что такое технический райдер выступления
Технический райдер артиста
Технический райдер артиста должен быть составлен грамотно и удовлетворять определённым требованиям.
Грамотно написанный технический райдер состоит из нескольких частей:
1. Общий перечень требований по составу оборудования.
2. Патч лист (описание подключений микрофонов, обработок в микшерном пульте).
3. Стейдж – план (размещение оборудования на сцене).
4. Требование к персоналу прокатной фирмы.
5. Ответственность принимающей стороны в случае невыполнения технического райдера.
Обычно технический райдер содержит максимальные требования, пишется
звукорежиссером артиста, находится в базе данных директора артиста.
Звукорежиссеры и состав музыкантов постоянно меняются, поэтому технический райдер
меняется и требует постоянного согласования.
Концертные агенства не имеют достаточных знаний в области звукового обеспечения зрелищных мероприятий и обычно работают по принципу экономии затрат на оборудование, мотивируя свои действия малым бюджетом заказчика. Высокая конкуренция на рыке проката звукового оборудования приводит к занижению реальной стоимости услуг. Не учитывается качество звукового оборудования, квалификация технического персонала,что приводит к сбоям работы звукового оборудования на концерте.
Обратите внимание на сложность выполнения технических райдеров группы « Чайф » и «Тарьи Турунен», которые из любви к искусству, в условиях жесткой конкуренции цен приходится выполнять ведущим прокатным фирмам…
Райдер группы “Чайф”.
Аппарат: 4-way L`ACOUSTICS, MEYER SOUND, D&B, EAW (не менее 3кВт на 100 чел.) и обеспечивать не менее 110db неискаженного звука по всей площади. Категорически неприемлемы аппараты фирм DAS, Extreme, Pikersound.
Обязательно наличие звуковых систем для передних рядов зрителей (infill).
CHANNEL LIST
№ НАЗВАНИЕ КАНАЛА МИКРОФ/ DI INSERT
1 KICK Shure beta 52 gate+compressor
2 KICK Shure SM-91 gate+compressor
3 SNARE TOP XLR compressor
4 SNARE BOTTOM Shure SM-98, e-904
5 H-H Shure SM-81
6 TOM Shure SM-98, e-904 gate
7 FLOOR TOM Shure SM-98, e-904 gate
8 OH L Shure SM-81
9 OH R Shure SM-81
10 BASS DI compressor
11 BASS Shure beta 52
12 GUITAR 1 e-609, shure SM-57
13 GUITAR 2 e-609, shure SM-57
14 AC XLR
15 AC XLR
16 VOC L Shure beta 58 compressor
17 VOC C Свой compressor
18 VOC R Shure beta 58
19 VOC Drum Свой
20 РЕЗЕРВ
21 РЕЗЕРВ
22 TALKBACK Shure SM-58
Энергоснабжение:
Напряжение в электрической сети должно быть не менее 210В при полной нагрузке.
Двери в зрительный зал не должны открываться до команды тур-менеджера группы.
Общая информация:
Данный райдер является единственным и единым техническим документом для концертов группы «ЧАЙФ» вне зависимости от размеров концертной площадки. Все пункты данного райдера подлежат согласованию со звукорежиссером группы при невозможности обеспечить их точное выполнение.
А теперь обратите внимание на технический райдер Тарьи Турунен.
Tarja_Backline requirement_SA2011.doc Updated 1.0
1 / 7
As we fly for every show, we carry the minimum
of equipment. Therefore, ALL the equipment
requested below is NECESSARY.
An experienced backliner must be present for
the entire show day, from load in to loud out
GUITAR (Julian Barrett)
One (1) Mesa Boogie dual rectifier amplifier head
One (1) Mesa Boogie dual rectifier amplifier head or MARSHALL JCM 900 Hi Gain 4100
Dual Reverb (SPARE)
Two (2) 4 x 12” guitar cabinets with Jensen C12K or Vintage Celestion elements
Two (2) Power lead cable for the amplifier head
Three (3) Speaker cable for the 2 cabinets
Two (2) Guitar stands
One (1) Acoustic guitar stand
One (1) Electric guitar Ibanez UV777 (SPARE)
One (1) Acoustic guitar w/fishman® pick up (Martin & Co, Takamine, Guild, Fender,
Lakewood, Gibson)
If the Ibanez UV7777 is not available, please provide as second option:
— Ibanez Rg7620, GIBSON LES PAUL (Custom or Standard its the same),
Ibanez RG7621, Ibanez RG7420, Ibanez S7420, Ibanez Rg2027, Ibanez
K7, Ibanez AX7221
One (1) Performer acoustic stand
See below a picture of the correct set up
Tarja_Backline requirement_SA2011.doc Updated 1.0
5 / 7
Keyboard (Christian Kretschmar)
QUICK CHANGE BOOTH
— Isolated quick change room / area for Tarja’s dress changes during the show
— 2x2m or larger, positioned on stage or immediately from stage exit stairs.
— It can be a separate booth, tent or area separated with black moltons etc.
— Invisibility through the booth walls for all directions is really important.
— Area must have also a roof.
— AC-power, light and table (table can be empty flight case)
Tarja_Backline requirement_SA2011.doc Updated 1.0
7 / 7
STAGE SIZE
— Stage should be 32’ x 40’ or bigger (12m x 10m)
— Clean and flat to be used with high heels without any risk of injury.
— Holes, uneven spots, cracks etc, must be fixed.
TARJA TURUNEN
SOUND RIDER – Tour 2011
1
PRODUCTION REQUIREMENTS – SOUND
All relevant Local sound /PA-system and light-systems have to be fully set up and
in full working condition prior to the load in/ at load in time of the (artist) touring
production. At least one (1) FOH-Sound tech and one (1) Monitor tech must be
present and helping Tarja’s crew from the load-in to load-out. These persons must
speak English and must know the provided system completely.
RIGGING
All sound and lights should hang in this show.
Purchaser agrees to provide a solid and safe mix position of minimum sizes:
— 4,0 meters wide x 3,0 meters deep x 0,4 meters high (for light console/s)
— 4,0 meters wide x 3,0 meters deep x 0,0 meters high (for sound console/s)
— Centrally positioned, 2/3 distanced from stage, 1/3 distance from back wall.
— Mix position to be surrounded on all four sides by suitable barrier/ barricade.
The Artist is to be allowed a minimum of three hours un-interrupted sound check prior to doors
opening. Any technical or other problems with House Sound Systems will extend soundcheck time
accordingly. Doors will not be opened under any circumstances until approval is given by Tour Manager
that all soundchecks are complete.
MONITOR REQUIREMENTS
— 1 (one) Yamaha PM5D RH v2 console. (artists engineer will bring his memory card to load in the
pre programmed show. THIS CONSOLE IS ESSENTIAL, IF ANY TROUBLE WITH
PROVIDING THIS CONTACT BAND MANAGEMENT ASAP.
— 3X2m free and even space for our MONworld on stageleft ON THE STAGE behind the drums!
— 1:1 splitters and multicores for FOH and MON.
— Intercom system with FOH sound.
— 1 (one) high power subwoofer for drummer with powerfull amplifier (L-Acoustics Dv-sub or
equal. Others 2×18” minimum)
— 1 (one) Fostex DN2424LM mk2 HD recorder. THIS IS ESSENTIAL FOR OUR
PLAYBACK!
— All microphones, microphone cables, stage power and microphone stands etc are to be provided
by promoter.
— We will only bring our own IEM radios (8 stereo), and wireless lead vocal microphones.
— We will need 2 (two) pieces 2 (two) channel CLR feeds from monitor console to stage, one to
keyboard riser and one to cello riser (wired iem feeds 2x stereo)
— One 4 channel XLR feed from monitor console to drum riser (wired IEM+click+butt kicker)
TARJA TURUNEN
SOUND RIDER – Tour 2011
3
RADIOPHONES
— 8 (eight) pieces of professional radiophones with monophones are required for Tarja production
and crew use. Motorola 340 or equal pro walkie talkies.
POWER
— Most of our equipment needs 220-240V AC power
— If your location has 110V standard, the 110V 220/240V step up transformers must be supplied
We have read the above TARJA TURUNEN Technical rider and agree that this will be adhered to in
detail.
Signed (the Promoter) Place and Date:
Что такое технический и бытовой райдер группы или артиста?
О том, что означает слово райдер, не понаслышке знают организаторы концертов популярных артистов. Это определение вошло в обиход сравнительно недавно. Многие путают его со словом рЕйдер. Однако оно не имеет никакого отношения к самозахвату.
Термин райдер напрямую связан с гастрольной деятельностью звезд кино и эстрады. На данный момент ни один уважающий себя артист или группа не отправляются без райдера в тур.
Что такое райдер?
Это особый документ, на котором в письменном виде изложены требования и пожелания звезд на период гастрольного тура. Ни один пункт договора не должен быть нарушен. В противном случае, придется заплатить штраф. Это касается, как организаторов концерта, так и артистов. Ответственность за успешное проведение мероприятия возлагается на плечи обеих сторон. Сумма штрафа устанавливается в судебном порядке.
Для иностранных звезд райдер составляется на двух языках, чтобы условия договора были понятны двум сторонам. Это позволит избежать недоразумений, связанных с неточностями перевода.
Чтобы понимать, что значит райдер, необходимо знать, что он состоит из двух основных частей: технических и бытовых требований. Как и в любом официальном документе, в нем есть много ненужной информации. Обращать внимание следует на самые основные моменты. Попробуем разобраться, в чем разница между техническим и бытовым райдером.
Знать, что такое техрайдер и особенности его составления, должны те, кто берет на себя заботы об обеспечении звукового и светового оборудования. Артисты, выступающие сольно или в группе, и их звукоинженеры заранее выдвигают свои требования, касающиеся аппаратуры. В том случае, если какое-то сценическое оборудование, они решают привезти с собой, это выделяется отдельными пунктами плана.
Технический райдер
В технический райдер группы или артиста входит также детальный план размещения звуковой и световой аппаратуры на сцене, а также схема коммутации. Одно из главных требований документа – это его четкость. Всем техническим работникам площадки должны быть понятны изложенные в нем требования.
В приложении к райдер листу прилагается список музыкантов, инженеров и других лиц, ответственных за проведение мероприятия, с обязательным указанием их контактных данных. В случае возникновения непонятных ситуаций с каждым из них можно немедленно связаться и решить проблемы.
Артисты в этой части документа редко требуют чего-то сверхъестественного. Они не всегда разбираются в технических нюансах. Поэтому главное условие выступления – это наличие аппаратуры высокого качества.
Бытовой райдер
Он содержит в себе информацию, касающуюся личной жизни артистов. В этом документе оговариваются условия проживания звезд, их питания и встречи в аэропорту. Иностранные артисты включают в документ пункт, в котором оговаривается желаемый язык общения. В бытовом райдере звезды подробно уточняют желаемые условия проживания. Здесь как раз артисты уже могу позволить себя разные капризы и вольности.
Понятно, что артистам необходимо обеспечить комфортные условиях для отдыха перед выступлением. Однако некоторые особенно придирчивые звезды выдвигают такие конкретные требования, как наличие лимузина, позолоченного рукомойника или шкуры белого медведя у камина. Нередко артисты требуют не только безупречных условий проживания в гостинице, но и шикарную гримерку с ароматом морского бриза.
Организаторы концерта вправе договориться со звездами о смягчении требований. В том случае, если сделать этого не удалось, следует выполнять любые, даже самые немыслимые пункты. В противном случае, артисты имеют право отказаться от выступления и потребовать выплаты неустойки. Поэтому все пункты райдер листа следует детально изучить во избежание возникновения непредвиденных ситуаций.
В бытовом райдере излагаются условия общения со средствами массовой информации. Артисты могут предупредить, что на период гастролей не планируют давать интервью и фотографироваться. В этом случае организаторы должны сделать все, чтобы оградить звезд от общения с журналистами.
Райдер – это документ, пункты которого должны быть четко соблюдены. Это требует повышенного внимания со стороны организаторов. Однако большинство артистов не выдвигают особых требований. Новички чаще всего скромничают, а мэтры демонстрируют свое воспитание.
Если не учитывать звездные замашки некоторых капризных артистов, райдер – это полезный и необходимый документ во время гастролей. Он позволяет четко организовать выступление. Выполнение всех пунктов плана способствует организации успешного мероприятия, которым довольны как звезды, так и и их зрители.
Для примера привожу райдеры некоторых известных артистов:
Что такое технический райдер выступления
Сергей Каменев
Технический райдер музыкального коллектива: что это такое и как его составить?
Если вы впервые столкнулись с необходимостью самостоятельно написать райдер музыкальной группы и не знаете, с чего начать, – эта статья станет вам подсказкой. Я постараюсь максимально просто объяснить самые базовые понятия на основе которых вы сможете самостоятельно составить свой первый технический звуковой райдер, который затем будете расширять уже на основе своего концертного опыта.
Когда такой возможности нет, вам придётся самостоятельно разобраться в некоторых технических моментах. Часто группы применяют ленивую хитрость – взять в сети готовый райдер известного бенда с таким же составом инструментов и поменять в шапке название группы. Не советую новичкам делать этого, по двум причинам: во-первых, начинающая группа, присылающая организатору райдер группы Metallica, выглядит смешно. Ваши технические требования должны расти вместе с вашим опытом, знаниями и популярностью и присылать запрос, не соответствующий вашему уровню, – один из самых простых способов прослыть самовлюблённым аматором. А во-вторых, в райдере, составленном профессиональным звукорежиссёром, есть множество моментов, которые он прописывал под себя, включая марку микшерного пульта и инпут-лист, а также под предпочтения конкретных музыкантов, что может не соответствовать вашим нуждам. Конечно же, познакомиться с райдерами других коллективов для понимания общего смысла стоит, но свой персональный райдер советую вам писать самостоятельно и дополнять по мере получения опыта.
Основные качества, которыми должен обладать хороший райдер:
Обязательно общайтесь с прокатчиком перед каждым мероприятием. Грамотный прокатчик обязательно перезвонит вам перед выступлением и вы сможете обсудить все открытые вопросы. Все вопросы должны быть решены до начала саундчека и лучше, если какие-либо замены позиций в райдере будут зафиксированы в переписке.
Теперь к самому райдеру.
Большой профессиональный звуковой райдер обычно состоит из таких тематических блоков: бек-лайн, усилительное оборудование, сценическое оборудование, инпут-лист и стейдж-план.
Беклайн
Беклайн (от англ. backline) – это всё звуковое оборудование, которое находится на сцене. Это либо непосредственно музыкальные инструменты, либо то оборудование, которое подключается к инструментам. Сюда же относятся всевозможные микрофоны: вокальные и инструментальные. Ваши персональные инструменты во время выступления по сути также являются беклайном.
Если вы какое-то время уже репетируете в студии или на репетиционной базе, скорее всего у вас уже есть небольшой опыт коммутации (подключения) и работы с подобным оборудованием. Определитесь с составом коллектива и впишите перечень и модели инструментов в райдер. Затем допишите к каждому из них всё, что необходимо для его озвучивания и удобства музыканта (включая все стойки, стульчики без подлокотников и спинок для сидящих музыкантов, пюпитры, розетки и переноски для подключения электрических инструментов).
В начале вашей концертной деятельности не обязательно указывать конкретные марку и модель оборудования. Поездите по разным концертам, фестивалям и площадкам и внимательно прислушайтесь, на каком оборудовании вам играть наиболее комфортно. И уже когда найдёте такое – можете внести его в свой райдер.
И, конечно, не забудьте отредактировать райдер, если на какой-либо концерт у вас изменилось количество музыкантов и инструментов.
Усилительное оборудование
К усилительному оборудованию, которое указывается в райдере, относятся микшерный пульт, портальный звук и мониторы (озвучка сцены).
Микшерный пульт (консоль, микшер) – святая святых любого концерта. Пульт – это инструмент звукорежиссёра, он через микшер управляет звуком, который слышат зрители. От качества консоли зависит очень многое, но если у вас в коллективе нет человека, который будет «играть» на этом инструменте, то вам нет никакой нужды указывать конкретные марку и модель. Вам достаточно только указать те требования к пульту, которые предъявляют ваши инструменты – минимальное количество каналов для подключения, наличие фантомного питания или конкретных звуковых эффектов. Если вы пока не можете сами рассчитать минимальное количество нужных вам каналов подключения, просто перечислите все свои инструменты. Этот момент тоже важно обсудить с прокатчиками.
Порталами называют акустические системы (в народе – «колонки») большой мощности, которыми озвучивается мероприятие. Мощность и количество портальных систем, как правило, рассчитывает прокатная компания из расчёта количества слушателей и площади концертной площадки. В райдерах опытных коллективов часто прописывается требуемый минимальный уровень мощности и тип портальной акустики, однако этот момент всегда проговаривается с прокатной компанией. Потому на начальном этапе можете ограничиться классической фразой: «Акустические системы, достаточные для озвучки концертной площадки».
Мониторы сцены. Залогом успешного выступления является качественная озвучка сцены, так называемый мониторинг. Мониторы сцены – напольные акустические системы, которые подают звук на сцену и именно благодаря им музыканты слышат сами себя. Количество мониторов на большой сцене как правило соответствует количеству музыкантов, однако может варьироваться в зависимости от специфики площадки. Я советую на начальном этапе указать по монитору на человека, но всякий раз перед концертом проговаривать этот вопрос с прокатной компанией – в ряде случаев для экономии бюджета количество мониторов может быть меньшим, но при грамотной отстройке звука сцены это может быть вполне удовлетворительным.
Сценические конструкции
Если ваш материал или физические нужды музыкантов требуют каких-либо специфических сценических конструкций (например, подиум под барабаны или пандус для въезда на сцену музыканта-колясочника) – обязательно укажите это с размерами и, по возможности, спецификацией.
Инпут-лист
Стейдж-план
Стейдж-план (Stage Plot- англ.) – это схема размещения музыкантов на сцене. Если концерт у вас сольный, вы вольны самостоятельно решать, кто из музыкантов где будет располагаться. Сделайте такую схему в любом доступном вам графическом редакторе.
Для удобства используют различные обозначения для конкретной аппаратуры:
Если у вас возникли вопросы или вам нужна консультация, пожалуйста пишите мне.
Технический райдер для проведения сольных концертов
для проведения сольных концертов
Данные технические требования являются неотъемлемой частью договора.
1. Требования к месту проведения выступления
1. Готовность площадки
Полный доступ к площадке должен быть обеспечен, как минимум, за 3 часа до начала сольного концерта. С этого момента площадка должна иметь комнатную температуру, быть чистой и вентилируемой. На площадке должны присутствовать все службы, необходимые для полноценной репетиции и подготовки: администрация, осветители, звукотехники, рабочие сцены и т. п.
2. Лицензии, разрешения, договоры
1. Заказчик получает и несет ответственность за все лицензии, разрешения, свидетельства, справки, дающие полномочие документы, или другие документы, которые необходимо получить от любых организаций и инстанций, имеющих юрисдикцию над ангажементом.
2. Исполнитель всегда готов работать в соответствии с местными правилами эксплуатации сооружений, рабочими правилами профсоюзов, и другими соответствующими нормативами, если они не препятствуют проведению выступления.
3. Исполнитель просит, чтобы его информировали о любых препятствующих обстоятельствах, которые могут оказать влияние на проведение выступления.
3. Монтаж оборудования
1. Подготовка площадки
Исполнитель просит предоставить в распоряжение все подвесное, световое и звуковое оборудование, что есть на площадке. Рояль (пианино) должен находиться в рабочем состоянии, быть отполированным и настроенным. Неисправные приборы должны быть отремонтированы, сгоревшие лампы заменены и все снимающиеся конструкции и приборы должны быть сняты или перевешены по требованию исполнителя. Исполнитель должен быть уведомлен о любых проблемах еще до заключения соглашения о проведении выступления.
Исполнитель должен быть поставлен в известность обо всех ограничениях, дефектах площадки, или повышенной опасности в эксплуатации оборудования сцены.
4. Требования к местному рабочему персоналу
1. Представитель заказчика
Заказчик должен предоставить за свой счет собственного представителя. Представитель должен быть уполномочен решать любые вопросы, касающиеся выступления, с момента прибытия оборудования и группы до времени выезда из города. Представитель должен иметь копии всех документов, необходимых для проведения выступления. В случае проведения кассового концерта, представитель должен иметь план зрительного зала с указанием проданных билетов. Представитель заказчика находится за кулисами, чтобы держать постоянную связь с помощником исполнителя. Представитель обязан согласовывать все возникающие вопросы с помощником исполнителя или непосредственно с самим исполнителем. Исполнитель принимает все решения, связанные с организацией выступления.
2. Продажа рекламной продукции
6. Требования к сцене
Над открытой площадкой должен быть навес. В противном случае, если во время выступления исполнителя из-за отсутствия навеса будет нанесен ущерб костюмам, оборудованию или инструментам, заказчик должен будет возместить его.
1. Сцена в закрытом помещении (для сольного концерта)
Исполнитель оставляет за собой право размещать рекламные вывески своих спонсоров на авансцене.
7. Световое и звуковое оборудование
1. Звуковая система
* в случае участия музыкантов – отдельно обсуждается дополнительное количество микрофонов
Заказчик предоставляет и оплачивает работу одного (или двух) техников звука, а также работу от одного до трех (в зависимости от размеров сцены) человек для управления световым оборудованием и световыми пушками, если используется местная аппаратура. Если операторы прибывают с исполнителем, отдельно оговаривается оплата их труда.
4. Техническое освещение сцены
Заказчик соглашается, что исполнитель должен полностью распоряжаться использованием внутреннего освещения на площадке во время своего выступления.
8. Закулисные служебные помещения
Все комнаты для артистов должны быть вентилируемы, иметь комнатную температуру, электрические розетки, быть хорошо освещенными, иметь зеркала, столы, стулья, вешалки для костюмов, чистый пол и умывальник. Во всех комнатах должны быть: минеральная вода без газа со стаканами, одноразовые полотенца и салфетки. В одной из комнат должна быть гладильная доска с утюгом (или предусмотрено специальное место для утюжки костюмов) и зеркало в полный рост. Комнаты должны закрываться, а ключи должны быть выданы артистам по первому требованию.
Основная артистическая комната для исполнителя должна быть достаточно просторной и в дополнение к выше указанному оборудована следующим:
— гримерный столик с зеркалом и подсветкой;
— столик для чая с соответствующей сервировкой;
— чайник, зеленый чай, сахар, лимон (в расчете на всю группу).
Если какие-либо из этих условий соблюдены быть не могут, следует поставить об этом в известность исполнителя заранее.
9. Служба безопасности
1. Основные требования
Никому, за исключением персонала исполнителя, заказчика, рабочего персонала сцены и санкционированных гостей, не разрешен доступ на сцену и закулисное пространство. Заказчик также ответственен за обеспечение охраны во всех точках доступа к площадке с момента прибытия группы исполнителя и до момента отбытия.
Двери в зрительный зал не должны открываться, пока на это не даст разрешение помощник исполнителя.
10. Рекламная кампания
Расходы по рекламе берет на себя заказчик. Рекламная кампания начинается не позднее, чем за три недели до концерта.
После заключения контракта, в котором оговариваются сроки начала рекламной кампании и ее объемы, заказчик, получив (или, по договоренности, изготовив) рекламную продукцию (текстовые афиши, фотоплакаты), обязан разместить ее по всему городу и пригороду в самых основных точках. В витринах крупных магазинов, билетных кассах должны быть развешаны рекламные плакаты.
Заказчик обязан также разместить в прессе, на радио и телевидении материалы об исполнителе (рекламную информацию), объем и носители которых заранее согласовываются с дирекцией исполнителя и передается к моменту начала рекламной кампании.
Во время пребывания исполнителя на гастролях заказчик обеспечивает интервью на радио и телевидении перед концертом.
Время и место пресс-конференции, если таковая планируется, обсуждается дополнительно.
Телевизионная и фотосъемка во время выступления проводится только с разрешения исполнителя и оговаривается заранее.
Заказчик обеспечивает встречу исполнителя и группы на вокзале и в аэропорту. Должен быть подан транспорт для всех членов коллектива, учитывая необходимое место для музыкальных инструментов и багажа.
Заказчик предоставляет транспорт для перевозки всех членов группы к месту выступления и назад в гостиницу. Если планируются дополнительные переезды (к месту приема пищи, на телевидение или радио, на пресс-конференцию, официальный прием и т. п.), для этих целей также предоставляется транспорт для всех членов группы.
Заказчик не обязан оплачивать питание, но должен его спланировать, и если меню оговаривается заранее, то следует учесть, что некоторые члены коллектива совсем не употребляют мясные продукты, а исполнителю невозможно перед выступлением употребление острой и экзотической пищи.
Заказчик согласен, что все и каждое объявления со сцены должны делаться только с разрешения исполнителя и его представителя.
2. Медицинское страхование (в случае выезда за границу).
Расходы по медицинскому страхованию, а также оплату необходимых экстренных медицинских услуг во время пребывания группы на гастролях берет на себя заказчик.