дресс код для женщин для церкви
Как правильно одеваться, идя в церковь?
Посещение храма неизбежно связано с подбором уместной и рекомендованной церковными правилами одежды. Если вы не разберетесь в том, как одеваться в церковь, на вас в лучшем случае косо посмотрят, а в худшем – не разрешат зайти в помещение культового сооружения…
Поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами и нюансами на сайте sympaty.net.
Как женщина должна быть одета в храме?
Главный принцип подбора одежды девушки для храма – это скромность и соблюдение норм приличия. В церковь женщинам нужно надевать юбку или платье, причем длина должна быть ниже колена. «Верх» должен прикрывать плечи и не иметь глубокого декольте. В идеале, должны прикрываться и локти, но это не строгое требование: платье с коротким рукавом вполне подходит для посещения церкви летом.
Как одеться в церковь зимой, следует решать с учетом того, что в храмах, особенно больших, бывает холодно, да и гардероб для верхней одежды там не предусмотрен. А еще на богослужениях приходится стоять, зачастую в тесноте среди других людей. Поэтому нужно одеваться достаточно тепло, но избегать громоздкой, тяжелой верхней одежды, в которой вы будете уставать или перегреваться. Например, некомфортной может оказаться дубленка или объемная шуба. А вот пальто или куртка по сезону будут уместны.
Не забудьте продумать, что именно на вас будет надето под верхней одеждой – даже если вас пустят в храм в длинном пальто и джинсах под ним, то расстегнуть пальто в помещении вы уже не сумеете, т.к. находиться в брюках женщинам в церквях не принято.
Отдельный вопрос – головной убор. В православных храмах требуется, чтобы в идеале он полностью прикрывал волосы женщины. Но, конечно, вряд ли вам сделают замечание, если у вас будет видна какая-то часть волос – скорее, важен символизм прикрытой головы.
Традиционно в церковь ходят в платках. Также голову можно задрапировать тонким шейным шарфом, палантином или наброшенным на нее снудом – это не будет ошибкой. Зимой допускается не менять на платок ваш обычный зимний головной убор – то есть шапку или надетый капюшон, но это, скорее, компромиссные варианты на случай, если вы оказались в церкви незапланированно, или, например, как туристка при осмотре памятника архитектуры. А вот если вы целенаправленно собираетесь на торжественное богослужение (например, на Рождество) – то стоит все же надеть платок.
Иногда возникают вопросы, как одеваться в церковь женщине – насколько нарядно можно выглядеть, уместны ли какие-то украшения или декоративные аксессуары в образе?
Сайт «Красивая и Успешная» предлагает ориентироваться на то, каков повод посещения храма – торжественное богослужение, определенное частное событие (венчание, крестины, отпевание и т.п.), воскресная служба или просто визит в будничный день.
Понятно, что если повод для посещения церкви печальный, то одежда должна быть максимально скромной. Также не рекомендуется одеваться нарядно на те богослужения, которые проводятся в церковные праздники с трагическим смыслом (например, Страстная пятница – день казни Христа). В обычные дни можно одеваться попросту буднично – без эпатажа, но и не стремясь к нарочито унылым и старомодным вещам.
А вот церковные службы на светлые праздники (Рождество, Крещение Господне, Троица и т.д.), наоборот, всегда считались поводом надеть в церковь лучшую и новую одежду, подчеркнув этим важность этого дня для вас. То же самое – если вы приглашены на крестины или венчание: одежда должна отражать вашу радость от события. В современных реалиях – конечно, не нужно идти в церковь в вечернем платье, но вполне можно позволить себе вещи из яркой ткани, с каким-либо нейтральным по смыслу принтом или вышивкой.
Разумеется, одежда все равно не должна быть короткой, прозрачной, блестящей и т.д.
Также лучше не надевать драгоценностей и броской бижутерии: потому что единственное необходимое в храме ювелирное изделие – это нательный крест. Кроме него, допустимо обручальное или помолвочное кольцо и скромные сережки.
Правила мужского дресс-кода для посещения церкви
Как нужно одеваться в церковь мужчине?
Парню, в общем-то, проще одеться в заведение культового назначения правильно, чем девушке – достаточно быть в любых штанах полной длины, в закрытой обуви и без головного убора. Джинсы или классические брюки, рубашка с пиджаком либо тенниска с кардиганом – по сути, неважно.
Костюм или рубашка с классическими брюками для мужчины в церкви являются обязательными только в очень торжественных случаях, например, если он жених на собственном венчании, или приглашен как крестный отец на крещение ребенка.
Как одевать в церковь детей?
К детям требований чуть меньше – примерно до 7 лет, то есть до возраста первой исповеди и причастия, мальчиков можно приводить в коротких штанишках, а девочек – без платочков.
Но когда ребенок был впервые причащен, то он фактически приравнивается ко взрослому человеку, а значит, детям школьного возраста и подросткам нужно одеваться для посещения храма так же, как и взрослым.
Особенности требований к одежде прихожан в церквях разных конфессий
Учтите, что вышеописанные правила касаются в основном православных церквей. В католических храмах правила мягче – женщине допускается посещать службу в брюках, головной убор необязателен. Вместо платка вполне может быть шляпка (только не черная, так как это символ траура).
В протестантских церквях и залах для собраний могут действовать специфические правила – их нужно уточнять у адептов определенной протестантской конфессии: где-то разрешены брюки и не требуются головные уборы, а куда-то все-таки надо идти в юбке и с платочком.
Дресс-код в храме
Э тим материалом я хочу открыть серию публикаций по теме, практически не затрагиваемой стилистами. Все наблюдения и размышления, складывались в моей персональной «копилочке» на протяжении более 20-ти лет. На основе их анализа родились выводы и рекомендации, которыми я охотно поделюсь с Вами. Работа с содержимым этой «копилочки» породило понимание того, что для каждого человека можно разработать индивидуальный стиль, «написать» его особенную формулу стиля…
Такие разные дресс-коды
Мы все уже привыкли, что солидные компании небезразличны к внешнему виду своих сотрудников в рабочее время. Мы все привыкли к словосочетанию «дресс-код», обозначающему свод требований к той одежде, в которой наемный работник может явиться в офис. Нам так же известно, что есть особые мероприятия (прием у Президента, дипломатический прием и проч.), куда следует являться одетым определенным образом. Об этом есть замечательный вебинар на сайте Мастерской. И в том, и в другом случае (рабочий дресс-код и дресс-код мероприятия) нам не приходит в голову подвергать их критическому осмыслению и задаваться вопросом: «а почему белый галстук на прием? А почему в офис нельзя с голой талией?».
Мы не приходим на спортивное мероприятие в вечернем платье, не пойдем в гости в пижаме, а на дискотеку не отправимся в строгом деловом костюме. Мы принимаем эти своды правил как данность, не зависимо от того нравятся они нам или нет. Решение подчиниться этим правилам определяется желанием находиться в определенном месте в определенное время. Все просто и ясно.
Но есть в нашей жизни место со своим дресс-кодом, к которому наши соотечественники питают особое отношение. Это – церковь. Очень часто право Церкви на формулировку своего дресс-кода оспаривается, вызывает раздражение, не говоря уже о ежедневных попытках этот дресс-код нарушить (и совершается это зачастую не без бравады).
Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Ибо это отвлекает от молитвы и ее, и окружающих.
О чем это говорит? Конечно, о неуважении к Церкви. Но вот загадка: зачем тогда идти в храм? Не нравится – не ходи. Все тоже просто и ясно…
Естественно, особенности и тонкости церковного дресс-кода имеет смысл обсуждать с теми, кто готов ему подчиниться. По разным данным в нашей стране от 75% до 90% людей идентифицируют себя с православным вероисповеданием. Таким образом есть основание полагать актуальность разговора о церковных требованиях к внешнему виду и рассчитывать на понимание большой части аудитории.
Проблема первая
На самом деле тема реализации требований церковного дресс-кода распадается на две большие проблемы. Первая: человеку, переступающему порог храма, не удается соблюсти все требования к внешнему виду.
Обстоятельства бывают самые разные. Никоим образом не хочу осуждать этих людей, уважая их право на общение с Богом и искреннее желание данное право реализовать в стенах храма. Иногда ситуацию помогают исправить специально припасенные в храме для таких случаев платки и «юбки».
Но не везде они есть и не всегда с их помощью можно действительно что-то исправить. Как тогда быть?
Нередко слышишь от женщин, что они вынуждены были отказаться от приглашения на праздник или пикник только потому, что у них не было наряда, приличествующего случаю. Расстраиваются, но оказываются. Убеждена, что в случае с желанием «поставить свечку» тоже лучше расстроиться, но отказаться от входа в храм. Благоговение в духовной жизни ценится гораздо выше стоящей на подсвечнике свече… Ну а потом надо принять меры (в одежде), как говорится, имея в виду «всякий случай».
Итак, коротко перечислим запреты церковного дресс-кода.
С этими нехитрыми правилами все понятно. Но существует такая одежда, из-за которой Вас не попросят покинуть храм, но все же она будет там неуместной и продемонстрирует отсутствие такта и вкуса у ее владельца.
Действуя по принципу «и Богу свечку, и черту кочерга», человек угождает только последнему
Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом.
Спросите в чем нарушение? В том, что черный total look для повседневного употребления в церкви закреплен только за монашествующими. Мирянам (то есть людям, живущим в обществе) черная одежда предписана в качестве траура. Кстати, когда я увидела взрослых членов этой семьи первый раз (они были без детей), то я так и подумала, что они из монастыря. В такое заблуждение их одежда ввела не только меня одну. Таким образом одеваясь во все черное, глухо закрытое человек нарушает церковный дресс-код тем, что вводит в заблуждение окружающих относительно своего положения в Церкви.
Проблема вторая
Вторая проблема возникает тогда, когда соблюдая требования, человек совершенно не заботится об эстетики своего облика. Кстати, лет 20-15 назад в среде людей только начинавших свой путь в духовной жизни считалось, что благочестивая одежда – заведомо мешковатая, уродливая и даже неопрятная. Помнится даже священники вынуждены были публично обличать юношей за давно нестриженные волосы, перетянутые резинкой «похищенной из маминого будуара». К счастью, эти времена прошли. Неофиты вспомнили о том, что богослужение это по преимуществу праздник, где неуместны костюмы бомжей. Сегодня даже существует передача на одном из православных каналов, посвященная теме красоты в одежде. Попытка весьма робкая, но все же заслуживающая одобрения, ибо и по сей день немало прихожан, одеваются удручающе с точки зрения стилиста.
Итак, мы имеем две глобальные проблемы, для разрешения которых сформулируем следующую задачу: как соблюсти церковный дресс-код и не нарушить требования стиля? Или еще короче: как выглядеть благочестиво и красиво одновременно?
Поставленным вопросом я хочу закончить этот материал, чтобы в последующих публикациях дать ответ обстоятельный, но не утомительный по объему.
За сим остаюсь искренне Ваша,
Марьяна Ершова
Автор статьи: Марьяна Ершова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Получите мои бесплатные рекомендации по стилю по электронной почте:
Женщина и девушка в Церкви
Женщина и девушка в Церкви: можно ли приходить в брюках и как лучше одеться?
По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.
Поэтому женщина в Церкви не занимает подчиненное или униженное положение. Стоит только посмотреть на Богородицу – Она возвышена даже по сравнению со святыми как самый святой человек на Земле и носит имя «Пресвятая». И женщины должны стремиться к ее примеру.
Однако как можно внешне выразить свое благочестие и как не ошибиться с выбором наряда в храм?
В чем женщине нельзя прийти в церковь
Начнем от обратного – что лучше точно оставить дома.
Девушка в церкви – что нужно взять с собой
В первую очередь – платок. Женщины в России традиционно покрывают голову. Здесь много вариантов: косынка, шарф, палантин (лучше тоже без броских надписей).
В церкви можно находиться и просто в головном уборе – шляпке, шапочке, берете.
Отметим, что совершенно ничего страшного в том, что вы по движению души зайдете в храм без платка или не будучи крещены, без нательного креста. Косынки и платки дают на время (они обычно вместе с юбками висят в церковной лавке или у дверей в храма – это бесплатно), а крестик вы можете приобрести, если крещены, самый недорогой, чтобы со временем купить, какой понравится. Если вы не крещены и хотите это сделать – узнайте в церковной лавке о времени Крещения и подготовке к нему.
Почему в церкви одеваются по-особому
Как и в любое место – на работу, в театр, в музей – в храм нужно быть одетым уместно. Мы приходим к Небесному Царю, к святым, чтобы благоговейно поговорить с ними, помолиться. Вы ведь не пойдете к начальнику в купальнике? Да и во многих фирмах сегодня требуют офисный черно-белый дресс-код. Так и в храме принят дресс-код, впрочем, не очень строгий.
Общее правило для посещения храма – не стоит особо привлекать к себе внимание (чтобы не отвлекать от молитвы), однако нужно быть одетой аккуратно и красиво (чтобы соответствовать торжественности и чистоте храма). По сезону можно надеть и сарафан на бретельках, майку – только чтобы они не выглядели вызывающе.
Часто в храмах создаются молодежные общины, где ребята общаются друг с другом. Так создаются многие православные семьи. И не будет никакого греха в том, что молодые люди будут выглядеть стильно и мужественно, а девушки покажут свою красоту и женственность, немного воспользуются даже косметикой – ведь сегодня в обществе легкий макияж уже стал почти гигиенической процедурой, его наносят, чтобы просто выглядеть аккуратно.
Православие и модная одежда
Мода и учение Церкви не противоречат друг другу. Вопрос только в том, что лучше не тратить большие деньги на бренды и слишком дорогие вещи, когда можно помочь ближнему, потратить их на духовный и жизненный опыт.
А вот создание модного лука и образа – не грех. Важно не выглядеть вульгарно, впрочем, истинно модный, стильно одетый человек никогда не будет вульгарен. Сегодня создаются и «православные модные бренды», когда люди показывают свое представление об одежде для церкви.
Интересно, что ряд модных тенденций можно легко представить на женщине в церкви.
То же самое касается обуви. Туфли и ботфорты на высоких шпильках не стоит надевать не только из-за неуместно «вечернего» вида, но и чтобы было удобно стоять. А еще стоит помнить, что металлические набойки громко цокают по каменным плитам – часто в храмах пол состоит именно из них – и мешает или привлекает лишнее внимание (особенно если вы опаздываете).
Стильная и красивая обувь в церкви – это нормально. Летом также можно носить сандали, вьетнамки, босоножки.
Цвет в одежде для церкви
Недавно стала широко известна фраза самого Святейшего Патриарха Кирилла, ответившего на вопрос женщины о цвете одежды, что цвет гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к Православию в общем. Предстоятель Церкви имел ввиду, что, надев черное или темное платье, святой не станешь. Даже святая блаженная Ксения Петербургская носила красную кофточку и зеленую юбку – и эти яркие цвета не помешали ей стать великой праведницей.
Отметим, что традиция носить в церковь (и для верующего в обычное время) темную старую одежду появилась в советское время. Во-первых, люди старались не привлекать к себе внимание органов КГБ. Во-вторых, было много тайных монахов и монахинь, которые просто не могли носить подрясников и апостольников (монашеской одежды) – их бы арестовали за контрреволюционную пропаганду – и они заменяли ее такой одеждой. А до революции люди, идя в церковь, шли на праздник, надевали все самое чистое и красивое – в этом можно удостовериться, почитав русскую литературу, посмотрев картины.
Поэтому если вы хотите уйти в монастырь – попробуйте прийти туда трудницей или послушницей, а в обычной жизни не стоит выделяться среди обычных людей полумонашеской одеждой. Это тщеславие, желание показаться более праведной. Кайтесь и молитесь в своем сердце.
Что делать, если бабушка в церкви делает замечание?
Многие молодые женщины расстраиваются, когда с ними неприветливо обращаются церковные служительницы или бабушки-«завсегдатаи храма», пожилые прихожанки. Каждая из нас грешница, у каждой – свой жизненный опыт и душевные раны.
Если к вам обратились грубо, сделали замечание по одежде, скажите, что вы читали о том, как одеваться православной женщине, и стараетесь по мере сил соответствовать. При особо неприятном обращении, предложите подойти вместе к священнику и разрешить спор. Священников точно не стоит стесняться – батюшки, за редкими исключениями, адекватные, современные, добрые и внимательные люди.
Да благословит вас Господь!
Мода по-православному: стиль женщины в храме
Мама всегда красивая и модная, – убеждены дети. А что говорит о моде и внешнем образе Новый Завет? В Евангелии об одежде упоминается вскользь – о власянице Иоанна Крестителя, о плащах, постилаемых народом во время входа Господня в Иерусалим, об одежде Христа, о которой воины метали жребий. В одной из притч читаем и о ветхих одеждах – тех, к которым не пришивают заплат, отодрав их от новых. Но ровным счетом ничего не сказано, как должно одеваться женщине в храме.
Бывает, что приходские ревнители благочестия спешат выставить за порог храма тех, кто не соответствует принятому формату, и большинство обиженных на замечания обратно не возвращаются. Нужны ли некие стандарты достойного и приличного костюма для участия в богослужении? Защитят ли они чувства верующих и тех, кто на пути к вере? Этим вопросам в новой России не один десяток лет, а однозначных ответов до сих пор нет.
О смирении… с подиума?
Вспоминается, как лет семь тому назад в российских СМИ открыто звучала дискуссия по поводу внешнего облика прихожан. Вслед за духовенством и общественными деятелями тему одежды для посещения храма подхватили ведущие дизайнеры модного мира, тотчас представившие свои «православные» коллекции. В столице состоялось несколько фэшн-показов, с точки зрения бомонда – громких, гламурно-успешных, а с позиции церковных людей – скорее, провальных и вызывающих острое чувство стыда.
Из репортажей СМИ с нашумевшего показа в ювелирном доме «Эстет» в 2011 году можно было заключить, что православную женщину модельеры представляют себе абсолютно по-разному. То таинственной незнакомкой, поверх неуместно глубокого декольте обернутой в прозрачный газ, то былинной русской красавицей в сарафане с кокошником (популярный за рубежом этнический стиль медведей и балалаек!), а некоторые – и вовсе неким существом среднего рода, одетым в бесформенный бесполый балахон из пластика и других «современных» материалов. Некоторые известные кутюрье преобразили манекенщиц в юных ретроградных старушек, с головы до пят упакованных в бесцветные платья-футляры из плотных неудобных тканей тусклых землистых оттенков.
С точки зрения простой обывательницы с природным вкусом, все это – от лакированного православия и пародий на него до западных примитивных представлений о «русскости» – плохо, пошло, ретроградно, безрадостно. Кажется, что профессионалы модного мира узнали о православной культуре только сейчас и на скорую руку стилизовали модели под эти представления.
А вот как восприняли показ молодые модельеры.
Елена Макашова, дизайнер одежды: «Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал».
Одежда несет свою философию и рассказывает о человеке: кто он, какое у него образование, каков мир его интересов. Она определяет, как к нему относиться. О чем должна говорить одежда православной женщины? О смирении, одной из основных христианских добродетелей. Можно ли сказать об этом, глядя на старомодные или эпатажные наряды с элементами национальной русской одежды? Если бы мне довелось работать над коллекцией, то это были бы, наверное, более простые ткани, я придала бы им интересную форму (сложный крой), чтобы интересно было носить молодым, сделала бы что-то современное. Потому что, к сожалению, в представленной одежде мне не видны ни современность, ни представления о целомудрии, чистоте и смирении».
Любовь Логинова, художник-дизайнер: «От православия на этом показе было очень мало. Да, модели были в платках. Да, большинство платьев были длинными, но мягко говоря, не радовали новизной и свежестью идей. В одежде, которую можно отнести к православному дресс-коду, главное элегантность и строгость, но не обязательно, чтобы платье было закрытым, со стоечкой по шею. Нужно учитывать особенности и тип женской фигуры. Я думаю, православная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цветная, нарядная, но подобрана со вкусом и отвечать правилам приличия. Хочется, чтобы православные женщины своей одеждой привили людям вкус одеваться достойно и элегантно, и многие бы увидели, что для того, чтобы показать себя, совсем не обязательно обнажаться. Одежда обрамляет, подчеркивает натуральную, естественную красоту. Одежда показывает степень воспитания женщины, степень ее понимания ситуации и места, в которое она пришла. Так было во все времена».
Стразы и алмазы
Так давайте поразмышляем в стороне от подиумных идей. «Православная мода» – словосочетание само по себе странное, парадоксальное. В начале 20 века сочетать два этих понятия вряд ли пришло бы кому-то в голову. Наверное, потому, что большинство жительниц нашей страны так или иначе отождествляло себя с православной верой и понимало, что мода – это о салонах и балах, а православие – совсем о другом.
Правда, тогда женщины всех сословий, от высшей знати до простых крестьянок, гораздо лучше понимали значение слов «случай» и «повод», и на каждый случай и повод имели заготовленный заранее продуманный до мелочей соответствующий наряд.
Православие – о вечном, мода – сиюминутное настроение, или, как удачно сказал какой-то известный кутюрье, всего лишь кусок ткани, перемещаемый по телу женщины. Наверное, поэтому не увенчались успехом изначально добрые начинания инициаторов показа, и у модельеров и представителей Церкви не получилось диалога.
Одни не уловили духа и смыслов православия, другие не оценили полета фантазии, затраченных усилий, профессиональных решений, километров дорогих полупрозрачных тканей, килограммов бисера, пайеток и кружев.
Но что делать, если получилось неубедительно, не похоже на правду?
Мода – всегда китч, противопоставляющая здоровой радости истерические восторги шоу, яркий вызов окружающим, эпатаж, выпускающая на волю сексуальность.
Православие – скрытая от глаз драгоценность, мода – нарочито блестящий страз. Ценности абсолютно разные. Очевидно, поэтому православной моды… не бывает?
Назад в историю
А должен ли вообще православный человек выглядеть как-то особенно?
Стоит заглянуть в прошлое, чтобы убедиться: специальной одежды для церкви в истории костюма не было.
Каждому периоду соответствуют свои эталоны красоты, свои силуэты и формы, кстати, иногда гораздо более эпатажные и нелепые, чем сейчас в среде неформальной молодежи. Все они отражены в мировом искусстве – особенно в живописи, графике и скульптуре. Стоит только вспомнить огромный испанский воротник «фреза» 16 века, напоминавший одетый на шею мельничный жернов (кстати, это из-за него придумали столовую вилку – иначе пообедать в таком «архитектурном сооружении» на шее было бы невозможно). Или жесткое, стесняющее движения французское платье-робу на металлическом каркасе с натянутой на него юбкой без единой складки, называемой «хранитель добродетели». Но это – европейские примеры, не так сильно проникшие на русскую почву. А вот корсеты начала 20 века, в которых женская фигура неестественно нагибалась вперед, а талия затягивалась до объема в 55 см, из-за которых женщины не просто испытывали неудобства, но даже теряли сознание, были очень популярными в России. Как и более ранние «хвостатые» накладные юбки-турнюры. Примеров таких модных изощрений много, но все они на какое-то время становились общепринятыми. Выглядеть иначе означало бросать вызов приличиям.
Как на иконе
Иконописные образы – богатый источник сведений об одежде. Они глубоко символичны, но при этом отражают реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в платке-мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке-хитоне и прямоугольном плаще-гиматии. Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые.
Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую, где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни. Без платка изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.
Одежды на иконах – прекрасные, нарядные, богато украшенные орнаментом и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в таком костюме вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?
Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы…
Мимикрия и царский путь
Автор книги «Мешают ли джинсы спасению» Владимир Легойда считает:
«Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются.
Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, это одна из форм проповеди. Но здесь вот какая проблема: Церковь – это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Церковь в каком-то смысле больше общества, и у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур». И я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда.
Есть такая мысль – ее приписывали разным отцам первых веков христианства, – что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.
Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, — скромность. Целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне. Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень многое направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».
Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная».
Другая крайность – небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть, это не очень правильно с православной точки зрения.
Верующий человек – это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается. И здесь важно, как всегда, искать царский путь».
О брюках и язычестве
Интересно мнение протодиакона Андрея Кураева:
«Отношение к брюкам не является устоем православной веры. Это не вероучительная, а этикетная форма, но когда-то за этим стояли две серьёзные вещи.
Первое. В брюках раньше порядочные люди вообще не ходили – ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, в Палестине, в Византии. Все ходили в туниках. А в брюках ходили варвары. Когда по Константинополю шёл человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм.
Когда варвары стали христианами, этот мотив ушёл. Но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Эти переодевания на Святки или Масленицу были рудиментом очень древних языческих ритуалов встречи Нового года. Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского, молодого и старого было разрушением устоявшихся социальных ролей, поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот – это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому.
Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердец. А память об этом некогда серьёзном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду.
И нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех – независимо от пола, попробуйте представить, что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!»
Не «выламываясь» из приличий
Косметика существует веками и также является частью костюма. Размышляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким». Женская косметика всегда была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.
Во-первых, косметика Евангелием… предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет, а духовный.
Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением благочестивого ужаса передвигаться по улицам…
Если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.
Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Но для неё косметика была не личным выбором вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции».
Ради ближнего
Совет отца Андрея Кураева «женщине, которая специально идёт на службу – одеться «по-церковному».
Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.
Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности – очень трудно. Конечно, человек отвлекается. И тут вы даёте такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю – меня терпят. Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут – Господь, и Он позвал нас к Себе».
Подытожить хотелось бы словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в его бытность главой Синодального отдела внешних церковных связей: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример, в том числе и внешним обликом».
Эстетика в Церкви, по его словам, имеет огромное значение, а это в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие – это не убожество, это красота жизни», – подчеркивал он в одном из интервью.
Радость и чувство цвета
…С 2011 года информационная волна по поводу церковной одежды в СМИ стихла, и ведущие дизайнерские дома больше не предлагают создавать единый национальный дресс-код и выверенную униформу для посещения храма.
Но православные верующие не отчаялись и впали от этого в когнитивный диссонанс – те обычные женщины, которые живут церковной жизнью и при этом всерьез интересуются вопросами стиля, имеют не один удобный и приличный костюм, не оскорбляющий чувства молящихся рядом с ними. А потому им не приходит в голову надеть рваные джинсы с растянутой майкой с лейблом или надписью про любовь и обернуться поверх этого урбанистического шедевра в пляжное парео, имитируя юбку в пол. Обычно «церковный» наряд заготовлен ими заранее и только ждет своего часа в шкафу.
…Евангельский взгляд не спорит с модой – он вне перемен, он устремлен поверх нарядов, направлен мимо всего временного.
Любуясь нарядной и празднично-яркой одеждой наших прихожанок на Пасху и Троицу, на Петров день, понимаешь, что православная вера – не только борьба со страстями и исповедание грехов, но радость во Христе, а значит, и красота, и свет, и чувство цвета.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников