что такое техничка в ралли
Машины «Дакара 2015»: от боевых до техничек
Сегодня в Буэнос-Айресе состоится финиш самого престижного ралли-рейда планеты — «Дакара-2015». Гонка с африканским названием в седьмой раз проходит на южноамериканском континенте. Внимание зрителей со всего мира к гонке неизменно привлекает невероятное разнообразие машин, которые участвуют в марафоне. Причем это касается как боевых машин, так и автомобилей сопровождения. Спортивная редакция «БИЗНЕС O nline » представляет вашему вниманию фото самой нтересной гоночной техники «Дакара-2015».
Главные конкуренты пилотов Mini — обладатели пикапов-прототипов южноафриканской постройки, которые внешне почти неотличимы от Toyota Hilux
Большую популярность в ралли-рейдах имеют большие двухместные багги. Для «Дакара 2015» свою версию построила Peugeot
А это прототип Робби Гордона, отдаленно напоминающий все большие американские джипы вместе взятые
Но бывают и одноместные багги. Например, на таких выступают знаменитые братья Коронель из Нидерландов.
В Латинской Америке до сих пор большой популярностью пользуются багги, на базе древнего «Фольксваген Жук»
А эта неведомая зверушка во время одного из этапов сделала несколько эффектных переворотов через нос и крышу, и в итоге оказалась полностью списанной
Большинство багги не отличаются внешней красотой. Зато они относительно недороги и очень хороши в песках
Звание «Самая страшная багги гонки» не разыгрывается, потому-что победитель и так ясен. Эта зеброподобная антилопа француза Гирлена Шишери
Внутреннее строение «боевых КАМАЗов» всегда интересно зрителям, наблюдать за этим таинством лучше всего во время техобслуживаний
Но и на трассе можно кое-что увидеть, если удачно встать, например при прыжке через дюны видно как устроена нижняя часть машины
На таком Iveco в прошлом году первым пересек линию финиша «Дакара 2014» голландец Ханс Стейси. Но судьи вернули потерянные минуты «КАМАЗу» Андрея Каргинова и челнинец стал победителем гонки (он долго переворачивал джип китайцев, перегородивший трассу всему пелетону)
Голландские DAF сейчас не часто попадают в кадр, результатами они особо не блещут. Но этот снимок — один из самых эффектных за всю гонку
А это редкий гоночный зверь — новый «боевой» грузовик Renault
Неплохо показывают себя на «Дакаре 2015» белорусские «МАЗы»
А это японские Hino. В отличие от легкового автоспорта, в грузовом — японцам нечего противопоставить, ни европейцам, ни тем более россиянам
Еще один редчайший кадр: трехосная грузовая «техничка» MAN в полете
А вот как эффектно выглядит автомобиль технической помощи Freightliner американца Робби Гордона
Но европейцам есть, чем ответить. Посмотрите на эту грозную «техничку» MAN польской команды Рафала Соника
А вот так выглядит техничка мотоциклетной команды
Вот на чем ездят чилийские карабинеры
На бивуаках становится понятно, какие недюжинные способности имеют современный автомобили техпомощи. Он являются передвижными складами, мастерскими, кухнями, мотелями и много еще чем.
Техника ралли: беседуем с командой Kramar Motorsport
Как все устроено – от оснащения машин до приемов гонщиков? Продолжаем говорить о технологиях в автоспорте: в этот раз о классическом ралли рассказывает спортивная команда Kramar Motorsport.
Техника дрифта: беседуем с командой «ЛУКОЙЛ РейсингДрифт Тим»
Команда Kramar Motorsport, образованная в 2013 году Александром Крамаренко, представлена в разных дисциплинах автоспорта: классическое ралли, кольцевые гонки, дрифт и автокросс. Так что технический персонал имеет за плечами действительно большой опыт. В классическом ралли команда выступает в Чемпионате и Кубке России. В абсолютном зачете на автомобиле Ford Fiesta Proto, а в зачете 1600Н на автомобилях LADA-2105.
Ралли – это захватывающие нюансы
Роман Перевезенцев, менеджер команды:
« Классическое ралли, на наш взгляд, одна из самых интересных дисциплин автоспорта. Здесь много захватывающих нюансов. Соревнования проходят по перекрытым дорогам общего пользования, то есть именно там, где в обычное время могут ездить автомобили (а не на построенном асфальтовом кольце или специально найденном бездорожье). Помимо этого пилоты едут по своей стенограмме, так что скорость прохождения спецучастка во многом зависит от слаженной работы и взаимопонимания экипажа. Машины стартуют с интервалом в одну минуту, и борьбу за время гонщик ведет сам по себе, никто не мешает экипажу, и нет обид на соперников, что кто-то не дает показать хорошую скорость, как это бывает, например, в гонках с общим стартом.
Для борьбы за «абсолют» в Чемпионате России у нас автомобиль Ford Fiesta Proto – все сделано по последним техническим требованиям РАФ. На нем выступают экипажи Александр Крамаренко/Алексей Аксаков и Алексей Аксаков/Алексей Антипов.
Также можно заранее обговорить страховую сумму, то есть мы можем застраховать машину, и в случае аварии гонщику не придется ничего оплачивать сверх этой суммы. Мы сдаем «Жигули» в аренду с их обслуживанием на соревнованиях за 1500 руб. за 1 км СУ (включена доставка машины, ее обслуживание на соревновании, бензин, спортивные колеса, прохождение административных и технических проверок).
Для участия в ралли необходимо иметь лицензию пилота, медицинскую справку, права и экипировку. Перед соревнованием участникам необходимо ознакомиться с трассой, написать стенограмму, по которой потом им предстоит ехать. У нас в команде есть опытные гонщики, которые всегда помогут».
Техническое оснащение
Для обслуживания спортивных автомобилей команды построен и оборудован спортивный бокс. Его площадь составляет 450 квадратных метров, и он оснащен тремя подъемниками. Команда имеет все необходимое для ремонта и подготовки спортивных машин: различный инструмент, сварочный аппарат, моторный и токарный цех с фрезерным ЧПУ и токарными станками. Также есть жестяно-покрасочный участок, склад и мойка. Kramar Motorsport стараются выполнять все работы своими силами.
Специально подготовлены автомобили технического обслуживания, выезжающие на соревнования, и прицепы для доставки автомобилей (спортивные машины не могут передвигаться по дорогам общего пользования). В качестве техничек выбраны Mercedes-Benz Sprinter, которые команда масштабно переделала под свои цели.
В частности сзади сделан отдельный отсек для спортивных колес, куда может поместиться до 20 штук. В среднем отсеке есть верстак, ящики для запасных частей. В каждую техничку установлен генератор на 220 вольт и компрессор. Команда всегда возит с собой весь необходимый инструмент, сварку и приспособления для установки сход-развала на машине.
Каким должен быть автомобиль для ралли
Самое важное при подготовке машины к классическому ралли – это, конечно, ее безопасность. Устанавливаются и потом проверяются перед каждым соревнованием на автомобиле: каркас безопасности, спортивные сиденья, ремни, огнетушители, выключатель массы и так далее по большому списку.
Также важна надежность машины — прохождение трассы на предельной скорости подразумевает очень большие нагрузки на кузов и технику.
Баланс мощного мотора, надежности автомобиля и стоимости его подготовки – очень сложная задача.
Какие работы входят в список обязательных при подготовке автомобиля для ралли? Первым делом – работы по кузову. Это его проварка (усиление) и установка каркаса безопасности, увеличение колесных арок – для того, чтобы колеса их не задевали при полном ходе подвески.
Мощность двигателя увеличивают установкой турбокита, конструируется надежная система охлаждения. При этом нужно понимать, что мощность мотора – важная составляющая, но не единственная. Дело в том, что на ралли ее ограничивают техническими требованиями.
Очень важны характеристики подвески, тормозная система, вес автомобиля и т.д. Необходимо еще и реализовать всю имеющуюся мощность, пройти все повороты на максимально возможной скорости и тормозить как можно позже и эффективнее.
По подвеске: ставятся более длинноходные амортизаторы с возможностью быстрой регулировки для изменения их характеристик при настройке на тестах перед гонкой. Тормоза должны быть надежными и эффективными, для этого меняется главный тормозной цилиндр, трубки, суппорты, тормозные колодки и диски – на специальные, предназначенные для использования в автоспорте.
Гонка: подготовка, процесс, анализ
Подготовка к будущим соревнованиям начинается, как только закончились соревнования текущие. Сразу после гонки каждая машина диагностируется, заказываются сломанные детали, и как только они приходят, стартует подготовка машины к следующей гонке.
Одинаковых трасс не бывает. Покрытие дорог, их характер и погодные условия всегда разные, поэтому перед гонкой на тестах коллектив подстраивает конкретную машину под конкретные условия. Меняя характеристики амортизаторов, настройки подвески и блокировок трансмиссии, инженеры добиваются оптимальных показателей.
С автомобилем Ford Fiesta Proto при подготовке к соревнованиям обычно работают два автомеханика, с Lada-2105 – один. Непосредственно на гонках с Ford Fiesta Proto работают четыре человека: менеджер (координатор), инженер и два механика. Координатор отправляет заявки и в целом занимается всеми документами, бронирует гостиницу, контролирует соблюдение командой расписания соревнований, так как все мероприятия проходят в строгом соблюдении временных ограничений. Механики привозят и готовят автомобиль, проверяют его после тестов, а также проверяют и ремонтируют его на самой гонке. С «Жигулями» работают два механика.
Инженер с пилотами (инженер занимается всеми машинами команды) настраивают работу подвески на тестах перед соревнованием, коллектив проверяет работу всех узлов и мотора.
На этапе все необходимое оборудование, инструмент и запчасти находятся в автомобилях техпомощи (они же на прицепе привозят спортивные автомобили на соревнование): палатки, из которых формируется зона команды в паддоке, свет, домкраты, инструмент, сварочный аппарат, приборы для контроля и установки сход-развала, запчасти и расходные материалы.
В случае каких-либо поломок механики стараются менять не одну деталь, а целые узлы, поэтому наличие всех важных элементов очень важно и напрямую влияет на результат гонки.
Что интересно, ремонт во время ралли можно производить только на сервисной зоне, так что главное, чтобы машина добралась до «сервиса». Тогда механики вполне могут ее восстановить, даже за то короткое время, которое отводится на сервис (обычно 30 или 45 минут максимум). Вполне возможно успеть сделать замену КП, редуктора, амортизаторов, гнутых рычагов и других элементов.
Связь члены команды держат по телефону. Раньше были рации, но сейчас, с развитием мобильной связи, почти везде можно дозвониться, и рации утратили свою актуальность. Во время прохождения спецучастка, который составляет примерно 10- 15 километров (всего за гонку 6-10 участков, время суммируется и определяется результат), связи с пилотами нет, они сосредоточены на прохождении трассы.
Проводится анализ прохождения каждого спецучастка. Цель – найти потери в скорости и возможные варианты улучшения при изменении настроек автомобиля, поэтому на тестах особенно важна телеметрия. Также изучаются показания работы двигателя и других систем.
На Lada-2105 установлен электронный блок управления ДВС АБИТ c возможностью записи данных, которые потом используются при анализе прохождения трассы. На Ford Fiesta Proto используется ЭБУ и телеметрия Motec, плюс в салоне стоят видеокамеры, направленные на трассу и на пилотов.
Когда команда возвращается с соревнований, снова проводится тщательный анализ гонки. Инженер, механики и пилоты пытаются разобраться в причинах поломок или плохих результатах. Даже если кажется, что все прошло хорошо, всегда есть возможность анализа и улучшения как технической, так и пилотажной составляющей. Подробный анализ проводится по данным телеметрии, видео с гонки и ощущениям пилота. Также команда проводит анализ результатов своих пилотов на отдельных спецучастках относительно других пилотов. Спецификации автомобиля и полученная информация о том, что происходило на гонке, обязательно сохраняются для анализа и подготовки к будущим соревнованиям.
Нюансов множество, так в чем же залог успеха? Успех приходит при кропотливой работе и правильной подготовке. Очень важны абсолютно все составляющие: быстрый гонщик, конкурентоспособная надежная машина, квалифицированные механики и инженеры.
На шасси Sisu построена новая техничка для ралли-рейдов
Финская Sisu славится своей гибкостью и ориентированностью на нужды клиента. Без такого подхода маленькой частной фирме с качественным и дорогим штучным продуктом пришлось бы тяжело среди мировых грандов. В частности, финны экспериментируют с полным приводом. Три года назад мы рассказывали про полноприводное шасси-лесовоз этой марки, показанное в Вологде. Примерно тогда же для своего автодома российская команда КАМАЗ-Мастер приобрела такое шасси, только трехосное и удлиненное. И вот теперь стало известно, что еще одна гоночная команда, RE Autoclub, приобрела похожее шасси Sisu со специальной надстройкой и будет использовать его в качестве технички на внедорожном марафоне Africa Eco Race.
Этот аппарат построен на четырехосном удлиненном шасси 8×8 с военными мостами собственного производства. Интересно, что для полноприводных машин гибкие финны используют особые компоненты.
В прошлом году финны поставили несколько самосвалов на полноприводных шасси в нашу Якутию
В отличие от дорожных машин, которые комплектуются кабинами от грузовиков Mercedes Arocs и двигателями Евро-6, у эксклюзивных полноприводников хорошо известная и у нас кабина от Актроса MP3. Это решение обусловлено ее менее высокой стоимостью — ведь остальные элементы шасси и так очень дорогие. Кстати, дизель Mercedes этой технички Sisu отвечает нормам Евро-5. Оно и понятно — ралли-рейды зачастую проходят в самых дальних уголках мира, где от качества солярки нежная «еврошестая» топливная аппаратура просто сойдет с ума
Дневник «Дакара». Словарь ралли-рейда
За 48 часов без связи, я решил набросать небольшой словарь «Дакара», чтобы неподготовленном у читателю было легче следить за гонкой.
На протяжении двух суток не было связи. Да еще и 9 этап «Дакара» отменили. Вот я и решил наконец потратить свое время и ваше внимание на словарик ралли-рейда.
У каждого вида спорта есть свой собственный словарь. Офсайд и пенальти – для футбола. Буллит и проброс – для хоккея. Гейм, сет и матч-поинт – для тенниса. Как вы наверняка заметили, если следите за дневниками, есть своя терминология и у ралли-рейдов. Только она не так привычна нашему уху.
Ассистанс – сервисная группа команды, состоящая из нескольких автомобилей, каждый из которых исполняет свою функцию. В команде «КАМАЗ-мастер» таких машин 9. Я уже рассказывал о них в путеводители по бивуаку КАМАЗа.
Техничка – сервисный автомобиль. В нем хранятся запчасти и инструменты, необходимые для починки боевых экипажей после их похождений на спецучастках. У многих техничек есть дополнительные функции: спутниковая связь, прачечная, кабинет, кухня.
Спецучасток – часть от общей протяженности этапа, на которой для боевых экипажей засекается время прохождения трассы. Именно это время и идет в зачет каждого отдельного экипажа. Как правило спецучастки проходят по бездорожью и неподготовленным дорогам.
Нейтрализация – зачастую длинные спецучастки разделены зоной, проходящей по дорогам общественного пользования. Эта дистанция между двумя частями спецучастка называется нейтрализацией.
Лиазон – часть дистанции в начале и конце этапа, которая проходит по дорогам общего пользования – от бивуака до начала спецучастка и от конца спецучастка до следующего бивуака. На этой дистанции не засекается время. Лиазоны могут составлять от пары десятков километров до нескольких сотен.
Бездорожье – это не то бездорожье в нашем понимании, когда легковому автомобилю трудно проехать по грунтовке или по грязи. Бездорожье в ралли-рейде – это бездорожье в прямом смысле слова – пустыня, русло реки, поле, солончак.
Фэш-фэш – раз уж вспомнили о пустыне с ее песком, то нельзя не упомянуть и фэш-фэш – столб пыли, поднимаемый едущим автомобилем, за которым ничего не видно. Почти песчаная буря, только искусственная.
Трамвай – почти противоположност ь бездорожью. Это гонка по классическим раллийным трассам, узким и извилистым. Трамваем такой вид трассы прозвали, потому что впереди идущего обогнать практически невозможно и автомобили часто выстраиваются за медленно едущим соперником – в трамвай.
Роуд-бук – на этапе гонщики ориентируются по специальной книге, где написано, где и куда поворачивать, и как ехать. Получается практически спортивное ориентирование на автомобиле. Одна пропущенная штурманом точка – от нескольких минут до нескольких десятков минут потерянного времени.
Точка – место, в определенном радиусе от которого должен проехать гоночный автомобиль. Организаторы проверяют по спутнику, проехала машина точку, «собрала» ее, или нет. На этапе – несколько десятков точек. «Собрать» надо все, иначе – временной штраф.
Марафон – это гораздо больше традиционных 42 километров и 195 метров. Марафон в ралли-рейде – специальный этап, разделенный на два дня. Ночью гонщики приезжают на бивуак, где нет ассистанса. Помощи ждать не от кого. Даже с ремонтом приходится справляться самим.
День отдыха – день в середине гонки, когда нет этапа. День отдыха – одно только название. На самом деле для команд этот день – самый сложный. Приходится приводить гоночные автомобили практически в первозданный вид – очень много технической работы.
Женераль – генеральный зачет. «Дакар» придумали французы. Они же и ввели большинство терминов. Многие гонщики старой закалки до сих пор называют общий, или генеральный, зачет женералем.
Подиум. Бывает два вида подиумов. За день до начала гонки – торжественное представление каждого из участников на специальном подиуме. В последний день гонки – на подиуме чествуют победителей и призеров в женерале.
Бедуин – трофей за победу в женерале и призовое место – статуэтка бедуина. Традиция идет со времен, когда «Дакар» проходил по африканскому континенту. К трассам посмотреть на автомобили приходили настоящие бедуины.
Ралли Дакар – словарь гонщика
Всем, кто внимательно следит морозными январскими днями за престижными гонками «Дакар», некоторые слова и термины, употребляемые комментаторами, могут показаться непонятными. Чтобы внести ясность в этот вопрос и не загонять вас в тупик раздумьями над значением того или иного слова, мы составили словарь гонщика, собрав все употребляемые во время гонок термины по максимуму.
Абсолют, абсолютный зачёт – состязание автомобилей, независимо от уровня подготовки.
Ассистанс – группа автомобилей сервиса, в которой каждый выполняет какую-то определённую функцию.
Бедуин – статуэтка за победу в «Дакаре».
Бездорожье – полное отсутствие дороги, когда на пути пустыня, русло реки, поле или солончак.
Бивуак — место отдыха и сервиса в перерывах между этапами гонки.
День отдыха – в середине гонки выделяются день, когда соревнования не проводятся.
Доезд – аккуратная езда с целью беспрепятственно достигнуть финиша.
Дорожная книга – маршрутный лист ралли, содержащий все необходимые данные.
Женераль – общий или генеральный зачёт.
Интерком — связь между штурманом и пилотом, дающая возможность слышать друг друга, несмотря на рёв двигателя.
Класс — автомобили с аналогичными техническими требованиями.
Контрольная карта — карточка, куда второй пилот заносит время прохождения всех контрольных пунктов ралли.
Крыша — переворот авто из-за желания преодолеть препятствие на максимальной скорости.
Легенда – маршрут трассы в виде символов, который находится в дорожной карте. Если участники гонки нарушат легенду и поедут другим путём, их снимут с соревнований.
Летучий финиш — финишная линия, которую гонщики пересекают, не притормаживая.
Лиазон – часть прохождения трассы по обычным дорогам, время при этом не фиксируется.
Марафон – 2 дня этапа гонок, когда на бивуаке не предусмотрена техподдержка.
Маршалы – волонтеры-добровольцы, находящиеся в самых опасных местах и предупреждающие зрителей о приближении гоночного автомобиля, а в случае необходимости, предоставляющие первую домедицинскую помощь экипажу.
Нейтрализация – расстояние между спецучастками, разделёнными дорогой.
Ноль — экипаж, который проходит дистанцию ралли, но не участвует в соревнованиях, а инспектирует, безопасна ли трасса.
Параллелька – единственное место на спецучастке, где экипажи борются друг с другом воочию.
Пенализация — штраф в виде дополнительных секунд за нарушение регламента соревнований.
Подиум – представление участников гонки за день до соревнований и торжественное поздравление победителей в последний день гонки.
Призы – первые три участника, преодолевшие гонку и достигшие финиша.
Пункт контроля времени (ПКВ или КВ) – место (обычно это старт и финиш), где судьёй отмечается время прибытия экипажа.
Рента-драйвер — пилот, за участие в гонках которого заплатили спонсоры.
Роуд-бук – книга с указанием точек, которые обязательно должен проехать экипаж.
Сервис – боксы, где в строго отведённое время могут проходить техобслуживание автомобили, участвующие в гонках.
Спецучасток (СУ) – часть трассы, время прохождения по которой фиксируется по времени, как правило, проходит по бездорожью.
Стенка, стенограмма – общая «панорама» трассы. Ознакомившись с трассой ралли, пилот называет штурману всю цепочку условных обозначений, а находясь в пути, уже штурман проговаривает походу, куда ехать и где свернуть.
Стоп-финиш – финишная линия на расстоянии 200–500 м от летучего финиша, где автомобиль тормозит, получая отметку в контрольной карте.
Суперспешиал – участок для зрителей в зоне между двумя параллельными трассами в зоне старта.
Сэфити-кар – авто, проверяющее качество трассы перед гонками и выезжающее на место аварии автомобиля во время них.
Техничка – авто для хранения запчастей и инструментов, которые могут понадобиться для починки гоночных машин после прохождения спецучастков.
Точка – место, в радиусе которого должен проехать участник ралли. Если гоночное авто соберёт не все точки, экипаж будет оштрафован.
Трамвай – классический участок гоночной трассы, обычно узкий и извилистый, где гонщики не могут обогнать друг друга и выстраиваются в цепочку, как вагоны трамвая.
Уши — езда «на ушах» обозначает прохождение дистанции на грани фола, какое только может позволить себе пилот и техника.
Фэш-фэш – искусственная песчаная буря, которую машина создаёт, проезжая по пустыне.
Ходовой — повороты с небольшими углами кривизны, которые можно преодолевать, даже не сбрасывая газ.
Шейкдаун — пробный проезд участников соревнований за день до старта, дающий возможность гонщикам почувствовать трассу.
Шёпотом – тихая езда гонщика со слабыми навыками вождения.
Шпилька – очень крутой поворот, после которого пилот начинает двигаться практически в противоположную сторону.
Шприц — пыль и гравий, выскакивающие из-под колёс участника ралли. Если их на повороте нет, значит, пилот тормозит, если летят — значит, газует.
Экипаж – команда, состоящая из водителя и штурмана, взаимозаменяемых между собой.
Зная, что обозначают все эти слова, вы больше не попадёте впросак и будете понимать, о чём рассказывают вам с телеэкранов во время трансляции «Дакара».