дресс код школы для учеников по закону
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Требования законодательства о школьной форме
Требования законодательства о школьной форме
В настоящее время в п.1 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено законодательство м субъектов Российской Федерации. Решение о введении требований к одежде должно приниматься всеми участниками образовательного процесса (ст. 26 Закона), учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей». Министерство образования Российской Федерации еще в 2000 году выпустило рекомендательное письмо, где разъясняется порядок прохождения этого процесса (Письмо Министерства образования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся»).
Введение школьной формы в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения, регламентирующем деятельность образовательного учреждения. Руководство школы не должно самостоятельно принимать такое решение. Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. Коллегиальным органом управления, предусмотренным уставом образовательной организации, а также советом обучающихся, советом родителей (законных представителей) несовершеннолетн их обучающихся или иным органом определяется и общий вид одежды обучающихся, ее цвет и фасон. При утверждении образца школьной формы в обязательном порядке учитывается материальное положение многодетных и малообеспеченных семей. Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Установлены требования к одежде обучающихся
Общеобразователь ные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся: 1) повседневная одежда; 2) парадная одежда; 3) спортивная одежда.
Парадная одежда используется в дни проведения праздников и торжественных линеек. Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром. Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром. Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом. Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.
Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.
Даже если обязательное ношение формы закреплено в уставе школы (а значит должно исполнятся всеми учащимися), это не может стать причиной для недопущения ребенка к занятиям. Не пуская ребенка в школу, администрация данного образовательного учреждения нарушает его гарантированное ст.43 Конституции Российской Федерации право на получение образования
Введение школьной формы в образовательных учреждениях необходимо не только с целью устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися, но и для укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
Продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-члено в Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Статья 9. настоящего регламента утверждены требования к маркировке продукции
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции и должна содержать следующую информацию:
3. Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства-член а Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита
Форменное безобразие, или Как защитить свои права, если вы недовольны школьной формой
Начало учебного года – это всегда жаркая пора для родителей школьников. Причем некоторым к наступающему учебному году пришлось не только закупить традиционные канцтовары и учебники, но и обеспечить ребенка школьной формой.
Норма, которая предоставляет школам право ввести школьную форму, появилась в нашем законодательстве в начале июня текущего года (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для этого необходимо, чтобы субъект РФ утвердил типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона. Кстати, образец таких типовых требований (так называемый Модельный акт) был опубликован Минобрнауки России еще в марте (письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»).
Многие регионы просто скопировали положения Модельного акта в свои документы. Правда, некоторые привнесли и свои требования. К примеру, в Саратовской области и Республике Северная Осетия-Алания ученики не смогут прийти в школу с экстравагантными стрижками и прическами, с яркоокрашенными волосами, с видимым пирсингом, вызывающим маникюром и макияжем. Кстати, возникает интересный вопрос, можно ли признать пирсингом сережки в ушах, которые носят и многие учителя.
В некоторых регионах школьницам разрешили красить ногти только бесцветным лаком и пользоваться дезодорантом исключительно с легким и нейтральным запахом. Впрочем, нередко такие требования расцениваются прокуратурой как злоупотребление властями своим правом – к такому выводу, например, пришли прокуроры Омской области в декабре 2013 года. То же касается и требований к прическам. В той же Омской области некоторые школы требовали, чтобы мальчики и юноши своевременно стриглись в классическом стиле. Прокуратура посчитала незаконным и это требование, очевидно, вспомнив, как школьников советской эпохи выгоняли с уроков за отросшую шевелюру. Аналогичные требования к прическе, стрижке, цвету и длине волос, которые установила одна из школ Калининградской области, также были опротестованы прокурорами.
Окончательное слово о введении школьной формы остается за самой школой, для этого она должна принять соответствующий локальный акт.
Однако даже если требования к одежде учеников введены в конкретной школе, у многих родителей все равно остаются вопросы. Кто-то недоволен своей новой обязанностью в целом, другие задаются вопросом о компенсации ее стоимости за счет государства, а некоторые хотели бы одевать ребенка в соответствии с религиозными представлениями своей семьи. Ответы на некоторые вопросы с точки зрения юриста – в нашем материале.
Вопрос 1. Можно ли оспорить решение школы о введении школьной формы?
Школа может требовать от ученика, чтобы «костюмчик сидел», только при наличии соответствующего локального акта. (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). К примеру, оно может называться «Положение об установлении требований к одежде обучающихся» или просто «Положение о школьной форме».
Другое дело, что приниматься этот акт должен с учетом мнения учеников и их родителей (их интересы должны представлять совет обучающихся и совет родителей). Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция тоже. Очевидно, что если родители против введения школьной формы, то им следует документально это закрепить и уведомить об этом администрацию школы.
Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде все же будут установлены, то защищать свои права можно по-разному:
Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (ст. 45 закона об образовании). Конкретный порядок ее созыва должен, опять же, закрепляться в специальном нормативном акте школы. Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.
Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.
К слову, оспаривать решение школьной администрации можно не только в случае, если мнение родителей было проигнорировано – но и тогда, когда локальный акт школы противоречит закону об образовании или региональному закону.
Например, родители учеников из Архангельской области могут смело отказываться от покупки формы своим детям, если решение о ее введении было принято школой позднее, чем за три месяца до начала учебного года – такое условие закреплено в соответствующем законе субъекта. А школьники 5-11 классов Брянской области могут смело носить джинсы весь следующий учебный год, до 1 сентября 2015 года, поскольку соответствующий закон вступит для них в силу только к этому времени.
Вопрос 2. Если ребенок пришел в школу без формы, можно ли отправить его домой переодеваться?
Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок – но и прямого запрета на то, чтобы удалить ребенка с занятий не содержит. Чаще всего, региональные нормативные акты также умалчивают о допустимых действиях школьной администрации. Некоторые регионы обязывают детей носить школьную форму (что, в общем-то не совсем корректно, ведь окончательное слово за школой) – например, Брянская область. Однако и в акте этого региона последствия нарушения требования к одежде не закреплены (постановление Правительства Брянской области от 11 ноября 2013 г. № 634-п).
NOTA BENE
Некоторые школы трактуют правила о школьной форме настолько строго, что запрещают школьницам надевать брюки на занятия. Такие ситуации встречались, в частности, в школах Омской и Нижегородской областей. В отношении маленьких омичек этот запрет выглядел особенно странно, если вспомнить сибирские морозы, заставляющие столбик термометра опускаться ниже 30С.
Во всех случаях областные прокуроры опротестовывали подобные запреты, подчеркивая, что классические женские брюки вполне можно отнести к деловой одежде.
Нам встретились по крайней мере два региона, в которых учителям прямо запрещено выгонять с уроков школьников без формы – это Тамбовская и Ярославская области. В Ярославской области при этом все равно ученик должен быть одет в деловую одежду классического покроя и нейтральных тонов, пусть и не такую, как форма.
Следует помнить, что прокуратура практически всегда становится на сторону школьников. К примеру, права детей, не желающих носить школьную форму, неоднократно защищали прокуроры Курганской и Калининградской областей и других регионов.
Вопрос 3. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?
Нет. Исключить ученика из школы можно только по тем основаниям, которые закреплены в ст. 61 закона об образовании:
Перечень этот является закрытым, и такого основания, как отказ от приобретения школьной формы, там нет.
Вопрос 4. Кто может получить компенсацию на приобретение школьной формы и что нужно для этого сделать?
И Модельный акт, и региональные законы запрещают принимать решение о введении школьной формы без учета мнения малообеспеченных и многодетных семей. Кроме того, субъекты РФ могут компенсировать родителям стоимость приобретенной школьной формы (ч. 3 ст. 38 закона об образовании).
Нередко в регионе существует специальный нормативный акт о порядке выделения субсидий на покупку школьной формы, но выделение субсидии может быть предусмотрена и в общем законе о поддержке многодетных семей или малоимущих граждан.
NOTA BENE
К 1 сентября Минпромторг России презентовал информационный портал www.nashaforma.ru. Посетители сайта могут ознакомиться с образцами школьной формы, узнать состав ткани, которая использовалась при пошиве, а также ориентировочную стоимость каждого образца и магазины, в которых продается конкретный комплект.
Кроме того, можно оставить свой отзыв на тот или иной комплект школьной одежды и прочитать отзывы других покупателей.
«Мы делаем серьезный акцент не только на повышении качества товара, но и на содержательной части. Известно, что именно в детстве формируется нравственность, вкусы, пристрастия«, – отметил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, представляя новый ресурс.
Порядок обращения за получением субсидии разнится от региона к региону. В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в районный отдел администрации, либо в МФЦ, либо непосредственно в школу, написав заявление на имя директора.
Комплект необходимых документов обычно включает в себя:
Кроме того, может потребоваться подтверждение того, что ребенок проживает совместно с заявителем: регистрация по месту проживания или иной документ (например, справка из детской поликлиники). Если в региональном законе закреплено такое требование, но заявитель его не выполнил, в предоставлении компенсации отказывается (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 декабря 2012 г. № 33-17228/2012).
Обратите внимание, что предельные сроки подачи заявления на компенсацию устанавливаться не могут. Попытку поторопить родителей предприняли в некоторых городах Московской области: в Реутове подать документы на получение денег можно было с 1 сентября до 31 октября текущего года, а в Долгопрудном – до 1 декабря текущего учебного года. Вместе с тем, прокуратура в обоих случаях признала такое ограничение незаконным.
Вопрос 5. Законно ли требование купить школьную форму у какого-то конкретного поставщика?
Если исходить из буквального толкования законодательства, то такое требование школьной администрации можно назвать недопустимым. Дело в том, что речь идет об установлении требований к одежде. Иными словами, школа может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин конкретного бренда. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Кстати, некоторые субъекты РФ даже закрепили запрет на такие действия в законе – так, в Республике Татарстан принуждать родителей к покупке формы определенного производителя или поставщика не может как школьная администрация, так и педагоги. Аналогичное правило действует и в Ямало-Ненецком автономном округе, только сформулировано оно еще строже: нельзя не только требовать одеваться у конкретного производителя, но и устанавливать конкретные требования к одежде (модель, артикул, материал), соблюдая которые родители будут вынуждены купить одежду только определенного бренда.
Даже если в субъекте ведется реестр поставщиков школьной формы, заставлять учеников одеваться в форму от конкретного «кутюр» недопустимо. Кстати, власти Брянской области обязали родителей заказывать форму (в том числе на индивидуальный пошив) только у швейных фирм и индивидуальных предпринимателей исключительно из этого реестра – очень спорная, на наш взгляд, обязанность. Несогласные с этим родители могут опираться на то, что закон об образовании и Модельный акт не предусматривают возможности установления подобной требования регионами.
Более того, при желании мамы могут сшить форму своими руками, закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.
Вопрос 6. Могу ли я одевать ребенка в соответствии с религией, исповедуемой нашей семьей?
Модельный акт в этой части довольно категоричен: одежда школьников должна носить исключительно светский характер. Собственно, с этого вопроса и началось возрождение школьной формы.
Напомним, проблема возникла в 2013 году в Ставропольском крае: администрация одной из школ запретила девочкам из мусульманских семей появляться на уроках в хиджабе. Требование о светском характере одежды, на которое ссылалась школа, было закреплено в постановлении правительства края. Родители этих школьниц были вынуждены перевести их в мусульманскую школу медресе либо на экстернат. Параллельно они обжаловали постановление правительства региона в суде, но безрезультатно. Точку в этом споре летом прошлого года поставил ВС РФ (Определение ВС РФ от 10 июля 2013 г. № 19-АПГ13-2).
Суд сделал три основных вывода:
ЗА РУБЕЖОМ
В 1994 году после акции протеста, организованной студентками, записанными на курсы акушерства в Университетской школе медицины [Стамбульского университета. – Ред.], проректор издал меморандум, в котором он объяснил проблематику вопроса о ношении исламского хиджаба и правовые основы для соответствующих инструкций, отметив, в частности:
«Запрет на ношение студентками, записанными на курсы акушерства, хиджаба во время практических занятий имел целью не нарушить их свободу совести и религии, а соблюсти действующее законодательство. При выполнении своей работы акушерки и медсестры носят форменную одежду, описанную и предусмотренную в инструкциях Министерства здравоохранения. Студентки, желающие работать по этой специальности, знают об этом. Представьте себе студентку-акушерку, пытающуюся положить ребенка в инкубатор или взять его из инкубатора или помочь врачу в операционной или родильной палате, на которой надето пальто с длинными рукавами»
(Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98)).
Заявители не исключали и обращения в ЕСПЧ с жалобой на это судебное решение. Правда, вряд ли Страсбургский суд встал бы на их сторону, ведь в его практике уже встречались подобные дела, и решения выносились не в пользу хиджаба (Постановление ЕСПЧ от 10 ноября 2005 г. «Дело «Лейла Сахин (Leyla Sahin) против Турции» (жалоба № 44774/98), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Догру (Dogru) против Франции» (жалоба № 27058/05), постановление ЕСПЧ от 4 декабря 2008 г. по делу «Керванджи (Kervanci) против Франции» (жалоба № 31645/04) ). ЕСПЧ подтвердил и правомерность увольнения одной из заявительниц, которая работала преподавателем в университете Турции и носила хиджаб на лекции и семинары (Решение ЕСПЧ от 24 января 2006 г. по делу «Куртулмуш (Kurtulmus) против Турции» (жалоба № 65500/01)).
После этого вопрос о нарушении прав верующих был задан президенту на встрече с представителями Общероссийского народного фронта в октябре 2012 года. Владимир Путин поддержал ВС РФ, отметив, что требования к светскому характеру одежды должны соблюдаться всеми, иначе представители других конфессий будут чувствовать себя ущемленными. Как раз тогда глава государства и предложил подумать над возвращением школьной формы. «Все-таки в таких [школьных. – Ред.] коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», – подчеркнул тогда президент, намекая на разные финансовые возможности родителей при покупке одежды своим детям.
Некоторые регионы дословно копируют положения Модельного акта: «внешний вид и одежда обучающихся должны носить светский характер» (Краснодарский край). Другие субъекты выступают еще конкретнее, запрещая детям носить в школу религиозную одежду либо одежду с религиозными атрибутами, в том числе закрывающими лицо (Ростовская область). Кстати, маленькие ростовчане не вправе украшать себя и атрибутами религиозной символики – под этот запрет попадают и нательные крестики.
Положение о школьной форме и внешнем виде учащегося
1.1. Настоящим Положением устанавливаются единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича” (далее – МБОУ ООШ № 279).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с “Конвенцией о правах ребенка”, Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН2.4.7./1.1.2651-10”, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10”, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 “Об установлении требований к одежде обучающихся”, Модельным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации “Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, Письмом Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. №01/12662-12-23 “О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях, Уставом школы, решением Совета школы.
1.3. Настоящие единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся вводятся с целью:
— укрепления дисциплины и порядка, эффективной организации образовательного процесса, поддержания учебно-деловой атмосферы, необходимой на учебных и внеурочных занятиях в МБОУ ООШ № 279;
— обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;
-соблюдения гигиенических требований и требований по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции;
— создания условий для воспитания у обучающихся общей культуры и эстетики внешнего вида, для соблюдения обучающимися общепринятых норм делового стиля одежды;
— устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;
— предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;
— укрепления общего имиджа МБОУ ООШ № 279, формирования школьной идентичности.
1.4. Обучающиеся, школьная форма и внешний вид которых не соответствуют требованиям настоящего Положения, на занятия не допускаются.
1.5. Настоящее Положение вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
II. Функции школьной формы
2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно-воспитательного процесса на весь учебный период.
2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно Правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.
2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей (законных представителей).
2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.
2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.
2.6. Формирование и развитие эстетического вкуса, культуры одежды.
III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся
3.2. Школьная форма подразделяется на повседневную, парадную и спортивную. Парадная школьная форма используется обучающимися в дни проведения праздников, торжественных линеек и мероприятий.
3.2.1. Повседневная школьная одежда:
Для учащихся 1-4-х классов:
Девочки: сарафан, юбка, жилетка, классические брюки, блузки однотонные, светлых тонов, блузка может быть заменена на “водолазку”; туфли.
Мальчики: классические брюки; жилет или пиджак; рубашки однотонные, светлых тонов, галстук, рубашка может быть заменена на “водолазку”; туфли.
Для учащихся 5-11-х классов:
Девушки: брюки или классическая юбка (без оборок, с длиной до колена), пиджак или жилет, блузка, туфли. Блузки однотонные, светлых тонов без надписей и рисунков, блузка может быть заменена на “водолазку”. Туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см. Категорически запрещены высокие каблуки, шпильки.
Юноши: брюки, пиджак или жилет; мужская сорочка (рубашка), галстук, туфли (не кроссовки, не спортивная обувь). Рубашки однотонные, светлых тонов.
3.2.2. Парадная школьная одежда:
Для девочек и девушек – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой (не прозрачной) или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см (не шпильки).
Для мальчиков и юношей – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь).
3.2.3. Спортивная одежда:
Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивное трико (шорты), спортивная обувь с нескользкой подошвой, которая не оставляет черные следы.
Для занятий на улице: спортивный костюм (шорты), спортивная обувь.
3.2.4. Спортивная школьная форма предназначена только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.
3.2.5. Для занятий на уроках технологии и занятий общественно-полезным трудом – фартуки, перчатки.
3.3. Школьная форма может быть из различных тканей. Цветовая гамма школьной формы для учащихся 1-9-х классов: темно-синий, черный, однотонных тонов, без надписей и рисунков.
3.4. Аксессуары: допускается ношение золотых и серебряных серег.
3.5. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.
3.6. Сменная обувь обязательна. Обувь должна быть чистой.
3.7. Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.
IV. Внешний вид обучающихся
4.1. Общими принципами создания внешнего вида обучающегося являются аккуратность, опрятность, сдержанность.
4.2. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали, волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах.
4.3. Не допускается использование в качестве повседневной школьной формы следующих вариантов одежды и обуви:
— одежда бельевого стиля;
— спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);
— одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);
— слишком короткие блузы, открывающие часть живота или спины;
— одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;
— сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, юбки;
— майки и блузки без рукавов;
— прозрачные юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;
— пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);
— массивная обувь на высокой платформе;
— вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих
— туфли на чрезмерно высоком каблуке (допустимая высота каблука для девочек не более 5 см).
4.4. Для всех обучающихся обязательна аккуратная деловая прическа.
У девочек и девушек длинные и средней длины волосы собраны в пучок или косу, прибраны заколками (распущенные волосы не допускаются).
У мальчиков и юношей классическая короткая стрижка (длинные волосы не допускаются).
4.6. Не разрешаются яркий макияж, маникюр, пирсинг.
У девушек ногти средней длины, маникюр – бесцветный или с использованием лака светлых тонов без рисунков, наклеек и страз.
4.7. Размер портфелей (школьных сумок) должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.
V. Права и обязанности
5.1. Учащийся и родители имеют право:
Выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами.
5.2. Учащиеся обязаны:
5.2.1. Носить повседневную школьную форму ежедневно.
5.2.2. Бережно относиться к форме других учащихся школы.
5.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.
5.4. Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной
5.5. Учащимся запрещено:
5.5.1. Приходить на учебные занятия без школьной формы.
5.5.2. Приходить на учебные занятия кроме физической культуры в спортивной форме.
5.5.3. Использовать в качестве повседневной школьной формы одежду и обувь, указанные в п.4.3. настоящего Положения.
5.5.4. Носить в школу аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца, ремни с массивными пряжками).
5.5.5. Появляться в МБОУ ООШ № 279 с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, с пирсингом.
VI. Права и обязанности родителей
6.1. Родители имеют право:
6.1.1. Обсуждать на родительских комитетах класса, Совете родителей вопросы, имеющие отношение к школьной форме, выносить на рассмотрение Совета Школы предложения в отношении школьной формы.
6.1.2. Приглашать на классный родительский комитет, Совет школы, ШКДН родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.
6.2. Родители обязаны:
6.2.1. Приобрести школьную форму, и обувь до начала учебного года.
6.2.2. Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.
6.2.3. Следить за состоянием школьной формы своего ребенка, т.е. своевременно ее стирать по мере загрязнения.
6.2.4. Не допускать ситуаций, когда учащийся причину отсутствия формы объясняет тем, что она постирана и не высохла.
6.2.5. Ежедневно проверять дневник ребенка в части письменного сообщения об отсутствии школьной формы и принятии мер для обеспечения ребенка школьной формой.
6.2.6. Прийти на ШКДН по вопросу неисполнения данного Положения.
6.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение родителями данного Положения родители несут административную ответственность, определенную Советом школы в рамках его компетенции.
VII. Меры административного воздействия
7.1. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ ООШ № 279 и обязательно для выполнения обучающимися 1-9-х классов и их родителями (законными представителями).
7.2. В случае нарушения обучающимися данного Положения родители (законные представители) должны быть поставлены в известность классным руководителем незамедлительно.
VIII. Права, обязанности и ответственность классного руководителя
8.1. Классный руководитель имеет право:
8.1.1. Разъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под роспись.
8.2. Классный руководитель обязан:
8.2.1. Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения учащимися своего класса школьной формы перед началом учебных занятий.
8.2.2. Своевременно (в день наличия факта) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной формы у учащегося, приглашать на ШКДН.
8.2.3. В течение учебного года проводить разъяснительную работу с обучающимися и родителями (законными представителями), нарушающими требования Положения.
8.2.4. Действовать в рамках своей компетенции на основании должностной инструкции.
8.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей несет ответственность, предусмотренную трудовым законодательством РФ, локальными актами МБОУ ООШ № 279.
IX. Заключительные положения.
9.1. Решение о введении единых требований к школьной форме и внешнему виду обучающихся МБОУ ООШ № 279 принимается всеми участниками образовательного процесса, учитывает материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.
9.2. Данное Положение доводится до сведения всех педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся в течение двух недель со дня вступления его в силу.
9.3. Ответственность за доведение информации до обучающихся и их родителей (законных представителей) возлагается на классных руководителей.
9.4. Контроль за соблюдением обучающимися единых требований к школьной форме и внешнему виду осуществляют все сотрудники МБОУ ООШ № 279, относящиеся к административному, педагогическому и учебно-вспомогательному персоналу.