который я забавы ради подавал документы, стал для меня альма-матер, о чем я впоследствии не пожалел. Кроме того, мало кто из выпускников МГИМО не может после выпуска долго устроиться на работу по специальности — этот аргумент во многом и стал для меня решающим.
Что касается факультета, то я должен сказать, что между факультетами в моем университете нет какой-либо решающей разницы: везде делается акцент на углубленное изучение иностранных языков, везде изучаются, так или иначе, основы международных отношений и права, поэтому студенту не составляет трудности перейти на магистратуру другой специальности (если это не международная экономика, где нужно владеть точными науками). Поэтому я думал не очень долго и выбрал факультет международных отношений, старейший и один из наиболее престижных в нашем институте.
В числе плюсов однозначно стоит отметить хорошее преподавание иностранных языков, в том числе редких, таких, как амхарский, суахили или пушту, возможность устроиться после учебы в МИД либо международную компанию, возможность ездить на различные стажировки в другие страны (например, мне выпала возможность побывать в такой закрытой и своеобразной стране, как КНДР). Кроме того, надо отметить и повышение общего уровня эрудиции в процессе учебы — в ином случае, в дипломатии не преуспеть. Что касается недостатков, то, прежде всего, среди них стоит отметить узость такой специальности, как «международник».
И действительно, есть выпускники юрфака — они юристы, есть выпускники строительного института — они архитекторы, а вот кто такой «международник»?
На какие он кнопки нажимает? На этот вопрос себе дать ответ могут не все. Кроме того, на факультете международных отношений у студента нет права самостоятельного выбора второго иностранного языка (помимо английского). То есть испанский и эстонский могут достаться вам с одинаковой вероятностью, и поменять язык возможности практически нет. Я, например, изучаю корейский и английский.
Основной акцент делается на изучении языков. Так, корейскому, который я изучаю, уделяется от 5 до 7 занятий в неделю, не считая дополнительных, вроде правил деловой переписки и тому подобного. Также много внимания уделяется истории международных отношений и прочим предметам, связанным с международным правом, дипломатией, мировой экономикой.
На самом деле, если мы говорим о деловой переписке дипломата, или сотрудника МИДа, то здесь важно помнить, что в начале и конце любой ноты необходимо выражать уважение или делать комплимент противоположной стороне, уделять внимание обращению к адресату.
Например, слово «превосходительство» — вовсе не исчезнувший из языка титул в табели о рангах, а вполне обыденное обращение к высшему должностному лицу.
Существуют отдельные правила и шаблоны для оформления любого официального документа, будь то официальная нота, пояснительная записка, запись беседы, поздравление и многое другое. В переписке на корейском языке необходимо, помимо всего прочего, уделять внимание и степеням вежливости по отношению к собеседнику, коих в этом языке всего шесть.
Я сразу поясню, что в корейском предложении на конце всегда стоит глагол, как в речи магистра Йоды из «Звездных войн». А степень вежливости определяется по тому, какое к глаголу подставляется окончание. Высшая степень вежливости практически не употребляется, и сейчас ее можно встретить лишь в Священном Писании. Что касается высокой степени вежливости, к окончанию глаголов подставляется сочетание «мнида». Так обращаются к людям, которые намного старше вас, старшим по должности в компании, преподавателям, главам государств. При нейтральной степени вежливости к окончанию глагола подставляется «ё». Она употребляется в большинстве бытовых ситуаций, таких, как разговор с незнакомым человеком, разговор с тем, кто старше вас (даже на один год), разговор с родителями. Книжная форма вежливости употребляется в письменной речи. Легкая форма вежливости используется для общения с друзьями, знакомыми, некоторыми коллегами. Отсутствие окончания формы вежливости как такового бывает тогда, когда вы разговариваете с теми, кто значительно младше по возрасту и ниже по положению в обществе, а также с близкими друзьями. Употребление же этой формы в иной ситуации считается грубым и оскорбительным. Есть и другие формы.
В этом и заключается тонкая особенность не только восточных языков, но и менталитета в целом. Иерархия в обществе здесь превыше всего: если угодно, она в некоторой степени подавляет индивидуальность. Это находит отражение и в языке, когда необходимо узнать общественный статус человека или хотя бы его возраст, который определяет статус, прежде чем вступить в диалог. Поэтому в Корее первым вопросом зачастую является фраза «сколько Вам лет?», что нам, европейцам, покажется не совсем приличным.
Моим любимым предметом всегда была история, особенно всемирная, и я рад, что здесь она преподается на довольно высоком уровне. Кроме того, многие преподаватели освещают такие подходы к изучению этой науки, о которых я даже не задумывался. То же относится и к истории международных отношений и истории Востока. Помимо этого, мне нравится регионалистика. Разумеется, учитывая то, что корейский является моим профилирующим предметом, я бы хотел назвать любимым предметом и его, но, увы, из-за огромного количества грамматики и лексики, которую почти невозможно запомнить, сделать этого не могу.
Это места, где собираются или живут некоторое время люди, увлекающиеся историей определенного периода (главным образом, ее военной составляющей). Там проходят реконструкции сражений или просто представления в духе того времени, которое реконструкторы изображают. Наиболее популярны в России реконструкции Наполеоновских войн и войн периода раздробленности и монгольского ига на Руси. Недавно в Коломенском была реконструкция Римской Империи — здесь были и сражения с варварами, и римский лагерь, и лагеря кочевников, и цирк, и многое другое. Сам я бывал там на экскурсиях или просто присутствовал в качестве зрителя. Помимо Подмосковья, я был еще в лагере под Тольятти, который назывался «Богатырская слобода». Там можно было посмотреть не только на поединки, но и на работу кузнецов, которые вручную изготавливают кольчугу, в целом ознакомиться с бытом военного лагеря и примерить на себя амуницию. Можно было даже провести пробный бой.
Да, безусловно. На третьем курсе студенты моего факультета проходят преддипломную практику в МИДе или какой-либо компании или СМИ. Я выбрал МИД, поскольку это один из вариантов моего дальнейшего трудоустройства, и мне представилась возможность его оценить и посмотреть на работу дипломатов. Кроме того, практика здесь не очень обременительна, есть возможность выбрать удобный график работы. Отбор на практику тоже не очень строгий — нужно лишь иметь общий академический рейтинг выше среднего и не иметь троек по иностранным языкам.
Общий академический рейтинг — это индикатор общей успеваемости студента МГИМО. Здесь выводится среднее арифметическое в стобалльной шкале за каждый предмет. Кроме того, добавляются такие критерии, как посещаемость, эрудиция, участие в общественной жизни и даже вежливое общение с преподавателем.
В общем, тут нет каких-то особых задач, как и в любом другом месте для стажера. Я отправляю факс, заверяю ноты, выполняю прочую бумажную работу, иногда встречаю прибывающие для переговоров корейские делегации. Работать здесь весело и интересно, но, к сожалению, круг моих обязанностей существенно ограничен, в частности, я не имею доступа к документам любого уровня секретности. Я рассказал бы вам больше о своей работе, но нам запрещено об этом распространяться.
В МГИМО работает высокопрофессиональный преподавательский корпус, который, в большинстве своем, владеет своими предметами на очень высоком уровне. Я не ошибусь, если скажу, что здесь работают фанатики своего дела — все мы знаем плачевный уровень доходов деятелей науки и образования в нашей стране, и МГИМО здесь, увы, не исключение. Поэтому преподаватели МГИМО по-настоящему любят свои предметы, многие из них стремятся найти индивидуальный подход к студенту, а уровень их владения матчастью просто поражает. Более того, у каждого имеется огромное количество написанных научных работ и статей на различную тематику, которые публикуются в ведущих журналах и изданиях. Разумеется, и среди наших преподавателей есть неприятные исключения из подобного списка, но я о них мало что могу сказать — они не попадались мне.
Вполне нормальные и адекватные ребята. С ними очень приятно работать и проводить досуг. Естественно, многим будет интересно, есть ли какой-то дискомфорт, когда рядом с тобой учатся дети владельцев крупных компаний и мегакорпораций. Во-первых, их совсем немного, а, во-вторых, на моем курсе сложились действительно неплохие отношения в коллективе, так что о вещах вроде разницы в доходах никто не задумывается. Кроме того, здесь учатся очень умные ребята с широким кругозором, поэтому практически с каждым можно найти какие-либо совместные увлечения. Широко распространены различные историко-политические игры, модели переговоров на высшем уровне, наиболее популярной из которых является знаменитая модель ООН. Все это помогает лучше вжиться в коллектив и найти общий язык со своими сокурсниками. Естественно, вечеринки для этих целей тоже никто не отменял.
Прежде всего, расчет делается на то, что большая часть выпускников моего факультета международных отношений пойдет работать в Министерство иностранных дел. С этой целью нам и преподаются редкие языки, а также предметы, связанные с дипломатическим этикетом или историей международных отношений. Но эта работа не для всех. Кому-то покажется невысоким уровень зарплат в центральном аппарате МИДа, кто-то не сможет жить в отрыве от своей семьи в загранкомандировке в течение нескольких лет. Поэтому с нашей специальностью можно устроиться и в компанию, имеющую связи с зарубежными партнерами или в солидную российскую компанию вообще, если вы — выпускник факультета международного права или международных экономических отношений. С факультета международной журналистики выпускники часто идут работать в СМИ. Не все, конечно, могут устроиться так, как им бы хотелось, но здесь уже в большей степени все зависит от желания человека. И, разумеется, крайне проблематично устроиться на работу по специальности сразу после бакалавриата. Нужно отучиться еще хотя бы в магистратуре.
Если честно, я пока еще не определился. Я мог бы пойти работать в МИД с расчетом на то, чтобы уехать в загранкомандировку — работа за пределами своей страны всегда меня привлекала, как и работа с людьми. Но я хотел бы взвесить все варианты, и, возможно, пойти на работу в частную компанию. В данный момент я планирую перейти после бакалавриата на магистратуру международного права, после окончания которой появятся новые перспективы.
Кафедра дипломатии
заведующий кафедрой
контакты
Информация
Кафедра дипломатической службы (первоначальное название) была создана в 1973 г. Специфика предмета требовала объединения в рамках кафедрального коллектива ученых-теоретиков и опытных профессионалов-практиков. Первым руководителем кафедры стал чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. В.С.Лавров. Впоследствии кафедру поочередно возглавляли чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. И.Г.Усачев, чрезвычайный и полномочный посол В.А.Виноградов, чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. А.И.Степанов, д.ист.н., профессор В.М.Матвеев, заслуженный деятель науки, д.полит.н., профессор Т.В.Зонова, чрезвычайный и полномочный посол, д.ист.н. И.А.Мелихов.
С 2015 г. заведующим кафедрой является чрезвычайный и полномочный посол, заслуженный работник дипломатической службы РФ, д.полит.н., профессор А.Н.Панов.
Своим главным назначением кафедра рассматривает участие в подготовке специалистов-международников, способных успешно работать в системе МИД России, госаппарате, международных организациях, структурах частного сектора. В связи с этим, первоочередной задачей видится разработка фундаментальных и прикладных проблем, подготовка учебников, учебных и справочных пособий по широкому спектру направлений дипломатической деятельности. Уделяя в рамках учебного процесса должное внимание теоретическим аспектам тематики, кафедра нацелена, прежде всего, на преподавание инструментальных дисциплин, необходимых для практической работы. Ведется непрерывная работа над обновлением учебных программ и разработкой новых курсов, как обязательных, так и факультативных.
Кафедра тесно сотрудничает с Министерством иностранных дел России. По ее линии проводится «Дипломатический модуль» с участием руководящего состава МИД, вызывающий значительный интерес со стороны студентов. Дипломатические работники привлекаются также для участия в кафедральных курсах с отдельными лекциями. Во взаимодействии с департаментами центрального аппарата и загранучреждениями МИД кафедра осуществляет руководство преддипломной практикой студентов, готовящихся к трудоустройству в министерстве. Сотрудники кафедры регулярно заслушивают и оценивают отчеты практикантов.
Кафедра деятельно проводит внеаудиторную работу со студентами, в частности, по линии курируемой ею Московской международной модели ООН им. В.И.Чуркина и Дипломатического клуба им. А.Г.Карлова.
Наряду с этим, большое внимание уделяется научной работе, носящей весьма насыщенный и разнообразный характер. Результаты исследований, проводимых сотрудниками кафедры, прикрепленными к ней аспирантами и соискателями, публикуются в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях — как периодических, в том числе входящих в международные реферативные базы данных, так и непериодических (монографии, сборники научных трудов, материалы конференций и др.). На кафедре ведется плодотворная работа над диссертационными исследованиями на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по историческим, политическим, социологическим и экономическим наукам. Профессорско-преподавательский состав активно участвует в конференциях, заседаниях экспертных групп, круглых столах и других научно-практических мероприятиях — как внутрироссийских, так и международных.
Последнее обновление — апрель 2020
Профессия Дипломат в МГИМО
В международных отношениях с дипломатией связывают искусство ведения переговоров для урегулирования конфликтов, расширения международного сотрудничества. Дипломат представляет интересы граждан своей страны, устанавливает культурные, торговые связи, собирает информацию о стране пребывания. Каждый работник имеет определенный международными договорами дипломатический ранг и обладает дипломатическим иммунитетом.
Дипломатический ранг не обязательно связан с конкретным занимаемым постом он представляет собой особый юридический статус, который обеспечивает дипломату специальные привилегии со стороны аккредитующего государства.
Зарплаты: сколько получает Дипломат *
Начинающий: 20000 в месяц
Опытный: 150000 в месяц
Профессионал: 300000 в месяц
Программы бакалавриата и специалитета в МГИМО по профессии Дипломат
Востребованность профессии
Профессия довольно востребована. Специалист может устроится в дипломатические представительства государства за рубежом, Министерство иностранных дел.
Для кого подходит профессия
Для успешной работы необходимо обладать хорошим интеллектом и интуицией, широким кругозором, хорошо ориентироваться в изменчивой политической ситуации. Дипломату необходимы энергия, находчивость, трудоспособность, ответственность, психологическая устойчивость. И, конечно же, обаяние и чувство юмора.
Карьера
Дипломатическая деятельность предполагает жесткую служебную иерархию. Кроме занимаемой должности, в зависимости от опыта работы, стажа и успехов на поприще, сотрудникам присваиваются определенные ранги. Главам дипломатических представительств, как правило, дают следующие классы: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, Поверенный в делах. Другие сотрудники ведомства также обладают разрядом (советник-посланник, советник первого или второго класса, секретарь первого, второго или третьего класса, атташе). Заработная плата сотрудников министерства высокая, однако, в случае перевода на заграничную службу, доход увеличивается в несколько раз. Например, дипломаты самого высокого ранга получают полное государственное содержание и почти неприкасаемый иммунитет.
Обязанности
Специалист внешнеполитических отношений принимает участие в международных кампаниях, миротворческих поездках, занимается вопросами внешней и внутренней политики, решает международные конфликты, спорные ситуации, налаживает международные отношения и проч.
Он также занимается консультацией мигрантов при получении виз, видов на жительство и гражданства. Поэтому так важно знать не только законодательство своей страны, но и тех государств, в которых предстоит работа, а также разбираться в международном праве. Знание иностранных языков обязательно.
«Внешняя политика и дипломатия России»
Реализуется на Факультете международных отношений
В фокусе внимания программы — политические аспекты международных отношений, движущие силы и особенности внешней политики России, включая прикладные аналитические подходы к выработке и корректировке оптимальной стратегии для достижения внешнеполитических задач, актуальные вопросы дипломатической и консульской службы России и зарубежных стран.
Программа предполагает не только изучение фундаментальных составляющих современной системы глобальных взаимодействий, но и освоение прикладных дисциплин, необходимых будущим сотрудникам дипломатических ведомств и международных подразделений государственных ведомств и крупных корпораций.
Методически разнообразные и содержательно насыщенные занятия по программам обязательных дисциплин и дисциплин по выбору дают возможность приобрести востребованные сегодня практические навыки и универсальные компетенции для успешной карьеры в сфере внешней политики и дипломатии, стратегического поведения крупных транснациональных корпораций и внешних коммуникаций в мультикультурной среде.
Особое внимание в рамках обучения по программе уделено изучению на продвинутом уровне иностранного языка (C1/C2), без профессионального владения которым немыслима дипломатическая служба. Кроме того, университет предоставляет возможность факультативного изучения на безвозмездной основе второго иностранного языка тем магистрантам, которые владеют им на продолжающем уровне (B2/C1). Дополнительно студенты магистратуры также могут изучать третий иностранный язык с любого уровня (в соответствии с возможностями языковых кафедр).
Учебный план Программы способствует
— более детальному пониманию характерных особенностей и специфики внешнеполитического процесса в целом и в России в частности,
— быстрой адаптации молодого дипломата к условиям работы в системе МИД с учетом текущей внешнеполитической ситуации, профессиональных подходов и психологических особенностей службы на дипломатическом поприще.
В процессе обучения студенты приобретают не только важнейшие универсальные и общепрофессиональные компетенции, но и более специализированные умения и навыки, которые им потребуются на первых этапах работы в системе МИД.
Программа направлена на углубление понимания студентов особенностей организации и функционирования системы МИД России и дипломатической службы иностранных государств, на приобретение навыков в области дипломатической практики. Знания, полученные в ходе изучения дисциплин программы, закрепляются в ходе прохождения стажировки в одном из департаментов центрального аппарата МИД России или российских загранучреждений.
Основные и специальные дисциплины
Обучение на программе предоставляет широкие возможности для трудоустройства в системе МИД России, Минэкономразвития России, других министерств и ведомств внешнеэкономической сферы, а также в государственных и частных бизнес-структурах.
Научный руководитель программы: д.полит.н. профессор, заведующий кафедрой дипломатии Александр Николаевич Панов
Координатор: заместитель декана Факультета международных отношений Дундич Алексей Сергеевич
Форма обучения: очная.
Срок обучения: 2 года.
Время начала занятий: 14:30.