что такое терры и ферры
ТЕР и ФЕР при формировании сметы
14 сентября 2020 г.
При формировании сметной документации и выполнении вычислений для строительства в России применяются отечественные стандарты по расценкам на конструкции, элементы, материалы и работы. Как цифровое моделирование упрощает расчет сметы? Какой из сборников нормативов выбрать, чем они различаются и для чего предназначены?
Расценки в строительстве
При расчете сметы инженер опирается на данные сметно-нормативной базы. Он ориентируется на цены, действующие на строительную продукцию в России. Одновременно существует несколько вариантов нормативов, зафиксированных в определенных сборниках. С течением времени показатели пересматриваются и корректируются.
Одними из самых распространенных более 15 лет остаются базы ФЕР и ТЕР. Они позволяют определять стоимость элементов проекта на конкретную дату. Нормы и правила для составления сметной документации вводятся в действие Госстроем РФ, а также органами госуправления администрации отдельных регионов. При проектировании 3D-модели в BIM WIZARD поддерживается передача информации в едином формате из бим-модели в программе для автоматизированного составления сметных расчетов.
Что такое ТЕР
Аббревиатура ТЕР образована от определения «Территориальные единичные расценки», используемого в строительстве. Базовые нормативы нужны для расчета сметной стоимости в процессе разработки проекта строительства, восстановления или реконструкции объектов капитального, жилищного, промышленного и инфраструктурного назначения.
Для каждого вида работ применяются отдельные расценки. Получить информацию можно из специальных сборников. Они необходимы в том случае, если подрядчик привлекает средства областного бюджета. Заменять данные этой базы на сведения, полученные из иного источника, нельзя. Для высокоточных и сложных процессов замена на данные иных баз недопустима.
Что такое ФЕР
Аббревиатура ФЕР образована от названия «Федеральные единичные расценки». Действующая в текущем году тарифная сетка сформирована в ценах на 01.01.2000. Это основа, используемая для расчета укрупненных нормативов сметы. Она нужна для определения прямых затрат, указанных в сметной документации. Данные нужны для расчетов по завершенным строительным работам.
Для формирования базы использованы цены Московской области и нормативы ГЭСН-200. Эти данные позволяют формировать полный комплект сметной документации. Они действуют при проектировании зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и производства.
В чём разница между ТЕР и ФЕР
Главное различие между сборниками заключается в применяемых источниках финансирования:
При использовании ТЕР регион, где зарегистрирован подрядчик, не имеет значения. При строительстве в Москве будут использованы данные ФЕР или ТСН-2201. Если строительство финансирует коммерческая организация, то заказчик и подрядчик самостоятельно определяют, какую нормативную базу использовать.
Применение ТЕР и ФЕР в сметных программах
Нормативы необходимы для расчета локальных смет и формирования комплекта сметной документации. Единичные расценки применяются без корректировок, однако учитываются коэффициенты на условия работ. Возможно внесение корректировок в процессе формирования сметы.
Уровень цен при расчете сметы может быть текущим и базисным. Инфляция и изменение стоимости материалов, работ, техники учитываются при помощи специальных индексов. При изменении коэффициентов необходимо ссылаться на использованные сборники единичных расценок. В программе для автоматизированного составления сметных расчетов в строительстве SmetaWIZARD эта информация подгружается в автоматическом режиме.
Обновления индексов ФЕР и ТЕР
В нормативных базах использован средний уровень цен и расходов по разным видам строительных работ. В отдельных случаях за эталон принимается средний уровень расходов по отрасли.
С течением времени многие процессы меняются, инфляция и кризис приводят к росту стоимости материалов, работ, конструкций. В результате индексы увеличиваются. Они не только дополняются, но и меняются. Это позволяет узнавать реальную стоимость каждого элемента.
Выбор нормативной базы для составления смет (ФЕР, ТЕР или ТСН)
Как определиться с выбором в чем составлять сметы в ФЕР или ТЕР или ТСН. Данная статья подскажет как это сделать и в первую очередь будет полезна подрядчикам впервые начинающим работать с федеральным и муниципальными заказчиками.
Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.
Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.
Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.
Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.
Итак, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.
Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 – наиболее совершенная база сметных расценок.
☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.
Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.
В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.
Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету, нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
О ПРИМЕНЕНИИ ТЕР-2001 и ФЕР-2001
👉 В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (Начало действия документа — 01.04.2020) обращаем внимание на необходимость исключительного применения Федеральных сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются ДОТАЦИИ НА ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.
💥 Для справки: Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, допускается в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых исключительно полностью за счет средств регионального (муниципального) бюджета.
👉 В случае если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определена c применением сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, проверка достоверности определения сметной стоимости, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким сметным нормативам, расценкам, ценам, методическим и другим документам в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.
✔️ Следует обратить внимание на необходимость применения ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК (ФЕР) в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений), а с 31 марта 2020 года – в редакции 2020 года Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются средства Федерального бюджета Российской Федерации, в том числе следующие целевые средства:
👉 для объектов капитального строительства по адресному распределению Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП), на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП);
👉 государственных контрактов на выполнение работ (государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта) для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных Федеральным Законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Федеральным Законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в том числе
— целевые средства, предоставляемые юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам, федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетные инвестиции юридическим лицам из Федерального бюджета Российской Федерации на финансирование (софинансирование) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
👉 дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
👉 имущественный взнос (бюджетные ассигнования) Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и в уставный капитал акционерного общества «ДОМ.РФ» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов и объектов инфраструктуры, средств, получаемых юридическими лицами по контрактам (договорам), заключаемым с публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов;
👉 финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) за счет целевых безвозмездных поступлений от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственных внебюджетных фондов, некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;
👉 при осуществлении деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
и других случаях, когда источником финансового обеспечения расходных обязательств, частично или полностью, являются средства федерального бюджета. При соблюдении положения об обязательной проверке получателями средств федерального бюджета, предоставившими субсидии, и органами государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.
Ценообразование и сметное дело в строительстве, краткая информация
Как заказчику ориентироваться ценообразование в строительстве?
Подрядчики к заказчику приносят разные сметы. Цены на работу могут быть у всех подрядчиков разные, так как один подрядчик будет ссылается на те или иные источники ценообразование, например, на государственные базы, а другой подрядчик может вообще привезти своей индивидуальный расчет, естественно заказчик сам выбирает, какой ему метод расчета устраивает, обычно кто дешевле всех предложит, с теми и заключают договор.
Попробую коротко своими словами объяснить в этой статье, как это происходит.
Одни из самых популярных — это коммерческие расценки, так называемые коммерческие цены, подрядчик ставит цены на работы и может ориентироваться по двум принципам:
Первый — это на внутренняя себестоимость работ плюс планируемую прибыль
Второе — это рыночные цены, то есть цены конкурентов
Так же подрядчик может устанавливать цены исходя из государственных расценок, тем самым обосновывая свои цены на работу.
Государственные расценки состоят из нормативных баз, то есть сборники работ (например, база 2001 года) в базе. В базе указан фиксированный список работ и какие затраты на эти работы:
Затраты на машины и механизмы
Затраты на материалы
Ценообразование расценки на текучую дату происходит так — берется работа (расценка) и умножается на текущий коэффициент.
Основные государственные базы, которые часто используется — это ТЕР, ФЕР, ТСН, СН-2012 и прочие. Источник баз ФЕР и ТЕР является — ГЭСН — Государственные Элементные Сметные Нормы. В ГЭСН — это нормированные сборники на каждый вид работ, где подробно приводиться норма расхода на определённые работы, например, трудозатраты человека — часы, машины и механизмы — машина часы, расходы на материалы — килограммы, штуки и.т.д. и прочие предусмотренные расходы.
Коэффициенты и сборники на каждый регион разные, это связано с тем, что в одном регионе одни цены, а в другом другие, например, в республике Татарстан цена за квадратный метр асфальтировки будет стоить 450 рублей, а в городе Москве цена за м2 асфальтировки будет стоить 650 рублей.
В основном Государственные контракты на строительные работы и на их цену ориентируется только на ТЕР или ФЕР.
Основное отличие ТЕР от ФЕР — это фиксирование за проделанные работы для ТЕР будет финансироваться из территориального бюджета, а для ФЕР из Федерального бюджета.
Как формируются эти бюджеты
Приведу пример на налогах компании. Например когда компания платить налог на прибыль, компания формирует два платежных поручение в одном платёжном поручение сумма состоит из 2% от прибыли, а второе платёжное поручение 18 %. Там где 2% эти деньги поступят на счет территориального бюджета, а там где 2% налога, эта сумма денег поступает в федеральный бюджет
Базы ТСН и СН-2012 в основной служит для определения цены на работы в городе Москвы т.е., финансирование работ происходит из бюджета города Москвы и его муниципальных образований.
Конечно в сметном деле есть и другие элементы ценообразования, такие как ОСН — отраслевые нормативы, ИСН — индивидуальные сметные нормативы. Также есть Базы и сборники для проектно-изыскательских работ СБЦ, СБЦП, МРР и другие. И многое другое. Но я надеюсь основные понятие я Вам передал в этой статье.
Строительство и ремонт
4.6K поста 34.2K подписчиков
Правила сообщества
Правила оформления постов.
Посты видеоролики должны обязательно иметь описание о чём видео. Если видео длинное, то крайне желательно указать время, когда и о чём рассказываете.
В случае нарушения пост выносится из сообщества.
Запрещено регулярное хамское и неуважительное обращение к другим участникам сообщества в рамках общения в комментариях. В случае первого нарушения бан в сообществе на 2-3 недели. В случае повтора постоянный.
Только для профессиональных участников рынка строительных услуг. (публикующихся регулярно)
Пост должен быть основан на личном опыте.
Должен быть информационно-познавательным (разъясняет/ объясняет что-то связанное с материалом/работой/организацией/и.т.д.) или пищей для ума (Взгляд на проблему, с другой стороны)
Запрещается публикация видео длиной более 5 минут без текстового таймлайна. ( надо указать где и о чём вы рассказываете в видео)
Не злоупотребляйте тэгами. Количество своих тэгов не более 4х шт. Тэги проставляемые системой не учитываются. (Длиннопост, видео, и.т.д.)
Срочно вызывайте граммарнаци с огнемётами.
Господи, что это за набор слов?
С каких пор «ценообразование» не склоняется?
ПыСы. Давно это было, когда даже сотня тыс. руб., была еще достойными деньгами
Как заказчику ориентироваться ценообразование в строительстве?
Московский подрядчик. Форма акта сдачи-приемки в Excel
Не нравилось мне то, что:
1. С первого раза и без 100 грамм инструкции не разобраться.
2. Суммы надо прописывать словами, а форма сделана в word.
Несколько раз я доблестно ручками впечатывала цифры буквами, злилась, а потом плюнула, да и начала делать эту форму в excel, потому что:
3. Ускоряет подготовку акта.
. Данная форма акта разработана для работы с суммами контракта до 999 999 999,99 руб.
1. Лист FAQ, который содержит пояснения по порядку заполнения, а так же пароль на локальные места на листах, если возникнет необходимость что-то поменять.
Изменения можно вносить в серые ячейки (пароль на изменение на листе FAQ).
Синие изменить не получится.
Если нарастающий итог превысит сумму акта, то в ячейке «Примечание» появится сообщение. (пример на картинке ниже)
#Стихиявдоме. Ч.7 Фундамент. Проект фундамента каркасного дома 6х9
Наконец-то добрались до настоящей стройки, а не вот это вот «вжик-вжик по кустикам». Ждали? Ну ждали ведь, правда!?
Но прежде закрою долг перед @kluevert, @Papiro, @splurgeola, @yasenevandrey. В прошлом посте я говорил, что сделал электричество, а потом только скважину. Но на части фото видно, что при бурении еще нет столба со счетчиком. Перепутал очередность работ, хотя там по времени не особо разбежка была. Хронически виноват)
Еще в прошлой части с эскизным проектом я уже приблизительно представлял насколько весомая затея получается у нас с женой.
Ввиду легкости конструкции, наличия уклона и нерезинового бюджета, выбор пал на столбчатый фундамент. Смотрел и ТИСЭ, но уж больно мудрено. А на столбчатый и исполнителей искать проще и процесс контролируется легко. Мысль была и самому сделать, но по времени выходило очень затратно, с учетом того, что была возможность выделять только выходные и помогать мне было некому.
Почитал СНиП 3.02.01-87 и более свежий документ СП 45.13330.2017. Нашел толковый проект, который и переделывал под себя в итоге, дабы передать в руки строителей. Ссылка на файл проекта бонусом внизу поста.
Получилась у меня вот такая свая:
За ней следом план свайного поля:
Посчитал сколько бетона надо будет, потом прикинул пропорции песка и щебня. Заказал ГАЗон того и другого (в прошлой части было). Еще и цемента привез.
Подготовил все, разметил.
Для опалубки под заливку использовалась вентиляционная труба.
Пакетом накрыл чтобы не было слишком быстрого испарения влаги из бетона. Внизу тоже пакет на трубе. Там он для того, чтобы цементное молочко в землю меньше уходило.
Наши затраты на данный этап:
— Шпильки 12мм 944,00
— Мешки для мусора 180л 370,00
— Шпагат 500м желтый 150,00
— Шпагат 500м красный 350,00
— Цемент м400 4 950,00
— Рубероид РПП300 1 140,00
— Работа (+вент.трубы и арматура) 38 000,00
Затраты на этап: 54 150 р.
Итого затраты: 422 048 р.
P.s. Чего добавить в посты? Что убрать? Учитывается каждое мнение.
Каркасник своими руками. Смета, цены на строительство
Я победила лень и даже нарисовала графики)
Если не читали предыдущие посты, вкратце:
Дом не рухнул, все збс, каркасником довольны.
Затраты на сегодняшний день с нуля:
Пару слов о том, как все же считать цену на дом.
Вот купили вы квартиру. Есть допустим 3 млн стоимость квартиры (коробка в случае дома), начали делать отделку + 1 млн, но не будете же вы жить без плиты и холодильника (техники, если раньше ее не было) + 200 тыс. Итого 4,2 млн и вы въехали. Все просто.
Если же дом, можно посчитать отдельно коробку и отделку, но вы не сможете жить без септика, забора, подключения коммуникаций, без дорожек, как минимум.
Для жизни в доме нужна не только теплая коробка, но и внешние траты, фасад например.
Но конечно эту сумму я разбила на статьи)):
Серия постов, в которой все расписано подробно:
Про что еще рассказать?)
Рабочие истории
История произошла пару лет назад.
Один уважаемый обувной гигант нашего края, имея в нашем городке свой магазин сбыта, решил заменить в нем настенный газовый котел на аналогичный по мощности и марке, также заменить всю автоматику безопасности котельной, плюс исправление грехов по внутреннему газопроводу. С нашей стороны была составлена локальная смета без накруток, цену за котел заложили со всем известного магазина на букву «Ю» и запланировали закупить его там же, если «договоримся» работать. Стоимость котла составляла 50 тыс.руб. Цена работ с сопутствующими материалами составила примерно 30 т.р. Заранее делаю оговорку: мы «упрощенцы» (доход-расход).
Работать с ребятами отказались. Потом были безуспешные попытки Заказчика через третьих лиц уговорить нас поработать. В конечном итоге, доведя дело до конца осени, подмерзавшему магазину пришлось искать вольных работников с оплатой труда «наликом». «Налик» за труд был оплачен в том же объеме, что и предлагался нами.