что такое театральная ложа в театре
Театральная шпаргалка
Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с начала. Что такое театр?
Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.
Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.
Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.
В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.
Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.
Фойе, нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.
Гардероб – комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.
И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.
Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.
Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.
Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.
Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Ложа (театр)
Ложа — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.
Исторически ложа представляла собой отдельное небольшое помещение с отдельным входом, в некоторых случаях ведшим через небольшую прихожую, где можно было оставить одежду или даже провести время в антракте, — это помещение называлось аванложей. Ложи располагались как на уровне партера (сзади и по бокам — так называемые ложи бенуара), так и на более высоких ярусах (первый из которых, наиболее престижный, назывался бельэтажем).
Во многих театрах предусматривались привилегированные ложи — царская (королевская, президентская), губернаторская, директорская (находившаяся в распоряжении руководства театра). Другие ложи чаще всего абонировались богатыми и/или знатными ценителями на весь сезон. Общее количество лож могло быть весьма велико: в миланском театре «Ла Скала», например, их было 194.
Преимущество ложи состояло не только в отдельном входе, но и (в некоторых случаях) в возможности наблюдать за сценическим действием, в меньшей степени обнаруживая себя. В то же время аристократическая публика в ложах могла, напротив, привлекать к себе повышенное внимание (ср. у Пушкина: «Театр уж полон, ложи блещут»).
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ложа (театр)» в других словарях:
Театр Соловцова — здание … Википедия
Театр Диониса — Театр Диониса … Википедия
Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия
Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
театр — I. ТЕАТР а, м. théâtre, нем. Theater, лат. theatrum <гр. theatron место для зрелищ, зрелище. 1. Помост, театральные подмостки, сцена. Порожжее место между феатром <сценой> и чуланчиками <ложами> называется партер, и там то весь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Театр — начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб ные представл. были известны и в др. частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавш. во время праздников в честь бога… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Театр — (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды,… … Словарь античности
ложа — 1 іменник жіночого роду місця в театрі; відділення масонської організації ложа 2 іменник жіночого роду частина зброї ложа 3 іменник жіночого роду постіль рідко … Орфографічний словник української мови
Ложа (театр)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Ложа — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.
Исторически ложа представляла собой отдельное небольшое помещение с отдельным входом, в некоторых случаях ведшим через небольшую прихожую, где можно было оставить одежду или даже провести время в антракте, — это помещение называлось аванложей. Ложи располагались как на уровне партера (сзади и по бокам — так называемые ложи бенуара), так и на более высоких ярусах (первый из которых, наиболее престижный, назывался бельэтажем).
Во многих театрах предусматривались привилегированные ложи — царская (королевская, президентская), губернаторская, директорская (находившаяся в распоряжении руководства театра). Другие ложи чаще всего абонировались богатыми и/или знатными ценителями на весь сезон. Общее количество лож может быть весьма велико: в миланском театре «Ла Скала», например, их 194.
Преимущество ложи состояло не только в отдельном входе, но и (в некоторых случаях) в возможности наблюдать за сценическим действием, в меньшей степени обнаруживая себя. В то же время аристократическая публика в ложах могла, напротив, привлекать к себе повышенное внимание (ср. у Пушкина: «Театр уж полон, ложи блещут»).
ЛОЖА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ЛОЖА ТЕАТРАЛЬНАЯ (франц. loge – маленькая комната; первоисточник – древневерхненемецкое laubja – хижина), группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами. Располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах, а также – по сторонам просцениума.
Прообразом, зачатком будущей ложи можно считать выделение своеобразных боксов для знатной публики на зрительских местах древнеримского театра времен империи. Эти боксы богато украшались и устилались коврами. Однако в современном значении этого слова ложа получила свое распространение в эпоху Возрождения, при разработке принципиально нового, т.н. «рангового» или «ярусного» типа театрального здания.
Некоторый намек на будущие ложи можно увидеть в Средневековье, когда мистерии вышли из церквей на улицы и площади городов. Пространство зрительских мест на балконах и в окнах окружающих сценические подмостки домов было стихийно организовано по принципу ложи: с одной стороны – предоставляло наиболее выгодную точку обзора, так как было приподнято над землей, с другой стороны – отделяло группу зрителей от толпы, предоставляя им максимально возможный комфорт. Весьма наглядно этот принцип организации зрительных мест прослеживается в представлениях, происходящих во внутренних дворах гостиниц, особенно на Юге Франции с ее архитектурными особенностями гостиничных зданий. Длинные балконы, обходящие по периметру весь этаж, предоставляли для каждого гостиничного номера свое отдельное пространство.
Искусство строительства театральных зданий переживало свое второе рождение в эпоху раннего Ренессанса в Италии. Развитие рангового театра обусловила возникшая в 16 в. итальянская опера, для которой насущно необходимым был вместительный, но компактный зрительный зал с хорошей акустикой. Ярусы, расположенные один над другим, обусловливали дополнительную вместимость зрительного зала без увеличения его длины, что, несомненно, отрицательно сказалось бы на акустических возможностях здания. Поначалу зрительные ярусы представляли собой сплошные открытые галереи с возвышавшимися друг над другом рядами. Однако сословная разобщенность зрителей очень скоро привела к разделению галерей поперечными перегородками и образованию отдельных ячеек, то есть – современных лож.
В 17 в. шли интенсивные поиски оптимального решения пространства зрительного зала – как его формы, так и увеличения вместимости (но не в ущерб акустике). Архитекторы экспериментировали с количеством ярусов; в частности, построенный в Риме театр Тординона (1675) насчитывал целых шесть ярусов. К этому же времени относится и появление лож по сторонам просцениума.
Интересно проследить и влияние национального характера на формирование пространства театральных лож.
Экспансивный характер итальянцев, обожествляющих оперу, обусловил определенный характер пространства: ложи итальянских оперных театров глубокие, они дают возможность группе обмениваться впечатлениями, не мешая всему зрительному залу наслаждаться музыкой и пением. Основной акцент ставится на акустические требования. Однако сочетание зрительского пространства подобного типа с глубинной сценой порой приводит к плохому обзору из крайних лож. Наиболее наглядный пример это – знаменитый миланский театр Ла Скала: при безукоризненных акустических характеристиках здания, значительная часть зрителей лож плохо видит происходящее на сцене.
Французский тип театральных лож совершенно иной: они неглубокие, более открытые. Это дает зрителям возможность не только лучше видеть сценическое действие, но и демонстрировать самих себя, искусство своих портных и ювелиров. При этом французским театральным зданиям свойственна избыточная пышность декора, лепнины, архитектурной отделки, что не может не сказаться на акустике зрительного зала. Так, здание Гранд Опера в Париже, при безукоризненном удобстве расположения зрительских мест, обладает некоторыми акустическими недостатками.
Одним из характерных признаков рангового театра является ложа для особо важных посетителей, т.н. «царская ложа». Она имеет наиболее нарядный декор и находится прямо напротив сцены, над задними рядами амфитеатра. Такое расположение «царской ложи» удовлетворяет сразу нескольким требованиям: дает находящимся в ней зрителям возможность максимального обзора сцены; позволяет большинству зрителей других секторов лицезреть находящуюся в «царской ложе» особу; обусловливает достижение максимально возможной степени безопасности и изоляции высокопоставленных персон при проходе на свои места.
Аванложа (от франц. avant – впереди и loge – ложа) небольшое помещение, являющееся прихожей, преддверием ложи, где зрители могут оставить верхнее платье и отдохнуть в антракте. Возникновение аванлож связано с тем, что ложи целиком абонировались семьями либо замкнутыми группами.
Ранговый или ярусный тип театрального здания с ложами, наряду с «аудиторным» и «амфитеатральным» типами, сохранил свое распространение до нашего времени. Однако количество лож в театрах, построенных в 20 в., сведено к минимуму. Аванложи сохранены главным образом при ложах дирекции. Ложи, находящиеся по бокам просцениума, сегодня зачастую заняты осветительной аппаратурой.
Лукомский Г. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. Санкт-Петербург, 1913
Бархин Г. Архитектура театра. М., «Архитектура», 1947
Виноградов В. Театральные здания вчера, сегодня, завтра. М., 1971
Лучшие места в театре
У заядлых театралов уже давно присмотрены отличные места в каждом театре. Но вот что делать тем, кто ходит туда редко или вообще собирается в первый раз?
Для начала, нужно определиться с тем, в какой театр вы идёте. Если в оперный или построенный до XX века, то представленная классификация для вас. Если в более современное место, то выбирайте либо «режиссёрский» восьмой ряд, либо вообще любое место: будет и видно, и слышно. За исключением «слепых зон», они есть во всех театрах, причём в каждом свои.
Партер
Не стоит мечтательным взглядом смотреть на первые ряды, обычно дорогие, но бессмысленные. Во время балета вы будете отчётливо слышать топанье ног «хрупких» балерин, во время оперы перед носом будет маячить голова дирижёра. На драматической постановке ещё есть вариант угнездиться в первых рядах, но и это не всегда полезно, особенно, если актёры будут использовать «летающие» в страстях предметы, воду, пыль, дым.
Амфитеатр (бенуар)
Амфитеатр располагается чуть выше партера. И это самые драгоценные места, хотя по стоимости могут запросто оказаться дешевле партера. Обзор отличный, слышимость прекрасная.
Бельэтаж
Бельэтаж находится над амфитеатром. В переводе с французского означает «красивый этаж». Зачастую они действительно вполне симпатичны. Видно прекрасно, слышно ещё лучше, поэтому ожидать от этих мест низкой цены бессмысленно.
Балкон
ТОП-11 зимних спектаклей
Театр Романа Виктюка
ТОП-5 интересных фактов о танцах
Петропавловская крепость Санкт-Петербурга
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2200 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2500 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 600 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 250 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Мирей Матье
- 05 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1600 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Алексей Брянцев
- 06 марта 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Хор Турецкого
- 19 декабря 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2300 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Максим Фадеев
- 15 апреля 19:00 Ледовый дворец Билеты от 1500 ₽ Е
Детям, Шоу, Шоу-Мюзикл, До 6 лет, От 7 до 11 лет
Остров сокровищ (Сергей Безруков)
- 26 марта 12:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Лучшие места в театре
У заядлых театралов уже давно присмотрены отличные места в каждом театре. Но вот что делать тем, кто ходит туда редко или вообще собирается в первый раз?
Для начала, нужно определиться с тем, в какой театр вы идёте. Если в оперный или построенный до XX века, то представленная классификация для вас. Если в более современное место, то выбирайте либо «режиссёрский» восьмой ряд, либо вообще любое место: будет и видно, и слышно. За исключением «слепых зон», они есть во всех театрах, причём в каждом свои.
Партер
Не стоит мечтательным взглядом смотреть на первые ряды, обычно дорогие, но бессмысленные. Во время балета вы будете отчётливо слышать топанье ног «хрупких» балерин, во время оперы перед носом будет маячить голова дирижёра. На драматической постановке ещё есть вариант угнездиться в первых рядах, но и это не всегда полезно, особенно, если актёры будут использовать «летающие» в страстях предметы, воду, пыль, дым.
Амфитеатр (бенуар)
Амфитеатр располагается чуть выше партера. И это самые драгоценные места, хотя по стоимости могут запросто оказаться дешевле партера. Обзор отличный, слышимость прекрасная.
Бельэтаж
Бельэтаж находится над амфитеатром. В переводе с французского означает «красивый этаж». Зачастую они действительно вполне симпатичны. Видно прекрасно, слышно ещё лучше, поэтому ожидать от этих мест низкой цены бессмысленно.