что такое терпение в православии
Терпение – одна из основных добродетелей
Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.
Терпение – одна из основных добродетелей. Терпением и настойчивостью [в духовном подвиге] достигается спасение.
Рассуждение. Святые отцы ставили очень высоко эту добродетель. Это драгоценный дар Бога человеку. Рассуждение помогает в любви, помогает в посте. Помогает человеку избежать крайностей. Не делать вещей безрассудных, опрометчивых и способных ранить наших ближних. Рассуждение – это руль, которым мы должны управлять нашу жизнь.
Запрет для женщин на посещение Афона (Аватон) был установлен Самой Пресвятой Богородицей. Это произошло не из-за якобы женоненавистничества монахов (как утверждают некоторые). Сама Богородица решила закрыть Афон для женщин.
Мария (Маро), мать Мехмеда Завоевателя была христианкой, дочерью царя Сербии. В 1453 году, после покорения Константинополя, она спасла многие Святые мощи и сосуды от осквернения османами. Среди них были и Дары волхвов, которые благочестивая женщина решила отвезти на Святую Гору Афон.
Она вышла на пристань обители Святого Павла и начала подниматься к монастырю. Но едва сделав первые шаги, Маро услышала голос Пресвятой Богородицы: «Я благодарю тебя за то что ты сделала. Но оставь Дары волхвов здесь и возвращайся назад. Здесь я царица».
Расскажу ещё один случай, о котором мне поведал старец Гавриил Диониситатский. Несколько десятилетий назад французская журналистка написала книгу «Месяц с монахами на Афоне». Неприятно даже говорить о том, что там было написано. Не можете себе представить, сколь клеветнической она была.
Видите как всё обернулось? Эта история – урок для всех, кто распространяет небылицы и клевещет на Святую Гору Афон и Православную Церковь.
Впрочем, что говорить о многочисленных дарованиях старца. Достаточно вспомнить о благоухании, которое я почувствовал. Оно было осязаемым, явным, благодатным. Как от мощей Святых угодников Божиих.
– Я посещал его несколько раз. Впервые в 1971 году. Все его разговоры были так или иначе связаны с темой послушания…
Да что говорить… Для нас общение со старцем Ефремом было настоящим подарком от Бога!
Однажды в 1993 году мы (группа монахов из Каракала) отправились в Катунакья. Старец Ефрем вместе со своими послушниками трудились рядом со своей келью. Они поправляли у неё фундамент. Едва завидев нас старец возликовал и радостно воскликнул: «Добро пожаловать, племянники! Добро пожаловать!». Он называл нас племянниками, потому что мы состояли в духовном родстве: наш старец, Ефрем Филофейский, как и отец Ефрем Катунакский были учениками Иосифа Исихаста. Старец подошёл ко мне, заключил меня в свои огромные объятия и стал непрерывно благословлять!
Мы поговорили на разные темы. Его беседы всегда были настоящим духовным пиром. Рядом с отцом Ефремом я чувствовал такую благодать, что мне казалось, что я нахожусь в Раю! Общение с Катунакским старцем было поистине милостью Божией.
Отец Ефрем (Филофейский) был совершенным послушником. Он приносил своему старцу Иосифу беспрекословное слепое послушание. За это он получил от Бога богатые дары Благодати и сам стал старцем и духовником. Отец Ефрем и другие послушники Иосифа Исихаста – образцовые монахи. Они достойны подражания.
Блаженный отец Харалампий Диониситатский, благословенный старец Иосиф Ватопедский, блаженный отец Ефрем Катунакский, мой старец Ефрем Филофейский и другие члены братства Иосифа Исихаста преуспели в послушании. Именно за это Господь даровал им Свою Благодать.
1«Благодатное дарование благоухания не исчезло и после кончины Старца. Многие ощущают благоухание, поклоняясь его могиле, посещая его келью на Святой Афонской Горе, некоторые чувствуют, как благоухание исходит от его личных вещей или одежды.
Как свидетельствуют монахи, унаследовавшие келью Старца, «первое время после его кончины, почти все, посещавшие “Панагуду”, ощущали отчётливое благоухание. Особенно сильно благоухало место за проволочной калиткой возле крана с водой, там, где у Старца стояла банка с лукумом. В этом месте утолили свою жажду множество людей — нуждавшихся и жаждущих. Однако большинство приходивших мучились от духовной жажды, которая была утолена не водой, а словами Старца.
Впоследствии это благоухание уменьшилось, но совсем не исчезло. Как-то один благоговейный паломник прикладывался к иконам в храме “Панагуды”. Выйдя из храма в коридор, он был буквально “залит” необыкновенно сильной волной благоухания. Возможно, благоухание было доказательством присутствия здесь Старца, по-своему “приветствовавшего” этого человека». Житие Старца Паисия Святогорца. Москва, «Святая Гора», 2013. Том 2
2 Отец Паисий направил в Каракал несколько юношей, которые спрашивали у него совета в какой монастырь поступить.
О терпении и терпимости
Все мы знаем, что терпение – одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое – терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и – в гораздо большей степени – на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же толерантность, – это такая лукавая вывеска, под которой в реальности – апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.
К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость – это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.
Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость – совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам – значит, и мне самой тоже.
Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.
Не считать себя лучше его – даже если мы действительно успели уже научиться тому, чему он еще не научился, или избавлены Богом от недостатка, которым он страдает. Не присваивать себе право суда над ним.
Понимать, что другой человек – это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.
И не навязывать ему своих убеждений – даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.
Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет – кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:
– Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!
Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил – подлинных или надуманных, но правил – которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко – ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.
Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей – чаще всего моих старых друзей и коллег – относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять.
…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела – в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, – но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить – а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?
В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.
Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.
Причина – в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием – такой вот психологический парадокс.
Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии – не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом – во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, – в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.
К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, – придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…
Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей – не много, но знаю, – которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты – тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие – в данном случае подлинное, идущее от сердца – выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», – сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, – очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют – не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека – да от самого его облика! – пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.
Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.
Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности – но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.
Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других – как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).
Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя – иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться – не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы – это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству – ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.
Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) – и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой – остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55–56).
О терпении и обезьяньих играх
Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год.
В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3).
Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).
Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).
Но в наши дни слово «терпение» звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так?
Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит.
Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»
Конечно, такое поведение очень глупо. Если вы хотите, чтобы ваш оппонент изменил свою точку зрения, Вам надо говорить с ним терпеливо и с уважением. Однако виртуальное «быкование» является почти всеобщим. Увы, даже и в православной среде. Человек хочет быть православным альфа-самцом — гневным, яростным, демонстративно готовым к насилию. И, конечно, в принципе неспособным принять чью-то критику и исправить свое поведение — ведь это означало бы поставить себя в иерархии на ступеньку ниже. Но Православие вообще означает полный разрыв с этими обезьяньими играми.
Верующий видит в ближних не конкурентов за место в обезьяньей иерархии — он вообще видит в ближних не безволосых обезьян, а людей, созданных по образу Божию. У него есть дело, которое не оставляет времени и сил для участия в обезьяньих играх, — служить Богу, со страхом и трепетом совершать свое спасение и содействовать спасению других. В частности, содействовать выстраиванию таких межчеловеческих отношений, которые отражали бы любовь, доверие и признание друг в друге образа Божия. Это нелегкий и часто неблагодарный труд, когда кажется, что терпение скоро кончится. Вот тут-то и понадобится один из плодов Святого Духа — долготерпение.
О терпении
Протоиерей Дионисий Свечников и психолог Наталья Ярасова для «Азбуки супружества»
Жизнь каждый день испытывает нас на прочность. Дома, в школе, на работе, в транспорте, магазинах мы сталкиваемся с неприятными ситуациями. И каждый раз нам приходится делать выбор: стерпеть или сорваться, «психануть» – расплакаться, выругаться, покричать, поскандалить или даже ударить. Иногда этот выбор приводит к решению – уйти или остаться.
Определяется этот выбор нашим воспитанием, нашими представлениями о чувстве собственного достоинства и о том, как мы должны поступать в сложных ситуациях. Многое зависит от стойкости нашей нервной системы: усталость и довлеющий стресс лишают нас выдержки.
Множество разных факторов определяют то, как мы относимся к раздражающему воздействию на наши «личностные границы» и как долго мы готовы терпеть их нарушение.
Для верующего человека вопрос терпения требует осмысления с позиции православной веры. Как поступать, когда тебя обижают, унижают, всячески зажимают? Церковь учит, что терпение обид, даже незаслуженных, для христианина является добродетелью. Но на бытовом уровне зачастую внешнее сдерживание себя, подавление эмоций вовсе не означает того самого христианского терпения, находящегося в тесной связи со смирением и прощением.
Не выдав ответной реакции, человек нередко остаётся во власти гнева и злопамятства. Терпит порой до возникновения неврозов и депрессий, или даже до развития необратимых болезней и травм. Терпение, которое должно, казалось бы, сохранять здоровье и отношения между людьми, давать ощущение мира и покоя в душе, становится разрушающим личность фактором.
Так правда ли, что христианин должен всё терпеть?
О терпении протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП.
Отец Дионисий: Тема христианского терпения невероятно обширна и, вместе с тем, довольно сложна. Необходимо разделять христианское терпение и терпение вообще. Когда человек терпит потому, что у него нет другого выбора, то это просто вынужденное терпение, обусловленное обстоятельствами. При этом он может получить целый букет «побочных продуктов» – злость, ненависть, отчаяние и т.д.
Христианское терпение всегда основано на вере. Само терпение для христианина – это продукт веры. Смотрите, что пишет ап. Петр: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Пет.1:5–7 ). Удивительно мудро апостол расставляет эту логическую цепочку, показывая, что именно вера дает толчок старанию, прилагая которое, человек приобретает любовь, и без терпения тут никак не обойтись. Любовь как высшая добродетель есть дар Божий, действие в человеке Духа Святого. Христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная. Поэтому христианское терпение – оно, в первую очередь, добровольное и осмысленное, ради чего-то или ради кого-то.
Терпение – это не некая пассивность восприятия, соглашательство со всем и всегда, оно может и должно быть активным. Господь Иисус Христос служит высочайшим образцом терпения для всех христиан. Его терпение в послушании Отцу и любви к человеку не было пассивным. Как раз наоборот, оно было активным. Разве есть нечто более назидательное для христианина, чем осмысление крестных страданий Спасителя? Вряд ли. Таким образом, терпение – это действие, а христианское терпение – это действие веры.
Наталья: Да, в христианстве терпение – это одна из важнейших добродетелей, «характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей».
В повседневности под терпением обычно понимают терпеливость как естественную способность человека безропотно и стойко переносить неудобства и страдания, мириться с существованием каких-то обстоятельств, переносить различные тяготы. А еще под терпением понимают способность ждать, не спешить, не требовать скорейшего исполнения чего-то. Безусловно, все это лежит и в основе терпения как добродетели.
Но терпеливость сама по себе – как свойство человеческой психики – нейтральна по отношению к добру и злу. Нравственное значение она приобретает в зависимости от обстоятельств: в одних условиях она может проявляться как здоровое умение человека, в других – служить маской ложного смирения. Ведь терпеть можно во имя благой цели, а можно из страха, ради угодничества или же по слабости душевной и неспособности сопротивляться злу.
В практической психологии зачастую не дают нравственную оценку целям терпения, а различают активное и пассивное терпение (или «положительное» и «отрицательное», «здоровое» и «нездоровое») в зависимости от наличия цели вообще.
Пассивное, «отрицательное» терпение в этом смысле характеризуется отсутствием цели и представляет собой неспособность сопротивляться, слабость, бессмысленную «тупую покорность». В популярной психологии для определения такого свойства человека даже используют грубое понятие «синдром терпилы».
Активное, «положительное», «здоровое» терпение всегда осознанное. В психологии такое терпение рассматривают как один из компонентов критического мышления. В этом смысле терпение связано с умением рационально мыслить, адекватно оценивать происходящее и приходить к максимально разумному решению. То есть активное терпение зависит от умения быть осознанным.
И действительно, терпение – это душевная активность, проявление воли в ситуации эмоционального напряжения. Именно волевым усилием человек отказывается от каких-то импульсивных, нетерпеливых действий, принимает осознанное решение о бездействии при необходимости. И также волевым усилием он многократно повторяет одни и те же действия, не ожидая немедленного результата. Волевым решением человек останавливает свои негативные эмоциональные реакции на неприятные ситуации. Усилием воли регулирует свое поведение, выбирая «потерпеть ради какой-то цели».
Такое волевое терпение может быть злонамеренным. Например, есть поговорка – «месть – это блюдо, которое подают холодным». Если человек прилагает усилия и терпит, храня в душе обиду с надеждой на месть, на то, что «отольются кошке мышкины слезки», то такое терпение хоть и является активным (словами некоторых психологов «положительным» и даже «здоровым»), но в нравственном отношении оно не является добродетелью терпения.
Особенно опасным для души является терпение по отношению к собственному греху.
Когда мы говорим о христианском терпении, то мы подразумеваем активное, осмысленное терпение ради благой цели.
Отец Дионисий: Цели, ради которых стоит проявлять христианское терпение, могут быть разными. Один человек терпит, чтобы угасить в себе страсти, другой терпеливо переносит обиды, третий терпением обретает мир с ближним. Апостол заключает все в одной фразе: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (1Евр.10:36). Обещано же Царство Божие, которое достигается лишь действием – «Царство Небесное силою берется» ( Мф.11:12 ). Поясняя эти слова Спасителя, праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия». Терпение же, будучи осмысленным через призму Евангельского учения, и тогда являясь действием благим, позволяет христианину избежать многих грехов и бороться со страстями. «Терпение есть корень всех благ», – учит святитель Иоанн Златоуст. Такое терпение, несомненно, отличается от пассивного, бессмысленного терпения, о котором было сказано выше.
Мне очень нравятся слова протоиерея Александра Меня, высказанные по данному вопросу: «Терпение – это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека – совсем нет. Это не компромисс со злом – ни в коем случае. Терпение – это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение – это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение – это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества – вот что такое настоящее терпение».
Наталья: Получается, что благое терпение – это душевная активность, охватывающая разные слои психической жизни: человек испытывает духовную потребность воссоединения с Богом, разумом осознает необходимость терпения для этого и делает осознанный выбор терпеть – ради жизни будущего века. И каждый день, молитвенно призывая на помощь самого Бога, волевыми усилиями подчиняет свое душевное поведение этому выбору, настраивает свое эмоциональное состояние «по камертону совести».
А бесцельное, пассивное принятие страданий, как в старой сказке было: «что воля, что неволя – всё равно», в этом смысле бессмысленно, так как не является поступком, определяющим нравственность выбора.
С этим, кажется, всё понятно. Но возникает другая проблема – как понять, соответствует ли терпение благой цели? Многие знают, что надо терпеть Христа ради. Но при этом задаются вопросом – всякое ли осознанное бытовое терпение является добрым терпением?
И что интересно, в ситуациях, где человек взаимодействует с людьми случайными, посторонними, при оценке собственного поведения у него почти не возникает затруднений. Например, в общественном транспорте, при недолгих спорах в магазине (если речь не идет об отстаивании законных прав) человек имеет дело с людьми, на поведение которых он фактически не может повлиять. Он в каком-то смысле наедине со своей реакцией на неприятные ему вещи. Психологически нетерпение этих неприятностей можно определить как зависимость от собственных гнева, раздражительности и злости. Ответная агрессия, уныние здесь – это тема собственных страстей, борьбы с ними: человек должен стремиться к состоянию бесстрастия в его христианском понимании – не как равнодушия, а как состояния свободы от греховных страстей.
Еще очевиднее необходимость работы над собой, когда речь идет о том, что вообще мало зависит от человеческих усилий. Например – о неприятии погоды. К сожалению, многие люди забывают, что «у природы нет плохой погоды». Очень мудрая, христианская по духу песня, всем советую вникнуть в ее слова. Но как же много людей, не желающих терпеть, живут в состоянии «душевной непогоды» из-за того, что на улице дождь и промозглая сырость… При этом если человек осознает, что различные трудности «надо, не скорбя, благословить», – а это не что иное, как дело христианского терпения, то ему даже дышать становится легче.
Необходимость внутренней духовной работы над собой для многих очевидна, когда речь идет о терпении невзгод в тяжелые для человека времена или же о терпении соблазна, помогающем избежать греха.
Но терпение вдруг теряет свою понятность, если рядом другой достаточно близкий человек – начальник, супруг, родители или дети и т.п. С одной стороны – есть знание о том, что терпение послушания родителям, начальнику, терпение недостатков ближнего – это благо. Но в то же время у человека есть осознание, что это именно ВЗАИМОотношения, они зависят от обеих сторон. И сейчас большинство людей наслышано о важности сохранения личностных границ и о том, что один человек не имеет права нарушать границы другого. Тогда возникает вопрос – всё ли надо терпеть? Есть ли вообще у христиан право отстаивать свои личностные границы – или собственное достоинство? Можно ли православному защищать себя, свою личность от посягательств другого человека? Или же надо молча сносить обиды, оскорбления, а нетерпение в бытовых отношениях – это влияние несмирения, гордыни?
Отец Дионисий: Для того, чтобы говорить о личностных границах, необходимо дать понятие личности, ведь не зная самого предмета, нельзя рассуждать о его границах. Если кратко, то в богословии понятие личности раскрывается как разумно-свободная ипостась (индивидуум). Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, наделил его разумом и свободной волей. Мы, как правило, принимаем это как должное, не вполне осознавая то величие, которым наградил нас Творец. Но именно разумность, свобода воли, способность творчества, определение целей, выбор мотивов, жертвенная любовь – все это отражает образ Божий в нас. Используя эти возможности, исполняя заповеди Божии, человек может восстановить свое богоподобие, которое было нарушено грехопадением. Это означает, что человек, созданный по образу Божию, должен обрести подобие Ему. В чем это должно проявляться? Бог есть Любовь, значит человек, исполняющий заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» уподобляется Богу. Бог бесконечно милосерден, а человек проявляющий милосердие, уподобляется Богу. Человек смиренный тоже уподобляется Богу, поскольку Христос проявлял смирение. «Бог терпел и нам велел» – руководствуясь этой поговоркой, человек уподобляется Христу. Но уподобиться Богу можно только с Его помощью. Поэтому христианское терпение невозможно без Божественной помощи.
Определив для себя христианское понятие личности, можно поговорить и о границах. Вполне логичным было бы сказать, что границы одного человека заканчиваются там, где начинаются границы другого. Но это, пожалуй, идеальная форма взаимоотношений, которая вряд ли может быть успешно реализована в мире именно в христианском смысле. Сейчас мы сплошь и рядом видим борьбу за всевозможные права человека. Подразумевается, что эта борьба помогает отстаивать личностные границы. Но на деле часто эта борьба не более чем попытка отстаивать свое право на эгоизм. Мы живем в эпоху потребления, где на пьедестал поставлено удовлетворение потребностей человека, порой продиктованных низменными страстями и желаниями. «Я так хочу» – вот основание для любых фантазий, которые должны быть удовлетворены законодательно, нужно лишь придать этому желанию нужную форму. Так, способность творчества, заложенная Богом в человеке, в современном мире приобретает порой немыслимые и даже деструктивные формы. Можно назваться свободным художником и вытворять все, что угодно, называя свои безобразия, к примеру, перфомансом. В современном мире пропаганда греха приобретает все более широкие и раннее недопустимые формы. К примеру, гей-парады или навязывание греховного мышления детям чуть ли не с детского сада. Все это преподносится как борьба за права. Должен ли христианин терпеть такое? Отнюдь. Христианин не должен терпеть, когда ему навязывают грех как норму или образ жизни. И многие не терпят, за что предаются осуждению, преследованию и травле. Тут впору вспомнить слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ). Но помимо обещания награды на небесах, Христос говорит о деятельном противлении греху – проповеди Евангелия: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ( Ин.15:20 ).
Если будем говорить о терпении в быту, то тут нельзя дать однозначный ответ «да» или «нет», поскольку все сильно зависит от конкретных ситуаций. Возьмем банальные примеры – толкнули в автобусе или нахамили в магазине. Надо терпеть? Чтобы ответить, надо задаться другим вопросом – что даст ответная реакция? Если ответная реакция будет такой же агрессией, то это только умножит зло, и в этом нет ничего хорошего. А вот если в ответ на агрессию проявить сдержанность и терпение, то это, как минимум, позволит не разгореться конфликту дальше. Если же нет возможности просто промолчать, то нужно отвечать как можно спокойней, не отвечая ругательствами на ругательства, и не переходя на крик. Ведь вполне возможно, что человек дурно воспитан, понятие о личностных границах у него совершенно размыто, а может быть, он просто ищет повода, нарывается, и даже ждет негативной ответной реакции на свои действия, чтобы выплеснуть свои негативные эмоции. Нет никакого смысла идти на поводу у агрессора, благоразумным будем проявить терпение.
Еще один бытовой пример. После свадьбы у супругов происходит некий процесс притирки друг к другу. Это проявляется и на бытовом уровне, и на уровне межличностных отношений. В идеале они, через эту самую притирку, должны стать единым целым в Господе, как об этом учит Церковь. Понятно, что каждому из супругов приходится закрывать глаза на недостатки другого, они оба терпят временные неудобства, в итоге угловатости стираются и более не вызывают резкой реакции. Хорошо, что происходит это в момент наибольшей эмоциональной радости и эйфории от общения друг с другом – сразу после свадьбы. Когда эмоции утихают, терпеть несовершенство другого бывает сложней. Но очевидно, что оба во время притирки вполне осознают, что какие-то качества характера супруга и его поведение в быту приносят им некоторые неудобства. И они терпят эти неудобства ради любви друг к другу.
Этот пример нельзя в полной мере назвать примером подлинного христианского терпения, такие притирки происходят в большинстве семей, независимо от религиозности супругов. Но он с легкостью показывает причину и мотивацию супругов – почему и ради чего они терпят. К слову сказать, многие семьи эту притирку не проходят, один из пиков разводов приходится на первые годы жизни. И именно поэтому для христианских супругов столь важно иметь представление о христианском терпении. Да не просто знать, но еще и практиковать.
Другой пример – бытовое, домашнее насилие. Это вообще большой отдельный разговор. Если кратко, то можно сказать, что острые формы домашнего насилия, например, побои, терпеть стоит разве что в первый раз. Если насилие становится регулярным, а оно может быть не только физическим, но и эмоциональным, то терпение может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до летальных исходов и суицидов. Не говоря уже о травмировании психики детей, которые в будущем могут повторять то, что видели в детстве. Дети как губка, впитывают все, что видят вокруг, и детские травмы могут дать знать о себе через многие годы. Есть один интересный пример из воспоминаний митрополита Антония Сурожского. В детстве над ним очень издевались в школе, каждый день мучили, били. Однажды, будучи уже взрослым человеком, священником, прошедшим войну, он проезжал мимо своей школы и, посмотрев на нее, потерял сознание, упал в обморок. Так проявилась его детская травма.
Но чаще человек сталкивается с не столь сложными ситуациями, где проверятся на прочность его терпение. Это недопонимания на работе и дома, которые могут переходить в конфликты и обиды. Часто это связано с тем, что одни люди пытаются манипулировать другими. Манипуляторы часто размывают личностные границы своих жертв, вызывая у них чувство вины за то, чего они не совершали и заставляя делать то, чего они не хотят. Это напрямую связано с вторжением в свободную волю человека, а посему мириться с таким не стоит. Приведу пример. Невестка не перечит свекрови, которая унижает ее и заставляет делать все по своей указке. При этом свекровь манипулирует цитатой из Священного Писания – ссылается на необходимость соблюдения заповеди о почитании отца и матери. Невестка думает, что проявляет христианское терпение и смирение, раз Бог повелел почитать отца и мать. Но на самом деле, это одна из форм домашнего насилия, а почитание родителей не подразумевает издевательств и эмоционального подавления с их стороны. Всего хорошо в меру, и если человек действительно хочет, чтобы его уважали и к нему прислушивались, то должен научиться делать это сам.
Наталья: Когда мы говорим о свободной личности, то снова возвращаемся к тому, что христианское терпение – это активная, осознанная жизненная стратегия. Однако человек действует во многих случаях «на автомате», так что очень многие моменты собственного поведения остаются им неосознанными. Вдобавок, всё усложняется различными иллюзиями сознания, которые связаны и с типичными ошибками мышления, и с недостаточным уровнем знаний, непониманием психологических закономерностей поведения.
Например, когда человек проявляет нетерпение, он словно старается избавиться от тревоги, от чувства бессилия и разочарования. Однако по факту получается, что именно нетерпение – проявление бессилия, приносящее тревогу и разочарование уже в тот самый момент, когда человек отказывается терпеть. Терпение же, несмотря на требующиеся для него эмоциональные усилия, дарит спокойствие и уверенность, оно делает нас хозяевами своего поведения и не мешает радоваться жизни.
Нетерпение – это проявление иррациональной тревожной (маниакальной) психической защиты. Механизм тут прост – отказываясь терпеть, человек отвлекается на какие-то действия или вообще уходит от беспокоящей его, неподконтрольной ему ситуации.
Современные технологические достижения усиливают нетерпеливость человека – люди, живущие и тем более выросшие в условиях комфорта, в меньшей степени готовы терпеть различные невзгоды. И проявляется это даже в незначительных, казалось бы, мелочах: раздражает необходимость ждать автобус на остановке, а очередь из трех человек в магазине может заставить человека уйти без покупок или жаловаться, скандалить, вызывать менеджеров.
Или вот пример из мира технологий: при просмотре видеоконтента в интернете около половины зрителей отказываются смотреть ролики, если вначале запускается реклама, или же видео не загружается в течение 10 секунд. И даже медленно загружающиеся страницы с большой вероятностью будут закрыты сразу же – в поисках новых.
Британский психиатр Нил Бертон объясняет подобное нетерпение эгоцентрическим затруднением: человек в своем сознании раздувает собственную значимость, в том числе – значение собственного времени, своих целей. Попутно он обесценивает значение других людей с их способностями, желаниями и временем. В результате всё, что не ведет к удовлетворению его потребностей (желательно, немедленному), раздражает его, и он стремится от этого избавиться, отказываясь терпеть.
Переведя это психологическое объяснение на язык духовной жизни, мы получим формулу: нетерпение – следствие гордыни.
Негативные последствия нетерпения не всегда очевидны – убежав от неприятной ситуации, человек, казалось бы, избавляется от тревоги. Однако на самом деле нетерпение оказывает деструктивное воздействие на психику: страх разочарования наполнен предвкушением разочарования, и это воображаемое предстоящее разочарование отравляет душу. Нетерпение идет рука об руку и с другими негативными эмоциями. То есть нетерпение ведет к саморазрушению.
Вдобавок необдуманные действия нетерпеливого человека нередко приводят к плохим последствиям.
Еще одним последствием нетерпения (как бы странным это не показалось на первый взгляд) является прокрастинация – склонность откладывать действия, события и т.п. На самом деле, объясняется это просто: не желая терпеть разочарование, человек откладывает скучное или трудное дело, которое вызовет это разочарование.
Но и терпение может принять опасную для души форму – когда речь идет о терпении собственного греха. Для того чтобы не путаться в том, полезно ли терпение, в таких случаях можно говорить не о терпении, а об «эмоциональной распущенности». Эмоционально распущенный человек считает себя вправе «купаться» в собственных раздражительности или унынии. Он гордо проявляет себя со своими негативными эмоциями в любом обществе, не считая нужным усмирять свои страсти. Общаться с такими людьми порой очень непросто. Терпение чужой эмоциональной распущенности может быть поучительным для человека – если способствует воспитанию христианского смирения. Но порой гораздо полезнее будет отдалиться от «трудного» человека, особенно если общение принимает форму насилия.
Осознанное, конструктивное терпение даже в обычной жизни способствует благополучию. Многолетние исследования показывают, что люди, способные терпеть, достигают больших успехов в жизни по сравнению с нетерпеливыми, у них были более развитые социальные навыки, они реже становятся жертвами различных видов зависимости.
Очень важно понимать, что навык терпения можно и нужно развивать. Несмотря на влияние некоторых врожденных факторов (например, людям с флегматичным темпераментом терпение дается легче, чем холерикам), терпение – это вполне поддающаяся тренировке способность. Причем, тренировать нужно не только способность ждать, но и умение разработать план действия при необходимости терпеть, а также готовность работать над воплощением этого плана.
Терпение можно рассматривать как процесс управления эмоциями. Тут можно выделить три психических действия – остановка внешней реакции усилием воли, психическое подавление эмоций (вытеснение) и трансформация эмоций.
Остановка внешней реакции – чаще всего первое действие терпения. Например, человеку сказали что-то неприятное. Первой, инстинктивной реакций на неприятность может быть гнев или страх. Человек почувствовал раздражение, но не стал реагировать, промолчал, не дал выхода своим негативным переживаниям.
А дальше перед желающим стерпеть человеком встает выбор – подавление (вытеснение) или трансформация эмоций (мы говорим именно о действиях терпения, поэтому реакция «бить в ответ не стал, но себе честно признаюсь, что не терплю» остается за пределами этого анализа).
К сожалению, чаще всего, человек после первого решения не отвечать обидчику начинает вести внутренние диалоги, словно отвечая не реальному человеку, а его образу внутри себя – воображаемому, виртуальному обидчику. Он проигрывает в уме множество ситуаций – как он мог бы ответить, то есть внутреннее реализует своё злопамятство. Он словно взращивает, культивирует в себе гнев, обиду, уныние.
Но ведь человек знает, что обида – это плохо. И он начинает подавлять, вытеснять обиду из своего сознания. Защитный психологический механизм вытеснения так и работает – словно фильтр не пропускает нежелательную информацию или нежелательные эмоции в сознание, не дает человеку осознавать, что он испытывает. Однако при этом та самая обида никуда не исчезает – она остается в неосознанной части психики как актуальная эмоция. Человек уделяет ей немало внимания, сам того не понимая, не отслеживая своих мыслей и не понимая причин некоторых своих переживаний. Например, подавленная обида может вылиться в неприязненное отношение к человеку без видимых причин (предубеждение).
Подавленные эмоции очень опасны для личности, так как оказывают разрушающее влияние на психическое здоровье. «Гидравлическая теория эмоций» сравнивает психику с паровым котлом. Если постоянно вытеснять, подавлять, то есть накапливать эмоции, причиняющее беспокойство, то нервная устойчивость личности «расшатывается». И рано или поздно эмоции прорвут защиты и вырвутся наружу. Человек «взорвется», как взрывается от избыточного давления паровой котел, у которого есть перенапряжение стенок, дефекты конструкции – или же неправильная эксплуатация.
Поэтому разумным выбором – методом правильной эксплуатации – будет не подавление, а трансформация эмоций. Можно использовать понятие популярной психологии «отпустить ситуацию». Но правильнее будет говорить о прощении – таком же активном душевном действии, как и терпение. В этом смысле терпение можно понимать как одну из форм сострадания, когда человек видит в другом человеке ближнего своего и понимает, что терпение подразумевает некий отказ от себя, от своих амбиций, и прощение другого ради любви.
Трансформация эмоций предполагает сознательный выбор той эмоции, в которую человек преобразует первичные негативные реакции. Определяющим здесь является вопрос доверия, веры, который наполняет этот выбор смыслом: если человек знает, ради чего он терпит, то даже сильный стресс не может разрушить его личность. Если человек верит в Бога, верит в бессмертие души и знает, что ради Спасения необходимо покаянием очищать свою душу от грязи грехов, что терпение – добродетель, связанная со свободой от греховных страстей гнева и уныния, то тогда терпение становится осознанным душевным стремлением к добру.
Отец Дионисий: Хорошо, что Вы коснулись темы гидравлической теории эмоций и необходимости их трансформации. И хотя обычно в Церкви мы не пользуемся этой терминологией, проблемы, описанные в данной теории, не только являются обыденностью, но порой стоят довольно остро. Мне приходится выслушивать людей, которые накапливают в себе обиды и разный негатив, видя в этом христианское терпение. Они молчат, не отвечают злом на зло, внешне смиряются с ситуацией. Но в душе кипят такие страсти, с которыми они справиться не могут. В итоге «котел взрывается» и все его содержимое выливается на тех, кто не имеет никакого отношения к процессу «наполнения» этого «котла». В этом нет христианского терпения. Терпение и прощение в христианстве почти всегда идут рука об руку. Мало внешне показывать терпение и смирение, нужны еще и внутренние усилия, без которых немыслима духовная борьба с кипящими внутри страстями.
Простой пример. Муж получает нагоняй от начальства на работе. По делу или без дела, но получает. Он держит в себе обиду, раздражение, нервозность, не позволяя себе сказать что-то в ответ, потому как боится потерять работу. Хорошо, когда проявляя христианское терпение, он способен побороть эти чувства и эмоции, и не отягощает душу обидой. «Терпеливый, когда приказывают ему, не противоречит, когда делают выговор, не хмурится, во всех случаях находит для себя врачевство в долготерпении» – пишет о таком человеке прп. Ефрем Сирин. Но когда духовных сил не хватает, а эмоциям надо куда-то деваться, то хочется либо выпустить их как пар, либо чем-то компенсировать. В подавляющем большинстве случаев муж приносит эти эмоции домой, к жене и детям. И тут они незаслуженно получают нагоняй. Причина всегда найдется – суп невкусный, дети отдыхать после работы мешают и т.д. Если проблемы на работе носят постоянный характер, то нагоняи дома раздаются также регулярно. А если начальник еще и эмоционально распущен и полагает, что его положение позволяет ему унижать и оскорблять сотрудников, то жизнь целой семьи может стать невыносимой.
Что можно и нужно делать в таких ситуациях? Для начала надо понимать, что какими бы не были искушения, нет никакого смысла держать в себе их следствия. Терпение обид – это несомненная благодетель для христианина, только если он воспринимает это как подражание Христу. А Христос прощал даже тех, кто распинал его. Если обижают, то единственный способ избавиться от обиды – это простить. Но многим людям прощение дается очень тяжело, потому как обида – это производная уязвленной гордыни. На помощь тут придет покаяние и участие в церковных Таинствах. Раскаяный грех не будет тяготить душу, не будет накапливаться в ней, доходя до «точи кипения». С позиции психологии, произойдет та самая трансформация эмоций – от обиды к прощению, в ряде случаев – через покаяние. К тому же необходимо еще и проанализировать нагоняи от начальства. Если они по делу, то это причина работать лучше, а не обижаться.
Весьма важно для стяжания терпения усердно молить Бога о нем. Без молитвы никакое благое дело не должно совершаться христианином. Молитва очень помогает в тот момент, когда уже нет мочи стерпеть. «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ) – так говорит Господь. Христос – наш главный учитель в деле спасения, к Нему и должен обращаться христианин за помощью. Иоанн Златоуст пишет: «Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но войди (в церковь), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль».
Православная Церковь имеет богатейший опыт и примеры святых, которые своей жизнью и смертью показывали истинное христианское терпение, подражая Господу Иисусу Христу. Ознакомление с наследием святых отцов, которые писали о терпении, поможет христианину на собственной практике научиться этой добродетели.
Напоследок хочу привести слова свт. Феофана Затворника, которые, на мой взгляд, вполне можно принять за инструкцию в деле терпения: «Надо терпеть умея, а то можно протерпеть и никакой пользы не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В‑третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В‑четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В‑пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В‑шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В‑седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего».