что такое тезет у чеченцев

Как хоронят чеченцев

Как и все мусульмане, чеченцы придерживаются исламских похоронных традиций. Организовать погребение умершего нужно по всем правилам шариата, предусматривающего не только расположение могилы на кладбище, но также времени захоронения, последующего посещения, периода скорби и т.д. Однако у каждого народа есть свои традиции, передаваемые в семьях на протяжении сотен лет. Именно они делают чеченские похоронные обряды особенными и колоритными.

Первые минуты

По исламским канонам предать прах земле необходимо в день смерти, поэтому, как только появились предпосылки близкой кончины, к дому начинают приезжать дальние родственники и знакомые.

С последним вздохом мулла или старший в семье подвязывает усопшему челюсть, а тело с постели перекладывают на деревянную скамью. Затем проходит обряд троекратного омовения, затем останки оборачивают в саван. Погребальную ткань выбирают белого цвета для мужчин и зеленого для женщин. Облаченного усопшего кладут на ковер и прикрывают сверху одеялом или буркой.

Жертвоприношение и обряд тезет

Пока часть родни занята облачением покойного, женщины начинают приготовление особых угощений. Обязательно делают халву из муки, лепешки с творогом и сыром, режут домашний скот – своеобразное жертвоприношение. Куски мяса и другие лакомства раздают всем, кто пришел почтить память умершего.

Все приготовления проходят у соседей или родственников, живущих поблизости, так как первые три дня зажигать огонь в доме с усопшим запрещено.

В день смерти дом усопшего открыт для всех. У ворот всех пришедших встречает мужчина с хворостиной, а в глубине двора накрыт шатер. По периметру устанавливают скамьи или ряды стульев. На них усаживают стариков, пожилых родственников. Именно они принимают от приходящих «кадам» — соболезнования. Все пришедшие независимо от пола должны надеть головной убор.

В шатре проходит обряд «тезет» – отпевание умершего. В нем вместе с муллой принимают участие все мужчины и старейшины. Молодежь собирается отдельно, как и замужние женщины. Они оплакивают ушедшего из жизни человека в доме или отдельной комнате.

Отпевание или тезет, может растянуться на несколько месяцев, но похороны обязательно проводят в первый день.

Мусульмане спокойно относятся к смерти человека, но по правилам его необходимо оплакивать. Этот обряд выполняют только женщины. Мужчины не могут показывать окружающим свои слезы.

Особенности погребения чеченцев

В исламе не принято хоронить в гробах. Тело несут или везут (если кладбище далеко) на носилках. Процессия состоит только из мужчин. Женщинам дозволено проводить умершего только до ворот. Встретившиеся по пути женщины должны закрыть лицо и отвернуться от колонны сопровождающих.

Яму, а также доски для погребальной ниши подготавливают заранее. Непосредственно перед тем, как опустить тело в могилу, над ним читают заупокойную молитву – аль-джаназа. В условиях города этот обряд нередко видоизменяют и намаз читается в мечети. Тело укладывается в боковой отсек на бок. Лицо открывают от савана, а под щеку подсыпают землю. Ниша плотно заделывается досками, затем засыпается.

Женщинам могилы копают на один штык глубже, чем мужчине. Эта традиция восходит к древним верованиям, согласно которым женщина имеет связь с землей, а вот неба ей стоит опасаться.

Собравшиеся вместе с муллой еще несколько раз читают заупокойные молитвы. Погребение считается завершенным, когда мулла выливает на могилу воду из кувшина. Мусульмане используют легкие надгробия, поэтому их устанавливают в день похорон. Это небольшой камень с высеченным именем и короткими строками их Корана.

Женщины могут посетить кладбище в первую после похорон пятницу. В их обязанности входит разравнивание земли, уборка и высаживание деревьев.

Источник

ЧЕЧНЯ. Похоронный обряд чеченцев

что такое тезет у чеченцев. картинка что такое тезет у чеченцев. что такое тезет у чеченцев фото. что такое тезет у чеченцев видео. что такое тезет у чеченцев смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тезет у чеченцев.

На крики и плач членов семьи приходят все соседи, родственники и близкие усопшего, даже из соседних сел. В прошлом женщины обязательно оплакивали покойника. С усилением исламских традиций обычай оплакивания постепенно угасает.

Люди, приходящие на похороны, как женщины, так и мужчины, обязательно должны быть в головных уборах.

Как только ритуал омовения завершается, особое внимание уделяется использованной воде, перчаткам, мылу и вещам, снятым с покойника. Это поручается одному из родственников, он должен воду сразу вылить в огороде. А вещи, которые были на умершем, вместе с использованными перчатками сжигаются, чтобы они не попали в плохие руки и не были использованы в черной магии.

Затем мужчины на носилках «барма» выносят покойника во двор, прикрыв его ковром или буркой, и делают намаз над усопшим «дакъа ламаз». После этого каждый, у кого есть что сказать об умершем, говорит о его богобоязненности, добрых делах и поступках.

Затем самые близкие из родственников-мужчин поднимают носилки «барма», исполняя зикр, уносят покойника на кладбище.

Женщины, проводив покойника до ворот, с плачем возвращаются в дом и продолжают оплакивать умершего. Плачи, причитания у чеченцев называются «белхар». В понятие «белхар» в основном входят плачи, непосредственно создаваемые женщинами. Мужчины на похоронах не плачут.

Когда похоронная процессия приходит на кладбище «кешнаш», там уже все готово: вырыта могила, подготовлены надмогильный памятник «чурт», саманные кирпичи и т.д.

У изголовья покойника мулла снова читает похоронную молитву «за1ам», на холмик льют из кумгана воду, которая, по народному поверью, должна попасть в уши покойника.

Полив могилу водой, все участники обряда, за исключением близких родственников, покидают кладбище.

Семь дней подряд по утрам мулла идет на кладбище и читает молитву «ясин».

Источник

Похоронные обычаи чеченцев

Чеченцы – самый многочисленный из народов, проживающих на территории Кавказа, который составляет подавляющее большинство (более 90%) населения Республики Чечня, а также населяет некоторые районы Дагестана, Ингушетии и Грузии. Культура и традиции этого древнего этноса формировались на протяжении многих столетий. По мнению многих кавказоведов отправной точкой его образования принято считать XII – XII Iвв., когда на северных склонах Центрального Кавказа впервые обосновалась родоплеменная группы нохче. Название нохче впоследствии по мере объединения местных племен в единую общность распространилось в качестве этнонима для всех чеченских этногрупп. Процесс образования чеченского народа в его современном понимании был преимущественно закончен к XVIII веку, и одним из важнейших формирующих факторов этого процесса была исламизация.

Впервые на территорию Кавказа ислам проник еще во времена арабо-хазарских войн VIII-IXвв. за расширение влияния в регионе, и постепенно распространялся под влиянием контактов с мусульманскими миссионерами из соседних регионов. Однако массовая исламизация чеченского населения началась в XVIII – XIXвв., когда исламский полумесяц стал не только священным символом правоверных, но символом народно-освободительной борьбы горцев против экспансии Российской империи. С тех пор и по сегодняшний день ислам суннитского направления (шафиитская школа) является господствующей религией Чеченской Республики.

Специфика чеченской погребальной обрядности

Исламизация затронула все сферы жизни кавказских народов, однако не смогла до конца вытеснить их традиционные обычаи и представления, вместо этого адаптировав их в соответствии с мусульманским правом и канонами веры. Особенно это касается семейных обрядов, сопровождающих человека от рождения до смерти. Погребально-поминальный цикл чеченского населения был в значительной степени видоизменен: регламент похоронного ритуала, срок и порядок траура, оформление намогильного памятника и посещение кладбищ в сакральные для мусульман дни и праздники сегодня строго подчиняются канонам шариата. Однако и в современных похоронных церемониях можно проследить некоторые пережитки языческих обычаев в и верований.

Омывание, одевание и «жертвоприношение»

Зачастую к смерти начинают готовиться заранее, чтобы родственникам не приходилось тратить время или значительные средства на сбор всего необходимого: откладывают деньги на похороны, покупают ткань для савана, выделяют средства на пожертвования. К уходу человека относятся спокойно, потому что за короткой земной жизнью правоверного будет ждать лучшая, вечная жизнь на том свете. Однако в последние часы умирающего окружают заботой и вниманием. Чтобы облегчить его агонию и переход в иной мир ближайшие родственники ни на минуту не оставляют умирающего в одиночестве, читая ему предсмертную молитву Ясин и выполняя его последние распоряжения. Уже в это время к похоронам начинает стягиваться самая дальняя родня: по Корану, похоронить мусульманина нужно в тот же день, когда он испустил дух.

Над скончавшимся производят вполне традиционные для ислама погребальные ритуалы омовения и оборачивания в похоронное одеяние. Сразу после смерти мулла или ближайший родственник подвязывает умершему челюсть и перекладывают на скамью, где его тело трижды обмывают и заворачивают в саван (марчо). Для савана берут простые хлопчатобумажные ткани белого цвета, но для женского похоронного одеяния допустимо использовать и зеленый. Иногда перед этим конечности усопшего оборачивают ватой. Омытое и облаченное тело кладут на ковер и закрывают куском ткани, буркой или зеленым одеялом (женщина).

Пока покойника готовят к похоронам, другая часть его семьи приступает к своеобразному «жертвоприношению». По случаю трагедии в доме режут скотину, а женщины в это время пекут специальные пироги с сыром и делают ритуальную мучную халву – обязательное блюдо на поминальном столе. Делают это, как правило живущие поблизости родственники или соседи, поскольку обычаи запрещают в течение трех дней зажигать в доме умершего огонь или готовить пищу. Все эти угощения раздают близким, соседям и участникам похорон.

Прощальный обряд тезет

Проститься с умершим и выразить соболезнование его семье приходят со всех окрестностей. Для приема гостей во дворе устанавливают длинные скамьи или ряды из стульев, а у ворот становится мужчина с хворостинкой в левой руке, который пропускает пришедших на тезет – так по-чеченски называют это мероприятие, – людей. В глубине двора устанавливается навес для мужчин-старейшин семейства (верасаш), к которым положено обратиться в первую очередь. Мужчины, подойдя к навесу, вместе с муллой читают заупокойную молитву (дуа) и произносят одну из традиционных формул соболезнования, например: «Да смилуется Аллах над покойным». Старцы становятся под почетный навес, а младшие присоединяются к сверстникам. Женщины сразу же отправляются в дом к оплакивающим покойного родственницам и соседкам – участвовать в тезете вместе с мужчинами им запрещено.

Близкие, родные и друзья, кто желает в последний раз взглянуть на покойного, могут с приглашения хозяев пройти в дом, где в одной из комнат он, облаченный и омытый, дожидается погребения. Саван ненадолго приподнимают, чтобы гости могли сказать несколько слов прощания или прочитать молитву.

Тезет может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, однако хоронят чеченца в день смерти или, если он скончался вечером, на следующее утро. Как только старцы получают сведения, что могила готова, они распоряжаются начать церемонию погребения. В дом заносят носилки с длинными ручками, обитые дерматином или тонкой кожей (барам или барма). Подстелив ковер, на барам укладывают покойника и выносят его во двор, где с умершим еще раз прощаются.

Церемония погребения

Если кладбище расположено поблизости, то траурная процессия идет пешком. За десятком старейшин, возглавляющих колонну, идут ближайшие родственники покойного, несущие на плечах носилки-барам, а за ними, построившись в несколько рядов, следуют участники церемонии. По пути они читают молитвы. Пришедшие женщины провожают скорбящих до ворот, сопровождая их плачем и причитанием, а свидетельницы, мимо которых движется процессия, должны прикрыть лицо платком и отвернуться к стене. К тому моменту, когда к месту захоронения прибывает процессия, все приготовления уже завершены: могилы вырыта, подготовлено надгробие и доски для закладывания боковой ниши (ляхд).

Перед погребением над телом необходимо совершить похоронный намаз – аль-джаназа. В городской местности, джаназа-намаз преимущественно читается в мечетях, однако нередки случаи, когда это происходит и на кладбище. Исполнив все необходимые ритуалы, организаторы похорон укладывают мертвого в 30 или 60-сантиметровую нишу в боковой части могилы. Положить его надо на правый бок таким образом, чтобы лицо его было обращено к кибле. Напоследок приоткрыв лицо и подсыпав под щеку умершего землю, последний из оставшихся в могиле людей наглухо заделывает нишу досками или саманным кирпичом. Родственники бросают в яму по горсти почвы, после чего могилу полностью засыпают землей.

Вокруг могилы садятся старейшины, чтобы прочитать над мертвецом выбранные по этому случаю суры из Корана. После этого участники похорон снова собираются в круг и вместе возносят заупокойные молитвы. Могильную почву мулла поливает водой из кувшина, на чем сама церемония погребения и заканчивается, хотя у могилы еще долго могут оставаться мужчины из ближайшего окружения почившего.

Женщины посещают могилу в ближайшую после похорон пятницу и приводят ее в порядок, выравнивая насыпь, убирая сорняки и сажая рядом деревья.

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Тезет

что такое тезет у чеченцев. картинка что такое тезет у чеченцев. что такое тезет у чеченцев фото. что такое тезет у чеченцев видео. что такое тезет у чеченцев смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тезет у чеченцев.

что такое тезет у чеченцев. картинка что такое тезет у чеченцев. что такое тезет у чеченцев фото. что такое тезет у чеченцев видео. что такое тезет у чеченцев смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тезет у чеченцев.

Ислам динехь мел долчу къаьмнийн тезет цхьана кепехь дIахьош а, лелон дезаш а хила дезара аьлла хетало, амма дахаро гайтарехь иза иштта дац. Къомера къоме даларца кхечанхьачул а алсам кхузахь гучубуьйлу цхьацца къестамаш. Уьш а боьзна бу хIора къоман гIиллакхех, амалех, дуьнене болчу хьежамех. Кху тIехь кхин цкъа а гучудолу бусалбан дино, къоман гIиллакхаш кегдеш, отуш цахилар. Масала, вайна луларчу гIуьмкий, кхидолу къаьмнаш ца хьехийча а генара тIевеънарг цец а воккхуш, церан а, вайн а дукха ду цхьаьна догIурш, тезетана тIевогIург (вуьйцург боьрша стаг ву), иза вайна мел тамашийна хетахь а, белхаран кепаца тIеван везаш ву. И кеп кавказан дукха къаьмнашна юккъехь лелачех ю, цу тIехь гIумкий шаьш цхьаъ хилла а ца Iа. Нохчийн тезетан, кхидолчу гIиллакхийн леларша А.С.Пушкин ваьхначу заманахь а, гонах долу къаьмнаш цецдохуш хилла. Хьовсур вай цуьнан «Тазит» цIе йолчу поэме: бухахь хиллачарах мел къаьсташ ду нохчийчо кхиийначу кIентан лелар, дуьненах кхетар, гIиллакхаш, амалш.

Кхечу къаьмнийн векалшна билгалдаьлла ма-хиллара, нохчийн тезетан шен кеп а, куц а ду. Кхузахь гуллуш болу нах шина декъе (кIулле) бекъало: тезетана тIевоьдучу аьтто агIор берш жим-жиманиг кевнан бертехьа, вокх-воккханиг «баьрчехьа». Ирахь лаьттачу кегийчарна тIера охьахевшинчу баккхийчарна тIекхаччалц тезетан дайшца бала бекъа, шайга лацалуш долу гIолаца, вон тIехIоьттинчарна гIортор хила баьхкина бу юьртара а, гонахара тIебаьхкина а нах.
ТIебаьхкинчарех уггаре а воккхачунна, я Iеламан стагана аьрру агIор охьахиъна хуьлу верасех воккхах верг. Цунна тIера дIа охьахевшина хуьлу баккхийнаш, кегийнаш ирахь лаьтта; юха а жим-жиманиг юьххехьа а волуш лаьтта кхелхинчуьнан верасаш. Тезетан сурт хIоттон гIоьртича, «П»-х тера йолуш шен кепаца аьтто агIор берш «П»-н аьтту «белшана» тIекхаччалц тIебаьхкина нах бу. Цу тIера верасийн могIа болало. Цундела тезета вогIург тIебаьхкинчарех а, верасех а баккхийчарна тIекхача 5-6 гIулч йиссалц аьтту агIо лоцуш тIевоьду тезета веънарг. ДоIа дина ваьлча дIанисло тIебаьхкинчарна юккъехь. ДоIана кхузза куьйгаш лаццалц тезетахь саца веза цуьнан. Цул тIаьхьа тезетан дайша шена пурба делча, верасийн могIанца, хIоранга шег-шега вистхуьлуш, кадам беш араволу. Тидам бича гучудер ду юккъехула дIа ца гIерташ, аьтту белш хьалха а йоккхуш, ног тухуш, гуо боккхуш иза араволуш хилар.

«Самал дала догIу тезетахь, я ца догIу?» — боху тахана. Тезета воьдург – дов, тIом эцна воьдуш ца хиларе а хьаьжна, тIехула тIе, вон деанчуьнца бала бекъа воьдуш хилар билгалдаьккхича, юкъ яьстина ваха дезаш дара, тIаккха салам далар догIуш дац. Амма вайн баккхийнаш, дайша лелийначух херабевлла хиларна тахханалц «АллахIу Акбар» бусалбаллин гайтам ма-хиллара, салам далар верасаша шайн дог эцар лоруш хилча, цаьрга иза дала деза. Амма ца догIучарех, вайн дайша осала леринчарех долу цхьацца хIуманаш, ца лелийча бегIийла хета – вовшашна мара деттадалар. Озабезамаш цигахь ца лелабарх,
гергарлонаш лелон меттигаш дукха ма яй. Хаза доцчух ду: го хедош дIаса лелар, велларг виц а вина дуьненан къамелаш хьалхадахар.

ТIевар, сацар, дIавахар ду шен-шен хила йогIучу кепаца нисйина. Нах сиха боцчу хенахь тезета хIуттуш ца хилла вайн. Малхбуза ламаз динчул тIаьхьа а (Шемилан заманахь вен кхиэл йина стаг цул тIаьхьа вуьйш а ца хилла). Тезетана тIе йогIург йоккха тоба елахь, дагардан ринже лаьллина жа санна, тIегIертар а ца лерина хаза. Вайн дай Iедаташца, велларг кешнашка хьош берш, я тезета богIурш могIане ялх-ялх хIуттуш хилла. Вовшех ца уьйш тоба цхьаьна арайолуш елахь, хIинцца баьхкинчара шайн кеп йоха ца еш, арабовлу. Кхин нах цаьрца арабовла дагахь хилча, царах ца хьерчаш, жимма соцунгIа а хуьлий, царна тIаьхьа хIуьтту.
Тахана ламанца бехачу наха шайн тезеташкахь паччахьана ял дIакхачо кхайкхина баьхкинчу векалшна хIоттош йолу ПРОТОКОЛАН кеп хIоттайо; Iасанашца дуьхьала богIий, шаьш хьалха а бовлий тIебаьхкинарш тезетана тIебуьгу, саца веза меттиг гойту, мичара-муьлш бу хоуьйту. Оццу наха хоуьйту хьан хIун ял еъна. ХIун, муха, мичара ду ца хуучунна и кеп вайн дайшкара ю мотта а ло.
Вайн дайшкара схьаеъна, тезетан кепо гойту – муха, мичхьа тIевахна саца веза, хьаьнга вистхила догIу, араволуш муха вала веза… нагахь санна, тезетан кеп йоьхна-яьржина яцахь, тIевоьдучунна ша лелон дезарг а хаахь.

Источник

Похороны у чеченцев

что такое тезет у чеченцев. картинка что такое тезет у чеченцев. что такое тезет у чеченцев фото. что такое тезет у чеченцев видео. что такое тезет у чеченцев смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тезет у чеченцев.

Похороны, как и кончина человека, бывают разными. Да! По-разному уходим мы из мира, по ком звучит камуз, по ком рыдает лира!

Часто кончина случается внезапно. А иногда ее ожидают и, как выражаются в подобных случаях, человека «ларво» (чеч. — стерегут). Так говорят о безнадёжно больном. Но, в любом случае, все обряды проводятся приблизительно или точно так, как мы здесь описываем.

Обычно у ворот стоят близкие родственники больного, которые традиционно отвечают на все вопросы, стараясь не загружать приходящих своими проблемами. «Да, да, пока никаких изменений, спасибо, помощь не нужна, конечно же, если потребуется, непременно вам скажем. Большое спасибо за заботу и внимание! Пожалуйста, больше не утруждайте себя, мы и так знаем, что вы переживайте». С тем, и отпускают пришедшего со стороны, и сочувствующего. Более близкие родственники и друзья, проводят здесь целые дни, чередуясь лишь на краткий миг, рядом с больным или во дворе, в специально приготовленном для этого месте.
По одному их виду, можно догадаться, как чувствует себя больной, если удрученны и сидят тихо, лишь изредка перебрасываясь словами, значит, плохи дела больного, если оживлены, шутят, то и дело раздаются взрывы смеха, значит, дело идёт на поправку. Пока больной борется с болезнью, он постоянно находятся в орбите внимания доброй сотни, если ни больше, людей, которые живо интересуются его здоровьем, сегодняшним состоянием, приносят продукты, еду, дают на лекарства деньги, предлагают свои рецепты, врачей. Из разных концов страны, а то, и из далекого зарубежья, звонят, спрашивают, переживают: Вот де, мы слышали, вот мы только, что узнали, до нас только, что донесли, что ему нужно? Можно ли ему есть? Если можно, значит не всё потеряно, если нельзя, смотрите за ним в оба глаза, не ровен час. Какое лекарство нужно?

Но если всё-таки приходит непоправимое, и участие сердобольных родственников и близких не приносит желаемого результата, то тут уж, приходится смириться.
Сразу же за последним вздохом уходящего в иной мир, слышится настоящий, доходящий до самого неба, жалостный женский крик-плач, который заставит вздрогнуть и прослезиться даже камень. В этот миг, плачут все: и дети, и взрослые и близкие и сторонние оказавшиеся рядом. О, святая минута! Сердца всех переполнены скорбью расставания и жалостью друг к другу, рано или поздно вынужденных ощутить это жестокое мгновенье.
Мужчины приходят в себя первыми, сквозь сплошной женский и детский плач. Уже через минуты они начинают отдавать первые приказания. Прекратить плач, открыть ворота, оповестить тех-то, тех-то о происшедшем. Молодежь, нахлобучив на самые глаза головные уборы, чтоб никто не увидел покрасневших глаз (мужских слёз никто не должен видеть!), бежит исполнять указания взрослых.

И вот уже распахнуты настежь ворота, под навесом, в глубине двора, оборудованы длинные скамьи из досок и покрыты коврами, или поставлены ряды из стульев. На улице, справа и слева от ворот, стоят группки молодых людей из числа близких. Под приготовленным для этой ситуации навесом, стоят или сидят с самого раннего утра, несколько человек пожилого возраста, одетых в свои лучшие одежды, в высоких каракулевых шапках. Кто не знает или не видел эти шапки, может вспомнить известный во всём мире профиль Нефертити. Так вот, абрис её головного убора это точное изображение чеченской папахи.

Все присутствующие на тезете, во дворе, в комнатах, на улице, одновременно с ними поднимают руки и шепчут слова суры. Завершив её, читавший молитву произносит слово: «Аминь» и проводит пальцами обеих рук по лицу сверху вниз, словно поглаживает бороду, то же самое проделывают все остальные.
Соболезнующий, что во главе процессии, продолжает, обращаясь к принимающему тезет: «Потрудились вы стараясь удержать его, много усилий Вы приложили, пусть будет бог доволен вами, да зачтётся вам это в судный день, но видно Аллаху он был нужнее, не можем мы отобрать его у него». Конечно, принимающему тезет приятна высокая похвала, сказанная прилюдно. Приятно осознавать, что люди видели, и люди оценили, как они боролись за жизнь своего близкого. Люди ведь всё замечают.

Принимающий соболезнования — тезет, может ответить на эти слова, ничего незначащей фразой типа: «Да, не смогли мы его удержать» или: «Что поделаешь, не в наших руках такие решения», или, пропустив их слова мимо ушей, поблагодарить пришедших словами типа: «Зачем вы трудились? Да будет вами доволен Бог, за труды ваши».
Весь этот диалог, происходит вместе со следующими действиями. После молитвы, возглавляющий строй соболезнующих подходит к старшему, что принимает тезет. Здоровается с ним за руку, обнимая его слева на право, сердцем к сердцу. То же самое проделывают по очереди и пришедшие с ним, если они достаточно пожилые. Если же это молодёжь, то они обращаются со словами соболезнования к старикам с места, а за руку здороваются и обнимаются со стоящими тут же справа и слева сверстниками и становятся с ними в один ряд, потеснив их. В то время как старшие садятся на почётные скамьи со своими ровесниками.

Бывают также и другие варианты: когда людей слишком много, то пришедших с соболезнованием людей, если среди них нет особо значимых людей, отпускают сразу после слов молитвы и двух трёх традиционных фраз. За всеми кто приходит наблюдают специально выделенные для этого молодые люди, которые следят за тем, что бы соболезнующие не задерживались дольше принятого в таких случаях времени. Потому, через каждые десять-двадцать минут или полчаса, принимающий тезет, с подачи этих людей, обращаясь к той, или иной группе говорит: «Такой то, такой то, ваш долг закончился, все с кем вы пришли, будьте свободны, мы не будем задерживать вас дольше. Да будет вами доволен Создатель». После этих слов пришедшие встают и, попрощавшись, идут на женскую половину, куда зашли уже пришедшие с ними женщины, но не заходят в дом. К ним вызывают женщин, ближайших родственниц покойного. И здесь повторяется всё то же самое, что и в мужском варианте, только что описанном нами. Женщины, принимающие соболезнование, а также приходящие с соболезнованием женщины, одеты в длинные платья, на головах платки, закрывающие волосы и шею.
Тезет длится от нескольких дней до месяца. Это зависит от того, какой человек умер: известный или не очень. Пришедших выразить соболезнования не задерживают ни минуты, потому как народ идёт со всех сторон непрерывно. Зятья, названные братья или близкие родственники привозят скот: баранов, быка. Обычный «стандарт», это мешок муки и баран. Но не всегда это принимается. От подарка могут отказаться ввиду особой состоятельности или по завещанию покойного: не брать у людей ничего. Или же по другим, известным только близким покойного и дарителям, причинам.
Между тем, на заднем дворе уже зарезана скотина. Обычно режут корову. Мясо разделено на части по полтора-два килограмма и роздано по соседям, родственникам и бедным. Это милостыня за покойного. Называют её «Красной милостынёй» В огромных чугунных котлах варится порезанная большими кусками говядина. Это мясо на вечер для тех, кто будет исполнять поминальный зикр — религиозный обряд. А тем временем во дворе рекой течет человеческий поток. Вместе с мужчинами приходят и женщины, они одеты, как мы уже упомянули, в более закрытую, нежели повседневная, одежду. У ворот мужчины и женщины разделяются.
Всхлипывающих, причитающих, а некоторых уже и кричащих в голос женщин, успокаивая, ведут на женскую половину. Там всякий раз появление новых родственниц сопровождается громким взрывом женского плача, иной раз такой силы, что старики присылают человека, который успокаивает женщин, доводя громкость их плача до терпимого звучания. Постепенно и он затихает, переходя в слова соболезнования, сожаления, сочувствия, обмену новостями и так далее до новой партии.

Желающие взглянуть на усопшего, близкие, друзья, могут пройти в комнату, где лежит покойник. В большой комнате, которую обычно освобождают от мебели, на полу расстелены ковры. На коврах уже выкупанное, обёрнутое в белый саван с головой и обрызганное различными благовониями, лежит тело усопшего.
Пришедшему в последний раз взглянуть на близкого человека и попрощаться, открывают лицо покойного. В этот момент обычно читается молитва или говорится несколько слов прощания, после чего голову покойного вновь покрывают саваном.
Между тем, на сельском кладбище идёт энергичная работа, молодёжь, посланная с утра, копает и подготавливает последнее пристанище человека — могилу. Чеченские могилы подготавливают несколько необычно. Яма направлением на юг — два метра в низ и в левой части делается подбой сантиметров шестьдесят, в виде небольшой площадки-ложа, с приподнятым изголовьям, куда и кладут покойника, повернув лицом к стене, на правый бок, причём развязывают саван у головы и подсыпают землю под щеку покойного. Но пока этого всего не произошло, вернёмся во двор, где происходит тезет.
Если человек умер ночью или утром до обеда, то до вечера он должен быть уже в могиле. Если после обеда, то похороны переносятся на следующий день, а всю ночь у тела усопшего читаются молитвы. Вот, в толпе чувствуется какое-то движение: старшие получили сведения, что могила готова, камень (памятник) готов, доски готовы. Доски эти используют в могиле, устанавливая вплотную друг к другу наискосок, ограждая место, где лежит покойный, от засыпаемой земли. Все приготовления закончены. Тогда старики отдают команду, что бы выносили тело.

Барам (четырёхугольные обитые тонкой кожей или дерматином с длинными ручками носилки) вносят в дом, устилают ковром, на который кладут тело покойного, покрывают его чёрной буркой и выносят во двор. Во дворе носилки с покойником кладут в центре и люди со всех сторон окружают их. Старший из стариков, который руководит процессом, обращается к людям: «Сегодня мы хороним человека, нашего брата (сестру) из такого то рода, из такой фамилии, дочь или сына, таких-то, таких-то». Не важно, что родителей покойного никто никогда не видел. Бывают такие покойники, которым за сто и более лет, но их имена и их деяния люди знают также хорошо, как будто бы жили с ними в одно время. «Этот человек прожил столько-то лет среди вас и умер от такой-то такой болезни. Я прошу вас, тех, кто жил рядом с ним и знал его, засвидетельствовать перед Богом и людьми о его достоинствах и недостатках, всех тех, кого покойник ненароком обидел или не уважил, я прошу, сегодня простить его. Если он был чьим-то должником или ему должным, просим объявится: или простить долг или зафиксировать перед его домочадцами и нами, отвечающими за его деяния перед Богом и людьми. Если до сих пор кто-либо не знал, то мы объявляем: это был (была) сын (дочь) такого-то, из рода и фамилии такого-то».
После этого выступления берут слово соседи, друзья, близкие которые вспоминают о тех или иных трагических, смешных или славных и достойных делах покойника. Прощают ему и просят Бога, что б он был так же милостив к их товарищу, который сегодня должен предстать перед ним. Затем просят жену (если умер муж) или мужа (если умерла жена) сказать последнее слово, попрощаться. Если умерла женщина, то её муж или его родственники, которые старше его, благодарят родственников покойной, за всё. При этом отмечаются её личные качества, такие как умение сказать доброе слово, гостеприимство и преданность своей семье. Если умирает мужчина, то родственники его жены так же произносят слова благодарности за то, что он был хорошим зятем и сумел создать настоящую родственную связь. Они благодарят за родство, которое принесло им огромную пользу и прибавило многочисленных родственников, которые тоже очень достойные людьми. После того, как большинство присутствующих высказались, старший родственник благодарит людей за хорошие слова и отдаёт команду: покойного пора нести на кладбище.

Затем в могиле остаётся один человек, который сооружает из досок или глинобитных кирпичей своеобразный заслон того места, где лежит тело. Получается наглухо закрытая ниша, куда не попадает засыпаемая в могилу земля. Близкие бросают по горсти земли и молодёжь, двадцать-тридцать человек, сменяя друг друга, в несколько минут насыпают и выравнивают большой могильный холм. Тут же, если готов, устанавливают памятник, а если нет, то временное надгробье. Все мерки, шнурки, хворостинки, использованные при устройстве могилы, бросают в неё перед засыпкой. Когда могила готова, по её четырём углам на маленькие стулья садятся старики, умеющие читать, надобные в таких случаях, суры из Корана. Закончив чтение, они зовут людей и уже все вместе, став вокруг могилы, негромким хором, по двести, триста, а то и более раз, читают определённые короткие молитвы. После могилу поливают из маленького кувшина водой, разбрызгивая её всю верхнюю часть могилы. На это большинство уходят и возле могилы остаются только сын, брат, отец, и чуть поодаль самые близкие друзья.
В первую пятницу после похорон, на кладбище приходят женщины. Они трогают могилу женскими руками, выравнивают её, делая ровными и аккуратными углы, сажают деревца, украшают плоскими камешками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *