что такое текст описание 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 73. Что такое текст-описание? Какова в нём роль прилагательных?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Отличительные признаки текста-описания.
2) Роль прилагательных в тексте-описании.
3) Составление плана текста-описания.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Заголовок – это название текста. Заголовок может отражать тему текста или главную мысль.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 95–98.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 47.
3. Щёголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс. – СПб.: Специальная Литература, 2016. – С. 38–41.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы: какой? какая? какое? какие?
В тексте-описании, как и любом другом тексте, можно выделить три части: вводную часть, основную часть, заключительную часть. Во вводной части текста нужно назвать предмет описания: кто это? что это? В основной части опишем особенности предмета. Если мы описываем животное, то нужно увидеть что-то особенное в его внешнем виде. В заключительной части можно рассказать о своём отношении к предмету описания.
Части текста-описания можно менять местами в зависимости от задачи текста. У каждого типа текста есть свои особенности. Текст-описание насыщен именами прилагательными. Без них мы бы не смогли описать предмет. Они являются опорными словами для текста-описания. При составлении текста, можно воспользоваться словарём синонимов, который поможет вам подобрать прилагательные для описания предметов. Он находится в учебнике на странице 140.
В художественном тексте-описании используются сравнения и образные выражения: хвост переливается рыжими искрами. В заголовке текста нужно назвать предмет описания: подснежник, море, лиса.
Мы будем учиться составлять текст-описание животного. Составить самостоятельно текст, нам помогут вопросы:
1. Какое это животное?
2. Чем покрыто тело?
4. Какая мордочка и глазки?
5. Моё отношение к этому животному.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Вставьте недостающие по смыслу слова в предложения.
Волк ______ и ________ зверь.
У него ________ зрение и _________ чутьё.
мелкий крупный хищный прекрасное плохое удивительное красное
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно поменяет цвет.
Волк крупный и хищный зверь. У него прекрасное зрение и удивительное чутьё.
Выделите цветом прилагательные, которые помогли вам представить лису.
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Подсказка: если вы выбрали слово правильно, то оно поменяет цвет.
Сочинение в начальной школе: учимся составлять текст-описание
Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:
Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:
«Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв».
Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.
Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.
«Описание — это текст, в котором описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие. Текст-описание отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?»
В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.
Как создавать высказывание?
Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.
Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.
Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.
Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).
Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.
В разделе «Люблю природу русскую. Осень» нам предстоит «наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор».
При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.
Учимся составлять текст-описание
Во 2-м классе в соответствии с темой «Люблю природу русскую. Осень» будет урок, посвященный составлению текста-описания. Но помните, что здесь главная задача педагога — научить это делать. Дети не будут сразу выдавать объемные тексты, мы постепенно будем приучать их к новому виду деятельности. Как мы будем это делать?
Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.
Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):
1. Какое выражение указывает на время дня?
2. Что значит «день открывает глаза»?
3. Найди в тексте фразы, которые помогают тебе представить, как падают листья с деревьев. Подчеркни. Объясни, как ты себе это представляешь? Если трудно, воспользуйся Словариком. «летит парашютиком» «летит мотыльком» «летит винтиком» Словарик: плавно; медленно спускается; тихо опускается; крутится; вертится; вращается вокруг себя; словно закручивается; порхает на ветру; летит то вверх, то вниз; дрожит.
4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.
5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.
7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________
8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________
Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.
В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.
Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?
Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.
После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:
Приметы о природе в октябре
Листопад прошел быстро — зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях — зима будет короткая, с небольшими морозами. Посмотрите на березу в начале октября — если листья еще не опали, то снег ляжет поздно. Если в октябре лист с березы и клена опадает не чисто, то жди суровой зимы. Деревья расцветают во второй раз — к теплой и долгой осени. Много еловых шишек — к урожаю яровых. В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» — значит, будет стоять хорошая осень.
В какие цвета наряжаются деревья?
Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.
Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.
Как красива осенняя березка!
Художественный текст: подбираем слова.
Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.
Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.
Типы текста
Тексты бывают трёх типов:
К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?
На камне греется ящерица.
Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.
К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?
В тексте-рассуждении можно выделить три части:
Не спешите брать птенцов домой!
Почему нельзя брать птенчика домой?
Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.
Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.
Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.
К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?
Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.
Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Выбранный для просмотра документ #U0422#U0435#U043a#U0441#U0442-#U043e#U043f#U0438#U0441#U0430#U043d#U0438#U0435 2 #U043a#U043b..pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Текст-описание Русский язык, 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» Онищенко А. А. МАОУ гимназия г. Белореченск
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
Текст-описание – это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Текст-описание состоит из 3 частей: Главная мысль. Описание. Особенности.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Главная мысль. Лиса – осторожный и хитрый зверь. Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Выпишите из текста по три слова в каждый столбик: сущ. прил. гл. 2. Разберите по составу слова. Осторожный, длинная, мордочка.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… Меня удивило…
Ресурсы: http://interneturok.ru/russian/2-klass http://psylist.net/pedagogika/parruslang.htm http://lenagold.ru/fon/clipart/p/podsn.html https://img3.goodfon.ru/wallpaper/big/1/55/lisa-fox-belyy-fon-minimalizm.jpg http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/01/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-rol-prilagatelnogo-v
Выбранный для просмотра документ Текст-описание 2 кл..docx
МАОУ гимназия г. Белореченск Краснодарский край
Учитель начальных классов
Конспект урока русского языка
Тема урока: «Текст – описание»
Основные цели урока:
Создать условия для ознакомления с текстом-описанием; способствовать развитию умения распознавать текст-описание;
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований.
Метапредметные: регулятивные – опираясь на выделенные учителем ориентиры действий, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия с учётом допущенных неточностей и ошибок; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – излагают мысли точно, ясно, просто; соблюдают нормы речевого этикета и чистоту произношения.
Предметные: объясняют понятие «текст-описание». Распознают текст-описание.
Урок открытия новых знаний и способов действий.
Постановка проблемы, наблюдение, сравнение, анализ языкового материала.
Используемые формы урока.
Самостоятельная работа, работа в парах.
1) Учебник «Русский язык», 2 класс, авт. С.В.Иванов.
2) Компьютер, проектор, экран.
3) Презентация «Тест-описание».
I. Организационный момент.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова. По окончании работы поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
— Что такое текст? (Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу).
— Текст можно озаглавить. А что такое заголовок текста? (Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте).
— От чего зависит заголовок текста? (От темы или основной мысли текста).
— Что такое тема текста? (Тема – о ком или о чём говорится в тексте).
— Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – то главное, что хотел сказать нам автор).
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
Тема – о подснежнике.
Главная мысль – подснежник – настоящий герой.
— Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел?
Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является как можно точно описать данный объект. А как это сделать? С помощью текста-описания. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности построения текста-описания.
— Какой вопрос можно задать к данному тексту? (Какой?)
Это текст-описание. В нём описывается подснежник.
Текст-описание – это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Текст-описание состоит из 3 частей:
Части текста-описания можно менять местами в зависимости от построения текста. Рассмотрим пример.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Прочитайте текст, определите тип текста, определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
Определите части текста.
Лиса – осторожный и хитрый зверь. Это главная мысль.
Описание внешнего вида лисы. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Особенности. Лиса живёт в лесу. Она выкапывает глубокие норы. Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
У каждого типа текста есть свои особенности. Как вы думаете, без какой части речи мы не смогли бы написать текс-описание? Догадались? Конечно без прилагательного. Прилагательные являются опорными для текста-описания.
XII. Самостоятельная работа.
— Выпишите из текста по три слова в каждый столбик.
— Разберите по составу слова: осторожный, длинная, красивая.
Учащиеся выполняют задания в тетрадях и у доски.
XIII. Итог урока. Рефлексия.
— С каким видом текста познакомились на уроке?
— В чём особенность текста-описания?
— Какой вопрос можно задать к тексту-описанию?
— Без какой части речи невозможно создать текст-описание?
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Типы текстов. Текст-описание
Урок 36. Русский язык 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Типы текстов. Текст-описание»
– Здравствуй, Василиса! Как я рад тебя видеть! Ты знаешь, с тех пор, как ты познакомила меня с текстом-повествованием, мои сказки все слушают гораздо внимательнее. А намедни маленькие зайчата пристали – расскажи да расскажи нам сказку. Но ты говорила, что есть и ещё какие-то виды текстов. Ты даже обещала меня с ними познакомить.
– Да, Баюн, непременно познакомлю. И прямо сейчас. Сегодня мы с тобой поговорим о тексте-описании. Помнишь ли ты, что при знакомстве с текстом-повествованием мы читали маленький рассказ о мышонке, о том, как он искал себе еду.
Жил-был мышонок по имени Шуршик. Маленький был мышонок. Он ещё никогда самостоятельно из норки не выходил.
Захотелось Шуршику есть. Осторожно выглянул он из норки, а потом побежал. Видит, лежит карандаш. Схватил он зубами карандаш, начал грызть, но сразу выплюнул. Невкусный был карандаш. Увидел Шуршик на полу красивую блестящую бумажку от конфеты. Вкусно пахла бумажка. Цапнул её мышонок, но и бумажка тоже оказалась несъедобной. Тут Шуршик увидел вазочку с вареньем. Залез на край вазочки, понюхал. Вкусно пахнет. А дотянуться до варенья не может. Тогда опустил мышонок в варенье хвост, а потом поднял его, облизнул – и снова в варенье. Так он ел, пока не наелся.
Вернулся Шуршик в норку и, сытый и довольный, крепко уснул.
– Да. Это текст-повествование, потому что здесь рассказывается о том, что произошло с мышонком Шуршиком, последовательно излагаются события. Опорными словами в нём являются глаголы – жил-был, не выходил, захотелось есть, выглянул, схватил и многие другие.
– Но чтобы ярко и точно представить себе Шуршика, нам необходимо описать его, т.е. ответить на вопрос какой он?
– Хотелось бы мне узнать, как выглядит Шуршик.
– Из текста мы знаем только, что он маленький. А теперь давай прочитаем, как же выглядел мышонок.
Это был маленький мышонок. На голове его торчали небольшие округлые ушки. На остренькой мордочке выделялись быстрые чёрные глазки-бусинки и любопытный подёргивающийся носик с чёрными усиками. Шкурка у него была серенькая, блестящая, но на спинке цвет её становился буроватым, а на животике – светлым, почти белым. Длинный хвостик змейкой лежал на полу.
– Ух ты, я сразу представил себе его. Такой симпатичный мышонок, что, даже встретив его, я не стал бы его есть.
– Скажи, Баюн, так на какой же вопрос отвечает этот текст?
– На вопрос какой? Мышонок какой? И идёт описание этого мышонка – какие у него ушки, какая мордочка, носик, какие глазки, какая шёрстка…
– Вот у нас и получился текст-описание. Тексты-описания нужны для того, чтобы как можно точнее описать какие-нибудь предметы. В этом тексте очень много имён прилагательных.
Ведь именно они помогают описывать предметы.
Имена прилагательные являются опорными в тексте-описании.
А ещё в тексте-описании могут встречаться сравнения и метафоры.
– Как интересно… Скажи, Василиса, а тема и основная мысль в тексте описании есть?
– Конечно, Баюн. Этот текст о мышонке. Это и есть его тема. А основную мысль ты уловил сразу, сказав, что мышонок очень симпатичный.
А теперь ты должен понять, как составить текст-описание. Вот представь себе наш текст без первого предложения.
На голове торчали небольшие округлые розовые ушки. На остренькой мордочке выделялись быстрые чёрные глазки-бусинки и любопытный подёргивающийся носик с чёрными усиками. Шкурка у него была серенькая, блестящая, но на спинке цвет её становился буроватым, а на животике – светлым, почти белым. Длинный хвостик змейкой лежал на полу.
Скажи, если бы тебе сразу дали прочитать такой текст, догадался бы ты, о ком в нем говорится?
– Ну… я не очень уверен. Ведь так можно описать и ещё каких-нибудь зверьков.
– Да, в тексте-описании сначала обычно называется предмет или объект, который потом описывается. Это – вступление. Затем идёт само описание – называются признаки описываемого предмета. Это основная часть. Именно к этой части можно поставить вопрос какой? А заканчивается текст-описание очень часто, но не всегда, тем, что автор высказывает своё отношение к описываемому предмету.
Вот наш текст можно было бы закончить твоими, Баюн, словами: Такой симпатичный мышонок!
– А представляешь, Василиса, если бы мы не называли предмет, который описываем, то у нас получилась бы загадка.
– Да, часто именно так придумывают загадки – составляют небольшое описание предмета. И по этому описанию нужно догадаться, о каком предмете идёт речь.
– А я знаю несколько таких загадок. Вот, например: Как мяч круглый, как тельняшка полосатый. А внутри красный и сладкий.
– Я догадалась. Это арбуз. А теперь послушай моё описание предмета и догадайся, кого я тебе описала.
Глазки – изумрудные, шубейка – чёрная, пуховая, песенки – разлюбезные, коготки – железные.
– Да уж догадался я. Это загадка про меня – кота Баюна. Я песенки намурлычу, всех угомоню-успокою, а потом из моих железных когтей не вырвешься…
– Ты эти свои разбойничьи замашки брось. Лучше посмотри на две картинки и подумай, по какой из них можно составить текст-повествование, а по какой – текст-описание.
– Мррр. Мррррр. Прости, Василиса. Итак. На первой картинке нарисована зимняя природа. На ней ничего не происходит. Здесь можно описать, как выглядят небо, пруд, дерево, дом, какой снег. Значит, по картинке можно составить только текст-описание. Например:
Стояло тихое ясное зимнее утро. Небо было голубое-голубое. И эта голубизна отражалась на льду замёрзшего пруда, который тоже стал голубоватым. Все было покрыто снежным ковром. Голубые тени лежали на снегу. А вот на крыше дома и на ветвях дерева снег был белым-пребелым. Такая красота была, что просто глаз не отвести.
А вот на второй картинке появились ребята-хоккеисты. И теперь можно придумать целую историю о той ледяной баталии, которая развернётся на льду пруда. Тогда получится текст-повествование.
– Молодец, Баюн. У тебя такой поэтичный текст-описание получился. А в нём есть и вступление, и основная часть-описание, и даже заключение – отношение автора к описываемой картине. Ты очень хорошо понял, что такое текст-описание, и чем он отличается от текста-повествования. Давай ещё раз повторим то, что ты сегодня узнал про текст-описание.
* Текст-описание описывает какой-то предмет или явление, человека или животное.
* Тексты-описания нужны для того, чтобы как можно точнее, красочнее описать какие-нибудь предметы.
* К тексту-описанию можно поставить вопросы какой?, какая?, какое?.
* Опорными словами в тексте-описании чаще всего являются имена прилагательные.
– Отлично. А теперь давай просто погуляем, полюбуемся на красоту леса. А когда вернёмся, попробуем написать о лесе красивый текст-описание. Ты согласен, Баюн?