что такое техническая эксплуатация авиационной техники
Эксплуатация авиационной техники
Полезное
Смотреть что такое «Эксплуатация авиационной техники» в других словарях:
эксплуатация авиационной техники — эксплуатация авиационной техники совокупность процессов использования авиационной техники, поддержания и восстановления её качества на всех этапах её существования (применение и ожидание применения по назначению, транспортирование,… … Энциклопедия «Авиация»
эксплуатация авиационной техники — эксплуатация авиационной техники совокупность процессов использования авиационной техники, поддержания и восстановления её качества на всех этапах её существования (применение и ожидание применения по назначению, транспортирование,… … Энциклопедия «Авиация»
Эксплуатация образца (изделия) авиационной техники военного назначения — стадия жизненного цикла образца (изделия) АТВН с момента принятия его эксплуатирующей организацией от завода изготовителя или ремонтного предприятия, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к… … Официальная терминология
Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию — При технической эксплуатации до предотказного состояния выполняется техническое обслуживание (ТО) с контролем параметров и ремонт после замены изделий по техническому состоянию, при технической эксплуатации до безопасного отказа ТО с контролем… … Энциклопедия техники
техническое обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию — техническое обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. При технической эксплуатации до предотказного состояния выполняется техническое обслуживание (ТО) с контролем параметров и ремонт после замены изделий по техническому состоянию,… … Энциклопедия «Авиация»
техническое обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию — техническое обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. При технической эксплуатации до предотказного состояния выполняется техническое обслуживание (ТО) с контролем параметров и ремонт после замены изделий по техническому состоянию,… … Энциклопедия «Авиация»
ГОСТ Р 54080-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 54080 2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСТ 1 02776-2001: Эксплуатация техническая авиационной техники по состоянию. Основные положения — Терминология ОСТ 1 02776 2001: Эксплуатация техническая авиационной техники по состоянию. Основные положения: Безопасный отказ Отказ изделия, не приводящий при его единичном проявлении на любом из этапов полета к последствиям более тяжелым, чем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Назначенный ресурс авиационной техники — в) назначенный ресурс суммарная наработка изделия, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия;. Источник: Приказ Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ 58 (ред. от 30.11.1995) Об утверждении… … Официальная терминология
эксплуатация — 3.2 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия (горки), на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество (работоспособное состояние). Источник: ГОСТ Р 52604 2006: Аквапарки. Водные горки высотой 2 м и выше. Безопасность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ техники
од эксплуатацией авиационной техники подразумевается комплекс мероприятий, — включающих использование ее летным экипажем для выполнения задания на полет, а также поддержание ее в исправном и готовом к вылету состоянии инженерно-техническим персоналом.
Если одним из основных факторов по обеспечению безотказной работы в полете авиационной техники является требование технически грамотной эксплуатации ее летным экипажем, то в наземных условиях для той же цели она должна быть подвергнута ряду осмотров и подготовок инженерно-техническим составом. В зависимости от налета на авиационной технике и сроков ее эксплуатации выполняются регламентные работы, профилактические (средние), капитальные (восстановительные) и текущие ремонты. Все это в сочетании с соблюдением требований хранения авиационной техники и грамотным выполнением на ней указанных работ позволяет исключить случаи ее отказа в полете по вине летного и инженерно-технического состава, осуществляющего эксплуатацию авиационной техники.
Многолетний опыт эксплуатации показывает, что, малейшая оплошность или небрежность, допущенная лет: ным или наземным экипажем при эксплуатации авиационной техники, может привести к гибели людей и дорогостоящей техники. Ведь для устранения появившейся в полете неисправности самолет не остановишь, как автомобиль. В связи с этим к летному и инженерно-тех-
ническому составу, осуществляющему эксплуатацию авиационной техники, предъявляются высокие требования: он должен твердо знать конструкцию и. правила эксплуатации, а также иметь хорошие практические навыки по своей специальности. Только после проверки этих знаний и навыков летный и инженерно-технический состав допускается к самостоятельной работе.
Как известно, знания конструкции, если их постоянно не совершенствовать, с течением времени ослабевают, кое-что забывается, а приобретенные практические навыки довольно быстро теряются даже после небольшого перерыва в работе. Поэтому знания конструкции и правил эксплуатации должны проверяться после временных перерывов (отпуск, длительная командировка), при переучивании на другие типы авиационной техники, по прибытии на новое место работы, на периодических зачетных сессиях, а также в случае грубых нарушений правил эксплуатации.
Эксплуатация каждого типа авиационной техники должна проводиться в строгом соответствии с существующей документацией — наставлениями и инструкциями. Так, например, летный состав в полете и при подготовке к нему полностью руководствуется требованиями инструкции летчику. Инженерно-техническому составу для приведения авиационной техники в состояние готовности к полетам приходится руководствоваться более обширной документацией по объему: наставлениями по инженерно-авиационной службе, инструкциями по технической эксплуатации, едиными регламентами технической эксплуатации (правилами и перечнем выполняемых работ по всем службам), технологией выполнения осмотров и регламентных работ (сборниками рекомендаций, как и в какой последовательности необходимо выполнять работы), а также дополнениями и изменениями, которые на основании обобщения передового опыта эксплуатации постоянно вносятся вышестоящими организациями в виде указаний и директив. Да это и понятно, ибо на 1 час полета приходится затрачивать несколько десятков человеко-часов работы на земле.
Таким образом, эксплуатация авиационной техники включает:
— технически правильное использование авиационной техники в полете;
— подготовку к полетам;
— выполнение регламентных работ и ремонта;
— систематическую проверку ее технического состояния;
Наиболее трудоемкий период эксплуатации — подготовка авиационной техники к полетам. Именно в этот период закладывается гарантия, что на авиационной технике не возникнут неисправности, угрожающие безопасности полетов. В зависимости от того, в каком состоянии находится самолет, и от того, готовят его к — первому или последующим полетам в данный летный день или. же осматривают после того, как он, выполнив задание, заруливает на стоянку, т. е. в зависимости от объема работы, ‘подготовка авиационной техники к полетам подразделяется на несколько видов.
В начале летного дня самолет, как правило, подвергается непродолжительной проверке, так как уже накануне он был приведен в исправное состояние. Обычно предполетная работа сводится к проверке работоспособности некоторых систем, агрегатов, их герметичности и др.
Еще меньшими по объему являются подготовка и осмотр при снаряжении самолета к последующему (повторному) полету. В этом случае производят беглый осмотр для выявления возникших в полете неисправностей, учитывая заявление летного экипажа о работоспособности самолета, дозаправку всех систем и укладку запланированного груза или посадку пассажиров. Приблизительно аналогичный характер носит подготовка по окончании летного дня. Наиболее трудоемка предварительная подготовка авиационной техники накануне летного дня, в процессе которой открываются все люки и производится тщательный осмотр всех агрегатов и систем. Этот вид подготовки действителен на несколько летных дней, но ограничен календарными сроками.
После определенного налета, наиболее характерного для данной авиационной техники, на ней одновременно по всем службам выполняются регламентные работы, основная цель которых обеспечить надежность авиационной техники в межрегламентный период, т. е. до очередных регламентных работ. Как правило, в период выполнения регламентных работ производятся смазоч-
ные работы, проверка изменения ранее замеренных параметров и сравнение их с нормами допусков, указанных в Инструкции по технической эксплуатации (технических условиях), замена неисправных элементов, деталей, агрегатов, регулировочные работы и мелкий ремонт, который в ‘процессе подготовки к полетам выполнить затруднительно. Регламентные работы в большинстве случаев выполняются инженерно-техническим составом, узко специализирующимся на тех или иньїхі операциях, что при наличии специального оборудования’ значительно повышает их качество.
Кроме того, ‘прежде чем допустить авиационную технику к обычным полетам, ее подвергают дополнительной проверке в контрольном полете. Контрольный полет по заранее разработанным программам выполняется также после сборки новой авиационной техники, ее капитального ремонта, замены двигателей и других сложных регулировочных работ в системах управления. Учитывая, что во время контрольного полета не исключены некоторые отклонения работоспособности отдельных агрегатов и систем от технических условий, полет обычно выполняют в районе аэродрома и не совмещают с какими-либо другими заданиями. В контрольном полете все внимание экипажа сосредоточивается на регистрации показаний приборов, результаты которых записываются в карточку контрольного полета. Последняя после заполнения и анализа хранится в документации авиационной техники. В настоящее время все большее число параметров, подлежащих контролю, регистрируется автоматически, что позволяет летному составу больше внимания уделять проверке летных качеств авиационной техники в полете, ее устойчивости и управляемости, а также работоспособности вновь установленных приборов и агрегатов.
1 Область применения
Стандарт устанавливает основные положения в области технической эксплуатации AT по состоянию.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ОСТ 1.02772-98 Изделия авиационной техники. Порядок проведения и содержание работ по особо ответственным составным частям самолетов и вертолетов
3 Определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:
Метод технической эксплуатации
Совокупность правил, определяющих вид предельного состояния изделия, по достижении которого эксплуатация изделия приостанавливается или прекращается, а также виды и состав работ по техническому обслуживанию и ремонту изделия в эксплуатации в соответствии с установленным видом предельного состояния
Метод технической эксплуатации по ресурсу (ТЭР)
Метод технической эксплуатации изделия с восстановлением (списанием) после выработки назначенного ресурса (срока службы), при котором применение изделия по назначению производится до тех пор, пока его наработка (срок службы) не достигнет назначенной величины (назначенного ресурса или срока службы), после чего следует списание или плановый ремонт изделия
Техническая эксплуатация по состоянию (ТЭС)
Эксплуатация, при которой замена изделия при всех видах (формах) ТО и Р для его восстановления или списания производится только при отказе изделия или достижении им предотказного состояния
Работоспособное состояние изделия, при котором его определяющий(ие) параметр(ы) имеет(ют) значение, находящееся в поле упреждающего допуска, устанавливаемого в эксплуатационной или ремонтной документации, или при котором имеет место контролируемый отказ допустимого числа элементов, составляющих внутренний резерв работоспособности изделия
Параметр изделия, самостоятельно или в совокупности с другими параметрами характеризующий работоспособность изделия в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации
Упреждающий допуск определяющего параметра
Диапазон изменения определяющего параметра, границы которого устанавливают область предотказного состояния изделия
Отказ изделия, не приводящий при его единичном проявлении на любом из этапов полета к последствиям более тяжелым, чем усложнение условий полета
Метод технической эксплуатации до предотказного состояния (ТЭП)
Метод технической эксплуатации изделия с восстановлением (списанием) после достижения им неисправного состояния, при котором применение изделия по назначению производится до достижения им предотказного состояния, после чего следует восстановление изделия или его списание. Является одним из методов ТЭС
Метод технической эксплуатации до отказа с контролем уровня надежности (ТЭО)
Метод технической эксплуатации изделия, при котором его эксплуатация осуществляется до безопасного отказа, а управление состоянием изделий (восстановление, модификация, списание) осуществляется на основе анализа надежности. Является одним из методов ТЭС
Контрольно-восстановительные работы (КВР)
Вид (форма) периодического технического обслуживания (регламентных работ), выполняемый взамен капитального и среднего (заводского) ремонта на изделии, эксплуатируемом по состоянию
Самолет, эксплуатируемый по состоянию
Самолет, на котором выполняются в установленном объёме работы по ТО и Р, ресурс до первого ремонта и межремонтный ресурс (сроки службы) не устанавливаются, взамен капитального и среднего (заводского) ремонта выполняются КВР, а составные части и комплектующие изделия, как правило, эксплуатируются по состоянию, кроме ограниченной номенклатуры изделий, эксплуатируемых по ресурсу
4 Основные положения
4.1 При технической эксплуатации AT применяются методы ТЭР, ТЭП, ТЭО.
4.2 При ТЭР восстановление (списание) изделия, эксплуатируемого в пределах установленных для всей совокупности однотипных изделий назначенных ресурсов и сроков службы (по ГОСТ 27.002 ), осуществляется в плановом порядке при выработке ресурса (срока службы), независимо от технического состояния изделия (или после его отказа).
4.3 При регламентированных ремонтах по наработке для парка однотипных изделий, эксплуатируемых по ресурсу, в эксплуатационной и ремонтной документации устанавливается единый объем работ по разборке изделия и дефектации его составных частей. Объем восстановительных работ назначается по результатам дефектации.
4.4 При эксплуатации по ресурсу установление и продление всех видов назначенного ресурса и срока службы (срока хранения) осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по назначению и продлению ресурса и срока службы (срока хранения).
4.5 Объектами ТЭР могут быть самолет е целом, а также отдельные его составные части и комплектующие изделия. Преимущественно ТЭР применяется для особо ответственных составных частей самолетов, отказы которых влияют на безопасность полетов (по ОСТ 1 02772).
4.6 Основной целью внедрения ТЭС изделий AT является сокращение затрат на их эксплуатацию и восстановление при обеспечении заданных уровней безотказности и безопасности полетов в пределах установленных для самолета в целом ресурса и срока службы до списания.
4.7 ТЭС заключается в применении к составным частям самолетов методов ТЭП или ТЭО. При этом часть изделий допускается эксплуатировать по ресурсу, если этого требуют интересы обеспечения безопасности полетов или эти изделия не могут эксплуатироваться по состоянию по экономическим или другим причинам.
В отличие от ТЭР, при которой восстановление (списание) изделия осуществляется в плановом порядке при выработке ресурса или непланово при отказе, ТЭС предусматривает восстановление (списание) изделия только при достижении им определенного в эксплуатационной документации вида неработоспособного или неисправного состояния (отказа или предотказного состояния).
4.8 Сущность ТЭС заключается в максимальном использовании запасов работоспособности конструкции и комплектующих изделий каждого экземпляра самолета на основе проведения в процессе эксплуатации необходимого контроля его технического состояния и систематической оценки и анализа надежности парка самолетов в целом. При этом на самолете выполняется установленный эксплуатационной и ремонтной документацией объем работ по ТО и Р.
4.9 Снижение эксплуатационных затрат при переводе AT на ТЭС обеспечивается:
— сокращением потребных объемов обменных фондов запасных частей в связи с отменой назначенных ресурсов и сроков службы (и соответствующих замен и ремонтов) изделий;
— уменьшением трудоемкости ТО и Р вследствие формирования рациональных режимов ТО и Р при внедрении методов ТЭС.
4.10 Объектами технической эксплуатации по состоянию могут быть самолет в целом, а также его составные части и другие изделия, как вновь создаваемые, так и находящиеся в эксплуатации.
4.11 Для самолетов и составных частей и их изделий, эксплуатируемых по состоянию, назначенные ресурсы и сроки службы до первого ремонта и межремонтные не устанавливаются. В эксплуатационной и ремонтной документации этих изделий вместо величин указанных ресурсов и сроков службы делается запись об эксплуатации их по состоянию. Для изделий, эксплуатируемых методами ТЭС, в качестве показателей долговечности могут использоваться величины средних или гамма-процентных ресурсов и сроков службы (по ГОСТ 27.002 ).
4.13 Как для вновь создаваемых, так и для эксплуатируемых самолетов допускается сохранение технической эксплуатации по ресурсу ограниченной номенклатуры изделий, которые по технико-экономическим причинам не могут эксплуатироваться по состоянию. При этом должна быть доказана целесообразность и эффективность введения ограничений по ресурсу или сроку службы.
4.14 При поступлении любого самолета на завод для выполнения на нем КВР или ремонта, а также при выполнении на самолете КВР или ремонта в эксплуатации изделия, эксплуатируемые методами ТЭП и ТЭО, ремонту не подлежат. На них выполняется объем работ, предусмотренный эксплуатационной документацией в соответствии с налетом, наработкой или календарным сроком службы этих изделий.
4.15 Заводской ремонт как организационная форма восстановления ресурса сохраняется только для изделий, эксплуатируемых по ресурсу. Заводской ремонт на указанных изделиях выполняется после выработки ими назначенных межремонтных ресурсов или сроков службы при поступлении изделия на завод индивидуально или при выработке не менее 80 % величины межремонтных ресурсов или сроков службы при поступлении на завод в составе самолета.
Что такое техническая эксплуатация авиационной техники
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Air transport. Maintenance and repair system of aviation equipment. Terms and definitions
Дата введения 2011-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 «Воздушный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 сентября 2010 г. N 240-ст
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.
Введение
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации.
Термины, устанавливаемые настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области технического обслуживания и ремонта авиационной техники гражданской авиации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ
2 Термины и определения
1 система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТО и Р: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему.
2 техническое обслуживание авиационной техники; ТО AT: Комплекс работ или работа по поддержанию работоспособности или исправности изделия авиационной техники при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
3 ремонт авиационной техники; ремонт AT: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
4 изделие авиационной техники; изделие AT: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.
5 воздушное судно; ВС: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
6 исправное воздушное судно; исправное ВС: Комплектное воздушное судно, имеющее остаток ресурса и срока службы, на котором выполнены установленные работы технического обслуживания, устранены последствия повреждений и отказов в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
7 воздушное судно, готовое к полету; ВС, готовое к полету: Исправное воздушное судно, подготовленное к полету и снаряженное в соответствии с заданием на полет, с оформленной установленной документацией.
8 переоборудование воздушного судна; переоборудованное ВС: Комплекс работ по изменению конструкции воздушного судна одного варианта в другой в целях изменения его назначения в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
9 объект технического обслуживания и (или) ремонта; объект ТО и (или) Р: Изделие авиационной техники, обладающее потребностью в определенных работах технического обслуживания и (или) ремонта и приспособленностью к выполнению этих работ.
10 технологичность конструкции изделия авиационной техники; технологичность AT: Совокупность свойств конструкции изделия авиационной техники, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, техническом обслуживании и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ.
11 эксплуатационная технологичность изделия авиационной техники; эксплуатационная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению работ технологического обслуживания.
12 ремонтная технологичность изделия авиационной техники; ремонтная технологичность AT: Технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению при техническом обслуживании (ремонте) работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности.
13 контролепригодность изделия авиационной техники; контролепригодность AT: Свойство изделия авиационной техники, характеризующее его приспособленность к проведению работ по контролю технического состояния заданными средствами в заданных условиях.
14 техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние AT: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.
15 исправное состояние изделия авиационной техники; исправность AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором оно соответствует всем требованиям технической и эксплуатационной или ремонтной документации.
16 предельное состояние изделия авиационной техники; предельное состояние AT: Состояние изделия авиационной техники, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
17 критерий предельного состояния изделия авиационной техники; критерий предельного состояния AT: Признак или совокупность признаков предельного состояния изделия авиационной техники, установленные в эксплуатационной или ремонтной документации.
18 техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование AT: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью.
1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов).
2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования.
19 диагностический параметр изделия авиационной техники; диагностический параметр AT: Признак или параметр объекта диагностирования авиационной техники, используемый в установленном порядке для определения технического состояния изделия.
Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники
20 технологическое обслуживание авиационной техники; технологическое обслуживание AT: Комплекс работ по подготовке изделия авиационной техники к использованию по назначению, хранению, транспортированию и приведению его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия.
21 метод технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники; метод ТО и (или) Р AT: Совокупность технологических и организационных правил выполнения работ технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники.
22 техническая эксплуатация авиационной техники; техническая эксплуатация AT: Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия авиационной техники.
23 нормальная эксплуатация авиационной техники; нормальная эксплуатация AT: Эксплуатация изделий авиационной техники в соответствии с действующей эксплуатационной документацией.
24 подконтрольная эксплуатация авиационной техники; подконтрольная эксплуатация AT: Эксплуатация в целях получения дополнительной информации об авиационной технике.
25 реальная эксплуатация авиационной техники; реальная эксплуатация AT: Эксплуатация авиационной техники в сложившихся в эксплуатирующей организации условиях.
периодичность технического обслуживания (ремонта); периодичность ТО (Р): Интервал времени или наработки между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.
27 наработка изделия авиационной техники; наработка AT: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники.
28 цикл технического обслуживания авиационной техники; цикл ТО AT: Наименьший повторяющийся интервал времени или наработки изделия авиационной техники, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями эксплуатационной документации все установленные виды периодического технического обслуживания.
29 назначенный ресурс изделия авиационной техники; назначенный ресурс AT: Суммарная наработка изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
30 назначенный срок службы изделия авиационной техники; назначенный срок службы AT: Суммарная календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
31 временный назначенный ресурс изделия авиационной техники; временный назначенный ресурс AT: Часть назначенного ресурса изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией.
32 временный назначенный срок службы изделия авиационной техники; временный назначенный срок службы AT: Часть назначенного срока службы изделия авиационной техники, в пределах которого применение изделия по назначению разрешено эксплуатационной документацией.
33 межремонтный ресурс изделия авиационной техники; межремонтный ресурс AT: Установленная в нормативно-технической документации наработка изделия авиационной техники между смежными ремонтами.
34 межремонтный срок службы изделия авиационной техники; межремонтный срок службы AT: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники между смежными ремонтами.
35 послеремонтная гарантийная наработка изделия авиационной техники; послеремонтная гарантийная наработка AT: Наработка изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации.
36 послеремонтный гарантийный срок службы изделия авиационной техники; послеремонтный гарантийный срок службы AT: Календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники после ремонта, в период которой исполнитель ремонта гарантирует выполнение требований к изделию, указанных в эксплуатационной документации, при условии соблюдения правил эксплуатации.
37 ресурс изделия авиационной техники до первого ремонта; ресурс AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации наработка изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта.
38 срок службы изделия авиационной техники до первого ремонта; срок службы AT до первого ремонта: Установленная в эксплуатационной документации календарная продолжительность эксплуатации изделия авиационной техники с начала эксплуатации до первого ремонта.
39 работа по техническому обслуживанию или ремонту изделия авиационной техники; работа ТО или Р: Технологически завершенный комплекс операций технического обслуживания или ремонта, выполняемый на изделии авиационной техники.
40 объем технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; объем ТО или Р: Совокупность работ технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники и (или) трудоемкость их выполнения.
41 режим технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники; режим ТО или Р: Условия выполнения технического обслуживания или ремонта изделия авиационной техники, включающие перечень и периодичность выполнения работ и, при необходимости, значения эксплуатационных характеристик применяемых средств.