что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста

Что нужно знать про ДВИ по журналистике в 2021 году

И как к ним подготовиться

что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. картинка что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста фото. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста видео. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста.

что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. картинка что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста фото. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста видео. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста.

Мечтаете стать квалифицированным журналистом, но сомневаетесь, можно ли за месяц подготовиться к вступительным испытаниям по журналистике? Можно! Для этого нужно разобраться в форматах каждого вуза, определиться, куда вы хотите больше всего, расставить приоритеты при подготовке и прокачаться в постформальном мышлении. Вместе с журналистом и экспертом ДВИ рассказываем, как лучше спланировать свою подготовку к вступительным по журналистике.

что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. картинка что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста фото. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста видео. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста.

Что такое ДВИ, кому и зачем они нужны

ДВИ — дополнительные вступительные испытания, которые проводит сам университет при отборе абитуриентов на конкретные направления обучения. Может показаться, что ДВИ нужны только самим вузам: определить, кто из поступающих обладает нужными навыками анализа и синтеза информации, совпадает с университетом по духу и сможет справиться с той или иной программой. Однако для самих абитуриентов ДВИ тоже могут быть полезны: понять, чему и как тебя будут учить.

По формату ДВИ в конкретном вузе, если мы говорим про журналистику, очень много можно сказать про сам вуз. Примерно понятно, чему там будут учить, какой будет подход — классический, гуманитарный или с уклоном в практику.

Форматы и задания ДВИ по журналистике в топовых вузах (МГУ, ВШЭ, СПбГУ) — очень разные, соответственно и подготовка к ним — разная. В идеале лучше определиться с вузом ещё до сдачи ДВИ. Готовиться к журфаку и в МГУ, и в ВШЭ одновременно — очень тяжело. Это абсолютно разные экзамены, и если пытаться зацепить и то, и другое, есть шанс в итоге набрать по ДВИ меньше баллов и там, и там. Лучше сфокусироваться на подготовке к одному экзамену в течение хотя бы двух-трёх недель до него: повторять историю и литературу, если планируете в МГУ; вникать в медиа и современную повестку — если в ВШЭ; вспомнить обществознание — если в СПбГУ.

Как проходят вступительные испытания в ведущих вузах страны

ДВИ по журналистике в МГУ им. Ломоносова

Абитуриенту дают две темы на выбор. Первое задание — представить, что вы готовите журналистский материал по одной из этих тем, и написать эссе, опираясь на сюжеты и героев из отечественной литературы и истории. Вторая часть задания — выбрать трёх не вымышленных современников того события или периода, о которых вы писали в эссе, и задать каждому из них по три вопроса, как будто вы берёте комментарий или интервью.

Цель первого задания — оценить ваши знания по литературе и истории, проверить грамотность и способность к метаисторическому подходу — когда соотносишь большие факты, смотришь на историю чуть-чуть сверху, анализируешь, почему произошло то или иное событие. Во втором задании оценивают вашу способность мыслить как журналист: выбирать оригинальных героев, помнить о фактах и деталях.

что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. картинка что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста фото. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста видео. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста.

Примеры тем 2020 года:

ДВИ по журналистике в ВШЭ

Во время написания журналистского материала каждый абитуриент может пользоваться интернетом — искать источники, обращаться к СМИ, цитировать, разбираться в теме. Время экзамена — 180 минут. Главная цель этого задания — показать знание текущей ситуации, общественно-политического и социального контекста, продемонстрировать способности к поиску, анализу и обобщению актуальной информации. Важно также давать в материале корректные интерактивные ссылки на использованные информационные источники, а ещё — помнить, что работа проверяется через систему «Антиплагиат».

На собеседовании в ВШЭ проверяют общекультурный уровень абитуриента — знания в области истории, географии, международной художественной культуры, круг чтения и источников информации, осведомлённость об основных тенденциях в политической, экономической, социальной областях, а также понимание профессиональной медиасреды — ключевые СМИ, осведомлённость об актуальных событиях и новостях, представление о роли журналистики в обществе.

ДВИ по журналистике в СПбГУ

Творческий конкурс состоит из двух частей, обе — письменные. Первая часть предполагает написание эссе на одну из предложенных тем. Темы в первом задании довольно общие.

Написать эссе в первой части можно, в принципе, без особой подготовки — здесь важнее показать свою начитанность, грамотность, оригинальность и развитый навык письменной речи. Второе задание — сложнее: оно приближено по темам к экзамену по обществознанию. Абитуриенту предлагается написать развёрнутый, аргументированный, подробный ответ на вопрос и показать в нём знания общественно-политической ситуации, журналистики и медиарынка. Темы, по которым вам может достаться вопрос, очень широкие: от человека и личности до познания, духовной жизни общества, социальной сферы, вопросов морали, экономики, политики и права. Более конкретные темы можно почитать в регламенте СПбГУ. Чтобы подготовиться к этой части, необходимо как минимум повторить курс обществознания, вспомнить термины и понятия, а также разобраться с современным медиарынком и трендами: кто, о чём, с каким настроением пишет, какую позицию поддерживает.

Советы по подготовке к ДВИ от эксперта, или что вас спасёт независимо от выбранного вуза

что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. картинка что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста фото. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста видео. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста.

журналист, эксперт ДВИ, преподаватель журналистики на курсах дополнительного образования

Прокторинг — это процедура контроля на онлайн-экзамене. За всем процессом наблюдает администратор — проктор (прим. ред.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Творческий конкурс по журналистике

что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. картинка что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста фото. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста видео. что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое творческий конкурс при поступлении на журналиста.

КАФЕДРА литературы и журналистики

Творческий конкурс по журналистике является вступительным экзаменационным испытанием по направлению «Журналистика» в СурГПУ. Данная программа знакомит абитуриентов с содержанием основных этапов конкурса, даёт методические рекомендации по подготовке к нему.

Программа составлена на основе опыта проведения вступительных экзаменов по журналистике в вузах РФ.

Пояснительная записка

Творческий конкурс по журналистике является вступительным экзаменационным испытанием, дающим возможность определить творческий потенциал и другие важные профессиональные качества поступающего, правильность выбора будущего направления подготовки.

Цель вступительного экзамена «Творческий конкурс» состоит в выявлении и оценке творческих способностей абитуриента, его профессиональной ориентации в сфере практической журналистики.

Для проведения творческого конкурса создается комиссия из преподавателей факультета и опытных журналистов, работающих в средствах массовой информации, под председательством ответственного за прием на филологический факультет СурГПУ.

Приём студентов на направление «Журналистика» СурГПУ осуществляется по итогам сдачи трёх экзаменов: творческого конкурса по журналистике, экзамена по литературе (ЕГЭ) и русскому языку (ЕГЭ).

Настоящее издание раскрывает особенности проведения творческого конкурса по журналистике и предлагает программу и методические рекомендации, которые составлены на основе программ вступительных экзаменов по журналистике вузов РФ: Московского государственного университета, Пермского государственного университета, Воронежского государственного университета, Поморского государственного университета им. (г. Архангельск), Тюменского государственного университета.

Содержание и этапы творческого конкурса

Творческий конкурс на направление «Журналистика» филологического факультета СурГПУ проводится в два этапа: собеседование и письменная работа.

А) Для участия в творческом конкурсе абитуриент, уже имеющий опыт работы в СМИ, сдаёт:

— публикации в газетах и журналах (либо сценарии, тексты для радио и телевидения, рукописи, фотографии);

— творческую характеристику-рекомендацию редакции газеты, журнала, телевидения, радио, информационного агентства (пример характеристики – см. Приложение 1);

— другие материалы, относящиеся к творческой и профессиональной работе в сфере журналистики (дипломы конкурсов различных уровней и другие поощрения).

Характеристика-рекомендация должна содержать следующие сведения:

— срок сотрудничества абитуриента с данной редакцией;

— количество подготовленных материалов;

— жанры журналистики, в которых абитуриент себя проявил (заметка, репортаж, интервью, подборка новостей, зарисовка и т. п.);

— сведения о личных и профессиональных качествах абитуриента.

Характеристика-рекомендация составляется на бланке редакции в произвольной форме, датируется годом поступления абитуриента в вуз, скрепляется подписью ответственного лица и печатью СМИ.

Все материалы, опубликованные в периодике или переданные по телевидению и радио (в виде распечаток текстов и сценариев), должны быть заверены печатью соответствующей редакции и подписью ее руководителя. В том случае, если материал был опубликован без подписи или под псевдонимом, руководитель должен расшифровать и заверить фамилию и инициалы автора.

Комиссия по творческому конкурсу оценивает представленные абитуриентом публикации по следующим критериям:

— умение находить новости, социально значимые, интересные факты, характерные детали, видеть общественно значимые проблемы, делать аргументированные выводы;

— способность самостоятельно и логично мыслить;

— умение грамотно, наглядно, образно изображать события, людей, факты, ситуации, явления.

Комиссия обращает внимание на качественный уровень подготовленных публикаций, а не на их количество.

Во время собеседования даются краткие заключения комиссии по результатам рассмотрения публикаций.

Б) Абитуриенты допускаются к участию в конкурсе и без предоставления таких материалов.

Цель собеседования – уточнить круг интересов, представление о выбираемой профессии, степень ориентированности в средствах массовой информации. Члены комиссии – люди творческие. Поэтому сформулировать конкретные вопросы могут на свой лад. Спросить, например, какие газету, журнал вы читаете? Почему? Обращаете ли внимание на подпись под материалами? Есть ли в этой газете журналист, чьи публикации вы читаете в первую очередь? Что привлекает вас в материалах этого журналиста? А какие еще газеты знаете? Ваша любимая телепередача? Тележурналист? Какие информационные программы вы знаете? На каких каналах они идут? Как часто? А что было главной теленовостью вчера? Что происходит сейчас в мире, стране, вашем городе? И далее в том же ключе.

Разумеется, ваших собеседников будет интересовать и ваше представление о профессии, ваша мотивация. Почему вы выбрали именно профессию журналиста? Чем вас привлекает профессия? Что, на ваш взгляд, главное в этой профессии? Что вы знаете о ней? Почему вы считаете, что журналистика – профессия для вас? Предприняли вы уже что-либо, чтобы узнать ее лучше? С какой редакцией сотрудничали? С кем конкретно? О чем был ваш первый материал? Кто придумал тему? Как вы добывали информацию для этого материала? Сами ли придумали заголовок? Что было труднее всего в подготовке материала? Есть ли у вас любимая(ые) тема, над которой вам нравится работать? И так далее, и тому подобное. О ком или о чем хотели бы написать? У кого взять интервью и почему? Чем вам интересен этот человек или тема? Где бы после окончания учебы хотели работать?

Ваши умения и качества тоже могут стать объектом внимания членов комиссии. Они могут проверить вашу наблюдательность и попросить описать, например, председателя комиссии, с которым вы встречались на консультациях. Или своего друга. Или улицу, на которой вы живёте. Или предложить поменяться местами: вы – член комиссии, а я – абитуриент; о чем бы вы спросили меня?

Что вы читаете? Какую книгу прочли последнюю? Кого из современных русских писателей любите? А из зарубежных? Чья поэзия вам ближе всего? Как вы любите проводить свободное время? Чем увлекаетесь?

Приучите себя смотреть новости – программу «Время», «Вести», «Итоги», «Подробности», тогда вы будете в курсе последних событий.

Если вам интересны профессиональные и общечеловеческие проблемы, связанные с журналистикой и средствами массовой коммуникации вообще – почитайте подшивку «Журналиста», тематические страницы, посвященные масс-медиа в «Московских новостях», «Общей газете», «Новой газете». Знания и информация, почерпнутые из этих и других источников – книг, газет, журналов, словарей, Интернета, – помогут вам, с одной стороны, лучше представить себе будущую профессию, а с другой, прагматической стороны, увереннее чувствовать себя на собеседовании.

Собеседование – не экзамен, а скорее интервью. А поскольку берут его у вас (!) профессиональные журналисты, значит, изначально вы им интересны. Им действительно интересно беседовать с вами. Им интересны ваши мысли, ваши чувства, ваши устремления, планы, мечты и надежды. Поэтому оставьте экзаменационные страхи за дверью аудитории и просто разговаривайте с умными собеседниками, стараясь укрепить этот интерес.

Заключение по результатам рассмотрения публикаций и собеседования может быть следующим: «Рекомендовать к участию в конкурсе» или «Не рекомендовать к участию в конкурсе». Положительное решение выносится, когда абитуриентом представлены работы информационного или проблемного плана, выявляющие склонности к журналистике. Отрицательное заключение выносится, если и публикации, и ответы на вопросы не выявляют творческих склонностей, эрудиции и активной жизненной позиции абитуриента. И в том, и другом случае абитуриент имеет право продолжить участие в конкурсе.

II. Письменная работа

Задача этапа – выявить и оценить:

— способности абитуриента к самостоятельному аналитическому мышлению, умение видеть и отражать общественные проблемы;

— владение логикой изложения, языком и стилем; образно-эмоциональной окраской изображения, нормативной грамотностью.

Тематика письменных творческих работ связана с анализом общественных, морально-этических, правовых, экологических, культурологических и иных проблем современного общества. Наряду с этим ряд тем может быть посвящен содержанию и специфике современных СМИ, отличительным чертам и особенностям избираемой профессии журналиста (примерные темы и образцы написанных работ содержатся в Приложениях 2, 4).

На написание творческого сочинения отводится три астрономических часа (180 мин.). Объём работы не должен превышать трёх страниц рукописного текста формата А4.

Критерии оценки творческого конкурса

Наличие публикаций и характеристики-рекомендации / Выявленные в ходе собеседования профессиональные склонности и интересы

Полнота и яркость эмоционально-выразительных средств, мотивированность их применения

Четкость и мотивированность композиционного решения произведения

Смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа

Орфографические и пунктуационные ошибки

Грамматические ошибки, речевые недочёты, лексические ошибки

Набранные баллы складываются в общую оценку за творческий конкурс:

Правила оформления публикаций

1. Вырезать логотип (название издания) с номером и датой выпуска, а также авторский материал.

2. Материал и логотип приклеить на лист формата А4 (альбомный лист). Если материал не умещается на этом формате, лист надо согнуть.

3. Каждый материал заверить у редактора (его заместителя, ответственного секретаря) издания. Обязательны: краткое письменное заверение: «Авторство ФИО абитуриента подтверждаю», дата заверения и подпись заверяющего (с расшифровкой фамилии и должности).

4. На заверенных публикациях проставить печати редакции: одна печать должна захватывать логотип и материал, другая – материал и подпись.

Оформление многополосных публикаций

Публикация, занимающая более одной полосы, представляется в газете.

1. На логотипе газеты (с датой выхода и порядковым номером) поставить печать редакции, подпись редактора, его заместителя или ответственного секретаря (с расшифровкой фамилии и должности) и дату заверения.

2. Заверить каждую страницу публикации печатью.

3. На странице материала, где указано имя автора, обязательны: письменное заверение: «Авторство ФИО абитуриента подтверждаю. Материал опубликован в № __ от __ марта 2006 г.», дата заверения и подпись заверяющего (с расшифровкой фамилии и должности), печать редакции.

Публикации в журнале

Публикация представляется в журнале, страницы материала не вырезаются.

1. На обложке журнала (логотип с датой выхода и порядковым номером) поставить печать редакции, подпись редактора, его заместителя или ответственного секретаря (с расшифровкой фамилии и должности) и дату заверения.

2. Заверить каждую страницу публикации печатью.

3. На странице материала, где указано имя автора, обязательны: письменное заверение: «Авторство ФИО абитуриента подтверждаю. Материал опубликован в № __ от __ марта 2006 г.», дата заверения и подпись заверяющего (с расшифровкой фамилии и должности), печать редакции.

Радио и телевидение

1. На бланке редакции распечатать текст материала.

2. Указать время и дату выхода публикации.

3. Каждый материал заверить у редактора (его заместителя). Обязательны: краткое письменное заверение: «Авторство ФИО абитуриента подтверждаю», дата заверения и подпись (с расшифровкой фамилии и должности).

4. Проставить на публикации печать редакции.

5. Обязательно приложить к публикации копию свидетельства о регистрации СМИ.

1. На бланке редакции распечатать текст материала.

2. Указать время и дату выхода публикации.

3. Каждый материал заверить у редактора (его заместителя). Обязательны: краткое письменное заверение: «Авторство ФИО абитуриента подтверждаю», дата заверения и подпись (с расшифровкой фамилии и должности).

4. Проставить на публикации печать редакции.

5. Обязательно приложить к публикации копию свидетельства о регистрации СМИ.

1. Вырезать логотип (название издания) с номером и датой выпуска, а также авторскую фотопубликацию (фотографию).

2. Фотопубликацию и логотип приклеить на лист формата А4 (альбомный лист).

3. Каждую фотопубликацию заверить у редактора (его заместителя, ответственного секретаря) издания. Обязательны: краткое письменное заверение: «Авторство ФИО абитуриента подтверждаю», дата заверения и подпись (с расшифровкой фамилии и должности).

4. На листе с заверенной фотопубликацией надо проставить печати редакции: одна печать должна захватывать логотип и фотоматериал, другая – фотоматериал и подпись.

5. Кроме заверенной фотопубликации в приемную комиссию необходимо предоставить оригинал фотографии.

(на бланке редакции)

(1985 г. р.) начал сотрудничать с журналом «Дождь» в 2001 году, став корреспондентом редакции.

Были опубликованы его интересные материалы о поездках по разным странам мира с известным юношеским коллективом «Мио», участником которого Антон является.

Он выполнял задания редакции, проявлял свою инициативу, предлагал темы, заслуживающие внимания. Учитывая интерес Антона к спорту, ему доверили вести в журнале специальную рубрику.

На редакционных летучках были отмечены разные по жанрам материалы Антона Миронова. Это интервью с Григорием Остером «О полезных вредных советах», маленькая юмористическая история «На всякий случай», репортаж «Прилетели в Испанию…». Материалы иллюстрированы фотографиями самого автора.

Антон Миронов активно работал в редакции, участвовал в «круглых столах», встречах с общественными деятелями, историками, писателями. В редакции зарекомендовал себя как человек творческий.

Главный редактор (подпись)

Примерные темы творческого сочинения

1. Диалог с моим учителем.

2. Как делаются новости.

3. Телевизор и дети.

4. Спортивные сенсации года.

1. Пять вопросов любимому журналисту.

3. Радио, которое слушаю я.

4. Путешествие из Петербурга в Москву.

5. История одной семьи.

1. Столица и провинция.

2. Ради нескольких строчек в газете.

3. Люблю я папу, люблю я маму, а больше всех – рекламу.

4. Рецензия на произведение искусства (формулирует абитуриент).

5. «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…» (Б. Пастернак).

Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

Критерии оценки журналистского текста

Когда журналист работает над материалом, он надеется, что его произведение не будет «проходным» (лишь бы заполнить чем-то свободную полосу), но что его оценят и читатели, и коллеги, что оно запомнится людям, как-то повлияет на их мысли, взгляды, убеждения, действия. Почему же получается, что одни газетные материалы читатель пробегает глазами и тут же забывает, другие читает медленно и вдумчиво, к третьим возвращается, перечитывает, обдумывает, цитирует их своим знакомым?

Журналистский текст, как и любые, созданные человеком предмет или вещь, может быть качественным или некачественным. Его оценивают (и «доводят до ума» по мере сил) сначала коллеги в редакции, а затем и читатели. Прежде чем представить свой труд на суд общественности, журналист должен постараться сам объективно и непредвзято оценить его и исправить. Чтобы вашим произведениям не выносили строгий приговор, вам нужно научиться анализировать собственный текст.

Как любое литературное произведение, журналистский материал строится на тесно связанных между собой содержании и форме. Внутри этих основных понятий мы выделим более частные критерии оценки.

Начинать анализ журналистского произведения принято с темы.

Оцениваем новизну описываемой ситуации, достоверность ее изображения, объективность. Понятно, что сенсационное сообщение – это гарантия успеха публикации; и новость, заведомо интересная значительной части аудитории, одним своим существованием «работает» на журналиста, поднимает его рейтинг (собака укусила человека – это не сенсация; человек укусил собаку – это сенсация). Однако сенсации нередко оборачиваются «утками» – непроверенной информацией. Один из самых известных примеров – американская «радиоутка» 1938 года. Шла радиоинсценировка романа Г. Уэллса «Война миров», причем интерпретаторы построили ее в виде репортажа с места высадки злобных, кровожадных инопланетян, появившихся в штате Нью-Джерси. Уже через час после начала радиоспектакля движение в городе было парализовано, люди штурмом брали автобусы и машины, в панике стремясь вырваться, спастись от страшных инопланетян. Это была «утка поневоле», вряд ли сотрудники редакции предполагали, что их инсценировку примут за репортаж с места событий. Надо, конечно же, просчитывать ситуацию и догадываться, «чем наше слово отзовется», и понимать, что журналист, уважающий себя, своих коллег и читателей, никогда не займется разведением «уток», а уважаемые издания не станут их публиковать.

Довольно часто случается, что, отчаявшись найти острую, злободневную тему, журналист пытается многозначительно рассуждать по пустяковому поводу, «лить воду». Вот прекрасный тому пример из Чехова. «Чем, по-твоему, плохо выеденное яйцо? Масса вопросов! Во-первых, когда ты видишь перед собой выеденное яйцо, тебя охватывает негодование, ты возмущен! Яйцо, предназначенное для воспроизведения жизни индивидуума… понимаешь! жизни. Жизни, которая, в свою очередь, дала бы жизнь целому поколению, а это поколение тысячам будущих поколений, вдруг съедено, стало жертвою чревоугодия, прихоти. Это яйцо дало бы курицу, курица в течение всей своей жизни снесла бы тысячи яиц… – вот тебе, как на ладони, подрыв экономического строя, заедание будущего! Во-вторых, глядя на выеденное яйцо, ты радуешься: если яйцо съедено, то значит, на Руси хорошо питаются… В-третьих, тебе приходит на мысль, что яичной скорлупой удобряют землю, и ты советуешь читателю дорожить отбросами. В-четвертых, выеденное яйцо наводит тебя на мысль о бренности всего земного: жило, жило, и нет его! В-пятых, да что я считаю? На сто нумеров хватит!»

Вот и наметился еще один критерий оценки материала – масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается конкретная ситуация, и убедительность идеи. Если проблема важная, актуальная или событие приурочено к какой-либо дате, то особое значение приобретает оперативность материала, которая особенно важна в информационных, новостных публикациях. Нужно помнить, что новость устаревает, и то, что сегодня у всех на устах, через неделю, может быть, никого не заинтересует. Вместе с тем необходимо знать, что оперативность не значит спешка.

До сих пор мы говорили преимущественно о содержании текста. Теперь подумаем, по каким параметрам оценивать его форму. С одной стороны, форма вытекает из содержания, с другой – сама воспроизводит многоплановость содержания. Оценивая форму журналистского материала, мы рассматриваем жанр, сюжет, композицию, образы, лексику, стиль.

Сюжет в журналистике отличается от сюжета в художественной литературе. Часто он не развернут; в нем, как правило, отсутствует композиция; завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка обычно становятся главной частью всего сюжетного построения. Сюжеты различаются в зависимости от того, что становится основой материала – событие, характер или проблема. Интересный сюжетный ход надо стараться найти еще в процессе разработки темы, попытаться так изобразить события, выстроить факты, чтобы как можно выразительнее оформить содержание.

Если сюжет – это действие, динамика, то композиция – построение, устойчивость. Композиция – это архитектура текста, в её ведении такие вопросы, как, с чего начать и чем закончить текст, на какие части его делить, о чём сообщить читателю сразу, о чём потом, от чьего лица (или с чьей точки зрения) вести повествование и т. д.

Композиция – это средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем (композиционных узлов).

Что же это за система правил? Необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно принципиально сводиться к четырем:

2) обозначение проблемы;

3) предъявление оценок и аргументов;

4) практическая постановка вопроса.

Второе правило композиции связано с расстановкой подтем и утверждает оно, что последовательность подтем может меняться, но она должна быть мотивирована жанром и оправдана соответствующими приемами.

Журналистский образ должен быть точен, ярок, понятен, достаточно свеж, не «заезжен» до банальности.

И, наконец, материал должен быть элементарно грамотен – с точки зрения и логики, и лексики, и стилистики, не говоря уж об орфографии и пунктуации.

Примеры письменных творческих работ

Роль личности в истории

Казалось бы, личность двигает историей. Тёмные фигуры играют жизнями кукол-марионеток, дёргают за верёвочки и получают то, что хотят. Светлые же ведут историю к солнцу, пробиваются к его тёплым лучам и тоже достигают своей цели.

Подобно хорошим актёрам, они творят единый, огромный, вечный спектакль, иногда забавный, смешной, иногда трагический или напоминающий ночной кошмар. Но вот ещё одно движение, свет, музыка, занавес… И пьеса заканчивается вовсе не так, как ожидали актёры. А может, они и сами не знают, какую реакцию публики вызовет их самая выразительная реплика, может, просто не помнят слов и напряжённо смотрят на суфлёра? И кто режиссёр этой пьесы?

Личности вращают колесо истории, но разве небольшой, казалось бы, случайный камень на пути не может стать препятствием?

Дон Кихот нашего времени, Эрнесто Че Гевара. Ожидал ли он неудачи в Боливии, предполагал ли, что народ не захочет пойти за ним – светлым и чистым сердцем. Народ стоял перед выбором: направо пойдёшь – коня потеряешь, налево – не сносить тебе головы.

Однако как часто перед людьми нет развилки трёх дорог – они не могут сделать выбор, не имеют права на ошибку. Войны начинались личностями и неминуемо приводили к кровопролитию, жертвам, смертям. А может ли личность распоряжаться жизнями других? Имеет ли личность право двигать историей, если история – это книга человеческой жизни?

Почему я хочу стать журналистом

Очень часто мы задаём себе этот вопрос «почему?». Он кажется таким простым и одновременно сложным. Честно говоря, у меня до сих пор остаются некоторые сомнения в правильности выбора профессии. Да, я люблю писать, люблю находить простые ответы на замысловатые вопросы, люблю общаться с людьми, но я не уверена, что именно этого требует от меня журналистика. Она выбирает только лучших, самых образованных, самых упорных и даёт им шанс на самовыражение, находящее отклик в душах людей.

Мне хотелось бы правильно ответить на поставленный вопрос. Правильно, не в том смысле, как это нужно другим, а как это нужно мне. Ведь эта правильность заключается в умении чётко сформулировать собственную мысль, как это делает хороший журналист.

В нашей стране привыкли убивать именно за слово. Некоторые до такой степени боятся его силы, что идут на любые меры, лишь бы заткнуть чей-то рот, говорящий правду. Ведь сколько гибнет сейчас журналистов, потому что они являются источниками кошмаров для людей, скрывающих своё тёмное прошлое и не менее тёмное настоящее.

Именно это всезнание журналиста, его способность докапываться до самой сути, желание идти по горячим следам, словно охотничья собака, заставляет многих людей говорить о том, что журналисты – это нахалы, лезущие в частную жизнь других. Да, это так. Но ведь это их профессия, не стоит забывать об этом. К тому же в нашем обществе каждый зарабатывает деньги, как может. Почему мы ругаем и поливаем грязью именно журналистов, а не тех же депутатов, «новых русских», бизнесменов? Нет, мы их, конечно, ругаем, но не так. Мы не обвиняем их во всех смертных грехах, как журналистов. Такое впечатление, что именно журналисты виноваты во всём происходящем. Но ведь журналисты вынуждены давать людям ту информацию, какую они хотят, ведь живут и работают они для общества, во всём от него завися.

Сейчас очень принято ругать «жёлтую» прессу. Дескать, лезет она не в своё дело, раздражает людей. А я считаю, что это просто работа. Если эта пресса существует, значит, у неё есть читатели. В общей массе люди читают именно «жёлтую» прессу, отдавая предпочтение именно ей, потому что она не требует вдумчивости, рассчитана на средний интеллект и привлекает своей зрелищностью, разухабистостью, а чаще откровенной пошлостью.

Мы сейчас, можно сказать, потихоньку деградируем, потому что, как губка, впитываем в себя весь поток информации, льющийся со всех сторон. Мы ругаем журналистику. А ведь мы, по сути дела, продукт её деятельности. Она направляет умонастроения общества в то русло, которое удобно ей. Мы ведь всего лишь послушные марионетки в её руках. Журналистика опутывает весь мир невидимой сетью, которая никогда не ослабевает. Общество вынуждено подчиняться ей, а она обществу. Эта зависимость друг от друга часто выливается в конфликты, особенно тогда, когда за компьютеры садятся не совсем компетентные люди.

Берёшь в руки газету, читаешь статьи, написанные вот такими «талантами», и думаешь о том, куда мы все катимся. Становится просто обидно за людей действительно талантливых, умеющих оформить свою мысль так, чтобы она была понятна окружающим. Ведь в наше тяжёлое время бездарности пробиться намного легче, чем таланту. Это суровый закон действительности.

Но журналистика не даёт нам унывать. Она заражает читателей своим стремлением улучшить нашу жизнь. Её дети, журналисты, рассказывают нам о других странах и мирах, не переставая восхищаться нашей Родиной, нашей Россией. Они воспитывают в нас чувство национальной гордости за нашу страну, пусть нищую и заброшенную, но бесконечно любимую.

Именно поэтому я хочу стать журналистом. Я хочу писать так, чтобы люди хотя бы на минуту задумывались над моими материалами. Я хочу нести добро в жизнь. Я верю в то, что именно журналисты, грамотные, образованные, талантливые журналисты, способны изменить нашу жизнь, вернуть старые идеалы: Любовь, Честь, Доброту, остановить безумие, постепенно охватывающее Россию. Я верю в то, что деньги когда-нибудь перестанут владеть сознанием людей, и мы, наконец, поймём, что они не самое главное в жизни. Мы начнём читать взахлёб, радуясь каждому слову.

Я верю в то, что, будучи журналистом, смогу воспитать в людях чувство гордости за Россию, пробудить в них светлое начало, доставить им наслаждение от хорошо написанной фразы. Я не знаю, что будет дальше, но сейчас я могу сказать совершенно точно: журналистика ждёт нашего первого шага, а от того, каким он будет, зависит наше общее будущее.

Конец августа – моё любимое время года. Заканчиваются летние каникулы. Заканчивается лето. Во всём чувствуется приближение осени. Особенно оно чувствуется за городом.

На густой зелени лесов появляются первые жёлтые полосы. По речке, как кораблики, плывут, обгоняя друг друга, пожелтелые листья.

Рано начали просыпаться туманы. Они ложатся низкими и неподвижными слоями над полями, над речкой, и речка сквозь туман кажется сказочной.

Птицы готовятся к зиме. Овсянки прилетают и садятся в поле. Песен птичьих уже не слышно, только хлопоты, только молчаливые заботы перед дальней дорогой. Природу охватило томление и тревоги, за которыми последует согласие с осенью, печальное прощание с теплом, готовность к трудовому зимованью, так необходимому для обновления всего в природе.

Мне нравится ловить рыбу на речке за городом. То в одном, то в другом месте по глади расплываются ленивые круги. Рыбки безбоязненно подплывают к поверхности. Низко, почти касаясь белыми брюшками воды, проносится парочка уток.

Далеко на болотах деловито кричат птицы. Доносятся незнакомые шумы. Сказочно и красиво.

Тишь… Покой и такое спокойствие кругом, что хочется сидеть неподвижно и слушать, слушать.

Рыба клюёт плохо. Большое счастье, если за вечер двух-трёх ёршиков поймать удастся.

Пора уже разводить костёр. По влажной траве огонь разводится не сразу. Однако желание погреться и посмотреть на горящие огоньки костра большое, и терпенья хватает надолго. Вот и огонёк разгорелся. Я нарубил немного подстилки, выбрал из стога немного прошлогоднего сена под бок.

На фоне бледной зорьки проступают контуры острых елей. Здесь леса сделались как бы гуще, сдвинулись плотнее. Замолкли птицы. Лишь неугомонные кузнечики, радуясь такому летнему вечеру, завели свои игривые песни.

Дотлела зорька. Темнота обступила костёр. Вокруг него виднеются бледные пятна цветов. Эти жёлтые цветы называют купавами, потому что они огненно-яркого цвета и светятся в траве, что горящие угольки.

Вдали засветили фары, и послышался шум мотора. Это приехал отец.

Он оставил машину на тропинке и, поглядев по сторонам, пошёл к костру. Нужно ехать домой. Возвращаясь, я думал о том, как хорошо я провёл время на природе.

Музыка есть в каждой минуте жизни. И у всего живого есть сокровенные тайны. Для меня остаётся сокровенной вечной тайной волшебный переход сказочного лета в золотую осень.

Рекомендуемая литература для абитуриентов

1. Аграновский единого слова. – М., 1978.

2. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия истории современной российской журналистики. – М.: Издание Союза журналистов РФ, 1996.

4. Грабельников журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001.

5. Профессия журналист. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

7. Маркелов журналиста. – М., 1998.

8. Музыкант в журналистику. Подготовка к творческому конкурсу: Пособие для абитуриентов. – М.: РУДН-Уникум-центр, 1996.

9. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации: Учебное пособие. – СПб., 2001.

10. Универсальный журналист. – Великий Новгород; СПб., 1999.

11. 25 интервью. Так работают журналисты. – М., 1979.

12. Самолетов делается газета?: Учебно-методическое пособие. – СПб., 1999.

13. Свитич : журналист: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.

14. Тертычный периодической печати. – М., 2000.

15. Ученова о журналистике. – М., 1985.

Использованная литература и Интернет-ресурсы

1. Музыкант к творческому конкурсу по журналистике: Учебное пособие. – М.: Изд-во РИП-холдинг, 2000.

2. Программа вступительных экзаменов по журналистике Московского государственного университета (http://www. journ. *****/?chp=pages&id=65&folder_id=77).

3. Программа вступительных экзаменов по журналистике Пермского государственного университета (http://www. *****/?lang=Rus&m=034).

4. Программа вступительных экзаменов по журналистике Воронежского государственного университета.

5. Программа вступительных экзаменов факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета им. г. Архангельска (http://www. *****/Departments/filolog/?page=konkurs).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *