что такое творческий конкурс при поступлении на архитектора
Что нужно сдавать абитуриенту архитектурного вуза
Главная страница » Подготовка абитуриентов » Всем ли нужно сдавать рисунок, поступая на архитектора?
Профессия архитектора находится на стыке инженерных, технических, гуманитарных и художественных областей знания. Помимо высоких результатов ЕГЭ по русскому языку и математике ВУЗы зачастую требуют от абитуриентов пройти вступительные экзамены по этим предметам. Также в обязательном порядке нужно сдавать вступительные экзамены по черчению, академическому рисунку и композиции.
Поступить и учиться на архитектора — непростая задача, требующая основательной целенаправленной подготовки в течение нескольких лет. Готовиться к вступительным испытаниям лучше с опытными педагогами, которые предлагают сбалансированные обучающие программы, учитывающие все требования выбранного вами ВУЗа.
Приглашаем вас на специализированный курс для абитуриентов московских архитектурных и творческих ВУЗов, разработанный ведущим преподавателем школы №2054 при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ (архитектурного ВУЗа с самым высоким проходным баллом в России), Кариной Эрнестовной Арутюновой.
Архитектор — особенная профессия
Архитектор — востребованная и многогранная профессия, предполагающая не только творчество, но глубокие инженерно-технические знания и высокую ответственность. От этого специалиста зависит не только облик районов и городов, но и ежедневное удобство людей, которые пользуются новыми или реконструированными зданиями, и даже их жизни, а также формирование в обществе уважительного отношения к прошлому, сохранение и приумножение исторического наследия.
В зависимости от занимаемой должности и полученной в ВУЗе специализации архитектор проектирует конструкцию, планировку и внешний облик жилых и промышленных зданий и сооружений, мостов, площадей, парков, районов и городов в целом, предлагает декоративные решения фасадов и различные интерьерные решения. Нужно сотрудничество с архитектором и тем, кто хочет сделать перепланировку помещения, по максимуму используя пространство, приспособив его под свои нужды и задачи. Архитектор может оказать помощь и в проектировании загородного участка и частного сада.
Существует множество примеров интересных работ, предложенных архитекторами, и необычных, эстетически, экологически и экономически привлекательных решений, вписывающих здания в окружающий ландшафт, помогающих экономить энергию и использовать альтернативные, безопасные для природы, источники энергии.
Учебные заведения Москвы, которые готовят будущих архитекторов
В Москве работают более двух десятков учебных заведений, которые готовят архитекторов по различным направлениям и специальностям. Традиционное лидерство среди них удерживают МАрхИ, ГУЗ, МИГаиК.
Какие экзамены нужно сдавать будущим архитекторам
При поступлении в ВУЗ абитуриенты предоставляют в приемную комиссию результаты ЕГЭ по русскому языку и математике и в ряде случаев проходят собственные экзамены ВУЗа по данным предметам; также абитуриентам требуется сдавать экзамены по черчению, рисунку и композиции.
Нужно отметить, что в зависимости от ВУЗа, факультета и специальности стандартные требования, предъявляемые к будущим архитекторам, могут варьироваться и дополняться. Требования ВУЗов к уровню поступающих и проходные баллы несколько различаются, однако успешно справиться с вступительными испытаниями на архитектора в ведущие ВУЗы Москвы можно только после основательной подготовки по всем предметам.
Абитуриенты должны сдавать экзамен по рисунку, включающий два этапа: изображение античной гипсовой головы с натуры и объемно-пространственной композиции, состоящей из геометрических тел. Этапы проходят в разные дни; на первую часть экзамена абитуриентам отводятся шесть часов, на второй — четыре. Рисунки выполняются графитным карандашом на бумаге размером 30×40 см.
• оценить и передать отношение частей объекта между собой и к целому,
• выявить его конструктивные особенности, объем,
• прорисовать детали, учитывая их пластику и функциональные особенности;
• передать основные характеристики формы средствами светотени.
Что нужно знать о подготовке к творческому экзамену для архитекторов
Поступить в архитектурный ВУЗ — непростая задача. Стандартные очные вступительные испытания обычно включают:
• Светотеневой рисунок гипсовой розетки или геометрической постановки.
• Светотеневой рисунок гипсового слепка головы человека.
• Светотеневой рисунок гипсовой капители.
Соответственно, абитуриентам архитектурных ВУЗов крайне важно продемонстрировать во время творческого экзамена умение изображать такую сложную природную форму как голова человека и понимание классических пропорций. А значит, в ходе подготовки к поступлению значительное внимание и время потребуется уделить академическому рисунку и композиции.
Кроме этого, необходимо уметь грамотно компоновать рисунок в листе, определять и переносить в рисунок пропорции, знать и применять законы геометрической и воздушной перспективы, работать со светотенью, а также точно передавать положение изображаемого объекта пространстве.
Сколько времени необходимо на подготовку
Даже если ученик ранее изучал рисунок, для качественной подготовки ему нужно не менее года регулярных занятий с преподавателем в художественной студии. И не менее двух лет регулярных и усердных занятий с педагогом потребуются подросткам, ранее совсем не рисовавшим и начинающим с нуля.
Без этого сдавать экзамены по рисунку и композиции будущим архитекторам рискованно — скорее всего, уровень их знаний и навыков окажется недостаточным для поступления в архитектурные ВУЗы столицы.
При оценке работ приемные комиссии ВУЗов используют ряд заранее известных и подробно прописанных критериев. Особое внимание обращают на умение абитуриента видеть и правильно отображать конструкцию объектов и делать обобщение. Значение имеет и правильность компоновки рисунка в листе, определение размера объекта и связь обобщенной массы с форматом, качество построения формы и передачи объема.
Во время занятий на курсе для поступающих в архитектурные ВУЗы ученики тщательно и многократно отрабатывают именно те аспекты, из которых складывается итоговая оценка на вступительном экзамене.
Занятия по рисунку проходят в классе, оснащенным всем необходимым для качественного учебного процесса. Ребята учатся в группе, при этом педагог уделяет каждому ученику внимание индивидуально, разбирая возникшие затруднения и показывая, как с ними справиться.
Как записаться на занятия
Для того чтобы успешно пройти вступительные испытания по рисунку в ведущие творческие ВУЗы столицы, приходите на занятия по академическому рисунку для будущих архитекторов, которые проводит К. Э. Арутюнова – ведущий преподаватель базовой школы при МАрхИ и подготовительных курсов МАрхИ.
Творческий экзамен в вузах
В последние годы список специальностей, для которых вузы вправе вводить дополнительные испытания, расширился — университеты получили больше свободы в выборе формы проведения экзамена. Дополнительное испытание может проходить в форме профессионального экзамена, творческого экзамена или собеседования. Как правило, дополнительное испытание на творческие специальности сводится к творческому конкурсу, который проходит в несколько этапов. Все результаты оцениваются по стобалльной шкале. В одних вузах за допэкзамен максимально можно получить 100 баллов, в других каждый этап оценивается отдельной оценкой и суммарный результат за творческий экзамен может достигать 200-300 баллов.
Таким образом, творческий конкурс имеет значительный вес в общей сумме баллов абитуриента. Нередко результаты дополнительных экзаменов имеют большее значение для зачисления, чем сумма баллов по ЕГЭ. Чтобы хорошо сдать творческий экзамен и повысить свои шансы на поступление, необходимо детально ознакомиться с требованиями проведения экзамена, поскольку в каждом вузе они разные.
Московский архитектурный институт, направление «Архитектура»
Будущие архитекторы проходят два дополнительных испытания: творческое (рисунок) и профессиональное (черчение). Экзамен по рисунку в 2020 году проводится в облегченном формате. Абитуриентам необходимо собрать портфолио своих работ и предоставить в приемную комиссию, оценка будет выставлена по системе «зачет/незачет». Успешно прошедшие этот этап абитуриенты допускаются к экзамену по черчению, на которым за четыре часа нужно по заданному аксонометрическому изображению на листе чертежной бумаги формата А3, грамотно закомпоновать и построить в карандаше с последующей обводкой тушью три проекции объекта (здания) с показом видимых и невидимых линий. Экзамен по черчению оценивается в 100 баллов. Помимо творческих экзаменов для поступление на «Архитектуру» в МАРХИ нужно предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. Допуск к внутренним экзаменам получают абитуриенты, набравшие не менее 36 баллов по русскому языку и 27 баллов по математике. Проходной балл по сумме четырех экзаменов в 2019 году составил 337 балла из 400 возможных, в этом году максимальная сумма за все экзамены — 300 баллов, поскольку экзамен по рисунку переведен в дистанционный формат зачета.
Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, направление «Дизайн»
МГХПА им. Строганова — ведущий вуз по всем направлениям дизайна, в результате серьезного конкурсного отбора сюда поступают только лучшие из лучших. Абитуриентов «Строгановки» ожидают крайне насыщенные дополнительные испытания. В 2020 году все экзамены проводятся только в дистанционном формате. Поступающие на направление «Дизайн» сдают два экзамена — творческий (рисунок, творческий альбом) и профессиональный — по композиции.
Творческий экзамен состоит из двух этапов. На первом этапе абитуриент должен загрузить в свой личный кабинет на сайте академии творческое портфолио (5 работ по рисунку и 5 работ по живописи). На втором этапе поступающим предлагается выполнить за 8 часов задание по рисунку — необходимо изобразить комбинацию из 3 геометрических фигур. Каждый этап оценивается в 50 баллов.
Задание на профессиональном экзамене по композиции отличается в зависимости от выбранного профиля обучения. Например, абитуриентам, поступающим на профиль «Дизайн средств транспорта» необходимо нарисовать перспективное изображение предлагаемого транспортного средства в трех проекциях, а будущие графические дизайнеры рисуют свободную композицию из заданных шрифтовых и растительных элементов. Оценка за композицию — 100 баллов, максимальная оценка за все дополнительные экзамены — 200 баллов.
В 2020 году в академии открыто 134 бюджетных места для будущих дизайнеров. Помимо дополнительных экзаменов в приемную комиссию вуза нужно подать результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. В 2019 году проходной балл составил 237 пунктов из 400.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», направление «Медиакоммуникации»
Медиакоммуникации — новое направление обучения для российской системы высшего образования, первый набор в Высшую школу экономики состоялся в 2015 году. Это программа подготовки творческих менеджеров для современной медиаиндустрии. В 2020 году на направлении открыто 40 бюджетных и 150 платных мест. Поступающие сдают творческий экзамен из двух туров — письменного и устного. Экзамен оценивается в 100 баллов, в этом году он организован в онлайн-формате и будет проходить в системе прокторинга под web-камерой.
Письменный тур длится 2,5 часа и состоит из трех частей. Первые две части представляют собой тест из 12 вопросов, выявляющих знания абитуриента в области культуры, искусства, медиаиндустрии, медиапроцессов и медиатехнологий. Третья часть подразумевает анализ медиапроекта из предложенного списка и содержит 7 вопросов. За выполнение этого задания можно получить максимально 60 баллов. На устном собеседовании приемная комиссия задает абитуриенту вопросы из области аудиовизуальных искусств (кино, телевидения, мультимедиа, литературы, живописи, музыки), а также другие вопросы, раскрывающие общий культурный уровень, понимание профессиональной среды медиа, умение анализировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в устной коммуникации. На устный тур можно также принести свое портфолио, например, статьи, фотографии, дипломы в области искусств, медиа, ораторского мастерства, свидетельства об опыте создания и ведения собственного проекта (школьный сайт, газета). Опыт работы и наличие достижений не являются обязательными, однако портфолио может быть учтено в оценке за собеседование в виде дополнительных пяти баллов. Собеседование оценивается в 40 баллов.
Помимо творческого экзамена абитуриенты должны предоставить в приемную комиссию «Вышки» результаты ЕГЭ по русскому языку (минимум 65 баллов), литературе (минимум 65 баллов) и иностранному языку (минимум 60 баллов). В прошлом году для зачисления на бюджетное место необходимо было набрать не менее 382 балла из 400, что является одним из самых высоких проходных баллов среди всех вузов и направлений.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, направление «Журналистика»
Экзамен на журфаке в этом году организован в дистанционной форме на портале exam.distant.msu.ru. Он проходит в письменной форме и состоит из двух заданий. Будущие журналисты пишут творческое сочинение на одну из предложенных тем (70 баллов) и выполняют редакционное задание (30 баллов). Так, в прошлом году абитуриентам было предложено две темы сочинения на выбор: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и над природой (А.С. Пушкин)» и «Мои размышления о Росссии начала XX века». В сочинении необходимо творчески интерпретировать заданную тему, продемонстрировать свою позицию и аргументировать ее, привлекая знания из смежных областей (история, литература, обществознание), показать умение оперировать фактами и комментировать их для раскрытия темы. В редакционном задании предлагается две темы для статьи. Здесь абитуриенту необходимо написать краткое содержание статьи по одной из тем, а также выбрать трех современников события для комментария к статье и задать каждому из них по три вопроса. Темы редакционного задания прошлого года — «Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года» и «Падение монархии в России».
В последние годы журфак не требует в обязательном порядке портфолио публикаций. Однако если вы уже имеете профессиональный опыт, сообщить об этом приемной комиссии не помешает. За творческий экзамен абитуриенты максимально получают 100 баллов и еще 300 баллов можно набрать на ЕГЭ по литературе, русскому и иностранному языкам. Из 400 возможных в 2019 году проходной балл составил 352, что в среднем соответствует 88 баллам за каждый экзамен.
Московский государственный институт культуры, направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Творческий экзамен на направление «Режиссура» в этом году проходит в дистанционной форме в два этапа, на каждом из которых можно набрать 100 баллов. Первый этап — это портфолио, которое необходимо отправить в приемную комиссию. В него входит мотивационное письмо, самопрезентация абитуриента в форме видео эссе и режиссерский сценарий театрализованного представления или праздника (праздник в честь Нового года, 8 марта, Дня города, Дня Победы, выпускного вечера, свадьбы). Второй этап — собеседование — будет проходить в режиме видеоконференции. На собеседовании необходимо ответить на вопросы экзаменаторов, проявить заинтересованность будущей профессией, показать общий уровень эрудиции.
В этом году абитуриенты направления будут претендовать на 45 бюджетных мест очного и заочного отделения. Для допуска к творческим экзаменам в приемную комиссию необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку — не менее 56 баллов и литературе — не менее 45 баллов. Проходной балл на «Режиссуру» в 2019 году составил 261 из 400.
Всероссийский государственный институт кинематографии им. Герасимова, специальность «Продюсерство»
Абитуриенты специальности «Продюсерство» в этому году будут претендовать на 16 бюджетных мест очного отделения. Помимо ЕГЭ по русскому языку и литературе будущим продюсерам предстоят два устных тура вступительных испытаний, которые проводятся в видео-формате индивидуально с каждым абитуриентом. Каждый тур оценивается по стобалльной шкале, порог положительной оценки — 41 балл.
Первый тур представляет собой профессиональное испытание. Здесь поступающим предлагается ответить на заданные в экзаменационных билетах вопросы, содержание которых отражает функциональные обязанности продюсера кино и телевидения, его роль и место в кинопроцессе. При оценке ответов учитывается понимание абитуриентами современных процессов в обществе, экономике, политической жизни, знакомство поступающих с лучшими произведениями отечественного киноискусства, социально-значимыми проектами в области медиа- и телевидения.
На втором туре абитуриентов попросят выполнить творческое задание — проанализировать фильм из списка «Фильмы ВГИКа». В ответе нужно отразить идею, вид, жанр фильма, целевую зрительскую аудиторию, социальную значимость произведения, предложения о рекламе и продвижении фильма, коммерческий потенциал фильма. В 2019 году на специальность были зачислены абитуриенты, набравшие не менее 289 баллов из 400 возможных.
Как стать архитектором
Работа архитектора предполагает наличие у человека не только пространственного мышления, но и определенной доли фантазии. Ведь специалист должен сочетать в себе знания инженера, художника и проектировщика. Подготовка к ЕГЭ это еще не все, у каждого вуза есть свой внутренний экзамен.
Почему стоит выбрать профессию архитектора
Школьник, желающий стать архитектором, точно знает причины, по которым данная профессия считается актуальной:
Это лишь малый перечень того, почему стоит поступать в строительный ВУЗ.
Что должен знать архитектор
Что касается необходимых профессиональных знаний, необходимо знать:
Уметь работать с необходимой документацией и т.д. Специалисты должны быть политически и диалектически образованными. А именно, понимать социальную сущность, быть проинформированным о философии эпохи, в которой он творит. Кроме того, он должен быстро реагировать на сменяющуюся обстановку в стране.
Архитектор – это человек, которые знает природу и ее законы. Ведь в профессию включается эстетическое представление о сущности мира и придача ему осязаемого характера. Зная законы физики, специалист способен построить новое здание, которое не рухнет от первого возложенного кирпича. Помимо приземленных знаний, будущий архитектор обязательно знает и постигает гармонию и систему пропорций, а также обладает архитектурным слухом.
Поступление в вуз: ЕГЭ и внутренний конкурс
Чтобы поступить на архитектора, который специализируется на дизайне интерьера или ландшафтов, то потребуется сдавать:
Чтобы поступить на специальность иного профиля (например, на реставратора), то потребуется сдать:
Кроме того, школьники должны знать, что поступить на факультет можно не только по окончанию 11 класса, но и после 9 класса.
Полная подготовка к поступлению за год: самостоятельная, на курсах подготовки, с репетитором.
Чтобы поступить на архитектурный факультет в выбранный вами ВУЗ потребуется серьезная подготовка. Включает в себя несколько способов:
Главным препятствием на пути к поступлению может стать внутренний экзамен учебного заведения, подготовка к творческому конкурсу рисунку обязательна для выпускника. Лучший вариант – курсы при вузе, где преподаватели, которые преподают на архитектурном факультете, оценят ваши работы и помогут внести необходимые исправления в вашу технику рисования.
Тактики подготовки к архитектурным ВУЗам
Почему стандартное предложение «для всех» не сработает
Все ученики, которые приходят ко мне, находятся в изначально разных условиях: имеют разные способности, работоспособность, разное время на подготовку, и разные ВУЗы в качестве цели поступления. Кто–то уже изучал основы одного или нескольких предметов (Академический Рисунок, Композиция, Черчение), кто–то приходит ко мне «с нуля». Кто–то учится в 9–м, кто–то в 11–м классе, кто–то уже окончил школу, а всё свободное время посвящает подготовке к вступительным экзаменам. Поэтому для каждого поступившего на обучение программа занятий будет составляться индивидуально — благо моя система позволяет легко подстроиться под любой запрос.
Но, несмотря на различие первоначальных условий, можно выделить общие моменты в этапах подготовки абитуриентов у меня (подчёркиваю это, так как у других преподавателей подход будет другим). Их я и хочу осветить в данной статье, основываясь на необходимом конечном объёме выполненных работ, а также дать рекомендации отдельным группам ребят. Ибо не только ученики, но и я сама замотивирована научить человека рисовать и чертить так быстро, как это возможно при имеющихся у него обстоятельствах, а дальше развивать эти навыки, поддерживая мотивацию в ребёнке заниматься тем делом, которое он выбрал. Ведь Архитектура — это намного больше, чем умение нарисовать голову Цезаря или разложить аксонометрию на проекции.
Объём работ по каждому предмету
Итак, как правило, есть три отдельные творческие дисциплины, которые нужно сдавать на вступительных экзаменах в архитектурный ВУЗ: Академический Рисунок, Композиция и Черчение. Длительность подготовки по каждой из них и количество необходимых усилий для их изучения — очень разные по своей специфике и интенсивности, — и зависят от сложности экзаменационного задания и способностей ученика. После того как принято решение поступать в архитектурный ВУЗ, на основе оценки уровня вашей подготовки на данный момент, индивидуально для вас мы подбираем оптимальную программу, чтобы вы спокойно всё успели, и при этом не переплачивали за лишние занятия.
