что такое техносферная безопасность определение
Рассказываем про техносферную безопасность.
Сегодня мы ответим на некоторые вопросы о техносферной безопасности, специальностях в данной сфере и трудоустройстве после окончания обучения.
Какое непонятное слово Техносфера! Что оно значит?
Чем занимается специалист?
Миссия этого специалиста — всеобщая безопасность.
С одной стороны, он может защищать окружающую среду от влияния человеческой деятельности, следить за уровнем выбросов в атмосферу и гидросферу, просчитывать допустимые нормы и пределы вмешательств в природу.
С другой, обеспечивать безопасность человечества в современном техногенном мире: безопасность сотрудников на производстве, пожарную безопасность, радиационную безопасность.
Какие существуют направления?
Техносферная безопасность охватывает 5 сфер:
Ключевой особенностью программы 20.03.01«Техносферная безопасность» в СПбПУ является обобщающий характер ее содержательной части. Выпускник обладает необходимым багажом знаний, позволяющим ему начать трудовую деятельность в любой сфере обеспечения безопасности или сосредоточиться на определенной сфере в рамках обучения в магистратуре.
Востребована ли специальность?
Такая профессия востребована едва ли не во всех отраслях. Она обеспечивает безопасность и человека, и общества, и природы. Специалист данного профиля занимается прогнозами и контролем разных сфер деятельности.
Кому подходит?
Тем, людям, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью.
Кем работать после университета?
Такой вопрос стоит не только перед нашими выпускниками, но и перед нашими абитуриентами.
И для вторых он даже острее, ведь наши выпускники уже знают все свои возможности!
Более подробно о специальностях вы можете узнать в видео-ролике, созданном нашими студентами!
Какие специальности существуют?
Специалист по техносферной безопасности
Это обобщенное название профессии, к которой относятся такие специалисты, как:
Основное место работы – государственные структуры МЧС, санитарно-эпидемиологической службы, государственной инспекции охраны труда и других организаций, наделенных контрольными и надзорными функциями.
Специалисты в области техносферной безопасности востребованы на рынке труда.
Это объясняется тем, что во время обучения они получают знания не только в своей области, но и во многих смежных направлениях. Они получают обширные знания мировых стандартов охраны окружающей среды и экологического законодательства. Благодаря этому выпускники вузов могут трудоустроиться в десятках разных организаций и учреждений.
Следите за нами в социальных сетях и на официальном сайте:
«Техносферная безопасность» что это за специальность
Кому подходит специальность «Техносферная безопасность»?
В этой статье, мы подробно объясним, что такое «Техносферная безопасность», дадим определение, расскажем об истории возникновения специальности, предоставим законодательные акты РФ и дадим рекомендации о том, стоит ли учиться по этому направлению. Мы также объясним, кем работать по направлению «Техносферная безопасность» и получать ли специальность «Техносферная безопасность».
Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации.
Так что же это за специальность «Техносферная безопасность» и что нужно знать в первую очередь?
Специальность подходит тем лицам, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью. Выпускники по данной специальности в короткие сроки занимают руководящие должности. Например, становятся руководителями служб охраны труда.
В связи с тем, что государство уделяет особое внимание вопросам охраны труда на предприятии, спрос над данную специальность значительно превышает предложение. Поэтому проблем с трудоустройством не будет. Так, достаточно зайти на любой сайт вакансий, чтобы убедиться в этом.
Кем работать по специальности «Техносферная безопасность»?
Лица, прошедшие подготовку по специальности «Техносферная безопасность» могут работать по следующим профессиям:
— специалист по охране труда;
— инженер-эколог;
— специалист надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности
— специалист экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по ОТ и проч.)
Так, что это за специальность «Техносферная безопасность»? Все профессии этой специальности не связаны с физическим трудом. Необходимые умения — это прежде всего, знать законодательство в области охраны труда, соблюдать должностные инструкции и нормативные акты. Аналитические способности работника должны быть на среднем уровне. Данные профессии универсальны. Они сочетают в себе как гуманитарные, так и технические навыки. Выбор, кем работать по данной специальности за вами!
Специальность «Техносферная безопасность», востребованность
Специалист по охране труда – это наиболее востребованная профессия. Об этой профессии можете прочитать на странице дополнительное профессиональное образования по охране труда
Инженер-эколог – это специалист, который занимается вопросам сохранения окружающей среды. В процессе своей деятельности эколог изучает состояние поверхности земли, оценивает воздействие вредных веществ на атмосферу. Эколог может работать как в природоохранных предприятиях, в учреждениях образования и здравоохранения. В настоящее время профессия инженера-эколога считается не очень востребованной, но в связи с тем, что государство начало уделять особое вниманию проблемам экологии, профессия эколога в будущем будет более востребована.
Специалист надзорных организаций – это фактически профессия «Государственный инспектор по труду». Инспектор труда является служащим трудовой инспекции. Он проводит проверки предприятий на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда. Профессия инспектора труда по специальности «Техносферная безопасность» является востребованной.
Специалист экспертных организаций – это прежде всего эксперт по оценки условий труда на предприятиях. Т.к. специальную оценку условий труда должны проходить все предприятия, поэтому данная профессия является востребованной.
Вывод: специальность «Техносферная безопасность» очень востребована! Вам достаточно сделать свой выбор, кем работать по специальности «Техносферная безопасность». А затем пройти подготовку по направлению обучения «Техносферная безопасность»
Какая заработная плата специалистов по «Техносферной безопасности»?
При выборе любой профессии необходимо определиться, насколько она будет интересной и какова будет оплата труда. «Техносферная безопасность» — что это за специальность и какова зарплата? На первый вопрос мы ответили. Что касается оплаты труда, то можно сказать, что она выше, чем по другим специальностям.
Оплата труда «Техносферная безопасность» по состоянию на 2021 год по данным сайта HeadHanter:
Средняя заработная плата специалиста по охране труда:
Москва и Санкт-Петербург — 50-90 тысяч рублей
В северном регионе России – 50-70 тысяч рублей
В центральном регионе России – 25-35 тысяч рублей
Средняя заработная плата инженера-эколога:
Москва и Санкт-Петербург — 35-50 тысяч рублей
В северном регионе России – 35-40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 15-25 тысяч рублей
Средняя заработная плата государственного инспектора труда:
Москва и Санкт-Петербург — 55 тысяч рублей
В северном регионе России – 40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей
Средняя заработная плата эксперта по специальной оценки условий труда:
Москва и Санкт-Петербург — 45-65 тысяч рублей
В северном регионе России – 40-50 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей
Нужно ли специалисту по охране труда проходить подготовку по Техносферной безопасности?
Если вы собираетесь работать, либо уже работаете специалистом по охране труда, у вас может возникнуть вопрос: Получать ли специальность «Техносферная безопасность»? Постараемся ответить.
В настоящее время специалист по охране труда должен вести свою деятельность строго в соответствии с профессиональным стандартом специалиста по охране труда. В нем есть обязательное требование к должности специалиста. Занимать должность специалиста по охране труда имеют право лица, имеющие высшее или среднее образование по охране труда. В случае отсутствия должного образования по охране труда, специалист должен пройти профессиональную переподготовку по направлению «Техносферная безопасность»
В свою очередь, согласно Закона об образовании РФ, по этому направлению подготовки «Техносферная безопасность» разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который разработан строго в соответствии со стандартом специалиста охраны труда. Следовательно, рекомендуем специалистам получать образование исключительно по этому направлению подготовки. Узнайте, как специалисту по охране труда пройти ускоренную переподготовку по охране труда.
Вывод:
Если вы желаете работать специалистом по охране труда, вам просто необходимо образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность»!
Если вы уже работаете специалистом по охране труда в организации, то вам достаточно иметь специальность в дипломе «Техносферная безопасность» либо аналогичную по охране труда, например, «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств» и проч.
История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость
Вы уже узнали, что такое «Техносферная безопасность», теперь расскажем об истории появления данной специальности. Еще в далеком 2003 году Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003. Он создан для упорядочивания и удобства учета специальностей в Российской Федерации.
Специалисту по охране труда будут интересны следующие коды ОКСО:
Код специальности Направления подготовки
280100 Безопасность жизнедеятельности
280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280102 Безопасность технологических процессов и производств
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280201 Охрана окружающей
В то время лицам, окончившим обучение, могла быть присвоена квалификация «инженер по охране труда», «инженер-эколог», либо просто «инженер» или «техник».
В связи с переходом высшего профессионального образования РФ на международные образовательные стандарты, сроки и названия квалификаций высшего образования изменилась. Появился бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура + 2 года. Поэтому, надо было привести специальности, указанные в ОКСО к международному стандарту, и указать, какие профессии из ОКСО будут соответствовать бакалавриату, а какие магистратуре.
В этом приказе появилось первое упоминание о специальности «Техносферная безопасность» с кодом квалификации 280700. Указано, что по этому направлению готовят как бакалавров, так и магистров.
Направление подготовки высшего образования «Техносферная безопасность» приравняли к специальностям по охране труда из ОКСО. Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 17.02.2011 г. N 201 устанавливается следующее соответствие направления подготовки высшего профессионального образования:
Приказ 337 от 17.09.2009г. Постановление 276-ст от 30.09.2003г. (ОКСО)
Техносферная безопасность
=
В 2013 году на смену Приказа 337 от 17.09.2009 года вышел Приказ 1061 от 12.09.2013 г. с обновленным перечнем специальностей. С точки зрения нашей специальности этот приказ ничего не поменял, кроме кода направления подготовки. Код направления подготовки «Техносферная безопасность» 280700 меняется на коды 20.03.01, 20.04.01 и 20.06.01.
Поэтому, на сегодняшний день, в ВУЗах России специальность «Техносферная безопасность» имеет следующее обозначение:
код 20.03.01 – квалификация (степень) «бакалавр»;
код 20.04.01 – квалификация (степень) «магистр»;
код 20.06.01 – квалификация для аспирантуры.
Кстати, эта специальность единственная из направлений обучения по охране труда, представлена в федеральных государственных образовательных стандартах ФГОС. (см. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 N 172).
Вывод: специальность «Техносферная безопасность» объединяет почти все возможные направления обучения по охране труда.
В этой статье вы узнали, что это за специальность «Техносферная безопасность», кем работать, какую профессию можно освоить. Насколько эта специальность востребована и оплачиваема. Если вас заинтересовала данная специальность, то вы можете ознакомиться с нашей следующей статьей, чтобы узнать, как пройти обучение по данной специальности, чтобы получить востребованную профессию.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
для студентов, обучающихся по специальности
20.03.01 «Техносферная безопасность»,
профиль «Пожарная безопасность в строительстве»
Составитель Е.А. Жидко
Рецензент:
кафедра безопасности жизнедеятельности
Воронежской государственной лесотехнической академии;
Е.Г. Спиридонов, д. т. н., проф. 24 кафедры криогенной техники систем кондиционирования и метрологического обеспечения Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушной академии им. профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
У677 | Управление техносферной безопасностью в строительстве: курс лекций / сост. Е.А. Жидко; ВГТУ. – Воронеж, 2017. – 147 с. |
Рассматривается комплекс вопросов, характеризующих проблемы организации, управления и обеспечения техносферной безопасностью на государственном уровне и на предприятиях. Пособие составлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Управление техносферной безопасностью» по учебному плану направления 20.03.01 для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть использовано при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех направлений всех форм обучения.
Ил. 8. Табл. 6. Библиогр.: 53 назв.
УДК 331. 45. (073)
ББК 20.18. я 7
Печатается по решению учебно-методического совета ВГТУ
© Жидко Е.А., составление, 2017
© Воронежский ГАСУ, 2017
Введение
В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека.
Высокий уровень аварийности, производственного травматизма и преждевременной смертности в других сферах деятельности, связанный с так называемым «человеческим фактором» обусловлен, прежде всего, низкой эффективностью существующей системы образования и обучения специалистов по проблемам безопасности человека в техносфере.
Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» закладывает базовые знания в области управления безопасностью труда и охраной окружающей среды в рыночных условиях функционирования хозяйства стрны.Управление техносферной безопасностью в строительстве основывается
на документах начиная с Конституции РФ и заканчивая санитарными правилами и коллективным договором на предприятии.
Основной целью курса «Управление техносферной безопасностью» является обогащение будущих инженеров теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных условий в производственной, бытовой, природной средах, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.
Эти знания и навыки должны обеспечить формирование инженера как специалиста, способного самостоятельно решать разные вопросы безопасности жизнедеятельности на производстве, при разработке новой техники и технологий, проработке мероприятий по охране труда, принимать правильные решения при дефиците времени и умение решать проблему защиты от потенциальных опасностей, создания и функционирования системы управления техносферной безопасностью в строительстве, чтобы свести до минимума риск любого вида деятельности в техносфере.
Важное значение в формировании этих способностей имеет приобретение практических навыков проведения расчетов в области безопасности окружающей производственной (охрана труда) и природной среды, оценки экономических последствий неблагоприятных воздействий технических систем предприятий на эти среды.
Учебное пособие разработано с учетом Примерной программы дисциплины «Управление техносферной безопасностью» для специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Пожарная безопасность в строительстве»
Курс «Управление техносферной безопасностью» в целом рассматривает:
· Организационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятии;
· государственные органы управления безопасностью в техносфере;
· промышленную безопасность на опасных производственных объектах;
· организацию работы по охране труда на предприятии;
· требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
· организацию обучения по охране труда;
· общие принципы моделирования процессов в техносфере;
· методические основы обеспечения безопасности в техносфере
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины: выработать у студентов умения и практические навыки в идентификации источников опасностей на предприятии, в определении уровней опасностей, определении зон повышенного техногенного риска, участии в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов, участии в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Задачи изучения дисциплины: приобретениекомпетенций гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности); овладениеспособностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.
Основным направлением в практической деятельности в области управления техносферной безопасностью в строительстве является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» включает область знаний, охватывающих теорию и практику реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, защиты в ЧС, изложенных в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах.
Изучив дисциплину «Управление техносферной безопасностью» каждый выпускник вуза по направлению «Техносферная безопасность» должен обладать следующими компетенциями:
– способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах в области обеспечения безопасности;
– способность осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой;
– способностью прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения;
– умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов строительства для человека и среды обитания;
– способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;
– способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты;
– способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники;
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Биосфера постепенно утратила свое господствующее значение и в населенных регионах стала превращаться в техносферу.
После получения различных биологических и химических веществ, новых видов энергии возникла необходимость в осмыслении вопросов безопасности, упреждающей оценке будущих нововведений и разработке основ безопасного развития людей. Стихийное развитие техносферы влечет угрозу для благополучного существования человека. Нужно обеспечить экологическую, производственную, промышленную, информационную безопасность в техносфере, принять меры по уменьшению вреда от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Основной вред наносится в результате производства. Носителями вредных факторов в производстве являются биологические и химические предметы труда, машины, источники энергии и др.
Есть все основания утверждать, что основным противоречием нынешней эпохи служит несоответствие между возрастающими потребностями человечества и возможностями их удовлетворения непрерывно скудеющей биосферой
Переход к новым хозяйственным механизмам развития всех технологических и производственных процессов невозможен без полного применения достижений научно-технического прогресса, эффективного использования ресурсов, снижения ущерба от аварийности и травматизма. Решение этой грандиозной задачи требует также научно обоснованных подходов к анализу и синтезу всех без исключения отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и энергетики. В то же время дальнейшее повышение энерговооруженности общества, применение новых технологий и материалов ведут к побочным издержкам с серьезным моральным и материальным ущербом.
Системный анализ и моделирование основных процессов в биосфере вообще и в техносфере в частности особенно актуальны на нынешнем этапе развития производительных сил, когда из-за трудно предсказуемых последствий соответствующих вредных эффектов поставлено под сомнение само существование человека [33,43].
Как показывают статистические данные, за последние 20 лет произошло 56 % (только в 80-е гг.-33 %) от общего количества наиболее крупных происшествий в промышленности и на транспорте. Особенно остро обозначенная проблема стоит в нашей стране, поскольку уровень безопасности проведения производственных процессов в 5-10 раз ниже зарубежного.
Сложившаяся кризисная обстановка в вопросах аварийности и травматизма объясняется не только низкой культурой безопасности и технологической недисциплинированностью людей, но и конструктивным несовершенством и большим износом используемого промышленного и транспортного оборудования. Считается, что лишь 6 % выпускаемой продукции полностью соответствует существующим требованиям к безопасности [30]. Определенный отрицательный «вклад» в эту проблему внесло совершенно неудовлетворительное научное и образовательное обеспечение ее решения.
Несмотря на привлекаемые к теоретическому изучению проблем безопасности крупные средства, до сих пор не завершена разработка общей теории безопасности и таких ее важных сфер, как теория национальной и производственно-экологической безопасности. Следствием этого стали отсутствие соответствующих научных школ, дефицит высококлассных профессионалов в науке и образовании, а также непринятие реальных мер по предупреждению техногенных катастроф.
Проводимые в нашей стране исследования по проблемам риска и производственной безопасности страдают из-за ведомственных барьеров, отсутствия единой, скоординированной методологии. Использование разных методик и критериев ведет к неоптимальным решениям, большим экономическим издержкам и неизбежному в таких случаях риску крупных аварий. С учеными солидарны и крупнейшие специалисты в области надежности сложных систем, которые указывают, что именно наличие теоретических, методологических разработок, созданных на их основе инженерных методов позволит разработать меры по обеспечению безопасности еще на этапе их проектирования.
Несомненно, что проблема предупреждения происшествий имеет особую актуальность в атомной энергетике, химической промышленности, при эксплуатации вооружения и военной техники, оснащенных мощными источниками энергии, высокотоксичными и агрессивными веществами. Недооценка указанных факторов приводит к гибели людей, выводу из строя оборудования, загрязнению окружающей среды вредными веществами. Предупреждение подобных происшествий и снижение ущерба от них требуют целенаправленной работы по изучению обстоятельств их появления, использованию методов системного анализа и моделирования потенциально опасных процессов в техносфере.
Можно привести разные определения техносферы, например:
1. Часть биосферы (по некоторым представлениям, со временем вся биосфера), коренным образом преобразованная человеком с помощью опосредованного воздействия технических средств, а также технические и техногенные объекты (здания, дороги, механизмы и т. д.) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества;
2. Сложная часть антропосферы, охватывающая взаимодействие технических средств производства с природно-ресурсным потенциалом территории на основе научно-технического прогресса;
3. Практически замкнутая регионально-глобальная будущая технологическая система утилизации и реутилизации привлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов, рассчитанная на изоляцию хозяйственно-производственных циклов от природного обмена веществ и потока энергии;
Техносфера, как целостная система, включает в себя:
· Собственно сами технические артефакты, то есть технику как объект и его социокультурное значение;
· Специфическое техническое знание, умение, правила, теории, их культурную ценность;
· Технической деятельности в двух планах:
-как связанную с повседневной жизнью;
· Систему отношений между человеком и природой, где техника выступает как некий посредник.
Техносферная безопасность – это понятие, охватывающее экологическую, производственную и бытовую безопасность. [28,29]. Основываясь на сказанном выше и определяя техносферные опасности как совокупность производственных, социальных и природных опасностей разрушающих техносферу, выведем определение техносферной безопасности.
К новым техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает.
Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ [31,32,34]. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.
Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином «антропогенное загрязнение», под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях.
Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему. Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере []. Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности. Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей дея- тельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве [37,38]. Более конкретно выделяют следующие организационные причины:
– нарушения требований безопасности;
– недостатки в обучении работников по безопасности труда;
– нарушения трудовой дисциплины;
– неудовлетворительная организация производства работ.
Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят – улучшение обучения и инст- руктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социально- психологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда. Для создания эффективной системы управления охраны труда в организации как части системы управления производством и качеством необходимы знания основ управленческой науки, современных на- правлений, требований и принципов построения системы на основе последних достижений науки и практики. Эти знания можно получить при изучении курса «Управление техносферной безопасностью».