что такое тематическая программа в доме культуры
Виды тематических вечеров: вечер- портрет, вечер- встреча, вечер вопросов и ответов, жанровые вечера (литературные, музыкальные, театральные, этнографические и др.). У каждого вида вечеров свое назначение, своя специфическая методика подготовки и проведения в контексте общей методики подготовки вечера. Программа вечера- портрета полностью посвящена человеку (или группе людей со схожей судьбой.) О нем рассказывают, рассматривая его личность с различных углов зрения: как хорошего специалиста, как семьянина, как патриота своего народа, талантливого человека и т.п. Для участия в такой программе приглашаются коллеги по работе, члены семьи, ученики, участники творческого коллектива и просто хорошо знающие героя программы люди. Цель данной программы «изобразить» человека (написать его портрет) рассмотрев с разных сторон жизнедеятельности. В практике центров немецкой культуры данная форма работы очень популярна, так как у российских немцев множество достойных для подражания примеров в общественной жизни, литературе, искусстве; участников интересных событий и рядовых жителей, уважаемых и почитаемых односельчанами.(51, 145с.)
В основе вечера вопросов и ответов лежит получение информации по интересующим вопросам. После определения тематики и круга, интересующих аудиторию вопросов, для участия в вечере приглашаются специалисты, владеющие данной информацией.
Литературные, музыкальные, театральные гостиные, как культурно-досуговые программы камерного характера предполагают обилие выразительных средств (жанров литературы, музыкального, театрального) и непринужденное общение в аудитории.
Методика подготовки тематических вечеров включает в себя следующие элементы:
— выбор социально-значимой темы, определение цели программы, работа над идейно-художественным замыслом;
— подбор материала (документального, художественного,
— драматургическая организация материала (разработка сюжетного хода, композиционное построение, составление сценарного плана или написание сценария);
— репетиционная работа: с ведущими, выступающими (по необходимости), с исполнителями художественных номеров, отбор художественных фрагментов и наглядных средств;
— подготовка музыкального и светового оформления, проверка технического оснащения;
— подготовка художественного оформления: аудитории, в которой планируется проведение программы, костюмы, бутафория, подготовка выставки, плакаты и газеты и др.;
— информирование о проведении вечера: изготовление афиши; пригласительных билетов, сообщение по местному радио и т.п.;
— решение организационных вопросов: обеспечение порядка; организация встречи гостей; приобретение призов и подарков, работа гардероба и другие вопросы.
Технология организации тематического концерта.
Проблему организации и проведения тематических концертных программ осветили в своих работах: Шапировский, Щербакова, А.А. Рубб (театральз. Тем. Концерт, пока закрыт занавес), И.А. Богданов (драматургия эстрадного представления) и И.А. Виноградский, Жарков.
Слово Концерт– это публичное выступление артистов по определённой заранее составленной программе (А.Д. Жарков).
Само слово КОНЦЕРТ (от лат. – состязаюсь) заимствовано из арсенала музыкальных терминов. Первые публичные концерты 18 века были исключительно музыкальными концертами.
В Большой энциклопедии дается следующие определение концерта: «Концерт – это публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе».
Основные виды концертов – музыкальный (филармонический, литературный, эстрадный – классификациции концертных программ представлены в работах Жаркова, Клитина и Шапировского. Авторы утверждают, что все предложенные классификации носят условный характер. Но мы обратимся к одной их классификации в которой на ряду со смешанным, юбилейным, и театрализованным концертами рассматривается тематический концерт. «Любой концерт – замечают Богданов и Виноградский- в той или иной степени являются тематическими, или многотематическими», но в тематическом концерте, какая то тема выделяется как главная основная ведущая.
Обратимся к понятию «Тема»
Главная ведущая тема в тематическом концерте определяется событием, которому он посвящается.
Если попытаться объединить темы концертных программ в отдельные группы, то получится следующая картина:
1. В первую группу входят концертные программы, посвященные значительным событиям в истории и современной жизни нашего общества. (Например «День победы»; «день России» (12 июня). «День народного единства» «День защитника отечества» и др.
2. Тематические концерты посвященные профессиональным праздникам.»День учителя», «День медицинского работника», «день шахтеров» «День работников культуры» и т. д.
3. К третьей группе мы относим тематические концерты, посвященные проблемам любви, семьи, детства. «День матери», «День защиты детей и др.
4. В 4 группу мы объединяем тематические концерты преимущественно просветительской направленности в различных областях литературы и искусства. Это могут быть как эпизодические программы, так и циклы, продолжительность которых будут определять авторы проектов с учетом с учетом зрительского интереса. Примером одного из таких циклов могут служить Т.В. проекты «Романтика романса» ( ведущие Святослав Белза, литературовед, критик, музыкальный обозреватель канала «Культура» и оперная певица Мария Максакова). Второй долговременный цикл на этом же канале культура «Послушайте» посвящен поэтам и поэзии. Автор, ведущий и исполнитель 1 его части является известный артист театра и кино Вениамин Смехов.
А студентами нашей специализации были разработаны программы тематических концертов «Поэты – пятидесятники, а сейчас готовится к выпуску проект одного из наших дипломников Тема ВОВ в поэзии К.Симонова». Будем наедятся, что эстафету продолжат другие курсы.
Итак, выбрана тема будущего концерта, и мы обращаемся к технологии разработки организации тематического концерта.
Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Технология-это такая специально организованная деятельность, которая представляет собой систему последовательно осуществляемых и взаимосвязанных стадий (этапов), процедур и операций, которые выполняются или менее однозначно и способствуют наиболее эффективному достижению цели.
Технология– это деятельность, ориентированная на получение конечного результата или цели максимально эффективными способами.
1 этап. Разработка замысла: уточнение темы, конкретизация ее аспектов и определение идеи, т.е основной мысли тематического концерта. Идея – сверхзадача (во имя чего). По Станиславскому всегда эмоциональна она проявляет гражданскую позицию сценариста и режиссера. Идейно – тематитечский замысел определяет направление отбора документального и художественного материала для сценического решения.
Технологический процесс выстраивается следующим образом: постановщик выдает планы задания всем отделам творческой группы с указанием сроков исполнения. Сам же режиссер постановщик будет выполнять функции главного организатора и координатора процесса подготовки тематического концерта в соответствии с его замыслом.
Поскольку главным структурным компонентом концерта является номер, а в тематическом концерте (в отличие от сборного) все номера должны соответствовать теме ( что является сегодня большой проблемой даже для ТВ эстрады) руководители худ. Коллективов готовят новые номера, или приглашают номера из других творческих коллективов. Реж. Постановщик отсматривает номера и продумывает их композиционную организацию в концерте.
Каждый из таких концертных номеров должен оставлять у зрителя целостное впечатление. Таким образом, для концертного номера характерна законченность. Краткость и точность исполняемого номера обусловлены еще и тем, что каждый из из них как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала.
Клитин С.С. ( эстрада: проблемы теории, истории, методики) называет три основных принципа построения концертной программы: разнообразие, контрастность, неожиданность. Номера в тематическом концерте обеспечивают эмоционально – образную линию развития темы. А смысловую нагрузку, информационно – логическую линию развивают ведущие концерта. И это вторая отличительная особенность тематического концерта от других его разновидностей.
Ведущий – ( пишет Рубб в работе «Театрализованный тематический концерт» не персонаж, декларирующий идею. Не случайно в Толковом словаре Вл.Даля слово «вести» разъясняется не только значении «вести за собой», «Указывать путь», что само по себе немаловажно, а и «раздумывать, задумываться о чем-то».
Ведущий и ведет концерт, и вводит в него зрителей, и комментирует происходящее на сцене, и может вмешиваться в действие. Задачи ведущего как действующего лица – весьма широки. Но в любом случае его роль несет идейную нагрузку концерта. Именно Ведущий, более чем кто-либо другой, выражает идею концерта.
Ведущий и ведет тематический концерт, и вводит в него зрителей, и комментирует происходящее на сцене, и может вмешиваться в действие, именно Ведущий, более чем кто-либо другой, выражает идею концерта. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. В таком концерте номера подбираются в соответствии с заявленной в сценарии темой.
1. Рождение замысла, возникновение видения, режиссерского и сценариста, Шубин и студикина – написание сценария – должен быть зрелищным.
2. Режиссеры заказывают номера, если нет соответствующей данной теме. Отличие тематического от сборного выражается в том, что в тематическом постановщику не всегда хватает достаточного количества уже имеющихся номеров. Или данные номера не совсем относятся к теме концертного зрелища, в этом случае приходится специально выбирать и заранее готовить все номера по данной теме. В этом и заключается отличие.
Основные функции ведущего тематического концерта являются: информационная, репортерская и комментаторская, функция интервьюера. Сверхзадача ведущего ведущего – формирование активного личного и гражданского отношения к теме концерта и отдельным ее аспектам. В театрализованном концерте ведущие работают в образе по тематике концерта. Специфика работы ведущих в тем. Концерте является 3 ей его отличительной особенностью.
Одна из задач реж. Пост. Работа с ведущими над созданием текстов и их воспроизведением. В репетиционном процессе постановщик сводит художественные номера концерта с информационными эпизодами ведущих; простраивает все части композиции от пролога до финала, добиваясь целосности концертного действа.
Совместно с художником – оформителем, звукорежиссером, всеми техническими службами создает необходимую сценическую атмосферу, включая в нее вторую составляющую – исполнителей, простраивает мизансцены и темпоритм программы. Примеры!
В настоящее время особенно актуальизировались потребности в ярких действенных средствах просветительской и воспитательной направлений социально – культурной деятельности. И мы считаем, что тематическая концертная программа является одним из таких эффективных средств. Следовательно перед сценаристами и постановщиками стоит задача совершенствования тематических концертных программ.
Можно сокращать по желанию.
И, как справедливо замечает Рубб, тема требует ещё выделения и разработки аспектов (если крупная). Каждое событие, каждая знаменательная дата имеет своё содержание, неповторимый образ, но само событие, например, годовщина Победы, неоднозначно. Здесь и история войны, и беды первых дней войны, и разгром немцев под Москвой, и Сталинградская битва, и фронт и тыл, и женщины на войне, и партизаны, и миллионы невернувшихся, наконец, победа со слезами на глазах. И разве можно вместить в одну программу 4 долгих года войны? Это означает, что в самом начале на этапе разработки замысла режиссеру необходимо выбрать среди множества аспектов этой большой чрезвычайно и значимой для нас темы, выбрать один два три аспекта, чтобы суметь их рассмотреть их глубоко, ярко, достойно.
Чаще всего посвящаются значимым праздникам, день работника культуры и т.д.
Следует отметить, что все вышеназванные авторы определяют номер как отдельное, композиционно завершенное, уравновешенное во всех частях, небольшое, законченное сценическое произведение любого жанра со своей завязкой, кульминацией, развязкой.
Каждый из таких концертных номеров должен оставлять у зрителя целостное впечатление. Таким образом, для концертного номера характерна законченность его драматургии, но поскольку отдельный номер продолжается всего несколько минут, его драматургия как правило построена напряженно и протекает весьма ограниченное сценическое время. На эстраде счет идет на секунды, полминуты, прошедшие неинтересно для зрителя, наносят эстрадному номеру. Концерту, непоправимый ущерб.
Краткость и точность исполняемого номера обусловлены ещё и тем, что каждый из них, как правило, рассчитан на мгновенную реакцию зрительного зала, иначе провал неизбежен.
Таким образом, на первоначальном этапе работы над тематическим концертом сценарист и режиссер (а часто одно лицо) отбирают корректируют дорабатывают концертные номера и следующий шаг (технологичский) – это разработка композиции всего концерта. Композиция концерта – это связывание номеров в единое целое с целью полного раскрытия тем ы концерта. Всегда следует помнить, что полное художественное выражение приобретает в своеобразном соревновании номеров между собой. Кстати, слово концерт означает с латинского – состязаюсь.
Композиция как известно строится по следующим законам:
Пролог – сразу завязка действия в концерте.
Развитие действие – динамичное, лот одного номера к другому
Кульминация как самая точка в развитии темы
Развязка и финал, в отличие о т театральной драматургии развязка либо соседка, либо финал. Торжество идеи. Но тематический концерт невозможно представить без ведущего. И в технологии постановки тематического концерта большое место и в работе у режиссера большое место занимает в постановке работа режиссера с ведущим.
Тематичнские концерты отличаются от других не только наличие темы, но и тесно сливаемой информационно-логической и эмоционально-образной линией в едином сценарии. И вот как раз ведущий обеспечивает информационно-логическую линию тематического концерта.
И тут пошёл на примере день чего
2. Номера в соответствии с темой, композицией.
Следующий этап – монтаж номеров, связок ведущего в тематическом концерте. Авторы РУББ, БогдВиногр, Жарков, рассматривают такие приёмы монтажных соединений как параллельный монтаж, контрастный монтаж, одновременность.
Последовательный – когда все номера выстроены в определенном логическом порядке, продолжаяодин другого. Чаще всего в основе такого расположения лежит временная или хронологическая последовательность. Например…
Параллельный – в нём действие происходит одновременно, дополняя и обогащая друг друга по принципу прямой параллели. Например, если позволяет площадка, то в двух её частях. ДЮЦ – выступают дети и их поддерживают параллеьно коллективы радуга свой номер делают на втором плане хороеграфический, пластический. Или на одной площадке один коллектив. ФИЛАРМОНИЯ. И вокальный, и хореографический.
Постановщик заботится от темпоритме, и здесь ведущие в первую очередь и композиция обеспечивают.
Найти примеры.
В отличие от сборного, в тематическом концерте блоки, а точнее, его эпизоды,создаются по принципу смысловых, в том или другом повороте раскрывающие тему и главную мысль концерта.
При этом каждый эпизод такого концерта имеет свой собственный сюжетный ход, свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. При этом, и это очень важно для театрализованного тематического концерта, все его эпизоды логически и художественно тесно связаны между собой общей темой концерта,его сюжетным ходом. Имея относительную самостоятельность, они, по сути, являются частью целого.
Значит, продумывая содержание и построение каждого эпизода, режиссер (или сценарист) должен, во-первых, определить его тему так, чтобы она органически соотносилась с темой всего концерта; во-вторых, отобрать в эпизод те номера, которые в результате создадут и его внутреннюю драматургию и ее внешнее выражение.
Самый характерный пример создания сценария для тематического концерта — это предложение отметить специальной концертной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников: День шахтёра, День милиции, День студента.
Для разработки сценариев тематических концертов постановщику необходимо изучать соответствующие исторические документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связанные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциациям.
Сейчас тематический эстрадный концерт в современных условиях претерпел некоторые изменения, модицифицированная модель представлена следующей структурой.
Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится предусматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц (чиновники из президентской администрации, то руководства города, депутаты различных уровней и т.д.). ОБЫЧНО В НАЧАЛЕ, реальные герои. Кто чествует, кто дарит подарки, а потом сам концерт.
Другая модель – когда включаются, походу концерта с поздравительными речами. На ТВ.
Любой тематический концерт, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема.
Практика учреждений страны показывает, что тематические играли и играют важную роль в решении следующих основных задач:
1. Формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека.
2. Воспитание нравственных качеств личности.
3. Формирование эстетического отношения к действительности.
4. Воспитание общественной активности.
5. Стимулирование всестороннего развития личности.
ВЫВОД. Про гражданскую позицию режиссера и т.д
Тематический концерт превращает в эстрадный, дивертисментный, сборный концерт! ТВ. Нарушена атмосфера. Ведущий – роль, критические моменты.
Сегодня следует говорить, что к тематическим концертам часто бывают не готовы не только самодеятяльные коллективы, культурно-досуговые центры набрать к каждому концерту, но что странно телевизионная эстрада крайне редко предлагает примеры высоких теамтических концертов. Когда от пролога до финала всё выстроено, и тематические номера. Отвечающие этому событию. Сегодня технология орг-ии остается актуальной проблемой.
Для организации тематического концерта чрезвычайно важно формирование сверхзадачи на стадии первоначального сценарно-режиссерского замысла. Мы разделяем мнение Корогодского о том, что сверхзадача явл-ся исходным горючим и много творческом процессе зависит от того, что художник хочет сказать зрителям художник и коллектив в целом концерте.
Сверхзадача (корогодский) чувство творца, его духовные, гражданские, эстетические принципы, заряженные страстью. Сверхзадач – боль и радость создающей стимул работы.
Движимые сверхзадачей режиссер и вся творческая группа исполнителей тематического концерта, посвященной событию, прокладывали через всю программу её основную тематическую линию. РЕАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ДЕНЬ МАТЕРИ И Т.Д темпоритм может страдать, и даже исполнители. ПРИМЕРЫ
Мы можем сказать, что режиссерский замысел рождается в процессе поиска действенного сценического решения концерта (представления, спектакля), в процессе уточнения его темы, идеи, цели, формы и т.д. При этом именно в замысле проявляются не только особенности таланта режиссера, но и его мировоззрение, гражданская позиция, увлеченность темой и идеей.
Поиск замысла — обычно начинается с определения темы и идеи будущего концерта. Правильное осмысление темы и идеи помогает режиссеру отобрать из всего многообразия материалов, связанных с событием, которому посвящается концерт, и из репертуара коллективов и исполнителей все то, что наиболее точно и ярко их выражает.
СЛОВАРЬ ФОРМ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Агитбригада
Небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.
Академия
Цикл мероприятий (занятий), посвященных обучению пользователей основам информационной культуры.
Акция
(от лат. actio) действие, выступление (например, политическая акция, дипломатическая акция).
PR-акция
Разнообразные мероприятия, направленные на увеличение популярности библиотеки (книги, писателя) и ее (его) узнаваемость.
Арт-встреча
Встреча с искусством.
Арт-пространство (выставочный зал)
Художественная акция (творчество), активно внедряющееся в реальное пространство, при этом само пространство выступает в качестве арт-объекта, или служит лишь обрамлением для него.
Арт-час
Альманах
(от араб. Альманах — календарь), мероприятие о книгах (произведениях, авторах) объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку.
Ассамблея
Разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХVIII века. В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пили кофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. В библиотечных условиях возможны творческие выступления, как читателей, так и библиотекарей.
Ассорти
Мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
Атака мозговая (мозговой штурм)
Интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.
Аукцион знаний
Творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колокольчик.
Аукцион интеллектуальный
Интеллектуальное состязание, где можно «продать» и «купить» материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Цель: укрепление авторитета. Знания, стимулирование интереса к интеллектуальным и художественным ценностям, источникам информации.
Специально организованное развлечение, центральное место в котором занимает танцевальная программа. Литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённым порядке.
Бал-маскарад
Балаганчик
Маленькое, веселое, шутовское действие, явление подобное балаганному представлению, по духу передает атмосферу народного праздника.
Бенефис
Беседа
Диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением докладчика и продолжается разговором с аудиторией.
Беседа-диалог
Беседа в форме диалога двух ведущих.
Беседа-диспут
Беседа с элементами диспута (спора).
Беседа с элементами игры.
Беседа-обсуждение
Беседа с элементами обсуждения.
Беседа-практикум
Беседа с практическими занятиями.
Биржевые торги
Дни информации могут быть посвящены краю, фольклору, отрасли науки и др. Выставки включают литературу по профилю «брокерских контор». Председательствуют на торгах библиотекари, педагоги либо старшие читатели.
Блиц
Какое-либо мероприятие, очень быстрое, проводимое за короткое время или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время
Блиц-опрос
Очень быстрый, проводимый за короткое время опрос
Блиц-турнир
Состязание, проводимое за короткий промежуток времени
Соревнование между группами с использованием, например, взаимообмена знаниями.
Бой интеллектуальный
Соревнование знатоков чего-либо, интеллектуалов.
Бой ораторов
Брейн-ринг
Игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Их преимущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого коллектива.
Блиц-игра
Брифинг
Встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации
Вернисаж
мероприятие, посвященное художественному творчеству, проводимое в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица.
Вечер
Вечернее собрание, дружеская встреча целью развлечения. Могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими и т д.
Вечер вопросов и ответов
Вечер
Специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье. Разновидности: вечеринка, посиделки салон, клуб, приём, ассамблея. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе, как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д.
Вечер-портрет
Вечер поэзии
Массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, может посвящаться творчеству одного поэта или отдельной теме.
Вечер поэтического настроения
Массовое мероприятие, которое посвящается поэзии, сопровождается чтением стихов всеми присутствующими или большинством.
Вечер-аукцион
Вечер с элементами аукциона.
Вечер-посвящение
Вечер, посвященный кому-либо или чему-либо. Вечер-реквием — вечер памяти, посвященный печальным или трагическим датам истории.
Вечер художественного чтения
Специально организованная программа выступлений в неформальной камерной обстановке. Чтецы один на один со слушателями, без грима, декораций, бутафории, световых эффектов, исполняют композиции по известны произведениям, читают стихи или рассказы.
Вечер-элегия
Музыкальный или лирический вечер, посвященный поэтическим или музыкальным произведениям, проникнутым меланхоличным, печальным настроением.
Гурман-вечер любителей…. жанра
Вечер, посвященный определенному жанру литературы, подготовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.
Комильфо-вечер (вечер хороших манер)
Вечер, посвященный этикету.
Вечеринка литературная
Встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для обсуждения литературных произведений, посвященная литературным темам, проведенная в непринужденной, дружеской обстановке.
Вечеринка светская
Встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для совместного проведения времени, отдыха, развлечения в непринужденной, дружеской обстановке.
Видеокомпозиция
Видео—мероприятие или его часть, связанное с записью и воспроизведением видеоинформации, несущая информацию об изображении и демонстрирующее его.
Видеовикторина
Показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским книгам.
Видеокруиз
Мероприятие-путешествие (круиз) с использование видеоматериалов.
Видеолекторий
Лекторий, использующий видеофрагменты.
Видеосалон
Цикл мероприятий, где показываются видеоматериалы (фильмы, клипы и т.д.).
Видеозанятие
Занятие, построенное с помощью видеоматериала Видеоэкскурсия — экскурсия, записанная и воспроизводящаяся с помощью видеоаппаратуры Видеоэнциклопедия — мероприятие, построенное по типу энциклопедии, с помощью видеоматериала Визит — официальное посещение, с деловой целью Визитки литературные — мероприятие, состоящее из кратких характеристик каких-либо произведений, книг, авторов поданных в интересной (можно театрализованной) форме.
Викторина
Викторины – занимательные вопросы по содержанию, теме.
Викторина-поиск
Мероприятие с элементами поиска ответов на занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.
Викторина-тест
Интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и нескольких вариантов ответов на выбор.
Викторина сюжетная
Интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т.д.
Шанс-викторина
Викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.
Экспресс-викторина
Быстро (за короткое время) проведенная викторина.
Электронная викторина
Викторина с применением компьютерных технологий.
Витражи
Литературные мероприятие о произведениях декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера.
Витрина литературная
Мероприятие, подготовленное для демонстрации предлагаемых книг, произведений, средство рекламы данных книг, произведений.
Встреча
Собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торжество по поводу прибытия кого-либо.
Встреча за самоваром
Встреча в камерной обстановке с угощением. Как правило, на фольклорную тему.
Встреча-интервью
Встреча, подготовленная и проведенная в форме интервью.
Встреча-презентация
Официальное представление, открытие чего-либо созданного, организованного (н-р, презентация нового журнала, книги, организации и т. п.).
Встреча с интересным человеком
Специально организованный диалог читателей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путешествие, героем и др.), в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).
Для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете). Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.
Является основой и естественной декорацией массового мероприятия в библиотеке. На их фоне мероприятие проводят, с них берут в ходе действия книги и предметы, к ним обращаются; они могут жить и после массового мероприятия как самостоятельная выставка.
Выставка – досье:
Создание выставки предполагает сбор фактических данных о чем-либо. Например: «Родословная флага, герба, гимна РФ». Данная форма выставки приемлема для подростков.
Можно оформить календарь народных примет, календарь профессиональных праздников, календарь литературных дат, детских праздников в мире и т. п.
Выставка-конфликт
Думается, что это еще одна из разновидностей «психологических выставок». Помощь обучающемуся в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести поиск возможных путей выхода из нее.
Выставка книжных иллюстраций
На выставке располагаются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будет интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где синтез текста и иллюстраций придают каждой неповторимый вид.
Выставка «Литературный герой»:
Выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовенок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки-фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение истории о герое, игры с героем и многое другое.
Читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело. «, «Я читаю эту книгу, когда мне грустно. » и т. д. Привлечет внимание детей и тема: «Как верно сказано. не мною. обо мне», эту выставку может организовать библиотекарь по произведениям русских классиков. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т.п.
Для подростков и старшеклассников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный поиск с последующим оформлением материалов. Например: «Интересные люди нашего села», «Наши односельчане — участники Великой Отечественной войны».
Выставка-почта
Выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.
Выставка-презентация (реклама, премьера).
Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, например, через заголовок-приказ «Девочки, новая книга для вас: прочтите!». Как полагаю, такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.
Выставка-ребус
Сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй, отгадай. «. Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.
Выставка готовится вместе с читателями — младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.
Организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов, понятий.
Рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например; «Макраме — это просто. «, «Наши руки не для скуки» и др. Как думается, она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее интересной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.
Живая выставка
Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т. д. По моим наблюдениям, эта выставка вызывает искренний интерес у дошкольников и младших школьников.
Газета живая
Спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жанров журналистики; передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.п. Газета может быть политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной. В газете могут быть постоянные рубрики. Можно использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова —сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты. Участники газеты (7-10 читателей), сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию, собственные костюмы (шапочки из газет; атрибуты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, и др.). Уместно музыкальное сопровождение.
Горница поэтическая
Комплексное мероприятие, оформленное как поэтическая встреча в обстановке народного быта. Здесь уместен разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйкой вечера может стать народная сказительница или баян, Арина Родионовна и др. В гости к ним приходят герои народного эпоса — богатыри, купцы и т.д. Оформление интерьера соответствует фольклорному характеру встречи.
Говорящая стена
Выставка плакатов, лозунгов, цитат на определенную тему.
Гороскоп литературный
Мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобраны по знакам того или иного гороскопа.
Гостиная литературно-музыкальная
Гурман-вечер любителей…. жанра
Вечер, посвященный определенному жанру литературы, подготовленный с учетом подчеркивания («смакования») лучших сторон данного жанра.
День профессии
Это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о какой-либо профессии. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.
День тематический
Дискотека
Форма организации досуга детей и юношества, связанная с использованием аудиозаписей. Разновидности: лекционная (диско-лекция), танцевальная, театрально-публицистическая.
Дискуссия
Специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Разновидности: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.
Диспут
Публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.
Завалинка
Посиделки на народные фольклорные темы.
Завалинка музыкальная
Посиделки на народные фольклорные темы, с музыкальным сопровождением.
Загадки литературные
Это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п. Необходимо чётко организовать систему ответов, чтобы избежать обид и необъективности оценки.
Звездный час
Мероприятие в игровой форме, проводится по определенной теме. Состоит из 3 туров, 1и 2 тур игроки получают вопросы по теме, игрок быстрее всех ответивший на вопрос получает звезду, в следующий тур проходят игроки, получившие больше всех звезд, в 3 тур проходят 2 участника, им дается задание составить как можно больше слов из слова, соответствующего заявленной теме. Побеждает тот, кто составит больше слов.
Звездопад поэтический
Мероприятие, посвященное шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.
Защита проекта
Представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Как разновидность — защита фантастических проектов. Роли участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.
Игра
Соревнование, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Демократический вид деятельности, имитирующий реальную жизнь с четкими правилами и ограниченной продолжительностью. Форма организации игр разнообразна: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.
Игра деловая
Средство формирования целостной системы организационных, общественных знаний, умений и навыков на основе моделирования. В основе – модель общественно-полезной организационной деятельности.
Игра интеллектуальная
Игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.
Игра тематическая
Массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное какой-либо теме. Н-р, историческая, экологическая, экономическая, профориентационная, игра-загадка, игра-фантазия.
Игра литературная
Массовое мероприятия насыщенное игровыми элементами и посвященное литературе. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).
Игра познавательная
Игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.
Игра ролевая
Средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участников дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.
Игра семейная
Игра, между двумя или несколькими семейными командами.
Игра-конкурс
Мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.
Игра-представление
Комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.
Игры-путешествия
Игротека
Мероприятие с набором игр, на одну или разные темы.
Инфомания
Развлекательная новостная программа.
Информ-досье
Мероприятие, проведенное в форме сборника материалов о ком-либо, о чем-либо.
Информ-релиз
Информминутка
Краткое информационное сообщение на какую-либо тему.
Информационный Коктейль
Комплексное мероприятие, вариация дня рождения, когда поздравляют именинника – детей, родителей, детских писателей и др. В этот день организуются развлечения и игры. Подарки могут быть в виде музыкальных и поэтических приветствий, небольших концертных номеров. Логичным завершением именин становится чаепитие со сладким угощением.
Калейдоскоп
Мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (н-р, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор и т.д).
Караван
Мероприятие, с неоднократной последовательной сменой тем, образов.
Караван впечатлений
Мероприятие по определенной теме, делающее акцент на смене впечатлений.
Караван историй
Мероприятие, состоящее из самых интересных историй, связанных с известнейшими людьми, историческими местами, традициями и событиями.
Карнавал
Праздник с шествиями, уличным маскарадом, театрализованными играми, костюмированный праздник, в основе которого лежит литературный сценарий. В подобных праздниках подразумевается массовость. В библиотечном варианте участников может быть меньше, зато каждому должно найтись место в сценарии. Важное условие; все участники должны быть в костюмах, иначе праздник теряет смысл.
Круглый стол
Форма коллективной дискуссии, позволяющая максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.
Лабиринт
Мероприятие, игра-поиск со сложными, запутанными ходами, заданиями.
Лекторий
Цикл лекций, объединенных одной темой, проводящийся регулярно в течение какого-либо времени.
Марафон
Цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество читателей. См. также: Игра-путешествие.
Мастерская радости
Практическое занятие, где участники занимаются каким-либо видом творчества (рисованием, пением, танцем, музыкой, рукоделием, сочинением сказок и т. д.), позволяющее насладиться самим процессом творчества.
Мастер-класс
Одна из форм эффективного обучения, передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего — путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Мозаика
Комплексное мероприятие, составленное из ряда малых мероприятий, развлекательного характера, разнообразных по форме и тематике.
Мозговая атака
Форма организации группы, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела, на основе которых возникает его окончательный вид.
Мозговой штурм
Эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнения участников и позволяет использовать свои интеллектуальные способности. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений.
Панорама
Мероприятие, широко и обзорно охватывающее какую-либо тему.
Площадка
Мероприятие на любую тему, проводящееся на улице на ограниченной территории.
Поединок фантазеров
Соревнование между участниками, командами на лучшую фантазию на любую или определенную тему.
Ток-шоу
На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами.
Турнир
Состязание, соревнование на разные темы 2 или более участников (команд), которое проводится в виде серии боев. Н-р, литературный турнир.
Устный журнал
Активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц». Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность. Важно оформление журнала: обложка, титульный лист, заголовки рубрик, символы и атрибуты. Для оформления устного журнала можно использовать компьютерные презентации.
Феерия
Представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
Форум
Широкое представительное собрание, съезд.
Хобби-клуб
Клуб, объединяющий людей с определенным хобби (разновидность развлечения, некое занятие, увлечение, не несущее особой материальной выгоды).
Хоровод
Мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий (н-р, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (н-р, хоровод сказок, хоровод загадок).
Хронограф
Мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.
Церемония
Беседы о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и т.д., сопровождаются рассказом о традициях, торжественным совершением чего-нибудь, обрядом по установленным правилам. Н-р, чайная церемония.
Мероприятие, информирующее участников по любой теме.
Час вопросов и ответов
Мероприятие, проходящее в форме диалога и позволяющее задавать интересующие вопросы и получать на них ответы.
Час общения
Мероприятие, посвященное развитию навыков культуры общения и корректному обращению друг с другом.
Чародей-вечер
(под Новый год) – новогоднее представление (вечер), используется создание атмосферы чуда, волшебства.
Школа
Цикл обучающих мероприятий, по заранее разработанной программе.
Яркое представление, рассчитанное на шумный внешний эффект, развлекательная программа с эффектным музыкальным и визуальным сопровождением.
Шоу интеллектуальное
Яркая интеллектуальная развлекательная программа.
Шоу-программа
Программа, состоящая из нескольких эффектных, ярких номеров.
Шутка-минутка
Небольшое мероприятие, развлекательного и юмористического характера.
Экскурсия
Выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест, как правило, культурно-просветительного или учебно-демонстрационного характера. Тематика разнообразна. Требуется предварительная подготовка со стороны организатора и участников, а также инструктаж по технике безопасности и этикету.
Экскурсия виртуальная
Виртуальная экскурсия знакомит удаленных пользователей с тем или иным местом.
Эрудит-шоу
Игра, организованная в форме викторины (конкурса знатоков) по различным предметам.
Эскизы
Несколько небольших по размеру постановок, объединенных в одно мероприятие общей идеей или темой.
Эстафета
Совместная деятельность группы участников, совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.
Эстет-шоу
Яркое представление, развлекательная программа, посвященная искусству, изящному, прекрасному.
Этикет-класс
Мероприятие, посвященное обучению и закреплению правилам этикета.
Юморина
Фестиваль юмора и сатиры; мероприятие, посвященное юмористической или сатирической литературе.
Ярмарка
Мероприятие, посвященное народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. Обязательно сопровождается выставкой, где осуществляется продажа демонстрируемой продукции.
Ярмарка творческих идей
Акция, которая направлена на выявление проектов, способных внести в культурную жизнь учреждения новизну, креативность, способных повысить интерес различных слоев населения и общественных групп к культурным формам проведения досуга и самостоятельному творчеству, проводится в форме устных выступлений или медиа-презентации, рассказывающих о проектах, идеях.