Чаще всего ко мне приходят с запросом подготовки в МАрхИ (но география архитектурных ВУЗов, в которые я готовлю, на самом деле, очень широка). Экзамены в данный институт считаются высшим уровнем сложности по сравнению с другими учебными заведениями, поэтому в зависимости от цели поступления, делайте некоторые послабления в нижеследующих примерах.
Больше всего практики нужно по предмету Черчение. Тут надо не просто знать теорию. Например, чтобы претендовать на бюджет в МАрхИ, надо по–хорошему отработать около 60 сложных чертежей («давние» задания из сборника подготовительных курсов не считаются). Если собираетесь для подстраховки поступать в другие ВУЗы, то добавляйте еще 20–ку чертежей сверху, чтобы хотя бы на небольшом количестве работ разобраться с отличиями их экзаменов по этому предмету.
По рисунку головы в результате обучения нужно получить около 40–ка законченных голов (стандартная четверка, плюс Дорифор, Диадумен, Апоксиомен — с разных ракурсов). Если хочется попробовать разные интересные работы, техники и материалы, сложные головы — то всё это планируется вами «сверху».
По Композиции в идеале нужно выполнить около 15 законченных работ. Учтите, что до того, как полностью нарисовать композицию, её надо «собрать» из множества отдельных заданий — отработки построений, набросков, врезок, тона. Всё это будет подготовительным этапом, и занимает достаточно большое количество времени.
Посчитайте, какой срок у вас отведен на подготовку и делите на объём работ. Например, для 11–классников «с нуля», в начале учебного года примерно получается:
Учтите, что поначалу один чертеж может занимать не 4 часа, как на экзамене, а все 20 часов. И голову вы не сможете нарисовать за 6 часов, а будете её «мучить» по несколько дней. По мере отработки заданий конструктора, из которых собирается работа, вы будете ускорять этот показатель. Это всё выполнимо, но это надо ЗАПЛАНИРОВАТЬ (учитывая подготовку к ЕГЭ, пробники, выпускные) и выполнять. Работа, кстати в классе у меня, почти не считается… Это объём «на дом».
Не гонимся за быстрыми результатами, если есть время
Разумеется, среди моих ребят есть отдельные примеры экспресс–подготовки, я с удовольствием делюсь ими на своих страницах. Например, в 2018 году у меня была девочка Софья, которая за 10 недель практически «с нуля» освоила программу вступительных экзаменов МАрхИ (но за эти 10 недель она не поднимала головы, фактически отдала себя в жертву подготовке и пахала без устали, одних только чертежей за это время было сделано около 60–ти штук). Или были неоднократные случаи, когда, например, абитуриенты готовились за месяц к Композиции на бюджет — им было достаточно 1–3 нарисованных по всем правилам работ «от» и «до» (для такого рывка просто необходимо отлично развитое пространственное воображение). Или когда Черчение сдавали на баллы бюджета по лекциям в связке всего с парой месяцев практики по абонементу. В 2019–м у меня был мальчик, который только по первому блоку лекций начал сам чертить сложнейшие мархишные чертежи, и обошёлся только разовыми проверками вообще без вопросов, а соответственно, и без абонементов (такие «самородки» до этого мне еще не попадались). По Рисунку головы случалось такое, что после 5–10 занятий люди набирали по 70–75 баллов за голову (и это вопрос даже не изначального уровня — ребята также приходили после художественных школ, это вопрос способностей и концентрации на занятиях)! Но нужно понимать, всё это — отдельные случаи выдающихся способностей, удивительной работоспособности и общей собранности. Не нужно на них равняться как на норму и оставлять подготовку на последний момент: у единиц получится, но большинство столкнется с разочарованием, которого можно избежать, если начать обучение вовремя.
Важно понять, что истории, которые я выкладываю — они для мотивации, для того, чтобы показать, какие результаты возможны. Для того чтобы любой человек, если у него есть желание поступать именно в архитектурный институт, поверил в свои силы и попробовал это сделать. Вопреки ярлыкам, слухам и обстоятельствам. А не для того, чтобы вы отложили свою подготовку в долгий ящик и подумали, что всё решит только выбор хорошего преподавателя.
Особенности работы по каждой дисциплине
Черчение
В абсолютном большинстве случаев я рекомендую начинать именно с него. Тактику подготовки к этому предмету описываю ниже.
Если Черчение у вас на нулевом уровне, или есть существенные пробелы в базовых знаниях, то обязательно приступаете к изучению этого предмета с моих теоретических лекций. Они специально придуманы, чтобы сэкономить вам как минимум полгода занятий. Без них бессмысленно приступать к абонементу. Так же есть отдельная «промежуточная» категория абитуриентов, — тех, кто уже раньше занимался на всевозможных курсах при институтах или с местными преподавателями. Такие ученики хотят проскочить теорию, и я их прекрасно понимаю. Но по моей статистике, только примерно у 30–40% учеников, уже начинавших учиться где–то Черчению, нет серьёзных проблем с основами. Поэтому сначала смотрим работы, чтобы понять, есть ли у ученика пробелы, и какие именно. Если их немного, то можно начинать с «абонемента», а «дыры» латать с помощью поштучных лекций. Если я советую сначала взять лекции — значит, без них действительно не обойтись. Поймите: если вы готовились на курсах, где нет личной заинтересованности преподавателя в вашем результате, или с преподавателем у себя в городе, который сам не знаком с требованиями столичных ВУЗов, то с большой долей вероятности — вы учились не тому, что необходимо. А без теории, без объяснённых в ней азов, время на вашу подготовку увеличится в разы. И в результате вы будете полгода, а то и больше, переплачивать за абонементы, отлавливая «хвосты» — так что ваша экономия обернётся еще большей потерей времени и средств.
Если вы уже сдавали экзамены, то надо также смотреть индивидуально: на каком уровне вы находитесь на самом деле. Например, один «свежий» абитуриент недавно мне рассказал, что на его курсах они к экзамену в МАрхИ разобрали задания только до 2003 года. Но ведь после этого прошло уже 15 лет, а это по 4 варианта на каждый год! А ведь в МАрхИ сохраняется постоянная тенденция на серьёзное усложнение заданий. И подготовка туда далеко не заканчивается с вычерчиванием заданий из сборника подготовительных курсов, как многие ошибочно полагают. Вот так вот в итоге и получается, что зачастую человек идёт на экзамен, но к экзамену он не готов. У меня регулярно появляются такие второгодники, которым реально не рассказали, что будет на экзамене. Хотя надо отметить, что большинство таких ребят при подготовке у меня, идут все–таки сразу на абонемент или даже разовую проверку, проскакивая теорию.
Академический рисунок
Следующий предмет, который вы будете изучать параллельно с Черчением — это Рисунок. Занятия по нему я провожу очно. Количество занятий по Рисунку головы сильно зависит от способностей ученика. Обычно, для москвичей достаточно одного урока в неделю, а иногородние ребята чаще всего приезжают ко мне на интенсивы (экспресс–курсы): занятия, идущие друг за другом в дни школьных каникул. Об интенсивах можно подробнее прочитать в соответствующем разделе.
Самая безопасная тактика для иногородних, вне зависимости от класса школы — это приехать на интенсив как можно раньше. Особенно если вы в 11–м классе, то всеми силами стараться не откладывать приезд до весны, вдохновившись чужими историями. Почему? Потому что, приехав на курсы заранее, летом или осенью, вы сразу сможете оценить время на подготовку по Рисунку, определить количество приездов и занятий в течение всего года, необходимых конкретно вам. Кроме того, так у вас будет больше времени в начале года на корректировки изначального уровня, на отработку теории, а дальше останется набирать скорость и, как следствие, качество работ. И самое главное — не придётся совмещать подготовку к вступительным экзаменам с усиленной подготовкой к ЕГЭ во втором полугодии. Поверьте, даже при большом таланте и возможностях, освоить предмет за 15–25 занятий так, чтобы конкурировать на экзамене с теми, кто готовился 2–3 года (а так готовится большинство ваших конкурентов), крайне сложно, и нагонять необходимый уровень придётся в очень уж усиленном темпе. Именно поэтому лучше приезжать заранее и готовиться постепенно, без спешки и нервов.
На самом деле, даже если вы учитесь в 9–10–м классе, то для вас тоже будет более правильной тактикой приехать как можно раньше. Потому что чем больше вы успеете сделать сейчас, тем меньше времени на подготовку нужно будет в 11–м классе, и вы сможете сконцентрироваться в последний учебный год на ЕГЭ (а это крайне важно!), пробниках, выпускных и т.п. Помните, что хорошие баллы ЕГЭ также увеличивают шансы на поступление в архитектурный ВУЗ.
Рисунок — это такой предмет, в котором можно развиваться бесконечно. У меня вы не сможете «переготовиться» или набрать «лишних» часов занятий. Ведь мы в своем уме, и не будем рисовать 2–3 года подряд по кругу всего 4 головы. Если вдруг вы оказались готовы к этому экзамену уже в 10–м классе, то у вас либо сокращается количество занятий по этому предмету (при сохранении достаточного количества работы дома), и освобождаются время и средства для других дисциплин, либо, по желанию, повышается сложность заданий — для того, чтобы подняться на уровень выше конкурентов.
Композиция
Композиция идёт обычно дополнением к Рисунку и Черчению, и её освоение можно начать попозже. Потому что она, при должном усердии, довольно быстро осваивается. Но откладывать её в долгий ящик не стоит. Тем более это крайне интересный предмет и, по моему мнению, самый важный в нашей профессии. Примерно 70% учеников могут выполнять несложные задания по Композиции по теоретическому видео без ошибок. Ещё часть учеников выполняют задания с малым количеством ошибок, и есть только маленький процент людей, которым предмет даётся сложно, они длительное время разбираются, медленно идут по программе и долго консультируются по каждому заданию. Иногда даже приходится потратить на это несколько очных занятий (я действительно пытаюсь избегать такой ситуации всеми силами — освоение азов очно — это действительно долго, дорого и неэффективно по сравнению с занятиями онлайн). Заблаговременно предугадать, как пойдёт Композиция у конкретного ученика, физически невозможно (например, человек может отлично чертить, но совершенно не понимать Композицию), каждый случай индивидуален, и выяснить, в какой процент вы попадаете, лучше заранее.
Композицию своим ученикам я советую начать изучать хотя бы до декабря 11–го класса. Всё чаще на экзаменах (в первую очередь МАрхИ) баллы за Рисунок «притягивают» к баллам за Композицию. А как показала практика, если оставить изучение этой дисциплины на самый конец, ребята часто расслабляются, не уделяют данному предмету должного внимания. Представьте: вы не доработали по одному предмету, а оценку ниже получаете за два!
По моей прошлогодней статистике, среднее время освоения Композиции при параллельной учёбе в школе, составляло 5 месяцев, а у тех ребят, у кого было больше времени на подготовку (например, окончивших школу), — 3 месяца. Конечно, были случаи подготовки и за более короткие сроки, в том числе у меня же на Марафоне, но мы говорим о том, как облегчить себе жизнь и найти баланс, а, к сожалению, мало кто схватывает «на лету» — большинству нужна практика.
В этом году я видоизменила свой дистанционный курс по Композиции, намного его улучшив и по качеству видеозаписи и по структуре. Надеюсь, теперь ребята смогут показать более высокий по сравнению с предыдущими годами средний результат. Курс подходит в том числе для учеников с нулевым уровнем, так что вы смело можете заниматься по нему ещё до очных занятий по Рисунку. Подробнее о курсе можно почитать в разделе «Композиция».
Даже если очень тяжело совмещать с подготовкой по всем остальным дисциплинам, я советую не откладывать покупку курса по Композиции. Его срок действия ограничен только вступительными испытаниями. Выделяйте в перерывах 20 минут в день на изучение и отработку заданий — и вы уже к концу учебного года сможете справляться со сложнейшими заданиями. Позвольте себе в полной мере насладиться возможностями этой дисциплины!
Нюансы подготовки в зависимости от жизненной ситуации
9–10 класс
9–му и 10–му классу проще всего: у меня предметы можно вводить постепенно, не распыляться между ними. Например, в 9–м можно заниматься исключительно Черчением. Но при этом, если в 9–м классе есть возможность, то и на очный Рисунок лучше приезжать, занимаясь в своём темпе и режиме. Почему? Потому что на очных занятиях вы получите дозу мотивации и живой пример, увидите, как люди готовятся и на каком уровне вы должны рисовать, чтобы поступить. Потому что «издалека» не всегда понятно, какой объём работы нужно проделать, и вы сами сможете оценить, готовы ли вы к нему.
К сожалению, часто происходит следующее: даже зная заранее о фронте работ, ученик занимается только тем, чем ему хочется или что лучше получается, и в результате затягивает своё обучение, оставляя почти всю подготовку на 11–й класс.
А вот если изначально разнести по времени изучение предметов и глубоко изучать один, потом оставлять его на поддерживающем уровне, а заниматься серьёзно уже другим, тогда есть вероятность, что 11–й класс вы вообще оставите, в основном, под сдачу ЕГЭ. Ведь хорошие результаты этого экзамена очень сильно увеличивают шансы на поступление, если говорить об архитектурных ВУЗах. Для примера: в 2018–м году у меня девочка в ГУЗе набрала 96 баллов за голову, 90 — за капитель, 85 — за Черчение. Баллы более чем отличные (тем более за 7–8 месяцев подготовки). Но ЕГЭ у неё был «всего» 140 баллов, и на бюджет она не прошла.
Т.е. суть не в том, чтобы вы занимались как можно дольше по всем предметам и всё время платили и платили за занятия, а в том, чтобы наиболее эффективно использовать имеющееся время и ресурсы и подготовиться заранее, не затрачивая при этом излишние средства. Ведь когда у вас есть возможность сосредоточиться на одной дисциплине — вы осваиваете её в разы быстрее, чем если бы у вас их было одновременно 5 (3 творческих + 2 ЕГЭ). Соответственно, снижается и суммарная стоимость подготовки. Но в 11–м классе у вас уже не будет выбора. Вам придётся изучать всё одновременно. Прибавьте к этому особенности экзаменов в «запасных» ВУЗах, на которые также придётся потратить немного времени, и поймёте, о чём я говорю.
11–й класс
Если Вы сейчас учитесь в 11–м классе и готовитесь к поступлению в архитектурный ВУЗ «с нуля», то в первой половине учебного года я вам предлагаю сделать упор на Черчение и параллельно заниматься Рисунком. Москвичам — на очных занятиях раз в неделю, иногородним — приехать на интенсив как можно скорее. Композицию подключать будем исходя из вашей ситуации (обговаривается отдельно): либо сразу, либо немного попозже, но максимум — в декабре. Такой порядок нужен для того, чтобы распределить силы, и по максимуму освободить потом весну для ЕГЭ и пробных экзаменов. Потому что в вашей ситуации параллельно с учёбой в школе надо освоить несколько новых предметов, и целесообразнее их изучение немного разнести по времени, чтобы уделить каждому из них достаточное внимание.
Если вы в 11–м классе, и вы не «с нуля», то по нюансам конкретно вашей подготовки (какие дисциплины вы уже изучали, на каком уровне находятся ваши практические навыки и т.д.), лучше сначала проконсультироваться со мной. Мы определим, на что сделать упор, в каком порядке взять предметы, возможно, по каким–то из них достаточно будет заниматься на поддерживающем уровне, проскакивая блоки «для начинающих». Наша цель — максимально эффективно выстроить дальнейшие шаги и не надорваться на пути к цели.
К сожалению, некоторые дети занимаются в первую очередь теми предметами, что у них лучше получаются, а это может обернуться лишней тратой денег, сил и времени. Очень опасен тот момент, когда тем, кто не «с нуля» в 11–м, кажется, что впереди ещё очень много времени, экзамены не скоро, и они не спешат приступать к занятиям. Надо отслеживать эту мысль у себя в голове.
Работа пойдет намного плодотворнее, если с самого начала 11–го класса по каждому предмету готовиться так, как будто вам идти на экзамен уже весной. Да, это тяжело, но зато так больше шансов успеть освоить все три предмета на экзаменационном уровне, и вам надо быть морально готовыми к упорной работе. Как иногда пишут в комментариях мои ученики, «каникулы — не для 11–го класса», и, к сожалению, это правда.
Второгодники
Здесь есть разные категории: кто–то был недостаточно готов к экзаменам и завалил их, есть люди, которые приходят ко мне с запросом подготовки в архитектурные ВУЗы только после окончания школы, либо после поступления в ВУЗы на другие специальности или в архитектурный институт своего региона.
Для многих тактика будет такая же, как для одиннадцатиклассников, но ввиду отсутствия школьной нагрузки таким ребятам, как правило, намного легче. Тут надо заранее придумать, чем вы будете заниматься. Может, подтянете ЕГЭ или дополнительно освоите важные навыки (например, пройдете пару компьютерных программ или курсы вождения), а, может быть, найдете подработку.
Я лично считаю, что тем, кто поступает во второй раз, тем приходится сложнее всего. С одной стороны, здесь есть психологическое давление, с другой — иллюзия о том, что половина работы уже сделана. Самое частое, с чем я встречаюсь — это когда человек думает: у меня весь год впереди, есть много времени, могу начать в любой момент. Но в итоге подготовка всё оттягивается и оттягивается. Заканчивается это обычно тем, что абитуриент просто ничего не делает. И часто бывает так, что человек, имеющий все способности и возможности оказаться на бюджете МАрхИ, оказывается только на коммерции, например, ГУЗа. И о таких историях мне приходится писать тоже, это самое печальное в моей деятельности. Ибо с этим я не могу бороться — ведь нельзя сесть и выполнить весь объём работ за абитуриента. В такую ловушку лучше не попадать и начинать готовиться заранее. У меня есть отличная статья на данную тему. Если вам нужна мотивация, прочтите её как можно быстрее. Особенно если в прошлом году вы плохо сдали ЕГЭ, и вам ещё надо будет пересдавать и его.
Я знаю, что некоторые ребята в таких случаях устраиваются на первый год «лишь бы в какой ВУЗ», чтобы не «болтаться». Зачастую это решение родителей. Мне кажется это бессмысленным ходом — ведь вы всё равно уже планируете, что никогда не будете здесь учиться! А значит, глупо тратить на это время. Гораздо логичнее найти подработку, структурировать своё время, а заодно помочь родителям оплачивать своё обучение. Ведь зачастую ребята не берут должное количество занятий исключительно по финансовым соображениям, а это в корне неверная тактика. Самостоятельно к таким экзаменам не готовятся. Так что подработка может стать и дополнительной мотивацией собраться, и способом научиться ответственности и планированию времени.
Также, для тех ребят, кто хочет перепоступать, совет только один — расставить приоритеты. В моей преподавательской практике, к сожалению, не было ни одного удачного случая совмещения учёбы в региональном архитектурном ВУЗе и подготовки к столичным архитектурным учебным заведениям. Объём учёбы на первом курсе любого института — очень большой, нужно выполнить огромное количество практических работ, и совмещение заканчивается нервным истощением ребёнка. В итоге остаётся только 2 варианта развития событий: либо тем, что человек бросает подготовку (и жалеет о потерянных деньгах), либо бросает свой ВУЗ (и жалеет о потерянном времени). Несколько таких историй есть у меня на странице и в отзывах ребят (например здесь).
Взрослым
Да–да. Взрослые дядечки и тётечки, которым «глубоко за 30». Не бойтесь, вы не одни! Кто–то хочет получить высшее образование для галочки, потому что работает без диплома, или получить хорошую базу по академическому рисунку, кто–то хочет сменить профессию, а для кого–то это способ отвлечься. Тут всё индивидуально. У каждого из таких людей собственный запрос, и обговаривать его приходится отдельно. Присылайте свои работы, будем созваниваться. Но не позволяйте стереотипам в голове собой управлять. Учиться новому можно в любом возрасте. Кстати, взрослые — моя любимая категория. Ведь вы знаете уже цену времени и деньгам, а, соответственно, готовы выполнять все рекомендации и получать самые быстрые результаты.