институт мировых судей в англии коде кросс

Антон Михайлов → Мировые судьи в Англии: достоинства и недостатки

Среди достоинств системы мировой юстиции в Англии ее сторонники называют прежде всего ее представительный, общественный характер. Утверждается, что система отправления правосудия по гражданским и уголовным делам не должна быть оторвана от общества, чтобы в действительности являться легитимной, справедливой и эффективной.

«Эти добровольные судьи приобрели привычку разбираться в вопросах права и управления; они знакомились с ними в тысячах случаях повседневной жизни. громадное число граждан приобрело способность видеть факты такими, каковые они есть в их бесконечной сложности, в их постоянной изменчивости, в их внутренней связи – а это стоит больше, чем права личности, доказываемые посредством тонкого анализа отвлеченных принципов» — писал по поводу института мировых судей профессор М. Вотье еще в XIXв.

Институт мировых судей трактуется как основополагающий институт гражданского общества, свидетельство того, что система отправления правосудия не является лишь фикцией, винтиком в равнодушном и исключительно формальном механизме государства, не отдалена от общества, а наоборот подконтрольна ему, что вопросы гражданских прав и свобод разрешаются в магистратских судах обычными представителями английского общества.

Указывается также и на тот факт, что магистраты-непрофессионалы являются представителями не столько всего английского общества, сколько, прежде всего, местного населения, и поэтому знают местные условия и могут учитывать их при разрешении дела.

Во-вторых, считается, что мировые судьи судят согласно здравому смыслу, общественным ценностям и представлениям о правомерном и неправомерном поведении, о разумном, целесообразном и морально оправданном судебном решении, а это в свою очередь является верным залогом справедливости системы правосудия и, как следствие, высокого общественного доверия к ней.

В-третьих, приводится аргумент о том, что магистраты более независимы и беспристрастны, нежели профессиональные судьи, – потому что они не зависят в финансовом плане от государства, а отправление правосудия для них не становится каждодневной рутиной и соответственно у них не развивается профессиональная деформация личности.

В-четвертых, говорится, что общественный престиж работы мировых судей приводит к более интенсивной конкуренции между кандидатами и, соответственно, более жесткому их отбору, результатом которого является то, что мировыми судьями становятся наиболее активные и достойные представители английского общества. Утверждается, что существующая методика отбора кандидатов в мировые судьи исключает ситуацию, когда мировым судьей назначается человек, не проявляющий интереса к проблемам местного населения и не принимающий участия в общественных делах.

В-пятых, утверждается, что коллегиальный характер работы мировых судей исключает предрассудки в отношении определенных дел и способствует формированию более сбалансированного и адекватного их восприятия.

В-шестых, на основе статистических данных делается вывод о том, что магистраты более репрезентативно отражают своим составом английское общество, нежели профессиональные судьи.

Противники мировой юстиции указывают на ряд других фактов и аргументов.

Во-первых, отсутствие профессионального образования у мировых судей приводит к медлительности в принятии решений, к чрезмерной зависимости от судебных клерков и к невозможности объективно оценивать сложные доказательства, что в целом существенно понижает эффективность деятельности британской юстиции (статистика показывает, что стипендиарии работают в 30 раз эффективнее, нежели магистраты-непрофессионалы).

Во-вторых, безвозмездный и престижный характер работы мировых судей приводит к тому, что только состоятельные люди могут и желают уделять этой деятельности свое время, а это напрямую противоречит принципу репрезентативности мировыми судьями всего английского общества, так как среди магистратов-непрофессионалов гораздо больше белых лиц из высшей прослойки среднего класса, поддерживающих политику правительства.

В-третьих, статистика ясно показывает, что процент обвинительных приговоров в магистратских судах значительно выше, нежели в суде Короны, что говорит о том, что в силу своего социального положения в большинстве случаев мировые судьи предрасположены к обвинению и принимают позицию полиции и обвинения по спорным вопросам.

В-четвертых, имеется существенное различие в вопросах назначения наказания и выдачи под залог в магистратских судах, расположенных в различных судебных округах, что приводит к тому, что назначение наказания становится «географической лотереей»: статистика показывает, что лицо, осужденное в магистратском суде за кражу, имеет в три раза выше вероятность попасть за решетку в Фолкстауне, нежели в Брайтоне.

Подводя итог краткому рассмотрению достоинств и недостатков данного института следует еще раз подчеркнуть, что для Англии как ни для одной другой страны мира представляется крайне важным тот факт, что мировые судьи – это «освященная веками» традиция, а традиции в Англии измеряются и изменяются веками. Поэтому навряд ли в ближайшем будущем следует ожидать кардинальных реформ данного института.

На фоне критики слабой политической независимости английских судей-профессионалов, их объективности в решении дел, нерепрезентативности профессионального судейского корпуса по признаку возраста, имущественному положению, мировые судьи-непрофессионалы даже при всех своих недостатках для многих слоев английского общества выглядят в более лучшем свете.

Считается, что общественное доверие к мировым судьям выше, нежели к оплачиваемым представителям юридической профессии, прежде всего, к адвокатам и судьям. Говорится и о том, что в настоящее время нет каких-либо иных «разумных» альтернатив этому институту – замена мировых судей их платными профессиональными коллегами, стипендиариями, барристерами или судьями вместе с экспертами-консультантами приведет к существенному повышению финансовых затрат на систему отправления правосудия, что в свою очередь может привести к повышению уровня налогообложения и стоимости юридических услуг. Тем самым пострадает доступность системы правосудия и, что еще более важно, ее общественный, представительный характер.

Поэтому, как отмечают английские авторы, за отсутствием лучших альтернатив, институт мировых судей будет еще долго составлять неотъемлемую часть английской правовой системы.

Источник

Мировому судье о мировой юстиции великобритании

Ковальчук Степан Сергеевич, юрист.

Автор, сравнивая институты мировой юстиции в Англии и России, выделяет общее, частное и особенное.

Ключевые слова: Англия, Россия, мировая юстиция, статус мирового судьи, подсудность.

Justice of the Peace on System of Justices of the Peace of the Great Britain

Kovalchuk Stepan S., Lawyer.

By comparing the global justice institutions in England and Russia, highlights the total, private and special.

Key words: England, Russia, justice of the peace, magistrate status, jurisdiction.

Еще не затрагивая сам институт мировых судей, существенные отличия мы можем обнаружить в самом понимании права, что объясняется принадлежностью двух стран к разным правовым семьям. Англосаксонская правовая семья, к которой относится Англия, характеризуется существованием наряду с возникшим в результате деятельности Вестминстерских королевских судов общим правом (Common law) так называемого «права справедливости» (Law of equity). Отсюда вытекают такие особенности английского права, как отсутствие единого понятийного фонда, равно как и смешение частного и публичного права.

В России, где основным источником права признается нормативно-правовой акт, деятельность мировых судей регулируется различными законами, такими как ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О мировых судьях РФ», УПК и ГПК, а также КоАП. Англии статуты и иные законодательные акты также играют большую роль в регулировании данного института. Среди таких актов можно назвать Magistrates’ Courts Act 1980 года (Закон о магистратских судах), Criminal Procedure and Investigation Act 1996 года (Закон об уголовном процессе и предварительном расследовании), Powers of Criminal Courts Act 1973 года (Акт о полномочиях уголовных судов), Criminal Appeal Act 1995 года (Закон об апелляциях по уголовным делам) и другие. Однако в Англии значительная часть регулирования относится не к статутному, а к прецедентному праву, а также существенное значение имеют труды наиболее авторитетных юристов прошлого (Ульяма Блэкстоуна, Руперта Кросса и т.д.).

Особое значение при формировании нормативной базы данного института имеет и территориальное устройство государства. В России и Англии мировые судьи являются низшим звеном судебной системы, однако федеративное устройство нашей Родины и отнесение мировых судей к судам республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов обусловливает наличие законов субъектов среди источников, регулирующих их деятельность.

ФЗ от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» (действ. ред., 2016).
Magistrates’ Courts Act 1980.

Magistrates’ Courts Act 1980.

В целях более объективного рассмотрения дел законом также установлено, что магистраты могут рассматривать подсудные дела только коллегиально (в составе не менее двух судей), тогда как профессиональные мировые судьи как в России, так и в Англии вправе разрешать дела по существу единолично.

Обе правовые системы уделяют достаточно большое внимание обеспечению независимости судей. Так, в Российской Федерации данный принцип закреплен в Конституции РФ, ФЗ «О статусе судей в РФ», ФЗ «О мировых судьях в РФ» и иных актах и обеспечивается как наличием специальной процедуры их назначения, так и установленным законом порядком приостановления и прекращения их полномочий, а также предоставлением материального и социального обеспечения членам судейского сообщества. В Англии отсутствует какой-либо единый акт, который устанавливал бы гарантии независимости судей. В том числе Закон о конституционной реформе 2005 года не распространил свое действие на низшую ступень судебной системы, в связи с этим магистраты пользуются лишь общими гарантиями, такими как иммунитет от судебного преследования и личная неприкосновенность. Что же касается вопроса оплаты труда мировых судей, в Англии независимость мировых судей никак не связывается с материальным обеспечением. И даже наоборот, должность магистрата считается почетной, поэтому осуществление его функций происходит на безвозмездной основе, что должно еще больше гарантировать беспристрастность и демократичность при осуществлении им своей деятельности.

Crime and Courts Act 2013.

Magistrates’ Courts Act 1980.
Magistrates’ Courts Act 1980.
Magistrates’ Courts Act 1980.

Каждая категория дел, рассматриваемых в рамках мировой юстиции в Англии, имеет свои отличительные черты. Однако представляется невозможным проанализировать все особенности и различия столь сложного правового института в рамках одной статьи. Но, рассмотрев основные положения, регулирующие статус английских и российских мировых судей, можно увидеть, что существующие между ними различия объясняются в первую очередь разным пониманием права, его принципов, а также назначения данного института. Это не значит, что в одной правовой системе устройство мировой юстиции лучше или хуже. Как в Англии, так и в России институт мировых судей строится и развивается для того, чтобы отвечать существующим правовым реалиям, выполнять возложенные на него функции, что не исключает возможности и даже необходимости анализа иностранного опыта и взаимного обогащения национальных правовых систем.

Источник

Антон Михайлов → Мировые судьи в Англии: современное состояние института

На современном этапе магистратские суды, в которых и задействованы мировые судьи, образуют основное звено английской судебной системы – ежегодно в них рассматривается по существу около 2 млн. дел, считающихся по английским законам уголовными, что составляет 95-98% от общего числа уголовных дел, рассматриваемых английскими судами за один год.

Магистратские суды являются низшими английскими судами – т.е. их решения по своему характеру являются правоприменительными, а не нормативными.

Юрисдикция магистратских судов носит местный, территориальный характер: территория Англии и Уэльса разделена на районы, которые в свою очередь делятся на округа малых сессий (petty sessional divisions), в каждом из которых действует магистратский суд.

На 1 апреля 2000г. в Англии и Уэльсе существовало 328 округов малых судебных сессий. Данными округами управляют комитеты магистратских судов, которые создаются на ежегодном собрании мировых судей и решают вопросы управления и организационно-технического снабжения судов. В комитеты могут также входить судьи Высокого суда, окружные судьи или рикордеры. В определенной мере комитеты зависят от местных органов, поскольку последние оплачивают их расходы, включая содержание аппарата.

В настоящее время – пишет А.К. Романов – в системе мировой юстиции Англии и Уэльса организовано 450 магистратских судов. В них на 1 января 2000г. было занято 30 308 мировых судей-непрофессионалов, в том числе мужчин – 15.554 (51%) и женщин 14.764 (49%), что на 29% больше, чем в 1948 г.

Как уже явствует из краткой исторической справки, в настоящее время в Англии и Уэльсе судьи магистратских судов подразделяются на две категории – неоплачиваемых мировых судей-непрофессионалов (lay или unpaid magistrates, lay justices) и оплачиваемых магистратов-профессионалов или стипендиариев (stipendiary magistrates). Статистика показывает, что на одного судью-профессионала в Англии и Уэльсе приходится почти 400 судей-непрофессионалов.

Неоплачиваемые мировые судьи не являются профессиональными юристами и назначаются на должность Лордом-канцлером из числа местных жителей, являющихся английскими подданными в возрасте от 27 до 65 лет, проживающих в пределах 15-мильной зоны от границ той территории, которую они будут обслуживать как мировые судьи.

Не рекомендуется назначать на должность мировых судей лиц, отбывших наказание за совершение тяжких преступлений, лиц, старше 60 лет, а также лиц с дефектами слуха или зрения. Тем не менее это указание Лорда-канцлера плохо сочетается с основным принципом, в соответствии с которым функционирует мировая юстиция в Англии – в ней должны быть представлены все общественные слои и группы, включая людей с дефектами слуха, зрения и др. Так, 1998г. в Англии впервые несколько слепых людей были назначены магистратами.

В императивном порядке не могут быть назначены магистратами члены Парламента, военные, полицейские, сотрудники дорожных служб, а также лица, страдающие психическими расстройствами, лица, приходящиеся близкими родственниками действующему судье-магистрату, лица, объявившие себя банкротами, а также те, «чья работа или общественная деятельность противоречит или не соответствует характеру обязанностей, возлагаемых на мирового судью».

В соответствии с указаниями Лорда-канцлера от кандидатов на должность мирового судьи требуется хорошее знание того района, в который он будет назначен. Особое внимание уделяется тому, чтобы кандидат проживал в указанной местности не менее одного года8.

Помимо формальных критериев предъявляются также требования к личным качествам мировых судей. Так, в 1998г. Лорд-канцлер определил шесть ключевых качеств, которыми должны обладать мировые судьи. Это – хороший характер, понимание и коммуникабельность, зрелость и адекватный темперамент, осведомленность об общественных процессах, способность судить в соответствии со здравым смыслом, надежность и преданность работе. «Магистратам необходимо иметь хорошую характеристику и репутацию непогрешимых людей; им должны быть присущи здравый ум, способность взвешивать доказательства и принимать разумные решения. Магистраты должны жить или работать в данной местности и обладать хорошим знанием местной общины и пониманием ее условий. Им необходимо быть решительными, но обладающими чувством сострадания, а равно способными работать в коллективе».

Отбор кандидатов в мировые судьи производят специальные местные совещательные комитеты (local advisory committees), которые формируются Лордом-канцлером по рекомендации назначенного им председателя комитета. Кандидатуры на должность мировых судей направляются в совещательные комитеты различными местными социальными группами – политическими партиями, профсоюзами, коммерческими объединениями.

Помимо этого должность мирового судьи рекламируется совещательными комитетами. Члены совещательных комитетов проводят интервью с кандидатами на пост мирового судьи и рекомендуют Лорду-канцлеру к назначению подходящих кандидатов.

При принятии решения совещательные комитеты руководствуются тем, что в определенном судебном округе мировые судьи должны своим составом как можно более точно воспроизводить местное население по признакам пола, расы, возраста, профессии, политическим взглядам, имущественному положению и др.

Тем не менее, есть основания для утверждения, что именно репрезентативность действующими магистратами населения представляемого ими малого судебного округа является проблемой для современной Англии. Статистические данные показывают, что, как правило, магистраты являются немолодыми белыми выходцами из среднего класса, которые придерживаются консервативных убеждений и оставили работу или бизнес в связи с выходом на пенсию по возрасту или по каким-то другим причинам. Так, например, из 2062 мировых судей, назначенных на должность в 1993г., только 117 являлись представителями этнических меньшинств. По данным исследования 1976г. более четверти магистратов были старше 50 лет и только одна шестая от их числа – моложе 40 лет.

А.К. Романов пишет: «Как и в XIX столетии, мировые судьи-непрофессионалы в основном формируются за счет местных политических элит. Основное предпочтение при этом отдается их политической ориентации и ангажированности партийными и политическими интересами». В 1983г. среди мировых судей было 41% консерваторов, 28% лейбористов, 11% либералов, 18,7% объявили себя независимыми или точно не могли определить политический характер своих взглядов.

Мировые судьи-непрофессионалы отличаются от всех других английских судей тем, что не являются юристами, правосудие не составляет их основного занятия, и существуют они не за счет того, что служат «по судебному ведомству».

Мировые судьи не допущены к судебному правотворчеству, не могут продвигаться вверх по судейской лестнице; они не осуществляют функции судебного надзора, не рассматривают апелляции на решения других английских судов, а выступают лишь как правоприменители со строго территориально ограниченной юрисдикцией.

Магистраты-непрофессионалы должны периодически являться в суд своего населенного пункта и участвовать в разбирательстве конкретных уголовных и гражданских дел, причем в наши дни Лорд-канцлер требует, чтобы каждый магистрат ежегодно принимал на себя судейские обязанности в течение, как минимум, 26 рабочих дней (желательно – 35) продолжительностью по четыре часа (но они должны быть готовы и к тому, что им придется «если в этом будет необходимость, заседать и полный рабочий день»). Невыполнение этого требования может повлечь исключение из списка магистратов. Для выполнения данного требования непрофессионалами-магистратами законодатель в ст. 50 Акте о защите занятости (1996) установил гарантию, в соответствии с которой работодатель должен предоставить лицам, занятым в качестве мировых судей, необходимое время для выполнения ими своих обязанностей. Так, мировые судьи из лиц, работающих в общественном производстве или на национализированных предприятиях, обычно получают дополнительно 48 оплачиваемых дней для выполнения судейских обязанностей.

Рассмотрение магистратами-непрофессионалами уголовных и гражданских дел по существу должно осуществляться в составе коллегии из двух или более (до семи) магистратов. «В своей судейской деятельности – пишет А.К. Романов – судьи-непрофессионалы руководствуются скорее соображениями здравого смысла, общими представлениями о справедливости, чувством моральной ответственности и гражданского долга, а не какими-то особыми интересами, стандартами и требованиями, принятыми в среде юридической профессии в целом».

Отсутствие юридического образования у магистратов-непрофессионалов компенсируется тем, что в структуре магистратских судов предусмотрены штатные должностные лица, именуемые судебными клерками (court clerks), которых на сегодняшний день насчитывается около полутора тысяч и которые по Акту о мировых судьях (1997) избираются на должность из числа барристеров или солиситоров с опытом работы в качестве помощника клерка не менее пяти лет. В этой связи А.К. Романов отмечает, что «по данным службы Лорда-канцлера в 1998г. из общего числа судебных клерков магистратских судов 40% не имели квалификации юриста. На практике судебными клерками работают даже студенты старших курсов юридических факультетов университетов».

Судебные клерки ведут всю судебную документацию, оформляют принимаемые магистратами решения, выполняют другие вспомогательные действия, требующие познаний в области права, консультируют магистратов по правовым вопросам, связанным с разбирательством конкретных дел. Клерки, назначенные комитетом магистратского суда с утверждения Лорда-канцлера, не только оказывают правовую помощь магистратам-непрофессионалам, но и вправе исполнять обязанности судьи.

Также мировые судьи компенсируют свою некомпетентность через систему правовой подготовки, которая действует в Англии с 1966г. и была существенно модернизирована в 1998г.

Система правовой подготовки имеет несколько целей: во-первых, магистраты должны получить общее представление о системе мировой юстиции и деятельности судов; во-вторых, они должны быть научены основам материального и процессуального права (ведение процесса, система доказательств и др.); в-третьих, мировые судьи должны научиться мыслить и действовать сообразно судьям; в-четвертых, им нужно привить способность работать эффективно в команде.

Каждый мировой судья имеет наставника – опытного магистрата и ведет файл личного развития. В течение первых двух лет магистрат должен посетить около семи обучающих курсов, после каждого из которых его знания проверяются. Существует система практической подготовки в процессе работы. Также действует система специальных курсов для магистратов, специализирующихся на рассмотрении семейных дел и дел несовершеннолетних. Вполне очевидно, что такие краткие учебные курсы не позволяют познать все тонкости судопроизводства, но в отношении мировых судей такая задача и не ставится.

Источник

Антон Михайлов → Мировые судьи в Англии: история развития института

Не будет преувеличением сказать, что институт мировых судей – является одним из традиционных английских институтов. Он приветствуется англичанами как одна из гарантий независимости суда, демократизма системы правосудия и необходимое условие того, что правосудие пользуется доверием у населения – так как институт мировых судей представляет собой связующее звено между системой правосудия и населением.

Сэр Томас Скирм, главный чиновник департамента Лорда-канцлера, писал: «Система мировой юстиции дает гражданам возможность увидеть, что закон – есть их закон, реализуемый такими же мужчинами и женщинами, как они сами». В данной заметке будут кратко рассмотрены основные вехи исторического развития института мировых судей в Англии.

История становления и развития в Англии мировой юстиции начинается еще во времена Ричарда Львиное Сердце, когда он в 1195г. назначил первых «хранителей королевского мира» (Keepers of the Peace), которые занимались преследованием, арестом и наказанием всех посягающих на мир и порядок, установленный королем в государстве.

В 1264г. Симон де Монфор хотел противопоставить «хранителей мира» из местной элиты королевским шерифам, но все эти новшества не пережили своих создателей.

На постоянной основе мировой суд был учрежден только в 1360г. Акт предписывал, чтобы в каждом графстве в целях «сохранения мира» были назначены должностные лица, которые обязаны были задерживать преступников и доставлять их шерифам. Таким образом, первоначально мировые судьи выступали в качестве помощников шерифа.

В период царствования Эдуарда III в XIV веке был ликвидирован институт виконтов – представителей короны на местах, и их функции также переняли назначаемые в то время исключительно из местных землевладельцев хранители королевского мира.

Следует отметить, что изначально институт мировых судей был задуман как управа на местную исполнительную власть со стороны подданных, как элемент системы сдержек и противовесов.

Первоначально хранители мира выполняли лишь полицейские и административные функции, но затем они стали готовить дела для их разбирательства в суде присяжных, а уже с 1364г. они именуются мировыми судьями (Justices of the Peace – JP), так как за ними законодательно закрепляется выполнение судебных функций совместно с королевскими судьями. Это нововведение было вызвано тем, что сессионный характер работы суда присяжных задерживал рассмотрение многих несложных уголовных дел.

С 1368г. мировые судьи могли рассматривать несложные уголовные дела уже самостоятельно, без участия профессиональных судей и присяжных – т.е. в суммарном порядке.

Во второй половине XIVв. происходит расширение юрисдикции мировых судей – они могут рассматривать дела о статутных преступлениях, в том числе караемых смертной казнью. Четыре раза в год мировые судьи графств собирались на «сессии» для рассмотрения тяжких преступлений – таким образом в XVв. на этой основе появляется суд «четвертных сессий» (court of quarter sessions), а также «малые сессии», на которых мировые судьи в суммарном порядке рассматривали те дела, которые не подлежали рассмотрению четвертных сессий9.

Начиная с 1391г. мировые судьи выполняют свои обязанности на безвозмездной основе, – король Ричард II запретил выдавать им жалованье.

Статутами 1461, 1554 и 1555гг. на мировых судей была возложена обязанность проводить предварительное исследование (preliminary investigation) материалов обвинения, прежде чем оно будет вынесено на рассмотрение Большого жюри.

В XVI-XVIIIвв. за мировыми судьями законодательно закрепляется право выдавать ордеры на арест подозреваемых в совершении фелоний, право производить допрос подозреваемых и свидетелей по делу, выпускать подозреваемых под залог.

Борьба Парламента за получение контроля над магистратами в плане их назначения и снятия с должности оказывалась длительное время безрезультатной – до Славной революции 1688г. магистраты назначались исключительно английскими монархами.

В 1792г. в Англии и Уэльсе в ответ на коррупцию мировой юстиции того времени вводится институт стипендиариев (stipendiary magistrates) – полностью оплачиваемых магистратов, – сначала они вводятся в Лондоне, а в начале XIX века – в других крупных английских городах (например, в Манчестере – в 1813 году).

Впоследствии Актом о столичных полицейских судах (1834) предусматривалось, что должности платных магистратов могли занимать исключительно лица, имеющие квалификацию барристеров.

В 1906г. отменяется имущественный ценз, который несколько столетий составлял характерную черту института мировых судей; через 13 лет доступ к должности судей-магистратов получили женщины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *