что такое техника a la prima
Алла прима — живопись энергичных и смелых художников: суть техники, преимущества, недостатки, история
Алла прима (от итальянского a la prima — «с первой попытки») — это техника живописи, в которой художник пишет картину за один сеанс, до полного высыхания красок. Чтобы добиться нужного результата в технике алла прима живописец должен работать быстро и уверенно. Нанесение второго слоя краски по сырому, еще не высохшему первому требует от автора особого мастерства и интуитивного понимания сути процесса.
Алла прима оптимально подходит для написания картин в динамичной и экспрессивной манере. В руках мастера она удивительным образом помогает раскрыть новые возможности традиционных живописных материалов: масляных или акварельных красок.
Плюсы и минусы алла примы
Алла прима, как и любая другая живописная техника, имеет определенные достоинства и недостатки. На них стоит обратить внимание не только начинающим, но и опытным художникам.
К плюсам техники можно отнести:
Минусы этой техники также заслуживают отдельного упоминания:
Алла прима подходит не всем художникам, но попробовать свои силы в ней может любой начинающий живописец. Особенно тот, кто не боится экспериментировать и страстно желает добиться признания.
История алла примы
Алла прима известна в изобразительном искусстве с XVI века. Изначально ее применяли во вспомогательных целях: при написании портретных эскизов или пейзажных этюдов. Впоследствии живописец на основе имеющихся набросков в своей мастерской в течение длительного времени создавал законченное произведение. Но уже столетие спустя отношение к технике изменилось. Ее начали использовать в качестве основного способа написания картин многие выдающиеся мастера барокко, а затем и рококо.
В середине XIX века алла прима пережила подлинный расцвет благодаря, в первую очередь, Клоду Моне (Claude Monet). Один из основоположников импрессионизма сумел разглядеть огромные возможности этой техники для передачи на холсте мимолетных впечатлений автора. Классическим примером творчества Моне можно без сомнения назвать картину «Впечатление. Восход солнца», написанную великим мастером именно в такой манере.
В последующие годы живопись «по-сырому» была востребована в среде представителей других направлений искусства:
И в наши дни многие живописцы создают свои произведения в этой оригинальной технике, а тысячи начинающих художников оттачивают с ее помощью свое профессиональное мастерство.
Известные художники, работавшие в алла приме
К самым известным художникам, использующим алла приму, можно причислить следующих мастеров:
Онлайн-портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять непосредственное участие в арт-аукционах. Кроме того, на сайте можно без посредников купить картины, гравюры и рисунки у современных художников.
Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику
На страницах своего блога я уже писала об основных техниках в живописи с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.
В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.
Натюрморт в технике Алла прима
Понять их можно, а вот полностью согласиться — вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.
Что такое алла прима?
Алла прима — это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.
При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.
Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.
Портрет в технике Алла прима за 2 часа
Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.
Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.
Чем хороша техника алла прима?
Главное достоинство алла прима — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.
Пример — картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой импрессионизма. Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.
«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне
Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.
Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас…. Пока художник находился под особым впечатлением!
За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест.
Также алла прима позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.
А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.
А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!
К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!
Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!
Картина в быстрой технике по сырому
Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
О пользе арт терапии, я думаю, вы уже слышали…
Какие недостатки техники по сырому?
Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины.
Упращенные сюжеты в технике Алла прима
Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…
Помните, как в фильме «Один плюс один», где картину- мазню продали за 11, 000 евро. Хотя чему удивляться, продать можно буквально все и всем… был бы талант в этом! Почитайте статью о современных художниках…
Фрагмент из фильма « 1+1»
Великие картины и мастера, писавшие в алла прима
И тем не менее, именно алла прима существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.
Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.
Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении. Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.
Живопись а ля прима на свежем воздухе
На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!
Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.
Картины известных мастеров в технике алла прима
Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима
Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого :
А дальше будет видно. Если вас сильно увлечет техника «по-сырому», быть может, самые значительные картины вы напишете именно в ней.
А может случиться такое, что алла прима станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓
Видео на десерт: идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Техника живописи A la prima
Итальянский термин «Алла прима» означает «на первый взгляд» или «за один присест». Используя эту технику, картину завершают в один сеанс, не дожидаясь высыхания слоев краски. Алла прима называют еще методом «первой попытки», «рисунком за день», «на одном дыхании» и применяют для цветочных натюрмортов, портретов и пейзажей. Это отличный способ улучшить навыки и понять секреты манипуляций красками на холсте — смешения оттенков, форм и линий, интенсивности и концентрации объектов.
Преимущества
В работах маслом методом «первой попытки» практикуют способ «мокрое по мокрому», так как влажные слои маслом полностью высыхают достаточно долго. Художники практикуют способ в акварелях и медленно сохнущими акрилами. «Рисунком за день» — очень эффективный метод для пейзажей на пленэре (на открытом воздухе).
художник Christine Lafuente
Алла прима помогает быстро завершить картину или внести определенную выразительность и текучесть определенным областям. Картина методом «первой попытки» имеет дополнительное преимущество, так как позволяет смешивать краски прямо на холсте или на палитре. Поскольку влажный слой краски влияет на новые мазки совсем иначе, чем на сухой, требуются навыки в смешивании цветов. «Прямая картина» считается простым способом масляной живописи, но это обманчивое впечатление.
Планирование залог успеха
Освоить «рисунок за день» и затем создавать произведения с удивительной непосредственностью стиля, мазков в несколько слоев не так просто, как кажется на первый взгляд. В методе «первой попытки» рекомендуется научиться планировать:
Долой детали
Алла Прима является отличным способом освободить художника от прописывания деталей. Ограничение фактора времени, а также художественные используемые материалы — это фактически инстинктивный выбор цветовых смесей и форм, размеров мазка.
В голландской живописи
Среди самых ранних живописных работ методом «одного сеанса» пользовались голландцы. Полотно «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка является примером сочетания традиционной работы маслом и метода «мокрое по мокрому» в масляной живописи. Техника «одного сеанса» использована фламандским живописцем Франсом Халсом в работах маслом — мастер наносил краску свободно, толстыми слоями. Эффект непосредственности и спонтанности, энергии и эмоций появился в «прямых картинах» — «руку» художника, сохранившиеся мазки Халса можно видеть на полотнах совершенно ясно.
Важные представители
Алла прима в работах Халса предшествовала импрессионизму более чем на 200 лет. Метод «первой попытки» проложил путь художникам, чьи работы стремились быстро донести визуальную информацию с помощью нескольких мазков:
Сингер Сарджент и Сезанн
«Рисунок за день» — это любимая техника реалиста Джона Сингера Сарджента и постимпрессионистов Поля Сезанна, как прямой путь передать живую сущность предмета.
Импрессионисты получили большую часть своей популярности, благодаря широкому применению масляной живописи, сделанной «на одном дыхании».
Моне Матис Пикассо
Великие художники использовали работы «на одном дыхании» и привлекли к ней внимание всего мира — это маленькие эскизы Моне, работы Матисса, Сезанна, Пикассо. В импрессионизме, постимпрессионизме, немецком экспрессионизме есть много картин, которые были завершены в одну сессию.
Техника алла-прима в живописи маслом
Алла-прима, что в переводе с итальянского, означает «в один присест» – техника в масляной живописи, при которой картина пишется сразу, в один подход. Что нужно знать начинающему художнику о технике алла-прима читайте в моей статье.
История техники алла-прима
Техника рисования алла-прима, позволяющая написать картину за один раз, известна с давних времен. Первые картины, написанные в этой технике, датируются XVI веком.
Поначалу художники писали с ее помощью зарисовки и эскизы к будущим портретам. Также, использовали стиль алла-прима, когда выходили писать картину на природу. Аллу-приму использовали в пленэрной живописи того времени, но заканчивали картину у себя в мастерской. Поэтому, можно сказать, что некоторые работы эпохи Позднего Возрождения тоже были написаны в этой технике.
Но настоящий расцвет техники алла-прима в масляной живописи пришелся на XVIII-XIX века, и особенно хорошо отразилась эта техника в работах импрессионистов, в частности, Клода Моне.
В конце статьи вас будут ждать примеры знаменитых картин, написанных в технике алла-прима, художников разного времени. А пока, давайте я вам объясню, в чем собственно состоит суть этой техники и почему ее выбирают многие художники.
Суть техники алла-прима
Классической техникой в живописи считается многослойная техника наложения красок. Это когда вы прорабатываете эскиз будущей картины, накладываете подмалевок, а затем, слой за слоем покрываете холст масляными красками. Но не просто покрываете, а ждете, когда высохнет первый слой, чтобы потом наложить на него еще один слой, и так, пока не доведете картину до нужного вам состояния.
Учитывая, сколько сохнет масляная краска, картина, написанная в классической, многослойной технике будет написана не быстро и займет долгое время. Ведь вы же не хотите, чтобы все слои смешались между собой и получилась грязь из красок?
А вот работая в технике алла-прима, у вас все получится как раз наоборот – вы напишите картину сразу, не дожидаясь пока высохнут слои краски.
Также вы могли слышать про технику «по сырому». Это тоже техника алла-прима, и называется так, потому что краски еще не высохли, а вы уже заканчиваете работу.
Когда нужно использовать эту технику
Как вы уже поняли, алла-прима в живописи маслом, это возможность написать картину быстро, здесь и сейчас, не дорабатывая ее часами и днями, а возможно, даже подарив ее кому-то сразу после того, как напишите.
Не зря именно импрессионисты выбрали эту технику для многих своих работ. Ведь основной принцип этого направления – передать чувство и эмоцию, которые возникли здесь и сейчас, передать момент.
А если бы они писали свои картины месяца, или даже годами, разве смогли бы они передать ту легкость и атмосферу момента в своих картинах? Определенно нет.
Представьте, например, что вы пишите закат или восход солнца с натуры, прямо стоя на улице или, выбравшись на природу, например, к морю. Вы хотите передать все величие и великолепие красок и красоты природы, окружающего вас мира. Поэтому вы пишите картину сразу. Ведь как известно, погода может измениться, да и свет может стать уже не тем, что вчера. Поэтому, если у вас есть идея написать такую картину, техника алла-прима станет для вас спасением!
Новичкам в живописи тоже понравится эта техника, ведь, во-первых, результат можно будет увидеть сразу, а во-вторых, можно на практике отработать некоторые приемы масляной живописи, потренироваться с подбором цвета и вообще поработать с цветовым кругом.
Картины, написанные в этой технике можно охарактеризовать такими словами, как «импульсивный», «чувственный», «бойкий». И если для вас не важна четкая достоверность сюжета, но важен сам факт готовой картины, факт того, что вы нарисовали свою первую картину маслом, то эта техника точно для вас!
Итак, применяйте технику алла-прима, если:
И если вы настроены решительно, приглашаю вас на свой БЕСПЛАТНЫЙ мастер-касс по масляной живописи в технике алла-прима! Все подробности о мастер-классе смотрите тут
Недостатки техники алла-прима
Конечно, как и у всего, у техники алла-прима, или как иногда некоторые пишут аля прима, есть свои недостатки.
На моем бесплатном мастер-классе, например, мы учимся работать с цветовым кругом Иттена, чтобы лучше понять и передать все необходимые оттенки.
В целом, кроме простоты самой картины, я не вижу серьезных недостатков этой техники.
Кто из художников писал в технике алла-прима
Как я уже говорила, техника алла-прима известна еще с XVI века, и особенно сильно полюбилась импрессионистам. А кто же еще из художников использовал эту технику в своих работах?
Испанский художник барокко и королевский портретист – Диего Веласкес.
Голландец, писавший портреты в контрастных цветах – Франс Халс.
Уинслоу Хомер, американский маринист и автор картин в бытовом жанре.
Томас Гейнсбор – англичанин, прославившийся тем, что мог написать картину максимально быстро мелкими мазками.
Жан-Оноре Фрагонара – еще один французский художник рококо, чьи картины и гравюры поражали своим мастерством, особенно, красочные пейзажи.
Ниже привожу примеры работ этих, и других художников, писавших в технике алла-прима!
Если вам понравилась эта техника масляной живописи и вы уже хотите написать картину, то не откладывайте свое желание надолго! Напишите картину уже на этой неделе, записавшись на мой бесплатный мастер-класс! ☺