что такое тень и полутень
Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
Что такое тень с точки зрения физики?
Куда бы мы ни отправились, за нами всюду следует тень. Утром и вечером она становится длинной, намного больше человеческого роста, а к полудню укорачивается, превращаясь в куцую кляксу под ногами.
Если же зайти в помещение, освещённое газоразрядной лампой, она исчезает совсем. Итак, что такое тень с точки зрения физики?
Тень с точки зрения физики
Поскольку физика имеет дело исключительно с материальными объектами, тень для этой научной дисциплины является оптическим явлением, неразрывно связанным с источником света. Если взять лампу, свечу или другой источник светового излучения, и поместить в его лучи любой непрозрачный объект, то на поверхности предметов, находящихся за этим объектом, возникнет тёмный силуэт, называемый тенью. Тень не существует сама по себе, она всегда появляется, когда физическое тело препятствует попаданию света на другие физические тела.
Контуры тени всегда в определённой степени повторяют контуры объекта, который её образует, но с известным искажением. Теоретически можно получить тень, контуры которой будут полностью идентичны объекту, если расположить объект и плоскость, на которой образуется тень, строго перпендикулярно световым лучам. При этом размер источника света должен повторять размеры объекта, чтобы все лучи света падали на него под прямым углом.
Свойства тени
На практике тень всегда искажает контуры тела, которое её отбрасывает, так как световые лучи падают на него и на плоскости, где образуется тень, под разными углами. Искажения зависят от:
– угла падения света на объект и на поверхность образования тени;
– интенсивности света (чем он ярче, тем визуально гуще тень);
– прозрачности среды прохождения лучей (часть лучей света может рассеиваться, если среда неоднородна по прозрачности – морская вода, матовое стекло и т.д.);
– удалённости источника света от объекта и поверхности;
– расстояния между объектом и поверхностью, на которой образуется тень;
– фактуры поверхности – гладкой, шероховатой, волнистой и т.д.
Изменяя эти факторы, можно изменять очертания тени, делая их чёткими либо размытыми, увеличивать и уменьшать длину тени, её интенсивность от бледно-серой до насыщенно тёмной, а также некоторые другие параметры тени, отбрасываемой объектом.
Взаимодействия теней
Тень не является самостоятельным объектом, поэтому любые взаимодействия между тенями предметов возможны лишь в том случае, когда эти предметы входят в реальное соприкосновение. Даже если расположить источник света под нужным углом, вызвав соприкосновение теней предметов, это никаким образом не отразится на их настоящем местоположении.
Один и тот же предмет может отбрасывать несколько теней, если его освещают несколько источников света. Чем ярче источник, тем гуще будет его тень. Если поместить предмет между двумя источниками света, тень появится лишь с одной стороны, противоположной более мощному источнику световых лучей.
При освещении объекта несколькими одинаковыми источниками света с разных сторон, его тени визуально исчезнут. В то же время, освещённость поверхности вокруг объекта будет различной на разных участках, т.е. там, куда падает тень от одного из источников света, она будет меньше, чем на соседнем участке, где никаких теней нет.
Бестеневые светильники
В ряде отраслей – в медицине, приборостроении, часовой промышленности и др. – крайне важно, чтобы поле деятельности всегда было хорошо освещено. В этих случаях используются бестеневые светильники, световое излучение которых не приводит к образованию теней.
Равномерная освещённость всех поверхностей достигается распределением источников света по всему помещению, а также использованием специальной светорассеивающей и отражающей арматуры. В качестве арматуры используются плафоны из матового стекла, рефлекторы сетчатой и изогнутой формы, обеспечивающие рассеивание световых лучей в разных направлениях. В качестве светоиспускающих ламп используются газоразрядные, галогенные и светодиодные светильники.
Типы освещенности на участке — как подобрать идеальное место растениям?
Солнечный свет — самый важный элемент, необходимый растениям для жизни, но уровень освещенности в разных уголках сада не одинаковый. Для получения наилучшего результата мы должны подбирать растения к нужным им условиям освещения, но большинству садоводов не до конца ясны термины для описания этих условий. Итак, давайте поговорим о солнечном свете — что на самом деле означают понятия: «полное солнце», «полутень», «частичное солнце» и «полная тень», и как правильно определить условия в своем саду?
Типы освещенности на участке — как подобрать идеальное место растениям?
Как обозначают различные уровни освещения?
Когда вы покупаете деревья, кустарники, однолетние и многолетние цветы, овощи, комнатные растения или пакетики с семенами, их идеальные требования к солнечному свету почти всегда будут обозначены на этикетке. Независимо от того, однолетник это, многолетник или дерево, уровни освещенности определяются одинаково для всех видов растений. Начнем с основных определений:
Обычно уровень освещенности можно найти на бирке к растению в виде условных обозначений. И хотя такие значки официально не стандартизированы, а зависят от дизайна, выбранного конкретным производителем, обычно не сложно догадаться об их значении.
