что такое терминал при перевозке грузов
Грузовые мультимодальные терминалы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и функции грузовых терминалов
Организация мультимодальных или интермодальных перевозок требует наличия специальных пунктов стыковки видов транспорта и перевалки грузов, то есть грузовых терминалов.
Грузовой терминал – это специальный комплекс сооружений, технических устройств и персонала, предназначенный для выполнения транспортных и логистических операций по приему, погрузке-разгрузке, сортировке и временному хранению грузов, а также осуществляющий коммерческое обслуживание грузовладельцев, перевозчиков и логистических посредников.
Основной функцией грузового терминала (в отличие от склада, выполняющего функции складирования и хранения грузов) является грузопереработка и стыковка видов транспорта в процессе смешанных перевозок. Операции грузопереработки на терминалах включают разукрупнение и укрупнение грузовых партий, формирование и расформирование отправок по направлениям перевозки, переработку тарно-штучных грузов, упаковку и пакетирование, маркировку грузов.
К функциям современного грузового терминала относится:
В зависимости от вида транспортных потоков, обрабатываемых на терминале, выделяют автомобильные грузовые терминалы, автомобильно-железнодорожные, морские, речные и др.
Также грузовые терминалы могут классифицироваться по мощности и специфике обрабатываемых грузов (контейнерные терминалы, грузовые терминалы для переработки опасных грузов, терминалы для скоропортящихся грузов и др.).
Технология терминальной перевозки
Перевозки, осуществляемые с использованием грузовых терминалов, называют терминальными. Технологический процесс терминальной перевозки состоит из следующих этапов:
Готовые работы на аналогичную тему
Перевозка грузов между терминалами отправления и назначения носит массовый характер. Такие перевозки называют линейными или магистральными, они могут выполняться железнодорожным транспортом, линейными морскими судами, большегрузными автомобилями.
Перевозка по подвозу и развозу грузов с терминала называется фидерной, это, как правило, мелкие перевозки, выполняемые автомобильным транспортом (в сухопутном сообщении), небольшими фидерными судами (на водных видах транспорта).
В зарубежной практике подобная терминальная схема организации перевозок носит название «hub and spoke» («ступица и спица»).
Преимуществами терминальных перевозок по сравнению с прямой унимодальной (одновидовой) отправкой груза «от двери до двери» является:
В настоящее время в России массово сооружаются и реконструируются терминально-складские комплексы, позволяющие повысить эффективность функционирования национальной транспортной системы.
Что такое грузовой терминал?
® Грузовым терминалом называется специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевозках.
Сегодня терминалы являются не только пунктами накопления мелких отправок, но играют роль крупных грузораспределительных центров и баз снабжения, превращаясь во все более важные звенья ЛС производителей.
Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие логистические операции/функции. Универсальные терминалы могут иметь специализированные складские помещения и оборудование для грузопереработки тяжеловесных, длинномерных, скоропортящихся грузов, а также контейнерные площадки. Часто терминалы также имеют железнодорожные подъездные пути.
Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов. Например, объем обработки и прибыль для шведских транспортно-экспедиторских фирм АБСАВ и ВТЬ от работы с мелкими отправками на терминалах составляет около 60%. Основными операциями универсальных терминалов являются:
• маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
• оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
• сбор и развоз грузов;
• консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
• межтерминальная перевозка, перевалка грузов на другой вид транспорта (транспортное средство) и доставка грузов конечному потребителю;
• информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала;
• расчеты за транспортно-логистические услуги.
В последние годы на крупных терминалах все чаще осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки грузов. На Западе терминалы, терминальные сети и комплексы создаются как фирма- ми-производителями продукции, так и логистическими посредниками: транспортно-экспедиторскими фирмами и оптовыми торговыми посредниками.
Крупнейшие сети универсальных терминалов имеют по всему миру такие транснациональные экспедиторские компании, как ASGAB, Schenker/BTL, TNTEWи другие.
Характеристики крупного универсального терминала фирмы ASG AB в Стокгольме приведены в табл. 7.5.
Обычно крупный универсальный терминал имеет административное помещение, склад сортировки мелких отправок, склад длительного хранения грузов, склад для международных перевозок грузов с таможенным досмотром, склад для переработки скоропортящихся грузов, площадки для тяжеловесных, длинномерных грузов и контейнеров, комнаты отдыха водителей и площадку для стоянки автопоездов.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортнологистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов, повысить эффективность логистического менеджмента и качество сервиса, снизить логистические издержки.
Большой опыт специализации грузовых терминалов накоплен в Японии и Франции. Например, в Японии насчитывается около 2000 специализированных терминалов.
Таблица 7.5. Характеристики универсального грузового терминала