что такое теория общественного договора
Что значит общественный договор. Простыми словами
Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.
Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.
Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк
«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса
У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.
Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста
Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.
Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.
Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images
Теория общественного договора
Теория общественного договора — это теоретическая концепция, возникшая в XVII столетии, которая пытается объяснить появление государства и гражданского общества идеей естественных прав людей.
Ее источниками являлись римские и греческие философы, однако сама концепция была разработана и появилась в трудах Т. Гоббса (“Левиафан”) и Дж. Локка. В дальнейшем она нашла свое отражение в работах философов французского просвещения: Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж-Ж.Руссо и пр.
Далее разберем ключевые тезисы этой концепции
Итак, источником Теории общественного договора и естественного права является труд Т. Гоббса “Левиафан”. Вот ключевые положения этой концепции
Томас Гоббс (1588 — 1679)Ю английский философ
Поэтому они должны соблюдать несколько законов:
Как это в реальности обстояло? Ну, представьте себе — вы древний охотник (охотница), которая обитает в лесу. Вашей общины давно уже нет, или вашу семью изгнали из нее. Вы знаете каждый куст в вашей части леса. При этом нет ни полиции, ни милиции, ни ФСО, ни скорой помощию. Вы это тоже понимаете. Нет никакого государства.
И как-нибудь через ВАШ лес идет другой охотник. Представляет ли он для вас в этих условиях угрозу? Конечно! Вдруг он ночью, пока вы спите, найдешь вашу пещеру, вас убьет, а потом еще и съест, а добро ваше (шкуры, меха, кости животных, оружие), присвоит себе? И каковы ваши следующие действия?
Ну, понятно, какие, надо его прикончить раньше! Но и этот охотник тоже почуял ваше присутствие, и тоже все это понимает. Что ночью ему не жить. Поэтому он пытается привлечь Ваше внимание и как-то разъяснить: давай мол, эта половина леса, до речки моя, а остальная твоя?!
Вы понимаете, что в целом идея здравая и принимаете условия договора. При этом соглашение это гарантировано угрозой обоюдного уничтожения. Так, собственно и происходил этот процесс: объединения племен на основе договора в большие социальные объединения.
Эволюция теории
Гоббс исходил из того, что все люди — злобные существа. Что они только спят и видят, как бы присвоить имущество соседа, а самого — этого соседа — съесть.
Но вот наступает XVIII век и появляются французские просветители, которые утверждают обратное: человек — добрейшее существо. Потому то все остальные условия, стремление заключить договор — вытекают отсюда. Такой идеи придерживались Руссо и Монтекье.
Ж.-Ж.Руссо (1712 — 1778), философ эпохи французского Просвещения
Они видели разные варианты развития социума, исходя из географического фактора. Мол, если государство большое по территории, то оно обречено на деспотическое правление, потому что только сильная власть может сохранить его в целости.
Также интересно отметить идеи Томаса Пейна. Он считал, что любое государство — есть зло, но зло наименьшее. Поскольку если его, государства, не будет — будет большое зло, потому что некоторые из людей не настолько добрые, а являются преступниками. И люди должны таких преступников карать — применять к ним меньшее зло, чтобы они, преступники, не натворили большее зло. Отсюда и возникает договор и государство.
То есть люди в интересах всего коллектива, ради общего блага делегируют (передают) часть своей свободы государству, чтобы оно их защищало от себе подобных.
Теория общественного договора. Основные положения договорной теории в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка,Ж.-Ж.Руссо.
Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».
Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы».
Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.
Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».
Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.
Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Теория общественного договора Дж.Локка
Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.
Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.
Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо
Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.
Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.
Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.
Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.
Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.
Общественный договор
Из Википедии — свободной энциклопедии
Обще́ственный догово́р (социа́льный контра́кт) — понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. Общественный договор и означает тем самым соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.
В соответствии с главным принципом теорий общественного договора, легитимный государственный орган формируется на основе принудительного согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — исследование условий человеческого существования, отсутствующих в так называемом «естественном состоянии», когда люди самостоятельно следуют личной выгоде. Исходя из этого исходного положения, сторонники теории общественного договора по-разному объясняют, почему разумный человек, следуя своему личному интересу, должен добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в «естественном» состоянии.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются наиболее известными представителями теории общественного договора. Они сделали очень разные выводы из исходного положения теории общественного договора. Гоббс защищал абсолютную монархию, Локк защищал либеральную монархию, Руссо защищал либеральный республиканизм.
Их работа обеспечивала теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации независимости США как принцип соблюдения демократии, а позже был интерпретирован применительно к современным условиям такими теоретиками, как Джон Роулз.
Теория общественного договора
Теория общественного договора – одна из теорий происхождения государства, сформулированная в 17 веке. Суть этой теории в том, что государство – это результат соглашения между людьми.
Теории происхождения государства
Существует множество теорий происхождения государства. Вот самые основные:
Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588 – 1679) – философ 17-го века английского происхождения, автор теории общественного договора и государственного суверенитета.
Теория общественного договора
Гоббс считает, что изначально все люди были равны между собой и не ограничены в правах. В своем трактате «Левиафан» он говорит:
Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.
Со временем люди ограничивают свои права и свою свободу ради благополучия и мира, которое должно обеспечить государство. Такое взаимное ограничение называется общественным договором. Таким образом, люди передают часть своих прав государству и обязуются подчиняться государственной власти.
Государство, в свою очередь, берет на себя обязанность охранять права человека. Государственная власть при этом должна быть абсолютной, она может принимать различные меры принуждения в общественных интересах. Именно поэтому лучшая форма государства по Гоббсу – абсолютная монархия.
Теперь Вы знаете, что означает теория общественного договора, а узнать о коммунизме Вы можете здесь.