Чаще всего открытый круг или контур солнца (иногда залитый желтым цветом) означает «полное солнце». Полностью черный круг означает «тень». Значок, который наполовину затемнен, может означать частичное солнце или частичную тень, в зависимости от контекста.
На некоторых упаковках можно увидеть сразу несколько условных обозначений (например, контур солнца и рядом с ним кружок, закрашенный наполовину), что может обозначать — растение может легко приспосабливаться к различным условиям, например, от полного солнца до частичного солнца.
Далее разберем уровни освещенности более подробно.
«Полное солнце»
Место считается полностью солнечным, если растение будет получать от 6 до 8 часов прямого солнечного света, в основном с 10 до 16 часов.
Такие условия можно наблюдать, если вы живете в недавно построенном доме, где на участке только молодые саженцы или деревьев нет вообще. В вашем саду практически может не быть тени в течение дня (исключая тень от дома и забора). Или же ваше крыльцо выходит на юг, и ничто не заслоняет солнце с утра до вечера.
Растения, которые предпочитают полное солнце, безусловно, самая большая группа. Подавляющему большинству цветущих однолетних и многолетних растений необходимо полное солнце при условии своевременного полива. Огороды также, как правило, лучше всего размещать в самом солнечном месте, ведь большинство овощей, таких как помидоры, перец и капуста, требуют, как минимум, восемь часов солнечного света в день.
При этом «полное солнце» — это не совсем однозначный уровень освещенности, ведь хотя растениям требуется полное солнце, чтобы зацвести, некоторые культуры, даже будучи очень светолюбивыми, не могут выдержать сильную жару и сухие условия, которые часто сопровождаются весьма большим количеством солнечного света. Поэтому к светолюбивым растениям всегда следует проявлять индивидуальный подход. Например, очитки и другие суккуленты будут прекрасно себя чувствовать на солнцепеке с утра до вечера, а многие другие растения, такие как розы, хотя и относятся к светолюбивым, могут испытывать от этого постоянный стресс.
Один из способов помочь светолюбивым, но чувствительным растениям — разместить их там, где они получают большую часть солнечного света утром и во второй половине дня, когда температура может быть ниже. Если растения, требующие полного солнца, получают, как минимум, шесть-восемь часов прямого солнечного света, то они смогут хорошо развиваться.
Конечно, также существует много растений, которые будут расти на солнце, где прямой солнечный свет поступает более шести-восьми часов в день. Они хорошо подходят для выращивания в засушливых условиях. Независимо от типа светолюбивых растений, слой мульчи 5-10 сантиметров поможет сохранить влажность почвы и сохранить корни от перегрева, что хорошо скажется на общем состоянии растения.
«Полутень», или «частичное солнце»
Эти термины нередко сбивают с толку и часто используются как синонимы для обозначения от 4 до 6 часов пребывания растения на солнце ежедневно, при этом предпочтительно в более прохладные утренние часы. Однако между ними все-таки есть небольшая разница.
Если растение требует частичного солнца, то больший упор делается на то, чтобы оно получало максимум солнечного света в течение 4-6 часов. Обычно этим растениям нужно несколько часов солнца, чтобы зацвести и завязать плоды. Возможно, вам придется поэкспериментировать, чтобы найти идеальное место в саду для растений, отмеченных символом «частичное солнце». Если растения в выбранном месте не цветут и вытягиваются, вероятно, им нужно больше прямого солнца.
Если в требованиях растения указана полутень, то ему требуется защита от сильной жары и позднего полуденного солнца. Этого несложно добиться, например, посадив деревце там, где соседнее дерево будет отбрасывать полуденную тень, или посадив его на восточной стороне какого-либо строения. К растениям для полутени из однолетников относятся бальзамины и большинство бегоний. Многие кустарники, такие как рододендроны, гортензии, а также многолетние растения, такие как астильба, ветреница и флоксы, лучше всего подходят для таких условий.
Однако следует помнить, что чем меньше они будут получать солнца, тем менее интенсивным будет их цветение, и обычно культуры, предпочитающие полутень, также требуют много влаги (но не застойного переувлажнения).
«Пятнистая тень» похожа на условия полутени, где солнечный свет проникает сквозь ветви и листву лиственных деревьев. © hawkslandscape
«Пятнистая тень»
Это довольно редкий термин, но иногда он используется для определения требований к солнечному свету некоторых растений. «Пятнистая тень» похожа на условия полутени, где солнечный свет проникает сквозь ветви и листву лиственных деревьев. Например, некоторый свет может проникать сквозь ажурную крону деревьев с мелкой листвой (в частности, робинии). Но дерево с густой завесой крупных листьев, такое как, скажем, клен обыкновенный, почти полностью блокирует солнце и такое место уже нельзя считать пятнистой тенью.
Лесные растения, такие как триллиум, купена, а также деревья и кустарники подлеска предпочитают пятнистую тень. При этом помните, что ранней весной участки под деревом получают гораздо больше солнечного света, чем поздней весной и ранним летом после того, как кроны деревьев распустились. Это одна из причин, по которой весенние светолюбивые луковичные можно успешно сажать под деревьями.
Целесообразно следить за уровнем влажности и проводить своевременный полив тех растений, которые вы сажаете под деревом, потому что корни деревьев активно поглощают влагу, и более мелким растениям, вероятно, потребуется дополнительный полив.
Также существует такое понятие как «сухая тень». Такие условия возникают там, где дождь, а также солнечный свет не могут попасть на землю. Сухую тень можно найти под деревьями с густой кроной и крупной листвой (например, под кленами) или же под навесами крыш. Далеко не все растения способны переносить сухую тень. И обычно для таких условий рекомендуют герань крупнокорневищную и пахизандру верхушечную.
«Полная тень»
Термин «полная тень» не означает отсутствие солнца. Полной тенью считается место, получающее не менее четырех часов прямого солнечного света в день и рассеянный солнечный свет в остальную часть дня. Желательно, чтобы прямые солнечные лучи приходили в более прохладные утренние часы или ближе к вечеру.
Обратите внимание, что полная тень — это не нулевое количество часов прямого солнечного света, ведь в подобном случае это будет уже густая тень, самый темный из всех уровней освещенности, при котором могут выжить лишь немногие растения.
Определяем уровень солнечного света на участке
Выбрать растения на основе символов на этикетках относительно легко. Настоящая проблема заключается в том, чтобы точно определить, сколько солнечного света получает конкретное место в вашем саду. Это может быть труднее, чем кажется на первый взгляд. Независимо от того, насколько опытным растениеводом вы являетесь, люди склонны сильно переоценивать, сколько солнца получает участок.
Причины этого связаны с рядом сложностей: солнечный свет на вашем участке постоянно меняется, поскольку дни становятся длиннее или короче, а угол наклона солнца смещается. В определенное время деревья или здания могут отбрасывать более длинную тень на ваш сад. Место, где очень жарко в полдень, может иметь пятнистую освещенность в остальную часть дня. Пятнистая тень в апреле может оказаться полной тенью в июле, когда кустарники как раз нуждаются в свете для закладки цветения в следующем году. Так что создавать карту освещенности нужно с конца мая по июль, когда лиственные деревья распустятся, а солнце находится высоко в небе.
Хотя существуют гаджеты для измерения воздействия солнечного света, их использование не гарантирует абсолютную точность. Лучший способ измерить средние показатели воздействие солнечного света — просто наблюдать за предполагаемым местом посадки каждые 30 минут или одного часа в светлое время суток в течение недели или двух. Фиксируйте свои наблюдения, чтобы определить среднее количество времени, которое эта область проводит под прямым солнечным светом, пятнами солнечного света или в тени. Когда вы определили среднее количество солнечного света, которое получает зона, то будет достаточно легко выбрать растения, соответствующие условиям этого участка.
Многие растения являются достаточно гибкими. И требования к солнечному свету для ряда культур могут выглядеть так: «от полного солнца до частичной тени» или «от частичной тени до полной тени». Это указывает на то, что растение будет хорошо себя чувствовать при различных уровнях освещенности, что дает нам больше выбора мест, где его можно посадить.
Всегда следует помнить, что единственный реальный показатель насколько хорошо растут ваши растения — это их внешний вид. Если листва обгорела или, наоборот, стебли склоняются в поисках солнечного света, вероятно, культура находится не в идеальном месте. Не бойтесь пересаживать растения, если считаете, что они были посажены в неправильном месте. Большинство видов можно успешно пересадить. Если возможно, лучше сделать это в пасмурный день и хорошо поливать, пока оно не закрепится на новом месте.
Подпишитесь на нашу бесплатную e-mail рассылку. В еженедельных выпусках вас ожидают:
Видеосюжеты о саде и огороде, ландшафтном дизайне, комнатных растениях. На нашем канале вы найдете советы для эффективного садоводства, мастер-классы по выращиванию растений и уходу за ними.
Подписывайтесь и следите на новыми роликами!
Общение в реальном времени в нашем телеграм-чате. Поделитесь своими открытиями с новичками и профессионалами. Покажите фотографии своих растений. Задайте свои вопросы опытным садоводам!
Появились вопросы? Задайте их на нашем форуме. Получите актуальные рекомендации и советы от других читателей и наших авторов. Делитесь своими успехами и неудачами. Выкладывайте фотографии неизвестных расений для опознания.
Приглашаем вас в наши группы в социальных сетях. Комментируйте и делитесь полезными советами!
Урок 5. Светотень.
Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Упражнение 5.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.