что такое тезис аргументы примеры вывод
Структура сочинения-рассуждения 9.3
Памятка по работе с сочинением ОГЭ 9.3.
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…»)
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.
Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.
Образец сочинения в формате задания 9.3
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.
Структура итогового сочинения
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу.
Подготовка к ГИА. Сочинение рассуждение
Подготовка к ГИА. Сочинение рассуждение.
Не нужно писать много, главное – НЕ МЕНЕЕ 50 слов!
Алгоритм построения сочинения рассуждения:
АРГУМЕНТЫ ( задайте вопрос к тезису ПОЧЕМУ? и ответьте на него, для этого подберите убедительные аргументы, примеры(2-3), опираясь на прочитанный текст.
Запишите их, используя вводные слова:
ВЫВОД, который по своему содержанию будет напоминать тезис, с другой – расширять смысл тезиса, формулировать основную идею текста, то есть то, что хотел сказать автор.
ТЕЗИС – АРГУМЕНТ(ПРИМЕР) – ВЫВОД
От тезиса у аргументам можно поставить вопрос «Почему?»,
а аргументы отвечают: «Потому что…»
1. Чтение расширяет кругозор
2. Чтение художественных произведений пробуждает эмоции
3. Художественная литература воспитывает нас, делает нас лучше.
При построении текста можно использовать речевые КЛИШЕ:
Смысл фразы текста я понимаю так….
Как я понимаю смысл этой фразы?
При переходе от тезиса к аргументам
Это можно доказать так…
Постараемся доказать эту мысль примерами из текста…
Попробуем доказать нашу точку зрения
Почему я так считаю?
В чем это выражалось?
Таким образом, итак,
Все сказанное позволяет сделать следующий вывод…
Все сказанное убеждает нас в том, что…
Эти примеры говорят о том, что…
Эти примеры убеждают меня в том, что…
Т: «Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет». Смысл этой фразы я понимаю так. Сергею не нужно быть художником, он просто прекрасный человек, который умеет дарить радость людям. Я постараюсь доказать эту мысль примерами из текста.
А 1: Во-первых, когда он шел в гости, его букет из нескольких астрочек или гвоздичек превращался в великолепный подарок, который делал окружающих его людей счастливыми.
А 2: Во-вторых, он умел с помощью самых простых и обыкновенных предметов: зеркала, бумажных скатертей, свечей, яблок, мандарин – создать необыкновенную атмосферу праздника. «Бумажный новый год» говорит о Сереге как о человеке, способном дать радость людям.
В: Я думаю, что замечательно жить рядом с такими людьми, как Серега, которые умеют оставлять неповторимый след в сердце каждого человека.
А 1: Во-первых, у него всегда находилась идея, которую он воплощал в жизнь. То подарит необыкновенную свечку, то создаст удивительную атмосферу праздника в то время, когда нет денег.
А : Во-вторых, он не забывал покупать цветы, отправляясь в гости. А как он их преподносил! Это дано не каждому.
В: Все сказанное убеждает нас в том, что вовсе не важно, что «Серега не был настоящим художником». Художником он был по духу. С такими людьми, умеющими во всем видеть чудесное, положительное, любые трудности преодолимы.
А 1: Во-первых, Филиппов никогда не мошенничал и не продавал лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным, как это делали другие булочники, наживая огромные куши. Филиппов продавал всегда только свежий хлеб.
А 2: Во-вторых, Филиппов барыш от заказов никогда не оставлял себе, а жертвовал на улучшение питания больным арестантам. При этом даже сам отвозил его в тюрьму.
В: Эти примеры говорят о том, что Филиппов – честный, благородный человек, проявлявший искреннюю заботу о других людях. Его нельзя не уважать. Мне кажется, наш мир стал бы намного добрее, если бы рядом с нами было как можно больше таких людей, как Филиппов!
Разделяют: однородные члены предложения, части сложного предложения
Разделяет: обобщающее слово и однородный ряд (если обобщающее слово стоит перед однородным рядом), части БСП, слова автора и прямую речь (А: «П».)
Разделяет: однородный ряд и обобщающее слово (если обобщающее слово стоит после однородного ряда), части БСП, подлежащее и сказуемое (если то и другое выражены одной частью речи, например: Москва – столица России)
Выделяют: вставные конструкции (Каждую субботу и среду – нас по этим дням нас отпускали домой – я бегал к любимому озеру);
распространенные приложения (Тополев – высокий молодой человек – за весь вечер не проронил ни слова).
Выделяют: прямую печь («П»).
Выделяют: вставные конструкции
(Каждую субботу и среду ( нас по этим дням нас отпускали домой ) я бегал к любимому озеру);
Функция ограничения предложения:
Выражают законченность, завершенность мысли.
Отделяют одно предложение от другого.
Выражает радость, восторженность, страх, настойчивость, раздраженность и др. чувства (см. в конкретном предложении)
Н, Попугая заберите! Вместе с клеткой! (раздраженность
Выражает ожидание ответа.
А вы, конечно, согласились с этим?
Пример сочинения на тему «Зачем нужны запятые?»
Т: По мнению Сергея, без запятых на письме обойтись невозможно. Безусловно, я разделяю эту точку зрения. Почему? Запятые выполняют две важные функции в письменной речи.
А 2: Во-вторых, запятые выполняют выделительную функцию. Например, в предложении № 1, 6, 9 запятые выделяют вводные слова, а в предложении №3, 18 выделяют причастный оборот.
В: Эти примеры говорят о том, запятые играют важную роль в письменной речи. Без них невозможно понимание содержания высказывания, ведь они делят предложения на важные смысловые отрезки и помогают автору выразить свои чувства, эмоции. Несомненно, нужно знать правила постановки запятых и применять их в письменной речи.
Пример сочинения на тему» Зачем нужны тире и двоеточия?»
Т: Позиция автора, утверждающего, что «тире и двоеточия необходимы», убедительна. Действительно, это так, потому что тире и двоеточие выполняют важные функции в тексте.
Во-первых, тире и двоеточие выполняют разделительную функцию. Например, в предложении № 12 тире разделяет части БСП, а в предложении № 1 – подлежащее и сказуемое, выраженные одной частью речи. В предложении № 4 двоеточие разделяет обобщающее слово и однородный ряд.
Во-вторых, тире выполняет выделительную функцию. Например, в предложении № 8 оно выделяет вставную конструкцию.
Таким образом, тире и двоеточие необходимы в письменной речи. Они делят текст на смысловые отрезки, необходимые для понимания целостного высказывания, помогаю пишущему выразить свои мысли, а читающему – понять их.
Готовимся к итоговому сочинению: формулируем тезис к конкретной теме
До написания итогового сочинения остается все меньше времени, а это значит, что примерного понимания задания уже недостаточно: пора переходить к конкретике. Задача каждого одиннадцатиклассника на оставшуюся часть месяца – научиться четко формулировать тезис и подкреплять его литературными аргументами. А Умскул вам в этом поможет!
Что такое тезис к сочинению?
Во время подготовки к экзамену, нам часто кажется, что мы достаточно ознакомлены со всеми понятиями и знаем, какое из них что означает. Однако когда дело доходит до практики, многие выпускники сталкиваются со сложностями, именно потому что их знание было «приблизительным».
Помните, что при подготовке к любому испытанию вы должны быть уверены на 100% в каждом слове. Мозг – ленивый орган, он сделает все, чтобы вы отложили подробное изучение задачи на «потом», но вам нужно с ним договориться. Ключ к успешному решению заданий – понимание того, что в вашей работе хотят увидеть эксперты.
Теперь перейдем к делу. Многие выпускники так и не смогли разобраться с тем, что такое тезис к сочинению, что он собой представляет. Учителя в школе говорят что-то невнятное, статьи в Интернете пестрят обобщенными формулировками и заумными словами, а настоящих, подробных объяснений, как говорится, днем с огнем не сыщешь.
Рассказываем. Тезис – это ваш ответ на вопрос, который звучит в теме сочинения. «Вау, так просто?» Да, очень просто.
Теперь немного подробнее: тезисом в сочинении станет ваша личная (не мамы, не учителя, не эксперта) позиция по озвученному в задании вопросу. Далее нужно будет кратко объяснить, что подразумевает ваша позиция и подкрепить ее подходящими аргументами из литературных произведений.
Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
Этим вопросом задается каждый ученик при подготовке к «допуску».
— Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
— Очень просто! Ответить на поставленный вопрос и четко обозначить свою позицию.
Чтобы стало понятнее, давайте разберем тезисы к нескольким темам по направлениям этого года.
Направление: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Тема: Путешествие — способ познания себя и мира.
Тезис: Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира. Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.
Возможные литературные аргументы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Тезис: На мой взгляд, читательский опыт значительно облегчает жизнь человека, делая ее более насыщенной и разнообразной. Примеры из литературных произведений помогают расширять кругозор, анализировать окружающий мир, замечая в нем значительное количество особенностей и изменений.
Возможные литературные аргументы: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а также любое произведение, которое помогло вам стать внимательнее к деталям окружающего мира, людям и событиям.
Направление: «Преступление и наказание – вечная тема»
Тема: Что можно считать преступлением?
Тезис: Я думаю, что преступлением следует называть такой поступок, который доставляет вред окружению человека. Преступления могут быть разными: по отношению к другим людям, к животным или к окружающей среде, однако все они разрушительны для человека.
Возможные литературные аргументы: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Тема: Нужны ли перемены современному обществу?
Тезис: Я уверен, что современное общество далеко от идеала, и считаю, что некоторые перемены в его устройстве просто необходимы. Например, чтобы общество стало лучше, людям стоит стать добрее друг к другу, быть нацеленными на всеобщее развитие и улучшение жизни, нашей общей целью должно стать совершенствование окружающего мира, а не споры, конкуренция и войны.
Возможные литературные аргументы: рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».
Направление: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Тезис: Безусловно, технический прогресс оказал сильное влияние на людей, их образ жизни, характер и цели. С одной стороны, развитие мира технологий дало нам огромное количество возможностей, о которых когда-то сложно было даже подумать, но с другой – прогресс сделал людей менее человечными, а мир превратил в бесконечную гонку машин.
Возможные литературные аргументы: рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».
Старайтесь формулировать собственные тезисы, опираясь на ваше реальное мнение. Не стоит пытаться угодить экспертам, аргументируя тезис, с которым вы внутренне не согласны – лучше выскажите свою позицию и докажите ее, приводя аргументы из классических произведений.
Помните, что ваш тезис может быть любым. Нет идеальной фразы, за которую вам сразу поставят 5/5. Сочинение – это большая работа, которая требует ваших мыслей и убедительных доводов, а также хотя бы небольшого читательского опыта.
Пройдите вместе с нами «пролог» – курс полной подготовки к итоговому сочинению.
На курсе «Пролог» мы прочитаем 40 небольших, но очень содержательных произведений, которые помогут для аргументации своей позиции. Разберем 150 тем, а также очень подробно каждое направление.
За весь курс каждый ученик сможет написать 6 полноценных сочинений, получить мощную практику по написанию сочинений, а также подготовиться к декабрьскому экзамену всего за 8 уроков.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент.
9 Класс
Родной язык
Урок « Текст как единица языка и речи.
Аргументация: виды и структура»
Наш урок мы посвятим разговору об аргументации собственного мнения. Рассмотрим ее виды и особенности, познакомимся со способами подбора аргументов.
Работа над темой урока. Опорные знания.
Аргументация – важнейший элемент сочинения – рассуждения. А вы, девятиклассники, скоро будете сдавать экзамены в формате ОГЭ, где и придется писать сочинение подобного формата!
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы) ;
3) вывод (общий итог).
В этой работе вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Тезис – это главная мысль (текста или выступления), главное утверждение автора, которое он старается обосновать.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: «Потому что…».
Перейдем от теории к практике. (Эти примеры не являются образцами сочинен Они демонстрируют лишь логику подобной работы. На экзамене будет опора на текст или высказывание. А аргументов всего лишь два.)
Тренировочные упражнения
Например .Тезис: Чтение художественной литературы необходимо.
Аргументы:
1) чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке;
2) чтение художественных произведений пробуждает эмоции;
3) чтение приносит людям утешение;
4) художественная литература рождает в человеке добрые чувства;
5) художественная литература воспитывает человека, делает людей лучше;
Вывод. Художественная литература – это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.
Например. Тезис – Иван Петрович – хороший учитель.
Аргумент 1 Во-первых, он хорошо знает свой предмет.
Комментарий 1: На его уроках всегда можно узнать много интересных фактов…
Аргумент 2 Во-вторых, он хорошо преподает свой предмет.
Комментарий 2: Он понятно и доступно излагает материал…
Аргумент 3 В-третьих, он справедлив в своем отношении к ученикам.
Комментарий 3: Например, у него никогда не бывает «любимых» или «нелюбимых» учеников.
Вывод: Обучаясь у И.П., действительно, можно получить глубокие знания и объективные оценки.
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Например. Тезис. Фашизм должен быть искоренен.
Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма.
Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нем личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности.
Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует нацизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены.
И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир «коричневая» чума 20 века: Вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.
Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом.
Но, если тезис – это лишь, возможно, справедливая мысль, которую еще предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости какой теперь трудно сомневаться.
Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабженный словами уверенности: по сути они близки, но оформлены разными словами.
Памятка №1
Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Памятка № 2
Какова структура построения сочинения-рассуждения?
Памятка№3
Аргументы из жизни:
2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.
3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)
4.примеры из читательского опыта
5.результаты личных наблюдений
6.биография известного человека (назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)
7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).
Помните: как правило, сколько аргументов – столько и абзацев!
Для самостоятельной работы дома:
1) выучить памятки
Например, варианте № 16 слово «раскаяние» (стр.89): дать толкование (можно самостоятельно или с помощью словарей) и подумать о примере – аргументе. Записать кратко. И т.д.