что такое темповая задержка речи

Темповая задержка речи у детей

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

Каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем собственном темпе. Но замечая различия между братьями и сестрами, или сверстниками, родители часто могут беспокоиться о своевременности развития ребенка, особенно когда дело касается языка, речи и коммуникативных навыков. Сравнивать своего ребенка с другими совершенно нормально — это один из лучших способов оставаться начеку и вовремя осознавать любые проблемы. Но важно также знать, что именно считается проблемой или задержкой в речевом развитии.

Большинство детей учатся говорить без посторонней помощи. Но у некоторых возникают временные задержки в обучении правильному использованию речевых звуков в речи. Такие задержки развития речи у детей называются «темповые». При наличии таких проблем, ребенок может избавиться от них спонтанно, в отличие от постоянных речевых нарушений.

Ребенок с задержкой развития речи — это ребенок в возрасте от 18 до 30 месяцев, который хорошо понимает язык, обычно развивает игровые навыки, моторику, мыслительные и социальные навыки, но имеет ограниченный словарный запас для разговорной речи для его возраста. Дети, которые поздно начинают говорить, часто имеют проблемы с разговорной или выразительной речью. Хотя они понимают инструкции и могут указывать на предметы, они могут быть не в состоянии словесно выразить свои желания и потребности или, возможно, менее четко воспроизводят обычные звуки речи.

Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу задержек развития языка и речи у ребенка?

Чтобы научиться говорить как взрослый, ребенку нужно время. Все маленькие дети допускают в процессе развития хоть какие-то речевые ошибки. Но когда же родителям следует начинать беспокоиться? Считается, что незнакомые взрослые должны понимать около 80% речи обычно развивающегося 3-летнего ребенка. К четырем годам дети должны говорить так. чтобы незнакомые взрослые понимали их речь полностью.

Вот несколько практических правил, когда стоит обраться к логопеду:

Каковы симптомы задержки речи?

Родителям стоит следить за возможными признаками задержек в речевом развитии:

Почему важно отличать темповые задержки развития речи?

Около 75% детей с нарушениями развития речи избавляются от проблем к 6 годам жизни. Из оставшихся 25% большинство детей догоняет сверстников к 9 летнему возрасту. Но небольшой процент будет по-прежнему иметь остаточные проблемы, часто со звуками «Р», «Щ», «Ц». Однако если просто ожидать, когда темповые задержки развития речи пройдут сами собой, то такие дети будут подвергаться более высокому риску возникновения проблем в будущем, чем обычно развивающиеся дети, в отношении:

У детей с темповыми задержками речи больше шансов реализовать полностью свой жизненный потенциал, если им будет предоставлено эффективная и действенная логопедическая помощь еще до поступления в школу. Но никогда не поздно обратиться за помощью к логопедам и позже.

Почему возникают темповые задержки развития речи?

Основной причиной темповых задержек является замедленное развитие речевых и языковых нейросистем головного мозга ребенка. Это может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, так как речь формируется в процессе социального общения. Если же с ребенком не общаются или общаются недостаточно, речь может формироваться труднее. К проблемам с речью предрасполагает семейная история задержки в речевом развитии, трудностей в общении или обучении.

Также на временную задержку речевого развития детей могут повлиять хронические инфекции среднего уха или другие типы кондуктивной тугоухости. Проблемы с миндалинами и аденоидами тоже могут повлиять на разборчивость речи, равно как и аллергия, простуда и другие состояния, из-за которых у детей закладывает нос. На развитие речи могут негативно влиять нарушения сна, заикание и общая дезорганизованность. Проблемы с контролем скорости речи могут снизить ее разборчивость.

Какие темповые задержки развития речи могут встречаться у детей?

Нарушения речи на основе языка

Самый распространенный вид нарушения звука речи — это так называемое «фонологическое нарушение», что означает, что у ребенка есть временная задержка, трудности или проблемы с речью. Важно знать, что этот тип расстройства связан с языковыми нарушениями. Это состояние чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Дети с фонологическими проблемами, как правило, имеют шаблоны ошибок, называемые «фонологическими процессами», например, они могут пропускать слабые слоги, звуки в группах согласных или заключительные звуки в словах, или они могут менять звуки. Большинство детей с нечеткой речью страдают подобным нарушением речи.

Расстройства речи на основе артикуляции

Двигательные нарушения речи

Намного реже встречаются дети с двигательными нарушениями речи. К ним относятся редкие расстройства, такие как детская апраксия речи (проблемы с планированием или программированием речевых движений). Время от времени у детей могут возникать задержки речевой моторики или трудности, которые не являются ни детской апраксией речи, ни дизартрией, которая связана с неврологическими нарушениями и является постоянной, а не временной проблемой.

Другие нарушения речи

Некоторые дети делают ошибки, связанные как с речью, так и с артикуляцией. Например, ребенок может не слышать разницы между звуками и одновременно может не знать, как правильно управляться с языком и губами, чтобы произносить звуки. У других детей наблюдается множество паттернов фонологических ошибок одновременно с трудностями в координации языка, зубов, губ и голоса для правильного произнесения звуков в словах из трех или более слогов или в связанной речи.

Что делать, если у ребенка задержка развития речи?

Самое важное, что могут сделать родители — это обращать на ребенка внимание. А если родители заметили что-то, что вызывает даже малейшее беспокойство, следует сразу же обратиться за помощью к специалисту. Чем раньше ребенок начнет получать помощь, тем лучше будут результаты.

Поговорите с логопедом о возможных проблемах и сначала оцените, нужно ли заниматься речью ребенка, и если да, то, как это может выглядеть.

Необходимо оценить слух ребенка. Даже если родители думают, что ребенок слышит нормально, важно убедиться, что он хорошо слышит звуки разной громкости и высоты. Даже незначительное нарушение слуха может вызвать трудности с речью и языковым развитием.

Также родители могут помочь своему малышу развить речевые и языковые навыки дома

Поощрение речевого и языкового развития дома может быть веселым, увлекательным и хорошим временем для общения с ребенком:

Записаться можно по тел.: +7(812)331-88-94

Остались вопросы?

Если вы не смогли найти какую-либо информацию на сайте и у вас остались вопросы, обратитесь за подробной консультацией к администратору медицинского центра или менеджеру.

Рубрики

Кинезиотейпирование

Реабилитационная техника для поддержки мышц и сухожилий. Снижает боль и воспаление.

Криодеструкция

Безопасная методика удаления новообразований кожи у детей и взрослых при помощи жидкого азота.

Аэройога

Красивая осанка, чувство комфорта и душевной гармонии. Ощущение, будто паришь в облаках.

Источник

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Диагностика задержки речевого развития

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

что такое темповая задержка речи. картинка что такое темповая задержка речи. что такое темповая задержка речи фото. что такое темповая задержка речи видео. что такое темповая задержка речи смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое темповая задержка речи.

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

Прогноз. Профилактика

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Источник

Темповая задержка речевого развития речи у детей

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Проявления болезни

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации. Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания.

Диагностика и симптомы нарушения

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту. Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Важно не путать темповую ЗРР с дизартрией, когда причина патологии в поражении участка головного мозга, отвечающего за формирование речи. Ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

Большое значение в коррекции данного состояния имеет ранняя диагностика. При обращении к врачу после 4-х лет коэффициент успешной терапии составляет лишь 0,5%.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений. Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице. Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Иногда возможен так называемый «языковой взрыв», когда дети начинают говорить спонтанно и в больших объемах. Отмечается резкое увеличение словарного запаса. Чаще всего это происходит в летнее время года, во время активного роста. Толчком может послужить знакомство со сверстниками, занятия в небольших группах.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития. В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда.

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Источник

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) проявляется в замедленном освоении функций речи в раннем детском возрасте (от 1 года до 3 лет). В период развития ребенок овладевает богатым и сложным языком: от начального гуления и лепетания до ритмичных звуков и осмысленных предложений с использованием различных частей речи. Задержка темпов речевого развития говорит о том, что нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса, который должен формироваться с раннего возраста у детей до 3-4 лет. У некоторых детей процесс освоения языка происходит более медленно.

Нормы речевого развития

Чтобы понимать, какие признаки являются показателями задержки темпов речевого развития, необходимо знать нормы:

К 1,5 годам пассивный словарь насчитывает более 200 слов. Именно такое количество слов ребенок должен понимать и правильно показывать (животных, игрушки, бытовые предметы, цвета). Сюда же входит и понимание небольших грамматических конструкций на бытовые темы («возьми ложку», «хочешь пить?»). В активном словаре должно быть минимум 15-20 слов.

К 2 годам речь должна являться уже основным средством общения ребенка со взрослыми. В этом возрасте он охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми людьми, но речь еще не становится средством общения детей друг с другом.

Исследования показывают, что к 2 годам в норме ребенок уже может формировать предложения, состоящие из 3-5 слов. Если ребенок в 2 года этого делать не умеет, то уже можно говорить о задержке речевого развития.

После 2 лет наблюдается «лексический взрыв», когда ребенок самостоятельно формирует предложения и стремительно наращивает свой словарь.

С 2 лет специалисты уже могут поставить диагноз «задержка речевого развития». Однако на практике некоторые логопеды и родители предпочитают ждать появления речи до 2,6 лет. Это пограничная ситуация. С одной стороны, если ребенок не начал говорить в 2 года, это уже ЗРР. Но на практике многие дети успевают «выровняться» до нормы за эти 6 месяцев при условии, что имеют большой пассивный словарь и нормальное развитие в других сферах. В том случае, если фразовая речь не сформировалась к 2.6 годам, ждать дальше не имеет смысла, можно потерять драгоценное время.

К 3 годам словарный запас ребенка достигает 1200-1300 слов, обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи, она становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Темповая задержка речевого развития характерна для детей, у которых есть понимание обращенной речи, но сами они не говорят. Ситуация, когда ребенок «все понимает, но не говорит», без своевременной коррекции может привести к вторичной задержке психического развития, потому что после трех лет мышление и интеллект развиваются уже в вербальной форме. Кроме того, речь играет большую роль в произвольной регуляции поведения. По мере развития экспрессивной речи у ребенка постепенно формируется так называемая внутренняя речь, которая сопровождает процесс мышления и управления деятельностью. Это база для формирования интеллекта и личности.

Причины задержки речевого развития

Причины задержки речевого развития условно можно разделить на органические и психологические. К первой группе относят нарушения в период внутриутробного созревания, черепно-мозговые травмы, различные инфекции, повлиявшие на развитие ребенка, тугоухость, неврологические проблемы.

Одной из самых главных психологических причин, которая может негативно влиять на речевые способности, является неблагоприятный климат в семье, в которой растет и воспитывается ребенок. Если он часто наблюдает ссоры и ругань, или на самого ребенка часто кричат, то у него копится эмоциональный стресс, который может привести к ЗРР. Также к подсознательному отказу от речи могут привести дисгармоничные стили воспитания, такие, как доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность и другие. Также к данной группе относят сильный испуг и острые психотравмы, например, когда ребенок оказался в зоне боевых действий.

Еще одна из причин задержки речевого развития – педагогическая запущенность. Если с ребенком мало общаются, не вовлекают его в семейно-ролевое взаимодействие, часто включают ему мультфильмы на компьютере или гаджетах, не создают среду для получения новой информации, у него нет стимула говорить.

Речь не существует в отрыве от психики и нервной системы ребенка. Иногда в наш центр обращаются родители с жалобами только на то, что ребенок не говорит, в то время как проблема развития кроется намного глубже. Для некоторых детей диагноз «ЗРР» будет лишь начальным, и в будущем потребуется уточнение структуры дефекта, более тщательная диагностика и последующая коррекция. Например, тем детям, которым в 2-2.5 года неврологи ставили условный диагноз «задержка речевого развития», который лишь описывает текущее состояние развития ребенка, в 3-3.5 года могут поставить диагнозы «алалия», «общее недоразвитие речи» (ОНР), «расстройство аутистического спектра» (РАС), а еще позже – «умственная отсталость». Это обусловлено различными классификациями нарушений (медицинской и педагогической), а также существующей системой диагностики. Для постановки более точного диагноза необходимо время, различные диагностические процедуры и обследование ребенка различными специалистами (невролог, сурдолог, логопед, нейропсихолог, психиатр). Задержка речевого развития – явный признак, что нервная система не в порядке, поэтому именно с этого диагноза начинается исследование состояния психики и уровня ее развития.

Конечно, не все случаи детей с ЗРР такие тяжелые. Часто к 3-3.5 годам при своевременной коррекции ребенок «выравнивается» так, что отличить от нормотипичного ребенка невозможно. Учитывая, что в логопедические детские сады принимают только с 4 лет, коррекцией ЗРР у таких детей занимаются логопеды из коммерческих центров.

Популярный вопрос, который задают многие мамы на первичной консультации: а может ли задержка речи компенсироваться без коррекции? Самопроизвольно ЗРР компенсироваться может при удачном стечении обстоятельств и исключительном везении. Но шансы очень малы. И никогда нельзя сказать наверняка, какова вероятность к такому исходу у конкретного ребенка.

Существует мнение, что если кто-то в семье поздно заговорил, то такая особенность может передаваться по наследству. Это не так. Передаваться по наследству может патология нервной системы, которая приводит к задержке речи. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать до 3 лет.

Специалисты нашего центра рекомендуют не затягивать с консультацией логопеда, если в 2 года ребенок не разговаривает. Ранняя диагностика и коррекция – залог эффективного преодоления задержки речевого развития.

Определение степени задержки речевого развития

Иногда к нам обращаются клиенты, детям которых в карточке для детского сада написали следующее: «ЗРР 3 степени», «ЗРР 2 степени», «ЗРР 1 степени». Что под этим имеется в виду? Диагноз «задержка речевого развития» может поставить как логопед, так и невролог. Сам по себе термин «ЗРР» описательный: он лишь подтверждает факт, что речь развивается не по норме, без указания на структуру дефекта и причины нарушения. Степени развития речи определяют логопеды, объединяя в своих записях вполне конкретный диагноз «ЗРР» и степень развития речи. Чтобы понимать, что же такое ЗРР 3 или 1 степени, вкратце познакомимся именно со степенями развития речи. 1 степень является самой «жесткой». Она характеризуется лепетанием, звукоподражанием, отсутствием связных предложений, в употреблении ребенка только отдельные осмысленные слова, как правило, касающиеся бытовых предметов.

2 степень – ребенок строит предложения, но слова могут носить «лепетный» характер, быть незаконченными. Начинается использование различных грамматических форм.

3 степень – у ребенка имеется развернутая речь с небольшими отклонениями в произнесении звуков, грамматических форм слов.

Несмотря на общепринятое деление по степеням (уровням/стадиям) у двух детей с одинаковыми записями в карточке могут быть совершенно разные трудности. С одним ребенком нужно больше заниматься грамматикой, а с другим – объяснять разницу между звуками.

Коррекция ЗРР

Лечением задержки речевого развития занимаются, как правило, неврологи и логопеды. В тех случаях, когда задержка речи обусловлена психологическими причинами, к коррекции подключается психолог.

Например, в практике нашего центра был случай, когда неврологически абсолютно здоровый мальчик в 3 года совсем не разговаривал. Причиной был психоэмоциональный отказ от речи и педагогическая запущенность. Семья была с хорошим достатком. Мама родила сына почти в 40 лет, и ее стиль воспитания был непоследовательным. С одной стороны, гиперопека с низким уровнем запретов и требований. В 3 года ребенок не посещал детский сад, только «развивашки». Не был приучен к горшку, постоянно находился в подгузниках (не потому, что отказывался ходить на горшок, а по причине того, что мама не начала приучение до обращения в центр). В дополнение к этому было выявлено, что мама переносит на ребенка подсознательные эротические чувства: она практиковала совместный сон и ночные кормления грудью (по рекомендациям ВОЗ рекомендуется сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. По мнению психологов, после 2-х лет кормление грудью отрицательно влияет на формирование личности и на детско-родительские отношения, ухудшает сепарацию ребенка от матери). В то время как с мужем у мамы мальчика были прекращены сексуальные контакты, и готовился развод (она призналась, что «ей не нужны больше мужчины, ведь теперь есть сын»). Со стороны такое поведение кажется вполне безобидным, ведь просто мама спит вместе со своим трехлетним сыном, но психологически это очень нездоровая почва. Кроме того, часто мама срывалась на ребенке, так как он был «неудобным», регулярно шалил и не слушался. Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как «эмоциональные качели»: от любви до ненависти один шаг (часто такое явление можно наблюдать во взрослых парах мужчины и женщины). С одной стороны, полное потакание прихотям ребенка, его инфантилизация, с другой – сливание агрессии и гнева на него же. Вследствие этого у мальчика развилась сильная задержка речи и психического развития. Мама была направлена к психотерапевту.

Чтобы максимально быстро и эффективно помочь ребенку с диагнозом ЗРР, центр «Эмбер» перед началом занятий с логопедом или дефектологом рекомендует провести консилиум специалистов. Он помогает, прежде всего, установить причины ЗРР, понять, насколько серьезная у ребенка задержка и не скрываются ли под ней более сложные диагнозы. Принимает ли ребенок какие-нибудь лекарства, назначенные неврологом, какие слова он знает и употребляет, каков его пассивный лексический запас, нет ли каких-либо дополнительных диагнозов или отклонений – все это важно для составления коррекционного плана занятий. Коррекцией речи при ЗРР занимаются логопед и дефектолог, реже с ребенком или семьей работает психотерапевт или психолог.

Специалисты Центра Ember в своих занятиях при необходимости применяют различные методики:

Важная составляющая нашей методологии – создание благоприятной обстановки для ребенка, формирование положительной мотивации для речи. Также огромное значение мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики, которые сильно влияют на развитие внимания, координации, воображения, образования новых нейронных связей. Наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми с диагнозом ЗРР и к каждому находят свой подход, чтобы ребенок с удовольствием приходил на занятия, не боялся и не стеснялся работать над своими трудностями и в итоге справился с поставленным ему диагнозом на радость родителям и близким.

До 2 лет мальчик вообще не говорил, в 2,2 года было частичное звукоподражание («мяу», «бабах», «пи-пи», «топ-топ») и несколько слов, обозначенных первым слогом.

Стал заниматься на дому с нашим логопедом-дефектологом Цветниковой Л.В. 2 раза в неделю, прошел курс логопедического массажа и один курс Томатис-терапии. Стремительно стал нарастать лексический запас, появилась фразовая речь, стал запоминать и воспроизводить стихотворения и песенки. В итоге в возрасте 2.8 лет диагноз ЗРР неврологом был снят.

Запишитесь на консультацию логопеда по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *