что такое тенгу в японии
Тенгу
Некоторые японские ученые считают что тенгу появился затем в буддийских писаниях как одна из основных рас нечеловеческих существ.
Неприятный образ тенгу продолжал разрушаться в 17 веке. Некоторые истории теперь представляли их гораздо менее злонамеренными, защищающими и благословляющими буддийские институты, а не угрожающими им.
Цукиока Ко:гё
История о тенгу http://world-japan.livejournal.com/801991.html
«Благочестивый монах-паломник с горы Хиэй странствует в горах, восхваляя учение Будды, свою школу и храмы горы Хиэй, подобной самоцвету среди всех прочих гор. А навстречу ему — ямабуси, который его приветствует: «Уверен, что ты достигнешь просветления; ты вообще хороший человек — когда-то, помнишь, ты спас мне жизнь; и если пожелаешь, я в благодарность выполню сейчас твоё заветное желание!» Монах несколько удивлён — он не помнит, что спасал когда-нибудь горного отшельника; и неудивительно — ведь в облике ямабуси ему встретился длинноносый демон тэнгу, которого он когда-то действительно спас от гибели. Но заветное желание у монаха есть, и он пользуется случаем его высказать: «Мне всегда хотелось увидеть, как Будда проповедует всем живым существам на горе Рё:дзю:!» (На этой горе — по-индийски она зовётся Гридхракута — Шакьямуни открыл миру Лотосовую сутру). «Изволь, — отвечает «отшельник», — но запомни одно: что бы ни предстало твоим глазам — помни, что тебе не следует поклоняться твоему видению, ибо всё это — лишь морок! А теперь закрой глаза и жди!» Монах повинуется — и вскоре слышит голос Будды и грохот шагов бесчисленных толп живых существ, людей, зверей, богов и демонов, сходящихся к горе Рё:дзю: на Великое собрание. А тэнгу тем временем взмахивает веером и, пританцовывая, улетает — с горы на гору, из долины в долину.
Вокруг монаха начинают собираться тэнгу, большие и маленькие, вспоминающие о том, как именно монах некогда спас их вождя и наставника от гибели. Нашему тэнгу-чудотворцу захотелось повидать красоты Столицы, и он полетел туда, обернувшись птичкой. Но для того, чтобы обозреть всё столичное великолепие, двух глаз мало — и тэнгу перекинулся многооким пауком. Волшебным, но очень маленьким; и младенец, заметивший ползущего паучка, сцапал его и раздавил бы, если бы мимо не проходил монах с горы Хиэй, велевший ему бросить бяку и не губить живое существо. Вот за это тэнгу и надумал его отблагодарить. Сам он (меняя маску) принимает вид Будды, во всём величии, со свитком Лотосовой сутры в руках; маленькие тэнгу сгребают кучки мусора — «да предстанут они высокими горами!» — и подводят узкие ручейки — «да покажутся они монаху океанскими пучинами!» Главный тэнгу начинает проповедь, монах открывает глаза и видит перед собою Будду, на которого проливается дождь из цветов, и мириады внимающих ему живых существ (их обличье приняли маленькие тэнгу), от мелких зверушек до самого бога Тайсяку (Индры).
Монах тронут до слёз; забыв о предостережении, он совершает обряд поклонения сидящему перед ним «Будде» и клянётся вечно следовать по его пути. Тэнгу смущён, он чувствует, что перехватил через край и над головою у него уже сгущаются тучи; но, не выходя из роли, он танцует со свитком сутры — потихоньку продвигаясь всё ближе к выходу со сцены.
Поздно! В небе сгустились тучи, а из них грянул громом настоящий бог Индра, возмущённый всем этим балаганом. Тэнгу принимают свой настоящий облик и разлетаются в разные стороны, а грозный Индра лично гоняется за ними, грозя перуном-ваджрой. Главный тэнгу уворачивается, роняя перья, кружащие над ошеломлённым и сконфуженным монахом, и, наконец, ускользает в горную пещеру. А бог, несколько успокоившись, укоризненно смотрит на впечатлительно паломника с горы Хиэй.
Крылья, да перья
И расправлены руки
Леса хранитель
Лечу, сосен касаясь
Я — Песнь Ветра, Я — Тэнгу
Морио Таскэ1.
1.https://vk.com/topic-62196516_29050773
Морио Таскэ — полулегендарный японский певец-скиталец, который однажды постучался ко мне в голову, да так и остался жить в ней. С тех пор, как я с ним познакомился, он пишет традиционные [и не совсем традиционные] трёхстишия (хокку) и пятистишия (танка).
И, думаю можно вполне реально сказать, что Морио Таскэ — это я (Алексей Савенков).
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Тэнгу
Тэнгу
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Сторона
Содержание
Этимология названия
Тэнгу буквально переводится как «Небесная собака»
Мифология
Тэнгу — существо из японских поверий. В японских верованиях тэнгу тератологическое существо; представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), он наделён огромной силой.
История
Как и многие другие персонажи японского фольклора, Тэнгу происходят из Китая. В Китае эти существа изображались похожими на лисиц с белой головой. Им приписывались способности отвращать беды, а также отпугивать разбойников лаем. Так же называлось злое божество, живущее на Луне. Наконец, то же слово означало особые звёзды, падающие с треском и блеском. Вскоре образ лисособаки начал изменяться под действием способности тэнгу летать. В «Собрании стародавних историй» (Кондзяку моногатари) появившемся в 12 веке, тэнгу предстал в образе сокола, обитающего в кронах старых деревьев. Ему приписывалась способность своими чарами всячески смущать людей. В том же произведении можно найти множество указаний на то, что буддийские монахи пытались использовать силу тэнгу в своих целях. Один из них даже смог вылечить императора, однако был изгнан, когда вскрылась его связь с тэнгу. Считалось что хотя тэнгу и обладают значительным могуществом, блага, принесённые их колдовством, в будущем непременно обернутся неприятностями. Поэтому допустимо обращаться за помощью к будде, но следует воздержаться от контактов с тёмными силами наподобие тэнгу. Более того, монахи заручившиеся поддержкой тёмных сил, сами стали считаться тэнгу, принявшими человеческий облик. В первую очередь с тэнгу стали отождествлять ямабуси, чему способствовало мнение о том, что настоящий ямабуси обязательно умеет летать.[1]
Отождествление тэнгу с монахами повлияло на образ типичного тэнгу. Примерно с 12 века он принял форму ямабуси в характерной шапочке, крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и характерным лицом. В случае дайтэнгу это было красное лицо с огромным носом. В случае же карасу тэнгу лицо выделялось круглыми глазами и птичьим клювом вместо носа. Вместе с эволюцией внешнего вида, с 12 века стала расти и положительная роль тэнгу. Появились многочисленные легенды о том, что они были учителями лучших воинов Японии. Благодаря такому учителю, воины с легкостью побеждали простых смертных. Постепенно тэнгу стали считаться и воплощением ками гор, порою выступая противниками буддийского учения. Со временем эта враждебность исчезла и тэнгу превратились в защитников любых святилищ и в первую очередь горных. Тем не менее, ими по-прежнему пугают маленьких детей.
Общее описание
Тэнгу любит чистоту, не терпит близости людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом, или изображая треск срубленных деревьев. По народным поверьям, после смерти злой или гордый человек может превратиться в тэнгу.
Тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы.
Тэнгу в сказках
Несмотря на то, что тэнгу обладает крыльями, в сказках он летает с помощью взмахов волшебного веера.
В легенде конца XI века утаскивает в горы хозяина озера — дракона, чтобы тот умер от жажды. Спасает дракона буддийский монах. Тэнгу любит селиться в старых деревьях с искривлёнными стволами. В одной из легенд конца XIX века люди, срубившие сосну, в которой жил Тэнгу, умерли.
Виды тэнгу
Карасу тэнгу
Котэнгу, «ворон» тэнгу, младший тэнгу
Древняя форма тэнгу, изображаемый как злое, похожее на ворону существо. Обладал телом человека, крючковатым лицом, маленькой головой, крыльями и когтями. Похищает взрослых и детей, разжигает пожары. Разрывает на части тех, кто преднамеренно наносит вред лесу. Иногда карасу тэнгу освобождает похищенных им людей, но, оставшись в живых, они возвращались домой слабоумными. Также могут манипулировать судьбой человека.
Также существует сказка «Веер тэнгу», в которой сюжет построен на том, что крестьянин совершил обмен на веер. Постучав по одной стороне веера со словами: «Нос, расти, нос, расти, нос расти!», можно было вырастить нос себе или любому человеку; постучав по другой и сказав при этом трижды: «Нос, сожмись!», нос возвращался к прежнему состоянию.
Ямабуси тэнгу
Даитэнгу, горный монах-отшельник тэнгу
Тэнгу, ставший за свою жизнь более похожим на человека внешне и взявший на себя роль защитника в делах людей. Тэнгу может превратиться в мужчину, женщину, или ребёнка, но его основная ипостась — босой странствующий пожилой отшельник, монах-ямабуси с чрезвычайно длинным носом.
У Карасу Тэнгу лицо ворона, он живёт среди верхушек сосен или кедров, и машет крыльями очень быстро, как колибри. Ямабуси Тэнгу крупнее и больше похож на человека. Живёт высоко в горах, отшельником. У него невероятно длинный красный нос, очень большие крылья и плащ из перьев. Также у него есть веер из перьев или листьев для управления ветром.
Оба Тэнгу обладают способностью превращаться в людей и животных, летать, мгновенно переноситься с места на место, телепатически общаться с людьми и приходить в их сны.
Тэнгу горы Такао
Миф о Тэнгу скорее всего пришёл из Китая между 6 и 7 веками, где он оброс синтоистскими и буддийскими элементами. Тэнгу горды, мстительны, легко впадают в гнев, особенно нетерпимы к высокомерным, богохульникам, к тем, кто злоупотребляет своей властью и своими знаниями для личной выгоды, а также к тем, кто вредит их лесу.
В легендах их описывают по-всякому: доброжелательными и злыми, трикстерами, поджигателями лесов и ворот храмов и даже пожирателями детей. Они любят принимать вид обычных путников и, войдя в доверие жертвы розыгрыша (в легендах часто это буддийские монахи), поднимают его в воздух или насылают морок, а иной раз и похищают, что в легендах известно под названием Тэнгу Какуси (божественный экстаз, или экстаз Тэнгу). Жертвы часто приходят в себя очень далеко от того места, где они были, и абсолютно ничего не помнят о произошедшем. Исчезновения детей также приписывают Тэнгу, особенно если отыскавшийся ребёнок пребывает в замешательстве.
Иногда Тэнгу вмешиваются в дела человечества, чтобы люди не становились слишком опасными или не собирали вокруг себя слишком много власти. Несмотря на нетерпимость Тэнгу к негативным чертам характера в людях, сами они часто бывают эгоистами. От этого произошло выражение tengu ni naru (стать Tengu), то есть, стать горделивым.
Тэнгу и буддийский монах, художник Каванабе Киосай
Длинный нос символизирует неприязнь Тэнгу к предрассудкам и высокомерию. Бессовестным монахам, людям, ослепленным жаждой власти, и тем, кто идет против дхармы, суждено стать Ямабуси Тэнгу с длинным красным носом.
Данная статья хоть и открыла для меня нового интересного персонажа из сонма земных демонов, или фейри, но оставила в замешательстве касательно некоторых деталей. Чтение вики несколько прояснило ситуацию.
В частности в последнем параграфе переведённой мной статьи, где про бессовестных монахов и т.п., выражается не мифологическая реалия, а мнение настоятелей монастырей. Как и в христианстве, в ортодоксальном буддизме, похоже, бытовала нетерпимость к земным демонам и навязывалось общение исключительно с Буддой. Тех же монахов, кто уходил жить отшельниками в горы, называли ямабуси (отшельник), приписывали им связи с Тэнгу и даже считали, что они сами стали Тэнгу-отшельниками. Персональная прокачка этих монахов, позволяющая им летать и мгновенно перемещаться с одного места на другое, гармонично слилась с мифом Тэнгу.
Кстати, тут только слепой не увидит параллелей с мифами о фейри. Некоторым фейри-шаманам удавалось перейти на ту сторону и стать проводниками и учителями для последователей.
Мистические существа Тэнгу
Ранее в некоторых статьях на нашем сайте уже упоминалось мифологическое существо по имени тэнгу. В сегодняшней статье остановимся на нём более подробно и постараемся изложить о тэнгу максимум информации.
Зарождение легенд о тэнгу
В Китае, а потом и в Японии, к тэнгу относят существ, которые обитают в горах и лесах. Согласно легендам они жили отшельниками, хотя бывали случаи, когда тэнгу сбивались в стаи. Излюбленными местами обитания тэнгу являются верхушки деревьев (старые сосны или криптомерии), у которых искривлены стволы.
Есть у тэнгу, конечно же, и сверхъестественные способности. Например, они могут превращаться в человека, а также по своему желанию принимать облик самых различных животных. Тэнгу могут общаться с людьми, не раскрывая рта (телепатически). Также без помощи крыльев они могут молниеносно переместиться из одного места в другое. А иногда тэнгу могут посетить человека во сне без приглашения.
Тэнгу считаются покровителями боевых искусств, так как сами являются умелыми войнами. В то же время они не прочь попроказничать, например устроить подвох какому-нибудь хвастливому или заносчивому монаху. Тэнгу отличаются своим стремлением к справедливости, потому могут наказать того, кто злоупотребляет властью или знаниями для того, чтобы получить влиятельное положение в обществе или достичь славы. В прошлом тэнгу любили наказывать тщеславных и самодовольных самураев. Кроме того, им ненавистны люди с пороками и хвастуны.
Эти существа часто морочат и пугают путников, отправившихся в горы, своим громовым хохотом. Также они не прочь подначить лесорубов, которые отважились забрести в глубь чащи.
Появление японских тэнгу
Впервые тэнгу, как японский леший, упоминается в «Повести о дупле» («Уцубо моногатари»), которая относится к концу десятого века.
Согласно японским легендам и мифам, тэнгу происходят от Сусано-о (первородное японское божество). Упоминания об этих мифических существа можно встретить не только применительно к религиозным притчам и легендам, но и в старинных мифах о японских боевых искусствах, в частности о нинпо и ниндзюцу.
По одной из легенд, тэнгу обладали «Тэнгу-гайдзюцу-рон» (божественной техникой боя). Примечательна данная техника тем, что именно её использовали ниндзя, которые носили одежду чёрного цвета и маску, которая, кстати, называется Тэнгу-ги. Предназначение маски было в маскировке, а также устрашении врага (она придавала облику ниндзя демонические черты). О связи тэнгу и ниндзя речь пойдёт ниже.
К самому старинному виду тэнгу относятся Карасу. Это их живописцы изображали в виде вороно-подобных существ, имеющих человеческое тело, а также сверхкрепкие зубы, которыми они могли легко перекусить железный меч, а на закуску наконечник копья.
Ямабуси и тэнгу
В 13 веке о тэнгу появляются новые легенды. В них тэнгу превращаются в ямабуси (горные монахи). Само слово «ямабуси» имеет значение «оседать в горах», что подразумевает под собой уединённое странствование монахов по горам и ущельям. Данные странствования уходят корнями в уникальную для Японии религию Сюгэндо. Эта религия развилась из обычая почитания и поклонения местным священным горам, которые с давних пор почитались, как места, откуда происходили или где пребывали боги-ками.
Со временем об этих горах люди стали складывать легенды, в которых нашлось место и для тэнгу. Наибольшее распространение медитации в горных районах получили в 794-1185 годах (середина периода Хэйан).
Отождествлять тэнгу с ямабуси стали из-за ассоциации тэнгу с горными массивами, а также магическими занятиями. Как и было сказано выше, люди верили в сверхъестественные силу этих существ и их способность превращаться в людей и животных. В свою очередь монахи ямабуси надеялись на то, что уединившись в горах и ведя аскетический образ жизни отшельника, они смогут получить хотя бы некоторые из магических навыков тэнгу. В связи с этим люди стали отождествлять ямабуси с тэнгу и начали изображать этих существ в облике ямабуси. Чаще всего тэнгу-ямабуси появлялись на людях в облике босоногого странствующего пожилого монаха, хотя легко могли принять облик женщины, мужчины или даже ребёнка.
Ямабуси являлись яростными защитниками Дхармы или по-другому учения Будды и потому наказывали любого, кто вводил в заблуждение окружающих, используя при этом религиозные доктрины. В отдельных случаях поведение тэнгу не поддавалось объяснению и было загадочным для людей, но такой была суть этих обитателей горных лесов.
Позже, в период Эдо, число горных монахов стало расти ещё больше, и поэтому связь «тэнгу-ямабуси» крепла день ото дня. Однако теперь ямабуси уже не занимались религией, а переквалифицировались на изгнание демонов, лечение болезней и возврат украденных вещей. Неоспоримым фактом является значительное влияние тэнгу на японские боевые искусства (кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и др.), о чём свидетельствуют многочисленные рисунки, на которых изображены тэнгу.
Люди относились к тэнгу по-разному. С одной стороны эти существа являлись защитниками и покровителями горных святилищ. А с другой стороны, они были жестокими обманщиками и похитителями взрослых и детей, разжигателями пожаров и убийцами тех, кто покушался на деревья в лесах тэнгу.
Тэнгу являются обладателями довольно странного чувства юмора, а их хитрость не уступает их же надменности. Эти существа выходят победителями из схваток, благодаря своей магической силы, которой у них более чем достаточно. Также они не преминули использовать физическую или ментальную силу.
Согласно народным поверьям, в тэнгу после смерти мог превратиться гордец или человек, который не смог избавиться от злобы при жизни, а также священник, не сумевший познать истины или лжец, использовавший веру в своих корыстных целях. Причём вера в тэнгу была настолько сильна, что в 1860 году им даже отправили официальную просьбу об освобождении провинции, через которые ехал сёгун.
Тэнгу и боевые искусства
Как уже отмечалось выше, тэнгу были непревзойденными мастерами боевых искусств. Несмотря на свой сложный характер, порой тэнгу делились с обычными людьми своими познаниями о боевых искусствах. В последствие различные самураи, войны и основатели школ боевых искусств утверждали, что получили свои знания и советы от тэнгу. Порой это случалось во сне (как уже упоминалось выше, тэнгу могли посещать людей во сне), а иногда во время добровольных странствий в горах.
Во время именно такого восхождения в горы Муша-шуге один из величайших войнов Японии по имени Минамото-но-Йошитсуне освоил искусство обращения с мечом. Причём он овладел им настолько хорошо, что будучи ещё совсем молодым, смог победить монаха-война Бэнкея в Храме Курама-дера. Вполне возможно, что этими знаниями Мусаши обязан тэнгу. И наверное поэтому молодого Минамото Мусаши называли «маленьким тэнгу» (прозвище было дано за то, что Мусаши стал победителем в более чем 60 дуэлях).
Морихэй Уэсиба, являющийся основателем школы айкидо очень любил одну легенду: глава клана Минамото по имени Йошитомо был разбит армией клана Тайра и сам погиб в бою. Его сыну Усикаве-мару жизнь сохранили. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отослали в монастырь, находящийся недалеко от Киото, на горе Курама. Там его воспитывали буддийские монахи и чувствовать себя он мог в полной безопасности.
И вот однажды в вечернее время перед Усивака-мару из тьмы возник ямабуси довольно странного вида, который предложил парню обучиться секретам фехтования. Усивака не раздумывая ни секунды промолвил: «Давай начнем прямо сейчас!». И тут же бросился атаковать ямабуси, но так и не смог ни разу его даже задеть. После этого парень более учтиво попросил монаха обучать его.
С того дня еженочно Усивака-мару получал важнейшие уроки по фехтованию у мастера Сёдзё-бо и его стаи тэнгу. Благодаря такой усиленной подготовке, к 12-ти годам парень мог тягаться даже с самым сильным тэнгу. Это значило, что Усивака-мару был готов покинуть своего учителя и горы.
Далее, как повествует легенда, Усивака-мару побеждает громадного монаха Бэнкэя, при этом проявив себя, как один из сильнейших японских войнов. И с тех самых пор все великие мастера воинских искусств следовали примеру Усивака-мару и обучались фехтованию у тэнгу.
Тэнгу и ниндзя
Тэнгу-гэйджутсу-рон (“Божественная техника Тэнгу”) происходит от монахов-войнов ямабуси, которые странствовали в горах от монастыря к монастырю. Данная техника использовалась войнами тени (ниндзя), что придавало ей ещё большую таинственность. Маска, которую носили ниндзя, была чёрного цвета и называлась тэнгу-ги. Маска закрывала почти всё лицо, поэтому делала ниндзя менее заметными в темноте и при этом придавала войнам дьявольские черты. Теперь вы сами можете понять, насколько тесно искусство ниндзюцу было связано с тэнгу.
Шло время и среди людей стали появляться новые легенды о ниндзя. В них говорилось, что тэнгу являлись предками ниндзя и, что они передали потомкам свои демонические силы и умения. По другим легендам ниндзя имели связь с сюгендзя-адептами, которые практиковали учения о сверхъестественном. Адепты обучали ниндзя плавать в ледяной воде и ходить по огню, не обжигаясь, а также спать на снегу и даже управлять погодой.
Считалось также, что войны тени умеют призывать на помощь духов-ками и использовать их силу. Самураи же считали, что ниндзя способны летать на облаках, останавливают время, читают мысли противника и способны становиться невидимками.
Вообще о ниндзя известно не столько уж много, потому как письменных источников с содержанием сокровенных секретов войнов тени, практически нет. Именно поэтому войны-невидимки до сих пор остаются загадкой перед исследователями восточно культуры.
Ямабуси практиковали учение о полном слиянии человека с природой. Во времена своего зарождения школа ниндзюцу вообще не имела ничего общего с военными организациями, ни по идеологии, ни по методам подготовки. Но со временем ниндзюцу претерпело серьёзные изменения.
Наверное мы уже никогда не узнаем о том, что в легендах о ниндзя было правдой, а что ложью. Однако связь войнов ночи и тэнгу считается неоспоримой и подтверждается множество легенд.
Тенгу
Тенгу天狗 — горные и лесные гоблины с синтоистскими и буддийскими атрибутами. Их сверхъестественные способности включают в себя изменение формы в человеческий или животный облик, способность разговаривать с людьми, не двигая ртом, магию мгновенного перемещения с места на место без использования крыльев, а также колдовство, чтобы появляться незваным во снах живых.
Покровитель боевых искусств, похожий на птицу Тэнгу — опытный воин и озорник, особенно склонный к обману над высокомерными и тщеславными буддийскими священниками и к наказанию тех, кто умышленно злоупотребляет знаниями и авторитетом, чтобы добиться славы или положения. В былые времена они также наказывали тщеславных и высокомерных воинов-самураев. Они не любят хвастунов и тех, кто развращает Дхарму (Закон буддизма).
Буквальное значение Тэнгу — «Небеса 天» и «Собака 狗». В китайской мифологии есть родственное существо по имени Тянь Коу (Tiangou 天狗), или «небесная гончая». Однако название вводит в заблуждение, поскольку похожий на ворону Тэнгу совсем не похож на собаку.
Соджобо (справа) инструктирует Минамото Ёсицунэ в искусстве фехтования. Ёситоси Соджобо (справа) инструктирует Минамото Ёсицунэ в искусстве фехтования, напечатано в 1897 году. Ёситоси.
Характер тенгу постепенно менялся на протяжении веков. Например, долгое время считалось, что тэнгу похищают детей, но в период Эдо их часто привлекали для помощи в поисках пропавших без вести детей. Точно так же тенгу стали хранителями храма, и их скульптурные изображения помещались на храмовых зданиях или вокруг них. Тэнгу также связаны с ямабуси 山 伏 или «горными аскетами», чью форму они часто принимали. Тэнгу часто изображают в отличительной шапке и мантии ямабуши. Популярность и разнообразие иллюстраций тенгу в период Эдо возросло, как правило, отражая более позитивное и даже беззаботное представление о некогда свирепом демоне. В частности, длинный нос тенгу несет в себе как комическое, так и сексуальное значение в принтах укиё-э 浮世 浮世.
Ф. Хадланд Дэвис в своей книге «Мифы и легенды Японии» 1913 года говорит: «Существуют и другие сбивающие с толку предания в отношении слова тенгу, поскольку говорят, что император Джомей дал имя некоему метеору, который кружился с востока на запад. с громким взрывом ». Затем, опять же, еще более древнее поверье сообщает нам, что тенгу были эманациями Сусаоно-о, импульсивного мужчины, и что они были женщинами-демонами с головами животных, большими ушами и носами такой огромной длины, что они могли нести мужчины на них и летят со своей ношей на тысячи миль без усталости, и вдобавок их зубы были настолько сильными и острыми, что эти демоны-женщины могли прокусить мечи и копья ».
Внешний вид и назначение тенгу менялись на протяжении веков. Первоначально изображаемый как злобное вороноподобное существо с человеческим телом, клювым лицом, небольшой компактной головой, пернатыми крыльями и тяжелыми когтями, Тэнгу с тех пор превратился в защитного птицеподобного человека-гоблина с необычно длинным носом. в маленькой монашеской шляпе и часто с красным лицом. Покровители боевых искусств, Тэнгу известны исключительными навыками боя на мечах и кузнечного дела. Иногда они служат в качестве наставников в искусстве войны и стратегии для людей, которых они считают достойными. Тэнгу живут колониями под предводительством единственного Тэнгу, которого обслуживает посланник Тэнгу (обычно Карасу). Более озорные, чем злые, тенгу вылупляются из яиц, как птицы.
Карасу Тэнгу («Ворона» Тэнгу)烏 天狗
Древней формой Тэнгу был «карасу» или «ворона» Тэнгу. Изображенный как злое вороноподобное существо с телом человека, оно было способно похищать взрослых и детей, разжигать пожары и разрывать на части тех, кто умышленно наносил ущерб лесу, поскольку тенгу живут на деревьях. Иногда тенгу похищали людей, чтобы потом их отпустить, но «удачливый» выживший возвращался домой в состоянии слабоумия (называемого «Тэнгу Какуши», что означает «скрытый тенгу»).
Ямабуши Тэнгу (горный монах)山 仏 師 天狗.
С течением веков Тэнгу становится более человечным и берет на себя защитную роль в делах людей. Тэнгу может трансформироваться в мужчину, женщину или ребенка, но его предпочтительное нежелание — это появляться в виде босого странствующего пожилого горного отшельника или монаха (ямабуши) с чрезвычайно длинным носом. И магический тануки (барсук), и ойнари (лисица) также могут принимать человеческий облик, и в некоторых японских традициях эти два существа фактически считаются животными воплощениями Тэнгу.
Ямабуши Тэнгу бывает двух видов — длинноносый гоблин с человеческим лицом или клювоносый гоблин с человеческим лицом.
Изображения Тэнгу из храма Якудин, гора Такао1
Изображения Тэнгу из храма Якудин, гора Такао2
Буддийская связь. Почему длинный нос?
Тэнгу всегда изображают как обладающих озорным чувством юмора, поскольку они любят подшучивать над теми, с кем сталкиваются, особенно над претенциозными и высокомерными буддийскими священниками и самураями. Действительно, к концу периода Камакура Тэнгу стал основным литературным средством критики как устоявшихся, так и зарождающихся буддийских сект.
Длинный нос связан с ненавистью тенгу к высокомерию и предрассудкам. Священники без истинного знания, гордые люди, приверженцы славы и те, кто умышленно вводит в заблуждение или неправильно использует буддийские пушки, после смерти превращаются в длинноносых Ямабуши Тэнгу (или отправляются в Тенгудо, царство тенгу ). Коррумпированные буддийские монахи и коррумпированные буддийские монастыри были серьезной проблемой на протяжении всего средневековья Японии. Таким образом, тенгу считаются защитниками Дхармы (буддийского закона) и наказывают тех, кто вводит людей в заблуждение. Со временем фольклор тенгу и ямабуши переплелся, и даже ворон-тенгу (карасу-тенгу) начали носить мантии и шапки священников.
https://www.onmarkproductions.com/html/tengu.shtml
https://en.wikipedia.org/wiki/Mangajin
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.