что такое тема художественного произведения

Литература. Термины и понятия. Тема.

что такое тема художественного произведения. картинка что такое тема художественного произведения. что такое тема художественного произведения фото. что такое тема художественного произведения видео. что такое тема художественного произведения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тема художественного произведения.

Тема литературного произведния.

В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу.

Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя, то, что изображается, предмет изображения.

ТЕМА – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.

Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.

Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя.

Примеры.

В. Белов, В. Распу­тин, Ф. Абрамов обращались к теме деревни.

В. Быков, Ю. Бон­дарев, Б. Бакланов сосредоточились на военной тематике.

Ю. Три­фонов, А. Битов писали о жизни городской интеллигенции.

Темы имеют исторический характер. Они приходят и уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писа­телей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.

Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.

Вывод : тема – это предмет изображения, то, О ЧЁМ написано в произведении.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Тема, идея, проблематика художественного произведения

Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.

что такое тема художественного произведения. картинка что такое тема художественного произведения. что такое тема художественного произведения фото. что такое тема художественного произведения видео. что такое тема художественного произведения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тема художественного произведения.

Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Тема
ГлавнаяЧастнаяВечная
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть.
(Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох).
Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы.
(Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Темы, общие для всей мировой литературы.
Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

Идеямысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.

что такое тема художественного произведения. картинка что такое тема художественного произведения. что такое тема художественного произведения фото. что такое тема художественного произведения видео. что такое тема художественного произведения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тема художественного произведения.

Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).

Проблематика

Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.

Источник

Пoнятия тeмы и тeмaтики xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния

Вы будете перенаправлены на Автор24

Тема и тематика художественного произведения – это категории литературоведения, которые используются в процессе анализа художественных произведений.

Тема произведения

Лексема «тема» широко используется в различных областях научного познания, общественной жизни. В основании термина – греческое понятие того, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении он используется в различных значениях, в качестве которых можно привести следующие:

Тема – это наиболее яркий элемент структуры, активный, акцентированный компонент художественной ткани, это то, что стало предметом интереса автора, его осмысления и оценивания.

Тема объединяет компоненты художественных конструкций, репрезентации, отражению авторского восприятия и оценивания темы подчиняются все другие компоненты: композиционная структура, средства выразительности, особенности наррации и т. д.

По своей сути, тема представляет собой внутренний смысл, который господствует над всеми остальными компонентами произведения. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес читателя. В роли темы может выступать любой феномен или процесс, любое событие, элемент ландшафта, черта характера, любой предмет или звук. Единственное, что определяет тему – ее репрезентация в тексте. Причем, единого алгоритма воплощения, раскрытия темы не существует, он формируется непосредственно в процессе создания литературного произведения.

Тема представляет собой предмет изображения. Будучи явлением неязыковым, она неизменно выражается в лексических единицах: метафорах, сравнениях и т. д. Иначе говоря, тематическое поле формируется при помощи лексических единиц. Тема локализирована в тексте, но особенности ее репрезентации существенно отличаются.

Готовые работы на аналогичную тему

Тема – функциональная категория, существующая в интертекстуальном, межтекстовом пространстве. Более того, интерпретация темы зависит не только от автора, но и от особенностей читателя, уровня его образования, знакомства с литературными дискурсами, навыков анализа художественных текстов. Иначе говоря, восприятие темы произведения выходит далеко за пределы авторского замысла.

Более того, главной задачей автора часто становится внушение реципиенту темы произведения.

Иначе говоря, тема представляет собой:

Тематика произведения

Совокупность отдельных тем произведения сливается в его тематику.

Тематика – это не только и не столько набор определенных тем, проходящих через большое количество произведений автора, но и компонент, структурирующий и подчиняющий себе другие компоненты текста: конфликт, идею, сюжет, систему и поведение персонажей произведения, напрямую связанный и обусловленный особенностями авторского миропонимания.

Принимая во внимание тот факт, что художественный дискурс представляет собой отражение, своеобразное преломление реальности, действительности, которая отличается вариативностью, динамичностью, разноплановостью событий и процессов в ней протекающих, как правило, в произведении автор затрагивает не одну тему. Соответственно, тематика произведения отличается сложностью и многоплановостью.

Тематика произведения напрямую связана с авторским замыслом, с общей смысловой нагрузкой текста.

Важно добавить, что отдельные темы, как правило, повторяются в творчестве одного автора, что позволяет говорить о сознательном формировании тематики произведения, о важнейшем положении тех или иных тем внутри художественного мира, об их первостепенной значимости в оценке автора. Тема является компонентом повторяющимся. Сами повторяющиеся темы становятся своего рода символами, знаками художественного мира писателя.

И темы, и тематика сопряжены с обращением автора к внехудожественной реальности, действительности, без чего создание литературного произведения представляется невозможным. В основании художественного дискурса – материал, который извлекается автором из реальности.

В процессе создания своих произведений автор проникает глубоко в сущность реальности, тех или иных процессов, событий, которые волнуют его, стремится познать их. Соответственно, как тема, так и тематика – явления внехудожественные, извлеченные автором из действительности, осознанные, проанализированные и отраженные в слове. Тема и тематика в данном аспекте выступают исходным моментом художественного творчества, совокупностью идей, эмоций, чувств автора, ищущих достойной формы выражения, оформления.

В то же время, особенности воплощения темы и тематики неизменно подчиняются законам внутрихудожественной действительности.

Тема и тематика могут быть представлены в тексте:

Важно добавить, что деление тем на эксплицитные и имплицитные, внешние и внутренние весьма условно, поскольку любое произведение представляет собой целостность.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что тематика выступает более широкой, более общей категорией, чем тема. Выявление темы и тематики представляет собой одну из важнейших задач при изучении, анализе художественного текста. Указанные категории выступают как смысло-, так и структурообразующими, отражая авторское стремление выразить ту или иную мысль, привлечь, захватить внимание реципиента.

Источник

Что такое тема художественного произведения

Тематика художественного произведения традиционно рассматривается в литературоведении как одна из сторон содержания литературного произведения. Центром художественной тематики является понятие «тема».

Тема (от др.-гр. теца — букв, то, что положено в основу) — предмет художественного изображения (то, о чем говорится) и художественного познания (все то, что стало основой авторского интереса, осмысления и оценки). Тема как фундамент художественного произведения подчиняет себе отдельные элементы произведения, составляет, по словам Б. В. Томашеского, «единство значений отдельных элементов произведения».

Литература как вид искусства обладает огромными возможностями изображения явлений жизни, мыслей и чувств человека, реальных и фантастических объектов действительности. Поэтому тематика художественных произведений богата и разнообразна.

Художественные темы подразделяются в литературоведении на несколько групп.

Нередко весь пласт тематики, связанной с общечеловеческими универсалиями, называют философским.

К примеру, тема революции стала предметом изображения в таких разных произведениях, как «Конармия» И. Бабеля, где переплетаются героическая романтика и потрясающие своим драматизмом сцены «социального насилия», «красный террор», и поэма «Двенадцать» А. Блока, где революция — «очистительная стихия», которая «производит бурю во всех морях — природы, жизни, искусства».

Обращение к культурно-исторической тематике может становиться жанрообразующим, как, например, в историческом романе, где реалии изображаемой эпохи становятся фундаментом произведений.

Отражение исторического времени характерно для жанра былин и эпических сказаний о подвигах героев, исторической драмы и жанра путешествий. Темы быта, обычаев и обрядов, национальной культурной специфики становятся предметом рассмотрения и в исторической прозе. Например, «История государства Российского» Н. М. Карамзина является своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал историка, но и художественную концепцию русского национального характера; написанное ярким и красочным языком, это произведение дало А. С. Пушкину материал для его драмы «Борис Годунов», а В. Г. Белинский назвал «Историю» «великим памятником в истории русской литературы».

Предметом изображения может стать и будущее, как в произведениях жанров научной фантастики. Культурно-историческая тематика может базироваться и на вымышленном художественном мире произведения, как, например, в литературе фэнтези.

С другой стороны, предметом художественного изображения в литературе нередко становится и современность. Например в «Божественной комедии» Данте, созданы широкие художественные панорамы и при этом обращалась к насущнейшим вопросам своего времени, к его отличительным чертам и болевым точкам». Проблемы, волнующие современное писателю общество, становятся предметом размышлений и оценок художников и воплощаются в тематике — выборе материала изображения. К примеру, важнейшей темой, обсуждаемой в российском обществе 60-х годов XIX века, было бедственное положение крестьянства. Обсуждение реформы крепостного права послужило одной из причин появления большого количества публицистических и литературных произведений о жизни и быте крестьян в России. Тургенев и Некрасов, Гоголь, Н. Успенский и Салтыков-Щедрин вывели образы крестьян на авансцену своих произведений. Тема переустройства народной жизни занимала писателей различных идеологических позиций и по-своему была воплощена в их произведениях, служивших откликами на злободневную общественную тему. Этот пласт культурно-исторической тематики называют социальным. (Существующий наряду с другими, он понимался как наиболее значимый в методологии марксистского литературоведения, что привело к искаженному пониманию тематики литературы в целом.)

Художественное произведение поэтому редко бывает моно- тематичным, то есть посвященным раскрытию только одной темы. В меньшей степени это касается лирических произведений, которые ограничены объемом и сконцентрированы на одном или нескольких лирических переживаниях. Произведения эпические и драматические чаще бывают политематичными, то есть в них присутствуют несколько различных тем, волнующих писателя. Например, в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» представлена и историческая тема войны и революции, судеб русской интеллигенции, и круг философских тем, связанных с самоопределением личности в трудной ситуации, и вечные темы любви, и, по расхожему определению, тема «поэта и поэзии».

Исходя из этого, в произведении выделяют главную, доминантную тему (или темы), которая формирует содержательный план произведения, становится его тематическим стержнем, и темы побочные, или периферийные, возникающие по ходу развития действия или организующие часть текста. В больших эпических произведениях, например в эпопеях и многих видах романа, несколько тем развиваются параллельно, воплощаясь в различных сюжетных линиях. Главный герой книги разными гранями своей личности соприкасается со всеми тематическими пластами произведения, отраженными в нескольких сюжетных линиях, как это, например, происходит в уже упоминавшемся «Докторе Живаго».

Кроме того, что в произведении могут быть представлены разные виды тем, о которых говорилось выше, они по-разному воплощаются в художественном тексте. Писатель может стремиться напрямую определить интересующую его тему. Иногда она даже становится заглавием произведения, например М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» напрямую обращается к изображению характера, занимавшего умы просвещенного общества современной ему эпохи. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» тематически обращен к созданию образа «нового человека» и изображению социально-политических противоречий эпохи.

Но художник может и не стремиться выразить тематику программно, напрямую. Такие темы иногда называют подтекстовыми, так как автор на них только намекает, и читателю самому предстоит выяснить эти глубинные темы художественного произведения. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований, различных интерпретаций содержания текста. К примеру, в романе В. В. Набокова «Машенька» видится и тема несчастной любви, и «другой вариант» — намеренного отказа от нее, и как глубинная определяется тема зависти героя к тем, кто живет реальностью, а не воспоминаниями.

Таким образом, тематика художественных произведений бесконечно многообразна, так же как и действительность мира и человека, на которых она основывается. Однако художник стремится не только отобразить интересующие его пласты жизни, но и выделить те его аспекты, которые в наибольшей степени привлекают автора и вызывают, по его мнению, интерес читателя. Эта сторона содержания произведения раскрывается в проблематике.

Источник

Тематика и проблематика художественного произведения

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. дает читателю возможность размышлять переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к литературе.

Типы

Мифологическая

Национальная

Социокультурная

Романная

Философская

Из сказанного легко можно сделать вывод о втором принципиальном отличии романной философской : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной важен процесс формирования изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.

Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох сословий т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война мир» Л.Н. Толстого, «Преступление наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова др.).

В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.

что такое тема художественного произведения. картинка что такое тема художественного произведения. что такое тема художественного произведения фото. что такое тема художественного произведения видео. что такое тема художественного произведения смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тема художественного произведения.12.03.2016, 78262 просмотра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *