что такое тжк в телевидении
Б езусловно, для донесения достоверной видео- и аудиоинформации потребителю важно иметь в наличии высококачественное съемочное оборудование.
Необходимой частью современного телевизионного журналистского комплекта (ТЖК) является видеокамера или камкордер. Однако, если нет постоянной необходимости в наличии этой техники, то аренда видеооборудования в продакшн студии Rmedia позволит значительно сэкономить бюджет и сбережет Ваше время.
В стандартный ТЖК (телевизионный журналистский комплект) входит: телекамера, штатив, накамерный свет, ручной микрофон, петличный микрофон, звуковой кабель, наушники, аккумуляторы, зарядное устройство.
Так же, в зависимости от поставленной задачи, ТЖК может быть дополнительно укомплектован сменными объективами, радиосистемой, осветительными приборами, микрофонной удочкой (звуковой БУМ), видеомонитором, компендиумом, светофильтрами и другой техникой.
Аренда ТЖК
Если Вам нужна аренда съемочной техники, студия Rmedia рекомендует воспользоваться услугой инженера. Это позволит качественно улучшить выполнение творческой задачи оператором, а всеми техническими моментами по обеспечению работы съемочной техники будет заниматься инженер.
Аренда ТЖК, аренда объектива, аренда света, аренда звукового оборудования, аренда обвеса на камеру или аренда фоллоу фокуса (follow focus) – все это и многое другое к Вашим услугам от студии Rmedia.
Камкордер (камкодер)для ТЖК
В настоящий момент большое количество региональных студий продолжает работать с оборудованием Betacam SP, в то время как компания Sony уже прекратила выпуск этих камер. Правда, компания все еще производит к ним запчасти.
Но современная подготовка материала к телевизионному эфиру становится гораздо более простой, если в процессе задействована цифровая техника, имеющая ряд неоспоримых достоинств.
Преимущества камкодеров
Прежде всего, современная съемочная техника предоставляет практическую возможность неоднократной перезаписи с сохранением качества видео- и аудиоматериалов благодаря виду представления сигнала и предусматриваемым цифровым форматам кодов, исправляющих ошибки. Цифровой формат также предоставляет разнообразные уникальные способы обработки отснятого материала и гарантирует простоту редактирования.
Немаловажным является и тот факт, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению цены на многие модели камкодеров.
Нынешнее состояние отечественного телевидения таково, что полный переход к цифровым стандартам высокой четкости произойдет не в ближайшее время, и сегодня для создания телевизионного материала все еще используются камеры старого образца, поэтому считать их отжившими свой век рановато. Однако цифровые технологии развиваются столь стремительно, что при выборе и аренде съемочного оборудования обязательно стоит смотреть в будущее и учитывать возможный срок устаревания камер наперед.
Аренда камкодеров
Вы сможете лично убедиться в преимуществах современного цифрового оборудования, арендовав видеокамеры (камкодеры) в продакшн-студии Rmedia.
Обслуживаем ТЖК в командировке
Каждому выезду телевизионной группы в командировку должна предшествовать тщательная подготовка, как в решении организаторских вопросов (согласование проведения съемок, уточнение съемочного плана, заказ билетов, мест в гостинице), так и при подборе съемочного оборудования. Как правило, и это требует Приказ Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых информаций № 134 от 12 июля 2002 года, съемочное оборудование для выездных съемок готовит техническая служба студии. Ответственность за ТЖК на выезде возлагается на видеоинженера или оператора, если выезд съемочной группы происходит без специалиста технического отдела.
1. Состав ТЖК. Что берем с собой.
Стандартный тележурналистский комплект (ТЖК) имеет в своем составе: видеокамеру, штатив, аккумуляторы, накамерный свет, зарядное устройство, микрофон, микрофон-петлицу, звуковые кабели. В зависимости от поставленных задач на съемку и от возможностей телестудии, ТЖК может доукомплектовываться сменными объективами, оптическими насадками, светофильтрами, компендиумом, монитором, радиосистемой, микрофонной удочкой, дополнительными световыми приборами со штативами, отражателями, зонтиками и т.д.
Стандартный набор аксессуаров ТЖК размешается в специальных транспортных кофрах. Очень удобны для этих целей транспортные кофры российского производства Almi Omega, которые обеспечивают полную вместимость необходимой аппаратуры, ее безопасную транспортировку и сохранность. Кофры имеют несколько оптимальных типоразмеров и очень удобны при переносе и эксплуатации. Внутренний объем кофров выполнен в светлых тонах, что позволяет легко обнаружить любой предмет, лежащий внутри, даже в условиях недостаточной освещенности.
Система съемных перегородок дает возможность самостоятельно изменять внутренний объем кофра и размещать необходимые аксессуары отдельно друг от друга. Линейка кофров Omegaсочетает в себе 4 типоразмера. В зависимости от целей поездки и личных нужд оператор или видеоинженер имеют возможность подобрать оптимальный кофр для работы. Цена транспортных кофров Almi Omega составляет около 4 000 рублей.
Для операторов, которые отправляются в командировку без видеоинженера, рекомендуется использовать рюкзак Almi BetaPro, который предназначен для комфортабельной транспортировки портативных камкордеров (DV,DVCAM, HDV) и различных аксессуаров ТЖК: легкого штатива для камеры, штативов для света, запасных батарей, видеокассет, микрофонов, проводов и др. Благодаря внутренней системе крепления, а именно возможности переставить специальный жесткий разделитель, в рюкзаке можно размещать большинство моделей современных камкордеров. Внутри кофра и во внешних карманах достаточно места для дополнительного оборудования необходимого для съемки. Жесткий пластиковый наплыв выдерживает самые экстремальные воздействия и надежно защищает видоискатель, а комфортная система переноски делает ранец удобным и надежным для длительных поездок. Стоимость рюкзака Almi BetaPro – 11 000 рублей
Желательно укладку аксессуаров в кофр производить всегда в одном порядке, это помогает быстро определить недостающее оборудование после окончания съемки и не забыть его на съемочной площадке. Перед командировкой следует предусмотреть возможные неисправности оборудования и взять с собой необходимый инструмент для мелкого ремонта. Многофункциональный набор Leatherman, представляющий целый арсенал самого необходимого ручного инструмента, просто незаменимый предмет для командировки.
2. Проверка работоспособности аппаратуры ТЖК.
Перед каждым выездом на внестудийную съемку оператор совместно с видеоинженером, производят проверку работоспособности оборудования ТЖК. Проверка включает: осмотр комплекта, проверку работоспособности механических систем и систем управления, визуальную проверку основных показателей качества, пробную запись длительностью 30 секунд сигналов ГЦП, тест-таблицы и тон-генератора. Ответственность за техническое состояние аппаратуры ТЖК с момента ее получения и до возвращения несет видеоинженер ТЖК (при использовании ТЖК с обслуживающим персоналом) или телеоператор (при использовании ТЖК без обслуживающего персонала).
3. Транспортировка оборудования. Оборудование ТЖК всегда должно транспортироваться в транспортных кофрах, что обеспечивает сохранность аппаратуры и предотвращает ее от случайных ударов.
4. На съемочной площадке.
Перед началом съемок осуществляется визуальный осмотр ТЖК и при необходимости его оперативная подстройка. Настраивается баланс белого в условиях рабочего освещения (здесь пригодится ваш белый лист бумаги), делается пробная запись на рабочей площадке изображения тест-таблицы, общего плана, счета с микрофона или генератора. Не забудьте о режиме тишины при записи ГЦП, иначе придется краснеть за свою неадекватную лексику на монтаже.
При необходимости протрите объектив камеры замшей или специальной салфеткой TecNec ROS-LT. Ни в коем случае не используйте при обслуживании объективов носовые платки, спирт, одеколон и лосьоны, чтобы не оставлять на объективе жировых разводов.
После проверки ТЖК производится коммутация звукового оборудования под поставленные задачи. Если работа происходит с двумя микрофонами, то целесообразно более длинный аудиокабель (
5 м) соединить с микрофоном-петлицей, что даст возможность расположить героя вашего сюжета в разных местах съемки и предотвратит натяжение провода. При закреплении микрофона-петлицы придерживайтесь следующего правила – микрофон должен располагаться в 15–20 см ниже подбородка интервьюированного и на одной с ним вертикальной линии. В комплект микрофона-петлицы входят зажимы вертикального и горизонтального крепления. К сожалению, бывают случаи их поломок, причем в самое неподходящее время. В командировочных условиях зажим можно временно заменить скрепкой черного цвета, булавкой или значком, но размещать их необходимо так, чтобы они не попадали в кадр. При использовании микрофонов-петлиц с батарейным питанием помните, что заряд батареи не вечен. Если вы не имеете запасной батареи, то воспользуйтесь старым проверенным способом – обожмите несколько раз батарею плоскогубцами или обстучите цилиндр батареи твердым предметом. Минут на 10-15 вам хватит «обновленного заряда» батареи для завершения интервью. Не забудьте сразу же после окончания съемок купить новые батарейки.
Работая с осветительными приборами ТЖК нужно соблюдать особую осторожность. Все работы с напольными осветительными приборами производятся после отключения прибора из сети. Высокий нагрев приборов опасен ожогами, поэтому регулировать шторки и производить замену ламп возможно лишь после того, как прибор остынет. При замене ламп помните, что нельзя допускать соприкосновение пальцев рук с колбой лампы. Случайные загрязнения колбы удаляйте с помощью чистой салфетки из бязи, смоченной в спирте (ваш 30 граммовый запас – см. выше). Лампу для замены при установке держите только за цоколь или за колбу, но предварительно оберните ее чистой материей или бумагой.
Действия оператора и видеоинженера после завершения съемок тоже имеют свой определенный порядок. Выключив камеру, сразу же отсоедините от нее микрофонные кабели. Как правило, по окончании съемок наступает всеобщее расслабление и передвижение по съемочной площадке. Нередки случаи, что кто-то, да и зацепится за лежащие на полу провода, потянув за собой штатив вместе с камерой. Чтобы исключить это – звуковое оборудование раскоммутируйте в первую очередь. Затем выключите и обесточьте осветительные приборы.
Никогда не спешите при сборке аксессуаров. Аккуратно снимите микрофон-петлицу, проверьте, не потерялась ли ее ветрозащита, ровно уложите звуковой кабель, не допуская перегибов. Соединительные аудиокабели также сверните в аккуратные бухточки, предварительно распутав узлы и расправив перехлесты, одинаковые разъемы папа-мама соедините между собой. Проверьте комплектность аксессуаров ТЖК и уложите их в транспортный кофр. Сложите штатив, панорамную ручку закрепите параллельно штативным ногам, если вы пользуетесь удлиненной штативной площадкой, отсоедините ее и положите в кофр отдельно от штатива. Световое оборудование, если оно не остыло после съемок, лучше не укладывать в транспортный кофр, а переносить его за фиксатор- крепление.
5. Обслуживание оборудования после завершения съемок.
Обслуживание ТЖК после съемок заключается в зарядке аккумуляторов, уходом за камерой и аксессуарами. Некоторые операторы производят подзарядку аккумуляторов еще в процессе съемки, если на съемочной площадке есть электропитание. Но по возможности, этого лучше не делать. Недозарядка отдельных типов аккумуляторов, также вредна им, как и их подзарядка. Это снижает количество рабочих циклов батареи. Аккумуляторные батареи перед зарядкой должны быть полностью разряжены. Остаточный заряд аккумуляторов перед зарядкой можно снять, включив накамерный свет. Отдельные модели зарядных устройств для аккумуляторов имеют сетевой шнур с евровилкой, розетку, для которой не всегда можно найти. Приходится пользоваться переходниками, но лучше всего иметь в составе ТЖК сетевой удлинитель с вилкой российского стандарта и розетками типа «евро».
После того, как аккумуляторы поставлены на зарядку, очистите от пыли и грязи штатив и особенно растяжку штативных ног. Протрите влажной тряпкой микрофонные кабели. Сухой тряпкой удалите пыль с камеры и протрите замшей объектив. Очень редко, но бывают случаи загрязнения видеоголовки камеры в командировке. Если вы взяли с собой чистящую кассету, то процесс восстановления работоспособности камеры займет несколько секунд. ВНИМАНИЕ! Время работы камеры в режиме «Plаy» с чистящей кассетой указана на этикетках кассеты, не превышайте его и не перематывайте чистящую кассету на начало. Если чистящей кассеты нет, то можно протереть видеоголовку тампоном из бязи, смоченную спиртом. Но эту работу должен производить опытный видеоинженер.
Зарядив аккумуляторы и почистив ТЖК, соберите все аксессуары и уложите в кофры. Подготовьте ТЖК к выезду.
6. Возвращаемся на студию.
Ответственный за ТЖК в командировке по возвращении на студию сдает оборудование в технический отдел. Он сообщает специалистам отдела обо всех замечаниях по работе оборудования, которые возникали на съемках и произведенных ремонтных работах.
Надеемся, что наши советы по обслуживанию ТЖК в командировке помогут начинающим операторам и видеоинженерам в работе.
Телевизионная техника для внестудийных передач
Цифровые видеоэффекты
Видеосигнал, записанный в цифровой форме, позволяет значительно расширить спектр видеоэффектов, без которых уже немыслимо современное телевидение. Чередование кадров на основе стыков и переходов лежит в основе монтажных операций. Например, моментальная смена одного кадра другим называется прямым переходом. Такой эффект легко осуществить обычным переключением микшерного пульта с одной камеры на другую, при этом зритель увидит смену планов. Это самая распространенная стыковка кадров при линейном монтаже. При нелинейном — происходит смена «адресов» видеосюжета.
Программное обеспечение позволяет менять кадры методом микширования (наплыва), в этом случае первая «картинка» медленно теряет яркость и контраст, а следующий кадр, наоборот, из еле видимого превращается в доминирующий.
Для того чтобы обратить внимание на значительный временной промежуток между кадрами, используется переход введение-выведение, где при ослабевании первого кадра его сменяет черный экран, а затем увеличивается яркость и контраст следующего плана.
Постепенную смену соседних кадров возможно осуществить как бы приоткрывая второй план из-под первого. При этом яркостные характеристики остаются неизменными, но площадь первого кадра медленно уменьшается, а второго — увеличивается. Данный переход напоминает приоткрывающуюся шторку и называется вытеснением.
Для передачи эффекта большого расстояния между событиями нередко применяется расщепленный экран, разбитый на сегменты, в которых одновременно транслируются разные кадры.
Иногда журналист добивается эффекта живого эфира, снимая собеседника, скажем, на фоне окна. Зритель и не подозревает, что в студии окно может отсутствовать: оператор заранее производит съемку какого-либо знакомого зрителю фона в различных временных и погодных условиях. Подложив «окно» под первый план (с ведущим или его собеседником), журналист создает иллюзию того, что действие происходит в данный момент, так как освещение и погодные условия фона на экране телевизора полностью совпадают с теми, что видит зритель за окном своей квартиры. Данный эффект называется «рирпроекцией». Разумеется, вместо окна может быть любой сюжет.
Сочетанием переходов и стыков между кадрами журналист добивается различного психологического состояния у зрителя.
Передвижная телевизионная станция (ПТС)
ПТС — комплекс телевизионной аппаратуры, смонтированный в транспортном средстве, для проведения внестудийные передач. В задачи ПТС входит расширение тематики телевизионных программ, обеспечение прямых трансляций с удаленных от телецентра событий.
Первые эксперименты с передачей радиосигнала из передвижной студии начал Г. Маркони в 1898 г. в Англии, для этого он использовал большой автомобиль с паровым двигателем, на крыше которого была смонтирована огромная антенна. Ему же принадлежит первенство в разработке передвижной телевизионной станции, благодаря чему была осуществлена трансляция берлинской Олимпиады 1936 г., а англичане смотрели матч с Уимблдонского турнира в 1937 г.
Сегодня трудно представить, что немногим более полувека назад было почти невозможно осуществить внестудийную съемку. Телекамеры требовали огромного количества света, а мобильных радиоканалов требуемой широты не существовало. В 1948 г. инженеры Московского телецентра С. В. Новаковский и Л. Н. Шверник доставили из США новое оборудование фирмы RCA, в телевизионных камерах которого использовались очень чувствительные, по тем временам, передающие трубки «суперортикон», позволявшие работать при обычном дневном освещении.
Для трансляции первой внестудийной передачи со стадиона «Динамо» (2 мая 1949 г.) под трибуной установили передатчик с водяным охлаждением радиоламп. Но специалистам хотелось поставить аппаратуру на колеса, для чего был приобретен автобус фирмы «Шкода». Приемную антенну расположили на отметке 150 м Шуховской башни, а на крыше автобуса расположили параболическую антенну. Для передачи ТВ-сигнала требовалась прямая (оптическая) видимость между антеннами (о ретрансляторах на спутниках еще и не мечтали), для чего организатор программы рассматривал приемную антенну в бинокль, после чего осуществлялась настройка направленности передающей антенны. Любопытно, что для передачи звукового сопровождения в первое время тянули «времянку» (кабель). Первую в СССР ПТС для передачи черно-белого изображения изготовили в Ленинграде в 1954 г. во ВНИИ телевидения, в 1968 г. была построена ПТС для трансляции цветных изображений.
Стандартных ПТС не существует, каждая телекомпания дает производителю индивидуальный заказ. Внешне это большой автобус, стены которого в рабочем состоянии могут раздвигаться на ширину до 7 метров. Температуру внутри салона поддерживает мощная система отопления-кондиционирования. «Передвижка» может питаться электричеством от внешней сети, но при ее отсутствии обеспечивает себя энергией от встроенного дизельного электрогенератора, так что всегда есть возможность автономной работы. В зависимости от размера в ПТС может быть различное количество рабочих отсеков: режиссерский, звукорежиссерский, инженерный, монтажный (в малых и средних ПТС они могут быть объединены). Каждая ПТС характеризуется максимальным временем развертывания (от остановки перед объектом съемки до приведения в полную телевизионную готовность).
К механическим характеристикам транспортного средства предъявляются самые высокие требования, так как, простаивая, многомиллионная ПТС принесет ощутимые убытки любой телекомпании. Двигатель должен быть надежным и некапризным к качеству топлива, так как работать приходится в самых удаленных уголках страны. Для этого он оборудуется специальными фильтрами и системами подогрева. Подвеске необходимо удерживать многотонную конструкцию и при этом не разбить уникальное оборудование на ухабах. В рабочем состоянии вся конструкция фиксируется специальными гидравлическими домкратами. В ПТС используют даже крышу, там оборудуют площадку для камеры (вдруг удастся остановиться близко от места съемки), там же находится и основная часть передающей системы — антенна, в современных условиях всегда спутниковая (видеосигнал распространяется только в зоне прямой видимости).
В состав ПТС входят:
— видео- и телекамеры (от 3 до 30 шт.);
— аппаратура обработки и преобразования сигнала;
— видеомагнитофоны (от 1 до 10 шт.);
— видеоконтрольные устройства (по количеству камер);
— видеомикшерный и звуковой микшерный пульты;
— цифровые графические станции;
— блоки бесперебойного питания и т.д.
Передающие телевизионные камеры могут удаляться от ПТС на расстояние до 2 км, хотя стандартная длина кабелей — 400 м. Режиссер, ассистент режиссера, редактор титров, оператор системы повторов (необходим при спортивных передачах) располагаются в режиссерском отсеке. Тут же находится компьютерщик, если ПТС оборудована графической станцией.
В звукорежиссерском отсеке — звукорежиссер и звукотехник.
В инженерном — оператор, контролирующий работу телекамер, видеоинженер, отвечающий за качество «картинки», начальник смены.
Если место позволяет, то режиссеры монтажа находятся в отдельном отсеке, если нет — перебираются в режиссерский.
Персонал ПТС — профессионалы высшей квалификации, способные работать в жару и стужу, при порывистом ветре и дожде: телезрителя не волнуют «объективные причины» или погодные условия.
Передвижная репортажная телевизионная станция (ПРТС)
ПРТС — разновидность ПТС, отличающаяся меньшим временем развертывания (менее часа) и меньшими габаритами. Основное назначение — репортажная съемка и ведение прямых эфиров. Некоторые модели способны осуществлять трансляцию, находясь в движении. При освещении очень важных событий ПТС и ПРТС могут paботать совместно, репортажи из ПРТС включаются в видеоряд ПТС.
В составе ПРТС могут быть:
— компактные телекамеры, позволяющие работать «с плеча» (1-3 шт.);
— компактные видеомагнитофоны (1-2 шт.);
ПРТС может быть оборудована собственным электрогенератором, но нередко комплектуется только источником бесперебойного питания, обеспечивающим час автономной работы, и, конечно же, антенной, как правило спутниковой.
Телевизионный журналистский комплект (ТЖК)
ТЖК является одним из самых мобильных средств для производства внестудийных передач. В состав полного комплекта входят:
2) видеомагнитофон (в современных ТЖК обычно используется моноблочная конструкция, где видеокамера совмещена с видеомагнитофоном) ;
5) микрофоны (выносные и накамерный);
6) комплект наушников;
7) комплект освещения;
8) видеоконтрольное устройство;
9) аппаратура для предварительного монтажа.
Наиболее распространенный состав оперативного ТЖК:
1) моноблочная конструкция из камерной головки с видеомагнитофоном формата Betacam SP (аналоговый вариант); или конструкция из камерной головки с цифровой обработкой сигнала с жестким диском (цифровой вариант);
2) батареи или аккумуляторы;
3) световое устройство накамерного типа (например, Anthon Bauer UltraLight20);
4)репортажный микрофон (накамерный);
Вес немногим более 10 кг.
ТЖК может работать в автономном и совместном режимах с иными средствами внестудийной съемки (ПТС, ПРТС, ММТК). Разрешающая способность некоторых современных видеокамер приближается к разрешающей способности кинопленки. Работая автономно, журналистская бригада производит
запись видео- и аудиосигналов, просматривает отснятый материал, производит предварительный монтаж и обеспечивает доставку материала в телецентр.
При совместной работе видеокамера ТЖК дополняет камеры ПТС, ПРТС или ММТК, при этом видеосигнал может быть доставлен как по кабелю, так и посредством оперативной радиолинии (в этом случае оператор не ограничен в работе соединительным кабелем). Одновременно в работе могут использоваться несколько телевизионных журналистских комплектов. При самостоятельной работе без оператора перед рабочей съемкой журналисту необходимо: а) настроить баланс белого при рабочем освещении, б) произвести пробную запись тестовой таблицы.
Самым последним усовершенствованием ТЖК для съемок в экстремальных ситуациях является использование компактной видеокамеры, оборудованной портативным микроволновым передатчиком, иногда подобную систему называют радиокамерой. Дальность передачи достигает 1 км. Электромагнитные волны поступают на приемную систему, а далее при помощи спутниковой портативной антенны уходят в эфир.
Мобильный многокамерный телевизионный комплекс (ММТК)
ММТК (распространенное название в журналистской среде — «раскладушка») — комплекс оборудования, монтируемый непосредственно на месте телевизионной съемки. К такому комплексу могут одновременно подключаться до шести ТЖК. Название «раскладушка» стало популярным потому, что почти на любой съемочной площадке можно быстро разложить комплект аппаратуры и приступить к работе. ММТК способны решать оперативные задачи при внестудийной съемке, относительно дешевы, в них очень эффективно используется оборудование, но полноценно заменить ПТС могут далеко не всегда.
1) телекамеры (до 6 шт.);
2) выносные микрофоны;
3) режиссерский пульт;
4) звукорежиссерский пульт;
5) ВКУ (мониторы) и осциллограф (для инструментального контроля).
В самом простом варианте могут использоваться несколько ТЖК. Режиссер контролирует «картинки» каждой из видеокамер, от которых тянутся провода к монитору (или мониторам), и управляет операторами по радиосвязи.
Разумеется, для передачи видеосигнала с ВКУ может использоваться и радиоканал. Запись производится на видеомагнитофоны, совмещенные с камерными головками. Далее монтаж производится в телецентре.
ММТК удобны тем, что в зависимости от возможностей телекомпании и стоящих задач можно менять комплектность, усложняя комплект коммутирующими устройствами и микшерами. Оборудование укладывается в удобные кейсы на колесиках, а при развертывании расставляется по стойкам.