что такое творческий потенциал личности

Творческий потенциал

Творческий потенциал – это совокупность индивидуальных личных качеств человека, благодаря которым он развивается и создаёт, творит что-то новое, необычное, значимое. Это креативность, благодаря которой мы отклоняемся от стереотипов и находим новые, нестандартные решения.

В процессе творчества мы создаём качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество —это уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат даже при создании той же исходной ситуации. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, и в конечном результате выражает какие-то аспекты своей уникальной личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность, в сравнении с продуктами производства.

Многие из нас задаются этими вопросами: способен ли я к творчеству? Можно ли этому научиться? Что для этого нужно? Какие условия, умения, навыки способствуют творческому развитию? Но состояние творчества человек может испытывать в любом виде деятельности. Реализовать творческий потенциал означает самовыразиться, свободно осуществить неповторимое взаимодействие со своим внутренним «я» и внешним миром. Н. А. Бердяев писал: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы». Чем бы мы ни занимались, следуя своему призванию и интересу, будь то литература, музыка, прикладное искусство, техническое озарение или что-то другое, решение творческой задачи всегда приносит удовлетворение и стремление двигаться дальше.

Создавать что-то новое, самовыражаться — естественная потребность человека.

В процессе творчества огромную роль играют целеустремленность, способность сконцентрироваться на поставленной задаче, готовность к поиску нестандартных решений, воображение и многие другие факторы. Эмоциональное напряжение способствует творческому процессу, являясь стимулом его развития.

Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание.

Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов, что, в свою очередь, создало предпосылки для быстрого развития Эвристики. Эвристика (от др.-греч. (heuristiko), лат. evrica – «отыскиваю», «открываю) – отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

Использование эвристических методов позволяет эффективно решать творческие задачи, поскольку они активизируют интуитивное мышление и способствуют рождению новых, свежих, неожиданных идей.

Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуется пробовать применять разные методы, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности.

Особого внимания заслуживают наиболее эффективные эвристические методы, позволяющие пробудить творческий потенциал. Например, майндмэппинг, метод ассоциаций, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Скрытые возможности вашего мозга – способности, помноженные на современные эвристические методы поиска новых решений – несомненно, внесут новые перспективы в Вашу жизнь. Они помогут генерировать поистине уникальные, нестандартные решения тех проблем, с которыми Вы ежедневно сталкиваетесь на работе и дома. Мы рекомендуем всерьёз заняться их изучением после прохождения общей программы тренировки мозга, когда Вы уже увеличите его потенциал, заставив работать по-новому.

В основе получаемых нами знаний лежат важные познавательные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление. Развитие интеллекта и памяти увеличивает наши шансы на успешную реализацию творческого потенциала.

Желаем Вам радости творчества и успехов в саморазвитии!

Источник

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности.

Дата публикации: 11.05.2018 2018-05-11

Статья просмотрена: 5444 раза

Библиографическое описание:

Мухина, М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50156/ (дата обращения: 23.11.2021).

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности

В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности. С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.

Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.

Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].

Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».

Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.

Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].

Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34]. Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].

Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.

В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).

Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала

Черты творческой личности

Творческие способности

Блоки творчества

В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители. Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].

Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях. Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала. Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.

Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.

Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы. Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.

Источник

Творческий потенциал личности.

что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности.

что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности.

что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности.

Теоретическая часть.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По сути, понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существенного, стандартного.

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть использовано в действии для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности.

Несмотря на широкое использование понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:

— совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих их развитие (Л.Г.Пихтовников, Л.Н. Москвичева);

— синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников;

— социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности ( Е.В. Колесникова);

— специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества ( С.Р. Евинзов);

— характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации ( М.В. Копосова);

— развитое чувство нового, открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже);

— интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Кроме того акцентируется внимание на том, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность). Следовательно, творческий потенциал личности правомерно рассматривать как необходимую предпосылку деятельности творческого характера.

В работах А. Торренса определены основные характеристики творческого потенциала; оригинальность идей (редкость, нетривиальность идей), их беглость (скорость нахождения решений), гибкость (возможность разнообразия ответов), а также тщательность разработки.

Человека творческого склада отличают, по мнению Г.Нойера, В. Кальвайта, Х. Кляйна, развитый интеллект и одаренность (общая или частная), чувство нового, нешаблонное мышление, готовность к риску, настойчивость, выдержка, мужество, уверенность в себе.

Отечественные исследователи (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович и др.) выделяют следующие сущностные характеристики творческого потенциала:

1. Многоуровневость содержания:

широкий: всеобщее свойство развивающихся психических сил;

промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой – конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;

узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации.

2. Диалогичность. Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

3. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение внутренней жизни, обогащение когнитивной и потребностно-мотивационной сфер, развитие сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человека, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, или придавать им искаженную форму.

что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности.

4. Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации) и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

Как любое системное образование творческий потенциал имеет собственную структуру.

Целесообразным является рассмотрение структуры творческого потенциала как совокупности:

— собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности):

— мотивационной составляющей (убеждения, готовность как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентаций, мотивов):

— когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования. Непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. При этом возникающие у личности переживания своих взрослых возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на опробование своих новых потенций.

Источник

12 небанальных советов, которые помогут раскрыть твой творческий потенциал

что такое творческий потенциал личности. картинка что такое творческий потенциал личности. что такое творческий потенциал личности фото. что такое творческий потенциал личности видео. что такое творческий потенциал личности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий потенциал личности.

1. Чаще оставайся наедине со своими мыслями

Ты постоянно ищешь Wi-Fi, пролистываешь социальные сети, общаешься с другими людьми и любыми возможными способами стараешься избежать погружения в собственные мысли. Именно поэтому твой мозг слишком занят чужими идеями, убеждениями и размышлениями.

Но для того, чтобы раскрыть творческий потенциал, тебе необходимо научиться оставаться наедине с самим собой и своими мыслями. Так ты сможешь наладить контакт с сознанием и подсознанием и простимулируешь генерирование прорывных, нешаблонных идей. Давай себе возможность на время отключаться от внешнего мира и черпать вдохновение не из окружающей реальности, а изнутри.

2. Не потребляй информацию, а обменивайся идеями и знаниями

Если ты хочешь развить креативность, стоит общаться с другими людьми и обмениваться с ними идеями и знаниями. Правильно построенный диалог, в котором нет навязывания своего мнения и одностороннего поглощения мыслей собеседника, может подстегнуть твой мозг и вывести мышление на новый уровень.

3. Сузь сферу внимания

Не пытайся генерировать и воплощать сразу несколько идей по разным направлениям — сузь сферу внимания до чего-то одного. Справляйся с задачами поочередно, не переходя в режим многозадачности — это вредит творческому настрою. Чем больше ты концентрируешься на какой-то определенной идее, тем лучше будет результат, которого ты сможешь достичь.

4. Перестань беспокоиться о мнении окружающих

Боязнь того, что скажут люди, убивает творческий потенциал. Пусть тебя беспокоит только одно мнение — твое собственное. Так ты сможешь обезопасить себя от принятия решений, направленных на позитивные комментарии других людей, а не на твое самовыражение.

Помни, что люди постоянно тянут друг друга на дно. Если человек не может сделать что-либо, он будет убеждать окружающих в том, что и они не в силах воплотить свои идеи в жизнь. Если ты будешь реагировать на критику остро, то очень скоро оставишь все свои увлечения и начинания в прошлом.

5. Воспринимай творчество как труд, а не развлечение

Многие люди нетворческих профессий романтизируют творческую работу, отказываясь признавать, что это такой же труд. Им кажется, что работникам творческих специальностей крупно повезло: они зарабатывают на своем развлечении, даже не напрягаясь. На самом деле творческий процесс тяжелый и кропотливый, зачастую требующий даже больше усилий, чем работа ученых. Огромное количество людей, столкнувшихся со сложностями во время творческой работы, опускают руки и выбирают себе другую профессию.

Так что, если ты действительно хочешь раскрыть свой творческий потенциал, перестань воспринимать творчество как развлечение. Быть креативным тяжело, так что ты еще много раз будешь переживать моменты разочарования в себе. Главное — не сломаться и не бросить всё, чего ты добился.

6. Тщательно прорабатывай свои идеи

Идеи, которые приходят тебе в голову, не всегда будут готовым к воплощению продуктом. Чаще всего они будут настолько недоработанными и странными, что ты захочешь отказаться от них. Но не спеши поступать так. В правильном исполнении любая идея может стать шедевральной. Главное, приведи несколько аргументов в ее защиту и начни работать над ее трансформацией.

7. Позволь себе говорить и делать то, что тебе хочется

Если ты хочешь раскрыть свой творческий потенциал, хватит подавлять свои внутренние желания. Творчество — это прежде всего свобода, так что ты должен позволять себе делать и говорить то, что хочется. Разумеется, если твои слова и действия неспособны причинить кому-то вред.

Не стоит переживать о том, кто и что о тебе подумает. Учись выражать свои эмоции, и тогда тебе станет намного проще генерировать смелые идеи и воплощать их в жизнь.

8. Перестань переживать о том, что ты можешь упустить что-то важное

Ты можешь испытывать беспокойство, оставаясь не в курсе последних событий, актуальных статей, новых фотографий друзей в социальных сетях. Кажется, если ты позволишь себе отказаться от интернета и телевидения всего на сутки, мир сильно изменится.

Ты должен знать, что ежедневное потребление огромного количества информации негативно влияет на твои творческие способности. Лучше всего, если ты будешь ограничивать свое пребывание в интернете и большую часть времени находиться офлайн.

9. Твори каждый день

Попробуй раскрывать свой творческий потенциал, выражая себя в мелочах. Экспериментируй и креативь с готовкой, подбором одежды, уборкой и любыми другими привычными тебе занятиями. Начни подходить к выполнению рутинной работы по-новому — так ты будешь тренировать свои творческие способности.

10. Используй мозговой штурм

Когда перед тобой стоит задача устранить какую-то проблему, попробуй воспользоваться методом мозгового штурма. Не принимай сразу же самое очевидное решение — для начала попробуй проанализировать ситуацию и выдвинуть несколько идей, как быстро и без последствий ее уладить. Порой самые безумные и нестандартные идеи могут помочь тебе изменить жизнь в лучшую сторону и выработать свой собственный подход к решению проблем.

11. Модернизируй свое рабочее пространство

Если креатив жизненно важен в твоей работе, нужно прежде всего нестандартно подойти к организации рабочего пространства. Белые пустые стены, яркое освещение, полупустой стол — всё это вряд ли может тебя вдохновить, стимулируя творческое мышление. Попробуй самостоятельно украсить рабочее место — добавь фотографии из отпуска, снимки с друзьями или родными, поднимающие тебе настроение, смени унылую картинку на рабочем столе, принеси из дома удобный коврик для мышки.

12. Перестань недооценивать себя

Проанализируй свои познания в творчестве и креативности и пойми, что мешает тебе перестать себя недооценивать. Забудь обо всех стереотипах и навязанных точках зрения, прекрати придумывать себе отговорки и принимай себя таким, какой ты есть на самом деле. Так тебе будет проще раскрыть свои творческие способности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *