что такое тектоника в архитектуре простыми словами

Тектоника (искусство)

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого. В применении к искусству термин тектоника обозначает зрительное (зримое) воплощение внутренней конструкции (например, архитектурной, живописной или графической) — в том виде, как она проявляет себя через соотношение отдельных частей формы (пропорции) или членение на составляющие элементы.

Краткая характеристика

Термин тектоника происходит от др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в дословном переводе означает «устроение» (или построение). [1]

В отношении искусства (или в целом эстетики) тектоника может быть названа видимой конструкцией целого, выраженной через членение и соотношение конструктивных (несущих) частей художественной или архитектурной формы.

Отсюда, понятие тектоничность — есть одно из важнейших свойств, определяющих степень (или зримость) отражения на поверхности формы её конструктивной основы (отчасти это понятие пересекается со структурой художественного целого. «Тектоничное произведение» в своём максимальном выражении имеет вид почти голой конструкции, к примеру, именно такого направления в качестве идеального образца придерживается конструктивизм и близкие ему течения (такие как футуризм, кубизм или супрематизм).

В индустриальной, коммуникационной и даже парадной архитектуре второй половины XX века сугубая тектоничность формы здания, моста или иного объекта часто выражала себя также в прямой форме, когда основные несущие конструкции (опоры, балки или подвесы) выходили на поверхность сооружения и составляли характерную основу её внешнего облика.

Однако не только конструкция. Равным образом тектоника может находить своё выражение и через свойства материала, из которого построено целое.

Тектоника в искусстве является понятием близкородственным, но более частным и узким, чем архитектоника, которая проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого: не только конструктивных, но и внешних. [1] Однако, и тот, и другой термин проник в остальные искусства и науки именно из архитектуры.

Так, в древне-русском языке тектоника (через греческое заимствование) прежде всего проявила себя в названии профессии плотник (тектонъ). [1]

Также и в Римской империи профессия тектор (лат. tector ) имела сугубо строительное значение — маляр или штукатур. [2] Оба этих строительных занятия равным образом имеют отношение к внешности художественного целого.

Тектоника — является достаточно важной дисциплиной также в промышленном и художественном дизайне. Именно она определяет, насколько форма изделия должна соответствовать его конструкции (или внутренней структуре), а также технологии изготовления и природе материала. Также тектоника обуславливает связь важнейших характеристик промышленного изделия — его конструктивной основы и формы во всех её сложных проявлениях (например, в пластике, пропорциях, повторах, характере и т.д.)

Источник

Тектоника

ЛЕКЦИЯ III

Приёмы и средства построения архитектурной композиции

При проектировании архитектурного сооружения используют ряд композиционных художественных приемов и средств для обеспечения гармоничной связи всех его частей и достижения наибольшей художественной выразительности как отдельного здания, так и всего комплекса. К таким приёмам и средствам относят: тектонику, ритм и метр, пропорции, масштаб и масштабность, тождество, нюанс и контраст, симметрия и ассиметрия и др. Одна из специфических задач работы архитектора – как можно лучше понимать и как можно убедительнее и ярче выражать на языке перечисленных художественно-конструкторских средств целостность и красоту проектируемых зданий.

Основными пластическим и важнейшим композиционным средством решения архитектурного замысла в архитектуре является тектоника. Не представляя сути вопросов тектоники, сложно успешно решать задачи архитектурного формообразования. Архитектурная форма отражает особенности её конструктивной основы: параметры, геометрические и физические свойства, работу несущих элементов, соотношения несущего и несомого, организацию конструкционных материалов. Со всем этим связано понятие «тектоника».

Термин «тектоника» введен историком античного зодчества Карлом Беттихером в 1844 году.

Тектоника – выражение в архитектурной форме работы конструкции.

Тектоника есть пластически опосредованная — с целью определенного эмоционального воздействия на человека — конструкция.

Тектоника – это конструктивно-пространственная структура, строение здания (сооружения), реальная взаимосвязь несущих и несомых элементов конструкций».

Тектоника архитектуры – это художественная логика, ясно читаемая структура, где на основе композиционных средств – ритма, гармоничных пропорций, контрастов пластики и цвета, богатстве нюансов – создаются выразительные архитектурные формы.

Тектоника в архитектуре означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью или художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала. Тектоника архитектурного сооружения обусловлена расположением и соподчинением его частей, вытекающим из общей конструктивной структуры здания.

Тектоника показывает художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Она всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна (не подобна) ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здания приобретают образную выразительность, представляющую собой самостоятельную художественную ценность.

Через взаимосвязи «материал-конструкция-форма» во всех их проявлениях тектоника отражает:

— организацию материала в конструктивных элементах и форме;

— логику конструктивного взаимодействия элементов структуры;

— конструктивные качества формы (прочность, жёсткость, устойчивость, надёжность, эффективность);

— характер действующих нагрузок и распределение усилий;

— технологические особенности конструкций;

— характеристики формы (целостность, упорядоченность, пластичность, масштабность и др.).

Архитектурная традиция сформировала тектонику стеновых конструкций, тектонический порядок стоечно-балочной конструкции в виде ордерных систем, тектонику каркасных сооружений, тектонику сводчатых и современных пространственных конструкций. Подчеркивая работу конструкции, ее пластику, ритм, выявляя присущие ей пропорциональные соотношения, ее модуль, архитектор добивается определенного эстетического воздействия.

Отличие же тектоники от конструкции состоит в том, что конструкция представляет собой инженерное содержание понятия, в то время как тектоника обозначает для архитектора более общий смысл работы конструкции.

Информативность формы зависит от следующих факторов: функции, конструктивных особенностей, меры сложности объекта и условий восприятия (комфортности обзора).

Конструктивные особенности формы с точки зрения информативности зависят, прежде всего, от её раскрытости-закрытости. Чем больше обозрима форма, тем она информативнее и тем больше предпосылок создания наиболее полной тектоничности.

Степень информативности формы может быть в различных количественных и качественных состояниях, отсюда – форма может обладать различными свойствами и вызывать у зрителя различные эмоции и впечатления (таблица 2).

Язык тектоники – это совокупность средств, приёмов и элементов информативности архитектурных форм, наглядная образно-ассоциативная форма выражения, обобщения и кодирования информации о существенных физических и функциональных свойствах объектов архитектуры.

Язык тектоники архитектурной формы включает в себя такие компоненты, как визуальный образ-знак и его смысл (значение), которые в процессе восприятия порождают эмоциональную реакцию и эстетическую оценку, как показатель целесообразности. Некоторые, часто применяемые образы-знаки «словаря» тектоники и их вероятный для большинства людей смысл и эмоциональное содержание приведены в таблице 3.

Современный инженер-конструктор должен задумываться над скелетом сооружения или здания конструктивно оно или нет. Архитектор же задумывается тектонично оно или нет, т.е. соответствует ли архитектурная форма техническому смыслу постройки.

Конструкция является нераздельной частью формообразования в архитектуре.

Сегодня часто допускается вольное обращение с конструкцией, забвение конструктивной логики.

В современных тектонических стоечно-балочных системах противоборство несомого и несущего иногда достигает такого драматического предела, когда только свет и цвет в состоянии ослабить эмоциональное напряжение. Большая высота решетчатых или монолитных балок часто производит неприятное впечатление.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тектоника в архитектуре загородных домов

Понятие «тектоника» широко используется в разных областях человеческих знаний, в том числе, в архитектуре и строительстве загородных домов. В данном аспекте, тектоника понимается, как совокупность средств, позволяющих выявить конструктивный характер сооружения.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

В основе тектоники – правила и законы механики. Выявляя конструктивное начало объекта, она демонстрирует степень его устойчивости, прочности, безопасности для человека.

Тектоника – основа строительного процесса!

Строительство любого коттеджа или загородного дома, обязано иметь под собой грамотную тектоническую базу.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Использование тех или иных материалов должно осуществляться с учетом их свойств.

На первом месте – сопротивление материалов, где учитывается их собственный вес и все силы, начинающие действовать при возведении дома – упругость, динамические нагрузки, деформации, изгиб, сдвиг и т.д.

Хорошо выверенная, точно рассчитанная тектоническая основа важна для каждого здания, как для высотной городской постройки, так и для загородного дома.

На протяжении веков, примером блестящей тектонической идеи, образцом гармонии и красоты, и безупречным выбором ландшафта, служат дошедшие до нас, старинные русские храмы и церкви.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Однако было бы неправильным проводить аналогию между строительством разномасштабных зданий, поскольку при возведении крупных строений с большими нагрузками, действуют одни тектонические требования, в случае более легких конструкций и относительно небольших одно-, и малоэтажных построек, к коим относится и загородное строительство, применяется иная тектоническая основа.

Выбор материала подчинен принципу оптимизации!

Внедрение, использование новых материалов в строительстве, не должно идти вразрез с тектоникой или разрушать ее. Законам тектоники подчинены и крупные, и малые формы, используемые как при возведении загородных домов, так и при оформлении интерьеров.

Типичным примером такого разрушения может служить неправильный, неоправданный выбор материала для той или иной конструкции. Так, если на заре авиастроения самолеты делали из фанеры и брусочков, то сегодня оптимальный материал для самолетов – металлосплавы и композиты.

Столь же неоправданно делать домашний диван или шкаф из стали, крышу для дома из ДСП, автомобиль из древесины, газовую плиту из пластика…

Тектонические нарушения неизбежны, если не используется потенциал материала, все его возможности и конструктивные особенности.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Бревенчатые дома обладают мощным потенциалом и долгосрочной перспективой в отношении сохранности. Тектонически, они созвучны самой природе, являясь ее частью. Они широко используются в традиционном загородном строительстве. Их строили 1000, 500 и 100 лет назад, строят сегодня и будут возводить завтра.

Ресурс бревенчатого дома составляет около 100 лет. Уникальный дом купца Тетюшинова в Астрахани сохраняется в неизменном виде почти 150 лет, и немало таких домов из бревна, возраст которых перешагнул столетний рубеж.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Примером оптимального подхода к тектонике, при возведении коробки здания в загородном домостроении, служит использование пеноблоков. Этот пористый, легкий по весу материал, имеет невысокую стоимость и достойные эксплуатационные качества.

Он не нуждается в дополнительном утеплении, но из-за гигроскопичности, требует снаружи защиты от влаги. Его штукатурят или облицовывают камнем, композитами.

Изнутри стены отделываются тектонически совместимыми материалами – штукатуркой на цементной или гипсовой основе, гипсокартонном на клею, керамической плиткой, искусственным камнем, пластиком, мдф панелями, либо вагонкой из массива.

В малоэтажном строительстве пеноблоки, даже при несущих стенах, не нуждаются в дополнительном армировании полимерами или базальтовой фиброй, позволяя создавать любые формы. То же самое можно отнести к газобетону и технологиям каркасного строительства с использованием пиломатериалов.

По местности и климату…

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Важнейшая задача архитектора – спроектировать дом с учетом ландшафта той местности, где его предстоит возвести, поскольку дом должен быть в полной гармонии с природой, дополнять ландшафт, не вызывая диссонанса.

Еще один важный момент: тектоника загородного строительства имеет прямую зависимость от материалов, имеющих распространение на местном рынке. Тот, кто стоит для себя дом, максимально заинтересован в удешевлении процесса. Отчасти, его способны обеспечить местные строительные материалы. Низкая стоимость и высокая скорость доставки – явная экономическая выгода для хозяина стройки.

Тектоника+экзотика=экологичность

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Известно, что строительные материалы способны оказывать то или иное влияние на биополе человека. Так, древесина в этом отношении совершенно нейтральна, хуже действует кирпич, снижая биополе на 15%, еще хуже – металл, понижая его на 30%. А вот солома повышает биополе на 15%. Аналогичное действие оказывает камыш, тростник, рогоз… К этому можно относиться скептически, но чистота и экология органических материалов ни у кого не вызывает сомнений, и в средней полосе дома из оцилиндрованного бревна на пике популярности.

Тектоника домов, построенных из саманного кирпича, рассчитана на десятилетия. Саман имеет свои особенности. Глина пластична, гигроскопична, она хорошо берет и отдает влагу, стены дышат, прекрасно сохраняют тепло.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Похожий материал – соломенные блоки и плиты из тростника, считающиеся в Европе элитным, престижным материалом для строительства. Из них возводят крыши и дома по каркасной технологии. Поверх плит наносится слой глиняного раствора, который, при высыхании, придает прочность конструкции.

Чтобы придать такому строению необходимую прочность в тектоническом отношении, его снаружи обычно отделывают кирпичной кладкой. А изнутри, для придания эстетичного внешнего вида, обшивают вагонкой, гипсокартонном и др. Только живя на юге, можно оценить прохладу, которую сохраняют эти дома даже в самые жаркие летние дни, когда на солнце выше +50° С. А еще такие дома обеспечивают звукоизоляцию, поддерживают здоровье, не загрязняют природу и сохраняют ее ресурсы.

Тектоника имеет отношение не только к строительству…

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Данное понятие предполагает более глубокий подход. Тектоника изучается геофизикой и является крупнейшим разделом этой науки, рассматривающим движение тектонических плит в масштабах планеты, материков и их частей. Любое строительство тесно связано с геологией, точно так же, как любое здание связано с грунтом, на котором оно стоит.

Именно поэтому начальным этапом индивидуального загородного, да и любого другого строительства, становится исследование геологической обстановки, особенностей грунта, высоту залегания водоносного и водоупорного слоев в том месте, где предполагается возвести здание.

Геофизические изыскания позволяют дать долгосрочный прогноз в отношении грунтов и предсказать все «сюрпризы», которые они могут преподнести в ходе эксплуатации здания. Они во многом зависят от степени изученности конкретной местности. При этом опыт таких исследований для индивидуального домостроения, по объему работ, отличается от высотного многоэтажного строительства.

Тектоника позволяет добиться композиционного равновесия

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Архитектор имеет в запасе много возможностей, в отношении придания своему детищу правильной тектоники. Подчиняясь тектоническим закономерностям, функциональным и эстетическим требованиям, он тщательно создает конструктивно выверенную форму, проявляющуюся как в фасадах, так и в интерьерах здания.

Этот архитектурный метод и широчайшая амплитуда возможностей, заставляют мастера снова и снова находить такие приемы, которые полностью соответствуют сути будущего сооружения, особенностям материалов и силам их сопротивления. Особенно интересно композиционные возможности проявляются между несущими и промежуточными конструкциями.

О правильной тектонике можно говорить лишь в том случае, когда форма строения точно выражает отношение несущей конструкции к промежуточной, работу всех элементов данной конструкции, как например, в доме с панорамным остеклением.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Визуально и тектонически, стекло облегчает фасады. И если прежде, в загородных домах, больших площадей остекления старались избегать в угоду виду функционалу и практичности, то сегодня, с появлением надежного ударопрочного стекла и газонаполненных стеклопакетов, хорошо удерживающих тепло, все чаще встречаются дома, где стекло полностью заменяет стену или ее часть.

Разрушение стереотипов

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Внешне неустойчивой, антитектонической конструкцией, выглядит дом-телескоп на территории курорта «Пирогово», в Мытищинском районе Московской области. Похожие ощущения вызывает загородный дом, воплотивший в себе идеи конструктивизма.

Даже если тектоника здания архипродумана и каждый элемент выверен до мелочей, дом не будет жить, если у него нет хозяина и в нем никто не обитает.

Пример тектоники и антитектоники в одном доме

Источник

18 ТЕКТОНИКА СООРУЖЕНИЙ

Время чтения: 5 минут

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

18.1 Понятие тектоники в архитектуре

В архитектуре тектоникой мы называем художественное выражение работы конструкций и материала.

Архитектура и строительная техника неразрывны. Но архитектурная форма – это не только совершенное конструктивное решение, но и такая модификация, которая обладает художественной выразительностью. Архитектурные формы становятся тектоническими, когда они входят в единую систему, формирующую художественный образ на основе выявления структурных особенностей и работы материала данной конструкции. Конструктивная система здания должна быть художественно осмыслена.

Единство прекрасного и полезного, конструкций и архитектурной формы заложено в природе архитектуры. К нему приближались в эпохи величайшего расцвета зодчества (античная Греция, готика). Зодчие античности преобразовывали сочетание вертикальных опор и лежащих на них балок в гармоничную систему архитектурных ордеров, построение которой основывалось на закономерностях не только конструкции, но и восприятия. Созданный в античности ордер стал той формой, которая позволяла установить взаимосвязь частей и целого, приводила произведение к единой эстетической системе.

Процесс сложения ордеров занял века. В наше время – время стремительных изменений методов строительства – процесс развития языка новых тектонических форм, связанных с новыми конструкциями, укладывается в десятилетия.

Развитие науки и техники дало архитектуре много новых материалов: сталь, железобетон, синтетические материалы, большемерное полированное стекло, алюминий, эффективные утеплители и т. п., были открыты и новые свойства старых традиционных материалов. Новые материалы и старые, используемые по-новому, стали основой развития новых конструктивных структур. Какой бы материал ни применяло человечество в строительстве, оно постепенно, на основе его свойств и качеств, находит целесообразные конструктивные решения, а вместе с ними и выразительные формы. Свойства строительного материала, технические возможности и эстетические представления в конечном итоге определяют тот или иной характер формы.

Тектоника сооружений возникает из конструкции и работы материала и неотделима от них. Целесообразно поэтому конкретный анализ тектонических средств архитектуры связать с основными типами конструкций. Исходя из этого, мы подразделяем анализ тектоники – тектоника стеновых конструкций, стоечно-балочных и каркасных систем, а также пространственных конструкций, в том числе сводов и куполов.

18.2 Ранние архитектурно-тектонические системы

Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла ещё в эпоху неолита, когда люди, жившие ранее в пещерах и ямах, научились покрывать свои землянки естественными материалами – листьями и глиной, возводя каркас из стоек, для которых использовались стволы деревьев и другие материалы, имевшиеся в наличии, и «балок», роль которых играли ветки деревьев. В числе наиболее древних тектонических систем, кроме стоечно-балочной, оказывается и стеновая. Примерно в это же время – каркасно-сводчатая система.

Стена – массивная конструкция, совмещающая функцию ограждения и расчленения пространства с функцией восприятия нагрузок, образуемых собственным весом, весом перекрытий и кровли, а также тех нагрузок, которые связаны с процессами, происходящими в здании.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 71 – Эпоха неолита: Стоунхендж

18.3 Дерево

Прекрасным примером разработки стеновой конструкции служит русский традиционный рубленый дом. Пластика поля деревянной стены определяется самим материалом – подбором брёвен. Перерубы торцов бревен создают характерное вертикальное обрамление поля стены. Бревенчатый фронтон двускатной крыши, укреплённый слегами на врубках, является логичным завершением торцовой стены. Художественные качества деревянного зодчества кристаллизовались в народной архитектуре. Она даёт нам великолепные образцы стен, рубленных из брёвен, что и поныне представляют замечательные образцы тектонически совершенных сооружений рубленой бревенчатой конструкции (рис. 72).

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 72 – Рубленый дом

18.4 Камень

Высокое искусство каменной кладки было достигнуто уже в глубокой древности в Египте. Качество тёски, пригонки, профилировки огромных каменных глыб правильной формы, составляющих стены пирамиды и храмов, поражает и поныне своим совершенством, а сами сооружения – величавой монументальностью (рис. 73).

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 73 – Египет: пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина

Неоценимый вклад в развитие тектоники каменной стены внесла античность. В греческих храмах стена членилась в соответствии с изменением своих конструктивных качеств. Величина камней зависела от размера постройки. Стена, в соответствии с возникающими в её массиве напряжениями, постепенно облегчалась кверху. Градация размеров камней в кладке и соответствующая профилировка деталей избирались каждый раз индивидуально, исходя из величины памятника и характера его архитектуры. Так, в маленьком храме Ники Аптерос у входа в Акрополь высота квадров, из которых сложена стена, – 35 см, в Эрехтейоне – 49 см, а в Парфеноне, самом крупном здании ансамбля, – 52 см (рис. 74).

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 74 – Греция: Парфенон

Большое значение для выявления тектоники каменной стены имеет организация проёма. Несущая способность каменной балкиперемычки, воспринимающей вес вышележащего массива, лимитировала его ширину и предопределила развитие проёма по вертикали. Он должен был иметь определённую геометрическую форму. Чтобы создать её, проём обрамляли вертикальными, тщательно обработанными камнями, перекрывающими торцы кладки стен.

В архитектуре античной Греции можно констатировать решительное преобладание массива стен, прерываемых лишь входным проёмом.

18.5 Бетон

В римскую эпоху основным материалом конструкции стены становится монолитный бетон. Лицевую поверхность стены образует каменная облицовка. Профилировка стены приобретает большую пластическую насыщенность, но теряет присущую греческой античности строгость. Очертания профилей ближе к циркульным кривым, членения плоскости стены становятся более сложными.

В римской архитектуре используется принципиально новое конструктивное решение – проёмы стен завершаются клинчатой аркой, позволяющей перекрывать значительно большие пролёты, чем это было возможно с помощью балки. Зодчий получает богатые возможности в создании ритмических структур, варьируя размеры проёмов и простенков. Но клинчатая арка создаёт боковой распор, проблема его погашения ставит перед зодчим новые конструктивные задачи.

В грандиозных общественных сооружениях, чтобы увеличить сопротивление стены нагрузкам от сводов, ей часто придают усложнённые в плане очертания, располагая её либо по замкнутому кольцу, либо в системе полуциркульных апсид, которые создают пространственную жёсткость сооружения (пример: крупнейший амфитеатр Древнего Рима – Колизей (I в. н. э.)).

Зодчий стремился выявить свойства конструкции – её прочность, устойчивость, массивность. Часто эти поиски выливались в чисто декоративную форму, так как систему членений, выработанную для массивной каменной стены, получала лишь облицовка, а несущую основу составлял массив бетона или кирпичная кладка.

«Классическая» завершённость системы профилировки каменной стены была достигнута архитектурой Италии в эпоху Возрождения. Здесь наиболее последовательно и художественно убедительно использован принцип постепенного изменения нагрузки стены в зависимости от её роста вверх. Размеры каменных блоков по высоте стены заметно уменьшаются, а градации рельефа квадров отмечены горизонтальными профилями, членящими здание на этажи (обычно их было три).

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 75 – Римский Колизей

18.6 Кирпич

В русской архитектуре широко применялась кладка стен из кирпича. Массив стены часто расчленяется, профиль строится на чередовании кирпичей, уложенных тычком, ложком, углом. Сложные наличники, витые колонны, перспективные ниши, тонко орнаментированные тяги и карнизы, выполненные из лекального и тёсаного кирпича, а часто белокаменные, входят в богатый арсенал архитектурных деталей. Системы горизонтальных членений этажей и ярусов отражают распределение тяжести, пластически обогащённая стена зрительно становится более лёгкой и изящной, исчезает ощущение грузного, инертного массива. Рельефная узорчатость кирпичной кладки и специфическая фактура послужили устойчивыми мотивами тектонического развития стены.

В современном строительстве кирпичная стена применяется также чрезвычайно широко. Тектоника несущей кирпичной стены в современной архитектуре строится на выявлении крупных членений в объёмах сооружений; непрерывность, однородность – вот основные качества кирпичной стены, используемые как художественные средства композиции.

Увеличение размеров кладки стены привело к развитию крупноблочного строительства. Принципиально этот вид строительства мало чем отличается от кладки из кирпича. Это также массивная несущая стена. Блоки изготавливаются преимущественно из бетона весом от 50 кг до нескольких тонн. В практике отечественного жилищного строительства сложилось несколько характерных типов кладки из крупных блоков, наиболее распространённым из них является двухрядная «разрезка» стены, состоящая из блоков-перемычек и блоков-простенков. Дальнейшее укрупнение элементов стены определило переход к крупнопанельному строительству.

Ещё на заре строительной деятельности люди при сооружении примитивных жилищ (шалашей) применяли деревянный каркас. Первое применение балки на двух опорах было важным открытием и, пожалуй, имело не меньшее значение для архитектуры, чем изобретение колеса для механики. Стоечно-балочная конструкция получила чрезвычайно широкое развитие в архитектуре. Простейшие каменные сооружения, образуемые сочетанием вертикально поставленных блоков и покоящихся на них горизонтальных камней, дольмены и кромлехи, создавались трудом громадных коллективов. Последовательное развитие и эстетическое осмысление этой системы привели к чёткому расчленению несомых и несущих частей конструкции – опорных столбов и балок. Так возник устойчивый тектонический порядок – ордерная система.

Ордер как развитая конструктивно-эстетическая система в архитектуре, как принцип и даже как мировоззрение появился в Древней Греции. Архитектура античной Греции была построена на развитии и художественном освоении стоечно-балочной конструктивной системы. Именно здесь системы конструктивных ордеров были доведены до высокого тектонического совершенства и гармонии. Стоечно-балочная конструкция нашла своё художественное выражение в ордере, основными частями которого являются колонна и архитектурное перекрытие. В греческой архитектуре сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одни и те же составные части – колонны, антаблемент (система венчания), стилобат (ступенчатое основание). Греки создали тектоническую систему, которая стала универсальным выразительным средством архитектуры. Её применение позволило создавать замечательные произведения архитектуры. Система ордеров охватывает все стороны архитектуры: утилитарную, техническую и художественную.

В эпоху Древнего Рима созданы великолепные образцы безупречных в тектоническом отношении сооружений – мосты (акведуки и виадуки), в которых единство материала (камня), формы, конструкции и окружения достигнуто в полной мере.

В эпоху Возрождения построение ордера было канонизировано. Это значительно упростило работу архитектора. Однако универсальные нормы канона не учитывали конкретных условий строительства, свойства материалов, условий окружения. Раз и навсегда установленная соразмерность становится более важной, чем правдивое выражение работы конструкции и материала. Постепенно ордер из конструктивнотектонической системы превратился в систему декора.

Мастера классицизма, восприняв каноны ордерной системы, видели в них лишь основу построения архитектурной формы, каждый раз внося свои коррективы. Это доказывают, например, замечательные архитектурные памятники русского зодчества.

Развитие древнеримского государства вызвало к жизни строительство грандиозных общественных зданий. Стоечно-балочная конструкция из камня не давала возможности создавать достаточно обширные пространства, чтобы вместить огромные массы людей. Проблема была решена путём использования клинчатых арочных конструкций, сводов и куполов.

Арочно-сводчатые конструкции позволили по-новому использовать свойства материала. Если в балочных конструкциях каменная балка архитрава работает на изгиб, то в арке каменные блоки работают только на сжатие, т. е. самым выгодным образом для этого материала, так как сопротивление камня сжатию в несколько раз больше, чем изгибу. Для сводов и арок не нужны грандиозные камни архитравов. Здесь пригодны блоки того же веса и размера, что и для кладки стены.

Важной задачей строителя при возведении арочно-сводчатых сооружений было погасить распор.

На примерах архитектуры римских арочных и купольных сооружений можно проследить, как новые конструктивные решения, тектонические закономерности которых ещё не были раскрыты до конца, рядились в привычные ордерные одежды. Трибуны крупнейшего амфитеатра Древнего Рима, Колизея (75-80 гг.), поднимающиеся вокруг эллиптической арены, образуют замкнутую арочную систему. Система арок Колизея соединена с ордером, имеющим декоративное значение, но кажущимся основой конструкции. Ордер и арочные конструкции образуют здесь массив, единый в своей пластической трактовке. Именно ордер с его тонкой профилировкой, повтором по горизонтали и нарастающей лёгкостью по вертикали становится основой масштабности, акцентирует ритм арочной системы, придаёт всему сооружению грандиозность и величие.

Интересны каменные мосты и акведуки, вошедшие в число великих достижений зодчества. Тектоника арочных систем проявилась здесь открыто и определённо. Опыт показал, что если удаётся полностью погасить распор и нагрузка от арок сводится лишь к вертикальным усилиям, массивные опоры не нужны. Для них могут быть использованы обычные для ордерных систем круглые колонны. На этой основе стало складываться тектоническое единство арочной и ордерной систем.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 76 – Древнеримский акведук Пон-дю-гар

В постройках романской архитектуры доминировала масса, а поскольку каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролётов, необходимых для зальных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сводов, распор которых в системе здания погашался с помощью контрфорсов. Позже, уже во времена готики, произошло дальнейшее превращение, вернее, перерождение стоечно-балочной системы в сложные и разнообразные формы каркаса, который готические мастера применяли для облегчения веса здания. Вертикальные несущие конструкции представляли собой пучки тянутых элементов весьма сложного сечения, основные конструктивные элементы – «оконные простенки минимального сечения, внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения – пилоны, нервюры сводов, аркбутаны и контрфорсы. Конструкция здания приобретает скелетный, каркасный характер».

Вертикальная устремлённость готических соборов, тщательность проработки деталей, огромная насыщенность декоративными элементами и богатство их смысловых значений во взаимосвязи с тектонической ясностью формы сохраняют силу эмоционально-эстетического воздействия и сегодня, в наши дни.

Благодаря практически неограниченным возможностям технологии изготовления строительных конструкций из множества материалов понятие тектоники значительно расширилось, что видно на примере такого привычного материала, как дерево. Новые методы обработки древесины позволяют получить новый художественный эффект и по-новому прочесть тектонику дерева. Это относится, в первую очередь, к клееным конструкциям из дерева, обладающим совершенно необычными для природного дерева свойствами, позволяющими перекрывать значительные пролёты.

Возможности современной техники привели к появлению сооружений, в которых нарушены веками установившиеся представления о тектонике.

Стена, которую мы привыкли воспринимать как преграду между высшим и внутренним пространством и опору для перекрытий, превратилась в сплошное остекление, не разделяющее, а зрительно соединяющее оба пространства. Тектонический смысл стены и несущей опоры изменился.

Художественное осмысление новых конструктивных приёмов – процесс сложный. Это можно видеть на примере индустриального домостроения. Разделение элементов на несущие и ограждающие вызвало две полярные тектонические интерпретации. В одном случае – имитация якобы массивной несущей стены, в другом – зрительно дематериализованная мембрана. Технология изготовления деталей стала одним из существенных факторов формообразования панельных домов. Независимо от характера общего решения зритель легко угадывает конфигурацию панелей, видит горизонтальные и вертикальные швы, как бы прочитывает технологию формообразования.

Эстетические свойства монолитного бетона широко использовали в своих сооружениях современные архитекторы Ле Корбюзье и Кендзо Танге. Следы дощатой опалубки передают способ возведения и создают богатую игру светотени.

Эстетические представления, в том числе и понимание тектоники, воспитываются виденным, и поэтому зрители так трудно воспринимают новые тектонические системы. Так, тектоника пневматических строительных конструкций, и особенно воздухоопорных, вообще не укладывается в привычные представления о несущем и несомом, т. е. с основополагающими принципами работы конструкций.

Не останавливаясь подробно на современных конструктивнотектонических системах, новых материалах и громадном спектре технических возможностей, отметим лишь, что понимание сути тектонических особенностей и возможностей проектируемого объекта является неотъемлемой составляющей профессионального мышления архитектора. Неправильное понимание проблем тектоники как композиционного средства может привести и к искажённому представлению о масштабности архитектурного сооружения, величине и соотношениях его частей. Кроме того, удачно выявленная тектоническая трактовка объёма в целом и его ограждающих конструкций в значительной мере определяет облик здания, его пластический образ, массивность или изящество формы.

Архитектура может быть многообразна в своих проявлениях. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Однако наиболее плодотворные результаты достигались тогда, когда форма развивалась на основе конструктивной логики, когда искусство и техника выступали в единстве.

Методы расчёта, технология производства оказывают и будут оказывать серьёзное влияние на развитие архитектурной формы. Однако нельзя полностью подчинить им форму – они лишь средства достижения цели.

Тектоничность форм не является результатом расчётов, она итог творчества зодчего, иногда – целой эпохи зодчества. Взаимосвязь конструкции и архитектурной формы сложна и многообразна.

Соотношение рациональной конструктивности и выразительной пластики архитектурной формы может быть различным; оно зависит от требований целесообразности, художественных традиций, методов строительства, применяемых материалов и конструкций. В связи с этим можно определить два основных типа тектонической формы:

1. Архитектурная форма, совпадающая с конструктивно необходимыми габаритами, обеспечивающая эффективное использование материала. Художественная выразительность отличает её от чисто утилитарной конструкции, целесообразность – от чисто пластического решения.

2. Архитектурная форма, в которой свойства конструкции выявлены опосредованно. Конструкция скрыта, но организация формы отражает её структуру и работу материала. Декоративные детали подчинены основной теме. Художественная правдивость отличает такую форму от ложнодекоративной, стилизаторской.

Каждому времени свойственен определённый тип тектонической формы. Однако в любом случае должны существовать прямые или опосредованные связи между конструктивным началом и началом художественным. Наглядные примеры разных типов формообразований дает нам природа. Так, «конструкция» дерева, его ветвей и ствола открыта и ясно читается, в то время как костяк человеческой фигуры можно лишь угадывать.

Тектонические формы, на первых порах строго обусловленные конструкцией, в последующем развитии могут получить известную самостоятельность, как это произошло с системой архитектурных ордеров. Созданный античностью как тектоническая форма каменной конструкции, ордер превратился в символ гармонии и порядка. Он стал применяться и как декоративная система, не имеющая конструктивной функции. Изменение материала конструкции и принципов строительного производства неизбежно лишают старую художественную форму первоначального смысла, как это случилось с системой ордеров. Из тектонической она превращается в декоративную.

Тектонические возможности строительства небывало возросли. Теперь редко можно сказать – «это технически невозможно». Ограничивающим становится вопрос – «нужно ли?», «насколько это целесообразно?».

Некоторые мастера считают первичной для архитектурной композиции организацию архитектурного пространства. Другие отдают предпочтение тектонике. Однако наиболее плодотворный художественный метод основывается на взаимодействии тектоники и организации пространства.

Современное строительство во всё большей степени становится частью индустриального производства. Промышленные методы, определяющие создание новых сооружений, сделали невозможным применение многих художественных средств, использовавшихся архитектурой прошлого. Однако технические достижения, включая особые возможности индустриального производства, могут и должны стать основой для создания новых эстетических ценностей.

Достижения инженерной мысли стали основой создаваемой «азбуки» прекрасного, новой системы архитектурных форм. Подчёркивая работу конструкции, её пластику, ритм, выявляя присущие ей пропорциональные соотношения, её модуль, архитектор добивается определённого эстетического воздействия. Художественное осмысление конструкции рождает тектоническую форму, о чём красноречиво свидетельствуют многочисленные исторические памятники и работы мастеров современной архитектуры.

Наличие огромного количества конструктивных систем, которые уже не вмещаются в рамки «единого ордера», создаёт широту и многообразие тектонических средств современного архитектора. Этот богатый материал ещё требует художественного освоения. В поисках новых средств архитектурной выразительности нужно исходить из необходимости художественного выявления конструктивной логики сооружения, иначе возникает опасность стилизаторства и эклектики. Поэтому одной из важнейших основ художественной выразительности архитектурной формы является тектоника.

что такое тектоника в архитектуре простыми словами. картинка что такое тектоника в архитектуре простыми словами. что такое тектоника в архитектуре простыми словами фото. что такое тектоника в архитектуре простыми словами видео. что такое тектоника в архитектуре простыми словами смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тектоника в архитектуре простыми словами.

Рисунок 77 – Пример: тектоника объемно-пространственной формы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *