что такое теоцентризм в философии
Теоцентризм
Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Теоцентризм» в других словарях:
ТЕОЦЕНТРИЗМ — (от греч. theos Бог и лат. centrum центр круга) англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно к рой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага.… … Энциклопедия социологии
Теоцентризм — (греч. theos – бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
теоцентризм — ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. Вше. Бог и лат. centrum центр) принцип религиозного мировоззрения, характерный для монотеистических религий. Т. наиболее последовательно реализует установки теизма, понимающего Бога как личное (и «живое») существо,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Теоцентризм — мировоззренческая система, основанная на религиозной идее всеобщего богоприсутствия и выражающая веру в божественную сущность мира и абсолютную реальности христианский святынь. Теоцентризм – это вера в единого Бога, в божественное происхождение… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ТЕОЦЕНТРИЗМ — (от греч. theos Бог и лат. centrum центр круга) англ. theocentrism; нем. Theozentrismus. Теологическая концепция, согласно к рой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага.… … Толковый словарь по социологии
Теоцентризм — фил.: учение предполагающее Бога как создателя и основу мира. Характерно для древних и средневековых обществ … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ТЕОЦЕНТРИЗМ — направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность … Тематический философский словарь
Нечеловеческое — противопоставление человеческому в попытках осмысления собственно человеческой природы. Попытки осмыслить нечеловеческое в человеке предпринимались и предпринимаются уже давно. [2] Нечеловеческое прежде всего, потусторонние силы и персонажи … Проективный философский словарь
НОВГОРОДЦЕВ — Павел Иванович (1866 1924) юрист и философ. В 1888 окончил юрид. ф т Моск. унта и был оставлен при кафедре истории права. В 1897 защитил магистр, дис. “Истор. школа юристов, ее происхождение и судьба”. Увлекся философией и создал при ф те … Энциклопедия культурологии
ЧЕЛОВЕК — особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее … Энциклопедия культурологии
Особенности теоцентризма средневековой философии
Теоцентризм в философии — это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего. По мнению последователей этого движения, воля Бога придает смысл для человеческой жизни. Любое познание человечества — путь к постижению Божьих замыслов.
Понятие теоцентризма
Религиозная направленность философии средневековья определяла отношение к человеку, природе и всему, что находилось в поле зрения. С точки зрения философов, центром бытия являлся Бог, создавший человека, природу. Христианство было основной религией, поэтому все учения были направлены на постижение и обоснование божественного провидения во всех сферах жизни.
Патристика и схоластика были основными направлениями теоцентризма и способами философствования. Патристика в свою очередь разделялась на три направления:
Среди апологетов главной фигурой был Ориген. В его философии впервые встречается объяснение такой человеческой сущности, как «богочеловек». Возможно, из-за этого он и был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, отчего вскоре скончался, ведь человек не мог быть равен Богу — он его творение, а значит, находится в полном подчинении и зависимости.
На второй стадии формирования средневекового теоцентризма в философии выделяются фигуры Василия Кесарийского, который собрал вокруг себя многих знаменитых личностей — Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Теоцентризм в философии этих авторов делал акцент на веру и не старался каким угодно логическим способом объяснить процессы в мире.
Схоластика имела целью логически объяснить происхождение человека и его духовную сущность. Заметен рационалистический подход. Представители схоластического направления подвергали критике излишнюю религиозность и мистичность философии теоцентризма. Схоластика также характеризуется тремя периодами — ранний, средний и поздний.
Происхождение термина
Термин теоцентризм происходит от греческого слова «Тео» — Бог, и латинского «Центризм» — основа, центр. Другими словами — Бог в центре, остальное вторично.
Термин схоластика произошел от слов школа, наука, объяснение. Под понятием школы подразумевалось желание систематизировать знания и объяснить их с логической точки зрения.
Основные положения теоцентризма
Стиль, который присущ сочинениям Средневековью, содержит назидание и поучение. Другими словами — это своеобразное пособие, по которому учились мыслить многие философы. Большинство работ написано в форме комментария, в основном Священного Писания — его изучали, пересказывали, цитировали и комментировали. Критика не допускалась.
Произведения, которые сохранились, часто не имели подписи — были анонимные. Считалось, что ученому нельзя говорить или писать от своего имени, а только от имени теоцентричной философии или Бога.
Кроме божественной сущности человека и природы, ученых интересовали внутренние процессы, происходящие в душе — совесть, сознательность. Главной ценностью провозглашалось стремление к очищению души. По имеющимся суждениям того времени, судный день решил бы судьбу всего человечества.
Библия была каноном мышления. За всеми вопросами, необходимо было обращаться к уже имеющемуся писанию. Авторитарный стиль подавлял новые идеи и высказывания. Автора могли лишить сана, если в его мыслях слышались новаторские нотки. За такую гордыню часто казнили или подвергали пыткам, требуя прилюдно отказаться от своей точки зрения.
Ограниченность теоцентризма
Как и все авторитарные явления, теоцентризм средневековой философии не давал полную картину мира. Другие науки, такие, как астрономия, история, литература, были в положении слуг. Это ограничивало творческие возможности и препятствовало развитию.
Осуждения ученых доходили до абсурда. К примеру — представитель позднего Средневековья и начала эпохи Возрождения — Джордано Бруно был сожжен на костре не из-за антихристианских утверждений, но по причине личной точки зрения о Деве Марии, Христа. В среде ученых его не считали типичным представителем схоластики. Он занимался мистикой и оккультизмом и, впоследствии, пострадал за это.
Галилео Галилей был посажен под домашний арест за свои действительно научные взгляды, но к смерти на костре его не приговорили.
Мигель Сервет был фанатиком религии, но был сожжен за свой труд «Восстановление христианства». Он был одновременно врачом и естествоиспытателем, но на эти виды деятельности инквизиция не обратила внимания. Неправильная трактовка Священного Писания — так кратко звучит причина смерти на костре.
Определение степени вины ученых до сих пор вызывает споры среди историков, настолько нелогичными выглядели обвинения. В сущности — играло роль личное отношение судей к обвиняемому, иначе Галилей также был бы сожжен.
Представители теоцентризма
Среди авторитетных деятелей средневековья можно выделить:
В позднем Средневековье часто повторялись мысли, которые были озвучены еще в раннем периоде.
Периоды в средневековой философии
Средневековый период длится с начала 5 века нашей эры. Со второго века начались предпосылки возникновения теоцентризма. Весь средневековый цикл делится на ранний, рассвет и поздний. Официально, эпоха заканчивается в середине 18 века. Это время ознаменовалось переходом к Возрождению. Имеется ввиду возрождению античной культуры.
Что такое Теоцентризм
Теоцентризм — понятие в философии, согласно которому в центре мира находится Бог. Он же предопределяет пути, по которым следует человек.
Теоцентризм был особенно популярен в средневековой философии. Средние века — эпоха в истории Европы и Ближнего Востока, длившаяся с V по XV век.
Теоцентризм является основным принципом теизма (в частности, монотеизма). На принципе теоцентризма также базировались философские направления патристики и схоластики.
Антонимичными теоцентризму понятиями являются антропоцентризм, космоцентризм и экзистенциализм.
Принципы теоцентризма
Представители теоцентризма
Среди философов, которые разделяли идеи теоцентризма, можно выделить:
В чём разница между антропоцентризмом и теоцентризмом
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος (anthropos) — человек, и лат. centrum — центр) — учение, согласно которому в центре мира находится человек. Человек также является причиной, по которой была создана Вселенная. То есть весь мир вращается вокруг человека и его существования.
Позиции антропоцентризма сформулировал древнегреческий философ Сократ (IV век до н. э.). Но расцвета это учение достигло в эпоху Возрождения (1300–1600 гг.).
В отличие от теоцентризма антропоцентризм ставит превыше всего человека. А всё остальное — растительный и животный мир, блага природы — созданы, чтобы человек их потреблял и процветал.
Некоторые идеи антропоцентризма появлялись также в работах древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804 гг.).
Философия гуманизма
Антропоцентризм является одной из характеристик философии гуманизма.
Гуманизм (лат. humanismus, а homo — человек) — учение, которое возникло в эпоху Возрождения в Италии. Гуманизм выдвигает человека на первый план: его деятельность, талант, его право творить, быть счастливым, свободным.
Согласно этой философии человек был создан Богом, но он вправе самостоятельно определять, кто он и кем он станет. Жизнь человека на Земле, его деяния, творчество становятся основной темой философии того времени.
Представителями учения были поэты, писатели, философы и другие творческие люди: Данте Алигьери, Джордано Бруно, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла, Леонардо да Винчи, Бокаччо, Томас Мор и другие.
Космоцентризм
Космоцентризм — система взглядов, согласно которой мир представляется как огромное космическое пространство. При этом это пространство ограничено. Оно включает планеты, звёзды, Солнце, Луну, человека. Изучение космоса очень важно, потому что человек является его частью.
Экзистенциализм
Читайте подробнее про Экзистенциализм.
Теизм
Теизм (греч. Θεός (theos) — Бог) — верование людей в Бога или нескольких богов. Теизм — это также учение в философии, согласно которому Бог есть, он создал мир и управляет им.
Теизм подразделяется на:
Монотеизм
До того, как христианство стало основной религией в Европе, люди были язычниками. Они верили в разных богов, поклонялись идолам, считали, что боги могут управлять стихиями (водой, огнём), определять погоду, влиять на урожай.
Философы и проповедники пытались доказать правдивость христианских взглядов и учений. Они пытались привести людей к идее монотеизма.
Согласно идее монотеизма Бог один. Идеи монотеизма прослеживаются в таких религиях, как иудаизм (Бог один — Яхве), ислам (Бог один — Аллах) и христианство (Бог один — Отец, Сын и Святой Дух).
Патристика
Патристика — это деятельность философов и проповедников, которые доказывали истинность христианских концепций и воззрений. Слово образовано от греч. πατήρ (pater), лат. pater — отец.
Патристика изучает мнение авторитетных деятелей Православной Церкви, чтобы подтвердить христианские догмы и доктрины.
Наиболее ярким представителем патристики был Аврелий Августин (или Августин Блаженный).
Узнайте также, что такое Догма.
Схоластика
На смену патристике пришла схоластика. Схоластика (греч. σχολή (skhole), лат. scholia — школа) — направление в философии, которое изучало христианские догматы совместно с теориями древнегреческих философов.
Наиболее ярким представителем был Фома Аквинский.
Политеизм
Политеизм (от греч. πολύ (polus) — много, и ϑεός (theos) — бог) — учение, согласно которому богов много.
Политеизм был свойственен язычеству. На Руси до принятия христианства в 988 году люди верили в разных богов. Все боги одной религии назывались пантеоном.
В пантеон богов на Руси входил Перун (бог-громовержец, у него просили защиты князья), Стрибог (бог ветра), Хорс (бог солнца) и т. д.
Сейчас идей политеизма придерживаются племенные народы, например Южной Америки, Африки. Политеизм также присущ, например, даосизму в Китае (божества: Три чистых, Нефритовый император, Сиванму и др.), индуизму в Индии (боги Брахма, Шива и Вишну), синтоизму в Японии (богиня солнца Аматэрасу, бог ветра и бури Сусаноо и др.).
Пантеизм
Пантеизм (от греч. πᾶν (pan) — всё, и θεός (theos) — бог, божество) — учение, согласно которому Бог и мир — это одно и то же.
Нидерландский философ Бенедикт Спиноза был самым ярым последователем идей пантеизма. Он утверждал, что все вещи происходят от Бога, а мир проистекает от его существования.
Деизм
Деизм — учение, которое допускает, что Бог создал мир, но отрицает, что Бог играет какую-либо роль в дальнейшем существовании людей, в их судьбах или влияет на природу, стихии, катаклизмы и т. д.
Атеизм
Атеизм (греч. θεός (theos) — бог, а — отрицательная приставка) — непризнание любых богов; отказ верить в то, что боги (или один Бог) существуют.
Атеист — это человек, который не верит ни в каких богов.
Что такое теоцентризм в философии
Религиозная картина мира содержит те основные представления о мире, которые уточняет, детализирует, рационально выражает средневековая философия, тем самым выходя за ее рамки.
Главной отличительной чертой средневековой философии является теоцентризм: Бог-творец мира является главной темой философских размышлений. Бог является также фокусом всех философских представлений о мире: Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть Истина, Добро и Красота. Таким образом, теоцентризм проявляет себя во всех разделах философии.
Теоцентризм в онтологии
Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию тварного мира. В философии Августина Аврелия (наиболее видный представитель патристики) и Фомы Аквинского (схоластика) представлены два наиболее характерных для средневековой философии решения этой проблемы.
Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, выделяет два уровня бытия: актуальный и потенциальный, которые едины как форма и материя. Актуальное бытие – это Бог, материальный мир тоже является бытием, но только потенциально.
Теоцентризм в гносеологии
Постижение природы лежит на путях постижения Бога: весь земной мир – это символическое воплощение мира небесного. Расшифровкой символов, проникновением в их смысл и занимается средневековая философия.
Однако главным объектом познания для средневекового философа является не природа, а священный текст Библии – богооткровение. Постижение этой Истины, которую Бог открыл людям, требует прежде всего веры. Для постижения Бога недостаточно одного интеллекта: необходимы добрая воля и чистое (непорочное) сердце. Поэтому вся средневековая философия вопрос о соотношении веры и знания решает однозначно: вера выше знания. Роль же разума и рационального знания оценивается по-разному: от полного противопоставления его вере до признания за ним роли помощника веры.
Теоцентризм в учении о человеке
В теоцентрической философии самопостижение человека осуществляется в виде постижения Бога. Средневековый мыслитель ищет истину не для себя, наоборот, он хочет жить ради истины, пребывать в истине, служить истине. По сравнению с античным космоцентризмом это шаг вперёд в понимании субъективности, в формировании личностного начала в культуре: человек постигает себя не как часть природного космоса, а как часть абсолютной личности, пока ещё не мысля личностью самого себя. Самого себя человек мыслит как образ и подобие бога, как высшее творение бога, но несовершенное по сравнению с Творцом существо.
Теоцентризм в учении об обществе
Христианские мыслители скептически относятся к «царствам земным», которые, в лучшем случае, могут быть лишь несовершенным отражением «царства небесного». Высшая форма общности людей – общение в духе, общение в Боге.
Вектор исторического времени направлен в будущий Град Божий, сошествие которого с небес на землю описывается в Откровении Иоанна Богослова, где воскресшие и ныне живущие праведники всех времен и народов, обретя вечную жизнь, склонят свои головы перед Агнцем Божьим. Именно Христос, а не Кесарь (какой-либо земной правитель, несовершенный, как и все люди) будет править в этом будущем Граде.
[1] Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М.: Мысль, 1992. С. 47.
Что такое теоцентризм? Самые важные особенности
теоцентризм это течение от философского до политического и утверждает, что центром всего является Бог. Божество считается центром вселенной, и все социальные, культурные, научные или силовые аспекты подвержены этому факту..
Каждый элемент, который может противоречить этой идее, считается еретическим и может быть запрещен или уничтожен..
Эпоха, в которой человек жил больше в теоцентрическом обществе, была средневековой, когда все было под словом Божьим.
Приход Ренессанса и антропоцентризма, который ставит человека в центр, уменьшает места с теоцентризмом в качестве оси, хотя они не исчезают полностью..
Основные характеристики
Определение теоцентризма содержится в той же этимологии его названия, с тремя различными частицами из греческого.
Состоит из имени Теос, что означает «бог» Это существительное присоединяется Кентрон, со значением «центр». Наконец суффикс найден изма, обычно используется для определения доктрин.
Тогда можно сказать, что это учение ставит Бога, как бы он ни зависел от верований, центром всего.
Отсюда начинаются все законы, отмечают, во что нужно верить, и объясняют мир, который окружает людей..
Примером этого является известный случай с Галилео Галилеем, который должен отказаться от своих исследований, чтобы идти вразрез с тем, что выражает Библия..
Средневековый период
В Европе доктрина нормализовалась веками. Большинство людей были неграмотны, поэтому нужен был социальный класс, чтобы передать людям то, что Священное Писание означало для людей..
Ответственными за это были священники, которые осуществляли основную власть над людьми.
Во многих странах и временах, это были священники, которые узаконили королей. Фактически, многие из них считали себя божественным правом управлять.
Церковный класс также управлял образованием и наукой, не допуская никаких отклонений от того, что было доктринально правильным.
Помимо предыдущего примера Галилея, есть пример Мигеля Сервета, ученого, сожженного на костре за ересь.
Средневековый этноцентризм начинает приходить в упадок с появлением новых явлений эпохи Возрождения и Просвещения..
В это время человек начинает позиционироваться как центр общества, придавая науке гораздо большее значение. Несмотря на это, Церковь как институт будет продолжать сохранять большое влияние и власть..
Исторический теоцентризм вне христианских обществ
Этот тип доктрины был доминирующим на протяжении веков во всем мире, в христианских и нехристианских обществах..
Многие доколумбовые коренные народы были явно теоцентричны. Инки считали, что их босс был Сыном Солнца, эквивалентом бога или полубога.
Как и в Европе, священники обладали значительной властью, способной решать каждый аспект общества..
Подобные характеристики можно найти в Японии императоров и еще во второй мировой войне.
Говорят, что одной из проблем капитуляции Японии перед Соединенными Штатами было то, что императору пришлось признать, что он не Бог, а просто человек.
Также в Тибете, с буддизмом, они жили в подлинном теократическом обществе. Только монастыри могли дать образование, и это было просто религиозным.
Доступ в страну был запрещен на протяжении многих веков из-за страха появления новых идей, чтобы разозлить всемогущих священников.
настоящее время
Даже сегодня есть некоторые страны с теократической системой. Среди них можно назвать случай Ирана или Саудовской Аравии.
Закон и его правители исходят непосредственно из Корана и его бога, и не может быть никакого законодательства, которое считается противоречащим этим текстам.