что такое тембр голоса у человека
Что такое тембр голоса🤔: виды и возможность определения собственного
Доброго времени суток! Что такое тембр голоса – это функция, отвечающая за яркость и индивидуальность звучания, проявляющаяся в момент пения. Звук можно определить по основному тону и дополнительным звукам, которые называют обертоном. Если количество обертонов будет большое, то голос будет звучать ярче и красочнее. Чтобы у мужчин или у женщин голос был завораживающий, необходимо тренировать дикцию и обладать большим количеством обертонов.
Виды тембра голоса
Какие бывают тембры голоса? Самым приятным звучанием можно считать обладателей верной модуляцией низких и высоких тонов. Хороший нюанс в том, что добиться поставленного голоса, как и профессионального звучания может любой человек. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо научиться управлению частотности голоса и эмоционального окраса. Добиться этого возможно благодаря учителю по пению.
Разновидность звучания:
Мужское
Женское
От чего зависит тембр голоса
Основным моментом при формировании звука выступают связки голоса. Обнаружить одинаково поющих людей не представляется возможным. Звучание не подлежит кардинальным изменениям, разве что в редких случаях. Но при помощи преподавателя, у вас появится такая возможность.
Как определить тембр
К сожалению, самостоятельно мало кому удастся разобраться с определением собственного тембра. Самостоятельно имеется возможность только предполагать к какому виду голоса имеется предрасположенность. Чтобы определить наиболее точно свою предрасположенность, нужно воспользоваться спектрометром. Этим оборудованием изучается исходящий звук, а в дальнейшем классифицируется его направленность.
Как изменить тон голоса
Очень много людей желают изменить звучание и тембр голоса. Чаще всего этого желают певцы, актеры и телеведущие, да и в принципе все, у кого деятельность связана с большим количеством общения.
Тембр бывает разным и какой тональности именно он может быть зависит от индивидуальности индивида. Особое внимание уделяют возможному объему и формам трахеи и резонатора во рту. В том числе стоит обратить внимание на возможную плотность соприкосновения связок голоса. По этой причине тембр не изменяется по желанию.
Но имеется возможность поменять окрас исходящего звука, разнообразив его низкими и высокими обертонами, определив необходимый баланс. Главное упражняться, как минимум, в произношении мягкого звука «г».
Большое влияние на звук имеют как губы, так и расположение языка. Пробуйте экспериментировать, менять расположение челюсти и разговаривать с фиксированной нижней губой.
При достижении 3-х летнего возраста, можно заметить изменения в модели произношения звуков, проявляется зажатость. Начинает контролироваться громкость и интонация, напрягаются связки и по итогу используются небольшие возможности организма.
Что влияет на звучание
Вот и стали известны виды тембров. Что можете сказать о видах голосов людей? Поделитесь своей информацией в комментариях.
Упражнения для развития тембра голоса
Голос – важная часть имиджа делового человека. Красивый голос имеет свойство завораживать сознание, заколдовать и расположить владельца к любому человеку. Этим объясняется всенародная любовь к слушаниям и исполнению песен. Теле и радио журналисты, адвокаты, политики и другие публичные персоны, жаждущие славы и всеобщего признания, на заре карьеры не жалеют денег и сил на тренировку голоса речи.
Интересно! Специалистам давно известно, что правильно поставленный тембр определяет почти 30 % успеха. Впрочем, если постараться с тренировками, этот показатель может достигать и 100 %. Всем известно, что при наборе ведущих на радио специальное образование отводится на второй план, а первым выступает наличие колоритного тембра.
Тот тембр, который сейчас есть, определен многими факторами, главными из которых являются анатомические особенности связок и текущее психологическое состояние человека. Среди людей, чья профессия не затрагивает привлечение внимания публики, возможно, упражнения для развития голоса не актуальны. Хотя зря. Ведь тембр относится к невербальному виду коммуникации, то есть, он сам по себе может расположить человека или, наоборот, оттолкнуть, не зависимо от произносимых слов.
Приятная новость заключается в том, что каждый может тренировать свои связки и добиться отличного тембра, который публика будет готова слушать часами. Или, возможно, работа с дыхательными путями откроет новые грани личности и проложит путь к вокальной карьере.
Как объяснить понятие «тембр голоса»?
Что можно преподавать годами в музыкальных учебных заведениях? Почему для сценической карьеры музыкальное образование обязательно? Дело в том, что теоретическая часть музыки содержит очень много интересных вещей. Их невозможно повторить без помощи специалиста и без участия инструментов, но знать об этом будет полезно всем.
Возможно, не все знают, что тональность не полностью подчиняется генетическим факторам. Могут быть общими с родителями и родными только строение верхних дыхательных органов. Учитывая их пластичность, связки можно натренировать с помощью вокальных упражнений для развития голоса.
Чтобы понять механизмы развития голоса, нужно определить, что такое тембр? Музыканты в этот термин закладывают индивидуальные характеристики тональности, его богатство и теплоту.
В тембре отличают два фактора: ведущий тон и его конкретный оттенок – обертон. Если оттенок ведущего тона низкий и теплый, такими же характерами обладает и голос человека.
От чего зависит тембр голоса?
Тембр голоса имеет свойство часто меняться, особенно у женщин. Например, в зависимости от настроения человека. Также существенное влияние играет текущее психологическое состояние человека, уровень его здоровья и степень усталости. При наличии таких факторов голос теряет яркость и становится монотонным.
Стресс вызывает напряжение плечевых мышц и верхней части спины. В тканях появляется тяжесть, что препятствует яркому звучанию.
При произношении звуков участвуют несколько органов, которые определяют его конечное звучание. Вот факторы, влияющие на качество воспроизведения звука:
Это фундаментальные характеристики. Кроме этого, есть факторы, которые самопроизвольно меняют тон звука. К таким относятся:
Но эти факторы имеют временный характер. В этот период нет необходимости утруждать себя, прибегая к упражнениям для развития голоса. Тембр восстановится, как только раздражающий фактор будет устранен.
Виды тембра
Когда человек находится в спокойном расположении духа и эмоционально стабилен, его манера разговора и тембр также окружающим кажутся привлекательными. Некоторые люди обладают таким свойством от природы. Другим необходимо прилагать усилия, чтобы тон речи не выдавал все внутренние проблемы. Но тренировка голоса творит чудеса – человек очень легко научится управлять им.
При этом нельзя отбрасывать роль эмоций, чувств и даже положения тела. Не зря будущих певцов учат не только развитию голоса для пения, но и управлению телодвижениями и мимикой лица. Все эти факторы вместе производят нужный эффект в сознании зрителей.
Теория музыки отдельно рассматривает мужской, женский и детские тона. Каждый из них имеет свои названия. Мужские звуки имеют три типа:
Виды женских тональностей звука:
Детские звуковые тона делятся на два вида: альт и дискант.
Данная терминология применяется в исключительно профессиональных кругах. Более простая и понятная классификация подразделяет голоса на мягкий, холодный, твердый, жесткий, слабый и другие виды. Однако нельзя сказать, что каждый из этих типов характерен для одного человека. Профессиональные певцы умеют воспроизводить каждый тип тембра.
Как определить тембр?
Определить звучность тона без профессиональных знаний достаточно сложно. Но те, кто имеет представление о типах тембра, могут предположить о принадлежности тембра к тому или иному типу.
Есть специальное устройство – спектрометр. Он дает более точные результаты. Устройство анализирует тональность звука и поможет отнести к той или иной категории. Оно состоит из микрофона и усилителя голоса. Фильтры, встроенные в устройстве, воспринимают звуковые сигналы, делят их на мелкие составляющие и выдают результат. Для определения типа своего тембра необязательно петь. Прибор умеет анализировать даже в обычном темпе разговора.
Многим интересно, как они звучат со стороны. Некоторые, впервые услышав себя со стороны, бывают удивлены или шокированы. Дело в том, что ввиду анатомических особенностей, мы слышим себя по-другому, через внутренние звуковые каналы. Наше среднее ухо искажает звуки.
Есть простые варианты определения. Самый доступный из них – записать свою речь на диктофон и прослушать. Лучше всего, если это сделает другой человек, незаметно. Это будет более естественная версия.
Другой способ – зажать одно ухо ладонью и проговорить или петь. Этот нехитрый прием снижает искажение через внутреннее ухо, и мы услышим собственную персону максимально похожей на то, как нас слышат другие.
Такой же эффект дадут и два куска картонной бумаги, приложенные к ушам в момент пения или речи.
Если собственный тон не нравится, то не стоит расстраиваться. Его можно полностью скорректировать с помощью специальных упражнений или тренировок голоса для пения.
Как измерить тембр голоса?
Как уже упоминалось, в этом поможет спектрометр. После того, как тип голоса будет определен, необходимо решить – каким хочется его услышать? В зависимости от этих желаний, подбираются песни для развития голоса и другие упражнения.
Интересно! В особо критических случаях голос можно изменить хирургическим способом. Верхние дыхательные каналы расширяются принудительно. Но такой метод не подходит тем, чьим аргументом является просто «не нравится».
Также многие ай-ти специалисты знают, что голос можно изменить до неузнаваемости с помощью компьютерных программ. Есть даже слухи, что некоторые известные певцы не обладают певческим талантом от природы, а используют технически синтезированный звук.
Для постановки правильной тональности необходимы несколько условий:
Если с первыми двумя пунктами все понятно, то вторые требуют разъяснения. Пластичность языка и губ достигается с помощью выразительного произношения согласных букв. Для очищения связок следует громко и длинно произносить гласные буквы: ии, ээ, уу, ыы и т. д.
Специалисты считают, что регулярные тренировки в течение 2-3 недель дадут ощутимые результаты.
Урок 5. Тембр и высота голоса
Тема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.
Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.
В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.
Содержание:
Наши задачи понятны, поэтому в путь!
Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов. Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.
Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.
Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше.
Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано.
Тем не менее у большинства людей голос находится в рамках диапазона или баса, или баритона, или тенора (у мужчин), либо в рамках контральто, либо меццо-сопрано, либо сопрано (у женщин), даже не достигая крайних нот диапазона. Поэтому традиционная классификация голосов для определения тембра большинства людей полностью пригодна. Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса.
Тембры голоса у мужчин:
На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках.
Тембры голоса у женщин:
Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант.
Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018].
Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились.
Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма.
Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше.
Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания.
Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.
Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек. Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей.
23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными.
Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться!
Как управлять тембром и высотой голоса
Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.
Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!
Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.
Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.
Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.
Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.
Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.
В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:
Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.
Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.
Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.
И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.
В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.
Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.
Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.
Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:
1 | Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом. |
2 | Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной. |
3 | Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной. |
4 | Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями. |
5 | Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи. |
Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:
Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].
Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:
И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.
Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:
Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:
К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:
Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:
Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.
Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:
И, конечно, видео на эту тему:
Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:
Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь давайте изучим тему громкости и силы голоса.