что такое терцет в литературе
4. Модель строфы. Терцет или трехстишие
Прежде, чем продолжить изучение строфы, давайте познакомимся и запомним еще несколько терминов стиховедения.
Полезно различать три понятия:
А теперь продолжим изучение строфы и рассмотрим более сложную ее форму — трёхстишие. Обыкновенное трёхстишие или ТЕРЦЕТ подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой: aaa bbb ccc. Используется такая схема нечасто, но встретить ее можно.
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А.Сумароков)
Больше ничего в рифмованном стихотворении из трех строк придумать невозможно. Все остальные схемы строф подразумевают их связь с предыдущей или с последующей строфой, то есть – СДВОЕННЫЕ СТРОФЫ. Что это значит?
Это означает, что две рядом стоящие строфы имеют общие рифмы и иногда могут даже рассматриваться как одна строфа. В сдвоенных строфах перекидывающаяся межстрофная рифма связывает 1-ю и 2-ю, 3-ю и 4-ю, 5-ю и 6-ю строфы и т.д. Если же сделать так, чтобы перекидывающаяся рифма связывала каждую строфу со следующей за ней – 1-ю и 2-ю, 2-ю и 3-ю, 3-ю и 4-ю. – то перед нами будет непрерывная цепь строф, связанных между собою рифмами. Такие строфы называются ЦЕПНЫМИ СТРОФАМИ.
Простейшим примером стихотворения с цепными строфами является терцина. Это еще одна форма трёхстишия.
ТЕРЦИНА — это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана «Божественная комедия» Данте:
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)
Вообще, законченное произведение (поэма или крупное стихотворение), написанное терцинами, называется КАПИТОЛО. В «Божественной комедии» капитоло является каждая отдельная глава поэмы.
Разновидностью трёхстишия является РИТУРНЕЛЬ — трехстрочная строфа в итальянской, а затем во французской поэзии. и ВИЛЛАНЕЛЛА (ВИЛЛАНЕЛЬ) — в староитальянской, а затем в старофранцузской поэзии. Обе относятся к ТВЕРДЫМ ФОРМАМ и имеют довольно сложную (твердую) композицию строк и рифм. О твердых формах мы с вами поговорим позже (о некоторых из них у меня уже поготовлены статьи в «Ликбезе для начинающих»)
В русском стихосложении ритурнель и вилланель используются очень редко: они лучше приспособлены для итальянской или французской поэзии, откуда, собственно, и произошли. Если вам нравится трехстрочная строфа – пишите терцетами или терцинами.
А теперь рассмотрим два примера фрагментов стихотворений, записанных их авторами в виде трехстиший.
№ 1. Галина Панюшкина «Путь любви»
Безумья глоток,
и губ сладкий сок –
малина.
Достигнута цель –
любви колыбель,-
вершина.
№ 2. Ранняя луна. Любовь Сирота-Дмитрова
Ранняя луна.
Узкий косогор.
Птичьего полёта странный крен.
Ехать дотемна.
Гонит тот же вздор –
Вечное желанье перемен.
Грохот по мосту.
Блеск воды. Овраг.
Вехи, убегающие вспять.
И чего я жду –
То ли новых благ,
То ли потрясений – не понять.
Приглушив тона,
Стелется дымок,
Полог свой над зябью распластав.
Ехать дотемна.
Резво – скок-поскок! –
Скачет жизнерадостный состав.
Меркнущая высь.
Сумрак голубой.
Глупый счёт, предъявленный судьбе.
Сколько не глумись
Над самим собой –
Всё равно сочувствуешь себе…
ТЕРЦЕТ
Терцет — небольшое музыкальное сочинение для трех исполнителей, преимущественно вокальное.
Библиография:
Martinon Ph., Les strophes, P., 1912, pp. 79—88.
В отличие от Т. как самостоятельной формы, описанной выше, следует отметить обычное во Франции применение термина Т. ко всякой строфе, состоящей из трех стихов. Кроме однорифменного типа aaa, bbb, ccc и т. д. здесь возможно несколько комбинаций рифмовки, являющихся результатом переброски в соседнюю строфу римфы, к-рая остается в пределах Т. незарифмованной. Классическим образцом такого построения Т. является форма терцин (см.). Из числа других аналогичных видов Т. необходимо назвать известную в средневековой поэзии схему: aab, bbc, ccd и т. д. Иногда при десятисложном или восьмисложном основном размере последний стих Т., рифма к-рого подхватывалась в следующей строфе, укорачивался до четырех слогов.
Термин Т. употребляется также специально для обозначения трехстиший сонета в отличие от его четырехстрочных строф, к-рые называются катренами.
Martinon Ph., Les strophes, P., 1912, pp. 79-88.
ТЕРЦЕ́Т, у, ч.
1. муз. Ансамбль із трьох виконавців, перев. вокальний; тріо.
У “Сватанні на Гончарівці” дуже багато вокальних ансамблів: дуети, терцети (з наук. літ.).
2. Музичний твір або частина такого твору для трьох виконавців.
Композитор [Г. І. Майборода] показав себе талановитим майстром музичної сатири, яка межує іноді з гротеском. Це стосується, зокрема, терцету “зальотників” з другої картини [опери “Арсенал”] (з наук. літ.).
3. літ. Те саме, що триві́рш.
Терцет
Терцет это трёхстишие, образующее отдельное стихотворение или строфу для большей поэтической формы; строфа из трёх строк, которые часто рифмуются по схеме ааа.
Происхождение
С XIV века в Европе, а до этого в Персии и на Востоке, трёхстишия применялись к широкому кругу стихотворений. Однако терцет как отдельную поэтическую форму изобрёл знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» в 1307 году путём создания терцины, основанной на рифмованных трёхстишиях.
Франческо Петрарка
Строфу терцета также применяли другие итальянские поэты Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, который использовал эту стихотворную форму при создании сонета.
Таким образом, терцет вошел в европейскую поэтическую практику главным образом через терцину и сонет, введёнными итальянскими поэтами Данте Алигьери и Франческо Петрарка соответственно.
Пример терцета:
Путь жизненный пройдя до половины,
Опомнился я вдруг в лесу густом,
Уже с прямой в нём сбившийся тропины.
(Данте Алигьери, «Божественная комедия»; перевод П. Катенина)
Терцет в английской поэзии
Английский поэт Томас Уайетт, который в XVI веке впервые использовал итальянскую форму сонета, ввёл терцет в английскую поэзию. Традицию использования терцета продолжили знаменитые английские поэты Перси Биши Шелли («Ода западному ветру»), Уильям Шекспир («Феникс и голубка»), Джордж Гордон Байрон («Пророчество Данте»).
Виды терцета
Терцет в составе поэтических форм
В силу предпочтения поэтами свободного стиха, соответствующего естественному ритму речи, появились терцеты с разными схемами рифм или совсем без рифм. Современная форма терцета представляет собой строфу из трёх стихов, используемых в основном в сонете. В поэзии появляются адаптации японской хайку. Терцет часто встречается в исторической поэзии.
Слово терцет произошло от итальянского terzetto, от латинского tertius, что в переводе означает третий.
Терцет
Библиография:
Martinon Ph., Les strophes, P., 1912, pp. 79—88.
Полезное
Смотреть что такое «Терцет» в других словарях:
ТЕРЦЕТ — (ит. terzetto). 1) трехстишие, строфа из 3 х строк. 2) в музыке: трехголосное вокальное или инструментальное произведете, называется также трио. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРЦЕТ 1) музыкальная … Словарь иностранных слов русского языка
Терцет — Терцет, трёхстишие (от итал. terzetto) строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении. Терцет является обязательным структурным элементом ряда твёрдых форм в частности, сонета, терцин и вилланели; одиночным терцетом, построенным… … Википедия
терцет — ансамбль, строфа Словарь русских синонимов. терцет сущ., кол во синонимов: 4 • ансамбль (38) • строфа … Словарь синонимов
ТЕРЦЕТ — ТЕРЦЕТ, вокальный ансамбль из 3 исполнителей. В отличие от трио (самостоятельного ансамбля или сочинения), терцетом называется номер в опере, оратории, кантате … Современная энциклопедия
ТЕРЦЕТ — [тэрцет], терцета, муж. (итал. terzetto). 1. Вокальное произведение для трех голосов (муз.). 2. Трехстишие, строфа в три строки (лит.). Сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТЕРЦЕТ — [тэ ], а, муж. (спец.). 1. Вокальное произведение для трёх голосов. 2. Строфа из трех стихов 1 (в 1 знач.). | прил. терцетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Терцет — небольшое музыкальное сочинение для трех исполнителей,преимущественно вокальное … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Терцет — ТЕРЦЕТ строфа (станс), имеющая три стиха и, следовательно, законченная в смысле рифмовки лишь при схеме: aaa, bbb и т. д. Во всех других случаях, будучи законченной по мысли и, следовательно, долженствующей оканчиваться знаком препинания, не… … Словарь литературных терминов
терцет — терцет. Произносится [тэрцет] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Литературные практики. Терцины
Литературные практики. Май-июнь 2021 года
Тема ТЕРЦИНЫ (Терцеты)
В 2019 году БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ провел на своей странице Выставку «Терцины в прошлом и настоящем» http://stihi.ru/2019/06/18/3876. Предпосылкой послужил обзор Федотова Олега Ивановича, старейшего литературоведа и крупнейшего знатока твердых форм, и рецензия http://stihi.ru/2019/06/12/6251 на стихотворений «Утренний этюд» Риты Волковой (Маргариты Богданович) http://stihi.ru/2018/11/15/6221
Выставка подтвердила ограниченные знание большинства по данному предмету и отсутствие показательного текстового материала.
Данные практики призваны эту ситуацию немного поправить.
В рамках практик принимаются Терцины и тексты, созданные на основе терцета. Приветствуются эксперименты и обсуждения.
Единственное (стандартное) условие – используемый стихотворный размер 5-ти стопный ямб с чередованием мужской и женской рифм.
И интересно соблюдение принципа законченности каждого терцета (каждых трех строчек)
РУССКИЕ ТЕРЦИНЫ, фрагменты (автор: Дмитрий Бобышев, Ленинград 1977 — Милуоки 1981)
Мала терцина. Смысл — наоборот.
Чем он крупнее (и — русей) — тем лучше.
На первой рифме гнешь дугою вход,
впрягая тезу — женское трезвучье.
За нею — ТРОЙКУ отзвуков мужских,
и — с тезой антитеза неразлучна.
Но, чтобы смастерился ёмкий стих,
пора готовить выход, как у Данта.
Есть девять строк. Всё высказано в них.
А на десятой — поворот: КУДА-ТО…
1.
«Димитрий! Родину — и там любите!» —
с платформы выкрикнул один дурак.
Ответ зажало дверью при отбытьи.
Какая гвоздеватая дыра
под этаким понятьем разумелась?
— Из коей вышел, в кую на-ура
уложат с побрякушкою за смелость?
Спасибо, нет. Клубок моих обид
снесу на незасиженное место —
распутывать, высвобождать, любить.
2.
Да все — изгнанники, еще с Адама…
Кто Рай покинул, кто изжил Содом
в сознании. А мы так и подавно —
где нам похлебка варится, там — дом.
И все-таки живем и не плошаем,
и думается крепче о родном,
но не одним, как прежде, полушарьем.
Два опыта сомкнулись в полноте.
И, кажется, слова сейчас нашарим
вернейшие, насущнейшие, те…
3.
Во-первых, стыд. Лишь по тому резону,
КАК ОБОБРАЛИ НАС В РОДНОЙ ДЫРЕ!
Вкусноты разные — до горизонта,
черешня и арбузы в январе.
И больше, чем людей — автомобилей,
а воздух чист, что роза на заре.
Приветливые лица… Но — обидно:
ведь и у нас ТАКАЯ ЖЕ страна, —
с землей, с культурой… А живем — как быдло!
Всё — Партия? Да только ли она?
………………………………………………………………….
90.
Да не сочтется эта речь за наглость:
— Не «Городу и Миру» — ей о ней,
стране моей, сказал я с глазу на глаз
ей-ей же правду… Издали видней.
И ежели я не увижу боле,
как говорится, до скончанья дней
картофельного в мокрых комьях поля,
сарай, платформу в лужах и вокзал —
ну, что ж, пускай. Предпочитаю волю.
Умру зато — свободным. Я сказал.
*** Терцины (автор: Самуил Киссин, [1913)
Сырые дни. В осенних листьях прелых
Скользит нога. И свищет ветр в тени
Плохие песни. Лучше б он не пел их.
На край небес краснеющий взгляни.
Лохмотьями кумачными рубахи
Висит закат на лужах. Злые дни!
Дрожат деревья в чутком вещем страхе.
Земля, как труп неубранный, лежит.
Как труп блудницы, брошенной на плахе.
Глаз выклеван. Какой ужасный вид!
Зияет здесь запекшаяся рана,
Здесь кровь струей из синих губ бежит,
Здесь дождь не смыл дешевые румяна,
Желтеют груди в синих пятнах все.
Припухшая мягка округлость стана.
Вороны гимн поют ее красе.
Такой ты будешь поздно или рано.
Такими – рано ль, поздно – будем все.
Чу! Крик ворон ты слышишь из тумана.
*** автор: Алексей Толстой из поэмы «Дракон» (1875), имеющую подзаголовок «Рассказ XII века (с итальянского)».
В те дни, когда на нас созвездье Пса
Глядит враждебно с высоты зенита,
И свод небес как тяжесть оперся
На грудь земли, и солнце, мглой обвито,
Жжет без лучей, и бегают стада
С мычанием, ища от мух защиты,
В те дни любил с друзьями я всегда
Собора тень и вечную прохладу,
Где в самый зной дышалось без труда.
…………………. Вся поэма состоит из 193 терцин, и кончается она так:
Молчали мы. Меж тем, палящий зной
Успел свалить, и вышед из собора,
На площади смешались мы с толпой,
Обычные там ведшей разговоры.
*** Валерий Брюсов. ТЕРЦИНЫ К СПИСКАМ КНИГ
И вас я помню, перечни и списки,
Вас вижу пред собой за ликом лик.
Вы мне, в степи безлюдной, снова близки.
Я ваши таинства давно постиг!
При лампе, наклонясь над каталогом,
Вникать в названья неизвестных книг;
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка;
Угадывать великое в немногом;
Воссоздавать поэтов и века
По кратким, повторительным пометам:
«Без титула», «в сафьяне» и «редка».
И ныне вы предстали мне скелетом
Всего, что было жизнью сто веков,
Кивает он с насмешливым приветом,
Мне говорит: «Я не совсем готов,
Еще мне нужны кости и суставы,
Я жажду книг, чтоб сделать груду слов.
Мечтайте, думайте, ищите славы!
Мне все равно, безумец иль пророк,
Созданье для ума и для забавы.
Я всем даю определенный срок.
Твори и ты, а из твоих мечтаний
Я сохраню навек семь-восемь строк.
Всесильнее моих упоминаний
Нет ничего. Бессмертие во мне.
Венчаю я – мир творчества и знаний».
Так остов говорит мне в тишине,
И я, с покорностью целуя землю,
При быстро умирающей луне,
Исчезновение! твой зов приемлю.
*** Константин Бальмонт. ТЕРЦИНЫ
Когда художник пережил мечту,
В его душе слагаются картины,
И за чертой он создает черту,
Исчерпав жизнь свою до половины,
Поэт, скорбя о том, чего уж нет,
Невольно пишет стройные терцины.
В них чувствуешь непогасимый свет
Страстей перекипевших и отживших,
В них слышен ровный шаг прошедших лет.
Виденья дней, как будто бы не бывших,
Встают, как сказка, в зеркале мечты,
И слышен гул приливов отступивших.
А в небесах, в провалах пустоты,
Светло горят закатным блеском тучи,
Светлее, чем осенние листы.
Сознаньем смерти глянувшей могуче,
Звучат напевы пышных панихид,
Величественны, скорбны, и певучи.
Все образы, что память нам хранит,
В одежде холодеющих весталок,
Идут, идут, спокойные на вид.
Но, Боже мой, как тот безумно-жалок,
Кто не узнает прежний аромат
В забытой связке выцветших фиалок.
Последний стон. Дороги нет назад.
Кругом, везде, густеют властно тени,
Но тучи торжествующе горят.
Горят огнем переддремотной лени,
И, завладев всем царством высоты,
Роняют свет на дольния ступени.
Я вас люблю, предсмертные цветы!
*** Отрывок из стихотворения Дмитрия Мережковского «Микеланджело»:
Тебе навеки сердце благодарно,
С тех пор как я, раздумием томим,
Бродил у волн мутно-зеленых Арно,
По галереям сумрачным твоим,
Флоренция! И статуи немые
За мной следили: подходил я к ним
Благоговейно. Стены вековые
Твоих дворцов объяты были сном,
И мраморные люди, как живые…
*** Терцины ада, Александр Кондратов
Пройдя до половины жизнь земную,
блуждаю в ней, как в сумрачном лесу.
Из хищников, что следуют за мною,
не тигра вижу – рыжую лису.
Обман! И нет Вергилия во мраке…
Лишь чёртову подобен колесу
кружится мир, хвостом своей собаки
кусая всех, кто на его пути.
Мысль – электронам, роботы – абаки!
*** День мёртвых, Равиль Бухараев
«…Сходя с ума в начале ноября,
я выдумал себе любовь другую.
Мне было страшно, проще говоря.
Открылось мне, что я собой торгу.
Кричали птицы. Муть плыла в глазах.
Ночное, мнилось, утром обмозгую,
Но утром просыпался весь в слезах,
без радости, толкавшей встарь под рёбра,
Со мною просыпались ложь и страх…
______________________________________
Литературные практики продлятся до 20.06.2021 включительно