единая сетевая разметка коды железных дорог станций
Единая сетевая разметка
Еди́ная сетева́я разме́тка (ЕСР) — система цифрового обозначения железнодорожных станций на территории стран СНГ и Балтии.
Код ЕСР также является частью кода железнодорожной станции в АСУЖТ.
Содержание
Структура
Код построен по принципу:
NN — номер сетевого района, YY — порядковый номер станции в данном сетевом районе, K — контрольная цифра.
Порядковый номер станции. За каждым участком дороги, входящим в район, закрепляется ряд номеров. Станции на участках нумеруют, как правило, по возрастанию в чётном направлении. Важнейшие станции районов имеют нулевые номера. Например, код ЕСР станции Пенза-3 равен 6300.
Контрольная цифра. Представляет собой число от 0 до 9. Контрольная цифра определяется как остаток от деления на 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кода на порядковый номер каждой цифры. Если остаток равен 10, то для расчёта нумерацию цифр начинают с трёх. Если же и в этом случает остаток будет равен 10, то контрольная цифра принимается равной 0. Например, для кода станции 63567 (Сызрань-1) контрольная цифра рассчитывается следующим образом:
Число 51 делится с остатком на 11: неполное частное — 4, остаток — 7. Контрольная цифра кода равна 7.
История
Код станций АСУЖТ
В кодах станций АСУЖТ основной код ЕСР дополняется пятой и шестой цифрами. Код построен по принципу:
Z — дополнительная цифра.
Пятая цифра предназначена для кодирования станций, закрытых для грузовых операций (пассажирские станции, остановочные пункты, разъезды и т. п.). Станции, открытые для грузовых операций, определяются как базовые, и пятая цифра в их коде равняется нулю.
Нумерация остальных станций ведётся последовательно от 1 до 9, от базовой, как правило, в чётном направлении.
Шестая цифра кода АСУЖТ является контрольной, и рассчитывается аналогично контрольной цифре кода ЕСР. При этом, для грузовых станций контрольные цифры обоих кодов будут совпадать.
Справочник станций
Код ЕСР | Краткое наименование | Полное наименование | Регион | ЖД |
---|---|---|---|---|
1000 | ПЕТРОЗАВОДСК | ПЕТРОЗАВОДСК | Республика Карелия | Октябрьская |
1030 | ТОМИЦЫ | ТОМИЦЫ | Республика Карелия | Октябрьская |
1040 | ШУЙСКАЯ | ШУЙСКАЯ | Республика Карелия | Октябрьская |
1050 | СУНА | СУНА | Республика Карелия | Октябрьская |
1060 | ЗАДЕЛЬЕ | ЗАДЕЛЬЕ | Республика Карелия | Октябрьская |
1070 | КОНДОПОГА | КОНДОПОГА | Республика Карелия | Октябрьская |
1080 | КЕДРОЗЕРО | КЕДРОЗЕРО | Республика Карелия | Октябрьская |
1150 | НОВЫЙ ПОСЕЛОК | НОВЫЙ ПОСЕЛОК | Республика Карелия | Октябрьская |
1090 | НИГОЗЕРО | НИГОЗЕРО | Республика Карелия | Октябрьская |
1100 | КЯППЕСЕЛЬГА | КЯППЕСЕЛЬГА | Республика Карелия | Октябрьская |
1110 | ПЕРГУБА | ПЕРГУБА | Республика Карелия | Октябрьская |
1130 | МЕДВЕЖ ГОРА | МЕДВЕЖЬЯ ГОРА | Республика Карелия | Октябрьская |
1140 | ВИЧКА | ВИЧКА | Республика Карелия | Октябрьская |
1180 | СЕГЕЖА | СЕГЕЖА | Республика Карелия | Октябрьская |
1190 | НАДВОИЦЫ | НАДВОИЦЫ | Республика Карелия | Октябрьская |
1200 | КОЧКОМА | КОЧКОМА | Республика Карелия | Октябрьская |
1210 | ИДЕЛЬ | ИДЕЛЬ | Республика Карелия | Октябрьская |
1220 | ЛЕТНИЙ | ЛЕТНИЙ | Республика Карелия | Октябрьская |
1230 | СОСНОВЕЦ | СОСНОВЕЦ | Республика Карелия | Октябрьская |
1270 | СУМСКИЙ ПОСАД | СУМСКИЙ ПОСАД | Республика Карелия | Октябрьская |
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
для вопросов, связанных с грузовыми перевозками
сообщить об ошибке
Железные дороги в вашем телефоне
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.
Единая сетевая разметка коды железных дорог станций
Еди́ная сетева́я разме́тка (ЕСР) — система цифрового обозначения железнодорожных станций, разработанная для железных дорог Союза Советских Социалистических Республик и используемая сейчас на территории стран СНГ и Балтии.
Коды ЕСР присваиваются всем раздельным пунктам, кроме проходных светофоров автоблокировки (станциям, блок-постам, разъездам, остановочным пунктам).
ЕСР представляет собой базовый справочник, используемый при оформлении грузовых документов на перевозки по железным дорогам, натурных листов на поезда, при составлении расписания движения поездов, фиксации операций с поездами и вагонами, выполняемыми на инфраструктуре железных дорог общего пользования.
Структура
Полный код ЕСР состоит из 6 цифр (например, код станции Сочи 532909, Москва-Пассажирская-Казанская 194013). Он представляет собой структуру, состоящую из четырех элементов:
NN — номер сетевого района, YY — порядковый номер станции в данном сетевом районе, Z — признак грузовых операций / порядковый номер, K — контрольная цифра.
Порядковый номер станции. За каждым участком дороги, входящим в район, закрепляется ряд номеров. Станции на участках нумеруют, как правило, по возрастанию в чётном направлении. Вне зависимости от принадлежности к участку присваивается код самой крупной (важнейшей) станции сетевого района. Он образуется добавлением к номеру района цифр 00. Например, код ЕСР станции Пенза III равен 6300.
Если станция является пограничной или на ней выполняется перевалка на водный транспорт, то для выделения вагонов назначением за границу или на перевалку выделяются дополнительные номера. Набор дополнительных номеров определяется количеством обслуживаемых направлений. Например, у станции Чоп кроме основного кода 380101 есть еще 5 кодов для разметки экспорта в разные страны.
Признак грузовых операций. В пятой позиции у станций, открытых для грузовых операций, всегда стоит 0. Если станция закрывается для грузовых операций, ей обязательно меняется код ЕСР и присваивается другой, в котором в пятой позиции будет стоять цифра, отличная от 0. Эти цифры используются по порядку аналогично порядковому номеру станции в районе. Но со временем порядок может быть нарушен. Основные причины: появление нового раздельного пункта между двумя другими, у которых номера шли последовательно; закрытие станции для грузовых операций.
Контрольная цифра. Это число от 0 до 9. Контрольная цифра определяется как остаток от деления на 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кода на порядковый номер каждой цифры. Если остаток равен 10, то для расчёта нумерацию цифр начинают с трёх (т.е. вместо 1-2-3-4-5 берут 3-4-5-6-7). Если и в этом случае остаток от деления на 11 равен 10, то контрольная цифра принимается равной 0. Например, для кода станции 635607 (Сызрань I) контрольная цифра рассчитывается следующим образом (умножение пятого знака пропущено, так как там стоит 0):
Число 51 делится с остатком на 11: неполное частное — 4, остаток — 7. Контрольная цифра кода равна 7.
Вариант расчета контрольной цифры для раздельного пункта без грузовых операций показан на примере остановочного пункта Матренино (197511):
Число 65 делится с остатком на 11: неполное частное — 5, остаток — 10. Требуется пересчет со сдвигом коэффициентов.
Число 111 делится с остатком на 11: неполное частное — 10, остаток — 1. Контрольная цифра кода равна 1.
Использование кодов
Коды ЕСР используются с разными сочетаниями атрибутов.
Полный вариант NNYYZK используется в автоматизированных системах, включается в перечень идентификаторов при запросе и обработке информации, передаваемой между разными системами. Он также используется в интерфейсе для ручного ввода сообщений об операциях с вагонами и поездами. В этом случае принимающая программа всегда выполняет проверку контрольной цифры.
Работа на станциях, открытых для грузовых операций, часто выполняется с использованием 5-тизначного варианта NNYYK. У всех таких станций 5-й знак равен 0, что позволяет игнорировать его при передаче и получении информации. Зато контрольная цифра во входных сообщениях обязательна.
Выходные документы могут содержать информацию в формате NNYYZ, а для грузовых станций в 4-значном формате NNYY. Поскольку программная обработка таких документов не делается, контрольная цифра в них не нужна. Те же требования предъявляются к справочникам и нормативным документам, в которых коды записываются диапазонами, например, встречаются фразы: «вагоны назначением на участок Уяр исключительно – Тайшет исключительно (8930–8941)».
История
Единая сетевая разметка была введена Приказом Министра путей сообщения СССР. № 28Ц. г.Москва. 10 июля 1963 г. О введении на железных дорогах единой сетевой разметки грузовых документов.
Первая версия ЕСР содержала только станции, открытые для грузовых операций, и коды в них имели 4 знака (NNYY). Этого было достаточно для того, чтобы добавить в план формирования столбец с кодовыми таблицами, содержащим конструкции типа «2135-2148, 2154, 2157, 2159». В каждом грузовом документе был код ЕСР станции назначения вагона, и теперь можно было определить, в какой поезд его включать, без сверки с картой.
Внедрение на железнодорожном транспорте автоматизированных систем управления (АСУ) потребовало применения специализированных средств защиты от ошибок, а именно контрольного знака (К).
В ходе дальнейшего развития выяснилось, что принципы, заложенные в ЕСР, могут быть использованы не только для решения задач плана формирования. Потребовались коды для раздельных пунктов, используемых в учете тонно-километровой работы на участках железной дороги. Это означало необходимость присвоения кодов всем узловым пунктам, где не было грузовой работы. Потребовались коды для мест остановки поездов для обгона или скрещения, затем для остановочных пунктов в пригородном движении. Для их подключения пришлось добавить в систему ЕСР пятый содержательный знак (G), а контрольный знак переместился на шестую позицию.
Обновление книг тарифного руководства производилось один раз в 10 лет. В период между изданиями книг регулярно выходили Сборники правил перевозок и тарифов, в которых публиковались все изменения перечня станций, кодов ЕСР и набора выполняемых операций. Эти изменения переносились вручную в книги, и тем самым поддерживалась их актуальность.
В последний раз в бумажном варианте Тарифное руководство №4 вышло в 2001 году.
Теперь основной экземпляр издается в электронном виде. Это позволяет в любой момент получить актуальное состояние кодов ЕСР, не тратя времени на выверку изменений в книге.
ЕДИНАЯ СЕТЕВАЯ РАЗМЕТКА СТАНЦИЙ
Для эффективного использования и обработки данных в автоматизированных системах управления (АСУ) информацию представляют в кодированном виде. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированная система документации, различные базы данных, методы их организации, хранения и контроля представляют собой информационное обеспечение АСУ.
Основными объектами кодирования на железнодорожном транспорте являются:
железных дорогах для организации документооборота по грузовой и коммерческой работе с помощью АСУ, когда стали широко использовать ЭВМ. ЕСР позволяет идентифицировать станции отправления и назначения в перевозочных и нормативно-технологических документах.
Система кодирования (единая сетевая разметка) станций, разъездов, постов, путевых постов, блокпостов, обгонных пунктов предусматривает их обозначение соответствующим номером (кодом), состоящим из пяти цифровых знаков и дополнительного шестого защитного (цифры от 0 до 9), который специально рассчитан для каждого кода единой сетевой разметки.
Система единой сетевой разметки с кодовой защитой построена по следующему принципу:
Кодом железной дороги является номер первого из входящих в ее состав сетевых районов. Например, Октябрьская железная дорога включает районы с 01 по 07, код дороги 07, а Московская железная дорога включает районы с 17 по 23, код дороги — 17.
Всем станциям, открытым для выполнения грузовых операций, а также производящим расформирование и формирование поездов, перевалку грузов с железнодорожного на речной или морской транспорт и обратно, и пограничным станциям, входящим в сетевой район, присваивается пятый десятичный знак 0, всем остальным пунктам — в порядке возрастания кодов — цифры от 1 до 8.
Шестой знак основного кода станции — контрольный. В качестве защиты достоверности номера станции (кодовой защиты) принят метод контрольных знаков с модулем 11. Это означает, что цифры ЕСР в зависимости от их расположения в коде умножаются соответственно на 1, 2, 3, 4. Например, в коде 2202 первая цифра 2 умножается на 1 (равно 2), вторая цифра 2 умножается на 2 (равно 4), третья цифра 0 умножается на 3 (равно 0), четвертая цифра 2 умножается на 4 (равно 8). Цифры полученного числа 2408 складываются: 2 + 4 + 0 + 8= 14и делятся на 11: 14 : 11 = 1 (3). Остаток от деления 3 и есть контрольный знак. Код ЕСР рассмотренной станции с защитным знаком — 22023.
Раздельные пункты, определяющие дальнейшее следование груза (экспорт, перевалка и т.д.), кроме основного кода единой сетевой разметки имеют несколько дополнительных кодов. Например, для вагонов, следующих на станцию Ванино с грузом на перевалку, проставляется код 967704, с грузом на экспорт — 967808.
Ряд районов по существующему делению включает станции двух дорог. В этих случаях емкость номеров станций делится пополам между смежными дорогами. Районная станция выделяется в первой половине района. Например, Северо-Кавказской дороге принадлежат три полных района — 51, 52, 53-й и один общий с Азербайджанской дорогой — 54-й район. Районная станция Грозный Северо- Кавказской дороги имеет код 54000.
В каждом районе предусмотрены резервы номеров для обозначения станций, которые могут быть открыты в перспективе.
На каждом перегоне выделяется своя последовательность номеров, пятые цифры которых с 1 до 8 (цифра 9 резервная). Дополнительно один-два номера резервируются на участок в целом, что позволяет, например, при открытии на участке одной-двух новых станций и нарушении последовательности номеров внутри участка сохранить выделенную группу номеров внутри участка без нарушения нумерации станций по участкам района. При намечающемся строительстве новых линий в том или ином районе резервируются номера в целом для района.
Четырехзначное обозначение ЕСР используется для ручной обработки массовых документов и сообщений, пятизначное (с контрольной цифрой) — для использования в АСУ. На железных дорогах СНГ, стран Балтии и Грузии в учетных документах, например в натурных листах поездов, в графе «станция назначения вагона» указывают первые четыре знака ГСР станции назначения вагона и контрольный (шестой) знак основного кода. Пятый знак тарифного кода не указывается.
Для проверки и контроля правильности ввода кода станции в ЭВМ используется контрольное число (кодовая защита). Кодовая защита позволяет выявить ошибки: приписывание или потерю цифры, искажение одной из цифр, перестановку двух соседних цифр и др.
Для защиты кода станции используется метод с модулем 11. При расчете контрольного числа цифры кода станции соответственно умножают на 1, 2, 3, 4, 5. Например, для станции с кодом 34562: 3×1 = 3,4×2 = 8, 5×3=15, 6×4 = 24, 2×5 = 10. Полученные произведения складываются: 3 + 8 + 15 + 24 + 10 = 60. Сумма делится на 11: 60 : 11=5 (остаток 5). Остаток от деления (5) и есть контрольное число. Полный (защитный) код станции будет 345625.
Идентификация территориальных объектов. Единая сетевая разметка
Обозначение железнодорожных станций и других территориальных объектов цифровыми кодами предназначено для унификации разметки перевозочных документов. Основным документом для кодирования территориальных объектов является единая сетевая разметка (ЕСР), ориентированная на использование в различных АСУ железнодорожного транспорта.
Согласно ЕСР вся сеть железных дорог СНГ и Балтии разделена на 99 сетевых районов, нумерация которых возрастает с запада на восток. Первый район включает станции Кольского полуострова и Карелии, 99-й – станции острова Сахалин.
Территория железной дороги может включать в себя несколько сетевых районов. За код железной дороги принимается номер первого из входящих в ее состав сетевых районов. Например, Октябрьская ж.д. включает районы с 01 по 07, код дороги 07; а Московская ж.д. – включает районы с 17 по 23, код дороги – 17.
Совпадение границ сетевых районов с границами железных дорог и отделений, целесообразно, но не обязательно. Это исключает необходимость изменения ЕСР при изменении границ дорог и отделений.
Железнодорожным станциям присваивается шестизначный код, в котором первые две цифры означают номер сетевого района, три последующие порядковый номер станции внутри района, шестая цифра – контрольное число. За каждым участком закреплен ряд номеров, которые возрастают, как правило, в четном направлении.
В каждый сетевой район включена одна опорная (районная) станция. Важнейшие станции районов имеют в коде нули на позициях после номера сетевого района. Для станций, открытых для выполнения грузовых операций, последняя пятая цифра кода 0. Для них используется сокращенный код, состоящий из 4 знаков и контрольного числа. Например, станция Орехово-Зуево имеет код 2300.
Контрольное число (кодовая защита) необходимо для проверки и контроля правильности ввода основного кода станции в ЭВМ. Его применение позволяет обнаружить такие ошибки ввода и передачи информации как – приписывание или потеря цифры, искажение одной цифры, перестановка двух соседних цифр, и др.