что такое терек в стихотворении пушкина

Терек

Полезное

Смотреть что такое «Терек» в других словарях:

Терек — 1) город, р.ц., Кабардино Балкария. Селение названо по расположению на реке Терек. С 1967 г. город. См. также р. Терек. 2) река, впадает в Аграханский залив Каспийского моря; Грузия и Россия (Сев. Осетия, Кабардино Балкария, Чечня, Дагестан).… … Географическая энциклопедия

ТЕРЕК — город (с 1967) в Российской Федерации, Кабардино Балкария, на р. Терек. Железнодорожная станция (Муртазово). 18,0 тыс. жителей (1993). Завод алмазного инструмента; пищевая промышленность … Большой Энциклопедический словарь

Терек — I река в России, на Северном Кавказе. 623 км, площадь бассейна 43,2 тыс. км2. Впадает в Каспийское море, образуя дельту. От Терека отходят Терско Кумский и другие оросительные и обводнительные каналы. Средний расход воды у Моздока около 300 м3/с … Энциклопедический словарь

ТЕРЕК — река на Сев. Кавказе. 623 км, площадь бассейна 43,2 тыс. км&sup2. Впадает в Каспийское м., образуя дельту. От Терека отходят Терско Кумский и др. оросительные и обводнительные каналы. Средний расход воды у Моздока ок. 300 м&sup3/с. На Тереке 2… … Большой Энциклопедический словарь

ТЕРЕК — Живой, здоровый. Сохранилось у пермских татар в фамилии Тереков. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен

терек — сущ., кол во синонимов: 3 • город (2765) • команда (163) • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Терек — У этого термина существуют и другие значения, см. Терек (значения). Терек груз. თერგი осет. Терк чеч. Терка кабард. черк. Тэрч … Википедия

Терек — 1) город, р.ц., Кабардино Балкария. Селение названо по расположению на реке Терек. С 1967 г. город. См. также р. Терек. 2) река, впадает в Аграханский залив Каспийского моря; Грузия и Россия (Сев. Осетия, Кабардино Балкария, Чечня, Дагестан).… … Топонимический словарь

Терек — одна из значительных рек Северного Каказа; берет начало на территории Грузии, юго западнее массива гора Казбек; впадает в Аграханский залив Каспийского моря. По мнению Э.ММурзаева, в основе названия гидронима лежит тюркское терек – «тополь»,… … Топонимический словарь Кавказа

Источник

Стихотворение и анализ «Дары Терека»

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить я готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий стихнул, будто спит,

И опять, ласкаясь, Терек

Старцу на ухо журчит:

«Я привез тебе гостинец!

То гостинец не простой:

С поля битвы кабардинец,

Он в кольчуге драгоценной,

В налокотниках стальных:

Из Корана стих священный

Писан золотом на них.

Он упрямо сдвинул брови,

Обагрила знойной крови

Взор открытый, безответный,

Полон старою враждой;

По затылку чуб заветный

Вьется черною космой».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий дремлет и молчит;

И, волнуясь, буйный Терек

Старцу снова говорит:

«Слушай, дядя: дар бесценный!

Что другие все дары?

Но его от всей вселенной

Я таил до сей поры.

Я примчу к тебе с волнами

Труп казачки молодой,

С темно-бледными плечами,

С светло-русою косой.

Грустен лик ее туманный,

Взор так тихо, сладко спит,

А на грудь из малой раны

Струйка алая бежит.

По красотке молодице

Не тоскует над рекой

Лишь один во всей станице

Оседлал он вороного,

И в горах, в ночном бою,

На кинжал чеченца злого

Сложит голову свою».

Замолчал поток сердитый,

И над ним, как снег бела,

Голова с косой размытой,

И старик во блеске власти

Встал, могучий, как гроза,

И оделись влагой страсти

Он взыграл, веселья полный,-

Принял с ропотом любви.

Краткое содержание

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

Р. Судковский. Терек. Дарьяльское ущелье. 1885

Между громадных утёсов воет мощная река Терек, она кажется дикой. Но, попав в степь, Терек мгновенно изменяется: из неуправляемого и безудержного потока воды он превращается в ласковую и спокойную реку. Терек всеми силами стремится к Каспийскому морю, прося его расступиться и дать ему приют.

Терек повествует о том, что родился он у подножия горы Казбек, что его вскормили облака, что он всегда противился человеческой воле. В дар любимому Каспийскому морю Терек из глубин Дарьяльского ущелья пригнал огромные валуны. Но гордый Каспий крепко спит и не слышит речей Терека, который, несмотря ни на что, продолжает уговаривать «старца».

Он сообщает ему, что принёс, помимо валунов, ещё и другой «гостинец» – тело молодого кабардинца, погибшего на поле битвы. Юноша облачён в драгоценную кольчугу и налокотники со строками из Корана. Но старый Каспий не реагирует на слова Терека, продолжая спать.

История создания

Длительная служба на Северном Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц в жизни Лермонтова: поэт, обладая отважным характером, планировал снискать себе славу на военном поприще. Он не только совершенствовался в искусстве верховой езды и стрельбы, но и жадно постигал богатую культуру народов Кавказа, их обряды.

Особый интерес у Лермонтова вызывал местный фольклор, дававший ему богатую пищу для раздумий. Немало повестей, рассказов и стихов, пронизанных духом свободы, появилось из-под пера автора, вдохновлённого легендами и преданиями. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека». Лермонтов написал его в 1839 г., во время второй ссылки на Кавказ. Именно там он увидел буйство горной реки во всей её первозданной красоте.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности перед нами элегия. В ней воспеваются красоты природы, буйство красок, мощь водных стихий. Также в произведении заметны черты фольклорной народной песни – это, прежде всего, тройное обращение одного действующего лица к другому и соответствующая лексика.

Произведение относится к литературному направлению «романтизм»: автор описывает Терек и Каспий, наделяя их человеческими чертами. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

Композиционное «здание» условно можно разделить на две части:

Сюжетное построение основано на антитезе буйного молодого Терека и спокойного мудрого Каспийского моря.

Образы и символы

В произведении представлены два ключевых образа, на взаимоотношении и противопоставлении которых строится весь сюжет:

Также большую смысловую нагрузку в произведении принимает на себя ещё один образ:

Темы и настроение

Тема произведения – красота и мощная сила природной стихии. Лермонтов всем сердцем восторгался и любил природу Кавказа, так как существенную часть своей короткой жизни провёл в этих суровых местах. Река Терек, занявшая место главного персонажа произведения, очеловечена автором настолько, что мы воспринимает её живым мыслящим существом.

Стихотворение передаёт целую палитру настроений – это и восхищение красотой природы, и могущество главных героев, и сопереживание страшным «дарам», и радость от единения Терека с Каспием.

Основная идея

Основная идея произведения – мысль о том, как важно учиться понимать и ценить окружающую природу. Всё то, что сначала кажется неосуществимым, однажды перестаёт быть таковым: Терек и Каспий смогли объединить свои воды воедино.

Средства выразительности

В стихотворении Лермонтовым используются следующие средства выразительности:

Источник

Меж горных стен несется Терек…

Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет —
И вдруг утих и смирен стал.

Все ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
И вот обнажилось
Его кремнистое русло.

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

Статьи раздела литература

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Открытый урок А.С.Пушкин Стихотворение

что такое терек в стихотворении пушкина. картинка что такое терек в стихотворении пушкина. что такое терек в стихотворении пушкина фото. что такое терек в стихотворении пушкина видео. что такое терек в стихотворении пушкина смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое терек в стихотворении пушкина.

Тема урока: А.С.Пушкин. «Обвал»

Цели урока:

Образовательные : создать образ Кавказских гор, используя географические карты, учебник, литературные произведения.

Ознакомить учащихся со стихотворением Пушкина «Обвал», связывать с географическими понятиями.

Воспитывающие : воспитывать чувство прекрасного, патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: репродукции картин русских художников о Кавказе, аудиозапись стихотворения «Обвал», видеоролик «Горные обвалы».

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, а и привлекать знания других предметов. Сегодня на уроке мы будем изучать природу Кавказа, используя знания, полученные вами на уроках литературы.

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием. (1- слайд)

На сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на изучении поэзии природы в творчестве А.С. Пушкина.

II .Обьяснение нового материала:

Опережающие здания : Пушкин и Кавказ

Ученик выступает с рефератом «Кавказ в произведениях А.С. Пушкина».

Кавказские впечатления А.С. Пушкина служили темами для многих его произведений. На Кавказе им написаны поэма «Кавказский пленник», который вызвал много восторгов, и пленительное «Не пой, красавица, при мне. »
После второго пребывания на Кавказе Пушкиным созданы «Кавказ», «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Меж горных стен несется Терек» и другие. Пушкин посвятил Кавказу не одно стихотворение, несколько поэм, задумывал большой роман. (2-слайд)

Запишите в тетрадь дату, тему и эпиграф к уроку.

Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

Кавказские горы расположены к югу от Русской равнины, на границе климатических поясов: умеренного и субтропического. Поэтому природа здесь своеобразна и интересна.
Практическая работа. Определение географического положения Кавказа.

а) Ответы на вопросы:

– В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?
– По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа?
– С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам? (5-слайд)

– Кавказ расположен на юге Европейской части России.
– Горы протянулись с северо-запада на юго-восток от Чёрного и Азовского морей до Каспийского моря.

Граница России по Кавказским горам проходит с государствами Грузия и Азербайджан.

Заснеженные вершины Кавказских гор вдохновляли русских поэтов на создание поэтических произведений.

Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города –курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск, Минводы.

3. Реки Кавказа Найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.

Кавказский период в творчестве А.С. Пушкина. (6-7 слайды)

В 1829 году Пушкин совершил поездку по Кавказу и написал «Путешествие в Арзрум», в котором есть отрывок, рассказывающий об этом же явлении (текст отрывка должен быть заранее приготовлен и разложен на партах):

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощи-лась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»

К теме Кавказа поэт постоянно обращается в многочисленных письмах.

Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. (10-11 слайды)

Видеоролик « Горные обвалы» (12 слайд)

4.Чтение учителем стихотворения «Обвал»

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега.
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.

И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал.
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.

И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем отличаются прозаическое и поэтическое описания обвала?

— Какие картины вам представляются?

— Рассмотрите репродукций картин известных художников в учебнике.

— Что общего подметили вы в изображении природы Кавказа художниками и в восприятии поэта?

— Какие пушкинские строки можно подписать под этими репродукциями?

— Какая из них, по вашему мнению, более соответствует стихотворению А.С. Пушкина.

— Вспомним, что такое эпитеты. Олицетворения? (13-16 слайды)

Эпитет – определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувства автора по отношению к нему.

Олицетворение – изобразительно-выразительное средство художественной речи: изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Найдите эпитеты (1в) и олицетворения (2в), рисующие «нрав» Терека.

Истощась и присмирев

— Слова какой смысловой группы, с каким значением преобладают, почему? ( слова со значением действия создают изменяющуюся картину )

— С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?

— Назовите слова, которые чаще употребляются не в обыденной речи, а в книгах, устаревшие слова ( блещут, ропщут, средь, рега, влекся, рев, орошал, оттоль, ныне, ледяный, Эол )

— Какова их роль в стихотворении? ( придают торжественность, величественность, т.к. изображается незаурядное событие: борьба двух стихий – водной и горной. Автор любуется этой борьбой, переживает )

— Какую роль играют изобразительные средства?

Вывод : используемые автором изобразительные средства дают возможность увидеть картину, передают чувства автора, его настроение

-Ритм подчёркивает стремительность, быстроту разбушевавшейся реки; передаёт движение обвала, сначала медленное, затем оглушающее грохотом

Общий вывод: Поэт, осмысливая изображаемые явления, выбирает подходящие средства языка. Поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть краской живописи.

6. Работа над выразительным чтением.
— С каким настроением будем читать стихотворение?
— Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе) Сравнительный анализ стихотворений

-Послушайте два стихотворения А.С.Пушкина, в которых он также обращается к изображению Кавказа. Что сближает их со стихотворением «Обвал»?

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движение.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады

Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет –
И вдруг утих и смирен стал.

Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.

Эти стихотворные произведения зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота, прелесть окружает нас. Чудесное рядом и мир прекрасен!

7. Итоги урока

– Сегодня на уроке мы имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и литературы решать одну задачу.

– Какую общую задачу решали мы при помощи этих предметов?

Предполагаемый ответ : создавали образ одного предмета исследования – Кавказа.

– Какими методами при помощи географии и литературы решали мы поставленную задачу?

Предполагаемый ответ: при помощи географии, оперируя фактами научных исследований, составили характеристику природы Кавказа, а при помощи литературы, используя произведения А.С. Пушкина, создали художественный образ Кавказа.

III . Заключительная часть

1 .Проверка домашнего задания: Сочинение на тему «С чего начинается Родина?» (19 слайд)

2 .Чтение сочинений учащихся.

Любимые стихи Пушкина – чтение наизусть

Песня «С чего начинается Родина?»

3 .Подведение итогов. Выставление оценок за урок. Рефлексия

Сегодня на уроке вы побывали в роли читателей, слушателей, и даже исследователей. Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту природы.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было особенно интересно?
Я вспомнил, что.

Оцените ваше эмоциональное состояние.

Дети выбирают смайлики, оценивая свою работу на уроке. (20 слайд)

Наше путешествие в поэзию оказалось очень плодотворным. И вашу работу я хотела бы оценить. Оценки…. Домашнее задание будет творческим.

4 .Домашнее задание: Выразительное чтение «Обвала», Письменно выполнить задание: „Изображение природы Кавказа в стихотворении А.С.Пушкина «Обвал»“, нарисовать иллюстрации (по желанию). (21 слайд)

Урок закончен, спасибо за работу! (22-23 слайд)

«Путешествие в Арзрум»

«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощи-лась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то был он ужасен!»

Источник

Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Кавказ»

Стихотворение А. С. Пушкина традиционно изучают на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье есть полный и краткий анализ «Кавказ» по плану, что облегчит подготовку к уроку и поможет более глубокому осмыслению темы.

Полный текст стихотворения А. С. Пушкин «Кавказ»

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Краткий анализ стиха «Кавказ» Пушкин А. С.

Вариант 1

После возвращения из ссылки А. С. Пушкин жил под постоянным наблюдением царя и начальника жандармов. Тема свободы для поэта, пережившего шесть лет изгнания и преследований на Юге и в Михайловском, остается по-прежнему актуальной. В 1828 году Пушкин просил царя об отправке его на Кавказ, в действующую армию, и получил отказ.

В 1829 году поэт самовольно едет на Юг, в Арзрум. Ему хотелось повидать ссыльных друзей-декабристов. Пушкину удалось встретиться с друзьями, но Кавказ приказано было покинуть. В Москве, вернувшись из Арзрума, он написал стихотворение «Кавказ».

«Кавказ подо мною», — так начинает поэт свой рассказ. Он «в вышине», «над снегами», «у края стремнины». Только орел, гордая и свободная птица, парит наравне с поэтом. Перед ним открываются бесконечные дали: «нагие громады» утесов, горные потоки, «рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени». А внизу, ближе к «веселым долинам» гнездятся жилища людей, и «нищий наездник таится в ущелье».

С молодым зверем, запертым в железной клетке, поэт сравнивает Терек — могучую и быструю горную реку, стесненную горным ущельем. Он «бьется о берег в вражде бесполезной», преодолевая преграды на своем пути.

Пушкин снова возвращается к теме свободы, вернее, к ее отсутствию для многих граждан России и покоренных народов. В рукописи Пушкина есть отброшенное поэтом продолжение стихотворения:

Так буйную вольность Законы теснят,

Так дикое племя под Властью тоскует,

Так ныне безмолвный Кавказ негодует,

Так чуждые силы его тяготят.

Образ Терека — зверя, рвущегося на волю из железной клетки, отразил думы поэта о судьбе народов Кавказа, жестоко угнетавшихся царизмом. «Нищий наездник», который «таится в ущелье», — это образ тех, кто сопротивлялся насилию, не желал покориться царской власти. И поэт, чувствующий постоянную несвободу от опеки властей, солидарен с ними.

Здесь, на Кавказе, среди вольной и дикой природы, Пушкин особенно остро чувствует естественную потребность человека в свободе. И оно одинаково свойственно и гонимому поэту, и притесняемым черкесам. И хотя стихотворение заканчивается печальной картиной бьющегося о скалы Терека «в вражде бесполезной», мы чувствуем силу и стремление к свободе этого «молодого зверя». И остается ощущение, что когда-нибудь он сокрушит все преграды на своем пути и вырвется из плена.

Вариант 2

После визита на Кавказ, Пушкин создал цикл стихотворений, которые внешне весьма похожи на поэтические заметки во время путешествия. Стихотворение “Кавказ” именно один из таких произведений. К написанию этого стихотворения автора подтолкнула прогулка по горам. Автор не только мастерски использует пейзажную лирику, а и включает в содержание философские размышления. В “Кавказе” высказывается влечение к внутренней свободе несмотря на то, что этого нереально достичь.

В центре стихотворения находится южная природа, а именно ее прекрасные мелочи, которые не всегда способны увидеть люди. Орел в небе, утесы, рощи и даже птицы с оленями – эти все образы подтверждают изысканный окружающий мир. Но у природы есть свои нюансы.

В жизни свои законы, в которых нет романтики, а только повседневная проза. Люди, которые трудятся целый день, чтобы пропитаться. Их край очень обилен и щедрый, но за плодородную землю приходится бороться с горами. Образы людей настолько мастерски созданы, при этом не акцентированы на внешности и роде деятельности.

Много внимания сосредоточено на различных природных стихиях. Сильные реки вызывают у автора чувства

гордости и уважения, но в то же время, автор описывает беспомощность людей в случаи мощного потока реки. Герой упорно пытается справиться с природой, но прекрасно понимает, что все бесполезно.

Пушкин сравнивает себя с потоком реки, которая ограничена берегами, поскольку он тоже не может вырваться, чтобы показать себя полностью. Отличие в том, что сила мощного потока разрушительная, а писатель называет свою силу созидательной, которая может изменять мировоззрение общества.

Но согласно стихотворению, автор уверен в несбыточности своих желаний, поскольку этому противятся силы природы. Мудрость и беспощадной природы полностью передает внутренние ощущения автора, поскольку его война с окружающим миром не принесет ему победу.

Вариант 3

Александр Пушкин всегда мечтал побывать на Кавказе, и в 1829 году перед ним открылась уникальная возможность побродить по незнакомым местностям, попутешествовать по неизведанным землям. На фоне эмоционального вдохновения, поэтом была создана целая группа стихотворений, которые были посвящены увиденному и услышанному вокруг.

Одним из таких творческих работ стал «Кавказ». В нем, автор не только мастерски описывает окружающие его пейзажи, он философствует на жизненные темы, он размышляет на тему свободы.

Плененный красотами природы, Пушкин описывает ее в стихотворных строках. Он пытается донести до читателя те чудеса, которые творятся в густых рощах и лесах.

Однако поэт пишет и о совершенно другой крайности этого прекрасного явления. Ведь, кроме птиц и животных, в этих густых зарослях живут люди, которые всеми силами стараются выжить и добыть пищу для пропитания.

В ходе стихотворения мы видим образы людей, которые все свободное время тратят на то, чтобы выжить. Они не имею четкого описания внешности и вида деятельности. Такие особенности описания людей дополняют идиллию природы и создают уникальное стихотворное произведение.

Пушкин пытается наделить свойствами живого человека реки Кавказа. Он описывает их мощь и cилу, он говорит об их напористых возможностях. Автор сравнивает звуки реки Терек с воем зверя. Автор замечает тот факт, что человек, рядом с такой стихией, совершенно беспомощен.

Пушкин размышляет о том, что и он сам не в состоянии справится с теми стенами, которое построило для него окружающее общество. Он сравнивает себя с водными потоками реки, которые не в силах сдвинуть каменные склоны. Действие воды он наделяет силами разрушения.

А действия своих стихотворных работ он наделяет силами созидания. Поэт пытается повлиять, а также изменить мировоззрение окружающих людей, донести до них истину. Но, Пушкин понимает, что все это, только неосуществимые мечты. Им не суждено сбыться. Его внутренняя война с окружающим миром кажется поэту проигрышной.

Стихотворение «Кавказ» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им, завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним.

Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем.

Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”. Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Вариант 2

Величественная природа Кавказа навсегда заворожила А.С. Пушкина, впервые побывавшего в тех местах в 1829 году, и вдохновила поэта на создание вечных произведений, в числе которых стихотворение «Кавказ». В четырех шестистишиях выражена вся красота и могущество горных вершин и рек, сложно себе представить более точную и атмосферную передачу колорита этих живописных мест.

Cодержание

Умение находить прекрасное в каждой мелочи и передавать это чувство прекрасного читателю – вот что отличает настоящего поэта. Очарование южных гор и всего, что их окружает, наталкивает А.С. Пушкина на размышления о своей жизни, а во всем, что он видит вокруг, он умеет разглядеть свой живой организм и присущий только этому организму характер: здесь и «утесов нагие громады», и «тучи смиренно идут», и «Терек играет в свирепом веселье».

Знакомясь с произведением, читатель как будто сам видит все своими глазами и не только видит, но и чувствует, и осязает: он вместе с автором стоит «над снегами у края стремнины» и наблюдает «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье».

Но не только красоту и одухотворенность видит поэт: от него не скрывается и проза повседневной жизни, и уже мы вместе с автором наблюдаем за людьми, гнездящимися в горах, пастырем, нисходящим к «веселым долинам», являемся случайным свидетелем того, как «нищий наездник таится в ущелье».

Здесь все рядом: величие и безмолвие природы соседствует с обычной жизнью людей, которые, быть может, привыкли к тому, что видят каждый день и уже не замечают ту необыкновенную красоту, которая их окружает. Поэт охватывает все своим взглядом, ничто не остается без его внимания, а всеобъемлющий русский язык выражает малейшие детали увиденного и всю гамму чувств, завладевших поэтом при взгляде на суровые горные долины.

Особое внимание А.С. Пушкин уделяет горным рекам – Арагве и Тереку, которые он наделяет человеческими чертами. Они вызывают у поэта одновременно множество противоречивых чувств: их напористость и сила восхищает (Терек «играет и воет, как зверь молодой») и, вместе с тем, напоминает о безысходности, в том числе своего собственного жизненного пути («бьется о берег в вражде бесполезной»).

Поэт обращается к бурному потоку вод и отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады» и это настроение полностью соответствует его собственному мироощущению и противопоставлению себя окружающей действительности. Одновременно с этим поэт понимает, что, в точности также, как и Терек, вряд ли сможет выйти победителем из этой жестокой схватки.

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Стихотворение начинается с краткого и емкого «Кавказ подо мною». И читатель в один момент переносится в горные долины, перед ним предстает поэт, одиноко стоящий на одной из горных вершин наравне с неподвижно парящим орлом.

Написанное четырёхстопным амфибрахием, произведение традиционно относится к жанру лирического стихотворения. Считается, что оно представляет собой пейзажную лирику, однако в нем немало и философского подтекста.

Эпитеты, используемые автором, помогают читателю увидеть картину глазами поэта и делают описание природы живым и ярким: «тощий мох», «нагие громады», «голодные волны», «грозные обвалы».

Известный критик В. Г. Белинский писал, что с подачи А.С. Пушкина Кавказ стал для русских «заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии». И действительно, читая стихотворение, понимаешь, насколько суровая природа горного края созвучна с независимой, вольной и одновременно жаждущей понимания сущностью русского поэта. Наверное, в том числе и поэтому, А.С. Пушкин сумел так точно увидеть, понять и передать нам красоту и величие этих гор.

Анализ стихотворения А. С. Пушкин «Кавказ»

Вариант 1

Летом 1829 года Александр Пушкин побывал на Кавказе, в результате чего появился на свет цикл стихов, которые условно можно отнести к поэтическим заметкам путешественника. Одним из таких произведений является «Кавказ», который был написан под впечатление от прогулки в горах. К Кавказу обращались многие поэты и писатели — Лермонтов “Мцыри”, Пушкин “Кавказ” и “Кавказский пленник”, Бунин “Кавказ”, Толстой “Кавказский пленник”.

Пушкина по праву можно отнести к числу выдающихся мастеров пейзажной лирики, однако произведения более позднего периода творчества этого поэта включают в себя и философские размышления. Именно к такой категории относится и стихотворение «Кавказ», в котором автор высказывает свое стремление к внутренней свободе, отмечая при этом, что достичь этого практически невозможно.

Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел, «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечу, где скачут олени». Однако поэт подмечает не только изысканность и величие окружающего мира, так как знает, что есть и обратная сторона медали.

Ведь жизнь течет по своим законам, которые лишены романтики и наполнены повседневной прозой. Поэтому он знает, что где-то «там уж и люди гнездятся в горах», которым приходится трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. Несмотря на то, что южный край весьма обилен и щедр на дары природы, плодородную землю часто приходится отвоевывать у гор. И на это у местных жителей уходит все свободное время, а также силы.

Поэт мастерски создает образы людей, не акцентируя внимания на их внешности и роде деятельности. Он не развивает тему, почему «нищий наездник таится в ущелье», но и без этого понятно, что один из героев произведения занят тем, что добывает себе пропитание. И этот незначительный штрих удачно дополняет ту идиллическую картину, которую так виртуозно создает поэт и привносит в нее элементы реализма.

Гораздо больше внимания автор уделяет различным природным стихиям, которые наделяет чертами живых людей. Знаменитые кавказские реки Арагва и Терек вызывают у Пушкина целую гамму противоречивых чувств. Их сила, напористость и способность прокладывать себе путь сквозь толщу горных пород действительно достойны уважения.

Так, Терек у поэта «играет в свирепом веселье» и «воет, как зверь молодой». Поэт втайне завидует мощи водного потока, но при этом отмечает, что герой его стихотворения, которого автор отождествляет с самим собой, «бьется о берег в вражде бесполезной».

Точно также и поэт постоянно пытается пробить те невидимые стены, которые с завидным упорством возводит перед ним общество. Именно по этой причине, наблюдая за тем, как Терек «лижет утесы голодной волной», Пушкин отождествляет себя с водным потоком, который закован в каменные берега. И точно так же у поэта, как и у реки, нет возможности вырваться из этого плена, чтобы проявить себя в полной мере.

Однако если водный поток обладает мощной разрушительной силой, то себя поэт позиционирует как силу созидательную. Он убежден, что с помощью стихов можно изменить мировоззрения людей. Для этого нужно лишь освободиться от внутренних и внешних оков, научиться не просто правдиво высказывать то, что чувствуешь, но и доносить свои мысли до читателя.

К сожалению, наблюдая за горной рекой, автор понимает, что его мечтам не суждено сбыться. Этому препятствует сама природа, мудрая и беспощадная. Обращаясь к водному потоку, поэт отмечает: «Нет ни пищи ему, ни отрады: теснят его грозно немые громады». Увиденное полностью соответствует внутренним ощущениям Пушкина, который не прекращает войны с окружающим миром, но с каждым мгновением все отчетливее понимает, что вряд ли сможет выйти из нее победителем.

Вариант 2

Свое стихотворение «Кавказ» Пушкин написал, находясь под впечатлением от красоты кавказских гор. До того момента как поэт приехал на Кавказ, он несколько лет был в ссылке под неусыпным контролем царя и его помощников. В то время Пушкин писал стихотворения, посвященные свободе, так как сам в ней остро нуждался.

Поэт просил царя отправить его в армию, расположенную на Кавказе, но в итоге получил отказ. В 1829 году Пушкин самовольно поехал туда, чтобы увидеться со своими друзьями, находящимися в ссылке. Однако долго ему там пробыть не удалось, его отправили обратно в Москву. После этой поездки Пушкин и написал это стихотворение.

Затем поэт пишет о Тереке, сравнивая его с разъяренным молодым зверем. Он как будто рвется на свободу, но ему никак не удается выйти из своих берегов. По горам гуляют овцы и пастухи, они на свободе, а Тереку приходится томиться между двух берегов. Он как запертый в клетке зверь, который когда-нибудь вырвется на свободу. В небе летит орел, он, как и лирический герой, видит все со стороны, с высоты своего полета.

«Кавказ» написан четырехстопным амфибрахием и состоит из четырех строф. Каждая строфа представляет собой шестистишие. Это лирическое стихотворение написано на самую волнующую тему для Пушкина. Свобода – вот что было дорого и ценно для поэта. Он страдал, находясь в ссылке, поэтому с таким восторгом описывает Кавказ, где он побывал, будучи свободным человеком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *