что такое твердая пища для христианина

Православная Жизнь

Библейское учение о пищевых ограничениях.

что такое твердая пища для христианина. картинка что такое твердая пища для христианина. что такое твердая пища для христианина фото. что такое твердая пища для христианина видео. что такое твердая пища для христианина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое твердая пища для христианина.

Продолжаем наш разговор о библейских пищевых повелениях и запретах. Переходя к новозаветным страницам, необходимо сразу задать важный вопрос: соблюдали ли первые христиане закон Моисея и все связанные с ним предписания о пище? Отвечаем: соблюдали. Процесс выхода христианства из среды иудейской обрядовости был довольно долгим. Вначале Церкви нужно было осмыслить хотя бы то, что христианам, пришедшим из язычества, ветхозаветный закон не нужен. Это отражено в решениях Апостольского Иерусалимского собора. Крестившимся язычникам было предписано лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29). Как видим, идоложертвенное, кровь, удавленина все же остаются под запретом. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.

Итак, уже в первые десятилетия своей жизни Церковь свидетельствует о ненужности для христианина из язычников Моисеева закона (за исключением означенных выше пунктов). Хотя иерусалимская еврейская община закон все еще соблюдала, совмещая его с верой во Христа, и так было вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году. Вскоре после этой трагедии иудеохристианство уходит из Церкви навсегда.

Но нас сейчас интересует не это. Несомненно, самым ярким проповедником необязательности и даже опасности закона для язычников был апостол Павел. Как первопроходец в этой области, он понес много скорбей за свои взгляды. Для дальнейшего понимания церковного отношения к различению пищи нам необходимо углубиться в учение апостола по этому вопросу.

Если двигаться по Новому Завету согласно церковной последовательности апостольских посланий, впервые темы ядения или неядения по религиозным мотивам встречаются в Послании к римлянам, в 14-й главе. К этому материалу мы и обратимся. Контекст поднятой темы был следующий.

Дело в том, что среди римских христиан существовали различные взгляды по поводу того, можно ли христианину есть мясо и пить вино. Некоторые считали нужным воздерживаться от того и другого, освящая некоторые дни постом. Иные признавали бесполезными подобные ограничения христианской свободы. Ко всему прочему добавлялось и то, что на рынке преимущественно продавали идоложертвенные продукты (посвященные тем или иным языческим богам), и перед христианами неминуемо вставал вопрос, как к ним относиться. Смело есть, не задумываясь ни о чем? Так многие и делали. Не вкушать и гнушаться как чем-то нечистым? Некоторые именно так и поступали. Данная ситуация породила множество споров и недоумений, на которые и пытается ответить апостол Павел.

Прежде всего он выясняет, что «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Мысль Павла вполне созвучна словам Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Христианское понимание осквернения касается духовной жизни человека; в первую очередь тайных мыслей и желаний, а затем уже слов и поступков. Они оскверняют человека, а не пища и питие.

Как хорошо бы помнить это нам, впадающим иногда в ревность не по разуму! Как часто мы проявляем чудеса сообразительности: только бы не съесть чего-то «неуставного», но при этом спокойно можем носить в себе злобу и недоброжелательность, вовсе не чувствуя никакого осквернения – а ведь именно в таком состоянии наша душа глубоко осквернена! Насколько нам легче заниматься формой, а не содержанием, и как часто происходят наши невидимые падения именно из-за болезненной привязанности ко всему внешнему! Внешнее тоже необходимо, но как трудно порой преодолеть соблазн сделать внешность целью духовной жизни…

Итак, Павел, выяснив, что «нет ничего в себе самом нечистого», отмечает важную вещь: перебирающих пищей он называет «немощными», но просит не мешать им, ибо они решились не есть те или иные продукты по своему внутреннему убеждению и действуют ради Господа. Решение принято «по вере», и это для апостола важно: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога… Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (Рим.14:6; 22–23).

Павел вообще не считает вопрос пищи очень-то важным в христианстве, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Следовательно, по причине поста или вкушения ни в коем случае нельзя ссориться. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3), – увещевает апостол. И, конечно же, не стоит соблазнять брата принципиальным вкушением или невкушением: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20).

Таковы главные тезисы учения Павла о религиозном значении еды в Послании к римлянам. Гораздо более широкие рассуждения на интересующую нас тему мы находим в Первом Послании к коринфянам.

Здесь Павел уже больше локализирует свое внимание именно на идоложертвенной пище. Поначалу звучат уже знакомые нам мысли о второстепенном значении пищи в христианской жизни, а также о том, что едой не должно никого соблазнять и огорчать: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8–9). Говоря же об идоложертвенном, Павел вообще отрицает какое-либо воздействие на христианина идоложертвенной пищи, так как сам идол есть попросту ложный символ несуществующей реальности: «Об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

Казалось бы, все ясно. Есть Единый Бог, которому покланяются христиане, а все остальное – иллюзия и обман. И вдруг среди привычных нам тезисов появляется другая, совершенно новая мысль. Апостол признает, что хоть «идол в мире ничто», но за несуществующей реальностью языческих богов скрываются бесы, и вкушение идоложертвенного означает общение с бесами. Прочитаем цитату из 10-й главы Послания:

«Возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:14–21).

Вот какой неожиданный поворот! Таков Павел – он всегда непредсказуем. Его мысль течет, как полноводная река, и часто готовит нам или бурные водопады, или прозрачную отмель, или вдруг необычайную глубину, или извилистые повороты. Ситуация с идоложертвенным усложняется. Да, изображаемая идолом реальность не существует, но за идолом скрывается падший ангел, который все же присутствует. «Яко вси бози язык бесове» (Пс. 95:5). И вкушать идоложертвенное осознанно – значит вступать во взаимодействие со злым духом. Итак, есть ли опасность осквернения? Ответ неминуемо получается двойственный. Вкушение идоложертвенного без веры в языческого бога, но при наличии твердой веры во Христа никакого осквернения не произведет, ведь осквернение в христианстве – понятие внутреннего характера; но при этом будет наблюдаться косвенное участие в языческом богослужении, а это нежелательно.

Апостол еще кое-что уточняет: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 25–31).

Как мы видим, Павел, самый великий миссионер в истории христианства, облекает тему вкушения идоложертвенного в миссионерские одежды. Забавно поясняет данную ситуацию о. Андрей Кураев. Допустим, мы пришли в гости – рассуждает о. Андрей. Хозяйка угощает, стол прекрасно накрыт. И вдруг хозяйка говорит: «А вот попробуйте вкуснейшие кришнаитские пирожки, мне сегодня дали на улице. Такие хорошие ребята эти кришнаиты. » Что делать? Ведь кришнаитский прасад – это и есть идоложертвенная еда. В таком случае, считает Кураев, мы должны ради этой женщины отказать. Нельзя, чтоб она думала, что вкушать идоложертвенное – это хорошо. Однако ночью (допустим, мы остались ночевать) мы можем прокрасться на кухню и со спокойной совестью съесть все пирожки. И даже, может быть, не перекрестившись – ибо «идол в мире ничто».

Вывод: я не боюсь осквернения от пищи, так как Христос сильнее бесов, но если мой ближний не имеет такого знания, которое есть у меня, я не имею права искушать его своей смелостью. Вдумаемся. Снова повторим. Идол есть ничто, и его нельзя бояться. Вся пища создана Богом для человека, поэтому кушать можно все, продаваемое на рынке, не сомневаясь. Однако мы можем рассуждать относительно вкушения или невкушения в зависимости от воздействия наших поступков на других людей (миссионерский фактор). Сами же должны иметь крепкую веру и ничего не бояться. Но опять же оговорка: за идолом может скрываться бес, поэтому все же лучше не иметь дело с пищей, принесенной идолу.

Парадоксально? Да. Однако здравая мысль тут есть, и ее можно понять. «Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено. Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая – ставит человека под влияние демонов, – от которых произошло и самое идолослужение, – а этого и не хочет допустить апостол Павел» (1).

Потому и на Апостольском соборе был принят запрет на идоложертвенное, и впоследствии Церковь подтвердила это в правилах Вселенских Соборов. Также надо понимать, что есть момент дисциплины. В некоторых вопросах должна быть одна дисциплина для всех – и для сильных, и для слабых. Объяснять каждому в отдельности тонкости учения Павла было бы трудно. Необходимо учитывать сложность отношений в первой Церкви иудео-христиан и языко-христиан. Языко-христианин, узнав, что идол ничто, мог спокойно есть идоложертвенное, как он это и всегда делал, только уже зная, что это приношение ложным богам и никак ему не навредит. Для иудео-христианина, воспитанного в рамках пищевых запретов закона, эта картина выглядела бы ужасной до обморока. То же касается и вкушения крови. Поэтому последовал жесткий запрет, одинаковый для всех, во избежание всяких соблазнов и неясностей. Хотя мы увидели, что учение Павла о идоложертвенном совсем не однозначно. В принципе, христианин свободен в выборе пищи, но при этом есть общая церковная дисциплина, а также фактор ближнего.

Итак, прямо запрещены в пищу для христианина лишь три вида пищи: идоложертвенное (принесенное в жертву языческому богу), кровь в любом виде и удавленина (опять же по причине крови). Что касается идоложертвенного, то мы не должны специально узнавать, не является ли таковой наша пища, но раз уж осведомлены, тогда лучше не есть. Она не осквернит нас, если мы имеем веру, ибо осквернение в христианстве есть дело внутреннего произволения. Подтвердим эту мысль несколькими святоотеческими цитатами.
«Апостол не дозволяет им даже сомневаться, то есть исследовать и разведывать, идоложертвенное это или нет, а заповедывает просто есть все находящееся на торжище, не расспрашивая, что такое предлагаемое. Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по произволению вкушающего» (свт. Иоанн Златоуст) (2).
«Избегайте, говорит, идоложертвенного не потому, чтобы оно могло причинить вред; оно не имеет никакой силы; но потому, что оно презренно» (свт. Иоанн Златоуст) (3).
«Идол – ничтоже есть и не может иметь никакого влияния на свойство пищи, не делает нечестивым ядущего, ибо нечестие в признании идола чем либо» (свт. Феофан Затворник) (4).
Запомним еще, что ветхозаветные пищевые запреты (как и прочие законные обрядовые установления) для нас неактуальны. Церковь перестала соблюдать их уже в I веке. Нам может быть интересно лишь прообразовательное значение этих запретов, о чем нужно говорить отдельно. И, конечно же, непреходящее значение имеют нравственные установления закона, углубленные и одухотворенные Христом (см. Мф. 5).

В целом же христианство – не религия еды, но благодати и свободы. Кроме исключенного Апостольским собором, христианин может есть все, что захочет, и не есть все, что захочет. Пища не приближает к Богу и не отдаляет от Него, она не может осквернить человека. Другое дело, что всякая пища действует на организм определенным образом и так или иначе может влиять на молитву и духовную трезвость христианина. Есть пища более легкая, есть более тяжелая. Отсюда и наши посты и воздержания – для поддержания молитвенной легкости и для «различения дней» по вере. Но сама по себе еда нейтральна и не освящает и не оскверняет нашу душу.

Завершая наше небольшое исследование, нельзя не сказать, что в православной среде распространены всякие глупые страхи, которые нельзя назвать иначе как «бабьи басни». Например, говорят, что нельзя есть суши, или же боятся ненароком съесть кошерное, или наоборот, нечто запрещенное обрядовым законом Моисея. Короче говоря, «тамо убояшася страха идеже не бе страх» (Пс. 52:6). Для таких людей повторим мысли апостола Павла: «Едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8); «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:4–5).

Помолившись перед едой, перекрестившись, будем кушать на здоровье все, что Бог послал. Кроме разве что кровянки, ибо кровь запрещена христианам в пищу, или тех случаев, когда нам скажут: «Это идоложертвенное». Во всем же остальном мы совершенно свободны. А если какой-то злодей и нашептал какие-то заклинания над нашей пищей, любые козни дьявольские разрушатся от крестного знамения и молитвы, по правдивому слову апостола (см. 1 Тим. 4:4–5).

Дай Бог, чтоб не было в нашей жизни никакого страха, кроме страха Божьего – боязни огорчить нашего Господа. А опечалить Его можно, помимо прочего, нашей суеверной боязливостью, глупостью и невежеством. Будем же настоящими христианами, имеющими крепкую, здравую веру.

Источник

Может ли христианин вкушать идоложертвенное, если он при этом никого не соблазняет?

Анто­ний Дуле­вич, иеро­мо­нах Ефрем (Кали­нин),
мис­си­о­нер­ский отдел Кызыль­ской епар­хии

Среди неко­то­рых совре­мен­ных хри­стиан бытует мнение, что идо­ло­жерт­вен­ную пищу можно вку­шать при усло­вии, есть тот, кто ест, не соблаз­няет брата своего. Так ли это на самом деле? Защит­ники дан­ного убеж­де­ния ссы­ла­ются на слова Апо­стола Павла из 8 главы пер­вого посла­ния Корин­фя­нам: «Итак об упо­треб­ле­нии в пищу идо­ло­жерт­вен­ного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Еди­ного» ( 1Кор.8:4 ). Да, святой Павел учил не вку­шать при усло­вии соблазна брата ( 1Кор.8:8-13 ), но, раз­ре­шал ли Апо­стол есть подоб­ную пищу, если соблазна не пред­ви­дится? Что инте­ресно, убеж­дён­ные в раз­ре­ше­нии на вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного ссы­ла­ются только на 8 главу посла­ния корин­фя­нам, игно­ри­руя то, что ска­зано в главе 10 и совсем ни при­бе­гая к Пре­да­нию Церкви. Впро­чем, сна­чала об идолах.

Идолы

Конечно, идол в мире ничто. Идол — это мате­ри­аль­ный пред­мет, или изоб­ра­же­ние вымыш­лен­ных существ. Идол — объект покло­не­ния. Несмотря на то, что идол ничто, Апо­стол Иоанн учит: «Дети! хра­ните себя от идолов» ( Ин.5:21 ). В житиях святых, напи­сан­ных свя­ти­те­лем Димит­рием Ростов­ским, часто опи­сы­ва­ется, как за идоль­скими изва­я­ни­ями «стоят» реаль­ные бесы. «Нена­сыт­ные демоны, улов­ляя случай усла­диться кровию и туком жертв, любят быть около жерт­вен­ни­ков и постав­лен­ных им куми­ров», — учит Васи­лий Вели­кий. Толкуя 10 главу книги про­рока Исаии, свя­ти­тель пред­по­ла­гает, что демоны реально пита­ются тем, что при­но­сится им в жертву, а вку­ша­ю­щий идо­ло­жерт­вен­ное ста­но­вится их соучаст­ни­ком в этом деле. «Посему-то вку­ша­ю­щие идо­ло­жерт­вен­ное назы­ва­ются «общ­ни­ками… тра­пезе бесов­стей» ( 1Кор.10:20, 21 ), потому что из жертвы, при­во­ди­мой к идолу, уде­ля­ется нечто при­сут­ству­ю­щему в нем демону, и он берет неко­то­рую часть из испа­ря­ю­щейся крови, из обра­ща­ю­ще­гося в дым тука и из прочих все­со­жже­ний; и кто пьет из чаши, из кото­рой дела­ется воз­ли­я­ние, тот пьет «чашу бесов­скую» ( 1Кор.10:21 )»1.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, учи­ты­вая ничтож­ность идолов, пишет о запрете апо­сто­лом вку­ше­ния идо­ло­жерт­вен­ного: «Тра­пеза от жертв идоль­ских есть насто­я­щая бесов­ская тра­пеза, несмотря на то, что идол ничто и мясо идо­ло­жерт­вен­ное оста­ётся тем, чем было»2. По мысли свя­того, идол оста­ётся ничем, «но бес не ничто, а бого­про­тив­ное суще­ство» и «ему и уго­ждают при­ни­ма­ю­щие их и них (жертв)». Свя­ти­тель прямо пишет о том, что вку­ша­ю­щие уго­ждают бесам, а не Богу.

Вывод: вку­ша­ю­щий идо­ло­жерт­вен­ное ста­но­вится соучаст­ни­ком тра­пезы демо­нов.

Два поуче­ния корин­фя­нам

Толкуя нра­во­уче­ния об идо­ло­жерт­вен­ном Павла в первом посла­нии к Корин­фя­нам, святой Феофан раз­де­ляет их две части. Сна­чала Апо­стол делает упор на грех соблазна брата (8 глава), а затем уже сурово вос­пре­щает вку­шать идоль­скую пищу, ука­зы­вая на грех осквер­не­ния ею (10 глава).

По словам тол­ко­ва­теля, вкушая идо­ло­жерт­вен­ное, корин­фяне «два греха совер­шали: соблаз­няли немощ­ных и сами осквер­ня­лись, хоть не думали делать ни того, ни дру­гого». Святой Зла­то­уст, объ­яс­няя после­до­ва­тель­ность настав­ле­ний Апо­стола, пояс­няет: «Бла­жен­ный Апо­стол, желая испра­вить их, не вдруг упо­треб­ляет слова обли­че­ния, ибо про­ис­хо­див­шее у них было след­ствием более нера­зу­мия, нежели раз­вра­ще­ния, и потому нужно было в начале упо­тре­бить более уве­ща­ние, нежели силь­ное и гнев­ное обли­че­ние»3.

При­ве­дём слова Апо­стола, кото­рые редко вспо­ми­на­ются теми, кто счи­тает нор­маль­ным вку­ше­ние идоль­ской пищи. «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идо­ло­жерт­вен­ное значит что-нибудь? Нет, но что языч­ники, при­нося жертвы, при­но­сят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в обще­нии с бесами. Не можете пить чашу Гос­подню и чашу бесов­скую; не можете быть участ­ни­ками в тра­пезе Гос­под­ней и в тра­пезе бесов­ской» (1Кор.10:19–21). Тол­ко­ва­ние Цер­ко­вью этого отрывка не имеет двух смыс­лов: «Одними име­нами дока­зы­вает, что от идо­ло­жерт­вен­ного необ­хо­димо удер­жи­ваться»4 (бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский). Свя­ти­тель Феофан, при­водя слова Иоанна Зла­то­уста, допол­няет: «Это уже власт­ное зако­но­по­ло­же­ние. «То гово­рил: рас­су­дите сами, будто совет пред­ла­гая; а когда изло­жил им весь ход рас­суж­де­ния и вывел из него, до какой опас­но­сти дохо­дят вку­ша­ю­щие от жертв идоль­ских, что даже на сто­рону врагов Божиих и своих пере­хо­дят, — уже не дает места их рас­суж­де­нию, а пишет опре­де­ле­ние: не смейте же более касаться этих бесов­ских жертв: не можете чашу ту бесов­скую пить и тра­пезе той бесов­ской при­ча­щаться. Есть у вас своя чаша, чаша Гос­подня, и своя тра­пеза, тра­пеза Гос­подня. Их при­ча­ща­ясь, других не желайте. Стро­гое это зако­но­по­ло­же­ние изрек Апо­стол, дабы кто из упор­ней­ших, видя, что он гово­рил все преж­нее будто в виде совета: как разум­ным говорю, рас­су­дите сами, — не ослу­шался и не счел себя в праве не делать так, как выхо­дило из того рас­суж­де­ния. Почему гово­рит: не можете… не можете. Одни эти выра­же­ния доста­точны для вра­зум­ле­ния» (святой Зла­то­уст)»4.

Вывод: по словам всех тол­ко­ва­те­лей, Апо­стол вос­пре­щает вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного, если это про­ис­хо­дит наме­ренно (в неза­ви­си­мо­сти от того, соблаз­ня­ется этим брат, или нет).

Что не грех

Для объ­ек­тив­но­сти, сле­дует заме­тить, что не счи­та­ется грехом, если хри­сти­а­нин вкусил идо­ло­жерт­вен­ное по неве­де­нию. «Все, что про­да­ется на торгу, ешьте без вся­кого иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти; ибо Гос­подня земля, и что’ напол­няет ее» (1Кор.10:25–26). Эти Пав­ловы строки гово­рят ни о том, кто вку­шать идоль­ское раз­ре­ша­ется, но о другом. Жрецы не успе­вали всё идо­ло­жерт­вен­ное мясо упо­треб­лять в пищу и отсы­лали её на рынок. Но, чтобы хри­сти­ане не уда­ри­лись в сплош­ные иссле­до­ва­ния о про­да­ва­е­мом, то пред­ло­жил им не углуб­ляться в раз­ве­ды­ва­ния. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт: «Мно­гими дово­дами под­твер­дил, что они должны удер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного. Дабы опять не сде­ла­лись они раз­бор­чи­выми сверх долж­ного, не стали бы отка­зы­ваться от пре­да­ва­е­мого на торгу из опа­се­ния, что это может быть идо­ло­жерт­вен­ное, гово­рит: все, что про­да­ется, ешьте, без иссле­до­ва­ния»5. Бла­жен­ный Фео­до­рит Кир­ский: «Поелику Апо­стол совер­шенно вос­пре­тил вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного, — а в то время города полны были тако­вых мяс, и веро­ятно, одни из ува­же­ния к апо­столь­скому закону не стали бы вовсе поку­пать их, а другие по чре­во­уго­дию пре­не­брегли бы закон, — то по необ­хо­ди­мо­сти и каса­тельно сего уза­ко­няет, что сле­до­вало»6.

Гос­подня земля и что напол­няет её, поэтому вку­ше­ние по незна­нию грехом не явля­ется. «Идо­ло­жерт­вен­ное дурно не по при­роде своей, но про­из­во­дит осквер­не­ние по про­из­во­ле­нию вку­ша­ю­щего» (свя­ти­тель Феофан).

Вывод: запре­щая вку­шать идо­ло­жерт­вен­ное наме­ренно, Апо­стол настав­ляет не про­из­во­дить иссле­до­ва­ния о пище, про­да­ва­е­мой на тор­жи­щах. Поэтому, можно сде­лать вывод, что вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного по неве­де­нию — не грех.

Апо­столь­ский собор

Исходя из лож­ного мнения, о том, что Апо­стол Павел «раз­ре­шал созна­тель­ное вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного», сле­дует оши­боч­ный вывод, что святой Павел про­ти­во­ре­чил реше­ниям Апо­столь­ского собора в Иеру­са­лиме, состо­яв­шемся за 7 лет до напи­са­ния посла­ния коринф­ским хри­сти­а­нам. Но, это не так. В 15 главе книги Деяний опи­сы­ва­ется работа Апо­столь­ского собора, в кото­ром Апо­стол Павел также участ­во­вал. «Ибо угодно Свя­тому Духу и нам не воз­ла­гать на вас ника­кого бре­мени более, кроме сего необ­хо­ди­мого: воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного и крови, и удав­ле­нины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблю­дая сие, хорошо сде­ла­ете. Будьте здравы» ( Деян.15:28 ). Как мы видим, изво­ле­ние Свя­того Духа — воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного. Важен ещё и ком­мен­та­рий свя­того Зла­то­уста на данные строки: «Хотя это каса­ется пред­ме­тов телес­ных, но необ­хо­димо воз­дер­жи­ваться от них, потому что они про­из­во­дили вели­кое зло»7.

Дидахе

В памят­нике хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти конца I — начала II века «Дидахе» («Учение Гос­пода наро­дам чрез 12 апо­сто­лов») есть прямой запрет на вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ного. «Что же каса­ется пищи, то понеси то, что можешь; но осо­бенно осте­ре­гайся идо­ло­жерт­вен­ного: потому что вку­ше­ние его — есть слу­же­ние мёрт­вым богам» (глава 6, стих 3). Дидахе сви­де­тель­ствует о древ­но­сти рас­смат­ри­ва­е­мого учения.

Сви­де­тель­ство муче­ни­ков

Ценно и сви­де­тель­ство совре­мен­ного муче­ника за Христа, иерея Дани­ила Сысо­ева (†2009): «До сих пор эта норма оста­ется. Напри­мер, если придет криш­наит и даст вам какое-то уго­ще­ние, его уго­ще­ние при­ни­мать нельзя, потому что эта пища посвя­щена бесам. Есть такую пищу — смерт­ный грех, если вы знаете, что это идо­ло­жерт­вен­ное. Напри­мер, если мусуль­ма­нин вам подает жерт­вен­ное мясо на празд­ник Курбан Байрам, есть это смерт­ный грех. Они во время празд­ника раз­дают это мясо. Не просто мясо, а именно жерт­вен­ное мясо. Иудей вам даст мацу на празд­ник пессах — пасху, вку­шать эту пищу — смерт­ный грех, потому что криш­на­иты, мусуль­мане, иудеи не верят в Христа Спа­си­теля, а языч­ники верят в бесов, демо­нов. Поэтому участ­во­вать в их рели­ги­оз­ных тра­пе­зах — недо­пу­стимо»8.

Осквер­нится ли хри­сти­а­нин, съев идо­ло­жерт­вен­ное?

Если он вку­шает наме­ренно, то да. А в случае неосо­знан­ного съе­де­ния есть разные мнения. Следуя раз­ре­ше­нию Апо­стола Павла вку­шать рыноч­ную пищу без раз­бора, можно сде­лать вывод, что как тако­вого осквер­не­ния не про­изой­дёт.

Но вот пример из жития вели­ко­му­че­ника Фео­дора Тирона остав­ляет неко­то­рые вопросы каса­тельно осквернения/неосквернения по незна­нию. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в своём слове в день памяти этого вели­ко­му­че­ника пред­ла­гает сле­ду­ю­щую мысль: ««Никто не знал замысла, поэтому многие тысячи душ в самые святые дни осквер­ни­лись бы вку­ше­нием того, что рас­тво­рено было (так пове­лел Иулиан) кровью идо­ло­жерт­вен­ною. Это соста­вило бы для них пред­мет сожа­ле­ния на всю жизнь, а для Иули­ана, или, вернее ска­зать, сатаны, им дви­гав­шего, это была бы радость и тор­же­ство вели­кое»9. То есть, по мысли свя­ти­теля, хри­сти­ане осквер­ни­лись бы вку­ше­нием этой идо­ло­жерт­вен­ной пищи, кото­рая была куп­лена бы ими без све­де­ний о том, что она осквер­нена. Кроме того, в самом житии, изло­жен­ном свя­ти­те­лем Димит­рием Ростов­ским пишется: «И вот он при­звал к себе кон­стан­ти­но­поль­ского гра­до­на­чаль­ника и пове­лел ему еже­дневно в про­дол­же­ние первой сед­мицы, осквер­нять при­пасы, про­да­ва­е­мые на тор­жи­щах, кровью идоль­ских жертв, от кото­рых хри­сти­ане всегда обя­заны воз­дер­жи­ваться ( Деян.15:29 )»10. В данном жиз­не­опи­са­нии с ссыл­кой на Апо­столь­ский собор гово­рится о том, что хри­сти­ане должны «всегда» воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного.

В Вели­ком Часо­слове тоже ска­зано, что не вкусив идо­ло­жерт­вен­ного, народ сохра­нил себя неосквер­нён­ным (исходя из кон­тек­ста жития, речь идёт о вку­ше­нии именно по неве­де­нию):«Но Муче­ник Федор, по про­мыслу Божию явив­шийся во сне тогдаш­нему Кон­стан­ти­но­поль­скому Архи­епи­скопу Евдок­сию и рас­ска­зав­ший о слу­чив­шемся, запо­ве­дал ему немед­ленно, в поне­дель­ник утром, созвать веру­ю­щих и запре­тить им исполь­зо­вать эти про­дукты, недо­ста­ток же необ­хо­ди­мой пищи вре­менно воз­ме­стить коли­вом… Тем самым и замыслы Отступ­ника были раз­ру­шены, и бла­го­че­сти­вый народ сохра­нил себя неосквер­нен­ным…»

Другие свя­то­оте­че­ские изре­че­ния

«От идо­ло­жерт­вен­ного бегайте, чтобы не сде­латься вам общ­ни­ками бесов; ибо его при­но­сят в честь бесов, то есть на оскорб­ле­ние Еди­ного Бога». (Свя­ти­тель Кли­мент, папа Рим­ский. Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские. Се изре­чен­ные в восьми книгах. Книга седь­мая. 21 п.)

«А тут те, кото­рые сами суть сосуды Гос­подни и храм Божий, не исхо­дят от среды и не отсту­пают, чтобы избе­жать при­кос­но­ве­ния к нечи­стоте и не быть при­нуж­ден­ными осквер­ниться идо­ло­жерт­вен­ными яст­вами!» (Свя­ти­тель Киприан Кар­фа­ген­ский. Книга о падших. Книга един­ства Церкви.)

Заклю­че­ние

Можно твёрдо утвер­ждать то, что созна­тель­ное вку­ше­ние идо­ло­жерт­вен­ное вос­пре­щено хри­сти­а­нину. Об этом сви­де­тель­ствует и Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние Церкви и сам здра­вый смысл. Тем, кто с этим не согла­сен стоит серьёзно заду­маться, ведь даже тот, кто вку­шает мацу (иудей­ские опрес­ноки), по 70-му пра­вилу святых Апо­сто­лов должен быть отлу­чен от Церкви…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *