дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): классификация, симптомы, лечение

Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.

Классификация

Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:

Причины возникновения у взрослых и детей

Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:

Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.

Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:

В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.

Симптомы

У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.

Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны. Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.

При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.

У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.

Диагностика

Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.

К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:

Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.

Коррекция

Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей. Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.

Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.

Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).

Коррекционная логопедическая работа направлена на то, чтобы полностью восстановить артикуляционный аппарат пациента. Логопеды клиники реабилитации Юсуповской больницы используют специально разработанные упражнения, позволяющие поставить правильное дыхание и голос, верно произносить звуки. Пациентам назначается специальная гимнастика, разрабатывающая артикуляционный аппарат. Кроме того, проводится логопедический массаж.

Силы и умения высококвалифицированных психологов Юсуповской больницы направлены на улучшение эмоционального состояния больных, испытывающих огромный дискомфорт в связи с потерей возможности нормально изъясняться с окружающими. Немаловажное значение имеет и поддержка, максимальное внимание со стороны родных и близких пациента, которые должны постараться терпеливо выслушивать его, не перебивать и следовать всем рекомендациям специалистов.

Прогноз

Многие пациенты и их близкие задаются вопросом о возможности полного излечения от такой патологии, как дизартрия. Достоверные прогнозы по этому поводу отсутствуют, однако точно известно, что вероятность положительного результата значительно возрастает при условии своевременной диагностики и раннего начала лечения заболевания.

Источник

Дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10

Ожидайте

Перезвоните мне

дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10. картинка дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10. дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10 фото. дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10 видео. дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10. картинка дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10. дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10 фото. дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10 видео. дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10.

Аннотация: Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Статья:

Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Причины

Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:

Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.

Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.

Симптомы

Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте. Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости. Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.

Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:

Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение). В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные. Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).

Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).

Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.

Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.

По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.

Симптомы стертой дизартрии

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.

Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.

В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.

Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.

Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей. Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается. Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.

Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.

Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Развитие мелкой моторики при дизартрии

Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:

Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.

Классификация дизартрии

Форма этого заболевания зависит от локализации поражений нервной системы. Неврологи разработали разные типы и формы классификации, в которой различают шесть форм:

Психолого-педагогическая характеристика

Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.

Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.

Лечение заболевания

Дизартрия – не только логопедические проблемы, она наблюдается при разных формах проявления расстройств ЦНС. Лечение дизартрии назначает врач после диагностических мер, основываясь на возрасте и состоянии ребенка. В зависимости от стадии заболевания, применяют комплекс мероприятий:

Медикаменты подбирает психоневропатолог. Стоит отметить, что специальных лекарственных средств для борьбы с дизартрией нет. Врач с помощью медикаментов только убирает некоторые симптомы и облегчает самочувствие. Детям 2-3 лет показаны занятия логоритмикой.

Для коррекции дизартрии у детей лечение в 5 лет и старше должно проводиться в комплексе со специалистом-дефектологом. Борьба с заболеванием, которое спровоцировало появление симптомов дизартрии, мероприятия, направленные на реабилитацию (коррекция звуков логопедом), медикаменты. Занятия с логопедом должны быть регулярными, могут проводиться как в группе, так и индивидуально. Исследования показывают, что благоприятно влияет на исход лечения иппотерапия и дельфинотерапия.

Лечебные мероприятия в домашних условиях

Можно проводить лечебные мероприятия дома, согласовывая действия с неврологом и логопедом. Есть ряд упражнений, которые можно делать самостоятельно дома для речевой моторики:

Хорошо тренируют мимические мышцы скороговорки. Лучше подбирать такие, в которых есть плохо выговариваемые звуки. А также показан расслабляющий логопедический массаж.

Упражнения для детей дома

Нужно дополнительно заниматься с ребенком дома, иначе одни занятия с логопедом будут бессмысленными. Прежде, чем начать работать над проблемным звуком, нужно сделать массаж лицевых мышц (пощипывание и поглаживание губ, щек и нижней челюсти), научить ребенка делать и самомассаж перед зеркалом и вообще все упражнения делать перед ним. Ребенок будет смотреть на себя, изучать свое лицо и видеть работу мимических мышц.

После проговорить звуки, которые ребенок хорошо и без труда произносит. Это могут быть и те звуки, которые в слове или фразе произносятся ошибочно, а отдельно, повторяя за взрослым, – верно. Перед постановкой проблемных звуков нужно добиться от ребенка умения их отличать на слух, улавливая отличия в неправильном произношении.

Для того, чтобы довести звук до автоматизма, необходимо параллельно произносить звук и выполнять моторное действие. К примеру, устная и письменная речь, говорение и хлопок в ладоши, топотание ног или развитие мелкой моторики рук: перебирание бусин, пуговиц, горошин и других мелких предметов под контролем взрослого. Затем звук закрепляют в слоге, слове и предложении (от простого к сложному, увеличивая темп).

Воспитание детей с нарушением речи

Когда ребенок взрослеет, приходит понимание, что он отличается от сверстников. Нередко дети с дизартрией замыкаются в себе, предпочитают отмалчиваться. Родителям необходимо создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу. Нужно дать понять ребенку, что он не хуже других. Близкие должны заниматься с ребенком, развивать его мелкую моторику, поддерживать его эмоционально.

Профилактика и прогноз дизартрии

Если у ребенка первая степень заболевания, то при выполнении всех рекомендаций можно нормализовать речь, и ребенок может учиться в общеобразовательной школе и общаться со ровесниками.

При тяжелой форме дизартрии этого результата сложно достичь. Но можно добиться значительной коррекции дефектов речи. Здесь и комплекс лечения намного больше, а ребенок должен суметь адаптироваться в специализированном учреждении, которые связаны и идут друг за другом: логопедический детский сад, коррекционная школа.

Профилактика заболевания зависит от действий во время беременности и после родов. Нужно ограждать ребенка от возможных черепно-мозговых травм, нейроинфекций, исключить риск от токсического воздействия.

Дизартрию можно корректировать. Чем раньше диагностировали заболевание и начали лечение, тем больше шансов на успех. Основное значение в достижении успеха имеет окружение больного, вклад родителей и его личная работа в процессе терапии.

Источник

Дизартрия код по мкб 10 у детей код мкб 10

Расстройства психологического (психического) развития

а) начало обязательно в младенчестве или детстве;

б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;

в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств.

В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию. Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая недостаточность часто остается во взрослой жизни). Обычно задержка в развитии или повреждение прооявляются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами и имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих (но не всех) случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушенные развивающиеся функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения. Однако, хотя обычно не имеется существенных расхождений в общей концептуализации расстройств этого раздела, в большинстве случаев этиология неизвестна, и сохраняется неуверенность относительно границ и определенных подгрупп нарушений развития. Более того, существуют два типа состояний, включенных в этот раздел, что не полностью отвечает широкому концептуальному определению, приведенному выше. Во-первых, это расстройства, в которых была несомненная фаза предшествующего нормального развития, такие как дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау-Клеф-

нера, некоторые случаи аутизма. Эти состояния включены сюда потому,

что хотя их начало различно, но их характерные особенности и течение

имеют много сходного с группой нарушений развития; кроме того, неизвестно, отличаются ли они этиологически. Во-вторых, есть расстройства, прежде всего определяемые как отклонения, а не задержка в развитии функций; это особенно применимо к аутизму. Аутистические расстройства включены в этот раздел потому что, хотя и определены как отклонения, задержка развития некоторой степени обнаруживается почти постоянно. Кроме того, есть частичное совпадение с другими нарушениями развития как в смысле характерных особенностей отдельных случаев, так и в сходной группировке.

/F80/ Специфические расстройства развития речи и языка

Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояния нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок может быть более способен общаться или понимать в определенных, хорошо известных ситуациях, по сравнению с другими, но речевая способность всегда повреждена.

Как и при других нарушениях развития, первая трудность в диагностике относится к дифференциации от нормальных вариантов развития. Нормальные дети значительно различаются по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь и по темпу прочного усвоения речевых навыков. Такие нормальные вариации во времени приобретения речевых навыков имеют незначительное или неклиническое значение, так как большинство «поздно говорящих» продолжают развиваться совершенно нормально. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития речи и языка, хотя большая часть из них достигает в конечном счете нормального уровня развития речевых навыков. Они имеют множество сопутствующих проблем. Задержка развития речи часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Поэтому ранняя и тщательная диагностика специфических нарушений развития речи

очень важна. Не существует ярко очерченного разграничения от крайних

вариантов нормы, но для суждения о клинически значимом расстройстве

используются четыре основных критерия: тяжесть; течение; тип; и сопутствующие проблемы.

Как общее правило, задержка речи может считаться патологической, когда она является достаточно тяжелой с отставанием на два стандартных отклонения. В большинстве случаев такого уровня тяжести имеются сопутствующие проблемы. Однако, у детей более старшего возраста уровень тяжести в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует естественная тенденция к неуклонному улучшению. В этой ситуации полезным показателем выступает течение. Если текущий уровень нарушения относительно легкий, но тем не менее в анамнезе имеется тяжелая степень нарушения, то более вероятно, что текущее функционирование представляет собой последствие значительного расстройства, а не варианта нормы. Необходимо обращать внимание на тип речевого функционирования; если тип нарушения патологический (то есть аномальный, а не просто вариант, соответствующий более ранней фазе развития) или если речь ребенка содержит качественно патологические признаки, то вероятно клинически значимое расстройство. Более того, если задержка в некоторых специфических аспектах развития речи сопровождается недостаточностью школьных навыков (таких как специфическое отставание в чтении и письме), нарушениями в межперсональных взаимоотношениях и/или эмоциональными или поведенческими расстройствами, то маловероятно, что это вариант нормы.

Тем не менее, строго определенное разграничение провести невозможно. Сходный принцип применяется относительно неврологической патологии и анатомических дефектов. Так, патология артикуляции, обусловленная расщелиной неба, или дизартрия вследствие церебрального паралича должны быть исключены из этого раздела. С другой стороны, наличие легкой неврологической симптоматики, которая бы не могла вызвать задержку речи, не является основанием для исключения.

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивидуальным колебаниям.

Нормальное развитие. В возрасте 4-х лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими, но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.

Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.

— связанное с развитием физиологическое расстройство;

— расстройство развития артикуляции;

— функциональное расстройство артикуляции;

— лепет (детская форма речи);

— расстройство фонологического развития.

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1);

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F80.2);

F80.1 Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

Хотя при нормальном речевом развитии встречается значительное индивидуальное разнообразие, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам должны быть расценены как значительные признаки задержки. Поздние нарушения включают: ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов; трудности в подборе подходящих слов и слов заменителей; сокращенное произношение; незрелая структура предложений; синтаксические ошибки, особенно, пропуски словесных окончаний или приставок; неправильное использование или отсутствие грамматических признаков, таких как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных. Может случаться чрезмерно обобщенное употребление правил,

а также отсутствие плавности предложений и трудности в установлении

последовательности при пересказе событий прошлого.

Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения.

Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Использование невербальных реплик (таких как улыбки и жесты) и «внутренней» речи, отраженной в воображении или ролевой игре, относительно интактно; способность к социальному общению без слов относительно не повреждена. Ребенок будет стремиться к общению, несмотря на речевое нарушение, и к компенсированию недостатка речи жестами, мимикой или неречевыми вокализациями. Однако нередко встречаются сопутствующие нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства и/или повышенная активность и невнимательность. В меньшинстве случаев может отмечаться сопутствующая парциальная (часто избирательная) потеря слуха, но она не должна быть столь значительной степени, чтобы вести к задержке речи. Неадекватная вовлеченность в разговор или более общее лишение окружения может играть важную или способствующую роль в генезе нарушенного развития экспрессивной речи. В этом случае средовой причинный фактор должен быть отмечен через соответствующий второй код из Класса XXI МКБ-10. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.

Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику «Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного

мозга или соматической болезнью» (F06.82х). Шестой знак ставится в

зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств

указывается вторым кодом R47.0.

— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

— связанная с развитием дисфазия, рецептивный тип (F80.2);

— связанная с развитием афазия, рецептивный тип (F80.2);

— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-);

— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);

— элективный мутизм (F94.0);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.2 Расстройство рецептивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифици-

ровать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или

неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет

должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом

развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию

грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).

Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако, они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику «Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью» (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— врожденная слуховая невосприимчивость;

— афазия Вернике, связанная с развитием.

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);

— аутизм (F84.0х, F84.1х);

— элективный мутизм (F94.0);

— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

/F80.З/ Приобретенная афазия с эпилепсией

Расстройство, при котором ребенок, имея предшествующее нормальное развитие речи, теряет навыки как рецептивной, так и экспрессивной речи, сохраняется общий интеллект; начало расстройства сопровождается пароксизмальной патологией на ЭЭГ (почти всегда в области височных долей, обычно билатерально, но часто с более широкими нарушениями) и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Типично начало в возрасте 3-7 лет но может возникать раньше или позже в детстве. В четверти случаев потеря речи возникает постепенно на протяжении нескольких месяцев, но более часто бывает резкая потеря на-

выков в течение нескольких дней или недель. Связь по времени между

началом эпиприпадков и потерей речи довольно вариабельна, один из

этих признаков может предшествовать другому за несколько месяцев и

до 2 лет. Очень характерно, что нарушение рецептивной речи довольно

глубокое, часто с трудностями в слуховом понимании при первом проявлении состояния. Некоторые дети становятся немыми, другие ограничиваются жаргоноподобными звуками, хотя у некоторых выявляется более легкий дефицит в плавности, и речевая продукция часто сопровождается расстройствами артикуляции. В небольшом числе случаев качество голоса нарушено с потерей нормальных модуляций. Иногда речевые функции появляются волнообразно на ранних фазах расстройства. Поведенческие и эмоциональные нарушения являются обычными в первые месяцы после начала потери речи, но отмечается тенденция к их улучшению по мере того как дети приобретают некоторые способы коммуникации.

Этиология состояния неизвестна, но клинические данные предполагают возможность воспалительного энцефалитического процесса. Течение состояния совершенно различно; у 2 /3 детей сохраняются более или менее серьезный дефект рецептивной речи, а около 1 /3 полностью выздоравливают.

— приобретенная афазия вследствие мозговой травмы, опухоли или другого известного болезненного процесса (F06.82х);

— афазия при аутизме (F84.0х, F84.1х).

/F80.8/ Другие расстройства развития речи и языка

— задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;

— физиологическая задержка развития речи.

F80.81 Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией

Данная группа представлена речевыми нарушениями, задержкой формирования высших психических функций, которые обусловлены социальной депривацией или педагогической запущенностью. Клиническая картина проявляется в ограниченности словарного запаса, несформированности фразовой речи и др.

— задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;

— физиологическая задержка развития речи.

F80.82 Задержки речевого развития, сочетающиеся

с задержкой интеллектуального развития и специфичческими

расстройствами учебных навыков

У больных этой группы речевые нарушения проявляются ограниченностью грамматического словарного запаса, затруднениями высказываний и смыслового оформления этих высказываний. Интеллектуальная недостаточность или когнитивные расстройства проявляются в сложностях аб-

F80.88 Другие расстройства развития речи и языка

F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные

Эту категорию следует насколько возможно избегать и использовать только для неуточненных расстройств, при которых есть значительное нарушение в развитии речи, которое нельзя объяснить умственной отсталостью или неврологическими, сенсорными или физическими аномалиями, непосредственно воздействовавшими на речь.

— речевое расстройство БДУ;

— расстройство речи БДУ.

/F81/ Специфические расстройства развития учебных навыков

Концепция специфических нарушений развития школьных навыков непосредственно напоминает понятие специфических расстройств развития речи (смотри F80.-), и здесь существуют те же проблемы в их определении и измерении. Это расстройства, при которых нормальное приобретение навыков нарушено с ранних стадий развития. Они не являются следствием отсутствия благоприятной возможности для обучения или какой-либо полученной мозговой травмы или болезни. Скорее считается, что расстройства возникают из нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Как и при большинстве других нарушений развития, данное

состояние существенно более часто отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Пять видов трудностей возникают в диагностике. Во-первых, это необходимость дифференциации расстройств от нормальных вариантов школьного обучения. Проблема здесь та же, что и для речевых нарушений и те же критерии предложены для суждения о патологичности состояния (с необходимой модификацией, которая связана с оценкой не речи, а школьных достижений).Во вторых, это необходимость принимать в расчет динамику развития. Это важно по 2-м причинам:

а) тяжесть: отставание в чтении на 1 год в 7 лет имеет совершенно иное значение, чем отставание на 1 год в 14 лет;

б) изменение типа проявлений: обычно задержка речи в дошкольные годы в разговорной речи исчезает, но сменяется специфической задержкой чтения, что, в свою очередь, уменьшается в подростковом возрасте, а главной проблемой в юности является тяжелое расстройство спеллингования; состояние во всех отношениях то же самое, но проявления изменяются по мере взросления; диагностический критерий обязан принимать в расчет эту динамику развития.

Третья трудность заключается в том, что школьные навыки должны быть преподаны и усвоены; они не только функция биологического созревания. Неизбежно, что уровень приобретения детьми навыков будет зависеть от семейных обстоятельств и обучения в школе, также как и от их индивидуальных особенностей характера. К сожалению, нет прямого и недвусмысленного пути в дифференциации школьных трудностей, обусловленных отсутствием адекватного опыта от тех, которые обусловлены некоторыми индивидуальными нарушениями. Имеются достаточные основания предполагать, что это различие имеет действительную реальность и клиническую силу, но диагноз труден в индивидуальных случаях. В четвертых, хотя исследовательские данные предусматривают гипотезу о лежащей в основе расстройства патологии обработки когнитивной информации, у конкретного ребенка нелегко дифференцировать то, что вызвало трудности чтения, от того, что сопутствует плохим навыкам чтения. Трудность сопряжена с данными, что нарушения чтения могут происходить более чем от одного типа когнитивной патологии. В пятых,

сохраняется неопределенность в отношении оптимального подразделения

специфических расстройств развития школьных навыков.

Дети обучаются читать, писать, произносить слова по буквам и совершенствовать арифметические вычисления, когда их приобщают к этой деятельности дома и в школе. Страны широко варьируют по возрасту начала официального обучения в школе, программам школьного обучения и, следовательно, по тем навыкам, которые предположительно должны быть приобретены детьми к различному возрасту. Это расхождение является наибольшим в период обучения детей в элементарной или начальной школе (то есть вплоть до 11 лет) и усложняет проблему выработки действующих дефиниций нарушения школьных навыков,имеющих транснациональную адекватность.

Тем не менее, в пределах любых образовательных систем ясно, что в каждой возрастной группе школьников существует разброс в школьных достижениях и у некоторых детей отмечается недостаточность в специфических аспектах навыков относительно их общего уровня интеллектуального функционирования.

Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) охватывают группы расстройств, проявляющиеся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Эти нарушения в обучении не являются прямым следствием других состояний (таких как умственная отсталость, грубые неврологические дефекты, неоткорригированные зрительные или слуховые повреждения или эмоциональные расстройства), хотя они могут встречаться как сопутствующие им. СРРШН часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами (такими как расстройство дефицита внимания или расстройство поведения) или другими расстройствами развития, такими как специфическое расстройство развития моторных функций или специфические расстройства развития речи.

Этиология СРРШН неизвестна, но существует предположение о ведущей роли биологических факторов, которые, чтобы вызвать проявления состояния, находятся во взаимодействии с небиологическими факторами (такими как наличие благоприятной возможности для обучения и качество обучения). Хотя данные нарушения связаны с биологическим созреванием, все же это не значит, что дети с подобными расстройствами на-

ходятся просто на более низком уровне нормального континуума и, следовательно, «догонят» со временем сверстников. Во многих случаях признаки этих нарушений могут продолжаться в подростковом возрасте, сохраняясь и у взрослых. Тем не менее, необходимой диагностической особенностью является то, что расстройства проявляются в определенных формах в ранние периоды школьного обучения. Дети могут отставать в своем школьном совершенствовании и на более поздней стадии получения образования (в связи с отсутствием интереса к учебе; плохой образовательной программой; эмоциональными нарушениями; возрастанием или изменениями в требованиях заданий и др.), однако такие проблемы не входят в концепцию СРРШН.

Существует несколько основных требований для диагностики любого из специфических расстройств развития школьных навыков. Во-первых, это должна быть клинически значимая степень нарушения какого-либо определенного школьного навыка. Об этом можно судить: на основе тяжести, определенной по школьной успеваемости, то есть такая степень нарушения, которая могла бы встречаться менее чем у 3% популяции детей школьного возраста;по предшествующим нарушениям развития, то есть задержке или отклонению в развитии в дошкольные годы, наиболее часто в речи; по сопутствующим проблемам (таким как невнимательность, повышенная активность, эмоциональные нарушения или нарушения в поведении); по типу расстройства (то есть наличию качественных нарушений, обычно не являющихся частью нормального развития); и по реакции на терапию (то есть школьные трудности не сразу уменьшаются по мере усиления помощи дома и/или в школе).

Во-вторых, нарушение должно быть специфическим в том смысле, что его нельзя объяснить только умственной отсталостью или не столь выраженным снижением общего интеллектуального уровня. Так как коэффициент умственного развития и школьные достижения не идут прямо параллельно, это решение может быть сделано только на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на усвоенный материал и коэффициент умственного развития, соответствующих определенной культуре и образовательной системе. Такие тесты должны использоваться вместе со статистическими таблицами с данными о среднем ожидаемом уровне усвоения школьного материала при определенном коэффи-

циенте умственного развития в данном возрасте. Это последнее требование необходимо в связи с важностью эффекта статистической регрессии: диагноз, основанный на вычитании возраста, соответствующего усвоенному школьному материалу, от умственного возраста ребенка является серьезно вводящим в заблуждение. Однако, в обычной клинической практике эти требования в большинстве случаев не будут выполняться. Таким образом, клиническое указание заключается просто в том, что уровень школьных знаний ребенка должен быть существенно ниже, чем ожидаемый для ребенка этого же умственного возраста.

В-третьих, нарушение должно быть связано с развитием в том смысле, что должно присутствовать с первых лет обучения, а не приобретаться позднее в ходе образования. Сведения о школьных успехах ребенка должны подтверждать это.

В-четвертых, должны отсутствовать внешние факторы, которые можно рассматривать как причину школьных трудностей. Как сказано выше, вообще диагноз СРРШН должен опираться на положительные доказательства клинически значимого нарушения усвоения школьного материала в сочетании с внутренними факторами в развитии ребенка. Однако, для того, чтобы обучаться эффективно, дети должны иметь адекватные возможности для обучения. Соответственно, если ясно, что плохие школьные достижения непосредственно обусловлены очень длительным непосещением школы без обучения на дому или грубо неадекватным обучением, то данные нарушения кодироваться здесь не должны. Частые непосещения школы или перерывы в образовании вследствие смены школы обычно недостаточны, чтобы привести к школьной задержке в степени, необходимой для диагноза СРРШН. Однако, плохое обучение в школе может осложнить проблему, в этом случае школьные факторы должны шифроваться с помощью кода Х из Классе XXI МКБ-10.

В-пятых, специфические нарушения развития школьных навыков не должны быть прямо обусловлены неоткорригированными зрительными или слуховыми расстройствами.

Клинически важно дифференцировать СРРШН, которые возникают в отсутствии какого-либо диагностируемого неврологического расстройства,

и СРРШН, вторичные к некоторым неврологическим состояниям, таким как

церебральный паралич. В практике эту дифференциацию часто очень

трудно сделать (вследствие неопределенного значения множественных

«мягких» неврологических знаков), а результаты исследовательские не

дают четкого критерия дифференциации ни в клинической картине, ни в

динамике СРРШН в зависимости от присутствия или отсутствия неврологической дисфункции. Соответственно, хотя это и не составляет диагностического критерия, необходимо, чтобы наличие какого-либо сопутствующего нарушения кодировалось отдельно в соответствующем неврологическом разделе классификации.

— специфическое нарушение навыков чтения (дислексия);

— специфическое нарушение навыков письма;

— специфическое нарушение арифметических навыков (дискалькулия);

— смешанное расстройство школьных навыков (трудности обучения).

F81.0 Специфическое расстройство чтения

Продуктивность чтения ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с возрастом ребенка, его общей интеллектуальностью и школьной успеваемостью. Продуктивность лучше оценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на точность и понимание прочитанного. Конкретная природа проблемы чтения зависит от ожидаемого уровня чтения и от языка и шрифта. Однако, на ранних стадиях обучения алфавитному шрифту могут быть трудности в пересказывании алфавита или распределении по категориям звуков (вопреки нормальной остроте слуха). Позднее могут быть ошибки в навыках устного чтения, такие как:

а) пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слов;

б) медленный темп чтения;

в) попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях;

г) перестановка слов в предложении или букв в словах.

Также может быть недостаточность в понимании читаемого, например:

д) неспособность вспомнить факты из прочитанного;

е) неспособность сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;

ж) для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа.

Характерно, что в более позднем детстве и во взрослой жизни трудности спеллингования становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушения спеллингования часто включают в себя фонетические ошибки и, по-видимому, проблемы чтения и спеллингования могут частично происходить вследствие нарушения фонологического анализа. Мало известно о природе и частоте орфографических ошибок спеллингования у детей, которые должны читать нефонетические языки, и мало известно о типах ошибок в неалфавитном тексте.

Специфическим нарушениям навыков чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. В других случаях у ребенка могут отмечаться нормальные этапы развития речи в соответствии с возрастом, но все же могут быть трудности в обработке слуховой информации, что проявляется проблемами в категоризации звуков, в рифмовании и, возможно, дефектами в различении звуков речи, слуховой последовательной памяти и слуховой ассоциации. В некоторых случаях также могут отмечаться проблемы в обработке зрительной информации (такие как различение букв); однако, они являются общими среди детей, которые только начинают обучаться чтению, и, следовательно, не являются причинно связанными с плохим чтением. Также обычными являются нарушения внимания, сочетающиеся с повышенной активностью и импульсивностью. Конкретный тип нарушения развития в дошкольном периоде значительно варьирует от ребенка к ребенку, также как и его тяжесть, тем не менее такие нарушения являются обычными (но не обязательными).

Также типичными в школьном возрасте являются сопутствующие эмоциональные и/или поведенческие расстройства. Эмоциональные расстройства более типичны в ранние школьные годы, но нарушения поведения и синдромы гиперактивности более вероятны в позднем детстве и в подростковом возрасте. Также часто отмечаются низкая самооценка и проблемы школьной адаптации и взаимоотношений со сверстниками.

— специфическая задержка в чтении;

— специфическое отставание в чтении;

— чтение в обратном порядке;

— дислексия вследствие нарушения фонематического и грамматического анализа;

— нарушения спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

— дислексия БДУ (R48.0);

— трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.х);

— нарушения спеллингования, не сочетающиеся с трудностями чтения

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования

В эту подрубрику включаются нарушения письма, связанные с нарушением высших психических функций.

Спеллингование ребенка должно быть значительно ниже уровня, ожидаемого на основе его возраста, общей интеллектуальности и успеваемости. Это лучше расценивать с помощью индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на спеллингование. Навыки чтения ребенка (как правильность, так и понимание) должны быть в пределах нормы и не должна отмечаться предыстория значительных трудностей чтения. Трудности в спеллинговании не должны быть обусловлены главным обра-

зом грубо неадекватным обучением или дефектами зрительных, слуховых

или неврологических функций. Также они не могут быть приобретены

вследствие какого-либо неврологического психического или другого

Хотя известно, что «чистое» расстройство спеллингования дифференцируется от нарушений чтения, сочетающихся с трудностями спеллингования, мало известно в отношении предшествующих нарушений, динамики, коррелятов и исхода специфических расстройств спеллингования.

— специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения);

— специфическая задержка спеллингования.

— трудности спеллингования, сочетающиеся с расстройством чтения (F81.0);

— диспраксическая дисграфия (F82);

— трудности спеллингования, определяемые в основном неадекватным обучением (Z55.8);

— приобретенное расстройство спеллингования (R48.8).

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Это расстройство включает специфическое нарушение навыков счета, которое нельзя объяснить исключительно общим психическим недоразвитием или грубо неадекватным обучением. Дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления (предпочтительнее, чем более абстрактных математических навыков, включае-

мых в алгебру, тригонометрию, геометрию или математические исчисления).

Продуктивность в арифметике у ребенка должна быть значительно ниже уровня, ожидаемого в соответствии с его возрастом, общей интеллектуальностью и успеваемостью. Это лучше расценивать на основе индивидуально назначаемых стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей его умственному возрасту, оцениваемому по индивидуально подобранным адекватным стандартизированным тестам. Трудности в арифметике не должны быть обусловлены главным образом грубо неадекватным обучением, дефектами зрения, слуха или неврологических функций и не должны быть приобретены вследствие какого-либо неврологического, психического или другого расстройства.

Расстройства навыков счета менее изучены, чем расстройства чтения, и знания о предшествующих расстройствах, динамике, коррелятах и исходе совершенно ограничены. Однако предполагают, что в отличие от многих детей с расстройствами чтения, здесь есть тенденция к сохранению в пределах нормы слухо-воспринимающих и вербальных навыков, тогда как зрительно-пространственные и зрительно-воспринимающие навыки имеют тенденцию быть нарушенными. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социо-эмоционально-поведенческие проблемы, но мало известно об их особенностях или частоте. Предполагают, что трудности в социальном взаимодействии могут быть особенно частыми.

Арифметические трудности, которые отмечаются, обычно различны, но могут включать: недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций; отсутствие понимания математических терминов или знаков; нераспознавание числовых знаков; трудность проведения стандартных арифметических действий; трудность в понимании, какие числа, относящиеся к данному арифметическому действию, необходимо использовать; трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений; плохая пространственная организация арифметических вычислений; неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.

— связанное с развитием нарушение счета;

— дискалькулия, обусловленная нарушением высших психических функций;

— специфическое расстройство счета, связанное с развитием;

— синдром развития Герстмана;

— арифметические трудности, сочетающиеся с нарушениями чтения или спеллингования (F81.3);

— арифметические трудности, обусловленные неадекватным обучением

— акалькулия БДУ (R48.8);

— приобретенное расстройство счета (акалькулия) (R48.8).

F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков

Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная категории расстройств, при которых как арифметические навыки, так и навыки чтения или спеллингования значительно нарушены, но при которых нарушения нельзя объяснить непосредственно общей умственной отсталостью или неадекватным обучением. Это должно применяться для всех расстройств, удовлетворяющих критериям для

F81.2 и либо F81.0, либо F81.1.

— специфическое расстройство чтения (F81.0);

— специфическое расстройство спеллингования (F81.1);

— специфическое расстройство навыков счета (F81.2).

F81.8 Другие расстройства развития учебных навыков

— расстройство развития экспрессивного письма.

F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное

Этой категории необходимо насколько возможно избегать и использовать только для неуточненных нарушений, при которых обнаруживается значительная неспособность к обучению, что не может быть объяснено непосредственно умственной отсталостью, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения.

— неспособность к приобретению знаний БДУ;

— неспособность к обучению БДУ;

— расстройство обучения БДУ.

F82 Специфические расстройства развития моторной функции

Это расстройство, при котором основным признаком является серьезное нарушение в развитии двигательной координации, которое нельзя объяснить общей интеллектуальной отсталостью или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим расстройством (другим, чем то, что предполагается при нарушениях координации). Типично для моторной неуклюжести сочетание с некоторой степенью нарушения продуктивности в выполнении зрительно-пространственных когнитивных задач.

Двигательная координация ребенка при тонких или крупных двигательных пробах должна быть значительно ниже уровня, соответствующего его возрасту и общей интеллектуальности. Это лучше оценивать на ос-

нове индивидуально назначаемых стандартизированных тестов тонкой или

грубой двигательной координации. Трудности в координации должны отмечаться с ранних этапов развития (то есть они не должны представлять приобретенную недостаточность) и не должны быть непосредственно обусловлены какими-либо дефектами зрения или слуха или каким-либо диагностируемым неврологическим расстройством.

В большинстве случаев тщательный клинический осмотр выявляет заметную незрелость развития нервной системы, в частности, хореиформные движения конечностей или зеркальные движения и другие сопутствующие моторные симптомы, также как и признаки плохой тонкой или грубой двигательной координации (обычно описываемые как «мягкие» неврологические знаки у маленьких детей).Сухожильные рефлексы могут быть повышены или понижены с обеих сторон, но не асимметрично.

У некоторых детей могут отмечаться школьные трудности, иногда довольно серьезные; в некоторых случаях сопутствуют социо-эмоционально-поведенческие проблемы, но мало известны их частота или особенности.

Здесь нет какого-либо диагностируемого неврологического расстройства (такого как церебральный паралич или мышечная дистрофия). Однако, в некоторых случаях в анамнезе отмечаются перинатальные ос-

ложнения, такие как очень низкий вес при рождении или значительная

Синдром детской неуклюжести часто диагностируется как «минимальная мозговая дисфункция», но этот термин не рекомендуется, так как имеет очень много различных и противоречивых значений.

— синдром детской неуклюжести;

— связанное с развитием нарушение координации;

— аномалии походки и подвижности (R26.-);

— нарушение координации (R27.-);

F83 Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития

Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых есть смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков и/или двигательных функций, но нет значительного преобладания ни одного из них, чтобы установить первичный диагноз. Общим для этих специфических расстройств развития является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций, и эта смешанная категория может использоваться только тогда, когда есть значительное совпадение специфических расстройств. Таким образом, эту категорию следует применять тогда, когда встречаются дисфункции, удовлетворяющие критериям двух или более рубрик F80.-, F81.х и F82.

/F84/ Общие расстройства психологического

Группа расстройств, характеризуемая качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные нарушения являются общими чертами индивидуального функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и, только с небольшими исключениями, проявляются в первые 5 лет. Обычно, но не постоянно, для них характерна некоторая степень нарушения когнитивной деятельности, но расстройства определяются по поведению как отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту (независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости). Подразделение этой группы общих расстройств развития является в некоторой степени дискутабельным.

/F84.0/ Детский аутизм

Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Предшествующего периода несомненно нормального развития обычно нет, но если есть, то аномалии выявляются в возрасте до 3 лет. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Они выступают в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что заметно по отсутствию реакций на эмоции других людей и/или отсутствию модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; плохо используются социальные сигналы и незначительна интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения; особенно характерно отсутствие социо-эмоциональной взаимности. Равным образом обязательны качественные нарушения в общении. Они выступают в форме отсутствия социального использования имеющихся речевых навыков; нарушений в ролевых и социально-имитационных играх; низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия творчества и фантазии в мышлении; отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции, имеющей усилительное или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением,интересами и активностью. Это проявляется тенденцией устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни, обычно это относится к новым видам деятельности, а также к старым привычкам и игровой активности. Может наблюдаться особая привязанность к необычным, чаще жестким предметам, что наиболее характерно для раннего детского возраста. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями; частыми являются моторные стереотипии; характерно проявление особого интереса к нефункциональным элементам предметов (таким как запах или осязательные качества поверхности); ребенок может противиться изменениям заведенного порядка или деталей его окружения (таких как украшения или меблировка дома).

Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких

как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания запястий), особенно при сопутствующей тяжелой умственной отсталости. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, инициативности и творчества в организации досуга, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия (даже когда выполнение задач вполне соответствует их способностям). Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трех четвертях случаев имеется отчетливая умственная отсталость.

— аутистическая психопатия (F84.5);

F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга

— аутистическое расстройство, обусловленное органическим заболеванием головного мозга.

F84.02 Детский аутизм вследствие других причин

/F84.1/ Атипичный аутизм

Тип общего расстройства развития, который отличается от детского аутизма (F84.0х) либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после 3-х лет; и/или здесь отсутствуют достаточно отчетливые нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение) вопреки характерным аномалиям в другой сфере(ах). Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отличающееся от аутизма.

— умственная отсталость с аутистическими чертами;

— атипичный детский психоз.

F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

— умственная отсталость с аутистическими чертами.

F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

— атипичный детский психоз.

F84.2 Синдром Ретта

Состояние, пока описанное только у девочек, причина которого неизвестна, но которое выделяется на основании особенностей начала течения и симптоматологии. В типичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием следует парциальная или полная потеря приобретенных мануальных навыков и речи наряду с замедлением роста головы, обычно с началом в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря намеренных движений рук, стереотипии почерка и одышка. Социальное и игровое развитие задержаны в первые два или три года, но есть тенденция к сохранению социального интереса. Во время среднего детского возраста имеется тенденция к развитию атаксии туловища и апраксии, сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, и иногда и хореоатетоидными движениями. В исходе состояния постоянно развивается тяжелая психическая инвалидизация. Часто возникают эпилептические приступы в период раннего или среднего детского возраста.

Синдром Ретта прежде всего дифференцируется на основании отсутствия целенаправленных движений рунами, замедления роста головы, атаксии, стереотипных движений, «мытья рук» и отсутствия надлежащего пережевывания. Течение, выражающееся прогрессирующим ухудшением двигательных функций, подтверждает диагноз.

F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

Общие расстройства развития (иные, чем синдром Ретта), которые определяются периодом нормального развития до их начала, отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков по крайней мере в нескольких сферах развития с одновременным появлением характерных аномалий социального, коммуникативного и поведенческого функционирования. Часто отмечается продромальный период неясной болезни; ребенок становится своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. За этим следует обеднение, а затем потеря речи, сопровождающаяся дезинтег

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *