что такое теппинг на гитаре
Как играть клёвые лики тэппингом
Тэппинг – определенно одна из самых кульных гитарных техник. Однажды освоив её, сможете добавить в ваши соляки отличные, цепляющие лики. Вот несколько фишек, которые стоит освоить для этого.
Один из простых способов играть очень быстро и технично – тэппинговые лики с открытыми струнами. Например, на первой струне играем легато (то есть хаммер-он & пулл-офф) ноты на 4 и 7 ладах, потом на 5 и 8, а затем берем ноту на 12 ладу тэппингом – тыдыщь! Круто же.
Не менее рулит тэппинг медиатором, а именно – его боковой частью. Им можно играть ноты, предназначенные для указательного или среднего пальца. Звук соло получится более острым и менее человеческим, а еще так можно играть реально быстро, звук будет еще интереснее. Такие фишки практиковались, например, в ВИА Iron Maiden.
Более продвинутый метод тэппинга – использовать легато при игре гаммы и добавлять тэппинг перед переходом на следующую струну. Например, берем пентатонику ля-минор (две ноты на струну) и добавляем еще ноты гаммы тэппингом. На основе этой идеи можно напридумать кучу прикольных ликов.
И, наконец, совсем сложный ход – играть тэппингом фигуры с арпеджио. Здесь широкий простор для творчества, а начать можно с трехструнного арпеджио (например, ля-минор с девятого лада третьей струны) и брать ноты тэппингом. Попробуйте так: ткните тэппингом третью струну на 14 ладу, затем сдёрните ее на 9 лад, потом так же вторую струну на 13 ладу и сдёрните ее на 10 ладу, и первую – на 12 и 8. Повторять по желанию. Играть внимательнее, не допускать лишних призвуков, звучать должно чОтко, а не разболтанно.
Вот такие фишки. Пробуйте их все вместе и по отдельности и используйте в своих соло.
Как играть тэппингом на гитаре
Тэппинг (англ. tapping – постукивание) – это особая техника игры на струнном инструменте, которая отличается от обычных техник игры тем, что музыкант извлекает звуки, слегка ударяя по струнам между ладов на грифе, и не использует медиатор во время игры, поскольку тэппинг играется исключительно пальцами. Более распространенным видом тэппинга является одноголосный. Нередко гитаристы используют и полифонический тэппинг, но этот вид техники требует больше умения и усилий. В данной статье мы расскажем вам об истории возникновения техники тэппинга, расскажем, как играть тэппингом на гитаре и как научиться тэппингу, выполняя приведенные упражнения.
Игра одноручным тэппингом
Некоторые нотные интервалы очень сложно сыграть одной рукой. В таком случае, выполняемый правой рукой одноручный тэппинг и одновременная нормальная перестановка пальцев облегчают построение сложных нотных интервалов. При этом преимуществом игры тэппингом является сглаженное звучание пассажей, которые при исполнении обычным переменным штрихом имеют более грубое звучание.
Обычно при игре тэппингом присутствуют искажения звука. В данной ситуации гитаристу необходимо приглушить с помощью ладони постукивающей руки все открытые звучащие струны. Одноручный тэппинг предполагает множество способов игры и последовательностей. Но в своей основе они сводятся к использованию и чередованию таких приемов, как хаммер и пул (hammer-on and pull-off). Более подробно вы сможете изучить их в этой статье на нашем сайте.
Техника двуручного тэппинга
Двуручный тэппинг дает возможность исполнения на гитаре полифонической музыки с помощью 8-9 пальцев, что позволяет сыграть даже партии, написанные для клавишных инструментов. При этом двуручный тэппинг применяется иногда для воспроизведения разных видов музыки на гитаре. В данном способе игры на гитаре обе руки гитариста исполняют разные независимые партии. Поэтому этот прием также называют полифоническим тэппингом. Одновременное исполнение партий вызывает у слушателя ощущения, что на гитаре играют двое. Правда, у такого метода есть и недостатки, главный из которых состоит в том, что тембр нельзя изменить, что вызывает побочный эффект «чистого тона».
Тем не менее, такая техника игры на гитаре как двуручный тэппинг требует внимания, ведь может применяться в исполнении сольных пьес, ансамблевой игре, сложных многоголосных соло. А техника исполнения подходит как для любителей акустической гитары, так и для поклонников электрогитары и бас-гитары.
История тэппинга и великие гитаристы
Некоторые уверены в том, что тэппинг известен людям с давних времен, поскольку сам Никколо Паганини подобную технику использовал при исполнении партий на скрипке, а испанцы пытались понять, как играть тэппингом на гитаре. Аналогичная техника применялась к игре на различных других клавишных инструментах.
Основоположником тэппинга многие считают английского юношу, Джимми Уэбстера, который во время игры на гитаре использовал странную технику. Впоследствии ее назвали тэппингом. Продолжил эстафету уникальной техники Дэйв Банкер, который улучшил мастерство игры тэппингом так, что играл одновременно на двух грифах специально сделанной его отцом гитары. Эммет Чепмен в 70-х годах ХХ века увлекся тэппингом и усовершенствовал двухгрифовую гитару дополнительными струнами. На использование тэппинга других музыкантов вдохновил Эдди Ван (музыкальные темы «Spanisch» и «Fly Eruption»). Стив Хэкетт из группы «Genesis» стал одним из первых рок гитаристов, использовавших данную технику (песни «Dancing with the Moonlight Knight» и «The Return of the Giant Hogweed»). Настоящий переворот в музыке совершил виртуоз Стенли Джордан. На бас-гитаре мастерство тэппинга оттачивали Билли Шихэн, Джон Мен, Алекс Уэбстер, Виктор Вутен, Клифф Бёртон.
Практические упражнения: как научиться тэппингу на гитаре
Многие гитаристы, заинтересовавшись темой тэппинга, начинают исполнять сложные музыкальные композиции в данной технике, еще даже не разобравшись, как играть тэппингом. Поэтому в помощь новаторам хотелось бы привести упражнения на тэппинг, которые помогут настоящим гитаристам-виртуозам. Для начала начнем с упражнений на одной струне.
Упражнение первое. Первый палец левой руки ставим на 5-ый лад первой струны, а третий зависает над 8-ым ладом. Указательным пальцем правой руки необходимо ударить по 12-ому ладу. После сдергиваем палец и слышим звучание ноты ля на 5-ом ладу. Затем ударяем третьим пальцем левой руки по 8-ому ладу, потом снова первым по 12-ому. Повторяем несколько раз.
Упражнение второе. Повторяем все действия из первого упражнения, но только в обратной последовательности.
Упражнение третье. Советуем перейти от триолей к обычным шестнадцатым.
Упражнение четвертое. Похоже на третье, но в обратном порядке.
Упражнение пятое. Начинаем тренировать остальные пальцы. Начнем с четвертого. Основное упражнение составляют первые два такта. Остальное – лишь вариации. Можешь придумать аналогичное упражнение для второго пальца вместо третьего.
Упражнение шестое. Данный пример поможет научиться перемещать руки вдоль грифа электрогитары.
Упражнение седьмое. Небольшой тест – отрывок из соло «Eruption» Эдди Ван Халена, которое необходимо сыграть на второй струне. Все упражнения желательно играть до скорости 100 ударов в минуту.
Уроки гитары для начинающих!
Здесь Вы научитесь играть на акустической и электрогитаре, а так же узнаете как можно быстро и эффективно овладеть этим удивительным инструментом!
Здесь Вы научитесь играть на акустической и электрогитаре, а так же узнаете как можно быстро и эффективно овладеть этим удивительным инструментом!
Теппинг
Tapping (в переводе на рус. — постукивание) – эта такая техника игры на гитаре, при исполнении которой нота извлекается с помощью ударов пальцев по струнам. Естественно при игре теппингом не обойтись и без легато, а именно таких приемов как pull — off и hammer — on.
Только в этом стиле игры на струнном инструменте задействованы обе руки, благодаря этому создаются две разные партии.
Но, не смотря на кажущуюся сложность, основами теппинга овладеть довольно просто и если у вас есть небольшой опыт в игре на гитаре, вы можете попытаться развить этот стиль.
Есть два вида этой техники игры на гитаре – полифонический и одноголосный
Полифонический теппинг
Представителем первого стиля теппинга является Стенли Джордан.
Он американский джаз-фьюжен гитарист. Стал очень известен именно благодаря полифоническому теппингу, или проще говоря, он просто феноменально играет на гитарном грифе двумя руками.
Стенли Джордан с шести лет начал плотно развивать игру на фортепиано, а в одиннадцать лет переключился на гитару.
Его кумирами были – Джимми Хендрикс и Карлос Сантане.
Одноголосный теппинг
Мастером этого стиля является – Эдди Ван Хален.
Эдди Ван Хален – американский гитарист-виртуоз, вместе со своим братом он основал группу Van Halen.
Начинал свое обучение с пианино, но быстро потерял интерес к этому инструменту. Он сказал следующее — “ Кто хочет провести свою жизнь, сидя за пианино? Это скучно! ”. И после засел у себя в комнате с электрогитарой.
Какой теппинг лучше развивать?
Хороший вопрос! Давайте разберем все более подробно:
Одноголосный теппинг – пожалуй, самый популярный вид тэппинга! Наверняка послушав несколько Ваших любимых рок-композици, Вы сразу заметите этот вид теппинга. Почти каждый гитарист применяет одноголосный теппинг для игры быстрых пассажей.
Если играть теппингом на нескольких струнах, то это будет уже гораздо сложнее, но интереснее! Нужно постоянно следить за звукоизвлечением, так как игра на нескольких струнах без наличия должной практики может звучать очень “грязно”, иначе говоря, ее будет абсолютно невозможно слушать. Но если развить этот стиль теппинга, то Вы сможете привнести в свое соло новые краски!
Главная суть игры одноголосного теппинга это – поочередно звукоизвлечение левой и правой руки.
Полифонический теппинг – гораздо сложнее! В данном стиле каждая рука играет совершенно разные и независимые партии. Возможно даже такое что – левая рука играет бас, а правая поливает соло. Все это играется одновременно, и я думаю, Вы представляете, как нужно владеть гитарой, тут и феноменальное чувство ритма, и невероятная техника игры на гитаре.
Таким образом, можно играть на любом струнном инструменте, а не только на электрогитаре!
Обычно полифонический теппинг используют для игры сольных композиции, но можно найти способ применить это все и в полноценной группе. Тут все зависит от фантазии самого гитариста.
Так же есть еще такое понятие как теппинговый штрих. Что это такое? Теппинговый штрих – это прием игры на гитаре когда за место пальцев используется отточенный медиатор. Благодаря этому получается более жесткий и плотный поток нот, похожий на трели.
Как видите вариантов много и каждый по-своему интересен. Если Вы новичок, то Вам лучше начинать знакомство с одноголосного теппинга. Изучив его, Вы освоите фундаментную основу теппинга, а так же сможете уже в ближайшее время играть скоростные пассажи.
В дальнейшем сможете перевести это все на несколько струн и вывести свою технику на совершенно новый уровень! И если появиться желание или необходимость, в изучении полифонического теппинга, Вы уже будите знать довольно много, и Вам будет от чего отталкиваться при игре!
История появления теппинга
История это техники игры на гитаре началась гораздо раньше, чем ее начал применять Эдди Ван Хален. Есть предположение, что Никколо Паганини использовал что-то похожее на теппинг когда играл на скрипке.
Со временем появились и разные виды теппинга, такие как одноголосный (обычно им играют скоростные пассажи) и полифонический (каждая рука играет независимые партии).
По-настоящему теппинг начал развиваться, когда появился новый инструмент – электрогитара. В начале 1950-х годов студент из Англии по имени Джимми Уэбстер начал закладывать первые кирпичики в развитие теппинга. В то время про теппинг еще никто не знал и поэтому Джимми так и остался не понятым, но зато он дал развитие этому замечательному стилю!
Постепенно начали делать гитары, специально заточенные под теппинг, одной из первых таких гитар была двухгрифовая гитара Duo-Lector. Постепенно возможности таких гитар расширялись.
Позже появился Эдди Ван Хален и начал активно продвигать эту технику игры на гитаре. Эдди вдохновил многих музыкантов на использование теппинга, поэтому сейчас каждый уважающий себя гитарист умеет или развивает этот стиль игры.
Двуручный теппинг популяризовал Стенли Джордан, а его выход в свет просто ошеломил всех виртуозов того времени. Они просто отказывались верить в то, что один человек может так звучать, но смотря его видеозаписи или концерты, все сомнения отпадали.
Как играть теппингом
Положение рук – левая рука как обычно играет пулы и хаммеры, а вот с правой рукой здесь все в новинку. Сейчас разберем все детально.
Правая рука так же как и при игре переменным штрихом должна иметь опору, иначе говоря, лежать на гитаре, а не висеть в воздухе. Затем нужно определиться — каким пальцам извлекать ноты, я делаю это средним, но можно и указательным.
Извлечение нот
Дальнейший процесс выглядит примерно так (смотри в табулатуру ниже, так как понять на примере легче) — десятый и седьмой лад играй пальцами левой руки, а ноту на двенадцатом ладу бери при помощи указательного или среднего пальца правой руки. Тебе нужно ударить средним пальцем правой руки по ноте на двенадцатом ладу и после, сдернуть палец, что бы зазвучала нота на десятом ладу, и еще сдернуть палец с ноты на десятом ладу, чтобы зазвучала нота на седьмом ладу. Повторяем процедуру.
Основные проблемы при игре теппингом
1) Многие новички в погоне скоростью забывают про метроном и начинают играть абсолютно не ритмично, не надо повторять их ошибку!
2) Глушение и приглушение струн. Нужно обязательно научиться глушить и приглушать неиспользуемые струны иначе будет много грязи и ненужного лишнего звука при игре.
3) Такая же проблема есть и при игре легато. Когда одни пальцы извлекают ноты громче других, нужно обязательно выравнить ноты по громкости! Ноты должны звучать примерно на одной громкости.
4) Срывы делать сложнее, чем хаммеры и поэтому многие новички на срывах замедляются в темпе, а на хаммерах, резко ускоряются и из-за этого образуется совсем другой ритм у пассажа.
Советы при игре теппингом
— Играй только под метроном, постепенно наращивай темп, научись чувствовать каждую ноту.
— Занимайся как на чистом звуке, так и на дисторшене. Это поможет тебе анализировать свою игру теппингом, и осознавать насколько чисто ты играешь.
— Если хочешь в плотную заниматься теппингом то подстриги ногти на каждой руке. Так как они могут мешать довольно сильно при быстрой игре.
— Выравнивай ноты по громкости.
— Следи за тем — “как ты играешь”, звук должен быть чистым без лишних шумов и призвуков, иначе твое искусное владение теппингом никто не оценить.
— На этом сайте есть уроки по развитию теппинга! Изучи их, если тебе интересна данная техника игры на гитаре.
Тэппинг на электрогитаре
Для тэппинга (от английского tap — стучать) характерно извлечение звука лёгкими ударами пальцев по струнам гитары в пространстве между ладов на грифе. Собственно, способ этот используется не только для гитары, а и для любых струнных инструментов — существует даже мнение, что сам Паганини экспериментировал с этим приёмом. Долгое время использовался тэппинг и для игры на многих народных струнных инструментах, особенно восточных. Но в полной мере развернуться ему дало лишь появление электрогитары.
История появления тэппинга
Кто же стал первым гитаристом, который ввёл тэппинг в обиход концертных номеров и виртуозных соло? Как и многие другие удивительные вещи, тэппинг можно назвать скорее продуктом коллективного творчества. Ещё в начале ХХ века был распространён приём vibration, пользуясь которым музыкант зажимал аккорд ударом левой руки по струнам. Правая рука при этом исполняла совершенно другую партию. Это было начало для нового способа игры, хотя от классических инструкций vibration не отклонялась — метод даже имел особые обозначения в нотной записи.
До тэппинга было рукой подать. Ведь оставалось лишь привлечь вслед за левой и правую руку, и вот уже выходит современный метод тэппинга на гитаре. Но распространения такая игра не получила. Во-первых, акустическая гитара не предназначена для такой «фортепианной», стучащей техники игры. Звук выходил очень тихим и подчас смешивался даже с дыханием музыканта. Во-вторых, после удара по струне акустической гитары звук получается нечистым — вместо красивой тэппинговой партии слышно колебание части струны от пальца до верхнего порожка.
Решить все эти проблемы смогла лишь электрогитара — на ней призвуки были не слышны, а для всего прочего существовал усилитель с регулируемой громкостью. Первыми экспериментаторами, которые в середине 1950-х ввели тэппинг в обиход, были гитаристы Мерл Трэвис и Джимми Уэбстер. Последний чаще всего использовал его для авторской интерпретации многих джазовых тем, но подобная новая и странная техника «игры ударами» не нашла одобрения у более опытных исполнителей. Известно, что Джимми Уэбстер даже в среде джазовых исполнителей считался чудаком и экспериментатором. К сожалению, аудиозаписей этого периода с демонстрацией возможностей тэппинга не сохранилось.
А что же дальше
Тэппинг вернулся в умы и технику игры молодых гитаристов через несколько лет. В 1955 была запатентована специальная двухгрифовая электрогитара Duo-Lectar, которую называют первым тэппинговы инструментом. Она была создана на заказ для Дэйва Банкера, малоизвестного тогда начинающего гитариста, его отцом. Он играл на двух грифах одновременно и при этом часто использовал технику ударов. Инструмент дорабатывался и в 1961 году вышел образец с расширенными возможностями, больше похожий на современные. Дэйв Банкер занимается производством таких нестандартных гитар до сих пор, а его экспериментальные версии объединяют тэппинговый гриф даже с бас-гитарой. Использование такого инструмента требует определённых навыков, но зато на выходе получается настоящий человек-оркестр.
Дэйв Банкер c Duo-Lectar
Двухгрифовая гитара — отнюдь не единственный нестандартный инструмент, который родился благодаря тэппингу. Эммет Чэпмен, также начинавший как молодой перспективный гитарист, в 1974 году вступил в роли конструктора. Он создал стик-гитару, от слова stick — палка. Эта электрогитара имела, по сути, только гриф, на котором и играл музыкант.
Эммет Чэпмен и его stick
Известные исполнители
Гитарист Эдди Ван Хален был первым музыкантом, который сумел не только донести всю красоту тэппинг-техники до широкой аудитории слушателей, но и убедить исполнителей в том, что тэппинг на гитаре заслуживает внимания. Знамя Ван Халена подхватил Стив Хэккет из «Genesis», запись игры которого впервые появилась на пластинках и на радио.
С появлением на сцене Стенли Джордана произошёл настоящий переворот. Сам по себе виртуозный гитарист, он не боялся использовать новые и нестандартные техники и стили, и тэппинг стал его любимым коньком.
Игра тэппингом Стенли Джордана
Различные разновидности тэппинга до сих пор популярны и используются многими рок-музыкантами.
Тэппинг на бас гитаре
Специальный рок >Тэппинг. Примеры. Упражнения для тэппинга
Приветствую всех читателей и учеников Гитаршколы. В прошлых уроках мы ни раз с Вами поднимали тему тэппинга. Сегодня хотелось бы расставить все точки на И. Изучить максимальное количество упражнений на тэппинг или просто научиться играть тэппингом.
Если эти упражнения покажутся Вам слишком легкими, Вы можете усложнить себе задачу и совместить тэппинг со свипом, либо поиграть арпеджио при помощи совмещения тэппинга и хаммер-онов.
А если Вы новичок или только начали заниматься тэппингом — этот урок для Вас.
В изучение тэппинга нам поможет знаменитый отличный гитарист — Дженифер Баттен. Что ж, начнём разучивать упражнения для тэппинга.
Упражнения для тэппинга на электрогитаре:
Пример 1
Пример 2
В этом примере обеим рукам приходится менять позицию. В 1-м такте левая рука располагается в 9-й позиции, а правая — в 16-й. Во 2-м такте левая рука перемещается в 7-ю позицию. Не убирайте указательный палец левой руки с ноты Е до тех пор, пока мизинец не окажется на ноте А. Ваша правая рука, отслеживая аппликатуру левой, также переместится из 16-й позиции в 14-ю.
Пример 3
Пример 4
На следующем уроке мы продолжим с Вами изучение примеров тэппинга, так же будет и третья часть этого курса. Для тех кто действительно хочет научиться играть тэппигом, я бы посоветовал следить за уроками, либо подписаться на бесплатную рассылку уроков.
Отличные упражнения на теппинг. Как раз искал табы с развернутыми трезвучиями.