информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в

Информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в

Можно видеть, что процесс декодирования речевого сообщения также распадается на две большие фазы, первая из которых связана с процессами, обеспечивающими расшифровку воспринимаемых языковых кодов, а вторая — с процессами расшифровки того глубинного смысла, который таится за воспринимаемым сообщением.

Мы остановимся на каждом из этих этапов и рассмотрим мозговые механизмы каждого из них.

Нарушение понимания фонематического и лексического строя речи

Декодирование воспринимаемого речевого сообщения (устного или письменного) начинается с этапа расшифровки воспринимаемой системы звуков, использующих определенный фонематический строй языка, в который воплощено воспринимаемое сообщение.

Как уже говорилось, фонематический код языка состоит из системы ряда фонематических противопоставлений, в каждом из которых выделяется значимый фонематический признак, изменение которого меняет смысл воспринимаемого слова. В процессе декодирования фонематического состава языка решающую роль играют системы височной области левого полушария, которые являются центральным «корковым ядром» слухоречевого анализатора. Поражение слухоречевых отделов коры (задней трети первой височной извилины левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Больные с такими поражениями продолжают хорошо различать различные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя и т. п.), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов.

В силу этого возникают смешения близких, а иногда и далеко отстоящих фонем, невозможность выделить существенные признаки речевых звуков, а вместе с этим и невозможность сохранить четкую фонематическую структуру воспринимаемой речи, что и составляет признак «сенсорной афазии».

Центральным для этой формы афазии является феномен, многократно описанный под названием «отчуждение смысла слов».

Нечетко воспринимая звуки речи, такие больные смешивают слова, близкие по звучанию. Так, воспринимая слово «голос», они не могут решить, обозначает оно «голос», или «колос», или «холост», или «холст», и именно это многообразие альтернатив, всплывающих с равной вероятностью, и составляет сущность феномена «отчуждения смысла слов».

Источник

Информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в

а) Концепция доминантного полушария. Функции главной интерпретирующей области Вернике и угловой извилины, а также функции областей, регулирующих двигательную активность и речь, обычно значительно более развиты в одном полушарии большого мозга, чем в другом. Это полушарие называют доминирующим полушарием. Примерно у 95% людей доминирующим является левое полушарие.

Уже при рождении более чем у половины новорожденных область коры, которая в итоге станет областью Вернике, в левом полушарии примерно на 50% больше, чем в правом. Следовательно, легко понять, почему левая сторона мозга может стать преобладающей над правой стороной. Однако если по какой-либо причине область слева поражается или удаляется в очень раннем детстве, противоположная сторона мозга обычно развивает характеристики доминирующего полушария.

Теория, объясняющая способность одного полушария доминировать над другим полушарием, заключается в следующем.

информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. картинка информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в фото. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в видео. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в смотреть картинку онлайн. смотреть картинку информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в.Локализация главных ассоциативных областей мозга, а также первичных и вторичных сенсорных областей

Внимание «разума», вероятно, в каждый момент времени направляется к одной главной мысли. Поскольку левая задняя височная доля при рождении обычно немного больше, чем правая, вероятно, левая сторона в норме начинает использоваться в большей степени, чем правая. Впоследствии из-за тенденции направлять внимание к лучше развитой области скорость обучения в полушарии мозга, которое выигрывает первый старт, быстро увеличивается, тогда как на противоположной, менее используемой, стороне доля обучения остается незначительной. Следовательно, левая сторона в норме становится доминирующей над правой.

Примерно у 95% людей доминантными становятся левая височная доля и угловая извилина, а у остальных 5% — либо обе стороны развиваются одновременно, обеспечивая парную функцию, либо правая сторона становится сильно развитой, с выраженным доминированием.

Премоторная речевая область (область Брока), локализованная латерально в промежуточной части лобной доли, также почти всегда доминирует с левой стороны мозга. Эта речевая зона ответственна за образование слов путем синхронного возбуждения гортанных, дыхательных и ротовых мышц.

Двигательные области, контролирующие мышцы кистей, также доминируют в левой стороне мозга у 9 из 10 людей, что способствует праворукости у большинства людей.

Хотя интерпретирующие области височной доли и угловой извилины, а также многие двигательные области обычно высокоразвиты только в одном полушарии, сенсорную информацию они получают от обоих полушарий и способны также контролировать двигательную активность обоих полушарий. Для этой цели они используют главным образом волоконные пути мозолистого тела, связывающие оба полушария. Эта единая, двусторонняя организация предупреждает интерференцию («конфликты») между двумя сторонами мозга; такая интерференция могла бы создать хаос и в психических процессах, и в моторных реакциях.

Роль языка в функции области Вернике и в интеллектуальных функциях

Основная часть наших сенсорных впечатлений преобразуется в их языковый эквивалент, прежде чем сохранится механизмами памяти или подвергнется обработке для других интеллектуальных целей. Например, читая книгу, мы не сохраняем зрительные образы слов, но вместо этого сохраняем сами слова или передаваемый ими смысл, часто в языковой форме.

Сенсорной областью доминирующего полушария для интерпретации языка является область Вернике, тесно связанная и с первичной, и с вторичной слуховыми областями височной доли. Это обусловлено тем, что первые встречи с языком осуществляются через слух. Позже, когда развивается зрительное восприятие языка посредством чтения, считываемая зрительная информация, по-видимому, передается через угловую извилину, зрительную ассоциативную область, в уже развитую зону интерпретации языка — область Вернике доминирующей височной доли.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в

Способность говорить, речь — способ общения посредством вербального кодирования. Речь характерна только для человека и является наиболее совершенным средством общения, возникшим в процессе эволюции живых существ. В то время как у животных коммуникационные системы удовлетворяют насущные биологические потребности (контакт рождения с ребенком, поиск сексуального партнера, групповая охота), у людей речь служит для формулирования и передачи мыслей, которые часто являются абстрактными.

Речь позволяет выразить установленные причинно-следственные связи между явлениями в мире и сделать обобщения. Сделанные выводы передаются из поколения в поколение посредством письменной речи, которая лежит в основе человеческого прогресса, культуры и знаний. Речь отличается от других форм общения своей творческой природой — чтобы выразить новую идею, слова должны быть определенным образом объединены. Следовательно, речь является наиболее сложной формой человеческого поведения, которая требует сочетания восприятий, регуляции движений и мыслительных процессов.

Приобретение и развитие речи у людей — длительный процесс, требующий обучения. Маленькие дети сначала начинают понимать речь. На втором году обучения они начинают произносить отдельные слова или слоги, а на третьем году они могут эффективно формировать совершенно новые выражения и вести содержательные беседы с детьми и взрослыми. В раннем школьном возрасте дети учатся читать и писать, с помощью чего они также учат письменную речь. В начале речь носит характер подражания, а слова ассоциируются с конкретным объектом или ощущением. С приобретением и развитием речи слова становятся более абстрактными по своей природе, поскольку они начинают обобщать характеристики многих похожих объектов.

Участие полушария (доминантное и недоминантное) в речевой функции

Основные корковые зоны, отвечающие за речевую функцию, находятся только в одном из полушарий, которое обозначено как доминирующее полушарие. Левое полушарие доминирует у 98% правшей и 60-70% левшей, в то время как правое полушарие доминирует только у 15% левшей. У некоторых людей нет выраженной латерализации речевой функции.

Области, связанные с речью в доминирующем полушарии, расположены вокруг борозды Сильвы (sulcus lateralis). Это:

С помощью многих тестов для изучения речи было установлено, что, помимо этих зон, активируются другие ассоциативные зоны в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Афазия (серьезное нарушение речи) развивается, когда повреждены основные области, связанные с речью.

Речевая функция доминантного полушария

Наиболее распространенной моделью, объясняющей речевую функцию, является модель Вернике-Гешвинда. По его концепции, при прослушивании слов активируются первичная и вторичная слуховые зоны в височной доле (поля Бродмана 41 и 42). После этого деятельность переносится в область Вернике (поле 22). Здесь хранится информация о фонетическом коде слов и их значении. Это делает возможным распознавание слова и лежит в основе человеческой речи. Чтобы повторить услышанное слово, информация направляется в область Вернике (область Брока), которая расположена непосредственно перед основной моторной корой, рядом с областями, которые контролируют мышцы, участвующие в фонообразовании и артикуляции. В области Брока присутствуют сложные моторные программы для управления произношением слов. Эта зона отвечает за выражение речи. Из области Брока информация отправляется в первичную моторную область, которая контролирует мышцы, выполняющие артикуляцию.

