что такое технология обучения в педагогике

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

что такое технология обучения в педагогике. картинка что такое технология обучения в педагогике. что такое технология обучения в педагогике фото. что такое технология обучения в педагогике видео. что такое технология обучения в педагогике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое технология обучения в педагогике.

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 30.05.2014

Статья просмотрена: 22237 раз

Библиографическое описание:

Пласкина, М. В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике / М. В. Пласкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5741/ (дата обращения: 23.11.2021).

Слово «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство и logos — понятие, учение) означает:

а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;

б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [10, с. 30].

В толковом словаре русского языка С. И. Ожеговаприводится следующее определение: «Технология — совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [7, с. 650].

Поначалу данное понятие относилось к производству и возникло с развитием технического прогресса. С середины 50-х годов XX века появился новый технологический подход к построению учебного процесса, именно с этого периода времени в педагогику вошло новое понятие «технология обучения», и связано оно было с применением технических средств обучения (ТСО). Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.

Рассмотрение сущности понятий, представленных выше, является достаточно актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них можно отметить В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Сластенин и т. д.

Взгляды исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «технология обучения» («педагогическая технология») многообразно. В доказательство к выше сказанному, приведем несколько примеров.

Так, В. И. Боголюбов исследовал эволюцию понятия «педагогическая технология» (от «технологии в образовании» — к «педагогической технологии») [2, с.123–128].

Так, В. П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике [1, c. 78].

Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [4, с. 104].

Педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [9, с. 330].

По М. В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [3, с. 17]. Также он добавляет, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

Педагогическая технология — продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5, с. 35].

Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

— научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

— процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

— процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [8, с. 16].

В иерархии технологий в образовании по Т. С. Назаровой, «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В области дистанционных форм получения образования, по нашему мнению, целесообразно выделить два уровня иерархии: «образовательные дистанционные технологии» и «технологии дистанционного обучения» [6, с. 26].

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г. К. Селевко):

— Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

— Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

— Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [8, с. 16–17].

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

— содержательная часть обучения: цели обучения — общие и конкретные; содержание учебного материала;

— процессуальная часть — технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):

— Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

— Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

— Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

— Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

— Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

— Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.

— Анализ, прогноз и проект — «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи [9, с. 75].

В конце 70-х годов в понятие «технологии обучения» стали вкладывать иной смысл. Современную трактовку этого понятия приводит Талызина Н. В., которая видит сущность современной технологии обучения в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей, рассматривая учебный процесс комплексно, в единстве и во взаимосвязи [12, с. 91–96].

Анализ приведенных подходов к определению понятий «технология обучения», «педагогическая технология» позволяет сделать вывод, что исследование данного вопроса актуально до сих пор, поскольку применение педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, гарантию в достижении запланированных результатов обучения. Кроме того, педагогические технологии рассматриваются как некий алгоритм построения образовательного процесса с заранее заданными результатами [11, с. 15].

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.

2. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. — 1991. — № 9. С. 123–128.

3. Кларин М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. — М., 1989. — 75 с.

4. Лихачев Б. Г. Педагогика / Б. Г. Лихачев. — М. — 1992. — 464 с.

5. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995.- 152с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г. К. Селевко — М.: Народное образование. — 1998. — 256 с.

9. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс. — 1997. — 512 с.

10. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980. — 624 с.

11. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е. изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.

12. Талызина Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории Текст.: Современная высшая школа, 1977. № 1. — с. 91 —96.

Похожие статьи

Учебный процесс как педагогическая система в процессе.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Педагогические технологии в образовательной практике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Педагогическая технология в учебном процессе.

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале.

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения.

Источник

Современные педагогические технологии

Современные образовательные технологии

Поиск ответов как на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», так и на вопрос «как учить результативно?» привели педагогов, занимающихся теорией и практикой педагогики, к попыткам технологизации учебного процесса и стремлению превратить процесс обучения в процесс с заданным высоким и гарантированным результатом. Именно поэтому в педагогике в последней четверти XX в. появилось новое направление – педагогические технологии.

Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (techne – искусство, мастерство; logos – слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определённого продукта с заданными свойствами. Словарь современного русского языка определяет технологию как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

В отечественной педагогической практике термин «технология обучения» был введен в 1989 Беспалько В.П., который сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». Учитывая не очень длинную историю разработки образовательных технологий, еще нет единого определения данного понятия. Представим некоторые из них:

В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансфор­мируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели де­ятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием.

Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

Классификация педагогических технологий

Существует множество различных классификаций педагогических технологий. Эти классификации создавались в различное время, и каждая из них несёт в себе авторскую особенность.

Классификации образователь­ных технологий выполняются по широкому спектру оснований: по видам педагогического воздействия на учащихся; по возможности сочетания с традиционной системой обуче­ния; по компонентам методической системы обучения; по технологическим моделям обучения; профессионально ориентированные технологии и др.

Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп

Классификация педагогических технологий

по требуемым ресурсам

по целевой ориентации

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:

А теперь дадим краткую характеристику базовым технологиям, позволяющим создать методический «костяк», на основе которого следует выстраивать современное зда­ние образовательного процесса, и которыми должен владеть каждый педагог.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность программированного обучения заключается во взаимодействии обучаемого с заранее составленной обучающей программой, в которой учебный материал разделен на определенные взаимосвязанные «дозы», и последовательно, предъявляется обучаемым. Причем переход к изучению последующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих.

При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

Ключевые элементы программированного обучения:

Реализация

Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

Достоинства:

Ограничения

Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

Ключевые элементы:

Реализация

Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов + 3:

УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором – размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

Источник

Определение и классификация педагогических технологий

Еще недавно термином «педагогическая технология» в педагогике обозначали обучение с использованием различных технических средств. На современном этапе развития педагогической науки появилась необходимость выделения эффективных методов получения и передачи информации, что привело к выделению ряда технологий обучения в педагогике как эффективных методик образования и воспитания.

Технологии обучения в педагогике – это совокупность форм и методов обучения, приемов воспитания, средств передачи и контроля знаний, которые на постоянной основе применяются в процессе образовательном процессе.

Выделение отдельных технологий позволяет повлиять на эффективность обучения, развитие учащихся и воспитания в них лучших качеств.

Дадим еще одно значимое определение понятия для более глубокого раскрытия темы.

Технология обучения в педагогике – это наука о способах и инновационных технических средствах, которые при их систематическом использовании помогают преподавателю эффективно взаимодействовать с учениками.

Преподаватель, который использует методы, пусть и заимствованные, по сути является творцом технологии, так как в своей работе ориентируется на познавательную активность и уникальные особенности своего учебного процесса.

Классификация педагогических технологий

В педагогике имеется четкая классификация педагогических технологий. Ниже мы приведем классификацию, составленную Г.К. Селевко, одним из наиболее известных авторов по педагогике.

Выделяют следующие группы технологий:

С точки зрения философии можно выделить следующие виды технологий:

С точки зрения психологии выделяют следующие группы технологий:

В зависимости от того, как те или иные технологии ориентированы на личностные структуры, можно выделить:

В зависимости от того, как организована структура педагогической технологии и ее содержание, выделяют:

В зависимости от преимущественного типа управления и доминирующих способов организации познавательной деятельности учащихся можно упомянуть о таких технологиях как:

Сюда же можно отнести и программное обучение.

Немаловажное значение в образовательном процессе имеет налаживание взаимоотношение ученика и преподавателя, а также место ребенка в процессе воспитания и получения знаний. С учетом этого фактора в педагогике идет разделение технологий на такие группы как:

Уровни и структура педагогических технологий

Теперь давайте рассмотрим педагогическую технологию как категорию педагогики. Как мы знаем, любая категория имеет свои уровни и структуру. Структура включает следующие компоненты:

Любую педагогическую технологию можно «разложить» на уровни:

Хоть мы и приводим в статье различные классификации, выделенные нами компоненты системы на самом деле неделимы. Содержание, цели, средства и методы находятся в тесной взаимосвязи.

Государство занимается внедрением образовательных стандартов, что требует от коллектива образовательных учреждений оперативного реагирования на поступающие запросы, предъявлять адекватные требования к качеству подготовки будущих кадров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *