качества вожатого каким должен быть вожатый
Качества вожатого каким должен быть вожатый
Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»
Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…
Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.
Идеальный вожатый должен быть молод. Мне приходилось иногда сталкиваться с родителями, которые крайне недоверчиво смотрели на молодых вожатых: дескать, они еще сами дети, как им можно доверять свое чадо да еще на столь долгий срок?! Конечно, бывает всякое. Но если вы купили путевку в хороший, проверенный лагерь – волноваться не стоит. В таких лагерях абы кто работать не будет – вожатых отбирают, обучают, готовят и инструктируют. А потом еще раз отбирают. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.
Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.
Идеальный вожатый должен хорошо знать психологию и быть наблюдательным, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он должен уметь поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.
Идеальный вожатый должен быть требовательным (это говорят сами дети!), но обязательно справедливым. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого должен быть достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.
И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.
Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.
Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!
Качества вожатого. Каким должен быть вожатый
Посредственный руководитель излагает.
1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт
После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.
Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.
К вопросу о позиционировании вожатого.
Аналогично решается громадное количество вопросов.
С этой точки зрения, продуманное создание образа вожатого, который воспримет отряд, задача не менее важная, чем решение дисциплинарных, организационных и др. вопросов, решаемых в организационный период.
Каким образом происходит формирование образа вожатого у ребенка.
Здесь нужно понимать, что на вас работает множество факторов.
— Ребенок готов к тому, что в лагере есть «неизбежное зло – вожатые» и в общем готов с этим смириться.
— Вы для него чистый лист и как вы себя представите, так он и будет вас воспринимать, если вы сами все не испортите.
— На ваш авторитет работает весь лагерь ( естественно я не беру патологический вариант)
— Дети-конформисты и как правила готовы принимать правила игры, которые вы предлагаете.
Поскольку выбор образа дело сугубо личное и выбор «красок» каждый для себя делает сам, я буду рассматривать этот процесс на своем примере, выделяя важные именно для меня пункты.
Вечерний разговор по палатам – я интересен вам ( я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.
Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.
2.Следующие два-три дня.
Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал- я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом ). Цели- закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».
Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).
3.Завершение позиционирования как правило совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.
Срыв отряда – я вожатый ( я тот, кого вы знаете). Цель- подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.
Что стоит знать о работе вожатым
«Вожатый – само олицетворение будущего детей, к которому они должны стремиться»
Для вожатого работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия.
Нам интересен окружающий мир. Интересно общество, в котором мы живем, интересны люди, которые нас окружают. Мы ходим в театры и в кино, на выставки и на каток, занимаемся спортом, интересуемся живописью и музыкой, физикой и социологией и еще очень многим. Нам важно передать этот интерес детям, открыть перед ними мир возможностей и свободного выбора.
Вам потребуется научиться чувствовать динамику развития группы, управлять мотивацией и эмоциональным состоянием группы, научиться проводить рефлексию и вместе с группой извлекать опыт из прошедших событий, научиться проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, освоить методы проблематизации и методы создания для группы пространства для совершения открытия.
Для среднестатистического здорового ребенка процесс воспитания в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая наша задача – сформировать детский коллектив (группу) таким образом, чтобы его внутреннее устройство, его структура, атмосфера давали каждому ребенку мощный стимул к развитию личности, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. Далее, через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое мы создаем предпосылки для формирования у детей мировоззрения и собственной позиции.
Поэтому программы должны быть направлены на формирование у детей способностей к пониманию и осмыслению мира, способности к поиску истины и прокладыванию своего собственного пути в жизни, формирование осознанной позиции и мировоззрения. Это – сложнейшая педагогическая задача, требующая от педагога не только навыков, но и собственной зрелости.
Необходимо еще уметь вместе с детьми строить их отношение к различным явлениям, фактам, событиям, поступкам и способам жизни, чтобы у детей складывалась собственная целостная картина мира. Необходимо создавать для ребенка пространство его собственного выбора и его ответственности.
Все это требует не только чувств, но и интеллекта, умения проектировать свою деятельность и предвидеть последствия.
Основные принципы вожатого:
Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»
Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он умеет, какими качествами характера обладает, какие специальные знания имеет. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым все дни смены…
Перво-наперво, идеальный вожатому интересны сами дети. Без этого в лагерь можно даже не соваться.
Идеальный вожатый, как правило, молод. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.
Идеальному вожатому необходимо разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он остается наставником, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.
Идеальный вожатый хорошо знает психологию и наблюдателен, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он умеет поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.
Идеальный вожатый требователен (это говорят сами дети!), но обязательно справедлив. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.
И, конечно же, у него нет вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.
Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.
Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!
Основные требования к качествам личности вожатого и его деятельности
Вожатый – это самый значимый человек для ребенка в лагере. Помимо того, что вожатый является организатором детского отдыха, он еще хороший друг и товарищ для детей, который поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой: это лидер, друг и помощник детей, «ящик» с советами и играми; «жилетка», в которую можно поплакать; добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель; остроумный и симпатичный; человек, способный найти взаимопонимание с детьми. И благодаря его усилиям, отряд ребят за очень короткое время должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремлениями, совместными делами, узами дружбы и товарищества [1].
Остановимся более подробно на основных качествах вожатого в лагере:
Прежде всего, попытайтесь выяснить что для вас означает «понравиться детям». Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Так как все мы разные, то и «нравиться детям» будем по-разному. В любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.
У этой задачи есть свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Есть пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:
2) выражение вашего лица,
4) тембр вашего голоса,
5) ваша жестикуляция.
Второй этап: «произвести второе впечатление». Задумайтесь о том, чем вы могли бы быть интересны детям. Например:
-чем интересным вы занимались в жизни?
-какие есть способности и таланты?
-за что вас уважают и любят ваши друзья?
-о чем увлекательном вы можете рассказать?
-чему необычайному вы можете научить?
В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п.
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой.
2. Вожатый должен быть:
а. Доброжелательный. Каждый ребёнок в отряде должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
б. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Каждый ребенок в отряде должен считать вас своим вожатым. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
в. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
г. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
д. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
е. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
з. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 день вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
— утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги;
— расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах);
— одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать;
— все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда-то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка);
— промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке [2];
3. Необходимые качества для Вожатого:
— способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и желание чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы;
— личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность;
— общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации;
— уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения;
— яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей;
Таким образом, вожатому необходимо:
Во-вторых, завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества;
В-четвертых, стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой [2].
Идеальный вожатый. Какой он?
День вожатого «Артека» натолкнул нас на мысль провести опрос, в ходе которого мы выяснили, каким должен быть идеальный вожатый морского, туристического и медиаотрядов. Разговаривали мы с самими вожатыми, и результаты опроса по каждому из профилей кардинально отличаются.
По мнению вожатых, идеальный наставник моротряда должен быть неподкупным, стойким, сильным, независимым, умным и справедливым. Должен знать семафор и узлы, уметь обращаться с веслом. В течении короткой смены сделать отряд одной большой и дружной семьей. Но главное, он должен знать цену победы.
Вожатый туротряда представляется ловким, быстрым, непоколебимым, строгим, мудрым, организованным. Он должен помогать во всем детям и посвящать им много времени, разбираться в своём деле, любить туризм, отличать кончик от репика.
Наставника медиаотряда вожатые «Артека» видят креативным, суперактивным, энергичным, начитанным, позитивным. Он должен все успевать, быть в курсе всех событий, разбираться в технике, понимать в сфере медиа и уметь владеть аудиторией.
Также можно выделить и черты, которые должны быть характерны для каждого вожатого. Он должен быть понимающим, чутким, справедливым, неутомимым и любящим.