Когда вы видите написанное слово, активируются разные зоны. Сначала запускаются первичная и вторичная зрительные области, поля Бродмана 17, 18, 19, расположенные в затылочной части. Затем включается ассоциативная зона в нижней части теменной доли. Это необходимо для распознавания письменного слова или, другими словами, для понимания письменной речи (чтения). Затем информация передается в зону Вернике, где визуальное представление слова превращается в фонетическое. Из области Вернике механизм восприятия такой же, как и у услышанного слова.

Следовательно, речь понимается по вовлечению теменной-оксипитальной ассоциативной зоны в доминирующее полушарие, а выражение речи осуществляется прифронтовой ассоциативной зоной. Представленная модель для речевых функций довольно проста. Сегодня утверждается, что речевая функция выполняется с участием сложной нейронной сети, включающей большое количество областей в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Эта нейронная сеть также включает в себя некоторые подкорковые структуры.

Недоминантное полушарие также имеет некоторые функции. Оно может обрабатывать простой лингвистический материал и участвовать в примитивном понимании речи. Его основная функция связана с эмоциональными аспектами речи, с пониманием юмора и иронии. Недоминантное полушарие не имеет отношения к выражению речи. Когда область в нем симметрична области Брока в доминирующем полушарии, она характеризуется нарушенной интонацией речи. Если затрагивается симметричная зона области Вернике, пациенты теряют способность понимать эмоциональный тон речи, юмор, иронию. Они теряют способность следовать «нити» повествования.

Нарушение речи

Нарушение речи и / или выражения речи, которое не является результатом сенсорных (глухота, слепота) или моторных (паралич) нарушений, называется афазией. Афазия происходит из-за повреждения определенных областей мозга, ответственных за различные аспекты речевой функции. В зависимости от речевого дефицита, существует несколько типов афазии. Некоторые из них:

Речь является основным средством общения. Ее понимание и выражение обусловлены сложной нейронной сетью, посредством которой осуществляется связь между людьми.

Источник

Информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в

Wernicke указал на значение чувствительных путей, главным образом зрительных; он считал, что передняя часть мозга ведует артикуляционными, задняя же — воспринимает нервные импульсы, поступающие от чувствительных рецепторов. Wernicke предполагал, что клетки мозга не дифференцируются на двигательные и чувствительные, что вопрос об их функции решается их связями. Заслугой Wernicke является то, что он ввел разграничение между понятиями „слух» и „слышимость речи».

Центр слышимости речи, по мнению этого автора, находится в верхней височной извилине. Разрушение этого центра приводит к потере способности понимать речь. Такого рода расстройство сопровождается появлением трудностей при чтении и письме. Wernicke первый составил графическую схему полей коры мозга, имеющих связь с механизмом речи: 1) сенсорный центр — в верхней височной извилине, 2) моторный центр речи Вrоса — в нижней лобной извилине, 3) центр письма — в средней лобной извилине.
Автор выделил также так называемую афазию проводимости (разрушение путей, связывающих сенсорный центр речи с моторным), которая характеризуется отсутствием возможности повторять сказанное.

Kussmaul был основоположником направления, которое в настоящее время имеет большое количество сторонников, заключающегося в объяснении нарушений речи невозможностью связывать звуковые произносимые символы (слова) с графическими символами и с их обозначением. Этот автор ввел термин „асимволия». Kussmaul считал, что нельзя говорит о локализации центра речи в той или иной извилине.

информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. картинка информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в фото. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в видео. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в смотреть картинку онлайн. смотреть картинку информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в.

Hughlings Jackson считал, что речь является психической функцией, и не соглашался с классификацией, основанной с одной стороны на анатомических и физиологических явлениях, а с другой — на психологических. Этот автор разработал несколько основных положений, которые имеют значение прежде всего для восстановления речи и подробное знакомство с которыми является необходимым для фониатров. Мы лишь вкратце опишем их. Итак, согласно Jackson:
1) оба полушария мозга принимают участие в образовании речи, при этом левое полушарие является доминирующим, т.к. его повреждение сопровождается потерей речи;
2) в процессе словесного мышления участвуют также оба полушария, поэтому при повреждении левого полушария больной может понимать, что ему говорят, и эту способность обеспечивает неповрежденное правое полушарие;
3) у левшей повреждение правого полушария вызывает левосторонний паралич и афазию. Эти по ложения были опубликованы Jackson в 1868 году.

Вопросам, объясняющим причины, которые влияют на то, что человек становится правшой или левшой, посвящены обширные разделы в дисциплинах, целью которых является исследование, лечение и восстановление речи при ее нарушениях центрального происхождения. Моменты, которые обуславливают то, что правое полушарие мозга становится доминирующим по отношению к процессам речеобразования, до настоящего времени не выяснены. Одно является безусловно ясным, что такого рода явление связано не только с преобладающей функцией левой руки.

То, что человек становится правшой, обуславливается рядом факторов: наследственностью, психическими моментами и, по всей вероятности, многими другими, до настоящего времени не выясненными причинами. Согласно Penfield речь человека и преобладающая функция правой руки развивались параллельно в филогенезе. Этот же автор считает, что функция мозга и преобладание в функциональном отношении правой руки над левой или наоборот при физиологическом состоянии не зависят друг от друга и лишь при патологических состояниях эта зависимость становится явной

Наш опыт свидетельствует о том, что в случаях нарушений речи двигательные упражнения для правой и левой половины тела, например, письмо правой и левой рукой дают лучшие результаты, чем упражнения лишь для пораженной стороны.

Источник

Доминантное полушарие в формировании речи. Корковые зоны речи

Более выраженная асимметрия всех изучаемых показателей у правшей обусловлена большим абсолютным значением «индекса асимметрии мощности» полушарий головного мозга, чем у левшей, что в свою очередь связано с особенностями организации пространственно-временного континуума правшей. Известно, что адаптивные способности организма находятся в прямо пропорциональной зависимости от выраженности асимметрии, вероятно, это обусловливает превалирование в популяции правшей (80 – 89%) над левшами (10 – 20%).

Таким образом, в идентичных условиях у правшей и левшей будут формироваться различные функциональные системы. Высокий уровень активности антиноцицептивной системы, выраженность асимметрии, более богатая корреляционная картина и тесная связь изучаемых показателей у правшей позволяют предположить, что адаптивные способности у правшей выше, чем у левшей.

Доминантность полушария и психические функции

Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами. о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи.

Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания (М. С. Лебединский, 1941). Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен.

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. нарушение способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз меньше, чем в странах Запада.

Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием.

По данным последних исследований, оказалось, что существует асимметрия гипоталамуса – подкоркового образования. Исследователями установлено, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правая часть гипоталамуса, а положительных эмоций – левая часть гипоталамуса.

Существует асимметрия продолговатого мозга, проявляющаяся в деятельности сосудодвигательного центра. Депрессорный центр, располагающийся в левой части продолговатого мозга, вызываете понижения диастолического давления на контралатеральной стороне осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно).

информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. картинка информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в фото. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в видео. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в смотреть картинку онлайн. смотреть картинку информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в.

Правое полушарие придает речи эмоциональную окраску: при его поражении речь становится монотонной (В. Т. Бахур, 1956).

Все сказанное относится к взрослым. У детей признается двустороннее представительство речи, что доказывается двумя положениями: более частыми афазиями у детей при поражении правого полушария и более легким и быстрым восстановлением речи при поражении левого полушария.

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формируется в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынужден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что «центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и навсегда заданным «центром Брока», но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым местом, в том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено». По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у 70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой половины — обоими полушариями.

Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предполагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки информации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие использует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуитивное, дедуктивное, образное мышление.

Конечно, речь не идет о том, что при этих типах обработки информации и мышления работает исключительно одно полушарие. Имеется межполушарная интеграция. Но различия между людьми с различными типами мышления определяются большей включенностью левого (при аналитическом типе) или правого (при синтетическом типе) полушария.

Правда, полностью этот вывод относится только к взрослым. У подростков картина несколько иная. У них. вместо характерной для взрослых левополушарной доминантности по речи, чаще наблюдается правополушарная доминантность и симметричность в распределении слухоречевых функций (М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988). Авторы объясняют это опережающим развитием правого полушария, функции которого больше обусловлены генетически. Так, объем воспроизведения слов с левого уха достигает взрослого уровня уже к 10-11-летнему возрасту, в то время как объем воспроизведения с правого уха нарастает в процессе онтогенеза, достигая взрослого уровня только к 18 годам (В. И. Голод, 1984; Э. Г. Симерницкая, 1985).

Существуют определенные зоны мозга, обрабатывающие речевую информацию.

Систематические исследования нарушений речи при патологических поражениях мозга ведут свое начала с первой половины 19 века. В 1836 году немецкий невролог Дакс опубликовал свое сообщение о том, что больные с правосторонним инсультом (локальным кровоизлиянием в ткань мозга), как правило, не страдают расстройством речи, в то время как левосторонний инсульт, сопровождающийся параличом правой половины тела, приводит к нарушениям речи достаточно часто. Именно с Дакса ведет начало концепция доминирования (по речи) именно левого полушария мозга.

Нужно отметить, что существует функциональное различие правого и левого полушарий мозга: они по-разному обрабатывают лингвистическую и нелингвистическую информацию, и приоритет в обработке речевой стимуляции принадлежит левому полушарию. В левом полушарии имеются четко отграниченные зоны, «специализирующиеся» на различных связанных с языком формах активности. На рис. 4 представлены две основные кортикальные зоны, связанные с обработкой лингвистической стимуляции.

информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. картинка информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в фото. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в видео. информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в смотреть картинку онлайн. смотреть картинку информация о фонетическом коде языка у правшей хранится в.

Центр Брока, располагающийся в нижней части лобной доли, назван по имени французского хирурга и анатома Поля Брока, который в 1861 г. обнаружил, что именно этот участок левого полушария играет основную роль в воспроизведении речи. Поражение этого центра вызывает явление моторной афазии, при которой больной сохраняет способность воспринимать и понимать чужую речь, но его собственная речь становится крайне неразборчивой, бессвязной, резко изменяет фонематический строй, фонемы могут меняться местами, перепрыгивать с места на место и т.д.

Участок левого полушария, «ответственный» за понимание речи, называется центром Вернике (по имени немецкого психиатра и невролога Карла Вернике). Немецкий психиатр Вернике в 1874 году сообщил об открытии еще одного речевого центра – на это раз в области первой височной извилины (также левого полушария). В отличие от поражения центра Брока повреждение этой области сопровождается сенсорной афазией: больной способен достаточно внятно и грамотно конструировать собственную речь, в то время как обращенная к нему речь воспринимается с большим трудом.

Наибольший интерес для нас (с точки зрения специфики обсуждаемого вопроса) представляет то обстоятельство, что ни при одной из этих форм афазии у пациентов не наблюдается нарушение других аудиальных функций, таких, например, как локализация источника звука, и не снижается острота слуха. Зная о том, насколько экономна нервная система, вполне можно предположить, что уж коль скоро в процессе эволюции в мозге образовались специальные центры — речедвигательный и воспринимающий речь, следовательно, в образующих речь элементах должна присутствовать некая специфическая, биологически релевантная форма стимуляции. По крайней мере то, что специфическим функциям речи соответствуют определенные центры левого полушария головного мозга, согласуется с представлениями о существовании системы, играющей роль «процессора» речи.

В 20 столетии клиницистами были открыты дополнительные речевые центры, которые локализованы в разных отделах коры головного мозга. поражение этих центров вызывали расстройства как устной, так и письменной речи. Большая заслуга в открытии этих центров принадлежит немецким неврологам и психиатрам и в особенности основателю отечественной нейропсихологии Александру Романовичу Лурии.

Центры восприятия и понимания речи расположены в коре головного мозга не хаотично, а вполне упорядоченно, формируя единую целостную систему. Интересно отметить, что многие речевые центры обладают модальной специфичностью. Так, при поражении вторичных и третичных зон зрительной коры встречаются случаи забывания названий предметов, предъявляемых визуально. При поражении соматосенсорной коры наблюдается такое же неузнавание объектов, предъявляемых тактильно.

Патология теменной коры делает невозможным формирование целостного, связного высказывания, особенно если в нем фигурируют пространственные или логические отношения, например: «На ветке дерева гнездо птицы» или «Валя темнее Светы, но светлее Оли. Кто из них самый темный?» и т.д.

Поражение височно-теменно-затылочной области затрудняют манипулирование обобщенными абстрактными понятиями. Так, достаточно простые тесты на обобщение или на исключение лишнего вызывают у больных большие затруднения.

Даже поражение моторной и премоторной областей коры, которые, казалось бы, к речи не имеют прямого отношения, вызывают специфические расстройства – больной начинает забывать глаголы. Так, даже достаточно простую фразу «Собака укусила мальчика. Мальчик ударил собаку» больной не может правильно воспроизвести и лишь беспомощно повторяет: «Собака …мальчик…мальчик …собака».

Лобная область коры, по-видимому, играет роль высшего регулятора и организатора речевой деятельности. Так, поражение лобной области делают речевые высказывания лишенными логической связи. Такие больные склоны к резонерству, часто соскальзывают на побочные ассоциации, не могут выделить наиболее существенные признаки. Кстати, такая же картина наблюдается при некоторых формах шизофрении, сопровождающихся дегенерацией нервных клеток в лобных отделах мозга.

Что же касается исключительной роли левого полушария в речевой деятельности, то этот вопрос также подвергается определенному пересмотру. Приведем лишь один пример. При поражении височной области левого полушария – вблизи центра Вернике – возникают симптомы сенсорной афазии – непонимания речи. При поражении аналогичной зоны правого полушария больной не может связно и развернуто описать слуховой образ. Так, если он прослушивает магнитофонную запись с шумом дождя, гудками автомобилей, журчанием ручья и т.д., то он сможет с уверенностью сказать, что эти звуки разные, но идентифицировать их больной не способен.

Показано, что правое полушарие мозга ответственно за интонацию и эмоциональную выразительность речи. Речь больных с правополушарными повреждениями становится монотонной, лишенной выразительности, бесцветной, что убедительно показывает роль правого полушария в речеобразовании и воспроизведении речи.

В течении нашего занятия, мы познакомились с тем, что представляет собой речь с точки зрения психоакустики, узнали как происходит восприятие неразборчивой речи, познакомились с несколькими теориями восприятия речи, а также основными видами нарушений восприятия речи. Как вы смогли убедиться, речь является достаточно сложным предметом для изучения и в настоящий момент мы лишь коснулись некоторых аспектов, которые большей частью связаны с физиологическими механизмами речеобразования и восприятия.

Вторая сигнальная система

Восприятие и анализ сигналов, поступающих от рецепторов сенсорных органов и вызывающее определённую ответную реакцию организма, является общим свойством всех представителей царства Animalia. Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов, связанный со словесными сигналами, объединёнными в речь. Он заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. И. П. Павлов, изучая рефлекторные связи, ввёл понятие «сигнальные системы», разделяя их на общую для животных и человека первую сигнальную систему и специфичную только для человека вторую.

Первая сигнальная система – непосредственные ощущения и восприятия – составляет основу ВНД и сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека она отличается большей скоростью распространения и концентрации нервного процесса, его подвижностью, что обеспечивает быстроту переключения и образования условных рефлексов. Было установлено, что животные лучше различают отдельные раздражители, в то время как человек – их комбинации.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Процесс обобщения словом вырабатывается в ходе формирования условных рефлексов при групповой деятельности человека.

Таким образом, рассматривая эволюцию второй сигнальной системы, можно выстроить следующую логическую цепочку: предметы и явления объективного мира – их восприятие сенсорными системами – соответствующая реакция организма – стремление преобразовать окружающую действительность для удовлетворения потребностей – объединение усилий нескольких членов группы для получения более эффективного результата – необходимость общаться для скоординированности действий – возникновение слов – объединение их в речь – образование языка как системы обобщённого отражения действительности, понятной всем членам данной группы людей.

Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, и социальными факторами.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему. Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально (с грудного возраста) «…условные рефлексы осуществляются на уровне первой сигнальной системы. т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями». Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных ассоциативно-временных связей. Слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями, и в результате оно становится одним из компонентов комплекса: «Превращение слова … в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни».

Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире».

Объединённые в особые знаковые системы – языки – слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.

Язык реализуется и осуществляется в речи – процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи.

Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *